Типология К. Юнга
3.05.2011
Карл Юнг тоже делил людей на типы, исходя из психологических различий между ними, которые, однако, он считал врожденными.
К. Юнг выделил два общих типа:
- экстравертированный,
- интровертированный.
Для экстравертов характерна направленность на объект поэтому мнения других людей, общепринятые нормы, объективные обстоятельства определяют их поступки в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности.
У интроверта субъективное всегда превалирует над объективным, и ценность субъекта всегда выше, чем объекта. Испытывая какую-нибудь эмоцию, интроверт обращает внимание не на события или людей, которые ее вызвали, а на свои переживания Собственное мнение для него важнее, чем окружающая реальность или суждения других людей.
Кроме сознательной установки оба типа имеют и бессознательную, которая по отношению к первой выполняет компенсаторную функцию.
В зависимости от развитости четырех основных психических функций — мышления, эмоции, ощущения и интуиции — К. Юнг выделяет четыре типа экстравертов и четыре типа интровертов:
1. Экстравертированиый мыслительный тип. Субъекты, которые принимают важные решения рассудочно, создают схемы объективной реальности и непреложно руководствуются ими в своем поведении, требуя того же от окружающих. Если эти схемы («формулы», по К. Юнгу) возникают в результате глубокого понимания реальности, люди могут быть реформаторами и новаторами. Однако чем уже схема, тем больше шансов, что представитель этого типа превратится в брюзгу, а служение идеалу не остановит его ни перед какими нравственными законами: цель для него оправдывает средства. Люди такого типа эмоционально тупы: они редко сочувствуют другим и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством.
2. Экстравертированиый эмоциональный тип. Склонен к «правильной» эмоциональной оценке всего того, что его окружает. Подобные люди любят партнеров, отвечающих определенным критериям (например, занимающих определенное социальное положение). Они ходят в театр и испытывают там те эмоции, которые и следует там испытать. От их чувств всегда веет холодом, поэтому они воспринимаются как притворство.
3. Экстравертированиый сенсорный тип. Определяет ценность объектов по силе ощущения: чем оно сильнее, тем больше ценность. Люди этого типа ищут наслаждения, удовольствия. Производят на окружающих впечатление радующихся жизни эстетов, если ощущения не очень доминируют над остальными функциями. В противном случае они становятся неприятными для окружающих.
4. Экстравертированиый интуитивный тип. Обладает необычайно развитым «нюхом» на все новое и необычное. Такой человек легко и бурно увлекается новым объектом, может заразить своим энтузиазмов и воодушевить других, но как только объект его привязанности исчерпывает свои возможности к развитию, он без сожаления забывает о нем и переключается на новый.
5. Интровертированный мыслительный тип. Характеризуется мышлением, которое не воссоздает реальную действительность, а доводит ее неясный образ до понятной и четко сформулированной идеи. Из-за этого он склонен подстраивать факты под идею или вообще их игнорировать. Он создает теории ради теорий. В отличие от экстравертированного мыслительного типа стремится не к расширению знаний о мире, а к их углублению. Не считает нужным увлечь окружающих собственными идеями и завоевать их поддержку. При убежденности в правоте своих идей негодует на общество, отказывающееся их принимать. Он плохой учитель. Окружающими воспринимается как высокомерный и властный. Однако для тех, кто его знает близко, выглядит наивным и неприспособленным.
6. Интровертированный эмоциональный тип. Выглядит внешне спокойным, даже индифферентным. Его эмоции часто незаметны для окружающих, хотя внутри у него может все кипеть. Подобная эмоциональная сдержанность воспринимается окружающими негативно как проявление холодности.
7. Интровертированный сенсорный тип. В отличие от экстравертированного сенсорного ориентируется не на объекты, вызывающие интенсивные ощущения, а на интенсивность ощущений, вызванных объектами. Поэтому как только ощущение возникает, объект для него теряет ценность. Представители данного типа непонятны окружающим и непривлекательны для них.
8. Интровертированный интуитивный тип. Порождает, по К. Юнгу, фантастов и художников, а при отклонении от нормы — мистиков. Продукты их творчества для окружающих непонятны.
Нельзя не обратить внимания на то, что при описании этих типов у К. Юнга явно просматривается сторона отрицательных характеристик. Это связано с тем, что источником создания данной типологии был клинический опыт ее автора.
Ключевые слова: Юнг
Материалы по теме |
---|
Индивидуация Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия: Монография. — Новосибирск: Изд…. |
Культура по З. Фрейду и К. Г. Юнгу Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;… |
Философия К. Г. Юнга Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия… |
Понимание веры в аналитической традиции К.Г. Юнга … |
Основные позиции аналитической традиции Юнга в отношении религии … |
Основные позиции аналитической теории К. Г. Юнга … |
Теория К. Г. Юнга и гностицизм … |
Исходные посылки аналитической психологии Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008. |
Личностные типы по Юнгу — Психологос
01 окт. 2022 г.
Интроверсия — Экстраверсия по Юнгу
Четкое описание, что такое экстраверт (экстраверсия) и интроверт (интроверсия) у Карла Юнга отсутствует. Карл Юнг писал об этом скорее как поэт — образами и метафорами, не сводимыми к четким формулировкам и критериям, в связи с чем в работах разных авторов существуют разные толкования того, что имел в виду Карл Густав Юнг. Поэтому — обратимся к первоисточникам!;;
3Подробнее
01 окт. 2022 г.
Карл Густав Юнг «Психологическая теория типов»
Характер — это сложившаяся устойчивая индивидуальная форма человеческого бытия. Поскольку эта форма воплощает в себе как физическую, так и психическую природу, то общая характерология представляет собой учение о признаках как физического, так и психического свойства. Необъяснимое единство живого существа является причиной того, что физический признак есть не просто физический, а психический — не есть просто психический.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Карл Густав Юнг «Психологическая типология»
Уже с самых ранних дней в истории науки была заметна попытка рефлективного интеллекта ввести градации между двумя полюсами абсолютного сходства и различия у людей. Это реализовалось в некотором количестве типов, или «темпераментов» — как они тогда были названы, — которые классифицировали сходства и различия в формальные категории. Греческий философ Эмпедокл попытался внести порядок в хаос естественных явлений, разделив их на четыре стихии: земля, вода, воздух и огонь.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Личностные типы по Юнгу
Личностные типы по Карлу Юнгу: «Общий результат моей предыдущей работы в этой области состоит в выделении двух основных типов установки: экстраверсии и интроверсии, а также четырех типов функций: мыслительного, ощущающего, чувствующего и интуитивного, которые варьируют в зависимости от общей установки и тем самым дают в итоге восемь вариантов».
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Психологические типы. К.Юнг
Рассматривая течение человеческой жизни, мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого — прежде всего его собственной внутренней жизнью, его субъектом. Но так как все мы в известной степени отклоняемся в ту или иную сторону, то мы естественным образом расположены понимать всё в смысле только нашего собственного типа.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Тест Кейрси
В основе современной американской классификации типов человеческого характера лежат работы по архетипам Карла Густава Юнга (архетип — это «манифестация более глубокого слоя бессознательного, где дремлют общечеловеческие, изначальные образы и мотивы»), а также разработки школы бихевиоризма (от behaviour), которая делала ставку на поведение человека, его опыт, привычки, усвоенное знание и т. п. В 1950 году Катрин Бриггс и Изабель Майерс разработали опросник для определения 16 различных психологических типов, которые в последствие стали классическими.
2Подробнее
01 окт. 2022 г.
Типология
Типология по Юнгу — это система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми. Юнг хотел объяснить, почему сознание у разных людей действует по-разному. С этой целью он создал психологическую типологию на базе обширных исторических исследований типов в литературе, мифологии, эстетике, философии и психопатологии.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Типология Майерс-Бриггс (MBTI)
Типология Майерс-Бриггс — система диагностики индивидуальных различий, возникшая на базе идей Юнга, и получившая мощное развитие за последние десятилетия в разных странах Европы и США. Диагностическая система Майерс–Бриггс нашла широкое применение в крупнейших западных компаниях, что говорит о ее практической надежности и валидности.
2Подробнее
01 окт. 2022 г.
Типология Юнга в изложении И. Карнауха
Человек, находясь в коммуникативном пространстве, постоянно взаимодействует с другими людьми. При этом оказываются задействованными такие присущие организму функции, как усвоение информации и способ принятия решения. Осуществляются они мозгом человека — своеобразным пунктом переработки информации, у которого есть вход и выход. На входе мозг получает информацию, на выходе выдает готовое решение.
0Подробнее
Типы личности Карла Юнга — Типология
Типы личности Карла Юнга, Фиона Росс
Каркас
Типирование личности предполагает классификационную структуру, в рамках которой один тип человека можно сравнивать и противопоставлять другому. Основа типологии Юнга имеет конфигурацию мандалы, квадратный круг, разделенный на четыре части с крестом, расходящимся к центру или от него, несущий обещание баланса, союза и связи противоположностей. Для Юнга мандала была выражением психики и символом самореализации и индивидуации. Эта конфигурация создает схему единого и централизованного психологического поля, в котором действует человек.
Исторические влияния
Юнг продолжал долгое историческое развитие применения классификационной структуры к человеческой личности и темпераменту. Некоторые из его признанных влияний были:
Восточные астрологи, классифицировавшие людей по зодиакальным знакам, управляющим стихиями земли, воздуха, огня и воды. Эта система изображалась в виде круга с центром, крестом и противоположностями.
Гиппократ, установивший в Древней Греции веру в то, что баланс жидкостей организма, рассматриваемый как две пары противоположностей, кровь и слизь, желчь и желчь, определяет характер.
Философы-гностики признали три типа, соответствующие трем психологическим функциям Юнга: мышление, чувство (которое считалось низшим) и ощущение.
Напротив, христианство отстаивало принципы любви и веры, но держало знание (мышление) на расстоянии.
Немецкий поэт и философ восемнадцатого века Шиллер писал о ядре (например, поэзии), которое можно разделить на свои противоположности. Например, поэзию можно разделить на наивную поэзию, в которой преобладают ощущения, в которой поэт втягивается в объект, и сентиментальную поэзию, которая носит интуитивный характер и характеризуется размышлениями поэта о внутреннем впечатлении от объекта. Юнг видел сходство между наивностью и экстраверсией, а также между сентиментальностью и интроверсией.
Юнг опирался на работы философа Ницше и психолога Уильяма Джеймса, постулируя противоположные поведенческие типы интроверсии и экстраверсии. Ницше различал аполлонический импульс, интроспективный, создающий внутреннее видение, состояние, сравнимое со сновидением, и дионисийский импульс безудержного инстинкта, схваченного варварской природой. Джеймс характеризовал два темперамента: рационалиста, который верит в абстрактные и вечные принципы, и фактического эмпирика. Он составил таблицы пар противоположных качеств, характеризующих два типа.
Не соглашаясь с характеристиками Джеймса, Юнг также верил в пары противоположных качеств.Тип установки
Юнг понимал теорию как выражение типа личности теоретика. Он видел отражение экстраверсии Фрейда в его преимущественно центробежной теории, подчеркивающей стремление к получению удовольствия от объекта в сочетании с вытеснением неприемлемых тенденций желания. Это контрастировало с центростремительной или интровертной теорией Адлера с ее центральной концепцией превосходства эго, превосходства субъекта.
Юнг хотел создать психологию, одинаково справедливую для обоих типов. В 1913 он опубликовал «Вклад в изучение психологических типов», который закрепил его отделение от Фрейда и представил его первые идеи о различных типах сознания. В этой статье Юнг утверждал, что существуют два противоположных движения либидо; Экстраверсия, проявляющая интерес к внешнему миру, и интроверсия, подразумевающая обесценивание предметного мира. Они представляли собой два привычных ориентационных отношения к миру; внешнее движение интереса к объекту или движение от объекта к собственным психологическим процессам субъекта.
Психологические функции
Юнг концептуализировал сознание как саморегулирующуюся структуру, присутствующую при рождении, сосредоточенную в эго, которое выражало свою способность ориентировать психику посредством различных установок и функций. Четыре функции были представлены как две пары противоположностей: Мышление и Чувство, Интуиция и Ощущение, причем доминирующий способ функционирования человека можно было локализовать где-то в каждом континууме. Функции обладали компенсаторной способностью, а бессознательная функция была призвана уравновесить нездоровое одностороннее сознательное функционирование. Недоразвитое отношение или функция были аспектом тени и, следовательно, очень мощными.
Сознание рассматривалось Юнгом как продукт как рациональных, так и иррациональных процессов встречи с реальностью и ее оценки. Ощущение и интуиция являются иррациональными функциями в том смысле, что они являются способами восприятия и сбора данных. Мышление (объективное) и Чувство (субъективное) — это рациональные функции: это способы обработки информации и принятия решений. Ощущение говорит нам, что вещь есть, Мышление говорит нам, что это за вещь, а Чувство говорит нам, сколько она для нас стоит. Интуиция — это доверие предчувствиям. Для Юнга психологическое расстройство отражало психический дисбаланс, при этом невроз чрезмерно подчеркивал характерные черты личности. Одной из главных задач первой половины жизни было научиться эффективно выражать свою доминирующую функцию и отношение.
Юнг выделил восемь основных типов личности:
Далее следует краткое описание каждого типа.
- Экстравертное мышление
Принципиальный, идеалистический, объективный, рациональный. - Интровертное мышление
Под влиянием идей, независимый, часто боящийся близости. - Экстравертное чувство
Адаптивное, хорошо относящееся к внешнему. - Интровертное чувство
Сочувствующий, доставляет удовольствие другим, может быть зависимым, сдержанным. - Экстравертная сенсация
Реалистичный, конкретный, приятный и дружелюбный. - Интровертное ощущение
Спокойный и пассивный, сдержанный, контролируемый и контролирующий. - Экстравертная интуиция
Предприимчивый, общительный, может быть безответственным. - Интровертная интуиция
Мистик, мечтатель и художник. Может быть навязчивым.
Юнг классифицировал себя как мыслителя-интроверта, а интуиция была его следующей сильнейшей функцией.
Постъюнгианские разработки и возможности
Возникает вопрос, можно ли связать психологические типы с другими типологиями. Связь с типом телосложения, или сомотипом, была сделана Кречмером в книге «Тело и характер», опубликованной в 1921 году, одновременно с «Психологическими типами» Юнга. Аррадж исследовал возможность интегрированной типологии, включающей физические и биохимические типы. Это может сформировать ценную связь с восприимчивостью к конкретным заболеваниям. (Аррадж, 1986).
Beebe (2006) углубил теорию Юнга, связав отношения-функции с архетипами и архетипическими комплексами. Мальберг (1987) расширил юнгианскую теорию, связав четыре функции с концепцией морфического резонанса, выдвинутой биохимиком Рупертом Шелдрейком, чья теория представляет собой теорию формирующей каузальности, посредством которой формы предшествующих систем влияют на морфогенез последующих подобных систем. Мальберг связал интровертное чувство с чувствительностью к морфическому резонансу, а экстравертное чувство со способностью передавать морфический резонанс.
Перечень типов Майерс-Бриггс был разработан для практического использования типологии Юнга вне аналитического процесса. Комбинация двух установок и четырех функций с добавлением восприятия и суждения, которые считались неявными в работе Юнга, дает шестнадцать различных типов. Результаты бумажно-карандашного вопросника дают четыре буквы, указывающие на динамическую взаимосвязь между установками и функциями для любого отдельного человека. Инвентаризация стала самым распространенным коммерческим применением теории Юнга.
—————————-
Ссылки
Аррадж, Дж. (1986). «Забытый мост Юнга». Журнал аналитической психологии, 31 (2), стр. 173-180.
Биби, Дж. (2006). «Психологические типы», гл. 6 в Справочнике по юнгианской психологии, изд. Пападопулос, Р.К., Лондон: Routledge.
Юнг, К.Г. (1971). «Общее описание типов», в «Психологических типах», Собрание сочинений, том. 6, гл. X, Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
Хиллман, Дж. (1971). «Чувствующая функция», часть 2 лекций по типологии Юнга, Вудсток, Коннектикут: весенние публикации.
Малберг, А. (1987). «Доказательства коллективной памяти: проверка теории Шелдрейка». Журнал аналитической психологии, 32 (1), стр. 23-34.
Майерс, К.Д. и Кирби, Л.К. (1994). Введение в тип: динамика и развитие, Оксфорд: Oxford Psychologists Press.
Квенк, Н.Л. (1996). В хватке: наша скрытая личность, Пало-Альто, Калифорния: Consulting Psychologists Press.
Фон Франц, М.-Л. (1971). «Низшая функция», часть 1 лекций по типологии Юнга, Вудсток, Коннектикут: весенние публикации.
Типы личности по Юнгу: модель типологии
Карл Юнг был швейцарским психологом и психотерапевтом, наиболее известным своим основателем аналитической психологии и своей работой «Психологические типы».
Эта книга стала результатом двадцатилетних исследований в области практической психологии.
Это была попытка найти компромисс между двумя господствующими теориями, существовавшими в то время — одна из этих теорий принадлежала Зигмунду Фрейду, а другая — Альфреду Адлеру.
Карл Юнг был первым, кто ввел понятия интроверсии и экстраверсии (также пишется как экстраверсия).
Важно отметить, что современное использование этих двух принципов отличается от его первоначальных определений и намерений.
Он пришел к выводу, что теория Фрейда была по своей природе экстравертной, а теория Адлера — интровертной.
В своей книге «Психологические типы» Юнг попытался не только найти компромисс между двумя теориями, но и определить, чем его собственная точка зрения отличается от точки зрения Фрейда и точки зрения Адлера.
Вопреки тому, что можно было бы ожидать, типы личности Юнга (или типология) не являются гороскопической системой для анализа характера.
Это не система для обозначения людей.
Он был изобретен не для того, чтобы упростить наше понимание людей и типов личности.
Вместо этого он был изобретен для демонстрации сложности человеческой типологии и ее последствий.
Первоначальная типология Юнга построена на
- Две позиции личности: экстраверсия и интроверсия.
- Четыре функции (или способы ориентации): мышление, ощущение, интуиция и чувство.
Четыре функции делятся на то, что Юнг называл рациональными (или суждениями) и иррациональными (или воспринимающими).
Мышление и ощущения рациональны, согласно Юнгу, а интуиция и чувства иррациональны.
Важно понять, что Карл Юнг имел в виду под интроверсией и экстраверсией.
Юнг рассматривал как интроверсию, так и экстраверсию как установки.
Интроверсия, по его словам, — это ориентация человека на внутренний мир, а экстраверсия — ориентация на внешний мир.
По мнению Юнга, невозможно продемонстрировать экстраверсию или интроверсию изолированно.
Должен быть связан с одной из четырех функций — мышлением, ощущением, интуицией и чувством. Это приводит к восьми вариантам:
- Экстравертное мышление
- Интровертное мышление
- Экстравертное ощущение
- Интровертное ощущение
- Экстравертная интуиция
- Интровертная интуиция
- Экстравертное чувство
- Интровертное чувство
Все четыре функции — мышление, ощущение, интуиция и чувство — используются в разное время в зависимости от обстоятельств, но, согласно Юнгу, обычно предпочтение отдается одной преобладающей функции или «высшей функции».
Эта склонность может быть врожденной или развиваться в течение жизни.
Менее предпочтительная функция — четвертая функция — используется бессознательно.
Юнг называл это «низшей функцией».
Низшая функция всегда противоположна вашей основной функции.
Согласно Юнгу, ваша доминирующая функция представляет ваше сознательное поведение, а ваша подчиненная функция представляет ваше бессознательное или подавленное поведение.
Согласно теории типов личности Юнга, противоположностью мышления является чувство, а противоположностью ощущения — интуиция.
Вот рисунок юнгианских функций и их противоположностей:
Если ваша высшая функция (или первичная функция) — мышление, ваши вторичные функции (или вспомогательные функции) — это интуиция и ощущение, а ваша низшая функция (менее развитая, бессознательно используемая функция) — чувство.
Согласно теории психологических типов Юнга, если вашей основной функцией является мышление, чувство не может быть вашей вторичной функцией, потому что оно находится на противоположной стороне спектра.
Точно так же, если вашей основной функцией является ощущение, вашими вспомогательными (вторичными) функциями являются мышление и чувство, а вашей подчиненной функцией является интуиция.
Та же логика применима и к установкам личности — экстраверсия и интроверсия.
Что делает вас таким, какой вы есть? Пройди ЭТОТ ТЕСТ, чтобы определить свой тип личности.
Если ваш основной способ — экстравертное мышление, то менее используемый и менее осознанный способ — интровертное чувство.
Как правило, людям трудно работать, используя наименее предпочтительную функцию, но это не означает, что вы не можете развить свою подчиненную функцию и поднять ее на более сознательный уровень.
Мария-Луиза фон Франц, швейцарский юнгианский психолог и ученый, написала в своей книге Типология Юнга :
выходит – начинает тарахтеть и терять масло, как старая машина – если людям удастся обратиться к своей низшей функции, они заново откроют для себя новый потенциал жизни. Все в сфере подчиненной функции становится захватывающим, драматичным, полным положительных и отрицательных возможностей. Возникает огромное напряжение, и мир как бы заново открывается благодаря низшей функции.
Активация вашей подчиненной функции не обходится без побочных эффектов.
Во-первых, усиление вашей низшей функции автоматически означает ослабление вашей высшей функции.
Во-вторых, согласно теории Юнга, переключение на подчиненную функцию может привести к сильным эмоциональным реакциям от влюбленности до слепой ярости.
Активация второстепенной функции требует времени, и вам нужно сначала пройти одну из ваших вспомогательных функций (вторичные функции).
Например, путь от высшей функции чувств к низшей мыслительной функции может выглядеть так:
Личностный тест
Возможно, вы будете разочарованы, узнав, что личностного теста Юнга не существует.
Хотя Карл Юнг «не мог предсказать коммерческое использование своих психологических типов, он оставил нам несколько предупреждений:
Даже в медицинских кругах сложилось мнение, что мой метод лечения состоит в том, чтобы подгонять пациентов под эту систему. и давать им соответствующие «советы». . . . Моя типология — скорее критический аппарат, служащий для сортировки и систематизации эмпирического материала, но ни в коем случае не для того, чтобы навешивать на людей ярлыки. . . . Это не физиогномика и не антропологическая система, а критическая психология, занимающаяся организацией и разграничением психических процессов, которые могут быть показаны как типичные.
Из этой цитаты мы знаем, что маловероятно, что Карл Юнг одобрит использование своей модели для личностных тестов.
Кроме того, автор предупредил, что использовать его теорию для лучшего самопознания не так-то просто. Он сказал:
Хотя, несомненно, есть люди, тип которых можно узнать с первого взгляда, это далеко не всегда так. Как правило, только тщательное наблюдение и взвешивание свидетельств позволяют провести надежную классификацию. Каким бы простым и ясным ни был основной принцип [противоположных установок и функций], в реальной действительности они сложны и трудноразборчивы, потому что каждый индивидуум является исключением из правила.