Тест Розенцвейга (детский вариант)
Данный вариант стимульного материала теста Розенцвейга, содержащий 15 картинок, разработан и апробирован В.В. Добровым.
- Инструкция
- «На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал».
-
-
Опросники межличностных отношений
- Анкета антисоциального поведения для взрослых
- Анкета антисоциального поведения для детей
- Анкета антисоциального поведения подростково-юношеская
- Исследование уровня эмпатийных тенденций
- Методика «Выбор в действии»
- Методика «Лидер»
- Методика «Педагогические ситуации»
- Методика «Эффективность лидерства»
- Методика диагностики межличностных отношений Лири
- Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификация В. В. Бойко)
- … и другое
- Анкета «Мотивы выбора друга»
- Анкета по Г. Хорну
- Вопросник-характеристика неуспевающего ученика
- Диагностика периферических нарушений речи у детей
- Диагностическая методика В. М. Когана
- Интервью «Волшебный мир»
- Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
- Методика «Аналогии»
- Методика «Аналогии» (версия 2)
- Методика «Вербальная фантазия»
- … и другое
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ Г.И. Гайсина О.В.Вечканова Л.С. Скрябина А.Ф. Фазлыева АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ: ДИАГНОСТИКА, КОРРЕКЦИЯ, ПОДДЕРЖКА Уфа 2011 УДКББКФ Печатается по решению учебно-методического совета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Гайсина Г.И., Вечканова О.В., Скрябина Л.С., Фазлыева А.Ф.В данном пособии представлены материалы по проекту «Родные люди», реализуемому кафедрой социальной педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы (г. Уфа), в целях содействия эффективной адаптации приемного ребенка к условиям проживания в замещающей семье и гармонизации детско-родительских отношений. В пособие включены диагностические методики, тренинги и корректирующие игровые занятия с детьми, использованные на первом этапе реализации проекта. Пособие адресовано психологам, социальным педагогам, специалистам по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рецензенты: Хабибов Р.Т.- начальник Управления по опеке и попечительству городского округа город Уфа; Крючкова О.Ю. – директор Муниципального учреждения Центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья» г. Уфы ISBN Издательство БГПУ, 2011 ВВЕДЕНИЕ На сегодняшний день специалистами в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осознана необходимость содействия приемным родителям в процессе формирования их замещающей семьи, отлаживания системы отношений «родители – ребенок». Такое содействие может быть оказано на основе реализации специально разработанных коррекционно-развивающих программ помощи приемным детям и замещающим родителям. Программы такого типа нацелены на содействие созданной замещающей семье в преодолении возникших трудных жизненных ситуаций, объективно связанных с процессами взаимной адаптации членов семьи и выстраиванием благоприятного стиля отношений.В рамках социального проекта «Родные люди» (2011г.), одобренного Российским Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в направлении «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», коллективом преподавателей кафедры социальной педагогики БГПУ им. М.Акмуллы разработана и реализуется Программа по психолого-педагогическому сопровождению замещающей семьи и гармонизации внутрисемейных отношений. Представленные в пособии материалы были использованы авторами-разработчиками на первом этапе реализации проекта в ходе подготовки и организации летнего отдыха детей из приемных и опекунских семей. Диагностические материалы, тренинговые и игровые занятия с детьми были направлены на развитие их коммуникативных качеств, формирование навыков ролевого проведения в различных ситуациях, а также эффективных способов самовыражения. Данные материалы могут быть использованы специалистами в области семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе изучения детско-родительских отношений в замещающих семьях, реализации личностно-ориентированных коррекционно-развивающих программ помощи приемным детям, оказании им своевременной помощи в преодолении трудной жизненной ситуации. зав. кафедрой социальной педагогики БГПУ им. М.Акмуллы Гайсина Гузель Иншаровна ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ АНКЕТА ДЛЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ Уважаемые родители! Просим ответить на ряд вопросов, которые помогут нам в сотрудничестве с вами и вашими детьми.
— дружеские — спокойные — безразличные — напряженные — конфликтные — затрудняюсь ответить
— с любовью — с уважением — нейтрально
— дружески (доверительно) — спокойно — безразлично — напряженно — конфликтно другое __________ 6. Есть ли у ребенка дурные привычки? Да Нет 7. Если есть, то какие именно? -сквернословит -дерется -ворует -курит -сбегает с уроков другие _________________________________________________________ Нет, не сожалею И да, и нет Да, сожалею Затрудняюсь ответить Оказалось, что воспитывать чужого ребенка гораздо труднее Испортились отношения в семье Ребенок оказался не таким, каким мы его представляли Нет той благодарности от ребенка, которую мы ожидали Мое здоровье ухудшилось Другое ______________________________________________________ ________________________________________________________________ 1. ТЕСТ РУКИ Проективная методика исследования личности. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения. Инструкция Десять карточек, одна за другой, последовательно предлагают испытуемому, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом испытуемому задается вопрос: «Что, по вашему мнению, эта рука делает?» Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: «Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежат эти руки? Назовите все варианты, которые вы себе можете представить». Проективный тест руки содержит девять изображений руки. Десятая карточка пустая. Что касается этой десятой карточки, то испытуемому предлагают сначала представить себе руку, а потом описать, что эта воображаемая рука может делать. Желательно получить 4 варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняется, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком «х 4», то есть этот единственный безальтернативный ответ оценивается фактически в 4 балла вместо одного, и это еще не самая большая оценка проявленной безапелляционности. Содержание
Ключи Алгоритм подсчета баллов по категориям. Ниже приводятся полные записи для иллюстрации процедуры подсчета в том виде, в каком она применяется в действительности. В первой колонке указывают номер карточки. Во второй колонке дается время первой реакции на карточку в секундах. В третьей колонке приводятся все ответы — арабскими цифрами. В четвертой колонке приведен ответ пациента. Если приходится обращаться к испытуемому субъекту с просьбой объяснить его замечание — это обозначается (Об). В последней колонке ставится количество очков за каждый ответ. За каждой записью может следовать детальное описание процедуры подсчета.
Подсчет баллов: Агрессивность 5 Страх 3 Директивность 10 Аффектация 5 Коммуникативность 10 Зависимость 2 Активность (моторная) 2 Пассивность 2 Описательность 2 Итого 41 (>40 баллов) Итоговые значения (ИЗ) агрессивности/директивности (АД) или коммуникативности/зависимости (КЗ) подсчитывается по формулам: ИЗАД = 20 + 1,5(АД)/ИЗАД= 20 + 1,5(15) 43, ИЗкз = 20 + 1,5(КЗ)/ИЗкз = 20 + 1,5(20) = 55. Коэффициент коммуникативности—агрессивности: Если Каз > 1, то человек, какие бы акцентуации или нарушения поведения ни имелись у него, во всяком случае, не является агрессивно устремленным. Его агрессивность может существовать лишь потенциально — в формах страха или зависимости, в форме самоагрессии. Если Каз Примечание. Различные варианты ответов по категориям приведены в разделе «Интерпретация» вместе с описанием каждой категории. Анализ Интерпретация. Цель теста заключается в прогнозировании явного агрессивного поведения. Термин «проявление» определен как такое поведение субъекта, которое обращает на себя внимание администрации, психиатров клиник и т. п., т. е. явное агрессивное поведение. Термин «количество баллов проявления» изобретен не для того, чтобы предсказать специфические реакции, а скорее для того, чтобы предсказывать тенденцию к действиям агрессивного характера. Таким образом, концепция «проявления» включает такие действия, как: провоцирующие легальные действия против других лиц, вызванные маниакальными параноидными тенденциями: обман и ограбление других лиц; бросание предметов в целях нанесения удара; драки школьников со своими товарищами или учителями; разрушение постельных принадлежностей и мебели пациентами психиатрических клиник и т. д. Подсчет баллов по таким «проявлениям» основан на том принципе, что вероятность явного агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные аттитюды преобладают над аттитюдами, означающими социальное сотрудничество или зависимость. Категории теста. 1. Агрессия (Аг). Это ответы, в которых рука представляется как нападающая, ранящая, приносящая ущерб, агрессивно доминирующая или активно хватающая другое лицо или предмет. Например: рука, «дающая пощечину», «ударяющая», «толкающая», «хватающая за нос», «ловящая мух», «захватывающая», «сжимающая», «выбивающая кому-то глаз», «дающая шлепок ребенку», «щипающая кого-то», «готовая нанести удар», «находящаяся в драке», «готовая к захвату», «хватающая ужа», «ловящая насекомое», «крадущая фрукты» и пр. Все эти тенденции к действию предполагают довольно высокую степень принятия идеи «проявления». 2. Директивность (Дир). Эта категория включает ответы, в которых рука представляется как ведущая, разрушающая или иным образом оказывающая влияние на другое лицо. Она может включать такие ответы, в которых рука представляется как общающаяся, однако это общение является вторичным по отношению к намерению оказать активное влияние на ход действий другого лица, т. е. проповедь, чтение лекций, обучение, дача указаний. Примером директивности является следующий ответ: «дирижирование оркестром», «человек, говорящий: «Стоп!»», «предупреждение», «дача указаний». Ответы этой категории отражают чувство превосходства по отношению к другим людям. Отношение к людям заключается в том, что другие должны согласиться с намерением руки, а не наоборот; отношение, отражающее готовность извлечь выгоду из других. 3. Страх (С). Ответы этой категории отражают страх перед возмездием. Они уменьшают вероятность явного агрессивного поведения, Можно предположить, что наличие слишком большого количества этих ответов увеличивает вероятность явного агрессивного поведения (в открытом акте, названном воображаемым нападением). Категория страха включает ответы, в которых рука представляется в виде жертвы собственной агрессии. Рука представляется как пытающаяся предотвратить физическое насилие, направленное на ее владельца. Это могут быть ответы, в которых рука представляется наносящей ущерб самому испытуемому, т. е. «рука, душащая меня». Другие примеры: рука, «поднятая в страхе, чтобы защитить себя», «отражающая удар», «царапающая ногтями», «выражающая просьбу: «Пожалуйста, не бей меня»». Отказ от агрессии означает страх перед возмездием. Такие ответы, как «это отдыхающая рука, а не злая» или «это не драка» подсчитываются по шкале П-б. 4. Аффектация (Аф). Эта категория включает ответы, в которых рука представляется делающей аффективный жест или аффективно благожелательный жест. Руки представляются предлагающими (не просящими и не получающими) дружбу или помощь другим. Примерами могут служить следующие: «привет» — рука дружески похлопывает кого-то по спине, «пожатие рук», «добро пожаловать», рука, похлопывающая собачку, бросающая деньги в ящик для пожертвований, протянутая для оказания помощи ребенку, предлагающая цветы кому-либо. И хотя большинство этих ответов включает прямое и непосредственное общение (и могут по этой причине быть смешаны с ответами категорий Коммуникация), все они характеризуются, прежде всего, благожелательным отношением и связаны с аффектацией. Для ответов категории (Ком) такие качества не характерны. Сравните список примеров, данных по категории (Аф) с ответами, подсчитывающимися по категории (Ком), например, «стремление договориться», «жестикуляция при разговоре». Такие ответы не связаны с установкой на аффектацию. Ответы, подсчитанные по категории (Аф), отражают повышенную способность к активной социальной жизни. Они отражают желание субъекта сотрудничать с другими в целях разделения аффектации. 5. Коммуникация (общение, Ком). Это такие ответы, где рука общается или делает попытку общаться с лицом, которое представляется равным или превосходящим коммуникатора. Предполагается, что коммуникатор нуждается в аудитории больше, чем аудитория нуждается в нем, или что между коммуникаторами и аудиторией существует взаимная симметричная связь. В этих ответах совершенно очевидно то, что коммуникатор желает обратной связи и принятия, что он хочет быть понятым своей аудиторией. В этих ответах подразумевается необходимость в «желании разделить трудности», «желании быть понятым и принятым» и т. п. Примеры: «жестикуляция при разговоре», «отчаянная попытка быть понятым», «передача информации», «разговор руками», «жест рукой, обозначающий прощание», и т. п. Последний ответ, хотя и обозначает эмоциональную амбивалентность (двойственность), может рассматриваться по категории «Ком». Очень важно, чтобы ответы категории (Дир) четко дифференцировались от ответов категории (Ком). Коммуникация, имеющая место в ответах (Дир), является вторичной по отношению к желанию оказать активное воздействие на аудиторию. Четкое представление об этом различии может дать сравнение психологического различия между «проповедованием», которое является примером (Дир), и «попыткой договориться», которое относится к (Ком). 6. Зависимость (Зв). Эта категория включает ответы, в которых. Рука активно или пассивно ищет поддержки или помощи со стороны другого лица. Успешное осуществление тенденции к этому действию зависит от явной или подразумеваемой необходимости в доброжелательном отношении со стороны других лиц. В категорию включены такие ответы, в которых рука подчиняет себя другим лицам, что может быть отражено в таком ответе: «приветствующая рука». Психологическое значение этого ответа, пожалуй, лучше всего понять следующим образом: чем больше количество таких ответов, тем больше субъект чувствует, что другие должны ему время, внимание, ответственность. Зависимость в этом контексте не нуждается в равном бессилии и неспособности. Те люди, которые дают такие ответы, активно ищут поддержки со стороны других, ожидая, что эти другие «должны им» свое время и внимание. Такие ответы дают не только бедные люди и алкоголики, хотя в процентном отношении они у них превалируют. «Нормальные» люди также дают такие ответы. Эта категория включает все ответы, в которых кто-то активно взывает о помощи любого рода или в которых подчиненное лицо склоняется перед силой или властью превосходящего лица. Примеры: «просьба», «просьба подать руку», «путешествие на попутных машинах», «отдавание чести офицеру», «принятие клятвы», «рука ребенка, хватающегося за кого-нибудь, чтобы не потерять равновесия», «просьба: дайте, пожалуйста…», «клятва говорить только правду», «просьба о помощи», «кто-то ожидает получить что-либо». 7. Эксгибиционизм (Экс, от латинского «выставление»). Эта категория включает ответы, в которых рука проявляет себя тем или иным способом. Рука участвует в каком-то эксгибиционистском акте или нарочито проявляет себя. Примеры: «показывает кому-нибудь руку», «любуется ногтями», «играет на пианино», «танцует», «показывает лак на ногтях», «женщина протягивает руку, чтобы привлечь к себе внимание», «показывает кому-нибудь», «держит руку прямо, чтобы показать кольцо». Эти тенденции к действию являются эксгибиционистскими по своему характеру. 8. Калечность (Кл). Эта категория включает руки, которые представляются как деформированные, поврежденные, ущербные и т. Д. Примеры: «рука, пораженная артритом», «сломанный большой палец», «сломанное запястье», «деформированные пальцы», «рука больного и умирающего человека», «согнутая рука», «один из пальцев выглядит как сломанный», «физически искалеченная рука». Эти ответы отражают чувство физической неадекватности. 9. Активный безличный (А-б) — моторная активность. Эта категория включает ответы, отражающие тенденции к действию, в которых рука изменяет свое физическое положение или сопротивляется силе тяжести. Примеры: «махать» (не в знак прощания, что означает категорию «коммуникация»), «продевать нитку в иголку», «тащить», «подбирать маленький предмет», «писать», «доставать что-нибудь», «вязать», «шить», «плавать», «бросать что-нибудь», «собирать что-нибудь». 10. Пассивный безличный (П-6) — пассивность. Эта категория включает ответы, отражающие безличные тенденции к действию, в которых рука не изменяет физическое положение или пассивно подчиняется силе тяжести. Примеры: «лежит, отдыхая», «спокойно вытянутая», «сушит ногти», «роняет что-то», «ждет». 11. Описание (О). Эта категория включает ответы, которые являются скорее физическим описанием руки. У пациента могут быть определенные «настроения», связанные с рукой, однако никаких ассоциаций с тенденцией к действию или кинестетических ассоциаций не наблюдается. Примеры: «это красивая рука», «некрасивая рука». Каталог: data -> book |