Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Тест мира проективная методика: ТЕСТ МИРА это

Содержание

Тест мира и его модификации

⇐ Предыдущая107108109110111112113114115116Следующая ⇒

ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ

 

 

Тест мира (World Test) – проективная методикаисследования личности, история которой восходит к исследованиям Э. Эриксона (1938), а импульсом для ее создания послужило произведение Г. Уэллса “Игры на полу”. Первый вариант теста предложен М. Ловенфельд (1939). Наиболее значительный вклад в развитие теста мира как проективной методики внесли Г. Болгар и Л. Фишер, опубликовавшие в 1947 г. статью под названием “Проекция личности в тесте мира”. Кроме варианта Ловенфельда существуют “Игровой тест мира” и “Картиночный тест мира” Г.Бюлер, тест “Деревня” (Артур, Мэбили, Мукиелли).

Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых.

Стимульный материал теста (вариант М.Ловенфельд) состоит из моделей предметов, распределенных в разной пропорции по категориям (дома, деревья, дикие и домашние животные, самолеты, люди в форме и в обычной одежде и т.

д.). Модели небольшие по величине, изготовлены из дерева или металла и имеют яркую окраску. Обследуемый по своему усмотрению создает из этих предметов то, что авторы назвали “малый мир”. Время не ограничивается.

Ш. Бюлер и М. Мансоном (1956) предложен вариант теста мира (картиночный), в котором несколько картин (из предложенных) наклеивают на листы большого формата с тем, чтобы обследуемый мог на них нарисовать необходимые ему объекты.

Основой для интерпретации является учет: предметов, выбираемых первыми; количества использованных предметов по категориям; пространства, занятого конструкцией; формы конструкции, а также особенностей, проявляющихся в поведении обследуемого.

Опираясь на исследования различных клинических групп, авторы создали гипотетическую “нормальную конструкцию” и определили отклонения от нее. Были выделены основные подходы к конструированию “мира”: практический, логический, социальный, витальный и эстетический. Оценивалась их реалистичность.

Сравнение интерпретаций с биографическими данными обследуемых свидетельствует о высокой валидности теста мира. В зарубежных исследованиях отмечается, что тест позволяет успешно дифференцировать различные клинические группы.

Бюлер в связи с классификацией симптомов-нарушений предлагает различать миры: агрессивные, закрытые, дезорганизованные, жесткие, пустые.

Болгар и Фишер используют более сложные системы классификации данных: тип работы, тема работы, выбор объектов, геометрическая форма, разнообразие, количество используемых объектов, размер, способ работы (аналитический или синтетический), готовность и пр.

Контиан предлагает обращать внимание на такие варианты, как: работа, выполненная в основном вдоль периферии участка, горизонтальная (конформность) или вертикальная конструкция, строительство вверх.

 

 

6.2 Тест “Составь картину-историю” (MAPS)

 

Тест Шнейдмана “Составь картину-историю” был создан в конце 40-х годов ХХ века в период активной разработки проективных техник.

⇐ Предыдущая107108109110111112113114115116Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 11790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



13.2. Тест «образ мира»

Процедура. С целью изучения индивидуальных осо­бенностей «образа мира», «картины мира» предлагается вы­полнить инструкцию: «Нарисуйте «картину мира», т.е. мир, его образ, как вы его себе представляете».

Материал. Используется лист бумаги размером 250×150 см, карандаши, ручки.

Интерпретация. На основании особенностей изображе­ния выделяется пять основных видов рисунков:

1. «Планетарная» картина мира — изображение земного шара, других планет солнечной системы — когнитивная кар­ тина мира, в виде общепринятых нормативных знаний, приоб­ ретаемых в школе.

2. «Пейзажная» — в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п. — по самоотчетам — желаемая картина своего окру­ жения.

3. Непосредственное окружение, обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная — «то, что приходит на ум». Неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека.

484

  1. Опосредованная или метафорическая картина мира, передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого-либо сложного образа.

  2. Абстрактная, схематическая, отличающаяся лакониз­ мом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака, символа.

Исходя из перечисленных видов изображений «образа мира», можно отметить, что они имеют различные основания, которыми становятся знания о планетарном строении, либо собственные ощущения, вызывающие те или иные образы, либо желаемая картина мира и т. д.

В основу первоначальной интерпретации теста «образ мира» также можно взять описанные выше психологические типы К. Юнга, определенные в соответствии со схемой Г. Ри­да, позволяющей классифицировать полученные нами рисунки.

Предварительные замечания. В структуре самосо­знания личности обычно выделяют главные компоненты: ког­нитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. и эмоциональный — самоотно­шение, самооценка и т. д. Иногда эти составляющие рассмат­ривают как собственно самосознание и самоотношение, интег­рируя их в рамках «Я-концепции», адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации чело­века к социальному окружению.

В то же время важнейший вопрос о том, как человек формирует то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громад­ной значимости и большом интересе к нему остается все еще малоизученной психологической проблемой.

Одной из причин такого положения является то, что про­блема самосознания на эмпирическом уровне решается глав­ным образом с помощью вербальных методик (опросников, интервью с испытуемым и т.п.), и это является весьма одно­сторонним подходом.

Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности мог бы весьма полез­ным стать тест «Автопортрет».

485

Интерпретация I. Тест «Автопортрет» адаптирован Р. Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти домой, закри­чать или заплакать, — пишет Р. Берне, — но вы не можете сделать это на работе. Все это отразится в вашем рисунке».

Р. Берне трактует элементы, которые могут быть обнару­жены в автопортрете, следующим образом.

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство сво­им интеллектом.

Рисунок маленькой головы обычно отража­ет чувство интеллектуальной или социальной неадекватности

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подо­зрительность, а также проявление озабоченности к гиперчув ствительности по отношению к общественному мнению. Ма­ленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопогло­щенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные ораль ные тенденции или возможную затрудненность с речью Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в об щении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физи­ческую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполага­ют отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимо­сти. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие осно­вы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

Интерпретация II (интегративно-оценочная). Нашей задачей стала разработка теста «Автопортрет» для выявления

486

индивидуально-типологических особенностей человека, его пред­ставлений о себе, своей внешности, личности и отношении к ней.

Цель методики — выявление индивидуально-типо­логических особенностей человека.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10×15 см.

Инструкция:«Нарисуйте свой портрет».

При анализе рисунков выделяются признаки изображе­ния, на основе которых все рисунки можно объединить следу­ющим образом.

  1. Эстетическое изображение — выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Легкость, гиб­ кость линий, выразительность черт, лаконичность образа отли­ чают рисунки этих людей.

  2. Схематическое изображение — в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изобра­ жение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

  3. Реалистическое изображение — выполненное с более тщательными подробностями, т. е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитич- ному когнитивному стилю.

  4. Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, расте­ ния, литературного персонажа и т. д. Такое изображение вы­ полняют лица художественного склада, обладающие разви­ той фантазией воображения, творческими способностями и, ра­ зумеется, известной долей чувства юмора.

  5. «Автопортрет в интерьере» — изображение челове­ ка в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, ком­ наты и т. д.

487

По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.

  1. Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собствен­ ное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем пере­ живаемая эмоция может быть часто противоположна той. кото­ рая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т п.

  2. Изображение позы или движения — человек изобра­ жает себя в период совершения какого-либо действия. По- видимому, такой тип изображения свойствен лицам с вырази­ тельными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п

8. Изображение автопортрета со спины — вместо лица рисуется затылок, обычно такое изображение свойствен­ но людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т. д., либо при не­ желании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить пер­вый этап обработки материала.

Способы обработки данного теста могут быть самые различ­ные — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставле­ния с фотографией.

Для обработки этого теста нами разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и ко­личественные показатели изображения.

На основании схемы обработки мы получаем возмож­ность сравнить индивидуальные и групповые данные выполне­ния теста, а также сопоставить полученные данные по графи­ческой методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.)

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно так­же упорядочить по схеме Рида:

перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мысли­тельный экстраверт;

488

  • органический рисунок — на фоне изображения живой природы, в окружении растении, животных и т д — мысли­ тельный интроверт;

  • гаптический рисунок — изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни — «болит зуб», «болит голова» и т. д — сенсорный интроверт;

  • эмфатический рисунок — изображение себя в какой- либо эмоциональной атмосфере, идущей извне — сенсорный экстраверт,

  • декоративный рисунок — изображение портрета в яв­ но приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора — сенсорный экстраверт;

  • имажинарный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного про­ изведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт;

ритмический рисунок — изображение, в котором подчеркивается движение, г е изображение движущегося человека — идущего, бегущего по лестнице и т д. — интуи­ тивный экстраверт;

структурный рисунок — изображение себя «как есть»: голова, руки, ноги и т. д., может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост — интуитив­ ный интроверт.

Для более полной интерпретации теста необходима даль­нейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения. Однако уже на этом предварительном этапе можно воспользоваться весьма авторитетной психологи­ческой типологией К. Юнга.

Таблица 1

Обработка теста «Автопортрет*

п/п

Выделяемый показатель

1.

Изображение в виде одного лица

2.

Изображение в виде бюста

3.

Изображение в полный рост

4.

Изображение профиля

489

п/п

Выделяемый показатель

5.

Изображение анфас

6.

Схематическое изображение

7.

Реалистическое изображение

8.

Метаморфозное изображение

9.

Автопортрет в интерьере

10.

Более одного изображения — 2, 3 и т. д.

11.

Автопортрет на фоне пейзажа

12.

Автопортрет в декоративной рамке

13.

Автопортрет в эмоциональном состоянии

14.

Автопортрет в виде литературного персонажа

15.

Автопортрет, выполненный в виде движущегося изображе­ния

16.

Автопортрет с предметом в руках

17.

Размер изображения в кв. см

18.

Высота изображения

19.

Степень сходства изображения с оригиналом по шкале 1, 2,3

20.

Степень нажима, толщины линий 1, 2, 3

21.

Наличие штриховки 1, 2, 3

22.

Эмоциональная выразительность изображения 1, 2, 3

23.

Степень прорисовки лица

24.

— наличие глаз

25.

— наличие носа

26.

— наличие рта

27.

— наличие бровей

28.

— наличие ресниц и т. д.

Журнал проективных методик и оценки личности | 541 публикации | 4068 цитат | Ведущие авторы

Журнальные статьи•DOI•

Объектные представления и объектные отношения в ответах Роршаха

[…]

Martin Mayman 1 •Учреждения (1)

Мичиганский университет 909009 1 01 августа 1967 г. — Журнал проективных методик и оценки личности

TL; DR: Общий уровень психопатологии пациентов и некоторые более специфические признаки их психопатологии, выведенные из содержания Роршаха, оказались высокоэффективными индикаторами психопатологии, выявленной в экстенсивных психиатрических, психологических исследованиях. и социальные интервью.

…читать дальшечитать меньше

Аннотация: В этой статье представлен объектно-реляционный взгляд на содержание теста Роршаха. Существование в себе образов других является предпосылкой социального развития. Доступность репертуара личных образов, диапазон и эмоциональное качество своих представлений о других, степень слияния, которое имеет место между собой и другими, характеристика себя и других и виды ожиданий, которые человек несет с собой при каждой встрече. с людьми и вещами его мира — все это аспекты потенциала отношений человека, который, как предполагается, может быть выведен из содержания протокола Роршаха. Общий уровень психопатологии пациентов и некоторые более специфические признаки их психопатологии, выведенные из содержания теста Роршаха, оказались высокоэффективными индикаторами психопатологии, выявленной в обширных психиатрических, психологических и социальных интервью.

…читать дальшеЧитать меньше

141 цитата

Журнальная статья•DOI•

Ранние воспоминания и структура характера

[…]

Мартин Мейман 1 • Мичиганский университет (1)

3 1

01 августа 1968 г. — Журнал проективных техник и оценки личности

TL;DR: Предполагается, что ранние воспоминания и структура характера более тесно связаны, чем считалось ранее, в первые годы развития ребенка.

…читать дальшечитать меньше

Аннотация: (1968). Ранние воспоминания и структура характера. Журнал проективных методов и оценки личности: Vol. 32, № 4, стр. 303-316.

…читать дальшеЧитать меньше

140 цитирований

Журнальная статья•DOI•

Тест кругов: исследование восприятия временной близости и доминирования

[…]

Томас Дж. Коттл 1

9

9 • Институты (1)

Гарвардский университет 1

01 октября 1967 г. — Журнал проективных техник и оценки личности

TL;DR: Восприятие взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, а также особое значение любой из зон измеряется с помощью инструмента, называемого Кругами. Тест, в котором респондентам предлагается нарисовать три зоны в виде кругов разного размера.

…читать дальшечитать меньше

Аннотация: Восприятие отношений между прошлым, настоящим и будущим, а также особое значение любой из зон измеряется с помощью инструмента под названием «Тест кругов», в котором респондентам предлагается нарисовать три зоны в виде круги разных размеров. Переменная временной связи операционализируется как степень, в которой круги соприкасаются (непрерывность) или перекрываются (интеграция-проекция) друг с другом. Доминирование зоны определяется как ее размер по отношению к двум другим. Кроме того, ощущение временного возникновения исследуется через так называемую переменную развития. Выступая в качестве респондентов, военно-морской персонал указал, что время в первую очередь атомистично (круги совершенно не связаны между собой), преобладает будущее (будущее самое большое, прошлое самое маленькое) и, следовательно, будущее развивается. Полы различаются в своей оценке доминирования, поскольку размер оценивается женщинами независимо. Кроме того, у мужчин постоянное восприятие имеет тенденцию снижать будущее доминирование и развитие. В заключение, темпоральная связанность обсуждается в терминах…

…читать дальшеЧитать меньше

113 цитирований

Журнальная статья•DOI•

Разработка объективного показателя статуса достижения идентичности

[…]

Дейл Д. Симмонс 1 •Institutions ( )

Университет штата Орегон 1

01 июня 1970 г. — Журнал проективных методик и оценки личности

TL;DR: В этой статье разработана объективно поддающаяся оценке шкала из 24 пунктов для оценки статуса достижения идентичности (Шкала IAS) с помощью модификация пустого предложения эго-идентификации Марсии.

…читать дальшечитать меньше

Резюме: Резюме Объективно поддающаяся оценке шкала из 24 пунктов для оценки статуса достижения идентичности (Шкала IAS) была разработана посредством модификации Эго-Идентификации Неполного Предложения Марсии. Шкала IAS показала, что коэффициент надежности повторного тестирования в течение одной недели, равный 0,76, был в значительной степени связан с основанной на интервью оценкой личностного кризиса плюс приверженность идентичности, положительно коррелирует со шкалой n Endurance и отрицательно со шкалой n Succorance Персональной шкалы Эдвардса. Список предпочтений, и он в значительной степени связан с 7 из 12 шкал в Личном Опроснике Ориентации Шострома. Обсуждение касается будущего использования в исследованиях, а также отношения конструкции идентичности к самоактуализации.

…читать дальшеЧитать меньше

61 цитата

Журнальная статья•DOI•

Реакция Роршаха как показатель нарциссизма

[…]

Джон Э. Экснер 1 9010 • Институты

Peace Corps 1

01 августа 1969 г. — Журнал проективных техник и оценки личности

TL;DR: исследование, состоящее из двух частей, для изучения уникальности и интерпретативной значимости рефлексивных ответов Роршаха, обнаруженных группой с высоким нарциссизмом. значительно большее количество рефлексивных ответов, ответов парного типа и ответов C и CF, чем у людей с низким уровнем нарциссизма.

…читать дальшечитать меньше

Резюме: Было проведено исследование, состоящее из двух частей, для изучения уникальности и интерпретативной значимости ответов рефлексии Роршаха. В части I было собрано 80 протоколов Роршаха от явных гомосексуалистов, пациентов с расстройствами характера, пациентов с депрессией, недавно совершивших суицид, и контрольной группы студентов колледжей. гомосексуалы и социопаты дали значительно больше рефлексии и ответов C и CF, чем любая из двух других групп. Во второй части исследования из числа студентов колледжей и промышленных рабочих были отобраны две группы по 40 человек в каждой на основе их результатов в тесте на завершение предложений, специально разработанном для сосредоточения внимания на себе. Группа с высоким нарциссизмом дала значительно большее количество рефлексивных ответов, ответов парного типа, а также ответов C и CF, чем группа с низким нарциссизмом.

…читать дальшечитать меньше

48 цитат

Проективные тесты в психологической оценке — Оценка проективных тестов | Доктор Донна Л. Робертс

Доктор Донна Л. Робертс

Фото Энтони Шкраба с Pexels

Проективные тесты были преобладающей формой личностного теста, используемого клиническими психологами до 1950 года. Браун (1947) изучил частоту использования тестов и обнаружил, что рисунки человеческих фигур, ТАТ и Роршах были наиболее часто используемыми тестами личности после только индивидуально проводимых тестов IQ. Точно так же Сандберг (1954) просмотрел выпуски Ежегодника психических измерений за 1936–1951 годы и заметил, что тест Роршаха занимает либо первое, либо второе место среди всех психологических тестов по частоте, с которой он цитируется в профессиональной литературе.

Статус проективных тестов на момент проведения вышеупомянутых исследований был достаточно высоким. Эта популярность была связана с их теоретической основой в психоаналитической теории Фрейда, наиболее широко распространенной теории личности и психопатологии среди клинических психологов того периода. Оценки проективных тестов были преимущественно благоприятными, и только меньшинство высказалось против. Например, Франк (1939, 1948) обсуждение теории, лежащей в основе и полезности проективных методов, было очень восторженным, и Аронов и Резникофф (1976) отметили, что обзоры теста Роршаха в то время были исключительно положительными, одобряя тест в восторженных выражениях.

Несмотря на то, что в то время проективные тесты широко применялись и пользовались большим уважением, эмпирических исследований по оценке их психометрических свойств проводилось относительно мало. Книга Маховера (1951), в которой было представлено использование рисунков человеческих фигур в качестве проективного личностного теста, даже не включала термин «надежность» в указатель. Хотя Маховер считала, что достоверность теста была продемонстрирована ее клиническим исследованием «тысяч рисунков», она не сообщила никаких эмпирических данных, подтверждающих ее гипотезы. Точно так же Макфарлейн и Тадденхэм (1951) заметил, что в книге Белла (1948) о проективных тестах только 15 из 748 ссылок на тест Роршаха и только 14 из 91 ссылок на ТАТ были в основном сосредоточены на эмпирической проверке тестов.

Фото ThisisEngineering RAEng на Unsplash

После одобрения АПА модели клинического обучения «ученый-практик» клинические психологи начали эмпирически оценивать свои предположения и практику. Надежность и валидность были признаны важными характеристиками любого полезного теста. Сторонники проективных тестов, такие как Белл (1948) и Томкинс (1947) признали, что психометрические свойства проективов необходимо продемонстрировать, чтобы гарантировать их полезность. Именно в это время в поле стали проводить эмпирические оценки надежности и валидности проективных тестов. Шофилд (1952) проанализировал исследования, опубликованные в четырех профессиональных журналах с 1946 по 1948 год, и обнаружил, что только 7,1% эмпирических клинических исследований посвящены проверке проективных методов; однако, когда он повторил этот обзор в 1951 (Schofield, 1952), он обнаружил, что эта цифра подскочила до 21,0 процента.

Ссылки

Аронов, Э. и Резникофф, М. (1976). Интерпретация содержания Роршаха . Орландо, Флорида: Grune & Stratton.

Белл, Дж. Э. (1948). Проективные методики: динамический подход к изучению личности. Лонгманс, Грин.

Луттит, К.М., и Браун, К.Г. (1947). Использование психометрических инструментов в психологических клиниках. Журнал консультационной психологии, 11 (1), 49–54. https://doi.org/10.1037/h0056136

Макфарлейн, Дж. В. и Тадденхэм, Р. Д. (1951) Проблемы проверки проективных методов. Глава 2, стр. 26–53 в An Introduction to Projective  Techniques , Anderson, HH & Anderson, GL (Eds.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Прентис Холл.

Маховер, К. (1951). Проекция личности на рисунке человека . Спрингфилд, Иллинойс: Томас.

Шофилд, В. (1952). Исследования в области клинической психологии: 1950. Journal of Clinical Психология 7: 215-21; Июль 1951 г.

Сандберг, Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *