Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Теория развития личности э эриксона: Эрик Эриксон и его теория психосоциального развития

Содержание

Теории личности. — Эрик Эриксон: эго

Страница 14 из 42

Эрик Эриксон: эго — теория личности.

Эриксон строил свою теорию исключительно в связи с развитием эго. Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое продолжение концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках. Однако Эриксон реши­тельно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам.

Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что сам Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения и функци­онирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу чело­века, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодина­мического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рацио­нальных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решаю­щих жизненные проблемы. В то время как Фрейд считал, что эго борется, пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и мораль­ными ограничениями, Эриксон доказывал, что эго — это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внима­ния и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным.

Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуально­го взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадле­жащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой цен­ностей.

В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство инди­видуума (т. е. от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, огра­ничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии.

И наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жиз­ни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внима­ние к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциаль­ного характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, т.е. его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее разли­чие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности. Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том, что люди обречены на социальное угасание, если отдадутся своим инстинктивным стремлениям, противостоит оптимистическое положение о том, что каждый лич­ный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Зна­ние того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справ­ляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единствен­ный ключ к пониманию своей жизни.

Пока мы касались только основных теоретических расхождений между Эриксоном и Фрейдом. Однако стоит отметить, что существуют и вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, оба теоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, а порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго). Однако, несмотря на наличие сходных положений, многие персонологи считают, что теоретические посылки Эриксона отличаются от таковых в классическом психоанализе.

Эпигенетический принцип.

Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положе­ние о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон по­нимает следующее:

1) в принципе личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, рас­ширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодей­ствия;

2) общество в принципе устроено так, что развитие социальных возможнос­тей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последователь­ность развития.

В книге «Детство и общество» (1963) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят, на «восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению эти стадии являются результа­том эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирую­щая личность формируется только путем прохождения в своем развитии после­довательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону каждая психосоциаль­ная стадия сопровождается кризисом поворотным моментом в жизни индиви­дуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индиви­дууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазоспецифи­ческой») эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, ко­торая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловле­ны тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в тео­рии Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отноше­ний связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации».

Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый пози­тивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающему­ся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути развития лично­сти возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязатель­но одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся услови­ям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Все восемь стадий развития в психологической теории Эриксона представле­ны в табл. 1. В крайнем левом столбце перечислены стадии; во втором столбце указан приблизительный возраст их наступления; в третьем противопоставлены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены сильные стороны эго или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению каждого кризиса. В соответствии с принципом эпигенезиса каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциаль­ных конфликтов. Эриксон выдвинул предположе­ние, согласно ко­торому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приори­тетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития.

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсаль­ную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на куль­турные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех культурах, но очень широко варьирует и по форме проведения, и по влиянию на человека. Более того, Эриксон считает, что в каждой культуре наличествует «решающая коорди­нация» между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им «зубчатым колесом жизненных циклов» — зако­не согласованного развития, согласно которому развивающейся личности обще­ство оказывает помощь и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и воз­можности поколений переплетаются. Эта сложная модель обоюдной зависимости между поколениями отражена в его концепции взаимозависимости.


<< Предыдущая — Следующая >>


Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона

Модель развития личности по Эриксону является важной и высоко ценимой концепцией. Жизнь — серия уроков и испытаний, которые помогают человеку расти. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона помогает понять почему.

Содержание

  • Основные стадии развития личности по Эрику Эриксону
    • Доверие и недоверие
    • Самостоятельность (автономия) и нерешительность (стыд и сомнения)
    • Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — неадекватность)
    • Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности)
    • Идентификация личности и путаница ролей
    • Близость и одиночество
    • Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой)
    • Цельность и безнадежность
  • Что такое интеграция эго?
    • Эго-идентичность
    • Эпигенез
    • Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов
  • Фрейд и Эриксон: теоретические различия
  • Заключение

Основные стадии развития личности по Эрику Эриксону

стадии развития личности

Каждая фаза формирования стадии развития личности (по Эриксону) подразумевает, что человек будет испытывать кризис, который повлечет за собой положительный или отрицательный результат. Эти кризисы имеют психосоциальную природу, потому что они связаны с психологическими потребностями индивида, противоречащими общественным потребностям.

Согласно теории, благополучное завершение каждой стадии приводит к формированию здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Основные добродетели — это характерные сильные стороны, которые эго может использовать для разрешения последующих кризисов.

Доверие и недоверие

В течение первого года жизни основной упор делается на воспитательные способности матери и отца, особенно в плане визуального контакта и осязания. Ребенок будет развивать оптимизм, доверие, уверенность и безопасность, если о нем будут заботиться и общаться с ним. Если ребенок не испытывает доверия, у него могут развиться такие качества, как незащищенность, бесполезность и общее недоверие к миру.

Самостоятельность (автономия) и нерешительность (стыд и сомнения)

Второй этап происходит от 18 месяцев до 3 лет. На этом этапе ребенок развивается физически, становится более мобильным и обнаруживает, что у него много навыков и способностей, таких как надевание одежды и обуви, игра с игрушками и т. д. Такие навыки иллюстрируют растущее осознание независимости и самостоятельности ребенка.

Эриксон утверждает, что необходимо, чтобы родители позволили детям изучить свои собственные границы в благоприятной среде, терпимой к неудачам. Т. о., родители должны поощрять малютку становиться более независимым и в то же время защищать ребенка, чтобы он не испытывал постоянных неудач.

Требуется тонкий баланс от родителей. Они должны стараться не делать все за ребенка, но если дитя не справляется с какой-либо задачей, они не должны критиковать его за неудачи (особенно при приучении к туалету). Целью должен быть самоконтроль без потери самооценки. Успех на этом этапе приведет к приобретению такой добродетели, как воля.

Если дети подвергаются критике, чрезмерному контролю или не имеют возможности заявить о себе, они становятся чрезмерно зависимыми от других, испытывают чувство стыда или сомнения в своих силах, им сложно найти себя в мире.

Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — неадекватность)

Эриксон считает, что третий психосоциальный кризис происходит во время «игрового возраста», или в дошкольные годы (примерно от 3,5 до 6 лет). Во время этой фазы формирования счастливый ребенок учится:

  • представлять, расширять свои навыки посредством всевозможных активных игр, в том числе фантазий;
  • сотрудничать с другими;
  • руководить другими.

«Обездвиженный» чувством вины ребенок боится общаться с другими, продолжает чрезмерно зависеть от взрослых и ограничен как в развитии игровых навыков, так и в воображении.

При достижении баланса индивидуальной инициативы с готовностью работать с другими возникает такое качество эго, как целеустремленность.

Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности)

Четвертый психосоциальный кризис по Эриксону, в котором участвуют такие качества, как умелость и неполноценность, происходит в промежутке от 6 до 12 лет.

Благодаря социальному взаимодействию, дети начинают развивать чувство гордости за свои достижения и способности. Дети, которых поощряют и одобряют родители и учителя, приобретают чувство компетентности и веры в свои навыки. Те дети, которые не получают поддержку от родителей, учителей или сверстников, будут сомневаться в своих способностях к успеху.

Благополучное нахождение баланса на этой стадии психосоциального развития приводит к такому навыку, как компетентность, благодаря которому дети учатся справляться с поставленными перед ними задачами.

Идентификация личности и путаница ролей

Идентификация личности

В подростковом возрасте наиболее важен переход от детства к взрослой жизни. Дети становятся более независимыми и начинают смотреть в будущее с точки зрения карьеры, отношений, семьи и т. д. Человек хочет принадлежать к обществу и вписываться в него.

Пятая психосоциальная стадия приходится на бурные подростковые годы (12-18 лет). Этот этап играет важную роль в развитии чувства индивидуальности, которое будет продолжать влиять на поведение и развитие до конца жизни человека.

Те, кто получают необходимую поддержку, выйдут из этой стадии с чувством независимости и самоконтроля. Те, кто не уверен в своих убеждениях, будут ощущать себя неуверенно и растерянно в отношении себя и своего будущего.

Когда психологи рассуждают об идентичности, они имеют в виду убеждения, идеалы и ценности, которые помогают формировать и направлять поведение человека. Верность является следствием благополучного завершения этой стадии. Эриксон дал характеристику верности как способности жить по стандартам и ожиданиям общества.

Близость и одиночество

Это шестая стадия теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап охватывает период ранней взрослой жизни (от 18 до 40 лет). В течение этого периода главный конфликт сосредотачивается на формировании близких, любящих отношений с другими людьми.

В этот период человек начинает более тесно делиться с другими. Люди исследуют отношения, ведущие к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме членов семьи.

Счастливые отношения и чувство приверженности, безопасности и заботы являются благополучным завершением этой стадии. Избегание близости, боязнь обязательств и отношений может привести к изоляции, одиночеству, а иногда и депрессии. Успех на этом этапе приведет к такой добродетели, как любовь.

Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой)

В зрелом возрасте (от 40 до 65 лет) человек продолжает строить свою жизнь, ориентируясь на собственную карьеру и семью.

Те, кто добился успеха на этой стадии, ощущают, что вносят свой вклад в мир, проявляя активность в своем доме и обществе. Те, кто не в состоянии добиться этого навыка, будут чувствовать себя непродуктивными и не вовлеченными в мир.

Забота — добродетель, достигнутая, когда этот этап благополучно пройден. Гордость своими достижениями, наблюдение за тем, как дети становятся взрослыми, и развитие чувства единства с вашим спутником жизни — важные достижения этого этапа.

Цельность и безнадежность

Последняя психосоциальная стадия наступает в пожилом возрасте и направлена ​​на размышления о жизни.

На этом этапе развития люди оглядываются назад на события своего прошлого и определяют, довольны ли они той жизнью, которой жили, или сожалеют о том, что сделали или не сделали.

Те, кто потерпел неудачу на этом этапе, почувствуют, что их жизнь была потрачена впустую, и будут испытывать множество сожалений. Человек останется с чувствами горечи и отчаяния.

Те, кто гордятся своими достижениями, будут чувствовать себя целостно и гармонично. Благополучно завершить этот этап означает оглянуться назад с небольшим сожалением и общим чувством удовлетворения. Эти люди достигнут мудрости.

Что такое интеграция эго?

Ощущение эго-интеграции представляет собой чувство целостности своего «Я». Дети до 3 лет не обладают своим «Я», они отождествляют себя с окружающим миром.

Когда человек ощущает себя комфортно в мире, когда мир становится местом для удовлетворения всех потребностей человека — это и есть интеграция. Т. е. интеграция — самая высокая степень приспособленности.

Согласно эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, интеграция эго проявляется в пожилом возрасте при условии, что человек узнал на собственном опыте мгновения радости и горечь поражений, воодушевлял других. Такую личность не страшит смерть, т. к. она сумела оставить след после себя (в творческих достижениях или своих потомках), тем самым обретя бессмертие.

Эго-идентичность

Эго-идентичность

Эриксон уделял особое внимание развитию эго-идентичности. Эго-идентичность — осознанное ощущение себя, которое человек развивает через социальное взаимодействие, и оно становится «центром» на стадии психосоциального развития идентификации личности и путаницы ролей.

Согласно Эриксону, эго-идентичность личности постоянно меняется из-за нового опыта и информации, которую люди получают в результате ежедневных взаимодействий с другими. Личная идентичность дает интегрированное и связное чувство себя, которое сохраняется в жизни человека. Чувство личной идентичности формируется за счет жизненного опыта и взаимодействия с другими, и эта идентичность помогает человеку направлять действия, убеждения и поведение с возрастом.

Эпигенез

Эпигенез — теория, согласно которой каждый человек развивается через последовательность этапов, возникающих в естественном, заранее установленном порядке. Стадии являются последовательными, но они не иерархичны. На каждом этапе человек сталкивается с кризисом или проблемой, которая особенно важна в то время жизни и должна быть решена. Социальное окружение человека оказывает чрезвычайно важное влияние на то, как разрешается каждый кризис, но оно также не определяет порядок появления стадий.

Стадии по Эриксону, постулированные в эпигенетической теории общественного развития, связаны с кризисом, который должен быть удовлетворительно разрешен, чтобы развить у человека такие качества, как доверие, автономию и инициативу и т. д. В то время как нездоровые или неудовлетворительные разрешения приводят к недоверию, стыду и сомнению, вине и т. д., что может сделать человека психологически обеспокоенным.

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов

Эрик Эриксон

Теория Эриксона непосредственно не стремится достичь обучающих, развивающих и педагогических целей; концепция описывает существующее положение как норму и выделяет нежелательные пути развития. Данную теорию можно рассматривать как руководство для психотерапевтической деятельности, отнюдь не для профессионалов по формированию личности.

Фрейд и Эриксон: теоретические различия

различие теорий Фрейда и Эриксона

Эриксон принял основные положения теории Фрейда. Хотя Фрейд сосредоточил внимание на сексуальных факторах как движущей силе психологического развития, Эриксон считал, что социальные факторы также играют жизненно важную роль.

В отличие от Фрейда, который утверждал, что личность формируется к 5 годам, Эриксон считал, что человек продолжает развивать свою личность и в подростковом возрасте, и даже на протяжении всей взрослой жизни.

Заключение

Анна и Зигмунд Фрейды

Эриксон был фрейдистом, принимавшим основную теорию и концепции Зигмунда и Анны Фрейд. Тем не менее он был также антропологом, и поэтому был обеспокоен влиянием общества и культуры на развитие человека. В результате его эпигенетическая теория развития личности была воспринята как фрейдистами, так и не фрейдистами.

8 психосоциальных кризисов являются правдоподобным и проницательным описанием развития личности. А тот факт, что Эриксон был прекрасным писателем, способствовал росту интереса к его идеям.

стадий психосоциального развития — Эрик Эриксон

Эриксон предложил модель развития продолжительности жизни, состоящую из пяти стадий до 18 лет и еще трех стадий во взрослом возрасте. Согласно теории, успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей (McLeod, 2008).

Восемь стадий психосоциального развития Эриксона

1: Доверие против недоверия (от рождения до 1 года)

 На этом этапе дети начинают учиться доверять другим. Это установлено из постоянства их воспитателей. Когда доверие развито хорошо, ребенок обретает уверенность и безопасность в мире и способен чувствовать себя в безопасности. Неудачное достижение этой стадии может привести к отказу от доверия и вызвать чувство страха перед противоречивым миром. Могут возникнуть тревога, повышенная неуверенность и общее чувство недоверия к окружающему миру (Хеффнер, 2001).

2: Автономия против стыда и сомнения (от 18 месяцев до 3 лет)

В этом возрасте дети начинают становиться подвижными и физически развиваться; они провозглашают свою независимость, уходя от опекуна, выбирая игрушки для игры, выбирая, что им нравится носить, что есть и т. д. Ребенок начинает обнаруживать, что у него много навыков и способностей. Эти навыки отражают развивающуюся независимость и автономию ребенка. Теория Эриксона объясняет, что для родителей крайне важно позволить своим детям максимально раскрыть свои способности в благоприятной среде, терпимой к неудачам. Родители должны поощрять ребенка к тому, чтобы он становился более независимым, и в то же время защищать его, чтобы избежать постоянных неудач. Целью этого этапа является развитие самоконтроля без потери самооценки (McLeod, 2008).

3: Инициатива или чувство вины (3–5 лет)

В указанном выше возрасте дети начинают заявлять о своей власти и контроле, играя и занимаясь другими социальными взаимодействиями. Плодовитые на этом этапе дети чувствуют себя адекватными и способными руководить другими. Те, кому не удается приобрести эти способности, испытывают чувство вины, неуверенности в себе и безынициативности (Cherry, n.d).

4: Трудолюбие против неполноценности (6–12 лет)

На этом этапе дети обретают уверенность в своих достижениях. Они начинают задачи, завершают их и довольны достигнутым. Учителя играют повышенную роль в развитии ребенка на этом этапе. Если детей поощряют и им помогают за их лидерство и амбиции, они начинают чувствовать себя добросовестными и позитивными в своих способностях к достижению своих целей. Если эту инициативу не поощрять, ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, сомневаясь в своих способностях, и поэтому может не привлечь его полного внимания (Heffner, 2001).

5: Идентичность и путаница ролей (12-18 лет)

В подростковом возрасте дети проверяют свою независимость и исследуют свое самоощущение. Дети, которым показано поощрение и подкрепление через личный осмотр, появятся с этой стадии с сильным чувством собственного достоинства и чувством независимости и контроля. Дети, которые продолжают быть неуверенными в своих убеждениях и желаниях, могут испытывать опасения и недоумение по поводу себя и своего будущего (Cherry, n.d).

6: Близость или изоляция (от 18 до 40 лет)

По мере того, как мы взрослеем, мы начинаем более близко исследовать себя с другими. Мы ищем отношения, которые ведут к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме члена семьи. Завершение этого этапа приводит к приятным отношениям, чувству приверженности, безопасности и заботы в отношениях. Когда мы избегаем близости и боимся обязательств и отношений, мы можем страдать от изоляции, одиночества, а иногда и депрессии (McLeod, 2008).

7: Генерация против стагнации (40–65 лет)

На этом этапе мы начинаем строить карьеру, налаживать отношения и создавать собственные семьи. Мы отдаем долг обществу, воспитывая детей, работая и участвуя в общественной деятельности и организациях. Если эти цели не будут достигнуты, мы можем стать бездействующими и чувствовать себя безжизненными (McLeod, 2008).

8: Целостность эго против отчаяния (65 лет и старше)

Когда мы становимся старше и становимся пожилыми людьми, мы обычно снижаем нашу продуктивность и живем как пенсионеры. В это время мы начинаем размышлять о своих достижениях и развиваем честность, если видим, что ведем успешную жизнь. Если мы считаем свою жизнь бесплодной, чувствуем вину за прошлые ситуации или чувствуем, что не достигли своих жизненных целей, тогда мы становимся недовольными жизнью и порождаем страдание, часто приводящее к депрессии и безнадежности (Heffner, 2001).

Теория психосоциального развития Эриксона — Психология и безопасность

Эрик Эриксон не имел университетского образования по какому-либо предмету, но обучался психоанализу у дочери Фрейда Анны Фрейд. Его связи с фрейдистским подходом были сильны, и он считал себя верным фрейдистом. Однако он внес значительные новшества в психоанализ, которые расширили сферу деятельности Фрейда, сохранив при этом ее суть. «Психоанализ всегда является отправной точкой», — сказал он. Поэтому он сформулировал свою собственную теорию, известную как теория психосоциального развития личности Эриксона.

Эриксон расширил рамки теории Фрейда «Психоанализ» тремя способами:

  1. Эриксон предположил, что личность продолжает развиваться на протяжении всей жизни, и, таким образом, разработал стадии развития Фрейда.
  2. Он уделял больше внимания эго, чем ид.
  3. Он утверждал, что в детстве мы не полностью управляем врожденными биологическими факторами. Но культура и исторические силы также оказывают влияние на личность.

Эриксоновская теория психосоциальных стадий развития личности делит рост личности на восемь психосоциальных стадий. Первые четыре аналогичны оральной, анальной, фаллической и латентной стадиям Фрейда. Основное различие между теориями Фрейда и Эриксона заключается в том, что Эриксон делал акцент на психосоциальных коррелятах, тогда как Фрейд сосредоточился на биологических факторах.

В теории психосоциального развития личности Эриксона мы справляемся с кризисом либо адаптивным, либо дезадаптивным образом. Каждая стадия развития имеет свой особый кризис или поворотный момент, который требует некоторых изменений в нашем поведении и личности. Мы можем реагировать на кризис как адаптивным (позитивным), так и дезадаптивным (негативным) образом. Также на каждом этапе есть возможность развить наши основные сильные стороны. Эти сильные стороны проявляются после успешного разрешения кризиса на каждом этапе. Таким образом, нижеследующее представляет собой теорию психосоциальных стадий развития личности Эриксона:

Stages Age Adaptive vs.
maladaptive
ways of coping
Basic strength
Oral-sensory Birth-1 Trust vs. mistrust Надежда
Мышечно-анальный 1-3 Автономия vs.0084 Initiative vs. guilt Purpose
Latency 6-11 Industriousness vs.
inferiority
Competence
Adolescence 12-18 Identity cohesion vs.
role cohesion
Верность
Молодость 18-35 Близость или изоляция Любовь
Взросление 35-89 Генитальность 9080-450091 stagnation Care
Maturity-old age 55+ years Ego integrity vs.
despair
Wisdom
Erikson’s stages of personality development and basic strengths

Trust vs mistrust 

Erikson’s oral- сенсорная стадия параллельна оральной стадии Фрейда и начинается в течение первого года жизни ребенка. Выживание, привязанность и безопасность ребенка полностью зависят от его основного опекуна. Рот является жизненно важным органом на этом этапе. И взаимодействие ребенка с воспитателем (матерью) определяет, сформируется ли в личности ребенка отношение доверия или недоверия. Если мать положительно реагирует на физические потребности ребенка и обеспечивает любовь, привязанность и безопасность, у ребенка разовьется чувство доверия. С другой стороны, если мать отвергает, невнимательна или непоследовательна, у ребенка может развиться установка недоверия к своей личности, он станет подозрительным, боязливым и тревожным. Таким образом, если эта стадия успешно разрешена, в ребенке разовьется базовая сила надежды. Надежда включает в себя стойкое чувство уверенности и веру в то, что наши желания будут удовлетворены.

Автономия против стыда и сомнения

мышечно-анальная стадия начинается в позднем младенчестве и в раннем детстве (от 1 до 3 лет) и параллельна анальной стадии Фрейда. на этом этапе у детей развиваются различные физические и умственные способности, например, они учатся более эффективно общаться. они могут ходить, карабкаться, толкать, тянуть и держаться за объект или отпускать его. Они также начали обнаруживать, что их поведение является их собственным. Дети гордятся своими навыками и обычно утверждают свое чувство независимости или автономии. Самым важным моментом на этом этапе является то, что дети впервые могут осуществлять некоторый выбор и реализовывать свою волю. Они начинают видеть себя как личность и хотят осуществлять свой выбор. если их слишком сильно сдерживают или слишком сурово наказывают родители, у них, вероятно, разовьется чувство стыда и сомнений.

Главный кризис на этом этапе связан с приучением к туалету. Родители могут либо разрешить ребенку приучать ребенка к туалету в его/ее темпе, либо могут раздражаться. Если родители препятствуют попыткам ребенка проявлять независимость в приучении к туалету, у ребенка развивается чувство неуверенности в себе и чувство стыда при общении с другими. Если эта стадия успешно пройдена, то развивается базовая сила воли, которая представляет собой решимость осуществлять свободу выбора и самоограничение.

Инициатива против вины

Моторно-генитальная стадия начинается в дошкольном возрасте (3-5 лет) и аналогична фаллической стадии. На этом этапе дети сталкиваются с расширяющимся социальным миром, перед ними встают новые задачи, требующие активного, целеустремленного, отзывчивого поведения. Они выражают сильное желание проявлять инициативу во многих видах деятельности. Однако, если ребенок ведет себя безответственно и вызывает беспокойство, у него может развиться чувство вины. Таким образом, основная сила, возникающая в результате удовлетворительного разрешения этой стадии, — это цель, которая включает в себя смелость предвидеть и преследовать цели.

Трудолюбие против неполноценности

Латентная стадия Эриксона начинается в начальной школе (6 лет — период полового созревания), аналогичная латентной стадии Фрейда. Сейчас дети склонны направлять свою энергию на овладение знаниями и интеллектуальными навыками. Они учатся хорошо работать и учиться, как дома, так и в школе. Эриксон называл это трудолюбием, оно формируется получением похвалы и удовлетворения. Однако, если стадия не проходит успешно, у ребенка может развиться чувство неполноценности, чувство некомпетентности и непродуктивности. Основная сила, которая проявляется на этом этапе, — это компетентность. Это включает в себя применение навыков и интеллекта в выполнении и выполнении задач.

Идентичность и путаница в идентичности

В подростковом возрасте (10-20 лет) люди узнают, кто они, что они собой представляют и куда идут в жизни. это стадия, на которой мы формируем наше представление о себе. Подростки экспериментируют с разными ролями и идеологиями, пытаясь определить наиболее подходящие. Если подростки осознанно изучают роли и находят позитивный путь в жизни, то они обретают позитивную идентичность, а если нет, то царит путаница идентичности. Основная сила, которая развивается после удовлетворительного разрешения этой стадии, — это верность, заключающая в себе искренность, искренность и чувство долга в отношениях с другими.

Близость против изоляции

Эриксон считал эту стадию самой продолжительной по сравнению с предыдущими, продолжающейся до 35 лет. В это время люди становятся более автономными, зрелыми и ответственными взрослыми. Они берутся за продуктивную работу, а также сталкиваются с задачей развития, формируя близкие отношения с другим человеком. Близость не ограничивается сексуальными отношениями, но также включает в себя чувство заботы и приверженности другому человеку. У людей, которые не могут достичь близости на этой стадии, развивается чувство изоляции. Они избегают социальных контактов, предпочитают одиночество и даже могут стать агрессивными. Таким образом, основная сила, возникающая из близости, — это любовь. Поэтому Эриксон считал любовь величайшей из всех человеческих добродетелей.

Генеративность против стагнации

Седьмая стадия развития Эриксона приходится на взрослую жизнь (35-55 лет). Это стадия зрелости, и под генеративностью Эриксон понимает прежде всего заботу о том, чтобы помочь молодому поколению развиваться и вести полезную жизнь. По мнению Эриксона, наша забота становится более широкой и долгосрочной, включая будущие поколения и то общество, в котором они будут жить. Таким образом, человеку не нужно быть родителем, чтобы проявлять генеративность, и наличие детей не удовлетворяет это стремление.

Эриксон считал, что все институты, будь то бизнес, правительство, социальная служба или наука, предоставляют нам возможности для проявления творческого потенциала. Люди находят способы стать наставниками или проводниками для молодых людей на благо общества в целом. Однако, если люди на этом этапе не находят генеративности, начинается ощущение, что они ничего не сделали, чтобы помочь следующему поколению, называемое застоем. Следовательно, основная сила, возникающая в результате рождаемости, — это забота. забота – это широкая забота о других, проявляющаяся в необходимости учить других не только помогать, но и реализовывать свою идентичность.

Целостность эго против отчаяния

Последняя стадия психосоциального развития начинается в позднем взрослом возрасте (после 60 лет). На этом этапе человек размышляет о прошлом. Если мы оглянемся назад с чувством наполненности и удовлетворения и пересмотрим свою жизнь, проведенную с пользой, целостность будет достигнута.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *