Тест мира и его модификации
⇐ Предыдущая107108109110111112113114115116Следующая ⇒
ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Тест мира (World Test) – проективная методикаисследования личности, история которой восходит к исследованиям Э. Эриксона (1938), а импульсом для ее создания послужило произведение Г. Уэллса “Игры на полу”. Первый вариант теста предложен М. Ловенфельд (1939). Наиболее значительный вклад в развитие теста мира как проективной методики внесли Г. Болгар и Л. Фишер, опубликовавшие в 1947 г. статью под названием “Проекция личности в тесте мира”. Кроме варианта Ловенфельда существуют “Игровой тест мира” и “Картиночный тест мира” Г.Бюлер, тест “Деревня” (Артур, Мэбили, Мукиелли).
Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых.
Стимульный материал теста (вариант М.Ловенфельд) состоит из моделей предметов, распределенных в разной пропорции по категориям (дома, деревья, дикие и домашние животные, самолеты, люди в форме и в обычной одежде и т.
Ш. Бюлер и М. Мансоном (1956) предложен вариант теста мира (картиночный), в котором несколько картин (из предложенных) наклеивают на листы большого формата с тем, чтобы обследуемый мог на них нарисовать необходимые ему объекты.
Основой для интерпретации является учет: предметов, выбираемых первыми; количества использованных предметов по категориям; пространства, занятого конструкцией; формы конструкции, а также особенностей, проявляющихся в поведении обследуемого.
Опираясь на исследования различных клинических групп, авторы создали гипотетическую “нормальную конструкцию” и определили отклонения от нее. Были выделены основные подходы к конструированию “мира”: практический, логический, социальный, витальный и эстетический. Оценивалась их реалистичность.
Сравнение интерпретаций с биографическими данными обследуемых свидетельствует о высокой валидности теста мира. В зарубежных исследованиях отмечается, что тест позволяет успешно дифференцировать различные клинические группы.Бюлер в связи с классификацией симптомов-нарушений предлагает различать миры: агрессивные, закрытые, дезорганизованные, жесткие, пустые.
Болгар и Фишер используют более сложные системы классификации данных: тип работы, тема работы, выбор объектов, геометрическая форма, разнообразие, количество используемых объектов, размер, способ работы (аналитический или синтетический), готовность и пр.
Контиан предлагает обращать внимание на такие варианты, как: работа, выполненная в основном вдоль периферии участка, горизонтальная (конформность) или вертикальная конструкция, строительство вверх.
6.2 Тест “Составь картину-историю” (MAPS)
Тест Шнейдмана “Составь картину-историю” был создан в конце 40-х годов ХХ века в период активной разработки проективных техник.
⇐ Предыдущая107108109110111112113114115116Следующая ⇒ |
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 11790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
13.2. Тест «образ мира»
Процедура. С целью изучения индивидуальных особенностей «образа мира», «картины мира» предлагается выполнить инструкцию: «Нарисуйте «картину мира», т.е. мир, его образ, как вы его себе представляете».
Материал. Используется лист бумаги размером 250×150 см, карандаши, ручки.
Интерпретация. На основании особенностей изображения выделяется пять основных видов рисунков:
1. «Планетарная» картина мира — изображение земного шара, других планет солнечной системы — когнитивная кар тина мира, в виде общепринятых нормативных знаний, приоб ретаемых в школе.
2. «Пейзажная» — в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п. — по самоотчетам — желаемая картина своего окру жения.
3. Непосредственное окружение, обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная — «то, что приходит на ум». Неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека.
484
Опосредованная или метафорическая картина мира, передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого-либо сложного образа.
Абстрактная, схематическая, отличающаяся лакониз мом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака, символа.
Исходя из перечисленных видов изображений «образа мира», можно отметить, что они имеют различные основания, которыми становятся знания о планетарном строении, либо собственные ощущения, вызывающие те или иные образы, либо желаемая картина мира и т. д.
В основу первоначальной интерпретации теста «образ мира» также можно взять описанные выше психологические типы К. Юнга, определенные в соответствии со схемой Г. Рида, позволяющей классифицировать полученные нами рисунки.
Предварительные замечания. В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. и эмоциональный — самоотношение, самооценка и т. д. Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках «Я-концепции», адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.
В то же время важнейший вопрос о том, как человек формирует то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще малоизученной психологической проблемой.
Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности мог бы весьма полезным стать тест «Автопортрет».
485
Интерпретация I. Тест «Автопортрет» адаптирован Р. Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, — пишет Р. Берне, — но вы не можете сделать это на работе. Все это отразится в вашем рисунке».
Р. Берне трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете, следующим образом.
Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.
Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватностиГлаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности к гиперчув ствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.
Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.
Рот. Выделенный рот предполагает примитивные ораль ные тенденции или возможную затрудненность с речью Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в об щении.
Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.
Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.
Интерпретация II (интегративно-оценочная). Нашей задачей стала разработка теста «Автопортрет» для выявления
486
индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношении к ней.
Цель методики — выявление индивидуально-типологических особенностей человека.
Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10×15 см.
Инструкция:«Нарисуйте свой портрет».
При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.
Эстетическое изображение — выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Легкость, гиб кость линий, выразительность черт, лаконичность образа отли чают рисунки этих людей.
Схематическое изображение — в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изобра жение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.
Реалистическое изображение — выполненное с более тщательными подробностями, т. е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитич- ному когнитивному стилю.
Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, расте ния, литературного персонажа и т. д. Такое изображение вы полняют лица художественного склада, обладающие разви той фантазией воображения, творческими способностями и, ра зумеется, известной долей чувства юмора.
«Автопортрет в интерьере» — изображение челове ка в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, ком наты и т. д.
487
По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.
Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собствен ное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем пере живаемая эмоция может быть часто противоположна той. кото рая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т п.
Изображение позы или движения — человек изобра жает себя в период совершения какого-либо действия. По- видимому, такой тип изображения свойствен лицам с вырази тельными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п
8. Изображение автопортрета со спины — вместо лица рисуется затылок, обычно такое изображение свойствен но людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т. д., либо при не желании рисовать лицо и другие изображения.
Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала.
Способы обработки данного теста могут быть самые различные — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.
Для обработки этого теста нами разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.
На основании схемы обработки мы получаем возможность сравнить индивидуальные и групповые данные выполнения теста, а также сопоставить полученные данные по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.)
Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:
— перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт;
488
органический рисунок — на фоне изображения живой природы, в окружении растении, животных и т д — мысли тельный интроверт;
гаптический рисунок — изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни — «болит зуб», «болит голова» и т. д — сенсорный интроверт;
эмфатический рисунок — изображение себя в какой- либо эмоциональной атмосфере, идущей извне — сенсорный экстраверт,
декоративный рисунок — изображение портрета в яв но приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора — сенсорный экстраверт;
имажинарный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного про изведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт;
— ритмический рисунок — изображение, в котором подчеркивается движение, г е изображение движущегося человека — идущего, бегущего по лестнице и т д. — интуи тивный экстраверт;
— структурный рисунок — изображение себя «как есть»: голова, руки, ноги и т. д., может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост — интуитив ный интроверт.
Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения. Однако уже на этом предварительном этапе можно воспользоваться весьма авторитетной психологической типологией К. Юнга.
Таблица 1
Обработка теста «Автопортрет*
п/п | Выделяемый показатель |
1. | Изображение в виде одного лица |
2. | Изображение в виде бюста |
3. | Изображение в полный рост |
4. | Изображение профиля |
489
№ п/п | Выделяемый показатель |
5. | Изображение анфас |
6. | Схематическое изображение |
7. | Реалистическое изображение |
8. | Метаморфозное изображение |
9. | Автопортрет в интерьере |
10. | Более одного изображения — 2, 3 и т. д. |
11. | Автопортрет на фоне пейзажа |
12. | Автопортрет в декоративной рамке |
13. | Автопортрет в эмоциональном состоянии |
14. | Автопортрет в виде литературного персонажа |
15. | Автопортрет, выполненный в виде движущегося изображения |
16. | Автопортрет с предметом в руках |
17. | Размер изображения в кв. см |
18. | Высота изображения |
19. | Степень сходства изображения с оригиналом по шкале 1, 2,3 |
20. | Степень нажима, толщины линий 1, 2, 3 |
21. | Наличие штриховки 1, 2, 3 |
22. | Эмоциональная выразительность изображения 1, 2, 3 |
23. | Степень прорисовки лица |
24. | — наличие глаз |
25. | — наличие носа |
26. | — наличие рта |
27. | — наличие бровей |
28. | — наличие ресниц и т. д. |
Журнал проективных методик и оценки личности | 541 публикации | 4068 цитат | Ведущие авторы
Журнальные статьи•DOI•
Объектные представления и объектные отношения в ответах Роршаха
[…]
Martin Mayman 1 •Учреждения (1)
Мичиганский университет 909009 1 01 августа 1967 г. — Журнал проективных методик и оценки личности
TL; DR: Общий уровень психопатологии пациентов и некоторые более специфические признаки их психопатологии, выведенные из содержания Роршаха, оказались высокоэффективными индикаторами психопатологии, выявленной в экстенсивных психиатрических, психологических исследованиях. и социальные интервью.
…читать дальшечитать меньше
Аннотация: В этой статье представлен объектно-реляционный взгляд на содержание теста Роршаха. Существование в себе образов других является предпосылкой социального развития. Доступность репертуара личных образов, диапазон и эмоциональное качество своих представлений о других, степень слияния, которое имеет место между собой и другими, характеристика себя и других и виды ожиданий, которые человек несет с собой при каждой встрече. с людьми и вещами его мира — все это аспекты потенциала отношений человека, который, как предполагается, может быть выведен из содержания протокола Роршаха. Общий уровень психопатологии пациентов и некоторые более специфические признаки их психопатологии, выведенные из содержания теста Роршаха, оказались высокоэффективными индикаторами психопатологии, выявленной в обширных психиатрических, психологических и социальных интервью.
…читать дальшеЧитать меньше
141 цитата
Журнальная статья•DOI•
Ранние воспоминания и структура характера
[…]
Мартин Мейман 1 • Мичиганский университет (1)
3 1
01 августа 1968 г. — Журнал проективных техник и оценки личности
TL;DR: Предполагается, что ранние воспоминания и структура характера более тесно связаны, чем считалось ранее, в первые годы развития ребенка.
…читать дальшечитать меньше
Аннотация: (1968). Ранние воспоминания и структура характера. Журнал проективных методов и оценки личности: Vol. 32, № 4, стр. 303-316.
…читать дальшеЧитать меньше
140 цитирований
Журнальная статья•DOI•
Тест кругов: исследование восприятия временной близости и доминирования
[…]
Томас Дж. Коттл 1
9
9 • Институты (1)
Гарвардский университет 1
01 октября 1967 г. — Журнал проективных техник и оценки личности
TL;DR: Восприятие взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, а также особое значение любой из зон измеряется с помощью инструмента, называемого Кругами. Тест, в котором респондентам предлагается нарисовать три зоны в виде кругов разного размера.
…читать дальшечитать меньше
Аннотация: Восприятие отношений между прошлым, настоящим и будущим, а также особое значение любой из зон измеряется с помощью инструмента под названием «Тест кругов», в котором респондентам предлагается нарисовать три зоны в виде круги разных размеров. Переменная временной связи операционализируется как степень, в которой круги соприкасаются (непрерывность) или перекрываются (интеграция-проекция) друг с другом. Доминирование зоны определяется как ее размер по отношению к двум другим. Кроме того, ощущение временного возникновения исследуется через так называемую переменную развития. Выступая в качестве респондентов, военно-морской персонал указал, что время в первую очередь атомистично (круги совершенно не связаны между собой), преобладает будущее (будущее самое большое, прошлое самое маленькое) и, следовательно, будущее развивается. Полы различаются в своей оценке доминирования, поскольку размер оценивается женщинами независимо. Кроме того, у мужчин постоянное восприятие имеет тенденцию снижать будущее доминирование и развитие. В заключение, темпоральная связанность обсуждается в терминах…
…читать дальшеЧитать меньше
113 цитирований
Журнальная статья•DOI•
Разработка объективного показателя статуса достижения идентичности
[…]
Дейл Д. Симмонс 1 •Institutions ( )
Университет штата Орегон 1
01 июня 1970 г. — Журнал проективных методик и оценки личности
TL;DR: В этой статье разработана объективно поддающаяся оценке шкала из 24 пунктов для оценки статуса достижения идентичности (Шкала IAS) с помощью модификация пустого предложения эго-идентификации Марсии.
…читать дальшечитать меньше
Резюме: Резюме Объективно поддающаяся оценке шкала из 24 пунктов для оценки статуса достижения идентичности (Шкала IAS) была разработана посредством модификации Эго-Идентификации Неполного Предложения Марсии. Шкала IAS показала, что коэффициент надежности повторного тестирования в течение одной недели, равный 0,76, был в значительной степени связан с основанной на интервью оценкой личностного кризиса плюс приверженность идентичности, положительно коррелирует со шкалой n Endurance и отрицательно со шкалой n Succorance Персональной шкалы Эдвардса. Список предпочтений, и он в значительной степени связан с 7 из 12 шкал в Личном Опроснике Ориентации Шострома. Обсуждение касается будущего использования в исследованиях, а также отношения конструкции идентичности к самоактуализации.
…читать дальшеЧитать меньше
61 цитата
Журнальная статья•DOI•
Реакция Роршаха как показатель нарциссизма
[…]
Джон Э. Экснер 1 9010 • Институты Peace Corps 1 01 августа 1969 г. — Журнал проективных техник и оценки личности TL;DR: исследование, состоящее из двух частей, для изучения уникальности и интерпретативной значимости рефлексивных ответов Роршаха, обнаруженных группой с высоким нарциссизмом. значительно большее количество рефлексивных ответов, ответов парного типа и ответов C и CF, чем у людей с низким уровнем нарциссизма. …читать дальшечитать меньше Резюме: Было проведено исследование, состоящее из двух частей, для изучения уникальности и интерпретативной значимости ответов рефлексии Роршаха. В части I было собрано 80 протоколов Роршаха от явных гомосексуалистов, пациентов с расстройствами характера, пациентов с депрессией, недавно совершивших суицид, и контрольной группы студентов колледжей. гомосексуалы и социопаты дали значительно больше рефлексии и ответов C и CF, чем любая из двух других групп. Во второй части исследования из числа студентов колледжей и промышленных рабочих были отобраны две группы по 40 человек в каждой на основе их результатов в тесте на завершение предложений, специально разработанном для сосредоточения внимания на себе. Группа с высоким нарциссизмом дала значительно большее количество рефлексивных ответов, ответов парного типа, а также ответов C и CF, чем группа с низким нарциссизмом. …читать дальшечитать меньше 48 цитат Доктор Донна Л. Робертс Фото Энтони Шкраба с Pexels Проективные тесты были преобладающей формой личностного теста, используемого клиническими психологами до 1950 года. Браун (1947) изучил частоту использования тестов и обнаружил, что рисунки человеческих фигур, ТАТ и Роршах были наиболее часто используемыми тестами личности после только индивидуально проводимых тестов IQ. Точно так же Сандберг (1954) просмотрел выпуски Ежегодника психических измерений за 1936–1951 годы и заметил, что тест Роршаха занимает либо первое, либо второе место среди всех психологических тестов по частоте, с которой он цитируется в профессиональной литературе. Статус проективных тестов на момент проведения вышеупомянутых исследований был достаточно высоким. Эта популярность была связана с их теоретической основой в психоаналитической теории Фрейда, наиболее широко распространенной теории личности и психопатологии среди клинических психологов того периода. Оценки проективных тестов были преимущественно благоприятными, и только меньшинство высказалось против. Например, Франк (1939, 1948) обсуждение теории, лежащей в основе и полезности проективных методов, было очень восторженным, и Аронов и Резникофф (1976) отметили, что обзоры теста Роршаха в то время были исключительно положительными, одобряя тест в восторженных выражениях. Несмотря на то, что в то время проективные тесты широко применялись и пользовались большим уважением, эмпирических исследований по оценке их психометрических свойств проводилось относительно мало. Книга Маховера (1951), в которой было представлено использование рисунков человеческих фигур в качестве проективного личностного теста, даже не включала термин «надежность» в указатель. Хотя Маховер считала, что достоверность теста была продемонстрирована ее клиническим исследованием «тысяч рисунков», она не сообщила никаких эмпирических данных, подтверждающих ее гипотезы. Точно так же Макфарлейн и Тадденхэм (1951) заметил, что в книге Белла (1948) о проективных тестах только 15 из 748 ссылок на тест Роршаха и только 14 из 91 ссылок на ТАТ были в основном сосредоточены на эмпирической проверке тестов. Фото ThisisEngineering RAEng на Unsplash После одобрения АПА модели клинического обучения «ученый-практик» клинические психологи начали эмпирически оценивать свои предположения и практику. Надежность и валидность были признаны важными характеристиками любого полезного теста. Сторонники проективных тестов, такие как Белл (1948) и Томкинс (1947) признали, что психометрические свойства проективов необходимо продемонстрировать, чтобы гарантировать их полезность. Именно в это время в поле стали проводить эмпирические оценки надежности и валидности проективных тестов. Шофилд (1952) проанализировал исследования, опубликованные в четырех профессиональных журналах с 1946 по 1948 год, и обнаружил, что только 7,1% эмпирических клинических исследований посвящены проверке проективных методов; однако, когда он повторил этот обзор в 1951 (Schofield, 1952), он обнаружил, что эта цифра подскочила до 21,0 процента. Ссылки Аронов, Э. и Резникофф, М. (1976). Интерпретация содержания Роршаха . Орландо, Флорида: Grune & Stratton. Белл, Дж. Э. (1948). Проективные методики: динамический подход к изучению личности. Лонгманс, Грин. Луттит, К.М., и Браун, К.Г. (1947). Использование психометрических инструментов в психологических клиниках. Журнал консультационной психологии, 11 (1), 49–54. https://doi.org/10.1037/h0056136 Макфарлейн, Дж. В. и Тадденхэм, Р. Д. (1951) Проблемы проверки проективных методов. Глава 2, стр. 26–53 в An Introduction to Projective Techniques , Anderson, HH & Anderson, GL (Eds.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Прентис Холл. Маховер, К. (1951). Проекция личности на рисунке человека . Спрингфилд, Иллинойс: Томас. Шофилд, В. (1952). Исследования в области клинической психологии: 1950. Journal of Clinical Психология 7: 215-21; Июль 1951 г. Сандберг, Н. Проективные тесты в психологической оценке — Оценка проективных тестов | Доктор Донна Л. Робертс