Базовые эмоции по Изарду — Психологос
ЧТО ТАКОЕ БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ?
Кэррол Э. Изард
Нет такой классификации эмоций, которую приняли бы все исследователи поведения. Одни ученые признают существование базовых эмоций, другие оспаривают, предпочитая видеть в эмоциях лишь функцию перцептивно-когнитивных процессов (Mandler, 1975). Эти психологи в большинстве своем считают, что человек конструирует эмоции из своего жизненного опыта, что эмоции являются продуктом культуры, социализации и обучения. По их мнению, человек <конструирует> эмоции в необходимом количестве в зависимости от нужд ситуации и собственных способностей. Мне же думается, что о <конструировании> и об участии в этом процессе пер-цептивно-когнитивных процессов можно говорить только в контексте рассмотрения аффективно-когнитивных структур, описанных нами в главе 1.
Вот несколько критериев, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой:
2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Этим критериям отвечают эмоции интереса, радости, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения и страха. Если интерпретировать как мимические проявления движения глаз и головы, то к этому списку можно добавить и эмоцию стыда. А если в качестве экспрессивного компонента рассматривать также и пантомимические проявления, то к фундаментальным эмоциям можно отнести и такую эмоцию, как смущение (застенчивость).
Что касается эмоции вины, то ее обычно относят к базовым эмоциям, хотя она и не имеет отчетливого мимического или пантомимического выражения.
Вопрос о разграничении эмоций стыда, застенчивости и вины и возможности их отнесения к фундаментальным эмоциям представляет особую проблему. Отличительные особенности каждой из этих эмоций будут описаны в соответствующих главах, посвященных их детальному анализу. Пока же достаточно сказать, что эмоции стыда, застенчивости и вины являются базовыми, неотъемлемыми элементами человеческой натуры.Исследователи выделяют и ряд других характеристик, которые необходимо учитывать при решении вопроса об универсальности той или иной эмоции (Ekman, 1984). Эти характеристики дополняют вышеназванные критерии, но ни в коем случае не заменяют и не отменяют их.
В частности, некоторые исследователи (Chevalier-Skolnikoff, 1973) указывают на то, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение. Или, говоря другими словами, при внимательном наблюдении можно увидеть сходство в экспрессивной мимике человека и других приматов.
Есть мнение, что в пользу фундаментальности эмоции свидетельствуют такие формы эмоционального выражения, которые включают в себя отчетливые изменения тона голоса (частоты колебания голосовых связок) или иные индивидуальные акустические характеристики. Некоторые психологи считают, что каждая эмоция имеет специфическое звуковое выражение.
Мимически базовая эмоция проявляет себя в течение ограниченного интервала времени. У взрослых этот интервал в среднем составляет от 1-2 до 4 секунд. Мимические выражения, длящиеся меньше трети секунды или больше 10 секунд, достаточно редки, и выход за границы этого временного диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек <изображает> эмоцию. Если мимическое выражение длится несколько минут, оно может вызвать спазмы лицевой мускулатуры (Ekman, 1984).
Временной аспект эмоциональных проявлений имеет свои характеристики. Любая мимическая реакция имеет латентный период (интервал времени от момента стимуляции до начала видимых проявлений реакции), период развертывания (от конца латентного периода до достижения максимального уровня проявления), период кульминации (во время которого эмоциональное проявление поддерживается на максимальном уровне) и период спада (от кульминации до полного угасания). Данные многочисленных исследований указывают на то, что, оценив одну или несколько временных характеристик, можно отличить искреннюю эмоцию от фальшивой, наигранной эмоции, поскольку эти характеристики варьируются в зависимости от ряда условий, таких как сила стимула, его стрессовое значение для индивида, актуальность тех или иных драйвов (голод, усталость и т.п.) и биологическая предрасположенность. Следует учитывать индивидуальные различия в уровне эмоциональных порогов, а также иметь в виду, что голод или усталость изменяют индивидуальный порог той или иной эмоции. Так, например, голодного человека разозлить легче, чем сытого.
Причины возникновения базовой эмоции, как правило, универсальны. Угроза реальной опасности вызывает страх у представителей самых разных культур. Однако что для японца хорошо — например, он будет гордиться сырой рыбой на обеденном столе, то для европейца, не знакомого с японскими обычаями и кухней, послужит источником совсем других эмоций.
Эмоциональные проявления имеют и некоторые другие характеристики, которые, однако, не имеют определяющего значения для отнесения эмоции в разряд базовых.
К разряду таких характеристик относится интенсивность. Основываясь на интенсивности эмоционального проявления, можно судить об интенсивности переживания. Другой характеристикой эмоциональных проявлений является их контро-лируемость. В процессе социализации человек обучается сдерживать, подавлять некоторые формы эмоционального реагирования. Разумеется, при определенных условиях, например в случае внезапной угрозы, большой опасности, бывает крайне трудно сдержать или подавить соответствующую эмоциональную реакцию. Впрочем, независимо от обстоятельств, есть такие эмоциональные проявления, которые почти не поддаются контролю.Классификация эмоций по К. Изарду
По К. Изарду выделяют 11 фундаментальных (базовых) эмоций:
- Радость
- Удивление
- Печаль
- Гнев
- Отвращение
- Презрение
- Горе-страдание
- Стыд
- Интерес-волнение
- Вина
- Смущение
Все остальные эмоциональные состояния, по версии Изарда, являются производными или составными, т. е. возникают на основе нескольких фундаментальных. Смотри Базовые эмоции
Изард К.Э. Психология эмоций: Пер с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 12 Благодарности 14 Глава 1 О происхождении и функциях эмоций 15 К вопросу о происхождении мотивации и эмоций 18 Происхождение мотивации выживания 18 Происхождение эмоций 19 От физиологического драйва к эмоции: голод, вкусовые ощущения/отвращение 22 Типы мотивации 23 Рефлексы и автоматизированное поведение 24 Инстинкты 25 Драйвы 26 Эмоции 27 Взаимодействие чувства и мысли: аффективно-когнитивные структуры 28 Некоторые характеристики эмоций 30 Устойчивость—изменчивость 30 Врожденность—приобретенность 31 Вопрос о позитивных и негативных эмоциях 34 Воздействие эмоций на человека: предварительный обзор 34 Эмоции и тело 35 Взаимодействие эмоций и процессов развития личности и социальных отношений 36 Эмоции и перцептивно-когнитивные процессы 38 Резюме 38 Глава 2 Определение эмоции. Связь эмоций с когнитивными процессами, поведением и личностью 41 Эмоции в теориях эмоций и личности 41 Психоаналитическая концепция аффекта и мотивации 41 Измерительный подход: возбуждение, активация и шкалирование эмоций 46 Когнитивные теории эмоций и личности 49 Эмоции как результат биологических процессов. Эмоциональные паттерны как личностные черты 53 Когнитивно-аффективный подход 54 Теория дифференциальных эмоций 54 Эмоции как основная мотивационная система 55 Шесть систем организации личности 55 Эмоции и эмоциональная система 56 Сложные эмоциональные комплексы в критических жизненных ситуациях 60 Что такое базовая эмоция? 63 Как понять эмоции 65 Резюме 67 Глоссарий 69 Для дополнительного чтения 71 Глава 3 Эмоции, сознание и связь эмоций и когнитивных процессов 73 Концептуализация сознания 74 Сознание как поток мысли 74 Экспериментальное изучение потока сознания 76 Сознание как парадигма 77 Сознание как аспект биологической организации 78 Эмоции и сознание как переживание биологических процессов 79 Эмоции как организующий фактор сознания 81 Ощущение, эмоция, сознание 82 Ощущение, смысл и эмоция 83Аффекты и уровни сознания 83 Эмоция и восприятие 84 Взаимодействие между эмоцией и когнитивным процессом и сознание 86 Условно-рефлекторные активаторы эмоции 86 Эмоции, сознание, когнитивные процессы и действие 88 Функции полушарий и эмоции 89 Эмоции и организация сознания 91 Сознание и устойчивые характеристики эмоций 92 Качество эмоционального переживания неизменно 93 Эмоция с нами всегда 94 Чувство, восприятие, знание 96 Возрастные изменения в эмоциональных процессах и в операциях сознания 96 Возрастные изменения в эмоциональных реакциях 97 Возраст и активаторы эмоций 98 Когда чувства берут верх над разумом, или Кризис подросткового возраста 98 Резюме 100 Для дополнительного чтения 101 Глава 4 Интерес—возбуждение: активация, выражение, переживание 103 Характеристики эмоции интереса 105 Активация интереса 107 Перемены 107 Одушевленность 108 Новизна 109 Воображение и мышление 112 Мимическое выражение интереса 112 Физиологические проявления эмоции интереса 113 Субъективное переживание эмоции интереса — возбуждения 115 Два подхода к исследованию субъективного переживания эмоции 115 Исследование Бартлета—Изарда с применением ШДЭ и ПШ 119 Резюме 121 Для дополнительного чтения 122 Глава 5 Эмоция интереса—возбуждения: развитие и социализация 124 Эволюционное значение эмоции интереса 124 Интерес и эволюция общества 124 Интерес как стабилизирующий фактор сексуальных и семейных отношений 125 Интерес и развитие интеллекта 125 Функции эмоции интереса 126 Биологическая функция интереса 126 Мотивационная функция интереса 126 Социальная функция интереса 128 Развитие и социализация эмоции интереса 130 Развитие эмоции интереса в ее взаимосвязи с другими эмоциями 131 Социализация интереса 132 Развитие связей между эмоцией интереса и когнитивными функциями 133 Интерес и перцептивно-когнитивное развитие 134 Интерес, искусство и интеллектуально-творческая деятельность 135 Когнитивные ориентации, основанные на интересе 138 Взаимодействие интереса с другими эмоциями и драйвами 138 Интерес и боль 139 Интерес и радость 139 Интерес и страх 139 Регуляция интереса—возбуждения 140 Эмоция интереса—возбуждения в психопатологии 140 Эмоция интереса в развитии личности 141 Интерес и достижения 141 Резюме 144 Для дополнительного чтения 145 Глава 6 Удовольствие—радость: фактор психологического благополучия и социальной привязанности 146 Характеристики радости 146 Чем радость отличается от чувственного удовольствия 146 Причины радости 147 Выражение радости 149 Соматические проявления радости 151 Субъективное переживание и функции удовольствия — радости 152 Другие функции радости 154 Социальная функция радости 154 Биологические функции радости 155 Развитие и социализация эмоции радости 155 Взаимодействие эмоции радости с другими эмоциями 157 Регуляция радости 157 Стремление к счастью, или как обрести радость 158 Преграды на пути к радости 158 Радость и психическое здоровье 163 Резюме 164 Для дополнительного чтения 166 Глава 7 Радость. Эмпирическое изучение 167 Развитие эмоции радости у ребенка 168 Генетические факторы 168 Социально-экономические и культурные факторы 169 Социализация радости 169 Развитие улыбки и смеха 170 Развитие улыбки у новорожденных детей 170 Развитие смеха 172 Понимание юмора 175 Взаимодействие радости с перцептивно-когнитивными процессами и действием 176 Дезадаптивные интеракции радости с когнитивными процессами и действием 176 Причины и последствия радости 177 Субъективное переживание радости 179 Когнитивная радость способствует эмпатии, альтруизму и креативности 180 К вопросу о функциях эмоциональных переживаний 182 Субъективное переживание радости: эмпирическое исследование 183 Счастье и развитие личности: эмпирическое исследование 183 Глубинное изучение счастья и личности 184 Психофизиологические исследования эмоции радости у взрослых 186 Резюме 188 Для дополнительного чтения 189 Глава 8 Удивление—изумление 190 Активация, выражение и переживание удивления 190 Значение удивления 193 Для дополнительного чтения 195 Глава 9 Печаль 196 Выражение, переживание и функции печали 196 Причины печали 196 Предрасположенность к печали. Индивидуальные различия 197 Мимическое выражение печали 198 Переживание печали 199 Функции печали 201 Печаль и физиологические драйвы 203 Развитие и социализация эмоции печали 204 Социализация печали через наказание 204 Социализация печали через поощрение 205 Социализация печали посредством частичного поощрения 206 Смешанные методы социализации печали 206 Взаимодействие печали с другими эмоциями, когнитивными процессами и поведением 207 Взаимодействие печали и гнева 207 Связь между печалью и страхом 207 Взаимодействие печали и стыда 208 Взаимодействие печали с когнитивными процессами и с поведенческими актами 208 Регуляция печали 210 Резюме 211 Для дополнительного чтения 212 Глава 10 Печаль, горе, депрессия 213 Горе и печаль 213 Биологические факторы 213 Культурные факторы 214 Психологические факторы 215 Экспрессия и переживание горя 215 Функции горя 215 Горе в контексте привязанности и разлуки 216 Горе и печаль 217 Горе и психопатология 219 Печаль и депрессия 219 Нейрофизиологический и биохимический подходы к изучению депрессии 222 Биогенетический, социокультурный и когнитивный подходы 223 Теории научения и депрессия 224 Психоаналитическая теория депрессии 228 Теория дифференциальных эмоций и эмпирическое исследование депрессии 229 Резюме 236 Для дополнительного чтения 238 Глава 11 Гнев 240 Причины гнева 241 Ограничение свободы 241 Препятствия в достижении цели 241 Аверсивная стимуляция 242 Жизнь во гневе: очень личная история 243 Оскорбление 248 Предварительное резюме 248 Мимическое выражение гнева 249 Субъективное переживание гнева 252 Значение эмоции гнева 254 Развитие и социализация гнева 256 Гнев и агрессия 258 Боль, гнев и агрессия 258 Гнев и физическая агрессия 259 Переживание гнева, выражение гнева и агрессия 260 Стабильность агрессивного поведения 262 Последствия подавления гневной экспрессии 263 Агрессия и потребность в самопознании 264 Триада враждебности 265 Резюме 266 Для дополнительного чтения 267 Глава 12 Отвращение и презрение 268 Отвращение 268 Происхождение эмоции отвращения 269 Развитие эмоции отвращения 270 Причины отвращения 271 Мимическое выражение отвращения 274 Переживание отвращения 275 Биологическая и социальная функции отвращения 276 Взаимодействие гнева и отвращения 277 Отвращение и психологические нарушения 277 Презрение 280 Причины презрения 280 Выражение презрения 282 Переживание презрения 283 Субъективное переживание презрения 283 Функции презрения 284 Различия между враждебностью и агрессией 286 Аффективные паттерны в ситуациях гнева, отвращения, презрения и враждебности 287 Резюме 289 Для дополнительного чтения 290 Глава 13 Страх и тревога 292 Характеристики страха 292 Определение страха 293 Причины страха 294 Драйвы и гомеостатические процессы как активаторы страха 294 Эмоции как активаторы страха 294 Когнитивные процессы 295 Естественные активаторы страха 295 Боль и антиципация боли 296 Одиночество 298 Внезапное изменение стимуляции 298 Внезапное приближение 298 Необычность 299 Высота 300 Культуральные сигналы опасности: роль научения и опыта 302 Влияние привязанности на механизмы заимствования страха 304 Неустойчивая привязанность как источник страха 304 Фобии 305 Страхи: врожденные или приобретенные? 307 Некоторые причины и последствия страха 308 Выражение страха: проблема дифференциации страха 309 Субъективное переживание страха 311 Субъективные составляющие и эмоциональные паттерны ситуации траха 314 Функции страха 315 Развитие и социализация страха 316 Взаимодействие страха с другими эмоциями 318 Страхи печаль 318 Страх и стыд 319 Техники управления страхом 319 Тревога 320 Тревога как эмоциональный паттерн. Эмпирические исследования 321 Резюме 324 Для дополнительного чтения 325 Глава 14 Смущение 326 Соматические изменения при смущении 327 Выражение смущения 327 Переживание смущения 328 Функции смущения 332 Застенчивость как черта личности 333 Смущение и проблемы социальной адаптации 337 Резюме 339 Для дополнительного чтения 340 Глава 15 Стыд 342 Биологические и психологические характеристики стыда 342 Мимическое выражение стыда и его физиологические аспекты 343 Переживание стыда 345 Причины стыда 347 Эволюционно-биологические и психологические функции стыда 353 Эмоция стыда в эволюционно-биологической перспективе 353 Психосоциальные функции стыда 354 Стыд на защите «Я» и личностной целостности 356 Социокультурные факторы 358 Социализация стыда 360 Стыди сексуальное развитие 361 Взаимодействие стыда с другими эмоциями и социальным поведением 362 Стыд, общительность и приверженность групповым нормам 364 Стыд и сексуальное влечение 364 Взаимодействие стыда с другими эмоциями 365 Стыд и депрессия 365 Резюме 366 Для дополнительного чтения 368 Глава 16 Вина, совесть и нравственность 369 Характеристики вины 370 Выражение вины 370 Переживание вины 371 Детерминанты вины 375 Происхождение и функции вины 380 Развитие эмоции вины и ее взаимоотношения с сочувствием 381 Вина и психопатология 383 Эмоция вины в различных теоретических концепциях 384 Психоаналитическая концепция вины 384 Понятие экзистенциальной вины 385 Некоторые представления теории научения об источниках развития вины и о её значении 387 Экспериментальные исследования эмоции вины 392 Взаимодействие вины и гнева 392 Вина и готовность идти на уступки 394 Способность испытывать вину как личностная черта 396 Вина и враждебность 399 Вина и сексуальное поведение 401 Как противостоять переживанию вины 407 Резюме 407 Для дополнительного чтения 409 Глава 17 Любовь 410 Что такое любовь 410 Истоки любви. Эволюционно-биологическое наследие 412 Наследие приматов 414 Материнская любовь 415 Дискретные эмоции и материнская любовь 419 Братско-сестринская любовь и дружба 420 Ревность 421 Романтическая любовь 422 Резюме 425 Для дополнительного чтения 425 Эпилог 426 Список литературы 427 Алфавитный указатель 450 Каталог: catal -> sociology Скачать 79.48 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Другие теории эмоций
Циркумплексная теория. Дж. А. Рассел и Х. Шлосберг в так называемой циркумплексной теории эмоций предположили, что существуют два основных измерения (оси) эмоций: удовольствие против страдания и возбуждение против сонливости (рис. ). Они предположили, что названия различных эмоций можно расположить по кругу вокруг этих осей, при этом размещение укажет на отношение эмоций друг к другу. Возбуждение, например, будет лежать в квадранте, ограниченном возбуждением и удовольствием, тогда как дистресс будет находиться в квадранте, ограниченном страданием и возбуждением. Рисунок 1 Оси эмоций
Теория Томкинса. Сильван Томкинс предположил, что количество человеческих эмоций ограничено, они генетически запрограммированы в мозг и вызываются изменениями в стимуляции. Изменения в стимуляции вызывают изменения в паттернах возбуждения нейронов, которые, в свою очередь, вызывают изменения в эмоциональных переживаниях. Согласно Томкинсу, эмоции усиливают мотивацию и необходимы для побуждения к поведению. Он также предположил, что с каждой эмоцией связан заранее запрограммированный набор реакций и вокализаций лицевых мышц, что позволяет передавать эмоциональные состояния.
Теория Изарда. Кэрролл Изард определил десять основных эмоций: страх, гнев, стыд, презрение, отвращение, вина, страдание, интерес, удивление и радость — эмоции, которые нельзя свести к более простым эмоциям, но которые можно комбинировать, чтобы вызвать другие эмоции. Далее он предположил, что каждая эмоция имеет свою собственную нейронную основу и паттерн выражения (обычно обозначаемый выражением лица) и что каждая эмоция переживается уникальным образом.
Теория Плутчика. Роберт Плутчик утверждал восемь основных эмоций, каждая из которых напрямую связана с адаптивным паттерном поведения, необходимым для выживания. Восемь эмоций — это гнев, страх, печаль, отвращение, удивление, ожидание, принятие и радость. Плутчик предположил, что другие эмоции являются вариациями этих восьми и что эмоции могут сложно комбинироваться и различаться по интенсивности и продолжительности.
Теория противоположного процесса. Теория противоположного процесса , предложенная Ричардом Соломоном и Джоном Корбитом, предполагает, что переживание эмоций нарушает состояние гомеостаза тела и что эмоции возникают в основном в противоположных парах — удовольствие-боль, депрессия-приподнятость, страх- облегчение и так далее — и противостоять друг другу, чтобы снова можно было достичь гомеостаза. Теория предполагает, что переживание одной эмоции в паре также вызывает появление другой эмоции (противоположный процесс), что в конечном итоге снижает интенсивность первой эмоции и, наконец, нейтрализует ее. Например, хотя скалолаз может испытать ужас (неприятная эмоция) после нескольких восхождений на крутой утес, в конце концов волнение от безопасного достижения вершины (приятная эмоция) нейтрализует этот ранний страх. Некоторые психологи используют эту теорию для объяснения наркомании. Говорят, что удовольствие, связанное с приемом вызывающего привыкание наркотика, со временем уменьшается, потому что противоположный процесс действует на уменьшение удовольствия. Следовательно, необходимо принимать все больше и больше препарата, чтобы достичь исходного эйфорического состояния и избежать боли при отмене.
Izards Theory Of Emotions The
Последнее обновление: среда, 21 декабря 2022 г. | Psychological Theories
Подход американского психолога Кэрролла Э. Изарда (1923- ) к изучению эмоций находится под сильным влиянием эволюционной теории Чарльза Дарвина (1809-1882), который утверждал, что определенные базовые паттерны эмоционального выражения являются частью биологическая наследственность. Такие паттерны эмоций развились из-за их высокой ценности для выживания, давая людям взаимные и выгодные системы общения. Например, люди, включая нечеловеческих животных, таких как собаки и бабуины, гримасничают и скалят зубы, когда им угрожают и, таким образом, передать свое расположение и уровень возбуждения другим представителям вида Теория Изарда называется теорией дифференциальных эмоций, потому что она подчеркивает 10 различных и различаемых эмоций: радость, волнение, боль, ярость, испуг, отвращение, презрение, унижение, раскаяние, К этому списку отличительных эмоций, включая различные другие физиологические и когнитивные компоненты эмоций, Изард добавляет v арифметика выражения лица для отображения эмоциональной выразительности и предполагает, что каждая из конкретных эмоций имеет свой отдельный рисунок лица. Например, когда кто-то испытывает ярость, определенный паттерн мышечных импульсов, физиологически связанный с гневом, «информирует» мозг человека о том, что он / она испытывает именно ярость, а не какие-то другие эмоции, такие как стыд или страх. Таким образом, согласно теории Изарда, паттерны лица и напряжение лицевых мышц инициируют, поддерживают и усиливают эмоциональные переживания, а движения лицевых мышц, возникающие при каждой эмоции, являются частью биологической и эволюционной программы, которая «зашита» в мозг человека. индивидуальный. Эволюционные теории эмоций, такие как теории Изарда и Р. Плутчика, утверждают, что эмоции возникли раньше, чем мысль, и что эмоции возникают в подкорковых структурах мозга (таких как лимбическая система и гипоталамус), которые развились раньше, чем области коры, связанные с более сложным мышлением. . Основная цель неоэволюционных теорий эмоций — составить список базовых или первичных эмоций. Конечно, не все теоретики составляют один и тот же список эмоциональных терминов и понятий, но они во многом совпадают. См. также ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ДАРВИНА; ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ЭКМАНА-ФРИЗЕНА; ЭМОЦИИ, ТЕОРИИ/ЗАКОНЫ; ГИПОТЕЗА ЛИЦЕВОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ; ТЕОРИЯ СМЕХА ЛЮДОВИЧИ; МОДЕЛЬ ЭМОЦИЙ ПЛУТЧИКА. ССЫЛКИ
Дарвин, К.