Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Типы личности по фромму: Типы личности по Э. Фромму — Медиасвод

Типы личности по Э. Фромму — Медиасвод

Темой исследований Э. Фромма являются проблемы этики, норм и ценностей, ведущих к реализации человеком своего Я и своих возможностей. Он анализирует два способа существования: обладание и бытие. Выделенные Фроммом пять типов личности (потребительский, эксплуататорский, накопительский, рыночный и производительный) скорее отражают влияние социальных, а не врожденных факторов (Е. Fromm, 1964).

Потребительский тип

 Человек считает, что источник всех благ находится вовне, и настроен на то, чтобы пассивно воспринимать эти блага.

 Приобретение — временное обладание и пользование — выбрасывание (или, если возможно, выгодный обмен на лучшую модель) — новое приобретение — таков порочный круг потребительского приобретения. Лозунгом сегодняшнего дня поистине могли бы стать слова: «Все новое прекрасно!»

Э.Фромм
БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ

Это потребитель во всех сферах жизни. Например, в любви он желает «быть любимым», но не «любить».  Будучи предоставленным самому себе, хотя бы и временно, он теряется, становится как бы парализованным. Это тип «приживалы», который преданно относится к «руке дающей» и боится ее потерять.  Типические его черты — пассивность, покорность и боязливость. Этот тип формируется в результате того, что ребенок осознавал себя в детстве пассивным придатком к взаимоотношениям родителей.

Потреблению присущи противоречивые свойства: с одной стороны, оно способствует уменьшению ощущения беспокойства и тревоги, поскольку то, чем человек владеет, не может быть у него отобрано; но с другой — оно вынуждает человека потреблять все больше и больше, так как всякое потребление со временем перестает приносить удовольствие. Нынешние потребители вполне могут определять себя по такой формуле: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю.

Э.Фромм
БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ

Эксплуататорский тип

Тоже считает, что источник его благ находится вовне и ничего нельзя создать самому. Но склонен не столько ждать, когда эти блага ему предоставят, сколько взять их силой. В сфере любви его больше привлекают люди «несвободные», потому что ему приятнее «отнять» их у кого-то. «Чужое» для него всегда привлекательнее, чем «ничье». Любит язвить в отношении других. Для него характерны агрессивность, эгоцентризм, высокомерие, завышенная самооценка и стремление совращать людей. Человек этого типа формируется в результате доминантного положения в семье, когда он оказывается «пупом земли».

Они используют и эксплуатируют все и всякого, из чего или из кого они могут что-то выжать. Их девиз: «Краденый плод – самый сладкий». Поскольку они хотят использовать и эксплуатировать людей, они «любят» тех, кто прямо или косвенно может стать объектом эксплуатации, и им «наскучивают» те, из кого они уже выжали все.

Символом этой ориентации, кажется, может служить язвительная гримаса, которая часто бывает отличительной чертой таких людей. Не ради игры слов стоит отметить, что они часто делают «язвительные» замечания в адрес других людей. Их установка окрашена смесью враждебности и манипуляции. Каждый человек рассматривается как объект эксплуатации и оценивается по его полезности. Вместо доверчивости и оптимизма, свойственных рецептивному типу, здесь мы обнаруживаем подозрительность и цинизм, зависть и ревность. Поскольку они удовлетворяются только вещами, которые могут отнять у других, они склонны переоценивать то, что принадлежит другим, и недооценивать свое собственное.

Э.Фромм
ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ

Накопительский тип

Слабо верит в возможность получить новое из внешнего мира и считает, что его безопасность обеспечивается только накоплением и сохранением добытого. Склонен получать любовь, нежели дарить. Очень пунктуален, скуп, подозрителен, упрям, одержим, имеет недостаточное воображение. Такой тип представляет собой результат родительского отчуждения в условиях прохладной семейной атмосферы.

Данная же ориентация дает людей, мало верящих в то, что они могут получить из внешнего мира что-то новое; их безопасность основывается на стяжательстве и экономии, а траты они воспринимают как угрозу. Они окружают себя как бы защитной стеной, и их главная цель – как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. Их скупость распространяется как на деньги и материальные вещи, так и на чувства и мысли. Любовь для них – это, по существу, обладание: сами они не дают любви, но стараются получить ее, завладевая «любимым». Ориентированный на стяжательство человек часто демонстрирует особый вид верности людям и даже воспоминаниям. Его сентиментальность превращает прошлое в золотой век; он держится за прошлое и предается воспоминаниям о прежних чувствах и переживаниях.

Рыночный тип

Воспринимает себя как товар, который имеет рыночную стоимость и должен подчиняться закону спроса и предложения. Поэтому даже свою внешность он формирует в соответствии со «спросом», подражая кинозвездам или знаменитым спортсменам.

Приятелей подбирает тоже по их «рыночной» стоимости. Для него типичны оппортунизм, бесцельность, непостоянство, в том числе и в принципах, релятивизм и осознание собственной ненужности. Этот тип возникает в результате отчуждения родителей от ребенка, когда в семье царит холодная психологическая атмосфера.

Успех зависит главным образом от того, насколько люди умеют выгодно преподнести себя как «личность», насколько красива их «упаковка», насколько они «жизнерадостны», «здоровы», «агрессивны», «надежны»; «честолюбивы»; кроме того, он зависит от происхождения, принадлежности к тому или иному клубу, от знакомства с «нужными людьми».

«Я» постоянно меняется в соответствии с принципом «я такой, какой я вам нужен»

Э.Фромм
БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ

Люди с рыночным характером не имеют иных целей, кроме постоянного движения, выполнения всех дел с максимальной эффективностью.

Э.Фромм
БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ

Поскольку современный человек воспринимает себя и как продавца, и как товар для продажи на рынке, его самооценка зависит от условий, ему неподвластных. Если он «преуспевает» – он ценен; если нет – он лишен ценности. Степень неуверенности, являющейся результатом данной ориентации, трудно переоценить. Если человек чувствует, что его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции с ее постоянно меняющимися условиями, его самооценка непременно будет шаткой и постоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны других людей. Если человек вынужден неуклонно пробиваться к успеху, и любая неудача являет жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности. Если превратности рынка выступают мерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются.

Э.Фромм
ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ

Производительный тип

Это человек, который вобрал в себя все положительное. Он не стремится к господству над другими людьми, обладает мощным интеллектом, глубоко проникающим в сущность явлений, событий и предметов, видит и предвидит то, что другие не замечают и о чем не подозревают. Для него типичны скромность, адаптированность к среде, доверчивое отношение к другим людям, активность, гордость, уверенность в себе, практичность, терпеливость, преданность, открытость и т. д. В общем, это идеал человека, к которому следует стремиться всем людям. Этот тип рождается в здоровой, теплой, благоприятной семейной атмосфере, где ребенок научается ценить себя и других за то, что он и они есть, ощущает безопасность и внутренний мир с самим собой и с окружающими.

Плодотворность – это реализация человеком присущих ему возможностей, использование своих сил. Силой своего разума он может проникнуть в глубь явлений и понять их сущность. Силой своей любви он может разрушить стену, отделяющую одного человека от другого. Силой своего воображения он может сделать зримыми вещи, еще не существующие; он может планировать и так начинает творить.

Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. Человек производит вещи, и в процессе созидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает мир, ментально и эмоционально, при помощи любви и разума. Сила разума дает ему возможность проникать вглубь и постигать сущность предмета, вступая в активные отношения с ним. Сила его любви дает ему возможность разрушить стену, отделяющую одного человека от другого. Хотя любовь и разум – это всего лишь две различные формы постижения мира, и одна невозможна без другого, они являются выражениями различных сил, силы чувства и силы мышления, и, следовательно, их нужно рассматривать по-отдельности.

Понятие плодотворной любви имеет мало общего с тем, что часто принято называть любовью… Забота и ответственность означают, что любовь – это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то «захвативший». 

Материнская любовь – самый общераспространенный и самый общепонятный пример продуктивной любви; сама ее сущность – забота и ответственность. Рождая ребенка, материнское тело «трудится» ради него, а после рождения материнская любовь состоит в напряженных усилиях взрастить дитя. Материнская любовь не зависит от того, удовлетворяет ли ребенок определенным требованиям, чтоб быть любимым; материнская любовь безусловна, основана только на материнском отклике на надобности ребенка. Неудивительно, что материнская любовь была в искусстве и религии символом высшей формы любви.

Э.Фромм
ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ

Статьи по теме:

Опубликовано: 23.12.2022

Исследователи рациональности сегодня предлагают выделять три ее разновидности: Типы рациональности проявляются не только в высоких сферах научного постижения мира, но и в обычной жизни. Типы рациональности описывают наиболее характерные принципы

Опубликовано: 24.11.2022

Через какие этапы проходит развитие личности? Что такое жизнестойкость? Как переносить онтологическую тревогу, связанную с выбором будущего? Что такое стиль жизни? Является ли стиль жизни результатом подражания моделям поведения других

Опубликовано: 20. 12.2018

Все мы по-разному ведем себя в сложных ситуациях, работаем в разном темпе, реагируем на критику. Во многом эти различия обусловлены типом нервной системы. Тип нервной системы может быть сильный или

Опубликовано: 29.09.2018

А. Миллер (A. Miller, 1991) создал типологию на основе комбинации черт личности . Он использовал три измерения черт личности: когнитивные, аффективные и конативные. Когнитивное измерение — аналитичность — холистичность (в других концепциях

Опубликовано: 29.09.2018

Темой исследований Э. Фромма являются проблемы этики, норм и ценностей, ведущих к реализации человеком своего Я и своих возможностей. Он анализирует два способа существования: обладание и бытие. Выделенные Фроммом пять типов

Опубликовано: 29.09.2018

Еще один подход к классификации типов личности — подход Д. Кейрси (1956). Кейрси развил и дополнил концепцию Карла Густава Юнга с учетом последних достижений как когнитивно-бихевиоральной, так и экзистенциально-гуманистической психологии. В результате

Опубликовано: 29.09.2018

Согласно работам И.Л. Зеленковой и Е.В. Беляевой, существует классификация нравственных типов личности, которая приоткрывает завесу на поступки людей и их мотивацию. Всего авторы описывают пять типов личности. Нередко случается, что

#16. Социальные типы характера (Эрих Фромм) — Моисей Сутулин

Эрих Фромм, создатель гуманистического психоанализа, подарил миру множество, заслуживающих внимания, работ. В этой заметке рассмотрим типологию характера по Фромму. Начнем с того, что отличает нас от животных и какие проблемы это нам приносит. В отличие от зверей, мы хуже адаптируемся к окружающей среде. Отсюда следует, что мы беспомощнее их. Такой недостаток имеет и плюсы, он дает толчок в развитии наших человеческих качеств.

Разум – дает преимущество перед животными, и он же создает массу проблем. Умение мыслить наделило нас скукой, недовольством и переживаниями.

Самая фундаментальная экзистенциальная дихотомия, — пишет Э. Фромм, — это дихотомия между жизнью и смертью. Понимание неизбежности конца, оказывает на нас глубокое влияние, которое может быть как положительное, так и отрицательное.

Человек может попытаться отделаться от внутреннего беспокойства, — говорит Эрих Фромм, — уходя с головой в развлечения или какое-нибудь дело. То же самое советует Дейл Карнеги, чтобы отделаться от навязчивых мыслей и тревог. Смысл жизни заключен в раскрытии своих способностей, через творческую или продуктивную жизнедеятельность. Для этого человек бросается то к любви, то к власти, то к чему-то еще.

Гиппократ различал четыре вида темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Темперамент, в отличие от характера, неизменяем. Характер же формируется под воздействием социальной среды и жизненного опыта индивида. Эрих Фромм выделяет 5 типов характера, которые делятся на две группы: продуктивные и непродуктивные. К непродуктивным (нездоровым) социальным типам характера он относит: рецептивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный.

Рецептивный тип характера

Люди с таким характером считают, что все желаемое можно получить извне. В любви они стараются быть любимыми, а не любить и поэтому они отдаются любому, кто даст им это чувство. Они могут быть отличными слушателями, ибо люди с таким типом характера способны лишь на поглощение идей и ни как на их выработку. Они склоны к поискам людей, которые дадут им нужную информацию и не приложат ни капли силы, чтобы отыскать самому. Так же рецептивным типам тяжело сказать «нет» в силу своей зависимости от других. Одиночество не для них, так как без помощи других они бессильны. К этому типу можно присовокупить беспомощность в принятии решений и нежелание брать на себя ответственность. Эти люди любят хорошо поесть и выпить, особенно, чтобы справиться с волнением и стрессом.

Несмотря на все недостатки рецептивного типа характера, люди с таким типом достаточно оптимистичны и дружелюбны. Они могут искренне помочь другим, только если те в свою очередь окажут обоюдную поддержку.

Эксплуататорский тип характера

Как и рецептивный индивид неспособен к творчеству. Если им что-то нужно, то они забирают это силой. Эксплуататоры недооценивают то, чем владеют, а вещи других им кажутся более значимыми. Такие люди агрессивны, эгоистичны, надменны и самонадеянны. К другим они относятся язвительно. Отношения рассматривают со стороны выгоды для себя, к тому же стараются манипулировать. Люди с эксплуататорским типом циничны и завистливы.

Несмотря на все недостатки эксплуататорского типа характера, люди с таким типом уверенны в себе, уважают себя и импульсивны (последнее качество не всегда можно считать положительным).

Накопительский тип характера

В отличие от предыдущих двух типов, Накопители действуют противоположно. Их пугает новое. Они стараются накопить и сохранить как можно больше, а любые издержки ломают душевное спокойствие. Люди с накопительским типом скупы не только на деньги, но и на эмоции и чувства. Они могут много знать, но только эту информацию они обыкновенно хранят и не используют для продуцирования идей. Они немногословны, а их жесты выдают замкнутость. У Накопителей везде порядок, они чистоплотны и упрямы. Представители накопительского типа характера ригидные, т.е. имеют постоянные интересы, неподатливые, желающие быть везде первыми, педантичные и прямолинейные.

Несмотря на все недостатки накопительского типа характера, люди с таким типом благожелательны, сдержаны и предусмотрительны.

Рыночный тип характера

Индивид с рыночным типом характера ищет полезные знакомства и, при необходимости, может подстроиться под любые требования своего «покупателя». Они бесцельные, пустые, согласные на все и неразборчивые. Эрих Фромм приходит к выводу, что рыночная ориентация не развивает каких-либо качеств, заложенных в человеке. Именно в наше время, — подытоживает Фромм, — главными стали упаковка, ярлык, марка — как товаров, так и людей.

Продуктивный тип характера

Он же здоровый тип. Фромм привел этот тип как то, к чему все должны стремиться. Продуктивному характеру приписывается спокойствие, любовь и социально полезные поступки. Эрих Фромм считает, что к продуктивности способен каждый, у кого нет психических отклонений. И, несмотря на все приземленные требования к этому типу характера, он остается идеальным и редко встречаемым в реальной жизни.

В этой заметке мы рассмотрели типы характеров по Фромму. Для лучшего понимания себя и других необходимо знание этого вопроса, ведь характер является побудителем к определенным действиям, а так же он заставляет думать людей определенным образом.

Тест ориентации Фромма

Тест ориентации Фромма
ТЕСТ ОРИЕНТАЦИИ ФРОМА

Насколько близко к вам каждое слово? 5 (очень хорошо), 4, 3, 2, 1 (совсем нет).


тендер: 

увлекательно: 

ординарец: 

остроумно: 

легковерный:

высокомерный: 

упрямый: 

безразлично 

оптимистично:

милостивый: 

зарезервировано: 

любопытно: 

трусливый: 

тщеславный: 

подозрительно:

непринципиально: 

идеалистический:

утвердительный: 

экономичный: 

юношеский: 

сабмиссив: 

эксплуататорский: 

без воображения: 

оппортунистический: 

сентиментальный: 

соблазнение: 

навязчивый: 

глупо: 

лояльных: 

самоуверенный: 

постоянно:

допуск:

желаемое: 

сыпь:

холод:

бестактность: 

чувствительный: 

горд:

осторожно: 

непредубежденный: 

нереально:

агрессивный:

скупой: 

детский:

посвящено: 

активен:

практично:

целеустремленный: 

Вернуться к тексту.

[HTML благодаря щедрости Дэна Виттена!]

В поисках будущих лидеров: четыре основных типа личности

В сообщении блога на прошлой неделе мы рассмотрели множество причин, по которым поиск подходящих людей для руководства нашими компаниями сейчас важнее, чем когда-либо прежде. Мы также исследовали причины, по которым лидеры, отличившиеся в прошлом, не обязательно являются лидерами, которые нам нужны сейчас и в будущем. В предыдущие десятилетия мы были преимущественно производственным обществом, для которого нам нужны были лидеры, преуспевающие в процессах, которые можно было воспроизвести, измерить и улучшить. Напротив, 75% сегодняшних сотрудников предоставляют услуги. Это работники умственного труда, которые выполняют умственные задачи, а не собирают детали продукта. Этим компаниям нужны лидеры, способные привлечь сотрудников, управлять людьми и вдохновлять на сотрудничество и инновации. В этом посте мы углубимся в различные типы личности и то, как они влияют на людей как лидеров.

Почему тип личности имеет значение

Оценка типов личности лидера является важной частью процесса отбора генеральных директоров и руководителей высшего звена. Большинство из нас интуитивно распознают разные типы личности. Мы регулярно замечаем причуды личности у коллег, которые сбивают нас с толку, бросают вызов нашим реакциям и отношениям.

Типирование личности — это не интеллектуальное занятие для психологов и не салонная игра, которая помогает нам ладить с другими. Лидеры, отвечающие за разработку бизнес-стратегий, устанавливают приоритеты, исходя из своего типа личности и врожденных побуждений.

Многие популярные инструменты оценки выявляют личностные предпочтения, в том числе индикатор Майерс-Бриггс, инструмент личной оценки DISC и опросник 16 личностных факторов. Каждый из них полезен, но немногие из нас имеют точное представление о том, что они раскрывают.

Выбор лидера больше не может основываться исключительно на предыдущем опыте или успехах. Вчерашние проблемы (производительность, прибыль, эффективность) остаются критически важными, но сегодняшним лидерам также приходится бороться с новыми технологиями, глобальным разнообразием, политической и экологической нестабильностью.

Основные типы личности

Фрейд стал пионером в нашем понимании человеческой природы с его классификацией трех типов личности: эротического, навязчивого и нарциссического. Один из его учеников, психолог Эрих Фромм, добавил четвертый тип: маркетинговая личность.

Эти термины несколько вводят в заблуждение из-за их отрицательного значения. Четыре типа классифицируются в зависимости от того, что движет людьми и как они достигают чувства безопасности.

Эротика » (не сексуальный термин) движимы любовью, потребностью заботиться о других и, в свою очередь, быть любимыми и ценимыми. Эти люди ориентированы на отношения. Некоторые теоретики менеджмента называют этот тип личности «поддерживающим», в то время как другие называют его «любезным», «дипломатичным», «поддерживающим» или «уступчивым».

Эротика часто встречается в образовании, социальных услугах и здравоохранении, но она существует во всех сферах. Когда они наиболее продуктивны, они объединяют людей, налаживая связи и облегчая сотрудничество. Они редко отказывают нуждающимся или просящим об услуге. Недостатком этой личности является созависимость и нерешительность.

« Навязчивые идеи » движимы потребностью в безопасности, последовательности, правилах и логическом порядке. Вы заметите их в любой сфере, особенно в правительственных бюрократиях, инженерных фирмах, юридических и финансовых учреждениях. Как лидеры, они сосредоточены на операциях, деталях и цифрах. Их часто называют «аналитическими», «ориентированными на детали» или «счетчиками». Навязчивые люди руководствуются правилами, установленными неким высшим авторитетом (отцовской фигурой, строгой совестью или «всегда делались так»). Большинство менеджеров среднего звена и некоторые топ-менеджеры одержимы, особенно финансовые директора, главные операционные директора и некоторые генеральные директора.

Наиболее продуктивные навязчивые идеи рассматриваются как «систематические» или «аналитические».

Навязчивые люди часто занимают позицию номер 2 после самовлюбленного генерального директора — непревзойденное сочетание самовлюбленного видения и навязчивой реализации. Проблемы, связанные с навязчивым типом личности, хорошо известны:

  • Они погрязают в деталях и правилах,
  • Они упускают из виду общие цели,
  • Они больше заботятся о том, чтобы делать что-то «правильно», чем о том, что делать правильно,
  • Они могут стать помешанными на контроле и/или микроменеджерами,
  • Они сопротивляются изменениям вплоть до устаревания,
  • Они могут быть жесткими, осуждающими и дешевыми, и
  • Они настаивают на своей правоте.

« маркетинговая личность » описывает людей, которые, как следует из названия, приспосабливаются к требованиям рынка. Ими движет потребность быть принятыми и вписаться в общество. Они чувствуют, чего хочет и в чем нуждается рынок, и приспосабливаются к нему. Они присоединяются к ключевым людям, преуспевают в переменах и ищут одобрения других. Большинство из нас перенимают некоторые из этих аспектов, чтобы выжить в сегодняшнем нестабильном рабочем месте. Самая большая проблема с маркетинговыми типами — это отсутствие твердого центра и постоянное беспокойство. Они предпочитают стиль содержанию, тратят много энергии на продажу себя или на погоню за очередной блестящей вещью и могут быть неспособны полностью посвятить себя чему-либо или кому-либо.

« Нарциссы » движимы потребностью быть уникальными, выражать свои творческие способности и достигать величия, и их легко заметить на руководящих должностях. Этот термин имеет негативный оттенок, но изначально он должен был быть описательным (ни хорошим, ни плохим). Нарцисс может быть продуктивным (или нет) и моральным (или нет). Мы часто неправильно используем этот термин, применяя его к лидерам, которые эгоцентричны, жадны, самовозвеличиваются и мало приносят пользы своим организациям и коллегам. Продуктивного нарцисса можно рассматривать как дальновидного лидера.

Потребность нарцисса в достижении величия важнее всего остального. Они редко слушают других и часто проявляют мало интереса к своим коллегам (за исключением тех, кто может помочь им получить то, что они хотят). В их ментальную модель того, как устроен мир, встроено мало средств социального контроля. Их не беспокоит совесть или потеря любви или уважения других, они не поддаются давлению сверстников или тому, чего хочет общественность.

У нарцисса мало внутренних требований, чтобы поступать правильно. Он отвечает себе, что правильно, решает, что он ценит, и определяет, что придает ему смысл.

В то время как другие типы личности глубоко мотивированы делать все возможное для поддержания чувства безопасности, нарциссы никогда не получают безопасности от отношений или навыков. Скорее, они вербуют людей, которые присоединяются к их мировоззрению.

Есть аргументы в пользу самовлюбленных руководителей, которые могут вести компании к величию, вдохновлять последователей и находить революционные решения в нашем быстро меняющемся мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *