Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Теории когнитивного соответствия: Теории когнитивного соответствия

Содержание

Теории когнитивного соответствия

26.05.2012

Обширный класс социально-психологических теорий соответствия, составляющих ядро когнитивистской ориентации, базируется на центральной идее о том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, а если это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить такое состояние. Эта идея по-разному представлена в различных теориях, но сам факт одновременного обращения к ней многих исследователей весьма примечателен. Сами последователи этих теорий в своеобразном credo — работе «Теории когнитивного соответствия» отмечают, что история их возникновения есть иллюстрация нередко встречающегося в истории науки явления, когда в определенный период времени возникает несколько сходных теорий, созданных авторами, не имеющими между собой прямых научных контактов. В конце 50-х годов так же получилось и с теориями когнитивного соответствия, которые возникли под разными названиями: баланса, конгруэнтности, симметрии, диссонанса.

Общим для них всех с самого начала стало признание того факта, что человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной системы, и, более того, группы ведут себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие их межличностных отношений. Ощущение же несоответствия вызывает психологический дискомфорт, что порождает реорганизацию когнитивной структуры с целью восстановления соответствия.

Хотя эти теории возникли лишь в конце 50-х годов, к ним применимы слова Эббингауза, относящиеся к психологии в целом: эти теории имеют «длинное прошлое, но короткую историю». Сами последователи этих теорий усматривают их связь еще со средневековым понятием логического человека или с понятиями рационального человека, экономического человека, относящимися к философским концепциям более позднего времени. Таким образом, общность подхода подчеркивается в том пункте, где осуществляется попытка соотнести логичное и алогичное, рациональное и нерациональное в поведении человека, что, вообще говоря, является действительно одной из центральных задач психологии.

Тот факт, что именно в конце 50-х годов XX в. западная социальная психология вновь концентрирует свое внимание на этой проблеме, очевидно, не является случайным. Довольно длительное господство бихевиористской ориентации к этому времени утвердило, казалось бы, незыблемый стандарт строгого объективного исследования поведения, претендующего на объяснение его механизмов. Но это было преимущественно объяснение поведения животных, и аналогии с поведением человека Оказались весьма уязвимыми, прежде всего потому, что за бортом исследований оказался такой существенный момент, как сознание человека. Следовательно, проблема соотношения логичного и алогичного в поведении по-прежнему оставалась нерешенной. Между тем усложнение форм общественной жизни, необходимость активных, рациональных форм поведения диктовали социальной психологии своеобразный «заказ» на объяснение указанных феноменов. Теории соответствия в специфической форме ответили на этот заказ.

Непосредственными источниками всех теорий соответствия считают идеи К. Левина о природе конфликта и коллективную работу «Авторитарная личность», выполненную под руководством Т. Адорно. Левин, как известно, выделил три вида психологических конфликтов, которые позже были подтверждены Миллером в результате экспериментов на животных. Эти типы конфликтов: «подход — подход» («аpproach — аpproach»), «избегание — избегание» («avoidence — avoidence»), «подход — избегание» («арргоасп — avoidence»). Сама ситуация альтернативы, в которой каждый раз оказывается индивид, по мнению Брауна, впервые могла быть удовлетворительно интерпретирована именно в терминах моделей соответствия. Что же касается работы Адорно, имеющей четкую политическую направленность против культа фюрера, но привлекающей чисто психологические объяснения общественных явлений, то в ней последователи теорий соответствия отметили одну важную для них деталь. В разделе этой книги, озаглавленном «Когнитивная организация личности», обсуждалось понятие «толерантность неоднозначности», которое рассматривается как прообраз идеи терпимости несоответствия, сыгравшей важную роль, в частности, в теории когнитивного диссонанса.

С самого начала своего существования теории соответствия стали рассматриваться как социально-психологические теории, хотя сами авторы необязательно отождествляли их с социальной психологией. Справедливо, что в полном объеме проблема когнитивных структур и динамики когнитивной организации человека есть общепсихологическая проблема, и лишь некоторые ее аспекты представляют интерес для социального психолога: не случайно направление когнитивной психологии утверждает себя на Западе все больше и больше как общепсихологическое направление. Однако тот конкретный вид, который приобретает когнитивизм в теориях соответствия, связан в первую очередь, конечно, с социально-психологическим материалом. В этом нетрудно убедиться, обратившись непосредственно к содержанию самих теорий.

Из всех теорий соответствия наибольшую известность получили следующие: теория структурного баланса Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

Ключевые слова: Когнитивность

Источник: Андреева Г.М., Зарубежная социальная психология ХХ столетия

Материалы по теме

Импульсивность — рефлексивность

Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология

Интернальность — экстернальность

Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология

Когнитивные теории развития

Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Когнитивный подход А. Бека

Литвак М.Е., Профессия психолог

Когнитивная терапия А. Бека

Соловьева С.Л., Психотерапия

Объекты когнитивной модификации

Соловьева С.

Л., Психотерапия

Когнитивные стили

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия

Теории когнитивного соответствия: общая характеристика.

В самом общем виде сущность когнитивистского подхода может быть охарактеризована как стремление объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент висследованиях делается на процесс познания. Впечатления инвидида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения. Таким образом, это поведение целиком находится в контексте некоторых организованных систем образов, понятий и других «менталистских» образований.

При объединении этих образований в связанную структурированную систему человеку неизбежно приходится принимать некоторое решение, первым шагом которого является отнесение воспринимаемого предмета к определенной категории.

Весь традиционный набор идей гештальтпсихологии представлен в работах социальных психологов когнитивистской ориентации. В них достаточно часты прямые ссылки на классические произведения гештальтистов, в частности на книгу В. Келера «Гештальтпсихология»; многие из авторов, работающих в рамках этой ориентации, называют себя учениками школы гештальтпсихологии. Общая тональность гештальтпсихологии неизбежно присутствует в работах когнитивистов: призыв опереться на непосредственный жизненный опыт как на первый шаг создания «респектабельной» науки, допустимость, наряду с экспериментом, данных «наивного» наблюдения и, конечно, общая ориентация на познавательные процессы как исходный пункт

психологического анализа.

Другим теоретическим источником когнитивистской ориентации является теория поля К. Левина.

Несмотря на близость идей Левина гештальтпсихологии, в его концепции содержатся такие

акценты, которые особенно значимы для социальной психологии. В отличие от гештальтпсихологов, Левин делает упор не на познавательные процессы, а предлагает принципы

исследования личности и, следовательно, наряду с использованием такого ключевого понятия, как «образ», разрабатывает понятие «мотив». Это содержит в себе высокую привлекательность для когнитивистов — социальных психологов, поскольку привлечение только фактора информации (знания) для объяснения социального поведения оказывается недостаточным.

«для гештальтистов «поле» — это перцептивная структура, это то, что воспринимается в качестве

непосредственно данного сознанию. Для Левина «поле» — это структура, в которой совершается

поведение. Она охватывает в нераздельности мотивационные устремления (намерения) индивида

и существующие вне индивида объекты его устремлений».

Другая идея Левина,непосредственно использованная в социальной психологии,— это идея валентности: необходимость изучения индивида во взаимодействии с окружением, акцент на «центральные» психические процессы, уважение к эксперименту, в том числе в такой сложной области, как исследование личности.

Ядро когнитивистской ориентации составляют теории когнитивного соответствия. Все

они базируются на основной посылке о том, что когнитивная структура человека не может быть

несбалансированной, дисгармоничной, а если это имеет место, то немедленно возникает

тенденция изменить такое состояние. Возникли под разными названиями: баланса, конгруэнтности, симметрии, диссонанса. Общим для всех них было с самого начала признание того факта, что человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной системы, и, более того, группы ведут себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие их межличностных отношений. Ощущение же несоответствия вызывает психологический дискомфорт, что и порождает реорганизацию когнитивной структуры с целью восстановления соответствия.

Непосредственными источниками теорий соответствия считаются идеи К. Левина о природе

конфликта и коллективная работа под руководством Т. Адорно «Авторитарная личность». Левин

выделил три типа психологических конфликтов, которые позже были зафиксированы в

эксперименте Миллером: «подход — подход», «подход — избегание», «избегание —

избегание». В каждой ситуации перед индивидом существует альтернатива выбора поведения.

Так, в ситуации «подход — подход» характеризуется состояние индивида, которому приходится

выбирать между двумя в равной степени привлекательными альтернативами, каждая из которых

требует различного типа действия. Ситуация «подход — избегание» характеризует такой тип конфликта, когда одна и та же цель представляется индивиду и привлекательной, и отталкивающей в то же самое время (на обыденном языке это называется «и хочется и колется»). Третий тип конфликта «избегание — избегание» рисует ситуацию, когда нужно выбирать между двумя равно непривлекательными альтернативами («налево пойдешь — пропадешь, направо пойдешь — …тоже пропадешь»).

Интерпретация сделанного выбора хорошо осуществляется при помощи теорий когнитивного

соответствия, которые как бы логически продолжают рассуждения Левина: человек выбирает ту

альтернативу, при помощи которой он быстрее восстанавливает свое когнитивное соответствие.

Теория когнитивного соответствия — Теория ИС

Этот сайт спонсируется Университетом Колорадо

Содержание

  • 1 Теория когнитивного соответствия
  • 2 Акроним
  • 3 Альтернативное(ые) имя(я)
  • 4 Основная зависимая конструкция(и)/фактор(ы)
  • 5 Основная независимая конструкция(и)/фактор(ы)
  • 6 Краткое описание теории
  • 7 Диаграмма/схема теории
  • 8 Автор(ы) автора
  • 9 Основополагающие статьи
  • 10 Область происхождения
  • 11 Уровень анализа
  • 12 статей по ИС, в которых используется теория
  • 13 Ссылки из этой теории на другие теории
  • 14 Внешние ссылки
  • 15 первоначальных авторов

Когнитивная теория соответствия

Акроним

CFT

Альтернативное(ые) имя(я)

Н/Д

Основной зависимый конструкт(ы)/фактор(ы)

Решение проблемы, эффективность решения проблемы, выполнение задачи

Основная независимая конструкция(и)/фактор(ы)

Представление проблемы, задача решения проблемы

Краткое описание теории

Теория когнитивного соответствия была разработана Айрис Весси (1991). Теория предполагает, что соответствие между задачей и форматом представления информации приводит к превосходному выполнению задачи для отдельных пользователей. В нескольких исследованиях теория когнитивного соответствия дала объяснение различий в производительности пользователей в разных форматах представления, таких как таблицы, графики и схематические лица (например, Vessey, 19).91, 1994; Весси и Галлетта, 1991; Уманат и Весси, 1994). Теория также была распространена на область географических информационных систем, где она использовалась для объяснения различий в производительности пользователей картографических и табличных географических информационных систем в задачах смежности, близости и локализации (Dennis and Carte, 1998; Smelcer и др.). Кармель, 1997).

Согласно Vessey (1991), «сопоставление репрезентации с задачами приводит к использованию сходных… процессов решения проблем и, следовательно, к формулированию непротиворечивой ментальной репрезентации. Нет необходимости преобразовывать мысленную репрезентацию. .. в извлекать информацию из представления проблемы и решать проблему. Следовательно, решение проблем с когнитивной подгонкой приводит к эффективному и действенному решению проблем».

Источники: Весси, Ирис (1991). Cognitive Fit: теоретический анализ литературы по графикам и таблицам. Науки о принятии решений 22, (2), 219-240. и Данн, Шерил, Грабски, Северин. (2001). Исследование локализации как элемента когнитивного соответствия в представлениях модели бухгалтерского учета. Науки о принятии решений, 32 (1), 55-94.

Диаграмма/схема теории

Источник: Шафт, Тереза ​​М. и Ирис Весси, (2006) «Роль когнитивного соответствия в отношениях между пониманием и модификацией программного обеспечения», Ежеквартальное издание MIS, том 30, выпуск 1, стр. 29.-55.

Автор(ы) автора

Ирис Весси

Основополагающие статьи

Vessey, Iris (1991). Cognitive Fit: теоретический анализ литературы по графикам и таблицам. Науки о принятии решений 22, (2), 219-240.

Весси, Ирис, Галлетта, Деннис (1991). Cognitive Fit: эмпирическое исследование сбора информации. Исследования информационных систем, 2(1), 63-84.

Район происхождения

Информационные системы

Уровень анализа

Индивидуальный

Статьи по ИС, в которых используется теория

Агарвал Р., А. П. Синха и М. Р. Танниру (1996) «Когнитивное соответствие в моделировании требований: исследование методологий объектов и процессов», Журнал систем управления информацией, 13(2), 137–162.

Бекман, П.А. Согласованность между задачей и интерфейсом управления вращением и поступательным движением улучшает характеристики наземного транспортного средства. Человеческий фактор, 44, 4 (2002), 644-653.

Бортик, А.Ф.; Боуэн, PL; Джонс, Д.Р.; Це, М.Х.К. Влияние неоднозначности информационного запроса и несоответствия конструкции на разработку запроса. Системы поддержки принятия решений, 32, 1 (2001), 3–25.

Чан, С.Ю. Использование графиков в качестве вспомогательных средств для принятия решений в отношении информационной перегрузки и качества управленческих решений. Журнал информатики, 27, 6 (2001), 417-425.

Клас, Дж., Вандерфистен, И., Гайли, Ф., Грефен, П., Поэлс, Г. (2015) Теория моделирования структурированных процессов (SPMT) — когнитивный взгляд на то, почему и как разработчики моделей выигрывают от структурирования Процесс моделирования процессов, Границы информационных систем, 17 (6), с. 1401-1425 гг.

Кроссленд, Мартин Д., Гершель, Ричард Т., Перкинс, Уильям К., Скаддер, Джозеф Н. (2000). Влияние задачи и когнитивного стиля на эффективность принятия решений с использованием географической информационной системы. Журнал вычислений для конечных пользователей, 12(1), 14-23.

Де, Прабуддха, Синха, Атиш П., Весси, Ирис (2001). Эмпирическое исследование факторов, влияющих на объектно-ориентированные запросы к базе данных. Информационные технологии и менеджмент, 2(1), 71.

Деннис, Алан Р., Карт, Трейси А. (1998). Использование географических информационных систем для принятия решений: расширение теории когнитивного соответствия до презентаций на основе карт. Исследования информационных систем. 9(2), 194-203.

Дилла, Уильям Н., Стейнбарт, Пол Джон (2005). Использование характеристик отображения информации для обеспечения принятия решений в задаче выбора в условиях строгой неопределенности. Журнал информационных систем, 19(2), 29-55.

Тупой, Ричард Б.; Тегарден, Дэвид П. (1999). Сравнение трех визуальных представлений сложной многомерной учетной информации. Журнал информационных систем, 13(2), 117-131.

Данн, Шерил, Грабски, Северин (2001). Исследование локализации как элемента когнитивного соответствия в представлениях модели бухгалтерского учета. Науки о принятии решений, 32 (1), 55-94.

Фокс, Терри Л., Спенс, Дж. Уэйн (2005). Влияние стиля принятия решений на использование инструмента управления проектами: эмпирическое лабораторное исследование. База данных достижений в области информационных систем, 36 (2), 28-42.

Фраунфельтер-Лорке, Синтия (1998). Влияние разного представления информации в финансовой отчетности общего назначения на решения пользователей. Журнал информационных систем, 12(2), 99-107.

Хайден М.К., Олфман Л., Грей П. и Ахитув Н. (1997) «Экспериментальное исследование визуальных улучшений для сред программирования», Журнал информационных систем, осень 1997 г., стр. 19-26.

Хун, Вэйинь, Тонг, Джеймс Ю.Л. и Там, Кар Ян (2005). Влияние информационного формата и покупательской задачи на поведение потребителей при совершении покупок в Интернете: когнитивная точка зрения. Журнал информационных систем управления, 21 (3), 149-184.

Хубона, Г.С., Эверетт, С., Марш, Э., Ваучопе, К. (1998) «Ментальные представления пространственного языка», Международный журнал исследований человека и компьютера, 48, 705.

Хангерфорд, Брюс С., Эйерман, Майкл А. (2005). Коммуникационная эффективность системных моделей с использованием UML по сравнению со структурированными методами: полевой эксперимент. Mid — американский журнал бизнеса, 20 (2) 35-43.

Камис, Арнольд, Куфарис, Мариос и Стерн, Ципора (2008 г. ), Использование DSS на основе атрибутов для онлайн-продуктов, настраиваемых пользователями: экспериментальное исследование. МИС Ежеквартально, 32(1): 159-177.

Хатри, В., Весси, И., Рамеш, В., Клэй, П. и С.-Дж. Парк (2006 г.), «Понимание концептуальных схем: изучение роли приложений и знаний предметной области ИС», Исследования информационных систем, 17( 1), 81-99.

Хатри, В., Весси, И., Рам, С. и В. Рамеш (2006), «Когнитивное соответствие между концептуальными моделями и представлениями внутренних проблем: случай понимания геопространственно-временной концептуальной схемы», IEEE Transactions on Профессиональное общение, 49(2), 109-127.

Махони, Л.С.; Руш, П.Б.; и Бэнди, Д. Исследование влияния принятия решений и когнитивных способностей на принятие решений, связанных с данными неопределенности. Информация и организация, 13 (2003), 85-110.

Меннеке, Брайан Э., Кроссленд, Мартин Д., Киллингсворт, Бренда Л. (2000). Является ли карта чем-то большим, чем изображение? Роль технологии SDSS, предметных характеристик и сложности задач в чтении карты и решении задач. MIS Ежеквартально, 24 (4), 601-629.

Рамарапу, Нарендер К., Фролик, Марк Н., Уилкс, Рональд Б., Уэтербе, Джеймс С. (1997). Появление гипертекста и решение проблем: экспериментальное исследование доступа и использования информации из линейных и нелинейных систем. Науки о принятии решений, 28(4), 825-849.

Шафт, Тереза ​​М. и Ирис Весси, (2006) «Роль когнитивного соответствия в отношениях между пониманием и модификацией программного обеспечения», Ежеквартальное издание MIS, том 30, выпуск 1, стр. 29-55.

Смелсер, Дж., и Кармель, Э. (1997). Эффективность различных представлений для решения управленческих задач: сравнение карт и таблиц. Науки о принятии решений, 28 (2), 391-420.

Шпейер, Чери, Моррис, Майкл Г. (2003). Влияние дизайна интерфейса запросов на эффективность принятия решений. MIS Quarterly, 27 (3), 397.

Табатабаи, Манучехр (2002 г.). Экспериментальный анализ принятия решений с помощью ограничительного отображения информации. Журнал поведенческих решений, 15 (5), 419-432.

Таттл, Брэд М.; Кершоу, Рассел (1998). Представление информации и стратегия суждения с точки зрения когнитивного соответствия. Журнал информационных систем, 12(1), 1-17.

Уманатх, Нараян С., Весси, Ирис (1994). Представление данных с несколькими атрибутами и человеческое суждение: точка зрения когнитивного соответствия. Науки о принятии решений, 25 (5/6), 795-824.

Весси, Ирис, Гласс, Роберт Л. (1994). Методологии на основе приложений. Управление информационными системами, 11(4), 53-57.

Весси, И. Теория когнитивного соответствия: один из аспектов общей теории решения проблем? в П. Чжан и Д. Галлетта (редакторы), Человеко-компьютерное взаимодействие и информационные системы управления: серия «Основы, достижения в области информационных систем управления», Армонк, Нью-Йорк: ME Sharpe, 2006.

Уиллер, Патрик Р., Джонс, Дональд Р. (2003). Влияние исключительного выбора пользователем функций помощи при принятии решений на принятие решений. Журнал информационных систем, 17 (1), 63-83.

Уилсон, Э.В. и Аддо, Т.Б.А. Исследование относительной эффективности представления графов, отображаемых на компьютере. Информация и управление, 26, 2 (1994), 105-115.

Ссылки этой теории на другие теории

Теория когнитивного диссонанса

Внешние ссылки

Н/Д

Первоначальный автор(ы)

Майк Уэйд и Салли Томашевич

Пожалуйста, не стесняйтесь вносить изменения на этот сайт. Для этого вам необходимо зарегистрироваться.

Вернуться к теориям, используемым в исследованиях ИС

Теории ИС — теория когнитивного соответствия

Перейти к основному содержанию

Источник: Шафт, Тереза ​​М. и Ирис Весси, (2006) «Роль когнитивного соответствия в отношениях между пониманием и модификацией программного обеспечения», Ежеквартальное издание MIS, том 30, выпуск 1, стр. 29.-55. Сушант Ганди

Сушант Ганди

Контент-дизайнер в Bright Head IT

Опубликовано 3 октября 2020 г.

+ Подписаться

CFT или Cognitive Fit Theory — это реальное решение проблем. Теория работает с различными факторами, например, с решением проблемы, производительностью решения проблемы и выполнением задачи. Конечно, CFT использовала для представления проблемы, а также задачи решения проблемы.

Во-первых, разработанная Iris Vessey (1991), теория представляет собой связующее звено между задачами и представлением информации. В результате формат приводит к превосходной производительности задач у отдельных пользователей.

[Вверху] — Сцена из документального фильма «Матрица». Это «программа прыжков», в которой Нео собирается прыгать с одного здания на другое. Морфеус говорит: «Освободи свой разум». Удачно ли Нео перепрыгнул? Точно нет! У него не получилось…

CFT доказал объяснение разницы в производительности у пользователей разных форматов представления например: —

  1. Таблицы
  2. Графики
  3. Схематические лица

С другой стороны, ЦФТ также расширяет домен географической информационной системы своих филиалов. Здесь ЦФТ снова объясняет разницу в производительности пользователей картографической и табличной геоинформационной системы по трем типам задач.

  1. Смежность
  2. Близость
  3. Сдерживание

Более того, сопоставление представления с задачей приводит к использованию аналогичного процесса решения проблем. Итак, важно сформулировать последовательное ментальное представление.

Нет необходимости преобразовывать представление металла для извлечения информации из представления для решения проблемы. В конце концов, решение проблем с помощью CTF также приводит к эффективному и действенному решению проблем.

Когда можно использовать CFT?

CFT используется для повышения производительности, расширения возможностей и получения лучших результатов. Исходной областью использования CFT является информационная система. С другой стороны, использование CFT на индивидуальном уровне может помочь в моделировании задач и интерфейса. Другими словами, использование CFT даст лучший контроль над производительностью, поддержку принятия решений, разработку хороших запросов и обработку информационной перегрузки.

Итак, начните сегодня, используйте CFT для повышения производительности!

  • Название: Будущее криптовалюты в период председательства Индии в G20

    4 марта 2023 г.

  • Революция в генерации текста: подробный обзор модели Terra и ее приложений в индустрии электронной коммерции

    21 января 2023 г.

  • Тренды вовлеченности сотрудников на 2023 год

    26 декабря 2022 г.

  • Топ-5 самых популярных учебных курсов LinkedIn года[БЕСПЛАТНО]

    24 августа 2022 г.

  • Срочно: почему нам нужны новые книги сейчас больше, чем когда-либо!

    2 августа 2022 г.

  • Metaverse означает лучшее и больше предложений!

    7 мая 2022 г.

  • Будущее робототехники в ближайшие несколько лет.

    20 апр. 2022 г.

  • 3 новых и бесплатных курса по маркетингу в LinkedIn

    23 февраля 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *