Типология лидеров и их функции лидеров
Главная | Книги по политологии | Мухаев: ПОЛИТОЛОГИЯ | Типология лидеров и их функции лидеров |
Проявления лидерства достаточно разнообразны. Предпринимавшиеся попытки их классификации и типологизации вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков (переменных). В зависимости от количества классификационных признаков й их содержания системы типологий бывают простыми и сложными. Так, количественный показатель (число лидеров) позволяет «развести» единоличное лидерство и коллективное.
Типологию лидерства на основе учета личных качеств лидера и конкретной ситуации, в которой он выполняет свои функции, предложил немецкий социолог М. Вебер в работе «Харизматическое господство». В качестве классификационного признака он выдвинул понятие «авторитет», которое определяет как «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей». Способность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах власти. Соответственно М. Вебер выделил три типа господства — традиционное, рационально-легальное, харизматическое.
Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит со сцены, тем не* менее он до сих пор сохраняется в ряде стран (например, в некоторых странах Персидского залива).
Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность личности, в исключительные качества данного человека. Харизматическая власть, отмечал М. Вебер, «характеризуется личной преданностью подданных человеку и их верой только в его личность, которую отличают выдающиеся качества, героизм или другие отличительные свойства, превращающие его в вождя». Именно такова харизматическая власть, которой пользовались пророки, а в области политики — военачальник, получивший одобрение на плебисците, суверен, «великий демагог или глава политической партии». Харизматическое лидерство присуще переходным обществам, проводящим модернизацию, поэтому харизматическое господство может создавать условия либо для традиционной власти (например, для возвращения к институту монархии), либо для рационально-легальной. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований (например, не опирается на закон, традицию), а существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера, веры в него.
Рационально-легальное лидерство олицетворяет бюрократия. Власть авторитета признается в силу «легальности», в силу веры в правомерность правового статуса и «компетенции», основанной на рационально установленных законах. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Компетенция каждого носителя власти обусловлена конституцией и правовыми нормами. Рационально-легальное лидерство получает распространение во все большем количестве государств, а традиционное и харизматическое лидерства сходят с исторической сцены.
Одной из наиболее современных и общераспространенных типологий лидеров является система М. Херманн, которая классифицирует лидеров на основе имиджа. «Имидж» в переводе с английского означает «образ». Это визуальная привлекательность личности. Естественно, каждый человек живет признанием себя другими, это тем более свойственно лидерам. М. Херманн выделяет четыре образа лидеров (по подобию идеальных типов М. Вебера) на основе учета четырех переменных: характера лидера; свойств его сторонников; способов взаимосвязи лидера и его сторонников; конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.
Первый собирательный образ лидера — это лидер-знаменосец. Его отличают собственный взгляд на реальность, наличие оораза желаемого будущего и знание средств его достижения. Такой лидер определяет характер происходящего, темпы и способы преобразований. Для понимания данного типа лидерства важно знать личные черты лидера, средства его воздействия на своих сторонников. К лидерам-знаменосцам можно отнести М. Ганди. В. И. Ленина. Мартина Л. Кинга и др.
Второй собирательный образ лидера — лидер-служитель. Он достигает признания через выражение интересов своих приверженцев. Лидер действует от их имени, он — агент группы. На практике лидер-служитель руководствуется тем, что от него ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели. Примером такого типа лидеров можно назвать Л. И. Брежнева, К. У. Черненко, выражавших интересы партийной бюрократии.
Третий образ — лидер-торговец. Существенная черта его заключается в способности уоедить. Президент США Г. Трумэн заметил, что «суть власти президента в том, чтобы объединить людей и попытаться убедить их делать то, что они должны делать без всякого убеждения». Признания со стороны своих сторонников он добивается знанием их потребностей, желанием их удовлетворить. Благодаря способности убеждать лидер-торговец вовлекает приверженцев в претворение своих планов. Образцом подобного типа лидера можно считать Р. Рейгана.
Четвертый образ — лидео-пожаоный. Его отличает быстрая реакция на насущные треоования времени, сформулированные его’ сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Большинство лидеров в современных обществах может быть отнесено именно к этому типу. Выделение четырех собирательных образов лидеров в достаточной мере условно, поскольку в чистом виде такие типы встречаются редко. Чаще всего в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры сочетаются те или иные свойства каждого из перечисленных идеальных типов.
Заметная нивелировка различий лидеров демократических обществ с точки зрения их имиджа, личных достоинств была предсказана еще в начале XX в. Г. Лебоном, который, в частности, писал: «Более серьезным недостатком демократии является возрастающая посредственность людей, стоящих во главе управления. Им нужно только одно существенное качество: быть всегда готовыми говорить тотчас же о чем бы то ни было, находить сразу правдоподобные или по крайней мере громкие аргументы в ответ своим противникам». Данное обстоятельство заставляет искать иные системы типологий, позволяющие выделять специфику лидеров в различных странах.
В последнее время доминируют классификации лидеров по стилю поведения. Эти классификации позволяют прогнозировать действия того или иного руководителя. Поведенческие концепции лидерства акцентируют внимание на его результативности и эффективности. В этом случае составляющими эффективности являются методы поддержания или проведения политического курса, способы реагирования на возникающие проблемы и потребности населения, характер взаимодействия лидера со своими сторонниками и другими участниками политического процесса. Наиболее характерные черты политического стиля позволяют определить тип лидера, его эффективность для конкретных условий, предсказуемость действий. Можно выделить пять политических стилей по степени доминирования тех или иных качеств: параноидальный, демонстративный, компулъсивный, депрессивный и шизоидальный, хотя в истории встречаются лидеры, сочетающие несколько стилей.
Параноидальный политический стиль. Ему соответствует тип лидера, которого можно обозначить термином «хозяин». Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Его поведение и действия часто непредсказуемы. Политик параноидального стиля не приемлет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не подтверждающую его теории, установки и убеждения.
Тип мышления подобного политика инверсионный, когда реальность рассматривается через крайности «белое» — «черное», а люди делятся на «врагов» и «друзей». Стремление лидера к безграничной власти обеспечивается им путем постоянных манипуляций подчиненными, интригами и столкновениями их друг с другом в собственных интересах. Подобный стиль часто сопровождается желанием любой ценой подавить или унизить другого политика, даже вопреки элементарной логике.
Опасность такого лидера состоит в том, что его стиль может совпадать с политическим поведением широких масс в обществах без устойчивых демократических традиций, со слабой политической культурой. Ненависть к другим, подозрительность и озлобленность лидера формируют обстановку всеобщего страха, доносительства, поиска «врагов», что может привести к установлению тоталитарных режимов. Подобный политический стиль не столь эффективен внешне, но может обладать значительным ресурсом мобилизации населения, способен решать стратегически важные задачи в исторически ограниченные сроки, последовательно осуществлять свой политический курс. Однако «хозяин» может эффективно лидировать, только опираясь на развитую карательную систему, политический террор. Представителями параноидального политического стиля могут считаться И. В. Сталин, Иван Грозный.
Демонстративный политический стиль. Он характерен для типа лидера, которого можно назвать «артист», поскольку он всегда «играет на публику». Его отличает любовь к демонстрациям, он охвачен страстным желанием нравиться, постоянно привлекать к себе внимание. Во многом его поведение, политические действия зависят от того, нравится он другим, любим он толпой или нет. Вследствие этого он достаточно «управляем», предсказуем, может потерять бдительность, наслушавшись льстецов. Однако он может лишиться самообладания, столкнувшись с критикой в свой адрес. В таком случае реализация продуманного политического курса оказывается невозможной в силу изменения мотивации политического поведения, в которой теперь превалирует желание получить у масс одобрение и политическое признание любой ценой. Ориентация на подобные стимулы вынуждает лидера приносить в жертву не только общественно значимые интересы, но даже свои собственные политические убеждения.
Менее всего представители демонстративного стиля предрасположены к упорной и созидательной работе, рассчитанной на длительное время. Они хороши в переломные моменты (в ситуациях недовольства, разочарования), когда надо «завести» и повести за собой толпу. Однако надолго их энергии не хватает, они, как правило, оказываются неспособными завершить начатое дело. «Артисты» более эмоциональны, чем прагматичны. К подобному стилю лидерства можно отнести А. Ф. Керенского, Л. Д. Троцкого, В. В. Жириновского.
Компульсивный политический стиль обычно характерен для лидера, собирательный образ которого можно обозначить тер» мином «отличник». Ему свойственно почти навязчивое желание делать все наилучшим образом, независимо от возможностей. Стиль его поведения характеризуют напряженность, отсутствие легкости, гибкости, маневра. Он постоянно озабочен, мелочен, слишком пунктуален, догматически подходит ко всем инструкциям, правилам, что нередко служит причиной конфликтов во властных структурах. Особенно дискомфортно «отличник» чувствует себя в экстремальных условиях, когда необходимо быстро принимать решения, использовать нестандартные методы. Любые отклонения от запланированного хода деятельности для него болезненны, а опасность совершить ошибку способна ввергнуть его в панику. Вследствие этого «отличник» строго следует избранному политическому курсу, хотя тот может и не соответствовать реальностям жизни, стремится не поступаться принципами и на основе данных принципов объединяться с другими «отличниками». Постоянно изменяющиеся условия способствуют потере им социальных ориентиров, чувства времени, и он может завести общество в тупик, обречь на застой и кризис даже вопреки своим искренним намерениям обеспечить процветание государства. Типичным представителем такого политического стиля можно считать Л. И. Брежнева.
Депрессивный политический стиль олицетворяет «соратник». Лидер этого типа не способен играть ведущую роль и потому пытается объединиться с теми, кто реально может «делать политику». «Соратник» часто идеализирует отдельных людей и политические движения, а сам плетется в хвосте событий. Он не имеет четкого политического курса, устойчивых подходов к решению возникающих проблем. Политическую реальность он воспринимает настороженно и пессимистически, обнаруживая слабость и политическое безволие. К подобным лидерам можно отнести императора России Николая П.
Шизоидалышй политический стиль тесно связан с депрессивным. Его представляет лидер-«одиночка». Самоизоляция и самоустранение его от участия в конкретных событиях имеют более отчетливый характер. «Одиночка» не желает присоединяться ни к какому конкретному движению и предпочитает позицию стороннего наблюдателя. Зато политическая ответственность в таком случае практически отсутствует. Естественно, стремление к лидерству не позволяет удержаться на позиции стороннего наблюдателя и заставляет либо присоединиться к какому-либо движению, партии, либо создавать собственную партию. Шизоидальный стиль поведения исторически преходящ, менее самостоятелен и неэффективен. Лидер-«одиночка» по мере участия в политической жизни и расширения властных полномочий трансформирует свой стиль, дополняя его чертами параноидального и демонстративного стиля. Подобное изменение политического стиля было свойственно политической биографии В. И. Ленина (до революции 1917 г. — «одиночка», а после нее добавились черты «хозяина» и «артиста»).
Однако следует заметить, что выделенные как «идеальные» указанные политические стили встречаются достаточно редко, скорее они выступают как тенденции. Они обусловлены мен-тальностыо и культурой общества, включающих устойчивые представления о желаемой модели общества и роли лидера в нем, о предпочтительных способах решения возникающих проблем. Стили политики заметно различаются в силу нетождественности национальных культур различных стран. Тип доминирующей культуры определяет и характер политических ориентации, свойственных лидерам.
Американский исследователь Дж. Барбер различал политические стили по выполнению лидерами своих политических ролей. Ожидаемое политическое поведение лидеров (президентов, руководителей конгресса) может определяться либо их субъективным пониманием своей роли, либо ожиданиями конкретных групп. Например, стиль, ориентированный на эффективную и результативную деятельность, он назвал активно-позитивным (примером его может быть деятельность Ф. Рузвельта, Р. Рейгана). Преобладание личного самолюбия в осуществлении лидирующих функций формирует активно-негативный стиль (Г. Трумэн). Зависимость от каких-либо предпочтений, привязанность к устойчивым стандартам и ценностям обусловливают пассивно-позитивный стиль (Дж. Картер). Минимальное выполнение своих функций порождает пассивно-негативный стиль (Док. Буш).
Кроме того, стили политического поведения могут различаться по технологии выработки и принятия лидером решений. Так, различаются авторитарный стиль лидерства, ориентированный на единоличное принятие решений, и демократический, опирающийся на инициирование активности своих сторонников, их участие в процессе управления.
Заметим, что системы классификаций лидеров, использующие макросоциальные факторы типа «характер эпохи», «представитель класса» и т. д., малоэффективны и не функциональны. Они обладают ограниченными прогностическими возможностями. Современные общества настолько дифференцированы, что исключают возможность достижения политического господства со стороны какого-либо класса и чтобы лидер представлял исключительно его интересы и потребности.
Функции лидеров в конкретном обществе зависят от степени зрелости его экономической, политической, культурной сфер, от уровня культуры населения, от характера (типа) политического режима и, наконец, от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.
Среди общезначимых функций лидеров выделим следующие:
1) интегративную: объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;
2)ориентаццонную: выработку политического курса, отражаю щего тенденции прогресса и потребности групп населения;
3) инструментальную: определение способов и методов решения поставленных перед обществом задач;
4) мобилизационную: инициирование необходимых измене ний с помощью создания развитых стимулов для населения;
5) коммуникативную: обеспечение устойчивых форм полити ческой самоорганизации на основе тесных контактов с общест венностью, различными организациями, группами и слоями;
6) функцию гаранта справедливости, законности и порядка (от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности).
Типология лидерства по Херману, Учебное пособие
метки:Лидер, Потребность, Теория, Лидерство, Группа, Качество, Ситуация, Человек
Понятие, функции и стили лидерства
Слово лидер в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий». В таком значении лидерство обычно и употребляется.
– Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.
– Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, эта руководящая должность.
– Лидерство – это влияние на других людей. Однако такое влияние должно быть: а) постоянным; б) воздействие лидера должно осуществляться на всю группу; в) лидер должен иметь приоритет во влиянии; г) влияние лидера опирается не на силовое воздействие, а на авторитет или признание правомерности руководства (лидером не является диктатор или террорист).
Типы лидерства.
– обычные – деятельность которых не изменяет обычного хода событий; и великих – которые имеют собственное видение политики и осуществляют свои идеи, влекущие большие перемены в социальной и политической сферах; авторитарное – предполагает единоличное направляющее воздействие, основанной на угрозе санкций и применении силы; и демократическое лидерство – выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации и привлечении их к принятию ре шений; традиционные лидеры; рационально-легальные; харизматические лидеры.
В современной политологии выделяются также три типа лидерства, называемых иногда ролями лидера:
деловое лидерство – в основе которого лежат деловая компетентность, умение лучше других принимать решения, знания, опыт, авторитет;
эмоциональное лидерство – возникающее на основе человеческой симпатии; такие лидеры внушают доверие, вселяют уверенность и т.д.;
ситуативное лидерство – проявляющееся в конкретной ситуации; может быть как деловым, так и эмоциональным; отличительной чертой является временная ограниченность.
Функции лидера:– Политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;
– Определение направления и программ деятельности, служащей решению общественной проблемы;
– Мобилизация исполнителей (должностных лиц, например) на реализацию целей.
В содержательном плане можно выделить следующие функции лидера:
– Интеграция общества, объединение масс;
– Нахождение и принятие наиболее оптимальных политических решений.
– Социальный арбитраж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии и пр.; – Коммуникация власти и масс; – Инициирование обновления; – Легитимация строя.
7 стр., 3063 слов
Типы лидеров и их функции 2
… наиболее эффективные стили политического лидерства. Политический стиль отражает не только индивидуальность лидера, но и характер взаимодействия лидера с окружением, степень влияния на массы, способы … Ф. Рузвельта, Р. Рейгана). Преобладание личного самолюбия в осуществлении лидирующих функций формирует активно-негативный стиль (Г. Трумэн). Зависимость от каких-либо групповых, узкопартийных …
Типология лидерства по Херману
Оригинальный подход к проблеме типологии лидерства предлагает американский политолог М. Херман, которая выделила четыре собирательных типа лидера:
— лидер-знаменосец – человек, одержимый мечтой, имеющий собственное видение реальности, привлекательный идеал, который способен увлечь массы. Лидер такого типа склонен брать на себя ответственность за все, что происходит в обществе;
— лидер-служитель – это лидер, который выражает интересы своих приверженцев и действует от их имени;
— лидер-торговец – человек, для которого важно убедить народ в необходимости предлагаемого «товара». Такой лидер умеет понять, чего хотят люди и стремится соответствовать их запросам. Характеризуются умением убеждать и идти на компромиссы;
— лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, острые проблемы. Это человек, который улавливает потребности насущного момента и за счёт этого занимает ведущее положение.
Американский ученый Р. Такер классифицирует лидерство с точки зрения механизма власти или роли лидера в преобразовании общества. На этом основании он выделил три типа лидера:
— лидер-консерватор – выступает против изменений, тормозит развитие, ссылаясь на традиции и установленные нормы;
— лидер-реформатор – выступает за перемены;.
— лидер-революционер не только отвергает стереотипы, но и сами идеалы, утверждаемые в обществе. Направляет свою энергию на их ниспровержение.
3. Теории лидерства.
ТЕОРИЯ ЧЕРТ
Феномен лидерства пытаются объяснить многие тео-
рии. Наиболее ранней и по-прежнему распространенной яв-
ляется теория черт (и ее разновидности: теория «великого
человека», харизматического лидера и др.).
Суть этой тео-
рии заключается в объяснении феномена лидерства особен-
ными, выдающимися качествами индивида. Одним из осно-
воположников теории черт является английский психолог
и антрополог Ф.Гальтон, который еще в начале прошлого
века пытался объяснить лидерство на основе наследствен-
ности. Ученый и его последователи исходили из убеждения,
что лидер должен обладать качествами (передающимися по
наследству), отличающими его от последователей. Однако
составить перечень таких качеств на основе исследования
царских династий различных наций тогда не удалось.
В 1940 г. американский психолог К.Бэрд составил спи-
сок из 79 черт, упоминаемых различными исследователями
как «лидерские». Среди них обычно называют такие, как
компетентность, инициативность, общительность, целеустрем-
6 стр., 2694 слов
1. Лидер и лидерство — понятие, классификация 4
… фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных … Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на …
ленность, организаторские способности и т.д. Позже другой
американский ученый Р.Строгдилл, обобщивший данные 124
исследований, расширил список характерных черт лидера, до-
бавив такие качества, как высокий уровень интеллекта, бди-
тельность, популярность, красноречие и др. В настоящее вре-
мя социологами выделяется от 80 до 250 качеств лидера.
Для проверки теории черт были проведены обширные
конкретные исследования, результаты которых представили
основания для серьезной критики этой концепции. Выясни-
лось, что при детальном анализе индивидуальные качества
лидера практически совпадают с полным набором психоло-
гических и социальных признаков личности вообще. Более
того, многие черты лидера стали оспариваться учеными. Даже
такая характерная черта, как высокий уровень интеллекта,
вызвала возражения. Американские политические психоло-
ги, сопоставляя измеряемый на основе специальных психо-
метрических методик уровень интеллекта политических ли-
деров с масштабами их влияния, пришли к довольно
пессимистическому выводу, что большим влиянием обладает
лидер, чей интеллектуальный уровень близок к среднему ин-
теллектуальному уровню его сторонников и последователей.
Наиболее низкий уровень влияния оказался у лидеров, чей
интеллектуальный потенциал в 3-4 раза ниже или выше
среднего, наибольший успех (например, на выборах) доставал-
ся тем, у кого он превышал средний лишь на 25-30 %. (См.:
Г.Г.Дилигенский. Психологические аспекты политического
лидерства // Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ
власти. Т.1. Хрестоматия. – Самара, 1999. – С.563-564).
В то же время вполне оправданная критика теории
черт не означает ее полного отрицания. Для того, чтобы
стать политическим лидером, действительно необходимо об-
ладать определенными психологическими и социальными
качествами. Однако набор этих качеств значительно изме-
няется в зависимости от исторических эпох, особенностей
конкретных государств, типа политической культуры обще-
ства. Так, например, американской политической культуре не
свойствен феномен харизматического лидера. Для американ-
цев типична установка на лидера «своего человека», «первого
среди равных». Такой лидер должен быть уверенным в себе,
честным, динамичным, постоянно демонстрировать успех, иметь
репутацию хорошего семьянина, вызывать доверие сограж-
дан. Для многих восточных стран, наоборот, типична ориен-
тация на патерналистский тип лидерства. Лидер – отец на-
ции должен обладать мудростью и знаниями, даром
предвидения, харизмой, недоступными простым обывателям.
И хотя в действительности лидер с вышеперечисленными
чертами встречается редко, в общественном сознании преоб-
10 стр., 4540 слов
Теории лидерства 6
… которые ей предстоит решать. В. Хоккинг предполагал, что лидерство — функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе. В этой связи … многих обстоятельств в каждом конкретном случае. 2. семь основных подходов (теорий) к проблеме лидерства Феномен лидерства — наиболее изучаемая проблема политической психологии. Именно здесь накоплен основной …
ладает установка именно на этот тип.
Теории средыОсновное положение группы теорий, объединяемых под этим названием, гласит: лидерство является функцией окружения, т. е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е. Богардусу, тип лидерства в группе прежде всего зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.
В. Хоккинг предполагал, что лидерство — функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе. В этой связи X. Персон выдвинул две гипотезы: 1) каждая ситуация определяет как качества лидера, так и самого лидера; 2) качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций. Не вызывая отторжения, такие выводы, однако, также мало чего проясняли.
В свое время Дж. Шнейдер с удивлением обнаружил, что количество генералов в Англии в разные времена было прямо пропорционально количеству военных конфликтов, в которых участвовала страна. Это стало наиболее яркой иллюстрацией справедливости теорий среды. Для оценки их сути воспользуемся высказыванием А. Мэрфи: ситуация вызывает лидера, который и должен стать инструментом разрешения проблемы. То есть ситуация ситуацией, но и сам лидер что-то значит.
Личностно-ситуационные теорииЭта группа теорий является как бы симбиозом двух предыдущих. В ее рамках одновременно рассматриваются как психологические черты лидера, так и условия, в которых происходит процесс лидерства. В частности, по мнению С. Казе, лидерство генерируется тремя основными факторами: личностными качествами лидера, группой его последователей и сложившейся ситуацией или «событием» (например, проблемой, которую решает группа).
Р. Стогдилл и С. Шартл предложили описывать лидерство через понятия «статус», «взаимодействие», «сознание» и «поведение» индивидов по отношению к другим членам организованной группы. Следовательно, лидерство рассматривается скорее как система отношений людей, а не как характеристика изолированного индивида.
X. Герт и С. Миллз считали, что для понимания феномена лидерства надо уделять специальное внимание таким факторам, как черты и мотивы лидера, его общественный имидж, мотивы его последователей, черты лидерской роли, а также учитывать «институциональный контекст» и «ситуацию».
Таким образом, в разных вариантах теории данной группы пытались расширить достоинства предыдущих подходов. Однако достичь желаемого удалось не во всем.
Теории взаимодействия-ожиданияСогласно взглядам Дж. Хоманса и Дж. Хемфилда, теория лидерства должна рассматривать три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения. Это предполагает, что усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, а также с внесением большей определенности в групповые нормы. Лидер в этой теории определяется как, прежде всего, инициатор взаимодействия.
Например, теория «усиления ожиданий» Р. Стогдилла основана на простом утверждении. У членов группы, считал он, в процессе взаимодействия усиливаются ожидания того, что каждый из них будет продолжать действовать соответствующим образом. Роль индивида определяется взаимными ожиданиями, экспектациями, и, если его действия совпадают с ожиданиями группы, ему будет разрешено к ней присоединиться, т. е. его допустят («примут») в группу. Лидерский потенциал человека зависит от его способности инициировать нужные взаимодействия и ожидания.
19 стр., 9102 слов
Основные теории и психологические типологии политического лидерства и лидера
… лидеров, так и стилей лидерства, и феномена лидерства в целом. Учитывая это, рассмотрим накопленные научные данные максимально широко. Глава 1. Основные теории лидерства Раздел 1. Теории «героев» и «теории черт» Теории данной группы … соответствующим образом. Роль индивида определяется взаимными ожиданиями, экспектациями, и, если его действия совпадают с ожиданиями группы, ему будет разрешено к ней …
Согласно теории «целевого поведения» (path-goal theory) M. Эванса, степень проявления внимания лидером определяет осознание последователями будущего поощрения, а степень инициирования структуры лидером определяет осознание подчиненными того, какое именно поведение будет поощрено.
Близкая к ней «мотивационная теория» (Р. Хау, Б. Басе) понимала лидерство как попытку изменения поведения членов группы через изменение их мотивации.
Ф. Фидлер считал, что «лидерское поведение» зависит от требований конкретной ситуации. Например, «ориентированный на работу» лидер будет эффективным в крайних ситуациях (слишком легкая или слишком тяжелая работа).
Лидер же, ориентированный «на взаимоотношения», обычно эффективен при решении «умеренных», как бы «промежуточных» проблем.
«Гуманистические» теории лидерстваГруппа теорий лидерства, получивших название «гуманистические», во главу угла ставила развитие эффективной организации. По мнению представителей этого подхода, человек по самой своей природе — «существо мотивированное», а организация по своей природе всегда структурирована и контролируема.
Главной функцией лидерства является модификация организации с целью обеспечения свободы индивидов для реализации их мотивационного потенциала и удовлетворения своих нужд — однако, при одновременном достижении целей организации.
Д. Мак-Грегор разработал две теории организующего лидерства. Первая, так называемая теория X, основана на предположении, что индивиды обычно пассивны, противостоят нуждам организации и, следовательно, их необходимо направлять и «мотивировать». Вторая, теория Y, основана на предположении, что люди уже обладают мотивацией и стремятся к ответственности, поэтому необходимо так их организовывать и направлять, чтобы они одновременно реализовывали и свои цели, и цели организации. Две эти теории отражали, по сути, два этапа развития организации.
С. Аргирис также указывал на наличие конфликта между организацией и индивидом. По его мнению, природа организации предполагает структурирование ролей ее членов и контроль над исполнением ими своих обязательств. В природе человека заложено стремление к самореализации через проявление инициативы и ответственности. Значит, эффективное лидерство должно принимать это во внимание и опираться, прежде всего, на эти качества.
14 стр., 6531 слов
Лидерство в организации 7
… отношений. Лидерство — это психологический феномен; лидер осуществляет регулирование межличностных отношений. Обязательное условие лидерства — обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых … вами вперёд и вперёд, дальше и дальше. [1] В современной теории управления приняты различные классификации управленческих стилей. Можно выделить два самых распространённых …
Р. Ликерт считал, что лидерство — процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений.
В рамках данной теории Р. Блайк и Дж. Моутон сумели изобразить лидерство графически: по оси абсцисс — забота об индивидах, по оси ординат — забота о результате.
В целом же, отметив условную «гуманистичность» данных теорий, сделаем вывод: это был все-таки шаг вперед по сравнению с предшественниками. Гуманистический подход опирается на углубленный анализ личностно-психологических корней феномена лидерства.
Теории обменаПредставители данной теории (Дж. Хоманс, Дж. Марч, X. Саймон, X. Келли и др.) исходят из того, что общественные отношения представляют собой форму особого обмена, в ходе которого члены группы вносят определенный не только реальный, производительный, но и сугубо психологический вклад, за что получают некий психологический «доход». Взаимодействие продолжается до тех пор, пока все участники находят такой обмен взаимовыгодным.
Т. Джакобс сформулировал свой вариант теории обмена следующим образом: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности к достижению цели. Процесс обмена сложно организован, он включает многочисленные системы «кредитования» и сложные «выплаты».
Данная группа теорий, будучи суперрационалистичной, отражает, безусловно, лишь одну из сторон феномена лидерства. Однако ее влияние на современную политическую психологию значительно. Обобщенно говоря, вся история изучения феномена лидерства привела к тому, что воцарились два суперподхода: рационалистический и гуманистический.
Мотивационные теории лидерстваСогласно В. Стоуну, мотив — это своеобразная выученная «навязчивая идея», основанная на внутренней потребности компетентно обращаться с окружающей средой. Независимо от первоначальной потребности (власть, престиж, самовыражение), мотивация зависит от осознаваемых человеком возможностей. Естественно, слишком сильная мотивация может исказить восприятие.
Например, слишком сильно мотивированный кандидат, объективно имеющий мало шансов на успех, может слепо верить в свою победу на выборах. Однако, чаще всего, индивид выставляет свою кандидатуру, когда он осознает, что у него есть вероятность победить, достаточно навыков и серьезная поддержка.
Как заметил Д. Шлезингер, «амбиции часто развиваются в специфической ситуации как ответная реакция на возможности, открывающиеся политику». «Теория амбиций» предполагает рациональную оценку ситуации.
Дж. Штерн предложил следующую формулу мотивации:
мотивация = f (мотив х ожидание х стимул).
Это означает, что амбиции кандидата представляют собой функцию от трех переменных. Во-первых, от его личных мотивов (власть, успех, уважение).
5 стр., 2339 слов
Теории мотивации потребностей: Карл Юнг, Зигмунд Фрейд
Теория мотивации потребностей з. фрейда Психоаналитические теории мотивации 3. Теория мотивации потребностей К. Юнга Заключение Библиографический список Введение Поведение человека направляется ожиданием, оценкой предполагаемых результатов своих действий и их более отдаленных последствий. Значимость, которую …
Во-вторых, от его ожиданий относительно занятия должности. В-третьих, от «ценности приза». Ожидания индивида определяются его отношением к политической системе, будущими возможностями как политика, оценкой собственных способностей и вероятной поддержкой. Другими словами, три вещи — будущий престиж, власть и зарплата — определяют амбиции политика.
Мотивация, по Дж. Аткинсону, подразделяется на два типа: мотивация успеха (МУ) — и мотивация избежания неудачи (МН).
На языке формул можно записать:
МУ = f (МУхОУхСУ),
МН = f (МНхОНхСН).
То есть уровень удовлетворения в случае успеха и степень унижения в случае поражения зависят от субъективных ожиданий индивида относительно возможных последствий как того, так и другого. В случае, если в мотивационной модели индивида МН превышает МУ, индивид выбирает либо ситуацию со стопроцентным успехом, либо очень рискованные предприятия (для легкого оправдания своего провала).
Если МН равна МУ, то результативная мотивация равна нулю, она практически отсутствует. И наконец, чем больше МУ по сравнению с МН, тем выше субъективная вероятность успеха, так как относительная сила мотивации влияет на эту вероятность и смещает ее вверх. Беспокойство относительно провала тем сильнее, чем меньше возможность успеха приближается к границе 50/50.
Итак, для лидерства важен мотив плюс возможность его реализации, так как мотив без такой возможности равен движению без направления. Известный сторонник гуманистической психологии А. Маслоу в своей теории иерархических потребностей утверждал, что корни лидерства возникают в процессе трансформации человеческих желаний (мотивы, исходящие из чувств) в потребности, социальные стремления, коллективные ожидания и политические требования, т. е. в мотивы, зависящие от среды.
В иерархии потребностей на низшем уровне находятся физиологические потребности, на среднем — обеспечение безопасности, на высшем уровне — аффективные потребности. Фрустрация низших потребностей увеличивает мотивацию для их удовлетворения. Задача лидера — предотвращение фрустрации, апатии, неврозов и других форм «общественных расстройств» через трансформацию потребностей граждан в социально-продуктивном направлении. Лидеры как бы конвертируют надежды и стремления в санкционированные ожидания.
Цепочка контролируемого лидером состояния ведомых такова:
желания и потребности => надежды и ожидания => требования => политические действия.
Что касается самого лидера, то А. Маслоу различал у него два типа властных потребностей:
1) потребность в силе, достижениях, автономности и свободе;
2) потребность в доминировании, репутации, престиже, успехе, статусе и т. д.
Большинство исследователей придерживаются мнения, что основным властным мотивом является стремление удовлетворить одну потребность — в доминировании. Д. Берне считает, что главный элемент политических амбиций — потребность в уважении (одновременно, в высокой самооценке и высокой оценке других).
8 стр., 3731 слов
Психофизиология мотивации
… организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. В любой мотивации необходимо различать две составляющие: энергетическую и направляющую. … начинает целенаправленно искать пути и объекты удовлетворения соответствующей потребности. Виды мотивации. Мотивации делят на три основные группы: • биологические мотивации, которые …
Все «великие люди» демонстрировали наличие этой потребности.
Наглядным примером является лидер с ущербной самооценкой (В. Вильсон, по 3. Фрейду).
По мнению Д. Бернса, стремление к уважению — это не патология, а лишь повышенная потребность в самоактуализации. Самоактуализаторы — это и есть потенциальные лидеры.
Так выглядят семь основных подходов к проблеме лидерства, составивших первоначальный фундамент ее научного изучения. Только по мере формирования этой опоры возможным оказался следующий шаг: попытка создания типологий лидерства и выделения типов лидеров.
12 моделей лидерства, которые могут определить ваш стиль
Если вы взрослый человек, скорее всего, у вас были хорошие и плохие начальники. Лидерство проявляется во многих формах — от менеджера, который предлагает ободрение и поддержку, до супервайзера, который критикует каждое ваше движение, управляя каждым проектом на микроуровне.
Когда вы начинаете продвигаться по карьерной лестнице с растущими управленческими обязанностями, определение вашей идентичности как лидера может оказаться ценным процессом. Точно так же определение модели лидерства коллеги может дать вам больше информации о том, как успешно работать вместе.
В этом посте мы исследуем концепцию моделей лидерства, обсудим уникальное применение этих моделей в управлении здравоохранением и рассмотрим 12 распространенных стилей, с которыми вы, возможно, сталкивались на рабочем месте. Вы можете перейти к нашему изображению, чтобы увидеть, какие известные лидеры соответствуют каждому стилю, чтобы вы могли черпать вдохновение из их методов.
Определение лидерства на работе
«Настоящее лидерство — это способность влиять на людей для достижения лучших результатов для организации или группы», — говорит карьерный коуч Кэтлин Брэди. 1 На рабочем месте влияние лидера может отражаться в удовлетворении сотрудников, здоровой прибыли, культуре инноваций, позитивных социальных изменениях и многом другом. Например, данные показывают, что на 70% вовлеченности рабочей силы, определяемой как уровень приверженности и связи сотрудника со своим рабочим местом, влияют менеджеры. 2
Лидерские возможности не зарезервированы для руководителей. Лидеры и менеджеры существуют на всех уровнях организации, от сотрудников, которые руководят небольшими проектами отдела, до тех, кто наблюдает за глобальными масштабными проектами. 3 Разумно подготовиться к следующей возможности стать лидером, поняв модель лидерства, которая лучше всего подходит для вас.
Что такое модель лидерства?
Модель лидерства — это теоретическая основа того, как лучше всего управлять сотрудниками. Обычно он предлагает соответствующий стиль реагирования на потребности сотрудников и организации, который оказался полезным в этой модели. 4
Модели лидерства представляют собой полезную структуру для определения методов управления, соответствующих вашему стилю работы и индивидуальности. Знание вашего личного подхода к лидерству — как того, откуда он исходит, так и того, к чему вы хотите его привести, — создает стандарт, на основе которого вы можете вносить коррективы и улучшения, чтобы максимизировать свою эффективность и влияние. Модели лидерства не существуют в вакууме; однако вы можете извлекать элементы из более чем одной модели или переключаться между моделями с течением времени или в разных настройках.
Хотя модели лидерства похожи на стили лидерства, это две разные концепции. В то время как модель служит концептуальной структурой для объяснения того, что делает лидера великим, стиль представляет собой модель лидерского поведения, которую они демонстрируют в стремлении к этому величию. 5
12 Типы моделей лидерства
6 , 7 , 8 , 9Хотя философы постоянно рассматривали концепцию лидерства, по крайней мере, со времен Юлия Цезаря сеть современных теорий и поведенческих структур. 10
1. Трансформационный
Целостность и дальновидность — основные качества трансформационных лидеров. Как трансформационный лидер, вы достигнете своих целей посредством открытого общения с персоналом, демонстрируя свою честность и уважение, которое вы испытываете к опыту и знаниям ваших сотрудников. Это взаимное уважение приводит к повышению удовлетворенности персонала и удержанию сотрудников, что, как показано, улучшает общий уход за пациентами и безопасность. 11
Как только вы представите свое видение проекта, вам нужно будет мотивировать других, чтобы воплотить его в жизнь. Однако вы рискуете игнорировать потребности отдельных сотрудников в погоне за выполнением своей более важной миссии.
2. Транзакционное
Транзакционное лидерство — это простая модель, основанная на вознаграждении. Он основан на концепции, согласно которой личные интересы сотрудника (в отличие от интересов компании) являются основными факторами, побуждающими его выполнять поставленную задачу или достигать уровня производительности. Если вы являетесь транзакционным лидером, вы будете ставить цели для сотрудников, обещать вознаграждение и предоставлять это вознаграждение после их успешного достижения цели или налагать последствия, если сотрудники не достигают своих целей. Этот метод лидерства может быть очень эффективным для выполнения работы, но он не дает места для построения отношений на работе и вдохновения сотрудников на новые идеи.
Транзакционная модель — одна из наиболее широко используемых в медицинской отрасли. Это может быть полезным подходом для постановки и достижения краткосрочных целей, таких как выполнение конкретных задач, достижение измеримых целей удовлетворенности пациентов и успешное соблюдение всех протоколов безопасности. 12
3. Слуга
Будучи лидером-слугой, вы будете сочетать бескорыстие с сосредоточением внимания на высших потребностях других, пока сотрудники работают над достижением вашего видения. Благодаря самоанализу и осознанию вы получаете представление о своей цели в жизни и работе, значении их лидерских инициатив и своем личном характере. Наставляя своих сотрудников, вы можете поднять других к большему успеху, улучшив моральный дух и бизнес.
Междисциплинарный характер здравоохранения требует, чтобы целый ряд профессионалов работал в команде. Это согласуется с желанием лидера-слуги работать вместе и повышать уровень членов команды, все ради улучшения ухода за пациентами.
4. Автократический
Автократический лидер не советуется и не учитывает мнение других при принятии решений. Вы определяете курс действий и излагаете свои идеи, полностью ожидая, что персонал без вопросов выполнит назначенные вам действия. Этот метод лидерства хорошо работает в ситуациях, требующих быстрого принятия решений.
Способность врачей, медсестер и других медицинских работников высокого уровня принимать быстрые решения в чрезвычайных ситуациях имеет решающее значение для спасения жизней. Но лидер-автократ также должен помнить о том, что сотрудники и пациенты могут чувствовать себя невидимыми, заброшенными и, возможно, даже подвергшимися насилию, если с ними обращаются таким образом, что их потребности игнорируются.
5. Демократическое
Противоположностью авторитарного лидерства является демократическое лидерство, также известное как «партиципативное лидерство». Как демократический лидер, вы будете прислушиваться к мнениям и мнениям своих сотрудников, хотя окончательное решение остается за вами. Использование вами сотрудничества и обсуждения может стимулировать рост творчества и инноваций. Однако вы можете испытывать трудности в ситуациях, когда вам приходится жонглировать множеством различных точек зрения и идей.
Некоторые управленческие решения в сфере здравоохранения требуют участия персонала и мозгового штурма для разработки творческого решения текущей задачи. Модель демократического лидерства очень помогает поощрять участие сотрудников в нестандартном мышлении.
6. Laissez-Faire
Фраза «laissez-faire» буквально переводится с французского как «разрешить делать». 13 Он представляет собой политическую, экономическую и лидерскую модель, предполагающую пассивность. Если вы руководитель, придерживающийся политики невмешательства, вы предоставите сотрудникам необходимые инструменты, а затем сделаете шаг назад, чтобы позволить персоналу решить все остальное. Этот подход невмешательства представляет собой глубокий уровень доверия.
Слагая с себя ответственность за процесс принятия решений, руководители, придерживающиеся политики невмешательства, рискуют превратить ситуацию в хаос, если не будут созданы надлежащие организационные структуры, определяющие направление деятельности компании. В сфере здравоохранения подход laissez-faire обычно является плохим подходом, учитывая возможность негатива и разногласий, вызванных отсутствием структурированного руководства.
7. Бюрократический
Следование правилам — секрет успеха бюрократического лидерства. В этой наиболее шаблонной из моделей лидерства у вас есть определенная должность, набор обязанностей и уже существующий метод реагирования на неотложные потребности. Требование такого строгого соблюдения установленных правил и протоколов может создать жесткое и напряженное рабочее место для сотрудников.
Лидеры-бюрократы могут быть эффективны в некоторых областях, особенно в том, что касается финансов и безопасности данных. В здравоохранении незначительное отклонение от протокола в определенных областях может привести к серьезным последствиям со стороны регулирующих органов или государственных надзорных органов, что делает ценный характер бюрократических лидеров, ориентированный на детали.
8. Харизматичный
Обладаете ли вы обаянием и видением, чтобы развивать компанию и превращать своих сотрудников в своих «учеников» для достижения намеченных вами целей компании? Убежденность и притягательная личность могут привести вас в кругосветное путешествие в качестве харизматичного лидера. Чтобы вдохновить вашу команду на то, чтобы разделить вашу страсть к вашему видению, требуется умение, но оно может принести вознаграждение в виде более высокой вовлеченности сотрудников и более высокой прибыли.
В медицине харизматичные лидеры могут оказывать положительное влияние, побуждая персонал чаще участвовать в ваших инициативах. Однако при таком интенсивном сосредоточении на своих целях у вас может развиться туннельное видение, вы забудете общую картину или станете жертвой эгоцентризма. Рассеянный фокус может вызвать серьезные проблемы в организационных усилиях.
9. Лидеры
Лидеры-лидеры стремятся к результатам. Вы устанавливаете высокую планку и подталкиваете своих сотрудников к достижению цели за целью. Как лидер, задающий темп, вы можете быть весьма эффективны в выполнении задач, но ваш постоянный жесткий темп утомит некоторых сотрудников. Это сложный стиль, чтобы успешно поддерживать его в течение длительного периода времени.
Среда здравоохранения, вероятно, не подходит для лидерства, задающего темп, хотя могут быть и исключения. Представьте себе медицинскую исследовательскую лабораторию, стремящуюся создать вакцину против COVID-19. Энергия и страсть лидера, собравшего команду квалифицированных профессионалов, могут проявиться в успехе. Но, как и в любой отрасли, лидер, задающий темп, может перегореть и увести с собой свою команду. 14
10. Этический
Концепция справедливости жизненно важна для этичных лидеров. Эта модель обеспечивает баланс логики и чувства справедливости с глубоким уважением прав всех участников. Делая этику своим главным приоритетом, вы относитесь к своим сотрудникам с уважением и честностью, которые взаимно возвращаются, принося пользу всем.
Этика является ключевой темой для организаций здравоохранения, поскольку они стремятся обеспечить равноправный уход за пациентами. Чтобы быть эффективным общественным ресурсом, учреждение должно поддерживать высокий уровень доверия и доброжелательности со стороны пациентов и общественности. Этические лидеры в области связей с общественностью могут быть влиятельными, поскольку они работают, чтобы продемонстрировать сильные стороны организации. 15
11. Партнерство
Партнерское лидерство требует мышления «люди превыше всего». Речь идет о создании отношений сотрудничества и превращении в систему эмоциональной поддержки для вашей команды. Связь на прямом и личном уровне с вашими сотрудниками позволяет вам быстро разрешать конфликты между сотрудниками.
Организации здравоохранения могут воспользоваться моделью партнерского лидерства. Базовая эмоция для аффилиативных лидеров — сострадание, необходимое качество при работе с персоналом и пациентами. 16
12. Коучинг
Подобно спортивному тренеру, руководитель коучинга работает с отдельными сотрудниками, чтобы развивать их сильные стороны, чтобы улучшить общий успех организации. Если вы коуч-лидер, вы ориентируетесь на цель, а не на задачи. Вы смотрите на общую картину и не теряетесь в деталях.
Модель лидерства в коучинге хорошо применима в мире здравоохранения. Вы можете предоставить инструменты и поддержку персоналу, который хочет укрепить свои навыки, чтобы повысить производительность, принося пользу компании и пациентам. 17
Применение моделей лидерства в управлении здравоохранением
Администраторы здравоохранения сталкиваются с уникальными для отрасли проблемами. Они должны эффективно и с соблюдением этических норм направлять своих сотрудников на работу таким образом, чтобы приносить пользу пациентам, организации и обществу. В приведенном выше списке подробно описано, как каждая традиционная модель лидерства применима к отрасли здравоохранения. 18
Но в 2016 году исследователи из Медицинской школы Университета Дьюка определили новую модель лидерства, адаптированную для здравоохранения, назвав ее «Модель лидерства Duke Healthcare». Эта модель описывает основные характеристики и навыки руководителей здравоохранения. 19
Основное отличие модели лидерства Duke Healthcare от традиционных бизнес-моделей заключается в том, что основное внимание уделяется ориентированности на пациента и повышению компетентности в области эмоционального интеллекта, критического мышления, честности, командной работы и бескорыстного служения. Доступ к этой отраслевой модели может вдохновить лидеров медицинских кадров, поскольку эта модель и будущие версии, ориентированные на здравоохранение, продолжают совершенствоваться.
Найдите свою личную модель лидерства
Независимо от того, какая модель лидерства вам нравится, полезно изучить их все, чтобы лучше понять себя как лидера и то, как это влияет на ваших сотрудников. Черпайте вдохновение у некоторых из величайших лидеров нашего времени и используйте их истории, чтобы найти модель, которая подходит вам лучше всего.
USAHS предлагает программу магистра управления здравоохранением (MHA), предназначенную для работающих медицинских работников, которые хотят улучшить системы финансов, информатики, операций, политики и других ключевых функций организаций здравоохранения. Программа преподается онлайн, с дополнительными выходными на территории кампуса (возобновление запланировано на 2022 год) и дополнительной стажировкой. Независимо от того, выберете ли вы традиционный или ускоренный курс — или наши специализации в области исполнительного руководства, бизнес-аналитики или межпрофессионального образования — вы получите реальный жизненный опыт и расширите свою профессиональную сеть. Во время вашего завершающего проекта вы будете работать с отраслевым наставником.
Узнайте больше о нашей программе MHA
- Кэтлин Брэди, «Лидерство на современном рабочем месте», Training , 5 марта 2014 г.: https://trainingmag.com/leadership-in-todays-workplace/ [↩]
- Вибхас Ратанджи, «Почему менеджерам тоже нужно развитие лидерства», Gallup, 15 января 2021 г.: https://www.gallup.com/workplace/328460/why-managers-need-leadership-development.aspx [↩]
- Кевин Круз, «Что такое лидерство?» Forbes , 9 апреля 2013 г.: https://www.forbes.com/sites/kevinkruse/2013/04/09./what-is-leadership/?sh=697c58f05b90 [↩]
- Тайлер Лакома, «Что такое модель бизнес-лидерства?» BizFluent, обновлено 26 сентября 2017 г.: https://bizfluent.com/about-6193153-business-leadership-model-.html [↩]
- Таня Робертсон, «Leadership Theory vs. Leadership Style», Houston Chronicle, nd: https://smallbusiness.chron.com/leadership-theory-vs-leadership-style-32967. html [↩]
- Victor F. Trastek et al., «Модели лидерства в здравоохранении — случай Лидерство Слуги», Mayo Clinic Proceedings , 3 февраля 2014 г.: https://www.mayoclinicproceedings.org/article/S0025-6196(13)00889-6/fulltext [↩]
- Серджио Каредда, «Модели лидерства: теория и the Practice», SergioCaredda.com, последнее обновление 26 ноября 2020 г.: https://sergiocaredda.eu/organisation/leadership-models-the-theory-and-the-practice/#Summing_Up [↩]
- K.B. Самаракун, «Стили лидерства в здравоохранении», Международный журнал научных и исследовательских публикаций , Vol. 9, Исс. 9 сентября 2019 г.: http://www.ijsrp.org/research-paper-0919/ijsrp-p9308.pdf [↩]
- Бруна Мартинуцци, «7 наиболее распространенных стилей лидерства (и как найти свой собственный) », American Express, 16 октября 2019 г.: https://www.americanexpress.com/en-us/business/trends-and-insights/articles/the-7-most-common-leadership-styles-and-how. -to-find-your-self/ [↩]
- Таддеус Хант и Лавонн Федынич, «Лидерство: прошлое, настоящее и будущее: эволюция идеи», Journal of Art & Humanities , февраль 2019 г. : https://www.researchgate.net/publication/331473953_Leadership_Past_Present_and_Future_An_Evolution_of_an_Idea#pf7 [↩]
- Hongyun Tian et al., «Влияние трансформационного лидерства на удержание сотрудников и гражданское поведение: организация посредничества и модерации» Коммуникация», Frontiers in Psychology , 2020: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2020.00314/full [↩]
- DF Sfantou et al., «Важность стиля руководства для качества медицинской помощи Меры в медицинских учреждениях: систематический обзор», Healthcare , 14 октября 2017 г.: https://www.mdpi.com/2227-9032/5/4/73/pdf [↩]
- Encyclopaedia Britannica , «Laissez-faire», последнее обновление 2 марта. , 2021 г.: https://www.britannica.com/topic/laissez-faire. /details/499/Pacesetting-Leadership-Style [↩]
- Mary Kay, «Навыки лидерства № 7: у великих лидеров есть этика», AboutLeaders.com, 5 января 2016 г.: https://aboutleaders.com/leadership- навыки-7-великие-лидеры-имеют-этику/#gs. 3azem0 [↩]
- Paquita C. de Zulueta, «Развитие сострадательного лидерства в здравоохранении: комплексный обзор», Journal of Healthcare Leadership, , 18 декабря 2015 г.: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/ article/PMC5741000/ [↩]
- Действительно, «5 общих моделей лидерства для вашего бизнеса», 22 февраля 2021 г.: https://www.indeed.com/career-advice/career-development/leadership-models [↩ ]
- Charles William Hargett et al., «Разработка модели эффективного лидерства в здравоохранении: концептуальный подход», Journal of Healthcare Leadership , 28 августа 2017 г.: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5774455/ [↩]
- Келли Р. Мерфи, «Дизайн, реализация и демографические Отличия HEAL: инструмент самоотчета руководства в сфере здравоохранения», Journal of Healthcare Leadership , 20 октября 2016 г.: http:/s/www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5741008/ [↩ ]
9 Типы лидерства и их сильные стороны
- Существует девять различных стилей лидерства, и тип, который вы используете для управления своей командой, может сильно повлиять на успех вашей организации.
- У каждого стиля лидерства есть свои сильные стороны, хотя некоторые из них, такие как трансформационное, демократическое и ситуативное лидерство, обычно считаются более желательными.
- Поймите и используйте сильные стороны вашего стиля руководства, чтобы эффективно общаться и мотивировать свою команду.
- Эта статья предназначена для владельцев бизнеса и менеджеров, которые хотят узнать свой стиль руководства и максимально использовать свои сильные стороны.
Независимо от того, руководите ли вы небольшой группой или крупной организацией, ваш стиль руководства может сильно повлиять на эффективность ваших усилий. Хотя существует несколько типов лидерства, наиболее подходящий из них зависит от вас и вашей команды. Кристи Линдор, основатель и генеральный директор Tessi Consulting, рассказала нам о некоторых общих чертах эффективного лидера.
«Эффективные лидеры демонстрируют политическую волю к принятию трудных решений и достаточно ответственны, чтобы выполнять обещания», — сказала она. «Прозрачные стили общения также делают лидеров эффективными».
В дополнение к принятию трудных решений и четкому общению продуктивные лидеры должны периодически проверять свой стиль и оценивать, как его воспринимают подчиненные. Иногда необходимо чередовать стили руководства, чтобы приспособиться к изменяющимся потребностям команды. [Статья по теме: 7 распространенных ошибок в руководстве, которые вы, вероятно, совершаете ]
9 наиболее распространенных типов лидерства
Стили лидерства могут быть уникальными для каждого человека. Однако эксперты сходятся во мнении, что большинство лидеров подходят по крайней мере к одному из этих девяти различных стилей лидерства. Линдор сказал, что когда вы анализируете, какой стиль руководства вы используете, имейте в виду, что нет правильных или неправильных стилей.
«Все дело в том, чтобы сочетать стили лидерства с правильным организационным соответствием, рынком, временем и потребностями таким образом, чтобы добиться успешных результатов», — сказала она.
- Самодержавное лидерство: Это один из самых строгих типов. Авторитарные лидеры, как правило, полностью контролируют процесс принятия решений. Этот стиль руководства может быть эффективен, когда принятие решений является срочным или выполнение работы является рутинным.
- Бюрократическое лидерство: Хотя они и не такие строгие, как авторитарные лидеры, бюрократические лидеры также склонны строго соблюдать правила и статусы в иерархии. Этот стиль руководства может быть эффективен в сфере здравоохранения и безопасности.
- Харизматическое лидерство: Харизматичные лидеры обладают заразительным присутствием, которое мотивирует их команду следовать их примеру. Их симпатия помогает им и их командам добиться успеха в бизнесе. Этот стиль лидерства может быть эффективен в условиях активной работы, требующей большого морального духа.
- Демократическое лидерство: В отличие от автократических или бюрократических лидеров, демократический лидер часто приветствует участие подчиненных в принятии решений. Этим стилем руководства часто восхищаются, и он может быть эффективен в творческой рабочей среде, не требующей быстрых решений.
- Лидерство, основанное на принципах невмешательства: Руководители, работающие в режиме невмешательства, придерживаются принципа невмешательства и позволяют своим сотрудникам брать на себя ответственность в процессе принятия решений, хотя они все равно должны определять ожидания сотрудников и контролировать их работу. Этот стиль руководства может быть эффективен при работе с опытными и уверенными в себе сотрудниками.
- Лидер-слуга: Лидер-слуга делит власть и принятие решений со своими подчиненными и часто руководит организацией, исходя из интересов команды. Этот стиль руководства может быть эффективен для гуманитарных организаций, некоммерческих организаций и команд, которым необходимо создавать разнообразие, инклюзивность и моральный дух.
- Ситуационное лидерство: Ситуационные лидеры применяют различные типы лидерства и изменяют свой стиль в зависимости от потребностей своих сотрудников и окружающей среды. Благодаря своей универсальности этот тип лидерства эффективен в большинстве организаций.
- Транзакционное лидерство: Транзакционный лидер использует систему вознаграждения/последствий, чтобы мотивировать сотрудников к успеху и отговаривать их от неудач. Этот стиль руководства может быть эффективен для команд, мотивированных наградами.
- Трансформационное лидерство: Подобно харизматичным лидерам, трансформационные лидеры используют свою вдохновляющую энергию и индивидуальность для создания вовлеченного рабочего места. Этот стиль часто более эффективен, чем харизматическое лидерство, поскольку он также мотивирует команды на укрепление доверия и подотчетности. Он может быть эффективен в организациях с интеллектуальными членами команды, которые преуспевают в интерактивной среде.
«Стиль лидерства, которым я больше всего восхищаюсь, — это трансформационный стиль, который заключается в формулировании вдохновляющего видения и помощи людям в обновлении себя и своей компании; лидерство слуги, которое заключается в заботе о ваших клиентах, сотрудниках и обществе в целом; и ситуационное лидерство, которое заключается в создании гибкого способа лидерства и мышления в зависимости от потребностей организации или рынка», — сказал Линдор.
Основные выводы: Каждый стиль руководства имеет свои недостатки и преимущества, хотя некоторые стили считаются более желательными. Например, большинство малых предприятий могут извлечь выгоду из трансформационного, демократического или ситуационного лидерства.
Как определить свой стиль руководства
Изучив различные типы стилей руководства, определите, какой из них кажется вам наиболее аутентичным.
Для этого задайте себе следующие вопросы:
- Что я ценю больше – цели или отношения?
- Верю ли я в структуру или свободу выбора?
- Что бы я принял решение самостоятельно или коллективно?
- Сосредотачиваюсь ли я на краткосрочных или долгосрочных целях?
- Источником мотивации является наделение полномочиями или направление?
- Как мне видится здоровая командная динамика?
На эти вопросы нет правильного или неправильного ответа; Многие люди находят свой стиль руководства методом проб и ошибок. Поэкспериментируйте с различными подходами, чтобы увидеть, какой из них лучше всего подходит для вас и вашей команды. Вы также можете найти наставника по лидерству, который может дать совет о том, как они разработали свой стиль. Запрашивайте отзывы и у людей, которым вы доверяете. Самое главное, будьте аутентичны. Постарайтесь выбрать стиль руководства, который кажется естественным и соответствует вашим сильным сторонам.
Почему важно понимать свой стиль руководства
По словам Линдора, самосознание является основой хорошего лидера. Когда вы понимаете, какой стиль руководства лучше всего подходит вам и вашей команде, становится легче быть эффективным лидером.
«Важно знать, каким лидером вы являетесь (или не являетесь), чтобы эффективно проявить себя в организации», — сказал Линдор. «Знание своего стиля руководства также поможет вам решить, какие организации могут лучше соответствовать культуре».
Нора Николлс, директор Deloitte Tax LLP, сказала, что хорошее понимание вашего стиля руководства может помочь вам более эффективно общаться с вашей командой.
«Важно, чтобы вы сохраняли прозрачность в отношении того, на чем вы сосредоточены как лидер, и помогали создать согласованность вокруг вашего видения и целей», — сказала она. «Важно создать культуру, в которой люди понимают сильные стороны, которые они коллективно привносят в команду».
Николлс сказал, что эффективные лидеры способны сформировать видение, привести людей в соответствие с этой точкой зрения и показать им, как они могут вместе достичь этого намерения. Однако для достижения этой цели вы должны использовать сильные стороны своего стиля руководства. «Если вы сможете лучше понять свои лидерские качества и использовать их, вы продолжите расти и добиваться успеха».
Ключевой вывод: Эффективные лидеры понимают, кто они и кем они не являются, поэтому они могут эффективно управлять.
Ежедневное лидерское поведение, которое мотивирует сотрудников
Независимо от вашего стиля руководства, вы можете демонстрировать определенные лидерские качества, которые вдохновляют сотрудников на мотивацию и успех. Ярким примером является быть положительным образцом для подражания для вашей команды.
«Показывайте своим людям, что вы постоянно сосредоточены на совершенствовании своих собственных навыков — лидерских качеств, отраслевых знаний, технических навыков — имеет решающее значение для хорошего лидерства, — сказал Николлс. «Поощряйте их изучать новые навыки, чтобы убедиться, что они знают, что вы привержены их развитию».
Ключевой вывод: Великие менеджеры каждый день подают пример. Они подлинны, сострадательны и инклюзивны.
Когда вы подаете хороший пример своим сотрудникам и проявляете интерес к их успеху, они с большей вероятностью последуют вашему примеру и будут уважать ваш авторитет. Линдор сказал, что вы также должны ежедневно проявлять искренность, сострадание и участие, чтобы вдохновлять сотрудников. Вы можете завоевать доверие своих сотрудников, если будете проявлять искренние действия и готовы работать вместе со своей командой, когда это необходимо.