Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Тест на люшера: Восьмицветовой тест Люшера — Пройти онлайн тест

Как психологический тест Люшера поможет определиться с цветом интерьера

Роль работ Люшера в познании личности

Цветовой тест Люшера знаком многим: он помогает наиболее четко определить внутреннее состояние человека, основываясь на выборе определенного цвета. За основу взяты четыре оттенка, которые принято соотносить с определенными чувствами:

  • красный — самоуважение;
  • синий — доверие к себе;
  • зеленый — самоограничение;
  • желтый — саморазвитие.

Макс Люшер в своей работе утверждал, что для достижения полноценной внутренней гармонии человек должен стремиться к сочетанию всех вышеупомянутых чувств.

Желтый в интерьере — это путь к радости

Формулируя интерпретации к собственному тесту, М. Люшер особое место уделял желтому цвету, который считал сказочным и несущим счастье. К слову, если рассмотреть примеры желтых интерьеров, то можно отметить — такая комната действительно способна наполнить душу радостью и умиротворением, в ней уютно засыпать и просыпаться. Поэтому специалисты по дизайну нередко советуют прибегать к выбору желтого оттенка при оформлении стен или конкретных акцентов в комнате, чтобы не давать своему настроению падать.

 

 

Печально, что солнечно-желтые, охристые, лимонные оттенки, а также цвета желтых роз очень редко используются в наших домах, хотя их жизнерадостный и витаминизирующий эффект по-настоящему огромен. Люди часто предпочитают им бежевые оттенки, которые принято относить к нейтральным и не несущим такой глубокой смысловой нагрузки.

Страх перед желтыми интерьерами

Можно предположить, что желтые оттенки немного пугают несоответствием окружающему ландшафту. Да, есть ряд цветов, которые в сочетании с серым небом, снежными грузными тучами, которые нависают над нами по полгода, или затяжными дождями, выглядят блекло и даже могут нагонять тоску. Но желтый в это число точно не попадает. Наоборот, он способен преобразить интерьер в любую погоду и придать бодрости духу. Все еще не верите в это?! Тогда смело отправляйтесь на прогулку в дождливую погоду по улицам. Вам удастся убедиться на собственном опыте, что желтые ампирные усадьбы, старые церквушки и желтые фасады современной архитектуры могут передавать особенно уютную атмосферу.

Дизайнеры уверены еще и в том, что желтый цвет для окраски стен должен выбираться непременно с учетом жизненных убеждений владельца дома. Так, если он готов «питать» себя с самого утра прелестным настроением, предающимся от яркого солнечного интерьера, то вариант кухни в цвете весенней примулы станет идеальным. Если же человек предпочитает только открыв глаза загрузить себя тяжестью новостей из телевизора и игнорировать радость, излучающуюся от домашнего уюта, то желтые стены станут однозначно неуместными. Для таких заказчиков предлагают желтыми делать только акценты.

Алый цвет — путь к уверенности

Обычно покупатели красный в интерьере жалуют ненамного больше желтого. Этот цвет зачастую считают синонимом агрессии и излишней яркости. Причем даже те, кто в обычной жизни предпочитает алый оттенок одежды, обуви, аксессуаров, на оформление комнаты в красных тонах не решаются.

И здесь, опираясь на работы Люшера, можно выяснить, что же останавливает перед использованием красного цвета? Достаточно задать несколько вопросов себе: «Пользуетесь ли вы своими физическими и духовными силами и способностями? Заставляете ли вы себя хотя бы попытаться сделать что-то, что вас пугает? Есть ли у вас уверенность в себе?».


Да, красные оттенки всегда ассоциировались с цветом власти и могущества, но разве это повод мягким и застенчивым людям полностью отказаться от них? Ведь совсем необязательно сразу перекрашивать всю комнату в ярко-красный. Стоит опять же начать с деталей: подкладка штор, обивка стула, красная полоса по стене. Можно прибегнуть к использованию разных оттенков красного, делая выбор в пользу более деликатных вариантов, например, терракотового.

Синий цвет: спокойствие, только спокойствие

Синий цвет в тесте Люшера символизирует спокойствие и одухотворенность. Те, кто предпочитает синий, стремятся к упорядоченной ситуации, свободной от беспокойства и тревоги.

Он оказывает умиротворяющее действие на нервную систему, благодаря чему часто используется в дизайне интерьера спальни.


Неприятие синего цвета Люшер объясняет наличием неудовлетворенных эмоциональных потребностей. Не рекомендуем увлекаться темно-синим цветом людям, у которых есть склонность к депрессии и подавленному состоянию.

Зеленый цвет: уверенность в себе

По Люшеру зеленый цвет предпочитают люди, которые стремятся к улучшению условий жизни, заботятся о здоровье и хотят прожить долгую и полезную жизнь. Эта идея очень близка современной моде на экологичность и активное использование зеленых растений в дизайне интерьера.


Психологически зеленый цвет воплощает в себе нежелание переменам, упорство, настойчивость. Так же его предпочитают люди, которые хотят повысить уверенность в себе. Зеленый — это цвет самопрезентации.


Крайнее неприятие зеленого чаще говорит о беспокойстве и напряжении, которое связанно с ощущением недооцененности.

Как бороться с неприязнью к определенным цветам?

И тут у Люшера есть свои советы, чтобы разобраться в первопричине неприязни. Про желтые и красные оттенки было уже сказано немало. Поговорим о двух других.

В случае с синим, автор методики предлагает ответить на вопрос: «Способны ли вы уживаться с имеющимися возможностями?» Таким образом удастся выяснить, по какой причине и в чем вы себя ограничиваете.

Зеленый цвет: «Получается ли жить согласно своим убеждениям?» Проще говоря, способны ли вы сами принимать решения или ваш выбор — это последствия желания кому-то понравиться или наоборот опасение быть не востребованным?


Такая «декоративная психология» способна помочь не только в моменты, когда какой-то цвет особо раздражает, но и тогда, когда оттенок становится внезапно особо привлекательным.


Интерьеры, созданные на базе привычных серых или нейтральных тонов, кажутся нам более близкими и красивыми. Но мы все индивидуальны, так почему бы не вложить эту неординарность в оформление своей комнаты, раскрасив ее яркими оттенками? Начните с акцентов, чтобы привыкнуть к красным, зеленым, синим и желтым тонам, а после, возможно, решитесь на то, чтобы сделать яркой целую стену или комнату.


На протяжении жизни цветовые предпочтения человека меняются. Он открывает для себя что-то новое, принимает другие оттенки и вносит их в свою жизнь. Очень важно научиться с ними дружить и понять, что каждая человеческая душа все равно четырёхцветная.

Тест Люшера

Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.

Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

/ Главная / Психологические тесты / Что проверяют тесты? / Научные статьи о тестировании / Тест Люшера

В ноябре вышла новая книга профессора психологии Ю. Щербатых «Избавься от стресса и живи счастливо!». Это краткое и емкое руководство по снятию стрессов, в котором автор изложил  многолетний опыт работы по нейтрализации вредных стрессов. Если вы хотите научиться  снимать стрессы себе или  другим людям, советуем ознакомиться с буктрейлером.

Щербатых Ю.В. Насколько метод цветовых выборов Люшера Измеряет вегетативный компонент тревоги? // Прикладные информационные аспекты медицины. 2003.,Т.5, №1-2. С.108-113.

Scherbatykh Yu.V. «To what extent the Lusher test of color choice measures the vegetative component of anxiety?».

It was observed that the results of Lusher test of color choices have had weak correlation with the psycho-physiological characteristics of emotional stress: heart rate, the Spielberg level of situational anxiety and results of SAM inquirer (state of health-activity-mood). As a result of this, some doubts are cast upon the appropriateness of use of so-called “vegetative coefficient” and “standard deviation” of color choices for measurements of psycho-physiological state of those under test both at normal conditions and at stress.

Щербатых Ю.В.

НАСКОЛЬКО МЕТОД ЦВЕТОВЫХ ВЫБОРОВ ЛЮШЕРА

ИЗМЕРЯЕТ ВЕГЕТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ТРЕВОГИ?

Актуальность. Тревожность и страх являются одними из наиболее часто проявляемых негативных эмоциональных состояний, причем они проявляются как в виде выраженных аффективных переживаний, так и в виде сложного комплекса физиологических изменений, затрагивающих все основные системы человека. Для изучения феноменов, сопровождающих тревогу, используется значительное количество разнообразных психологических тестов, причем до настоящего времени не вполне понятно, что именно измеряют эти методики, и как соотносятся между собой полученные с их помощью результаты. Традиционно психологи и физиологи для оценки уровня тревожности чаще используют опросники Спилбергера (на личностную и реактивную тревожность) [2,4,9] а психиатры — опросники Тейлора, Цунга и Гамильтона [1,3,4,12]. Нередко авторы используют и другие методики, в частности — цветовой тест Люшера, на основании которого делаются выводы о психофизиологическом состоянии испытуемых [6,7,8], однако при сопоставлении результатов различных авторов, использовавших разные методы оценки тревоги и страха, возникает ряд вопросов, требующих дополнительного изучения.

В частности это касается так называемого «вегетативного коэффициента» (ВК), который согласно мнению некоторых авторов, отражает состояние вегетативного баланса организма [2,5,8]. Они исходят из того, что преимущественный выбор человеком красного и желтого цвета по сравнению с синим и зеленым свидетельствует о преобладании симпатической регуляции в организме над парасимпатической. Кроме того, используется еще один вторичный показатель теста Люшера — индекс «суммарного отклонения» (СО), показывающий, насколько цветовой выбор испытуемого отличается от «идеального» выбора — так называемой «аутогенной нормы», в которой цвета расположены в порядке спектра [7]. Однако в литературе мы не обнаружили доказательств статистически достоверных связей между результатами теста Люшера и вегетативными или субъективными проявлениями тревоги. Целью данной работы было установление возможных связей между показателями цветового теста Люшера и психофизиологическими особенностями студентов в норме и во время стресса, вызванного сдачей экзаменов.

Методы исследования. В исследовании приняли участие 69 студентов высшей школы обоего пола во время обычного учебного процесса и за пол часа перед экзаменом. Субъективный уровень тревоги испытуемых определялся при помощи опросников Спилбергера (на личностную и реактивную тревожность), теста САН (Самочувствие — Активность — Настроение) и цветового теста Люшера [6], уровень страха — при помощи опросника для выявления иерархической структуры актуальных страхов личности (ИСАС) [11]. Величина ВК подсчитывалась по формуле: ВК = (18-Кр –Жел) / (18-Син –Зел), где названия цветов означают место соответствующего цвета в выборе испытуемого среди 8 стандартных цветов теста Люшера [2,8]. Величину СО определяли по сумме отклонений цветового выбора от аутогенной нормы [7]. Вегетативный индекс Кердо (ВИК) вычисляли по формуле: ВИК = (1-АДД/ЧСС) х 100, где АДД — артериальное диастолическое давление, ЧСС — частота сердечных сокращений. Личностные качества определялись при помощи методики Дж.Олдхэма- Л.

Морриса.[4], адаптированной нами к российской популяции. В основу этого опросника положена классификация расстройств личности «Американской психиатрической ассоциации» (отраженная в DSM — IV ) и широко применяемый в США тест «Экспертизы расстройства личности». Тем не менее, несмотря на свое «клинический» базис данный тест хорошо работает для выявления как «нормальных» типов личности, так и их акцентуаций со всеми переходами от нормы к психической патологии. Данный вариант опросника, названный «ТиЛ» (типы личности) прошел проверку в системе Сбербанка России и Федеральной службы занятости населения по Воронежской области (всего обследовано 367 здоровых испытуемых обоего пола). Тест состоит из 117 вопросов и включает в себя диагностику 14 типов личности (бдительный, добросовестный, драматического и т. д.), которым соответствуют соответствующие психические расстройства: параноидальное, эпилептоидное, истерическое и т. д.). Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи компьютерной программы «STATGRAPHICS Plus for Windows».
Нормальность распределения признаков оценивалась по c 2 критерию Пирсона, для оценки связей между признаками использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена, достоверность изменений психологических и физиологических показателей при стрессе по сравнению с нормой определяли при помощи Т-критерия Вилкоксона. Полученные результаты и их обсуждение

Средний показатель личностной тревожности по Спилбергеру по обследованной группе равнялся 41.2 ± 1.2 балла, психосоматический показатель тревожности по Цунгу — 37.0 ± 1.0. балла, интегральный показатель актуальных страхов личности (ИАС) — 99.0 ± 3.4 балла, ситуативной тревожность по Спилбергеру в покое — 41.5 ± 1.5 балла, а во время стресса — 54.1 ± 1.4 баллов. Результаты теста САН показывают, что ситуация экзамена приводит к существенному снижению настроения студентов (р < 0.01), менее значительному понижению их самочувствия (р < 0.05) и практически не отражается на показателе их активности (р > 0.05). Резкое возрастание Вегетативного индекса Кердо с 3.

9 ± 1.4 до 14.7 ± 1.8 баллов (р < 0.001) свидетельствует о существенном сдвиге баланса вегетативной нервной системы в сторону преобладания симпатического отдела, что согласуется с ранее полученными результатами [3,9,10], в то же время возрастание ВК Люшера было не столь значительным и находилось на грани достоверности — с 1.09 ± 0.09 до 1.29 ± 0.08. Более того, во время стресса нами было отмечено снижение стандартного отклонения по тесту Люшера с 16.6 ± 1.1 до 14.1 ± 1.0. балла (р < 0.05), что совершенно не согласуется с концепцией аутогенной нормы [7]. Получается, что при стрессе, как и после релаксации, происходит «выравнивание» цветовых выборов и их приближение к природной спектральной последовательности.

Статистический анализ полученных данных показал, что показатели личностной тревожности по Спилбергеру коррелировали с психосоматическими проявлениями тревоги по тесту Цунга ( r =0.55; р < 0.001) и интегральным показателем страхов личности ( r = 0.35; р < 0.01). В то же время не было отмечено достоверной корреляции личностной тревожности с ситуативной тревожностью в норме (р > 0. 05) и слабая корреляция с ситуативной тревожностью перед экзаменом ( r =0.29; р < 0.05). Таким образом повышенная личностная тревожность студентов не сказывалась на обычных учебных занятиях, но проявлялась в критических ситуациях. В то же время показатели шкалы Цунга, наоборот, коррелировали с ситуативной тревожностью в норме ( r = -0.30; р < 0.05), причем корреляция была отрицательной. Из всех показателей теста САН только самочувствие студентов при стрессе коррелировало с личностной тревожностью ( r = -0.32; р < 0.05) и показателем по шкале Цунга ( r = -0.36; р < 0.05), то есть высокотревожные студенты на экзамене чаще жаловались на плохое самочувствие. Анализ связей тревожности студентов и их личностных особенностей показал, что повышенный уровень актуальных страхов личности был характерен для «чувствительного» ( H ) и «зависимого» ( I ) типов личности. Показатель шкалы Цунга положительно коррелировали с выраженостью «идеосинкратического» ( C ) и «одиночного» ( B ) типов личности и отрицательно коррелировали с выраженностью «авантюрый» типа ( D ).

Возможно, это связано с тем, что первые два типа относятся к интровертам и более склонны обращать внимания на соматические симптомы тревожности, в то время как авантюрный тип личности направлен вовне себя и для него характерен анозогнозический вариант отношения к болезни. В то же время в норме повышенную ситуативную тревожность демонстрируют «Деятельный» ( E ) и «Драматический» ( F ) типы личности, а во время экзаменов — «Серьезный» ( N ) тип личности, что в целом перекликается с ранее полученными результатами [10] .

Результаты теста Люшера — как «вегетативный коэффициент», так и показатель «суммарного отклонения» мало коррелировали с показателями личностной и ситуативной тревожности. В частности показатель СО при стрессе коррелировал только с интегральным показателем актуальных страхов личности ( r = 0.32; р < 0.05), а ВК при стрессе — с ситуативной тревожностью в норме ( r = 0.40; р < 0.01). В то же время не отмечалось сколь либо значимой корреляции между показателями теста Люшера и результатами тестов САН и Спилбергера. Единственно, отмечалась связь между настроением и тревожностью в норме и величиной ВК при стрессе (если для студента было характерно хорошее настроение во время обычных занятий, то на экзамене он чаще ставил на первые места синий и зеленый цвет, если же студент в норме отличался повышенной ситуативной тревожностью, то на экзамене он чаще предпочитал красный и желтые цвета). В наших исследованиях отсутствовала сколь либо значимая корреляция между пульсом, давлением, ВИК и «Вегетативным коэффициентом», определяемым при помощи теста Люшера как в норме, так и перед экзаменом.

Выводы

Исследования не подтвердили связь между результатами цветовых выборов по тесту Люшера, с одной стороны, и показателями личностной тревожности, определяемой по тестам Спилбергера, Цунга и и ИСАС — с другой. Во время обычного учебного процесса, а также при экзаменационном стрессе отсутствовала статистически значимая корреляция между показателями теста Люшера, с одной стороны, и результатами тестов ситуативной тревожности Спилбергера и САН, — с другой. Увеличение показателя «вегетативного коэффициента» при стрессе было минимальным, а средний по группе показатель «суммарного отклонения» при стрессе даже уменьшался по сравнению с нормой.

Отсутствие значимой корреляции между так называемым «вегетативным коэффициентом» и результатами, полученными при помощи непосредственного измерения пульса и артериального давления не позволяют использовать данный показатель в качестве индикатора функционирования вегетативной нервной системы.

Литература

  1. Вейн А.М. Заболевания вегетативной нервной системы. — М., 1991. — 624 с.
  2. Мастерова Е.И., Васильев В.Н., Невидимова Т.И., Власенко В.И. Связь психоэмоционального состояния с регуляцией ритма сердца и иммунным статусом человека //Российский физиологический журнал. 1999. Т.85. №5. С.621-627.
  3. Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы // Физиология человека. 2001. Т. 27. №6. С.95-101.
  4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Бахрах-М. 2000. — 672 с.
  5. Свидерская Н.Е., Прудников В.Н., Антонов А.Г. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у человека // Журнал высшей нервной деятельности. 2001. Т.51. №2. С.158-165.
  6. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. М.:1990. 87 с.
  7. Филимоненко Ю.И., Юрьев А.И., Нестеров В.М. Экспресс-методика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека. — В кн.:Личность и деятельность. Л.: ЛГУ. 1982. С.52-57.
  8. Шипош К. Значение аутогенной тренировки и биоуправления с обратной связью электрической активностью мозга в терапии неврозов. — Автореф. канд. дисс. Л.:1980.
  9. Щербатых Ю.В. Связь черт личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал. 2002. Т.23.№1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *