Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Тест м рокича это методика исследования: Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»: шкалы, ключи, интерпретация, пример.

Содержание

2. Описание методики исследования ценностных ориентаций (м. Рокич)

Методика исследования ценностных ориентаций (МИЦО) является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Эти представления формируются в процесс социолизации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Особенность ЦО состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам (например, «наиболее характерные для Вас», «наиболее характерные для Ваших друзей» и т.п.)происходит с помощью процедуры ранжирования или с помощью парного сравнения. Обычно при проведении методики предполагается, что в ситуациях, когда у респондентов нет оснований для фальсификации результатов, ранжирование действительно отражает реальное соотношение между субъективными значимостями соответствующих ценностей.

Ценностные ориентации как предмет психологического исследования и психодиагностики занимают место на пресечении двух больших предметных областей: мотивации с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой. Они являются одной из самых личностно значимых «зон», в которые приходится вторгаться психологу. Помимо этого, они сильно варьируют у разных людей н только по степени выраженности, но и по конкретному их «набору». Все это существенно осложняет разработку стандартизированных методов, направленных на диагностику этой сферы

внутреннего мира.

МИЦО разработана М.Рокичем и основана на приеме прямого ранжирования списков ценностей. М.Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя ее как «…устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования».

Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно

невелико, 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени, 3) ценности организованы в системы, 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности, 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М.Рокич различает два класса ценностей -терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М.Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной

точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться, инструментальные ценности -как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Стимульным материалом в методике Рокича служат два списка по 18 ценностей — терминальных и инструментальных — с краткой расшифровкой содержания каждой. Эти списки получены путем исключения синонимичных форм из более объемных перечней, которые формировались в ходе анализа

интервью и литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для интернальных ценностей).

Методика известна в нескольких формах. Наиболее разработанные формы Д и Е теста Рокича различаются тем, что в варианте Е списки ценностных категорий отпечатаны на листах бумаги в алфавитном порядке и испытуемым предлагается проставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18. В варианте Д названия ценностей напечатаны на отдельных карточках.

Форма Д дает более надежные результаты, чем форма Е. В отечественных адаптированных вариантах методики также применяются обе формы предъявления. При работе с карточками важно, чтобы их размеры позволяли испытуемому без труда охватывать взглядом одновременно все 18 карточек. При этом эстетичность или неряшливость размещения текста на карточках могут влиять на выбор ценностей. Учет этих соображений и размеров шрифта определяет оптимальные размеры карточек (приблизительно 100х30 мм при использовании стандартного машинописного шрифта или 60х15 мм при изготовлении типографским способом). Испытуемому вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

ИНСТРУКЦИЯ (при варианте Д):» Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточку и выберите ту, которая для Вас наиболее значима. Поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и

займет 18-е место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Ранжирование обоих наборов занимает, как правило, от10 до 20 минут. С заданием справляются даже малообразованные люди и дети, начиная с 11 лет. Процент отказов при обследовании на американской общенациональной выборке очень мал. Отказов по причине слишком личного характера задания не встречалось вовсе.

Адаптация теста М.Рокича на русском языке была выполнена А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым (ИСЭП АН СССР). Культурная специфика обусловила необходимость изменения формулировки некоторых ценностей (в основном терминальных).

В 1984-1986 гг. на базе общего практикума факультета психологии МГУ проводилась работа по проверке и улучшению психодиагностических возможностей МИЦО. В частности, известно, что необходимой предпосылкой корректности результатов, получаемых с помощью прямого ранжирования,

является примерно равный уровень обобщенности всех сравниваемых ценностных категорий. Некоторые данные, приводимые М. Рокичем, позволяют считать, что для исходных наборов это требование соблюдается.

По результатам факторного анализа объединенных вместе терминальных и инструментальных ценностей было выбрано 7-факторное решение для женской выборки и 6-факторное решение -для мужской. Все 7 факторов, выделенных у женщин, были биполярными, и все, за исключением последнего,

включали в себя на обоих полюсах как терминальные, так и инструментальные ценности. Вот краткие обозначения факторов:

1. Индивидуальная -конформная позиция в жизни.

2. Открытость миру (экстраверсия)-сдержанность.

3. Активность с выходом за рамки социальных требований -активность в рамках социальных требований.

4. Требовательность к жизни -легкое отношение к жизни.

5. Независимость от социума -ориентация на социум.

6. Жизнь для себя -жизнь для общества.

7. Абстрактное человеколюбие -межличностные связи(только терминальные ценности).

Из шести факторов, выделенных у мужчин, все, кроме последнего, были биполярными, и все включали в себя обе группы ценностей, хотя не всегда равномерно. Так, факторы 4 и 5 образованы преимущественно инструментальными ценностями с минимальным вкладом терминальных. Вот

краткие обозначения факторов:

1. Индивидуальная -конформная жизненная позиция.

2. Альтруизм-самодостаточность.

3. Мужской тип ориентаций — женский тип ориентаций.

4. «Умеренность и аккуратность» — результативность.

5. Сдержанность-протест.

6. Полнота жизни (униполярий).

При содержательной интерпретации этих результатов необходимо, однако, учитывать, что исследование проводилось в 1988 г. и есть все основания полагать, что сегодня результаты были бы иными.

НАДЕЖНОСТЬ: М.Рокичем проверялась устойчивость ценностной структуры к ретестированию через временные интервалы от 3 недель до 14-16 месяцев на выборках студентов колледжей. Были получены следующие результаты для формы Д теста:

3 нед. 7 нед. 2-4 мес. 14-16 мес.

терминальные ценности 0,78 0,78 0,76 0,69

инструментальные ценности 0,72 0,71 0,65 0,61

Для отдельных ценностей при ретестировании с интервалом 3-7 недель показатель устойчивости варьирует от 0,51 до 0,88 (терминальные ценности) и от 0,45 до 0,70 (инструментальные ценности). Для адаптированного варианта методики при ретестировании с интервалом в 2 недели были получены средние показатели надежности 0,82 (для терминальных ценностей) и 0,79 (для инструментальных ценностей). В целом, как по американским, так и по советским данным устойчивость терминальных ценностей оказалась выше, чем инструментальных, причем, для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность. Кроме того, по данным Рокича, устойчивость терминальных ценностей связана с устойчивостью инструментальных невысокой, но связанной корреляцией. Наиболее устойчивыми оказались ценности, имеющие высокие и самые низкие ранги.

О ВАЛИДНОСТИ методики косвенно свидетельствуют результаты, полученные при обследовании различных социальных групп.

Различия в оценках одних и тех же ценностей мужчинами и женщинами достигают статистически значимых пределов для 12 из 18 терминальных ценностей и для 8 инструментальных. В частности, мужчины более высоко ставят материальную обеспеченность, свободу, социальное признание, высокие запросы, эффективность в делах, рационализм и воображение. Женщины, напротив, дают более высокие оценки внутренней гармонии, самоуважению, спасению души, жизненной мудрости, аккуратности, чуткости. По отечественным данным, полученным на выборке ИТР в г. Москве, мужчины

выше ценят здоровье, материальную обеспеченность, интересную работу, продуктивную жизнь, а также твердую волю и жизнерадостность. Женщин, в свою очередь, выше ценят уверенность в себе и творчество, а также чуткость, терпимость, широту взглядов, образованность.

Ряд ценностных ориентаций связан монотонными зависимостями с уровнем дохода. В частности, при повышении уровня дохода повышается ранг таких ценностей, как жизненная мудрость, ощущение успеха, любовь, и снижается -таких, как материальная обеспеченность, спасение души, терпимость, аккуратность, готовность помочь. Частично эти сдвиги обусловлены уровнем образования, с которым положительно связаны ощущение успеха, любовь, жизненная мудрость, широта взглядов, ответственность, независимость, воображение и отрицательно связанны ценности спасения души, удовольствия, жизнерадостности, вежливости и исполнительности.

С возрастом повышается ранг таких ценностей как истинная дружба и готовность помочь и снижается — любви и чуткости. Остальные ценности демонстрируют неоднозначную динамику.

М.Рокич исследовал также зависимость ценностных ориентаций от целого ряда других факторов: от религиозных и политических убеждений, от расистских и антикоммунистических установок, связь ценностных ориентаций с участием в демонстрациях за гражданские права и в движении хиппи. Методика нашла широкое применение также в кросскультурных исследованиях.

Интерес представляют данные о связи ЦО с различными характеристиками личности. Так, в частности, было показано, что люди, склонные к догматизму, ставят выше ценности спасения души, социального признания и исполнительности и ниже -свободу, равенство и широту взглядов. Испытуемые с внутренним локусом контроля ставят выше внутреннюю гармонию, национальную безопасность, образованность, высокие запросы, испытуемые с внешним локусом контроля -самоуважение, готовность помочь, жизнерадостность. По отечественным данным (Д.А .Леонтьев, О.Э. Калашникова, М.О.Калашников) у мужчин практически не обнаружилось значимых корреляций ценностных предпочтений с локусом контроля (опросник УСК). Напротив, у женщин общая интернальность значимо коррелирует с предпочтением активной жизни и познания, а общая экстернальность -развлечений. Экстернальность в области достижений сочетается у них с ценностями материальной обеспеченности и развития, а экстернальность в области неудач-с ценностью уверенности в себе. Интернальность в области неудач коррелирует с жизненной мудростью. В том же исследовании были выявлены значимые корреляции ряда ценностных предпочтений с осмысленностью жизни для объединенной выборки мужчин и женщин: положительные для «активной деятельной жизни» и «общественного признания» и отрицательные для «развлечений», «свободы» и «уверенности в себе». Некоторые их этих корреляций на первый взгляд противоречат здравому смыслу (низкая значимость свободы и уверенности в себе для людей с высокой осмысленностью жизни и уверенности в себе для людей с интернальным локусом контроля. Эти результаты объясняются, однако, тем, что уверенность в себе и свобода являются для них

во многом уже достигнутыми, реализованными и не актуальными в качестве целей, по сути, для них они уже выполняют роль не терминальных, а скорее инструментальных ценностей. Этот феномен возможной «инструментализации» терминальных ценностей необходимо учитывать при качественной интерпретации результатов методики.

ДОСТОВЕРНОСТЬ МЕТОДИКИ. Метод прямого ранжирования ценностей абсолютно «прозрачен» для испытуемых и не защищен от возможных фальсифицирующих стратегий. М.Рокич считает, что поскольку все ценности из предлагаемого набора являются социально одобряемыми, единственным критерием их сравнения выступает собственная система ценностей испытуемого, и, по его мнению, методика является по сути проективной. Однако, результаты проведенных им же экспериментов говорят о том, что испытуемые хорошо справляются с задачей ранжирования ценностей референтных групп. Специальное исследование Келли, Силвермена и Кохрейна выявило отсутствие связи между близостью иерархий ЦО при стандартной инструкции и при инструкции произвести благоприятное впечатление, с одной стороны, и показателем социальной желательности по специальному опроснику Марлоу-Кроуна, с другой. Из этих результатов следует, что выполнение испытуемыми требований стандартной инструкции в «обычных» условиях практически не подвержено влиянию фактора социальной желательности, хотя при желании испытуемые без труда могут воспроизвести социально желательную и иерархию.

Нами были проведены аналогичные исследования на материале списков ценностей А.Гоштаутаса, А.А.Семенова и В.А.Ядова. Корреляции результатов по стандартной инструкции и по инструкции социальной желательности оказались невысоки. Сильнее всего инструкция социальной желательности

отразилась на положении таких ценностей, как общая хорошая обстановка в стране и в мире, равенство, исполнительность, непримиримость к недостаткам, ответственность (в сторону повышения), а также любовь, здоровье, жизнерадостность, независимость, терпимость (в сторону понижения). Помимо этого, при ранжировании по инструкции социальной желательности практически для всех терминальных ценностей в той или иной степени уменьшается индивидуальный разброс оценок (для инструментальных ценностей аналогичный анализ не проводился). Одновременно увеличивалось сходство результатов мужчин и женщин по обоим спискам ценностей.

Эти результаты не позволяют согласиться с зачислением данного теста в разряд проективных. Хотя тест сам по себе не провоцирует испытуемых на неискренние ответы, в каждом отдельном случае приходиться полагаться на их добрую волю. Соответственно, ограничивается круг референтных диагностических задач: методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДИКИ. Достоинством методики является ее компактность, быстрота в проведении и обработке результатов. Не менее существенным достоинством является ее универсальность-пригодность для использования на разных контингентах испытуемых и для решения разных задач. Наконец, большим достоинством методики является ее гибкость-возможность для решения определенных задач варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции, получая тем самым дополнительную информацию. К недостаткам, помимо возможности фальсификации результатов, следует отнести неоднозначность критериев ранжирования, выражающуюся в том, что одни испытуемые, ранжируя список ценностей, учитывают степень их насущности, другие же ориентируются только на их абсолютную значимость, одни соотносят их со своей индивидуальной жизнью, другие учитывают их значимость для общества и человечества в целом. Чтобы в какой-то степени преодолеть эту неоднозначность, необходимо учитывать не только значимость, но и одновременно степень актуальности (или, напротив, реализованности) ценностей. Так, Е.Б.Фанталова (1992) использовала дополнительное ранжирование списка ценностей по критерию их доступности. Более удобным представляется методический прием, предложенный С.Р. Пантилеевым: после завершения ранжирования обоих списков испытуемому предлагается оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни.Как недостаток методики можно рассматривать и закрытый, фиксированный характер списков ценностей, что ограничивает диапазон возможных

ответов.

Ценностные ориентации личности и ценности по методике диагностики Рокича

На чём строится твоя жизнь? Что в ней самое главное? Как называется тот самый фундамент, на котором ты строишь свой дом? Ответ один – ценности. То, что является кирпичиками в основе твоего дома (мыслей, чувств, поступков), всё это твои ценности. И у каждого человека они разные.

Разобраться в этой теме поможет методика М. Рокича, который в своих работах рассматривает ценностные ориентации. Те убеждения, благодаря которым ты регулируешь свою жизнь. Но давай остановимся подробнее, а что такое «ценности».

В этой статье:

Понятие ценностейЧто такое «Ценностные ориентации»О важности методики ценностных ориентацийДля чего ещё полезна методика Рокича

Новости СМИ2

Понятие ценностей

Ценность – это общее представление о благах и способах получения их. На базе которых человек осуществляет свою деятельность, строит планы и цели.

М. Рокич выделил два типа ценностей:

  • Терминальные

Данный вид убеждений говорит о том, что есть какая-то конечная цель в жизни человека, к которой важно стремиться.

  • Инструментальные

Существует убеждение, что есть определённые правила, как правильно себя нужно вести и какой личностью быть.

Также существует классическое деление ценностей на:

  • Ценности-цели
  • Ценности-средства

Что такое «Ценностные ориентации»

Ориентирование на ценности может многое сказать о человеке, о его внутреннем развитии и сформированности. О том, насколько личность является зрелой, целостной, внутренне устойчивой. И, готов ли человек нести ответственность за собственную жизнь.

Милтон Рокич разработал целую методику, которая так и называется «Ценностные ориентации». Она представлена в виде опросника, который показывает ценностно-смысловые сферы личности.

Как проходит сама методика:

  • Участнику опроса выдаётся два списка. В котором прописано по восемнадцать ценностей
  • Написаны они могут быть как карточках, так и на бумаге
  • Ценности написаны в алфавитном порядке
  • Испытуемому нужно расставить для себя эти ценности в ранговой последовательности
  • Использование карточек, на каждой из которых написана одна ценность, для испытуемого легче, так он может сосредоточиться сильнее и разложить карточки друг за другом

Милтон Рокич: иерархия ценностей

  • Лучше проводить с одни человеком за раз, но есть вариант и групповой диагностики

Примеры фраз, указанных в опроснике:

  • Жизненная мудрость
  • Материально обеспеченная жизнь
  • Наличие хороших и верных друзей
  • Непримиримость к себе и недостаткам других

И другие.

Обработка результатов опроса будет носить качественный характер. Сейчас этот опросник можно пройти в интернете, но важно помнить, что полноценные результаты вы сможете при консультации с психологом. Для специалиста данная методика может стать отправной точкой в работе с тобой, а не единственным ключевым моментом.

Поэтому занимать интерпретацией самостоятельно не стоит.

О важности методики ценностных ориентаций

Как уже было сказано выше, у каждого человека есть свой набор ценностей. Но правильнее будет отметить, что ценности в жизни (их названия) одинаковы, а вот степень их выраженности в жизни каждого разная. Так, например, духовность или спорт, как ценность могут быть у кого-то не на первом месте. При этом у спортсменов или религиозных людей – эти ценности будут в приоритете.

Что касается методики в целом и тех ценностей, которые в ней отражены, их можно поставить в некую иерархию, а также в сгруппированные блоки.

Если рассмотреть терминальные ценности, то можно выделить такие блоки как:

  • Свобода
  • Счастье
  • Семейное благополучие
  • Внутренняя гармония и другие.

Что касается инструментальных ценностей, то здесь можно выделить следующие блоки:

  • Жизнерадостность
  • Исполнительность
  • Любовь
  • Независимость
  • Интеллект и другие.

Когда испытуемый выбирает выражения, которые написаны на бумаге, он тем самым начинает группировать их в подсистемы, которые уже могут рассказать о его мировоззрении.

На базе данной методики можно определить на сколько человек живёт в осознанной позиции. Какая роль у него сейчас преобладает (родитель, ребёнок, взрослый). Есть ли в этой ситуации отсутствие баланса в жизни и к чему стремится испытуемый?

Для чего ещё полезна методика Рокича

Есть совершенно другая диагностическая модель, ты о ней, наверное, знаешь – это колесо баланса. Которое будет очень эффективно составить на базе методики Рокича. Потому что последний опросник помогает тебе выделить свои основные ценности, а на базе них сферы жизни. Всё то, что для тебя важно.

Другим моментом может быть, направленность методики для изучения направления человека в работе. При помощи методики можно также выделить сильные качества человека (честность, коммуникабельность, педантичность и другие). Для чего можно использовать методику:

  • На консультациях по профориентации
  • При исследовании мотивации человека
  • Изучении стремления к карьерному росту
  • При рассмотрении одного коллектива, как единой системы и другое.

Ещё хотелось бы отметить, что данная методика, а точнее новый взгляд на свои ценности, может помочь тебе грамотнее выстроить отношения с другими людьми. Даже при выборе спутника жизни, ты ориентируешь и на его ценности. Поэтому совет психолога: вместе со своим избранником ты можешь пройти данный опрос и посмотреть на ваши точки соприкосновения.

Данную методику можно пройти со многими близкими людьми. Даже со своими детьми, когда они будут в том возрасте, когда уже понимают, что такое ценности. Это даст тебе понять, об одном и том же ли вы говорите? Понимаешь ли ты, как мама, с какими ценностями живёт твой ребёнок и в каком направлении развивается. Это поможет снизить градус напряжения, если такой есть, в подростковом возрасте. А также, ты сама раскроешься перед ребёнком с новой стороны.

Как ты видишь, опросник может помочь во многих сферах жизни.

Важно помнить о том, что данная методика Рокича не всегда может иметь правдивые результаты, даже интерпретированные психологами.

Связано это с тем, что респондент может быть не всегда искренен при выполнении задания. Многим из нас хочется иногда показаться лучше, чем есть на самом деле. Поэтому, помимо теста работа должна вестись более масштабно.

Опросник Рокича можно проходить раз в несколько лет или в моменты кризисных этапов в жизни. Потому что твои ценности и приоритеты могут меняться. И возможно, в какой-то момент жизни, ты просто держишься за старые ценности, которые в настоящий момент не являются твоим ориентиром.

А видеть ориентиры в жизни, как колышки, которые ты вбиваешь, очень важно. Потому что уже от них ты можешь выстраивать новые цели и планы, а следовательно, менять свою жизнь.

Некоторые черты концептуальной идентичности у подростков и молодых людей

Аннотация

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты концептуальной идентичности подростков и юношества с акцентом на их смысложизненные ориентации и ценностный выбор на разных этапах индивидуального развития. Представлены результаты эмпирического исследования концептуальной идентичности подростков и юношества. В исследовании использованы методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д. Леонтьева, «Ценностные ориентации» М. Рокича и «Рефлексивный тест самооценки «Кто я?» В. Мухиной. На основании этих методов, а также статистической обработки данных делаются выводы о содержании и направленности понятийной идентичности у подростков и юношества. Они оказываются ориентированными на достижение жизненных целей и предназначения в будущем, но у подростков ценности больше ориентированы на процесс, а у юношей — на результат. Проводится анализ по полу; мы устанавливаем, что в этом возрасте нет различий для мужчин и женщин в отношении понятийной идентичности. Это может быть связано с тем, что в изучаемом возрасте цели развития личности одинаковы для обоих полов. Вывод состоит в том, что в подростковом возрасте формируется понятийная идентичность, а в старшем возрасте ее содержание развивается и специализируется в зависимости от избранных направлений развития личности.

Ключевые слова: Концептуальная идентичность, смысложизненные ориентации, выбор личных ценностей, подростки и юноши

Введение

Что такое концептуальная идентичность? Это одна из главных подструктур личности, специально организованная совокупность понятий (структур) и их связей, регулирующая все интенциональные действия человека (Леонтьев, 2003). Как динамическая черта понятийная идентичность проявляется в содержании и интенсионале смысложизненных ориентаций и выборе ценностей. И то, и другое составляет меняющуюся иерархическую систему, содержащую не только частные смыслы, но и смысл жизни, стержневое понятие, находящее конкретное выражение в различных ситуациях или дающее возможность оглянуться назад и оценить отрезок прошлого.

На самом деле смысложизненные ориентиры представляют собой сложную и динамичную систему: личность не стагнирует, а проходит разные этапы развития, и ее представления о себе, других людях, мире в целом и изменения вызывают сдвиги в жизни. смысловые ориентиры и весь кругозор.

Вообще говоря, смысл жизни и смысложизненные ориентиры являются отличительной чертой человеческой психики. Обозначение цели своего существования — одна из главных духовных потребностей людей всех возрастов. Он проявляется в детстве и сохраняется на всех стадиях жизненного цикла. На значение каждого этапа влияют не только текущие обстоятельства, но и развитие прошлых этапов и оценки прошлых событий.

Этот смысл жизни для каждого возраста включает в себя ряд компонентов, одни из которых могут только формироваться, другие — расцветать, третьи — угасать. Поиск новых смыслов для себя, чтобы соответствовать меняющейся идентичности, — это постоянная работа для людей на протяжении всей их жизни (Сахарова, 2013).

Жизненно-смысловые ориентации начинают формироваться в подростковом возрасте, поскольку это наиболее чувствительный период для глубинных структур личности. Именно во время «взросления» подростки должны столкнуться с вопросами поиска себя и своего места в мире и принятия своей новой взрослой идентичности.

В подростковом возрасте начинает проявляться ядро ​​концептуальной идентичности, «смысл жизни». Он содержит основные ценности личности. По мере взросления человека в изобилии имеющихся смыслов выделяются иерархия смыслов и центральный смысл.

Подростковый возраст — один из самых ранних периодов развития, когда начинают формироваться смысложизненные ориентиры, а в последующие годы юноши и взрослые завершают свое концептуальное своеобразие. Их важность побудила нас сосредоточиться на этих этапах жизни.

Р. Хавигхерст (1967) выделяет следующие задачи развития подросткового возраста: принятие своей внешности; предположение о мужской или женской роли и особенностях сексуального поведения; пересмотренные отношения с референтной группой; эмоциональная независимость от родителей и других значимых взрослых; профессиональная направленность; построение первых отношений с противоположным полом; социально ответственное поведение; система ценностей и этическое сознание как цели поведения. Критический анализ окружающих ценностей должен привести к независимой структуре ценностей.

О. Хухлаева (2002) ставит другие задачи. По ее мнению, для молодежи одним из вызовов является личностное самоопределение: социальное, профессиональное, нравственное, семейное, религиозное и культурное. Другой – достижение социальной зрелости, характеризующейся желанием и способностью брать на себя ответственность за свою жизнь. Э. Эриксон считает, что у молодых людей после кризиса идентичности необходимо формировать психологическую идентичность (Erikson 2006).

Но самоопределение начинается в подростковом возрасте. Божович указывает, что у старшеклассников формируется важная потребность в самоопределении (Божович, 19 лет).78). Они должны составить понятийную систему, объединяющую представления о мире и себе, и искать ответ на вопрос о цели собственного существования.

И. Дубровина (1989) также подчеркивает, что у подростков происходит не самоопределение, а психологическая готовность к нему, означающая устойчивые и осознанно выработанные представления о своих правах и обязанностях, ответственности, нравственных принципах и убеждениях – тех психологических механизмах, и сущностей, которые позволяют впоследствии жить сознательно и активно. Таким образом, у подростков возникает потребность в самоопределении, а у юношей она должна быть реализована.

В отношении самоопределения М. Гинзбург развивает подход, основанный на интерпретации самоопределения как движимого понятиями и ценностями (Гинзбург, 1988). По Гинзбургу, самоопределение есть активное формулирование личной позиции по отношению к ценностям общества и определение из этого цели своего существования. Самоопределение продолжается за пределами подросткового и юношеского возраста. Много раз в более позднем возрасте человек чувствует потребность переопределить себя, и юношеские годы являются лишь отправной точкой.

По мере взросления молодые люди вырабатывают ценности, основанные на ценностях цели, жизненные планы и отстаивают свою независимость, что настраивает их личность на поиск ориентированной на будущее цели. В отличие от подросткового возраста, когда взрослеющие люди только открывают для себя множество понятий и примеряют их на себя, юноши выстраивают иерархию понятий – одни первостепенные, другие менее важные (Сахарова, 2013). Вопрос о смысле жизни для молодого человека часто выглядит как план, который нужно осуществить в ближайшее время.

Г. Вайзер (1998) замечает новую психологическую структуру, смысл жизни, уже в подростковом возрасте, который вырастает на определяющем мотиве жизни, жизненной цели и центральной задаче, определенных, но подлежащих завершению в отдаленном будущем.

Со своей стороны, К. Обуховский видит необходимость понимания своей жизни как целостного процесса, ведущего в том или ином направлении, и говорит, что цель является одним из важнейших ориентиров личности, особенно в юношеском возрасте (Обуховский, 1981). В подростковом возрасте люди начинают задумываться о смысле своей жизни, а позже этот смысл трансформируется и усложняется.

Выбор ценностей — еще одна актуальная задача для обеих этих возрастных групп, это часть процесса самоопределения и, как указывает И. Дубровина, показатель личностной зрелости молодого человека (Дубровина, 1989). Согласно исследованиям Дубровиной, у большинства подростков только начинается формирование системы ценностей, но она считает, что к началу ранней взрослости ценности уже должны быть сформированы, чтобы подкрепить очередное дополнение личности — полноценные жизненные планы.

В. Мухина (2008) в своей работе также говорит о том, что в раннем взрослом возрасте люди сталкиваются с выбором ценностей; они пытаются определить внутреннюю позицию по отношению к себе и другим и моральные ценности. То есть молодой человек воспринимает, интерпретирует и усваивает определенные социальные ценности.

Кажется, она не проводит четкой границы между юностью и ранним взрослением в том, что касается выбора ценностей. Основы закладываются в подростковом возрасте, и молодые люди продолжают меняться и формировать свою личность.

В той же работе Мухина указывает, что рефлексия играет роль в личностном развитии как подростков, так и молодых людей. Подростки используют его, чтобы попытаться понять себя и отождествить себя со своим эго, прежде всего озабоченным вопросом «кто я?» После этого они сознательно развивают свои способности к рефлексии.

В целом, глядя на подходы к понятийной идентичности у подростков и юношества, можно сказать, что подростки находятся в кризисе и постепенно начинают формировать смысл жизни, определять ценности и находить свое место в мире. Ранняя взрослость, безусловно, менее бурна и ставит другие задачи развития, но, тем не менее, личностное развитие продолжается, поскольку молодые люди оценивают себя и других, формируют свое отношение к миру, цели и смыслы.

Постановка проблемы

Концептуальная идентичность как динамическая модель проявляется в подростковом возрасте и продолжает развиваться на более поздних этапах, но сохраняет целостность личности на каждом этапе. Какие отличительные черты имеет концептуальная идентичность у подростков и юношей?

Исследовательские вопросы

Каковы отличительные черты концептуальной идентичности у подростков?

Каковы отличительные черты концептуальной идентичности у молодых людей?

Как его содержание и цель меняются между этими этапами?

Цель исследования

Раскрыть отличительные черты концептуальной идентичности у подростков и молодых людей.

Методы исследования

Наше исследование включало изучение концептуальной идентичности у подростков и молодых людей, результаты которого позволили выявить их специфические характеристики.

Темы (кейсы)

Всего мы изучили 170 предметов. Было 70 подростков (от 11 до 16 лет) и 100 молодых людей. Среди подростков было 35 девушек и 35 юношей, среди юношей и взрослых (от 17 до 23 лет) 50 мужчин и 50 женщин. Средний возраст подростков составил 13,8 лет, средний возраст молодых людей – 19 лет..5 лет.

Процедура

Применяли методику «Тест ЖИЗНЕННО-Смысловых ориентаций» Д. Леонтьева, М. Рокича «Ценностные ориентации» и тест рефлексивной самооценки В. Мухиной «Кто я?» (Мухина, 2015). Перед этим участники заполнили анкету о своем возрасте, поле, социальном статусе и написали, что составляет для них смысл жизни. Мы применили к результатам критерий Стьюдента.

Находки

После применения методов используем Студенческий т Критерий, чтобы выяснить, есть ли существенные различия между возрастными группами. По общей степени значимости между подростками и юношеством такой разницы нет (р > 0,05), как и по половому признаку (р > 0,05). Есть только разные тенденции в содержании концептуальной идентичности.

Метод «Тест смысложизненных ориентаций» не выявляет существенных различий в осмысленности для возрастных групп в целом, но больше мальчиков в подростковой группе и больше женщин в юношеской взрослой группе имеют смыслоструктурированную концептуальную идентичность. В целом у самок наблюдается определенное развитие от подросткового возраста до раннего взросления, а у самцов такой закономерности практически нет.

Методика «Ценностные ориентации» выявила, что девочки-подростки больше заняты ценностями коммуникативного типа (наличие друзей, личные отношения), затем они начинают ценить самостоятельность и гармонию, а также личностное развитие (образование, самосовершенствование). У мальчиков-подростков схожие ценности. Обе группы больше озабочены общением, но мальчики, в отличие от девочек, также ценят полноту и насыщенность жизни. Примечательно, что о радости жизни как о ценности пишут только мальчики. Таким образом, подростки делают упор на общение, интенсивность жизни и саморазвитие.

У молодых людей акцент смещается с общения на саморазвитие и познание. У мужчин впереди личностное развитие, наряду с профессиональным развитием, но важными остаются ценности полноты, активности, интенсивности жизни. В качестве инструментальных ценностей присутствуют этические и деловые ценности. Самоутверждение и принятие других исчезают. Как у мужчин, так и у женщин в этой старшей группе роль общения не является центральной, но женщины выше ценят личную жизнь (счастье семьи), они ценят и альтруистические понятия (счастье других и т. д.). И для них, и для мужчин важно саморазвитие и профессиональная реализация. Среди инструментальных ценностей женщины ценят этику и конкретные деловые ценности (достигающие цели), а также принятие других; самцы относятся ко всему этому с меньшим энтузиазмом.

Мы наблюдаем, что ценности действительно динамичны, меняются от подросткового возраста к раннему взрослому и относятся к задачам развития, стоящим перед группами. Подростки больше всего ценят общение, а молодежь заботится о профессиональном и личностном развитии. Существенных гендерных различий в выборе ценностей нет.

Продолжаем рефлексивный тест самооценки «Кто я?» В тесте каждый участник должен дать 15 письменных ответов на вопрос «Кто я?». Для обработки ответов мы используем контент-анализ, который позволяет определить относительное преобладание тех или иных структурных компонентов самосознания. В теории В. Мухиной (2008) структурных компонентов пять: «имя», «притязание на признание», «гендерная идентификация», «психологическое время», «психологическое личное пространство». По мнению Мухиной, структура постоянна, а возраст лишь придает ей иное содержание.

В своих ответах подростки иногда включают выдуманные прозвища типа Маньяк, Компьютерщик и др., названия профессий типа Банкир (никакого отношения к жизни подростка в настоящее время), негативные характеристики себя – «Мне нравится ничего не делать». и т.д. В целом подростки затрудняются ответить на вопрос 15 раз, большинство дали только 7-8 ответов. Для молодых людей не существует отрицательных характеристик, выдуманных имён и профессий. Наименьшее количество ответов приходится на компонент «имя». Среди подростков мальчики и девочки имеют одинаковую долю ответов, связанных с этим компонентом.

По сравнению с младшей группой юноши (обоих полов) дают значительно больше «претендующих на признание» ответов: «будущий успешный юрист», «хорошая дочь», «хороший друг», «перспективный сотрудник». и так далее. Но в обеих группах по этому компоненту значительно опережают самки.

Компонент гендерной идентификации, как и предыдущий, более выражен в ответах юношей и особенно девушек обеих групп: «Я в паре», «Я молодая девушка» и так далее

Психологическое время в обеих группах показывает ориентацию на будущее, т.е. «будущий успешный бизнесмен». У молодых людей определения, основанные на будущем, более специфичны. Чаще подростки пишут о своих нынешних увлечениях: «Мне нравится слушать музыку», «Люблю веселиться и веселиться».

Наиболее представлено психологическое личностное пространство обеих групп («Я человек», «Я человек», «Я член семьи», «Я студент», « я ученица школы» и т. д.). Этот компонент особенно ярко выражен у мальчиков в группе подростков и у женщин в группе молодых взрослых9.0005

Стоит отметить, что большое количество ответов подростков носят маргинальный характер, то есть вместо ответа на вопрос «Кто я?» они отвечают на вопрос «Каков я?» Эти маргинальные реакции преобладают у подростков; переходя к старшей группе, самцы начинают давать меньше маргинальных ответов, а самки — больше.

Все вышеизложенное показывает, что наиболее представленными структурными компонентами самосознания являются психологические личностные пространства и претендуют на признание обе возрастные группы. Подростки пытаются понять свое эго, исследуют границы, установленные обществом, пытаются понять права и обязанности, создают мировоззрение и систему ценностей, внутренний мир; отсюда важность психологического личного пространства в ответах. Этот компонент продолжает оставаться важным для молодых людей, так как они продолжают определять свои позиции и соответственно строить свою жизнь, понимать объем прав и обязанностей по важным аспектам своей жизни. Одной из задач развития для обеих возрастных групп является отделение от родительской семьи, инициация новых отношений с социумом и, таким образом, «претензия на признание» со стороны общества или семьи как попытка демонстрации своих способностей. Отсюда и наличие этого компонента.

В начале исследования, получив анкеты с личностно-информационными и социально-статусными вопросами, участники также должны были ответить на вопрос «В чем для Вас смысл жизни?» Подростки обычно отвечали примерно так:

  • Личностное развитие, самопознание, самосовершенствование

  • Достижение чего-либо

  • Самовыполнение

  • Семья

  • Успех

  • Поиск значения

  • Новые знания, образование

  • Помощь другим

Старшие подростки и юноши ответили так:

  • Самореализация

  • Сама жизнь

  • Семья и дети

  • Счастье для себя и близких

  • Карьера

  • Успех в различных областях

  • Творчество

  • Личностное развитие и самосовершенствование

Больше подростков затруднились ответить на этот вопрос, чем молодые люди. И младшие, и старшие респонденты были ориентированы на будущее, на предстоящие успехи и достижения. Среди молодежи появились ответы о творчестве и вообще результатах будущей жизни.

Заключение

Настоящее исследование не подтвердило гипотезу о существенных различиях между подростками и молодыми людьми с точки зрения концептуальной идентичности. Мы предполагаем, что подростки впервые начинают задумываться о смысле своей жизни, выбирать ценности и смысложизненные ориентиры. Эти установки выстраиваются в личное мировоззрение в более поздний период, а позже становятся основой для развернутых жизненных планов. Таким образом, молодые люди продолжают формировать свою концептуальную идентичность.

Для подростков общение является важнейшей ценностью, уступающей место профессиональному и личностному развитию молодых людей, которое может быть связано с особенностями и задачами, поставленными обоими периодами.

Рефлексия для этих возрастных групп связана с компонентами самосознания «притязание на признание» и «психологическое личное пространство», демонстрируя наиболее важные и личностно ценные стороны жизни и способностей. Существенных различий между полами в обеих группах нет.

Личность как подростков, так и юношей ориентирована на будущее, в поиске дополнительного образования, будущей профессиональной деятельности и собственной семьи. Но только в более поздние годы молодые мужчины и женщины начинают указывать не только на смыслы личной значимости, но и на свою социальную гражданственность, желание творить и находить реализацию в обществе.

Ни качественный, ни количественный подход не показывают существенных различий между концептуальной идентичностью подростков и молодых людей. Эта информация из исследования и других исследований позволяет сделать вывод, что подростковый возраст подготавливает и формирует различные структуры концептуальной идентичности, а ранняя взрослость завершает их.

Ссылки

  1. Божович Л.И. (1978). Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — № 4. — С. 23-35 [Божович Л.И., Онтогенез этапов развития личности // Вопросы психологии, 1978, №4, с. 23-35.]
  2. Дубровина И.В. (1989). Формирование личности старшеклассника. – М.: Педагогика, – 168 с. [ Дубровина И.В., Развитие личности старшеклассников. Москва, 1989.]
  3. Эриксон, Э. (2006). Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. красный. я предисл. СРЕДНИЙ. Толстых. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСН: Прогресс. – 352 с. – (Библиотека зарубежной психологии) [ Эриксон Э. Идентичность: Молодость и кризис. Перевод с английского / Э. Эриксон. Предисловие и редакция А.В. Толстых, 2-е изд., Москва, «Флинта», МПСН, Прогресс, 2006, с. 352.]
  4. Гинзбург М.Р. (1988). Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии — № 2. – С.19-26 [Гинзбург М.Р. Самоопределение личности как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, №2, с. 19-26.]
  5. Хевигерст, Р. (1967) Образование и общество: книга чтения. Нью-Йорк: Аллин I Беконом, [Хавигхерст, Роберт Дж., (Ред.). Образование и общество: книга для чтения. Нью-Йорк: Аллин и Бэкон, 1967] 90 112
  6. Хухлаева, О. В. (2002). Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для стад. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 208 с.[ Хухлаева О.В. Психология развития: ранняя взрослость, зрелость, старость. Учебник для студентов ВУЗов. Москва, Издательский центр «Академия», 2002, с. 208.]
  7. Леонтьев Д.А. (2003). Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. – М.: Смысл. – 487 с..[ Леонтьев Д.А., Психология смысла: природа, структура и динамика концептуальной реальности. Переработанное 2-е издание. Москва, «Смысл», 2003, с. 487.]
  8. Мухина В.С. (2015). Психология развития: феноменология развития, детство, отрочество. Москва, 2015.]
  9. Мухина В.С. (2008). Рефлексивный тест-самоотчёт «Кто-Я?»: возвращение к обоснованию установок, обращающихся к рецепту, и требования к анализу типов рефлексий на себя // Развитие личности. — №4. – С. 116-129 [Мухина В.С., Рефлексивный тест самооценки «Кто я?»: возврат к валидирующим установкам, адресованным реципиенту, и требования к анализу типов саморефлексивных состояний // Развитие личности. 2008, № 4, стр. 116-129..]
  10. Обуховский, К. (1981). Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности: сб. науч. тр.; отв. Красный. Л.И. Анцыферова. – М.: Наука. – С. 45-66. [ Обуховский К., Психологическая теория строения и развития личности // Психология развития личности. Сборник научных публикаций под редакцией Л.И. Анцыферова. Москва, «Наука», 1981, с. 45-66.]
  11. Сахарова Т.Н. (2013). Ядерные основы смысложизненных ориентаций личности, Тамбов, Журнал «Перспективы науки», №3 (42)2013, Тамбов, с. 240-243 [ Сахарова Т.Н., Стержневые основы индивидуальных смысложизненных ориентаций, Тамбов, Перспективы науки, №3 (42) ), 2013, с.240-243]
  12. Вайзер, Г.А. (1998). Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. – №5. – С. 3-14 [Вайзер Г.А., Смысл жизни и «двойной кризис» жизни человека / Психологический журнал, 1998, №5, с. 3-14.]

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4. 0 International License.

Об этой статье

Методика Рокича «Ценностные ориентации»: плюсы и минусы

Психология — очень занимательная наука. Особенно увлекательна прикладная психология. Его действие можно наблюдать непосредственно. Поведение людей в обществе и в некоторых ситуациях определяется определенной совокупностью причин. Основываясь на них и их значениях, человек совершает действие. Исследование ценностей каждого человека — очень увлекательный процесс, который может привести к огромным социологическим и психологическим результатам.

Что такое значения?

Ценности – это определенные взгляды на жизнь и весь окружающий мир. Они во многом определяют человека как личность в обществе и задают направление его деятельности в любой сфере. На совокупности ценностей строится жизненная философия каждого отдельного человека. Иногда люди не могут объяснить свои действия. Объясняется это очень просто — у них есть определенные значения, влияющие на поведение. Но эти приоритетные взгляды сохраняются на подсознательном уровне. Их трудно объяснить и понять объективно. Но это возможно. В таких случаях очень полезно посетить профессионального психолога, который поможет разобраться в себе и найти правильное решение. Они могут стать методом изучения ценностных ориентаций М. Рокича.

Изучение ценностных ориентаций

Поскольку речь шла о ценностях каждого человека, следует уделить особое внимание изучению данного вопроса. Изучением этой сферы занимался известный американский психолог Милтон Рокич. Несмотря на то, что он начал свою карьеру психиатром, вскоре его увлекла сфера социальных отношений и ценностей. Главным достижением является разработанный метод Рокича «Ценностные ориентации». Это личностный тест, который выявляет и фиксирует ценностные аспекты.

Методика

Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокич настаивает на индивидуальном подходе. Конечно, возможно и групповое тестирование. Но индивидуальные тесты считаются более качественными и точными.

Респонденту дается два списка значений по 18 баллов в каждом. Они могут быть на листах или на специальных карточках. Затем испытуемый должен прочитать все значения и напротив каждого поставить свой порядковый номер, в соответствии со своей системой ценностей. Чем значительнее указанное значение — тем выше его ранг.

Стоит отметить, что каждая группа значений, состоящая из 18 элементов. Это не просто набор каких-то приоритетов. Первая карта — это список терминальных ценностей, вторая — список инструментальных ценностей. После того, как испытуемый проставил порядковый номер, он должен передать две карточки в порядке важности. Другими словами, определить, какая из двух групп ценностей для него важнее.

Важно! Во время теста решение человека о важности категории может измениться. Не берите сразу результаты – дайте время прочитать и обдумать написанное. Считается, что последний вариант самый точный.

Тестовый материал

Первая карта — терминальное значение. Ознакомимся с ними:

  1. Эмоционально насыщенная, яркая жизнь.
  2. Мудрость и жизненный опыт, свидетельствующие о зрелости личности.
  3. Абсолютное здоровье (эмоциональное, психическое, физическое).
  4. Увлекательная работа.
  5. Чувство прекрасного в природе, музыке, поэзии.
  6. Любимый человек, полный понимания и любви.
  7. Финансовая независимость и предоставление денежных средств для удовлетворения своих потребностей и желаний.
  8. Долгая и верная дружба.
  9. Признание общества, всеобщее уважение.
  10. Возможность читать лучшие книги, путешествовать, постоянно развиваться и совершенствоваться.
  11. Полная самоотдача, максимальная реализация своего потенциала.
  12. Полное и всестороннее развитие.
  13. Приятная жизнь, удовольствие и отсутствие обязательств.
  14. Независимость и свобода в поступках и мыслях.
  15. Дом, семья.
  16. Добро для других, самопожертвование.
  17. Возможность творческой самореализации.
  18. Внутренняя сила, уверенность в своих силах, душевное спокойствие и умиротворенность.

Рассмотрим инструментальные значения:

  1. Порядок и аккуратность во всем.
  2. Хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
  3. Амбициозность, большие запросы.
  4. Способность радоваться жизни.
  5. Ответственность и оперативность.
  6. Способность принимать самостоятельные решения.
  7. Жажда постоянного совершенствования себя и окружающих.
  8. Широкий кругозор, образование, интеллект.
  9. Чувство долга, умение давать и выполнять обещания.
  10. Логика, рационализм, здравый смысл.
  11. Способность подчиниться воле.
  12. Храбрость.
  13. Уверенность в сложных ситуациях.
  14. Терпимость, терпимость к другим, умение прощать.
  15. Способность принимать точку зрения другого человека.
  16. Искренность и честность.
  17. Способность продуктивно работать.
  18. Умение заботиться.

Ответ на тест

Очень проста в анализе «Ценностные ориентации» Рокича. Интерпретация результатов теста означает выявление факторов, которые заставили человека рассортировать значения таким образом. После этого главная задача понять, по каким причинам он сделал именно так, что его подстегнули. Необходимо определить группы ценностей, которые испытуемый выделил больше всего. Например, это могут быть ценности семейной ячейки, самореализации и т. д. Ценностные ориентации инструментального типа могут группироваться в этические блоки, блоки добра и помощи другим и т. д.

Анализ результатов


Обработка метода Рокича «Ценностные ориентации» должна быть постепенной. Специалист должен уловить в своих ответах индивидуализм человека. Для этого следует провести вдумчивый, неторопливый анализ. Необходимо вывести определенные закономерности, которые присущи этому человеку. Метод Рокича «Ценностные ориентации» предполагает обязательный пошаговый анализ.

Особые случаи

Если затраченное время и усилия не дают определенных результатов, то дело в другом. Аналогичная ситуация при анализе результатов тестирования может свидетельствовать о том, что респондент является несформированной личностью. Это может быть ребенок, подросток или просто растерянный молодой человек. В любом случае его система ценностей претерпевает множество изменений, она только формируется. Проверять таких людей бессмысленно. Им желательно пройти испытание, когда они определятся, они достигнут внутреннего покоя. Иначе получатся просто неверные результаты, о которых никому не скажешь. Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича применима только к сформировавшимся личностям.

Еще одной причиной невозможности анализа испытуемого может быть неискренность его ответов. Каждый — закрытая книга. Трудно сказать, зачем человек пришел на тестирование, если он отвечает неправду. Скорее всего, у него есть какие-то предрассудки, и он решил доказать себе или кому-то еще, что психология не заслуживает уделяемого ей внимания. Жаль, что вместе, чтобы развиваться и совершенствоваться, человек что-то кому-то доказывает.

Преимущества методики

Главным достоинством метода Рокича «Ценностные ориентации» является его универсальность. Она применима ко всем людям и может определять их ценности. Еще это очень удобно — материал для теста готов, нужно только раздать его респондентам, а потом провести тщательный анализ. Важным показателем является экономия в процессе проведения, обработки и анализа результатов. Дорогостоящие исследования проводятся редко, потому что для этого нужно найти спонсоров. А методика изучения ценностных ориентаций Рокича помогает анализировать и делать выводы с помощью очень простого, но рационального тестирования.

Методика очень гибкая. Списки значений и инструкции для теста могут быть изменены. Это делается для того, чтобы лучше рассмотреть характер человека с разных точек зрения.

Недостатки методики

Основным и очень существенным недостатком данной методики является ее открытость. Человек понимает, что его будут проверять. И, к сожалению, многие респонденты реагируют не на то, что они думают на самом деле, а на то, что уместно и правильно с точки зрения общечеловеческих ценностей. Это парализует возможность анализа каждого человека как отдельного и неповторимого. Образ человека общий, неточный и расплывчатый. Это очень существенный недостаток. Психологи пытаются уменьшить его влияние на тестирование. Перед тем, как начать говорить с аудиторией, стараясь донести до нее важность правдивых ответов. Некоторые люди понимают и отвечают на правду. Но все же остается определенный процент тех, кто проходит тестирование, кто хочет казаться «правым» в глазах общественности.

Есть также люди, которые просто не хотят, чтобы кто-то знал и понимал их лучше, чем они сами. Они реагируют на неправду и считают, что поступают правильно. Что ж, это их право.

Общее впечатление

Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича даст достоверные результаты в том случае, если тест добровольный и мотивированный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *