7 женских субличностей от Александра Шахова
Психологи уже давно выяснили, что каждый из нас носит в себе несколько субличностей, т.е. следует нескольким психологическим паттернам. Зигмунд Фрейд говорил об Ид (животном начале), Эго и СуперЭго. Эрик Берн – о внутреннем ребёнке, родителе и взрослом. Это личности, которые живут внутри каждого человека.
В зависимости от того, в каком он сейчас состоянии, человек может вести себя по-детски, или, например, быть контролирующим или заботливым родителем. Социальный психолог и эксперт по гендерным отношениям разработал 7 женских субличностей. Предлагаем вам познакомиться с ними.
1. «Наседка»
Фото PexelsЭто инстинктивная часть. Самые древние женские инстинкты: во-первых – дети, во-вторых – гнездо (дом), в-третьих – безопасность. Когда женщина говорит: «Я хочу детей, хочу собственное жильё, нормальный уровень достатка, и чтобы рядом было много родных и друзей» – это в ней говорит «Наседка».
Читайте также: Как заполучить идеального мужа: жизненные советы Love-коуча №1 Юлии Ланске
2.
«Озорница», она же «Пеппи Длинныйчулок»Фото PexelsПомните эту книгу Астрид Линдгрен? Пеппи – типичная пацанка: любит покататься с горки, повеселиться, не боится экстрима, смелая. В женщинах, которые занимаются экстремальными видами спорта, очень сильна эта субличность.
Это такая смешная, весёлая, озорная девчонка, которая очень нравится мужчинам. Но некоторые женщины не выпускают её, потому что «несерьёзно». «Наседка» внутри них говорит: «Надо уже своих детей воспитывать, а не самой себя вести как ребёнок!».
3. «Одуванчик»
Фото PexelsЭто ранимая девочка, пугливая, капризная, постоянно в тревоге, постоянно нуждается в утешении. Она говорит: «Всё плохо, я совсем в себя не верю, ничего хорошего меня не ждёт». Мужчин эта субличность в большинстве случаев раздражает. Как реагируют? «Хватит реветь, развела нюни, делом займись!». Так рождаются созависимые отношения.
4. «Дюймовочка», она же «Чебурашка», она же «Красная Шапочка»
Фото PixabayОна наивная, романтичная, мечтательная. Если «Озорницу» интересуют приключения и подвиги, то «Дюймовочку» – почитать стихи, погулять при луне, помечтать о прекрасном принце, красивом платье и туфельках. Как пятилетняя девочка красуется перед зеркалом в новом платьишке.
Проблема в том, что порой это даже слишком наивное состояние. Когда такой «Красной Шапочке» встречается Серый Волк – она говорит:
«Ну и ничего страшного. Он такой брутальный и сильный, у него такие большие зубы, глаза и уши! Может, он мой принц?».
И попадает в лапы манипулятора.
5. «Тётка», она же «Главная бухгалтерша»
Фото PexelsЭто сухая, холодная субличность, склонная к контролю. Её часто предъявляют женщинам их свекрови. Но тут принцип тот же: если человек общается с вами преимущественно с позиции одной субличности – значит, вы её включаете.
Например, свекровь включает «Тётку»: «Ты неправильно суп сварила, ты детей плохо воспитываешь, о муже совсем не заботишься».
И у вас может автоматически включаться либо тоже «Тётка», либо испуганная «Дюймовочка». Но вы можете изменить ту субличность, из которой общаетесь со свекровью, и тогда изменится она. Вам может казаться это невероятным, но она тоже может включить «Дюймовочку», или даже «Озорницу». Это всё в ней тоже есть.
6. «Мамулечка»
Фото PexelsЭто по-настоящему тёплая и заботливая мама. То есть «Наседка» – это мама функциональная: погладить вещи, приготовить еду, разбудить вовремя. А «Мамулечка» интересуется эмоциональным состоянием, спрашивает: «Как у тебя дела? Что происходит? Давай поговорим об этом».
Она ласковая, внимательная, но порой её забота бывает удушающей. Обычно, когда у женщины включается эта субличность, ей становится всех жалко. Например: «Мой муж алкоголик, но он не от хорошей жизни таким стал. Мне его жалко, я не могу уйти и оставить его одного. Я должна как-то ему помочь».
7. «Леди»
Фото PexelsЭто самая взрослая, рассудительная субличность, которая стремится к развитию, самосовершенствованию, много всего знает, способна принимать взвешенные решения. Она – режиссёр. Как и в случае с мужскими субличностями, именно она решает, какая субличность будет проявляться в каждой конкретной ситуации. Более того: через это она управляет и субличностями мужчины. Слышали поговорку: «Муж – голова, жена – шея»?
«Леди» – спокойная, гармоничная, мудрая субличность. Она знает свою и мужскую психологию, вкладывает деньги в своё образование, она грациозна и уверена в себе. Она привлекает любых мужчин.
Но тут есть свой нюанс: большинство мужчин хочет, чтобы в обществе любимая была королевой, а в постели – развязной. «Леди» может уходить на задний план и, например, включать «Озорницу», когда дело доходит до секса. В то же время она никогда не позволит себя унижать, она умеет решать конфликты, разбирается в психологии.
*****
Идеальная формула представленности субличностей в женщинах:
- 40% – «Леди»
- 20% – «Дюймовочка»
- 20% – «Мамулечка»
- 10% – «Озорница»
- 5% – «Одуванчик»
- 5% – «Бухгалтерша»
- 1% – «Наседка»
101%, чтобы было чуть больше, как и в случаях с мужчинами. Если вы хотите построить крепкие, страстные, романтичные отношения – не включайте «Наседку», потому что она не вызывает в мужчине ни одну из подходящих для этого субличностей.
Философ, дипломат или дед: кто вы в споре?
Философ, дипломат или дед: кто вы в споре?
Во время споров легко потерять контроль. Порой кажется, что спорим не мы, а какая-то субличность, которая выходит на поверхность, когда кто-то в радиусе десяти метров (или в комментариях) не согласен с нашим мнением. Узнайте, кто управляет вами во время спора, с помощью нашего теста.
Начать тест
1/7
Итак, вы оказались в ситуации конфликта. Спорите о том, кто лучше: кошки или собаки, кто должен больше зарабатывать или чья очередь выносить мусор. Вам кажется, что ваш оппонент не прав, а он считает, что не правы вы. Что вы сделаете?
Ну, давай, есть два мнения — мое и неправильное, и пускай победит сильнейшийМы оба можем быть не правы, но имеем право озвучивать свое мнениеНадо выслушать друг друга и прийти к какому-то компромиссу
2/7
Спор начался довольно спокойно, вы с оппонентом по очереди высказываете свои точки зрения. Пока никто не выигрывает. Что вы сделаете?
Позволю оппоненту высказаться и привести все свои аргументы, затем уже буду опровергать или соглашаться Нужно перехватить инициативу и быстрее уже разобраться, кто из нас правГлавное — сохранять здоровую атмосферу спора и не переходить на личности
3/7
Вы замечаете, что в своей аргументации оппонент допустил небольшую ошибку (от неверно истолкованного факта до неправильно поставленной запятой). Что вы сделаете?
Ну все, ему конец. Как человек может говорить о чем-то, если даже в мелочах не разбирается?Осторожно укажу на ошибку, если она имеет отношение к сути спораЗапомню, что человек допустил ошибку, и потом буду использовать этот факт, если подвернется необходимость
4/7
Вы сами допустили ошибку в аргументации, и оппонент обращает на это внимание. Что вы сделаете?
Ни за что не признавать ошибку. Любая ошибка приводит к поражению, поэтому топим до талого, находим любые аргументы и фантастические теории, которые подтверждают правотуОтличный повод напомнить оппоненту о его собственных ошибках, чтоб не думал, что он лучшеПроверим факты.
Если ошибка действительно совершена — признаю это5/7
Внезапно спор делает поворот, и вы перескакиваете на тему, в которой вы не очень разбираетесь. Какими будут ваши действия?
Поинтересуюсь, каким образом новая тема имеет отношение к изначальному спору, чтобы оппонент понял, что не правМягко верну собеседника к изначальной темеБыстро вспомню все, что знаю по этой теме, чтобы и тут победить
6/7
Оппонент начинает набирать преимущество, аргументы вполне убедительные и обоснованные. Что вы будете делать?
Ну, это его мнение, я все равно думаю по-другомуПредложу назначить второй раунд на следующей неделеПризнаю правоту оппонента и закончу спор, даже если все еще не согласен
7/7
Обратная ситуация: вы понимаете, что заполучили преимущество в споре и оппонент готов с вами согласиться. Как вы поступите?
Поставлю точку в споре и поблагодарю оппонента за дискуссиюДодавлю собеседника аргументами, чтоб он вслух отказался от своих убеждений и признал поражениеПозволю оппоненту самостоятельно признать мою правоту на основе своих выводов
Как IFS-терапия приближается к разуму
То, как вы представляете себя в одной ситуации, может отличаться от того, кем вы являетесь в другой. IFS подходит к терапии, исходя из этого принципа.
Психотерапия — это инструмент для многих потребностей, от лечения психических заболеваний до работы над самосознанием. Но не все подходы к психотерапии одинаковы.
Терапевты по внутренним семейным системам (IFS) работают с тем, что они называют частями или различными представлениями о себе. Это просто разные выражения того, кто вы есть.
Терапия внутренних семейных систем, также известная как IFS-терапия или внутренние семейные системы, представляет собой тип психотерапии, разработанный академиком и терапевтом Ричардом Шварцем в 1990-х годах.
Шварц считал, что разум работает так же, как семья. Вот почему он включил некоторые традиционные модели и техники, используемые в семейной системной терапии, в свой собственный психотерапевтический подход.
Вместо отдельной личности Шварц предложил каждому иметь дело с неопределенным количеством субличностей. Эти субличности контролируются основной управляющей сущностью, известной как Самость.
«У всех нас есть части (уникальные субличности) в нашем сознании, и у этих частей есть убеждения, надежды и бремя», — объясняет Кларисса Харвелл, клинический социальный работник в Мувекема Олоне, Калифорния.
Что такое семейная системная терапия?
Семейная системная терапия рассматривает семьи как единое целое, а не как группу людей.
Каждый член семьи является частью единого целого, и то, как эти части взаимодействуют друг с другом, определяет общее состояние семейной системы.
Шварц применил этот подход к терапии внутренних семейных систем.
Было ли это полезно?
IFS-терапия основана на пяти основных предположениях:
- Разум естественным образом подразделяется на множество «частей» или субличностей.
- Субличности составляют Я, а Я руководит внутренней системой, состоящей из субличностей.
- Нет «плохих» субличностей. IFS не претендует на устранение какой-либо части, а скорее помогает им найти не экстремальную роль, которая не влияет на всю систему.
- Субличности развиваются по мере взросления, образуя между собой сложные взаимодействия. Но системы можно реорганизовать, и когда это происходит, меняются также части и взаимодействия.
- Внутренние (я) и внешние (окружающая среда) системы влияют друг на друга, поэтому, когда меняется одна, другая будет иметь тенденцию к изменению.
IFS и диссоциативное расстройство личности
Если IFS фокусируется на различных «частях» или субличностях человека, в чем разница между этими частями и человеком с диссоциативным расстройством личности (ДРИ)?
ДРИ (ранее известное как множественное расстройство личности) — это состояние психического здоровья, характеризующееся тем, что кто-то имеет отдельные, альтернативные личности, которые часто ведут себя и чувствуют независимо от других. Из-за провалов в памяти кто-то может изначально не осознавать свою альтернативную личность.
IFS – это терапевтический подход. Части, упомянутые в IFS, — это просто разные аспекты вашей личности, которые проявляются в разных сценариях. Например, одна часть вас может стесняться незнакомцев, а другая часть — это жизнь вечеринки на семейном празднике.
Было ли это полезно?
Подход Внутренних Семейных Систем рассматривает разум как группу частей или субличностей.
Этими субличностями руководит Атман, часть вас, которая содержит вашу основную сущность, убеждения и сознание.
Другими словами, ваше Я — это ваша личность, а субличности — это различные мысли и поведение, которые выражают эту личность в зависимости от опыта.
Поскольку все части вы , предполагается, что у них добрые намерения и они хотят лучшего для себя.
Но они все разные. Это заставляет их взаимодействовать друг с другом определенным образом и создавать сложную систему.
Например, представьте себе Я как семейную единицу, а каждую часть как члена этой семьи.
У каждого члена семьи разные характеры, интересы, опыт и мысли. Все хотят лучшего для семьи.
У каждого члена семьи может быть свое представление о том, что значит «лучший» и как его достичь. Это приводит к сложным отношениям между родственниками в семье.
Таким же образом, все ваши части желают лучшего для вас, но их различия могут привести к сложным отношениям.
Например, одна часть может «думать», что для вас лучше всего пойти на это, рискнуть, в то время как другая часть может настаивать на более осторожном подходе. Это может привести к тому, что эти две части вашего разума вступят в конфликт при принятии решения.
Части менеджера
Ваш жизненный опыт может повлиять на ваши части, поляризуя некоторые из них. Это означает, что эти поляризованные части могут стать определяющими чертами вашей личности.
Поляризованные части часто называют «менеджерами» в терапии IFS. Они контролируют повседневные ситуации и организуют другие части в зависимости от необходимости.
Эти переживания не создают ваши части, но они могут влиять на них.
Травма, например, может вызвать отягощение частей вашего разума.
Части изгнания
Отягощенная субличность в ИФС — это та, которая держится за избыточную энергию.
Отягощенные части могут стать подавленными или экстремальными, в зависимости от характера переживания и затронутой части.
Ракель Орнелас, клинический консультант из Чикаго, объясняет, что эти обремененные части называются «изгнанниками», и они могут вызывать стойкое чувство уязвимости.
Иногда отягощенные субличности могут стать экстремальными. Это привело бы их к слиянию с первоначальным лидером, Атманом, или к его захвату.
Изгнанные части делают это, развивая копинг-поведение, которое рассматривается как защитная мера для борьбы с болью и другими сильными эмоциями.
Хотя поведение, направленное на преодоление трудностей, предназначено для того, чтобы защитить вас, иногда мы прибегаем к вредным способам справиться с ситуацией, например, злоупотребляя алкоголем или играя в азартные игры.
Части изгнания затем взаимодействуют с частями, известными как «пожарные».
Части пожарного
Части пожарного стремятся погасить крайние чувства, испытываемые частями изгнанника.
Этот процесс приводит к развитию механизмов преодоления, которые могут перейти от избегающего поведения к самоповреждающему поведению.
И пожарный, и управляющий действуют, чтобы отпугнуть изгнанников.
Терапия внутренних семейных систем утверждает, что у каждого есть Я.
Это ваш центр — та часть вас, которая чувствует себя защищенной, расслабленной и восприимчивой. Ваше Я — это часть вас, в которой все другие части ищут направление.
«Я в IFS присуще каждому из нас и может рассматриваться как наша истинная природа, место нашего сознания, наше глубокое внутреннее знание», — говорит Харвелл. «Некоторые видят Атман как наш дух или духовный центр».
IFS рассматривает Я как ту часть вас, которая остается неизменной. Независимо от того, каких субличностей может потребовать ситуация, ваше основное Я всегда остается одним и тем же.
И Высшее Я командует. Это определит, какие части будут прослушаны или исключены в зависимости от обстоятельств. Это также может иметь решающее значение для возвращения ваших частей в состояние равновесия.
«Используя наше Я, мы можем помочь своим частям освободиться от бремени, которое они накопили в результате травм или жизненного опыта, тем самым позволяя частям брать на себя роли, которые лучше служат им и нам», — говорит Харвелл.
По словам Орнеласа, IFS-терапия показана всем.
Считается эффективной формой терапии для всех, кто хочет разорвать нездоровые мыслительные и поведенческие циклы, или для людей с определенными диагнозами.
«Это помогает парам разорвать круги своего прошлого, помогает людям с паническими расстройствами понять триггеры и найти превентивные способы расслабиться, а также помогает [людям с зависимостью] исцелиться от прошлых травм или жестокого обращения в семье», — говорит она.
В общем, терапия внутренних семейных систем используется при многих состояниях и личных проблемах, в том числе:
- фобии
- тревога
- употребление психоактивных веществ
- травма
- депрессия
- биполярное расстройство
- расстройства личности
- сексуальные расстройства
- условия, связанные с образом тела и самооценкой
Признание отягощенных субличностей является ключевым компонентом внутренних семейных систем. Поскольку части работают вместе, необходимо принять и распознать обремененные части, чтобы ваша внутренняя система была реорганизована. Так начинается исцеление.
IFS-терапия — это разновидность разговорной терапии, цель которой — помочь вам идентифицировать себя и свои части.
В начале процесса ваш терапевт может спросить о поляризованных частях тела. То есть те части, которые вы чувствуете доминирующими внутри себя, а также в окружении других людей.
Затем ваш терапевт попытается определить связи между тем, как ваши внутренние части относятся друг к другу, и как они относятся к вашему окружению.
Защитные части, те субличности, которые контролируют изгнание, рассматриваются в первую очередь.
Как только защитные части почувствуют себя комфортно, можно использовать различные методы для доступа к частям изгнания и пожарным.
Сначала вас могут попросить вести дневник или нарисовать диаграммы ваших предполагаемых субличностей.
По мере того, как вы будете более тщательно исследовать отягощенные части тела, ваш терапевт может перейти к работе с методами визуализации.
Методы визуализации, такие как представление о том, что вы идете по внутреннему горному ландшафту, предназначены для того, чтобы помочь вам визуализировать ощущения и мысли каждой части тела.
В конечном счете, цель IFS-терапии — помочь вам восстановить свое ядро Я и исцелить обремененные части.
В 2015 году терапия внутренних семейных систем была внесена в список доказательных методов лечения в Национальном реестре доказательных программ и практик (NREPP).
NREPP был организован Управлением по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем (SAMHSA). В 2018 году он был приостановлен, а затем заменен Ресурсным центром доказательной практики.
Добавление в ресурсный центр означает, что было проведено достаточно подтверждающих исследований, чтобы считаться эффективной клинической практикой.
Но IFS вызывает споры.
Некоторые методы, используемые терапевтами IFS, иногда подвергались тщательному анализу. В частности, метод, используемый для восстановления утраченных травмирующих воспоминаний. Эта практика больше не считается основной среди специалистов в области психического здоровья.
Терапия восстановления памяти связана с созданием ложных воспоминаний, часто из-за подсознательного стремления терапевта выявить травму, которой может не быть.
IFS была в центре одного из таких споров в 2017 году.
Но IFS-терапия не пропагандируется и не предлагается как форма восстановления памяти.
Работа Шварца показывает, что специалисты в области психического здоровья могут напрямую влиять на эффективность IFS.
Терапевты, которые неправильно идентифицируют себя или не принимают во внимание, как их личные субличности влияют на человека, могут не успешно практиковать IFS-терапию.
Терапия внутренних семейных систем считается научно обоснованной формой психотерапии.
Основанная на моделях традиционной семейной динамики, IFS фокусируется на отношениях между частями вашего разума и вашим внутренним Я.
IFS подходит не всем. Ваше окружение, сеть поддержки и специалист по психическому здоровью могут повлиять на успех IFS.
Хотя этот вариант лечения поддерживается некоторыми исследованиями, он также вызывает споры из-за отдельных случаев.
Чтобы узнать больше о внутренних семейных системах или связаться с общественной группой в вашем регионе, вы можете посетить страницу ресурсов Института IFS.
Примечания | Психосинтез
Notes
Роберто Ассаджиоли
Ниже приводится разговор между Роберто Ассаджиоли (РА) и Джоном Фирманом (ДжФ) в 1973 году о различии между «я» и «центр». Примечание: В этом обсуждении Иоанн следовал обычаю называть «я» «я». Энн Гила и Джон Фирман изменили это много лет спустя. Они считали, что использование определенного артикля «the» перед «я» делает «я» объектом, а не субъектом, которым является каждый из живых существ, о которых Роберто говорит в этом разговоре. Слова в скобках вставлены для ясности, и некоторые из них описывают то, на что указывал Роберто, когда говорил.
ДФ: В чем разница между «я», которое может отождествляться с субличностью вне центра, и с центром?
RA: Когда «я» отождествляется с субличностью вне центра, оно больше не находится в центре; нет центра. «Я» должно быть. . . что ж, разотождествленное личное «я» находится в центре, но это результат успешной разотождествления. Обычно «я» отождествляется с чем-то. Таким образом, средний человек никогда не находится в центре. Когда мы говорим эгоцентричный, это означает, что он отождествляется с эгоистичной, эгоцентричной субличностью, а не с чистым личным «Я», чистым отражением Самости. «Я» — это отражение, но поначалу оно никогда не бывает чистым отражением, оно всегда окрашивается и тянется влево, вправо и вниз субличностями.
Дж.Ф.: Если Атман всегда здесь, то не всегда ли там и центр, даже если мы не в центре?
РА: Нет! Нисколько! Видите ли, личное «я» ходит туда-сюда и сюда, никогда не бывает в центре. За исключением периода дезидентификации.
Дж.Ф.: Итак, следует различать «я», которое отождествляется, и центр, который разотождествляется?
РА: Нет! Нет разницы! Когда «Я» разотождествлено, то оно остается там [в центре], и поэтому общение [с Я] становится легче и крепче. Сначала оно [«Я»] должно освободиться от всякого отождествления и окрашивания, а затем, когда оно достигает некоторой степени разотождествления, притяжение Самости оказывается сильнее притяжения субличностей. Экзистенциальный кризис в том, что есть все эти притяжения. Это все субличности, которые пытаются притянуть к себе, и часто преуспевают, «я». А пока притяжение Самости ничтожно, потом оно становится все сильнее и сильнее и, наконец, может победить.
ДФ: Значит, центр – это нечто, созданное «Я»?
Р.А.: Но нет! Центра в том смысле, в котором вы говорите, нет; центр — это местность, а не что-то существующее. То, что вы называете центром, есть «я», но временно оно эксцентрично. Центр геометрический; точно так же, как в круге есть центр, место, точка в пространстве, а не живое существо.
Живое существо — это «Я». [Что] сильно смущает, так это местность с живым существом, живым существом. Когда вы говорите «Я злюсь», то это идет сюда [«Я» для нижнего бессознательного]. Когда вы говорите «я люблю тебя» в личном смысле, это идет сюда [«я» в среднее бессознательное]. Когда у вас есть трансперсональный опыт, он идет сюда [«Я» к высшему бессознательному]. Так что все время смещается. Именно это создает путаницу и конфликт. Все это места во внутреннем пространстве, и сущность [«Я»] перемещается. Таким образом можно решать все вопросы о субличностях. И в этом ценность распознавания субличностей; это начало непривязанности.
Дж.Ф.: Имеет смысл то, что «Я» является отражением Самости, является живым существом и, таким образом, отличается от любой «локальности» в психике. «Центр» — это понятие и местность?
Р.А.: Да. Это просто. В психосинтезе мы всегда говорим о живых реальностях, живых существах. Все остальное концептуально, а не реальность как нечто сущее. Остальное — описание, а «я» — реальность.
ДФ: Значит, «Я» все еще является отражением Самости, даже если оно находится в нижнем бессознательном?
РА: Да, но цветной. Это лампочка, цветная и смещающаяся то тут, то там. Оно может быть покрыто несколькими завесами, завесами майи. Оно есть, но оно парализовано, бессильно, невежественно, бессознательно. В восточной терминологии разотождествление означало бы сорвать завесу майи, чтобы обнаружить, раскрыть то, что находится под ней.
Дж. Ф.: «Я» — это лампочка; центр — это место, где свет наиболее ясно виден «я»?
РА: Нет. «Я» — это лампочка, отражение. Не воспринимайте все это слишком буквально. Высшее Я — это сияющее солнце, звезда, создающая отражение, которое является лампочкой. Тогда луковица часто окрашивается, вуалируется, смещается туда-сюда. Это «я» — это лампочка.
ДФ: Каковы характеристики места под названием «центр»?
РА. Нет характеристик. Это просто место. Это место находится в том же направлении, что и Атман.
ДФ: Мы также говорим о выравнивании – буква «I» или лампочка, если она выключена, окрашена; если нет, то понятно?
РА: Ну, выравнивание означает привести в центр «я», эксцентричное и окрашенное. Согласование — это тоже процесс и взаимодействие. «Я» говорит: «Я есть это Я, это Я есть Я». Таким образом, он выравнивает себя с Атманом. Короче говоря, я не сержусь, не влюблен, не то и не то. Я отражение Самости. Следовательно, той же природы Я, которая есть свет. Это выравнивание.
***
(1) О здоровом человеке; и (2) О методах
Выдержки из интервью с Роберто Ассаджиоли, опубликованного в журнале Voices: The Art and Science of Psychotherapy в 1973 году. Каким бы я был?
Роберто Ассаджиоли: Не думаю, что можно перечислить эти качества, потому что каждый из нас индивидуален и имеет право быть здоровым по-своему. Это еще один базовый момент психосинтеза: уникальность каждого человека; на современном этапе его жизни, а также на разных этапах эволюции, развития; никаких обобщений, никаких ярлыков. То, что полезно для подростка, уже не так полезно для молодого или зрелого человека. Так что это очень индивидуально; в соответствии со складом человека и его стадией реализации. В этом смысле психосинтез очень «индивидуалистичен». Он пытается разобраться с настоящей уникальной ситуацией во взаимодействии между терапевтом и пациентом.
__________
Роберто Ассаджиоли: Это дает мне повод сказать, что я никогда не даю мнения ни о какой технике, потому что считаю ее нереалистичной, все зависит от того: кто ее применяет, как он это делает, кому, с какой целью. Это справедливо для любой техники. Да и вообще, теория методики для меня не важна. Некоторые могут делать очень хорошую работу с довольно спорными методами, а некоторые могут делать посредственную или плохую работу в рамках хорошей теоретической основы. Это конкретное приложение для каждого человека; это отличительная черта психосинтеза. У нас нет любимой техники. Я принимаю каждую ценную технику, которую могу найти. Я тестирую его и смотрю, как он работает.
Примечания
Джон Фирман и Энн Хила
Построение теории: 90 003
1) Прежде всего, опирайтесь на собственный опыт и лучше всего узнать, как текущие концепции стремятся указать на ваш опыт.
2) Если кажется, что ваш опыт не соответствует текущим концепциям, найдите старшего преподавателя в этой области и исследуйте это кажущееся несоответствие между опытом и концепцией.
3) Чем текущая теория не соответствует моему опыту? Это потому, что я не понимаю текущую теорию?
Например:
Когда мы снова начали работать вместе в 1987 году, мы остро осознали, что существующие концепции психосинтеза, по-видимому, не полностью охватывают опыт, который стал передним для нас и наших клиентов: детские раны, выздоровление от зависимостей, более глубокие типы психологических расстройств, процесс хождения с Я через пропасти, а также вершины жизни, тот факт, что Самореализация, по-видимому, не включала «отождествление с Я», а скорее представляла собой непрерывный процесс жизни.
***
Чувство призвания быть парой – это приглашение к глубокой связи с другим человеком, собой и миром. Такая близость может быть удивительно экстатической, когда мы испытываем радость любви, истинного видения и того, что нас видит другой, что есть кто-то особенный, с кем мы можем разделить жизненный путь.
Однако суть супружеской пары заключается не в радости или удивлении, а в продукте более фундаментального явления, а именно в глубокой связи с истиной нашей жизни. Любовь, радость и экстаз рождаются от более глубокого понимания природы самой жизни. По сути, интимные отношения являются мощным катализатором расширения сознания, привлечения правды нашей жизни.
При таком понимании неудивительно, что близость ведет нас не только к высотам, но и к глубинам — жизнь полна вершин и долин. То есть это же самое откровение истины покажет нам наши слабости, а также наши силы, наши раны, а также наши дары, нашу агонию, а также наш экстаз.
***
Глубина принятия глубокой доброй воли в каждом партнере. Когда кто-то садится со своей реактивностью, знать, что есть кто-то раненый, кого нужно включить. Распаковка не опасна, потому что ты ЗНАЕШЬ, что на дне есть добро и Бог.
***
Настоящая близость – это отношения между внутренними детьми.
***
Самая большая проблема – это подтвердить свою глубокую рану и боль, не обязательно зная их источник. Попытка восстановить память — это попытка держать что-то в руках, чтобы показать кому-то, поддержать кого-то и сказать: «Смотрите, это доказательство того, что меня так сильно ранили». И может случиться так, что я должен признать, и другие должны признать, что мне причинили боль и я испытываю боль, независимо от того, есть ли у меня доказательства этого или нет.
***
Любовь без эмпатического видения, без духовного сопереживания все же означает ранить!
***
Идея состоит в том, что неотзеркаливание раны в первую очередь вызывает раскол между высшим и низшим бессознательным! Без ранений не было бы раскола. Сверхсознание не было бы этим сильно заряженным «другим местом», а любовь, красота и т. д. были бы просто частью повседневной жизни, плато. Подавление возвышенного и не-возвышенного — одно и то же: способ справиться с раной.
***
Настоящая эмпатическая связь не порождает сопротивления, потому что она точно соответствует тому, где вы находитесь, поэтому, если вы устанавливаете границу, а кто-то нарушает эту границу, это не отражение.
***
Дело в том, что детство никогда не «преодолевается», а только на каждом шагу вперед делается более глубокие слои. Это расширение среднего бессознательного.
***
Некоторые более ранние теории психосинтеза вставляли «Высшее Я» или «Трансперсональное Я» между «Я» и тем, что было названо «Универсальным Я». Здесь подразумевалось, что если бы мы могли отождествиться с этим Высшим Я, мы могли бы найти общение с Универсальным Я.
Эта формулировка, по-видимому, является попыткой объяснить, что наш обычный опыт самих себя, замаскированный отождествлениями, должен выйти за пределы этих ограничений, чтобы мы осознали нашу более глубокую, сущностную природу в общении с Божественным, Духом или, в наши термины, «Я», которое можно воспринимать как универсальное.
Однако проблема с этой ранней формулировкой Высшего, или Надличностного, Я заключается в том, что на самом деле нет никакого «другого Я», которым мы становимся: мы остаемся «Я» при всех изменениях в сознании, даже если ограниченный опыт самих себя может радикально трансформироваться по мере того, как мы растем психологически и духовно. Таким образом, охарактеризовать эту трансформацию как «становление другим я», хотя это поэтически отражает всю глубину опыта, в конечном итоге неверно и вводит в заблуждение. Что на самом деле произошло в этой трансформации, так это то, что мы осознали, кем мы были все это время: «я» в общении с Я, наша индивидуальность в общении со всеобщностью.
Проблема с верой в то, что мы должны стать «другим я» в этом процессе, делает это «другое я» объектом, к которому мы можем стремиться, «другим», с которым мы можем идентифицироваться, что приводит к затемнению истины. что мы всегда и навсегда «Я». Следовательно, мы можем начать искать «я» не в том месте.
Итак, для нас не существует «Высшего Я» или «Трансперсонального Я», понимаемого таким образом. Скорее, мы утверждаем, что в ходе Самореализации люди могут обнаружить себя в общении с Я, часто переживаемом как универсальное, выражая свое уникальное, существенное «Я-есть» в мире — выражение, которое мы называем подлинной личностью.
Примечания
Джон Фирман
Да, терапевты такие же, как и терапевты… надо поискать, найти кого-то, у кого нет цели, кто заинтересован, сострадателен и всегда рядом он/сама. И, безусловно, хороший терапевт не дает советов или говорит вам, что делать, а действительно ПОНИМАЕТ вас и поддерживает вас в том, кто вы есть, вообще не дурачась с вами — место, чтобы сказать что-нибудь, исследовать что-нибудь, прежде всего , безопасное место. Затем, о чудо, вы можете ПОЛУЧИТЬ себя на более глубоком уровне. Магия, иногда.
***
Вы уходите, завтракаете, возвращаетесь, а кого-то уже нет. Думаю, это очень интимная вещь, ради которой люди хотят уединения. Смерть так удивительна. Как можно быть там в одну минуту и исчезнуть в следующую? Рождение — то же самое. Тайна, тайна, тайна. Я понял, насколько важны наши связи с теми, кто «ушел раньше». Я стараюсь держать их всех близко, включая своих кошек и собак.
***
Некоторые из моих размышлений о тайне близости выглядят так. Близость (от корня, означающего «внутри») означает, что наши сокровенные чувства проявляются в отношениях. Это просто то, что происходит. Как будто все мы призваны в отношения, даже скрытые, мягкие места, места, в которых мы очень молоды.
Ну, по моему опыту, это означает, что наши самые ранние раны будут проявляться. Да, радости тоже появятся, но ключевой проблемой являются раны, потому что, когда они появляются, их часто можно растоптать самыми невинными на вид действиями. Когда это происходит, возникает ярость, и когда эта ярость действует на другого, она поражает их раны, порождая в них ярость, и вуаля, у вас есть «шишка», ведущая к отчуждению, дистанцированию и, в конечном итоге, к концу отношений. .
Итак, либо я ухожу, либо мне и моему партнеру нужно осознать раны и начать освобождать для них место в отношениях. Мы оба должны признать, что в отношениях появляются молодые, уязвимые части нас, и мы должны взять на себя обязательство сделать отношения достаточно безопасными для этих молодых частей нас самих. Я не знаю другого пути.
И это означает принятие и любовь к другим даже в их уязвимости (и причудливом неагрессивном поведении, которое может возникнуть из-за них). Я обязуюсь не наносить удары по уязвимым местам, а также понимать глубину ран, которые могут появиться и вызвать поведение.
Без обязательств по обеспечению безопасности отношения не будут развиваться. Конечно, все наступают на носочки, когда учатся танцевать (а мы всегда учимся). Ключ, если вы собираетесь жить с кем-то, заключается в том, когда это произойдет, это будет признано, принесено извинение и проделана работа, чтобы предотвратить это снова. Если кто-то наступит мне на палец ноги, и я скажу «ой, как больно», а они ответят: «эй, перестань быть таким слабаком, это не больно», то это небезопасно, и я не танцую.
Итак, они действительно поняли, как сильно они вас обидели? И если бы они действительно получили это, они бы загладили свою вину? Проблема в том, что иногда другой не понимает, насколько это больно, потому что мы мгновенно отстраняемся (злимся) и даже не показываем, что что-то пострадало. Может ли каждый человек видеть боль другого? Уязвимость другого? И построить отношения, которые будут достаточно безопасными для того, чтобы скрытые, более молодые и мягкие слои наших сердец проявились и удержались?
Примечания
Энн Гила
Самореализация и терапия
Верьте, что клиенты следуют своему пути в меру своих возможностей.
Входите в неизвестное с уважением, цените тайну.
Оставайся скромным; знайте, что вы ограничены и, возможно, не знаете, что лучше.
Верьте в то, что что-то/кто-то более великое, чем вы и клиент, ведет ваше путешествие.
С уважением и благоговением относитесь к уникальному путешествию человека.
Поддержите собственный авторитет клиента.
Примите тот факт, что симптомы иногда не лечатся.
***
Руководство Энн для терапевтов/гидов
Слушай. Дышать. Будьте очарованы путешествием человека, который сидит напротив вас.
Узнайте у клиента, чего он/она хочет. Если вы не уверены в том, что говорит клиент, попробуйте уточнить. Если клиент не уверен, предложите направление и спросите, все ли в порядке.
Помните: «Это ваша жизнь, мой дорогой клиент».
Дыши
Не спешите исправлять, решать. Помогите клиенту разобраться в проблеме. Помогите клиенту узнать больше об этом.
Дыши.
Проявите эмпатическое любопытство, изучите вопрос:
Узнайте об этом: история, принцип работы. . .
Каковы пожелания клиента по этому поводу?
Обратите внимание, затрагивает ли проблема одну или две субличности (и, возможно, облегчите диалог между человеком и субличностью или между двумя субличностями).
Доверие. . . что если вы заботитесь, заинтересованы, помогаете клиенту открыть себя, он сделает следующий шаг в этом вопросе. . . поэтому вам не нужно исправлять.
Помните. . . вы понятия не имеете, куда это пойдет. Это творческий процесс. Она будет разворачиваться так, как вы, возможно, даже не представляли. Вы являетесь фасилитатором раскрытия клиентки, ее творчества. Вы не являетесь создателем своего клиента. Помните: Разум новичка.
Не стесняйтесь сказать: «Я не знаю, куда идти прямо сейчас. У тебя есть предчувствие, как лучше поступить?
Помните. . . Дух рулит. Попросите Духа помочь вам быть с вашим клиентом даже во время сеанса (молча про себя).