Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Трансперсональная психология представители: Что такое трансперсональная психология и почему это обман

Содержание

Что такое трансперсональная психология и почему это обман

16 февраля 2021 Жизнь

Расширить сознание, покинуть бренное тело и воссоединиться с космосом… Речь не о древних шаманских ритуалах, а о современной псевдонаучной теории.

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Что такое трансперсональная психология

Трансперсональная психология — направление в психологии, которое изучает изменённые состояния человеческой психики, такие, например, как духовный кризис, стресс и экстаз. Фактически эта область знаний пытается охватить такие аспекты, как жизнь и смерть, возможности человеческого сознания, связь со Вселенной и трансцендентные переживания.

Как видно из определения, предмет изучения этого направления чрезвычайно широк. Так, трансперсональных психологов интересуют:

  • дородовые переживания;
  • духовное развитие человека;
  • природа интуиции и способности к творчеству;
  • парапсихология;
  • духовные и религиозные практики;
  • воздействие психоделиков на человеческое сознание;
  • дыхательные и медитативные методики, йога;
  • переживания, связанные со смертью.

Трансперсональная психология пытается соединить западную психологию с восточными духовными практиками для изучения особенностей изменённого сознания. Приверженцы теории утверждают, что существуют общие для всего человечества духовные переживания и трансцендентные состояния вроде альтруизма, ощущения причастности к социуму, тяги к творчеству.

Трансперсональное направление заявляет об ограниченности нормального состояния и бросает вызов многим устоявшимся представлениям в классической психологии и психиатрии. Например, последователи этого учения находят связи между высказываниями мудрецов и безумцев и рассматривают молитву как элемент терапии кардиологических заболеваний.

Как считается в трансперсональной психологии, глубоко за пределами сознания хранятся те воспоминания и факты из жизни человека, которые он забыл, а то и вовсе не знал. Это роднит теорию с гипотезой вытесненных болезненных воспоминаний из концепции психоанализа. Среди прочего к подавленным воспоминаниям трансперсональные психологи относят якобы хранящиеся в подсознании сведения о рождении и событиях до него.

Узнайте больше о психоанализе и бессознательном 😶

  • Бессознательное: что стоит знать о самой загадочной части разума
  • Психоанализ: в чём состоит теория Фрейда и работают ли его методы

Цель трансперсональной психологии — помочь человеку избавиться от «мусора» вроде негативных переживаний и комплексов, освободиться от груза бессознательного и изменить жизнь к лучшему.

Как появилась и развивалась трансперсональная психология

Теория о широких возможностях изменённых состояний психики возникла в конце 60‑х годов XX века в США, выделившись из гуманистической психологии. В ту эпоху было очень популярно освоение восточных духовных практик, изучение психотропных веществ и других форм воздействия на сознание.

Наибольшее влияние на трансперсональную психологию оказали идеи швейцарского и американского психологов Карла Густава Юнга и Уильяма Джеймса, а также австрийского психоаналитика Отто Ранка.

У Юнга трансперсоналисты позаимствовали идею архетипов коллективного бессознательного. Кроме того, сам Карл Густав интересовался паранормальным и религиозным опытом и считал, что нельзя свести духовные переживания только к рациональному объяснению.

Другой предшественник трансперсональной психологии, вышеупомянутый Уильям Джеймс, написал книгу «Многообразие религиозного опыта», увидевшую свет в 1902 году. В ней автор приводил многочисленные примеры нетипичного духовного опыта — мистических видений, трансформаций личности после обращения в религию, практик аскетизма и самоуничижения — и призывал исследовать его воздействие на человека. Именно Джеймс ввёл термин «трансперсональный».

Отто Ранк, который, как и Юнг, был учеником Зигмунда Фрейда, первым высказал идею о том, что при рождении человек получает первую в своей жизни психическую травму.

Основателями же трансперсональной психологии считаются Абрахам Маслоу и Эндрю Сьютич. К ним примкнул ряд других психологов, которые позднее стали развивать новое направление: Станислав Гроф, Джеймс Фейдимен, Майлс Вич и Соня Маргулис.

Маслоу стал родоначальником учения о самоактуализации личности — стремлении понять свои возможности и достичь их предела. С этой целью психолог изучал пиковые состояния психики вроде оргазма, внезапных озарений, экстаза, расширения сознания. Маслоу считал гуманистическую психологию переходным этапом на пути к трансперсональной, трансгуманистической, то есть расширяющей границы возможного.

В качестве другой важной вехи для развития трансперсонального направления стоит назвать разработку модели уровней познания Кена Уилбера, создателя интегральной психологии. По мнению Уилбера, разум человека существует на трёх уровнях: доличностном (бессознательном), личностном и надличностном (трансперсональном). Согласно этой модели, не разобравшись со своим бессознательным, не получится подняться на личностный уровень, а не проработав, в свою очередь, этот этап, невозможно достичь трансперсонального.

Наиболее же известной фигурой трансперсональной психологии считается чешско‑американский специалист Станислав Гроф. Он выдвинул гипотезу, что неврозы, психозы и большая часть других психических расстройств — это лишь личностные и духовные кризисы. То, что человек не может самостоятельно с ними справиться, — по мнению Грофа, не делает их болезнями.

Уже в 80‑х годах отдельные исследователи называли трансперсональную психологию маргинальной дисциплиной. Однако в 1996 году Британское психологическое общество открыло отделение трансперсональной психологии, что стало знаком её ограниченного академического признания.

Сегодня в этой области существует множество различных подходов, таких как психосинтез, трансперсональная терапия, самоанализ и другие. Однако в данный момент трансперсональную психологию не признаёт большая часть научного сообщества.

На чём основана трансперсональная психология

Трансперсональный (надличностный) опыт и изменённое сознание

Особую роль трансперсональные психологи отводят осмыслению религиозного и мистического опыта. Они считают, что он проявляется в изменённом состоянии сознания, когда подавленные переживания выходят на поверхность. Личные тревоги при этом могут всплывать в качестве культурных архетипов, сказочных мотивов, воспоминаний из «прошлых жизней».

Например, Станислав Гроф полагает, что избавиться от груза прошлого, хранящегося в бессознательном, можно, только заново «пережив» травмирующие события. Сделать это он предлагает с помощью созданной им техники холотропного дыхания.

Ощущение экстаза от интенсивных переживаний, чувство единства со Вселенной, духовное «путешествие» по иным мирам, проживание «прошлых жизней» — всё это состояния, которые интересуют трансперсоналистов. В их достижении представители направления видят возможности для избавления от негативных мыслей, стрессов и психических травм.

Расширение сознания

Трансперсональные психологи утверждают, что сознание человека безгранично, как космос, и связано с неким вселенским разумом; что существуют рассудок и душа, составляющие единое целое и определяющие личность человека.

Для изучения личности специалисты проводят психофизиологические эксперименты, воздействующие на органы чувств. Среди прочего был и приём психоделических препаратов. Подобные эксперименты проводили Станислав Гроф и его жена Кристина, а также Отто Ранк, пока используемые ими вещества не запретили.

В качестве других способов расширения сознания применяются:

  • Резкая смена объекта концентрации внимания, когда человек фокусируется на своих ощущениях, затем переключается на какой‑либо предмет, чувства, испытанные в прошлом, или единство со Вселенной.
  • Тяжёлые физические нагрузки (вплоть до чрезмерных) вкупе с ограничением потребления жидкости.
  • Воздействие холода и жары, их чередование.
  • Музыка.
  • Длительное пребывание в одиночестве и/или в обездвиженном состоянии.
  • Намеренное лишение сна.
  • Воображение, визуализация.
  • Медитации.
  • Гипноз, самогипноз.
  • Анализ снов.
  • Творчество.

Дыхательные практики

Одни из самых известных практик расширения сознания — дыхательные, например холотропное дыхание и ребёфинг.

Холотропное дыхание Станислав Гроф изобрёл в качестве замены употреблению ЛСД, с целью получить инструмент, который якобы помогает устранить препятствия на пути к расширению сознания.

Гроф считает, что холотропное дыхание позволяет открыть своё бессознательное, «запустить» все органы чувств и выявить подавленные переживания, в том числе связанные с рождением и смертью. Всё это, по его мнению, помогает выйти за пределы времени и пространства, получить трансперсональный опыт.

Сама техника заключается в совершении частых глубоких вдохов. Благодаря этому якобы формируется энергия, показывающая человеку «путь». На нём трансперсоналист может получать неожиданные указания, которые нужно выполнять: издать звук, принять определённую позу и так далее. Пройдя по «пути», человек должен избавиться от негатива, расслабиться и успокоиться.

Ребёфинг (англ. rebirthing, «перерождение») же был разработан американцем Леонардом Орром в 1970‑х годах — чуть раньше холотропного дыхания и примерно с той же целью. Смысл практики изложен в самом её названии: в результате применения человек должен «переродиться».

По мнению Орра, с самого рождения людей преследуют события, травмирующие психику и причиняющие вред физическому здоровью. Само появление на свет — одно из них. Несмотря на то, что эти воспоминания и переживания о них скрыты в бессознательном, они, по словам Леонарда, негативно влияют на жизнь человека, проявляясь в комплексах и страхах. «Перерождение» же призвано их побороть.

Технику ребёфинга можно описать так. Сначала желательно лечь на спину, не скрещивая ноги, успокоиться, дышать как обычно, пока дыхание не станет ровным. Затем нужно сосредоточиться на своих ощущениях, почувствовать покалывание или боль. Так, согласно теории ребёфинга, проявляется одно из подавленных воспоминаний. Нужно постараться прочувствовать его, а затем подумать о негативном событии с юмором. Это якобы поможет испытать облегчение и наслаждение от того, что боль прошла.

Почему трансперсональная психология не признаётся научным сообществом

Это направление существует уже более 50 лет, но до сих пор нет веских доказательств теорий трансперсональных психологов. Их деятельность в большинстве случаев не основывается на экспериментах, а полученные данные субъективны и не несут никакой научной ценности.

Американская психологическая организация так и не признала трансперсональную психологию в качестве отдельной научной дисциплины. Её критикуют за мистицизм, паранаучность и авторитарную систему убеждения.

От трансперсональной психологии впоследствии открестился даже один из её основоположников Кен Уилбер, что не помешало трансперсоналистам изучать его идеи и в дальнейшем.

Несмотря на огромное количество публикаций и высокий академический статус многих трансперсональных психологов, это направление часто называют современной шаманской практикой.

А ещё — связывают с движением нью‑эйджа (это религии «нового века», проще говоря секты). С помощью тренингов, клиник альтернативной медицины и продажи тематической литературы трансперсональные психологи финансируют свои организации.

Отдельно здесь стоит сказать о методиках ребёфинга и холотропного дыхания. Учащение сердцебиения, тремор мышц, усталость и боль, возникающие у людей во время таких практик, трансперсональные психологи считают следствием духовного освобождения. Однако учёные говорят, что это симптомы гипоксии, вызванной гипервентиляцией лёгких. Дело в том, что гипервентиляция может привести к сужению сосудов головного мозга из‑за уменьшения содержания углекислого газа в крови. Из‑за этого сокращается поступление кислорода в ткани мозга и наступает кислородное голодание.

Длительная гипоксия вызывает галлюцинации, обмороки, психические нарушения из‑за разрушения тканей мозга, которое может быть необратимым.

Гипервентиляция противопоказана беременным, больным эпилепсией, гипертонией, перенёсшим инсульт, страдающим сердечными недугами. Также это может вызывать ухудшение состояния у людей с психозами и паническими расстройствами.

Во время одного из сеансов ребёфинга погибла 10‑летняя Кэндис Ньюмейкер. Несмотря на то что ребёнок пострадал от рук «психотерапевтов», сильно изменивших методы ребёфинга (фактически Кэндис душили подушками), эту практику запретили в штатах Колорадо, Северная Каролина, Флорида, Калифорния, Юта и Нью‑Джерси.

Читайте также 👁️‍🗨️🧠🧐

  • Что такое когнитивно-поведенческая терапия и как быстро она помогает
  • Что такое НЛП и работает ли оно
  • Как отличить настоящую психологию от шарлатанства
  • Вы Наполеон или Дон Кихот? Разбираемся, что такое соционика и работает ли она
  • Гид по направлениям йоги: экзотические стили, доступные для новичков

Трансперсональная психология: представители и способы направления

Одна известная поговорка гласит: «Выше головы не прыгнешь». С этим трудно поспорить, так как физически такое невозможно осуществить. А вот выйти за рамки своего «я» вполне реально, по крайней мере, так говорит трансперсональная психология.

Психология вне себя

Слово «трансперсональный» значит «выходящий за рамки конкретной персоны». Можно сказать, что это психология, существующая за пределами разумного опыта, за пределами человека. Первое упоминание о трансперсональной психологии датировано 1902 годом. О ней говорил на лекциях Уильям Джеймс. Именно его некоторые исследователи считают основателем трансперсональной психологии, хотя первым, кто заговорил о трансперсональном бессознательном, был Карл Юнг. Он использовал этот термин как синоним коллективного бессознательного.

В самостоятельную науку это направление оформилось в конце 60-х годов прошлого века как направление гуманистической психологии. Представителями трансперсональной психологии считаются Абрахам Маслоу, Энтони Сутич, Станислав Гроф, Мейлз Виз, Алан Уотс и другие.

Измененное сознание

Трансперсональные исследования изучают состояния измененного сознания, когда оно выходит за предел привычного «я». Основная часть материалов трансперсональной психологии взяты из толкований снов, опыта медитаций и паранормальных явлений.

Представители этого направления допускают существование высших сил, однако избегают прикрепления к какой-то определенной религии. Трансперсональная психология стремится к свободе, любви и всеобщему братству. Основная задача этого направления — преодолеть личную изоляцию, самодостаточность и центрированность. Что же говорили об этой науке ее представители?

Уильям Джеймс

В джиффордских лекциях, которые назывались «Многообразие религиозного опыта», У. Джеймс акцентировал внимание на том, что для понимания духовных переживаний необходимо пользоваться эмпирическими методами. Ученые допускают ошибку, когда начинают делить реальность на объект наблюдения и субъект, потому что все зависит от внешнего наблюдателя. То, как человек интерпретирует видимую им реальность, должно стать предметом исследования. В результате можно будет исследовать, каким уровнем сознания обладает индивид и насколько ему нужна духовная трансформация.

Абрахам Маслоу

Этот ученый стоял у истоков гуманистической психологии, основная направленность его деятельности — «пиковые переживания». К ним относятся инсайды, пиковые моменты любви, экстаз, потеря границ собственного «я». Описание этих моментов стало основным предлогом для развития трансперсональной психологии.

Во время одной из лекций в Сан-Франциско Маслоу говорил о появлении «четвертой силы», которая будет заниматься изучением опыта, что испытывает человек, медитируя или принимая психоделические препараты. В то время в психологии существовало только три направления: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология. Но ни одно из них было не в состоянии описать те явления, что были предназначены для «четвертой силы». Даже гуманистическая психология, именуемая «третьей силой», была ограничена в своих методах. Это послужило хорошим подспорьем для появления нового направления.

Новая школа

Спустя несколько месяцев после того, как Маслоу заявил о необходимости создания «четвертой силы», в штате Калифорния, в Менло-Парке, произошло собрание ученых, на котором присутствовали А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф, М. Виз, Д. Фейдимен и С. Маргулис. Задача этой встречи – создать новую школу, которая могла бы заниматься изучением опыта, доступного человеку, включая и измененные состояния сознания. Сначала это направление получило название трансгуманистического, но после ученые пришли к общему согласию и дали ему современное имя.

Чтобы обозначить предмет трансперсональной психологии, ученые вывели два аспекта изучения: субъективный и объективный. В субъективном аспекте ученые исследуют опыт человека, которому удалось покинуть пределы собственной личности и соединиться с космосом и природой. В сегменте объективных исследований ученые изучают факторы, которые влияют на человеческое поведение и мышление.

Через два года после основания этой школы была создана Ассоциация трансперсональной психологии. После смерти А. Маслоу и Э. Сутича новое течение разделилось на три основных направления. Первое базировалось на исследованиях Станислава Грофа, второе было создано на основе учений Кена Уилбера. У третьего направления не было своего представителя, в нем были сосредоточены основные засады развития и достижения нового течения в психологии.

Особенности

Трансперсональная психология – это особый раздел в психологии, что не только исследует измененные состояния сознания, но и создает методы, которые помогут человеку решить его внешние и внутренние проблемы. Это ответвление психологии не ограничивает себя какими-то рамками или условностями. Здесь успешно совмещаются новые теории, взгляды и подходы с восточным мировоззрением.

Психологи этого научного направления изучают духовный мир человека, которому раньше не придавали особого значения.

Трансперсональная психология отличается от других течений сочетанием разных направлений и наук. Здесь присутствуют и психологические направления, и философия, точные науки и духовные практики.

Основные направления

К самым существенным направлениям в трансперсональной психологии относятся:

  • Исследование измененных состояний сознания.
  • Изучение духовных практик в разрезе психиатрии и психологии.
  • Парапсихология.
  • Дыхательные упражнения.
  • Йога и медитация.
  • Фармакологические и психоделические препараты.
  • Целительные практики.
  • Духовный рост и процессы старения.
  • Смерть и переживания, с ней связанные.

Переживания

Личность в трансперсональной психологии подчас подвержена переживаниям. Трансперсональная наука делит их на две группы: переживания в расширенных состояниях сознания и за его пределами.

К первой подгруппе относят опыт, полученный в пределах пространственно-временного континуума. Например, предсмертные состояния, рождение, перинатальный период, ясновидение, возвращение в прошлые жизни, телепатия и т. д. Что касается второй подгруппы, то к ней относят духовный и медиумический опыт, во время которых человек вступает в контакт с высокоразвитыми существами или происходит слияние человеческого сознания со сверхпланетарным.

Школы, направления, непринятие

Сегодня в трансперсональной науке выделяются такие направления:

  • Психология Юнга.
  • Архетипическая, или глубинная, психология, основанная на учениях Д. Хиллмана.
  • Психосинтез.
  • Работы Маслоу, Уилбера, Тарта, Уошберна, которые выделились в одно направление.
  • Работы Станислава Грофа.
  • Психотерапия.

Как бы прискорбно это ни звучало, но в настоящее время Американская психологическая ассоциация не признает трансперсональную психологию как полноценное психологическое направление. Ученые по всему миру считают, что это психологическое течение является еще одним явлением псевдонауки.

Научные сообщества не признают современные направления в трансперсональной психологии. Гуманистические идеи, на которых ранее базировались первые подходы нового психологического направления, сейчас подвергаются критике со стороны консервативно настроенных ученых. Хотя в этом нет ничего удивительного, на протяжении всей истории человечества общество всегда с негодованием относилось к новым, революционным взглядам.

Теория Кена Уилбера

И несмотря на все преграды и непонимание, методы трансперсональной психологии продолжают развиваться. В свое время К. Уилбер был основателем отдельного подхода в ней, который получил название интегрального. В своем первом научном труде «Спектр сознания» он пришел к выводу, что человеческое сознание состоит из нескольких уровней (спектров) самосознания. Эти спектры охватывают все возможные уровни сознания, начиная от безграничного единения с Вселенной и заканчивая уровнем маски, где индивид идентифицирует себя с чем-то, подавляя свои отрицательные характеристики.

Согласно Кену Уилберу существует 5 уровней:

  1. Спектр маски. Находясь в разной социальной среде и попадая под ее влияние, человек может подавлять, а то и вытеснять свои негативные качества, воспоминания, переживания, тем самым ограничивая себя. В результате человек теряет возможность осознавать себя в полной мере.
  2. Спектр тела и эго. На этом уровне человек четко понимает, что состоит из физической оболочки (тела) и души. Хотя понятие «душа» все еще остается чем-то абстрактным, а не пережитым опытом.
  3. Экзистенциальный спектр. Индивид начинает осознавать себя как некое психофизическое существо, которое живет в пространственно-временных измерениях. Человек осознает, что есть он – личность, а есть и внешний мир.
  4. Трансперсональный спектр. На этом уровне приходит осознание того, что жизнь человека не ограничивается физическим телом. Индивид осознает, что является чем-то большим, но все еще не ощущает единства с Вселенной.
  5. Единое сознание. На этом уровне подразумевается окончательное единение со всем, что существует вокруг. Человек становится неразделимым с существованием, то есть его можно считать всем сущим.

Сознание развивается в иерархической последовательности от самых низких уровней к более высоким.

Трансперсональная психология Грофа

Большой вклад в развитие этого течения сделал Станислав Гроф, введя понятие холотропной терапии. Под этим понятием подразумевается теория и практика психотерапии и самопознания в измененных состояниях восприятия, которые ведут к возвращению целостности. Чтобы разработать этот метод, ученый 30 лет изучал состояние измененного сознания. Сейчас холотропную терапию используют:

  • Для решения безвыходных ситуаций.
  • Лечения расстройств психического характера.
  • Лечения психосоматических заболеваний.
  • Развития талантов и способностей.

Суть терапии

Достижения Грофа в трансперсональной психологии больше предназначены для практического применения. Суть холотропной терапии основана на активации бессознательной части сознания. Для этого используется специальная техника холотропного дыхания и особые музыкальные произведения.

Эти приемы позволяют активизировать внутренний энергетический поток, который превращает подавленное состояние в поток переживаний. Тогда человеку нужно только следовать за этим потоком, куда бы он его ни привел. Энергия способна самостоятельно отыскать путь к исцелению.

Холотропное дыхание создает такие условия, при которых весь мусор, накопленный в подсознании, выходит совершенно естественным образом. Незавершенные дела высвобождаются через движения, невысказанные слова превращаются в различные звуки, подавленные эмоции высвобождаются через мимику и позу. Эта работа должна продолжаться, пока все, что было разбужено дыханием, не иссякнет и тело полностью не расслабится.

Сеансы холотропной терапии

Пребывая в состоянии измененного сознания, человек может вернуться в прошлое и вновь увидеть или даже заново пережить травматические события своей жизни. Наблюдая за событиями прошлого, человек получает возможность понять произошедшее, принять сложившуюся ситуацию и освободиться от груза прошлого. Стоит отметить, что индивид получает возможность посетить не только события своего прошлого, но и свои прошлые жизни. А это куда сильнее может изменить его взгляды на мир. Увидев свои прошлые воплощения, человек поймет, почему он родился именно в этом месте и времени. Он сам сможет ответить на вопросы, почему именно такие возможности у него есть, поймет, какими способностями обладает и почему его окружают именно эти люди.

На сеансах холотропной терапии человек может ощутить себя растением или животным, может общаться со сверхчеловеческими существами и испытает опыт единения с Вселенной. Даже сегодня холотропная терапия считается одним из лучших достижений трансперсональной психологии. Ощутив подобные переживания, человек больше никогда не станет прежним, нет, он не потеряет себя, наоборот, поймет, в чем состоит его истинное предназначение, и по-новому посмотрит на мир.

Трансперсональная психология – это наука, которая изучает измененное состояние сознания. Несмотря на то что ее никогда не признают в научном сообществе, она будет существовать, ведь человек — это не просто кожа да кости, но еще и душа, стремящаяся соединиться с Вселенной.

Трансперсональная психология и психоделики | Психоделики сегодня

Духовное

Жасмин Вирди

Определение трансперсональной психологии, изучение ее истории и изучение ее связи с психоделическими переживаниями.

Трансперсональная психология, отрасль психологии, занимающаяся изучением духовного опыта и расширенных состояний сознания, часто исключалась из программ традиционной психологии. Однако по мере того, как мы пересекаем пределы психоделического ренессанса и интерес к исцеляющему потенциалу необычных состояний сознания продолжает расти, понимание трансперсональной психологии приобретает все большее значение.

Что такое трансперсональная психология?

Иногда трансперсональную психологию называют «духовной психологией» или «психологией духовности», поскольку это ветвь психологии, занимающаяся сферой человеческого опыта, которая не ограничивается обычным бодрствующим сознанием, выходящим за пределы нашего типичного определенные границы эго. Как дисциплина трансперсональная психология чтит существование и скрытую мудрость, содержащуюся в необычных переживаниях, занимаясь раскрытием последствий их значения для человека, а также для большего целого. Он пытается объединить вековые идеи из древних традиций мудрости с современной западной психологией, пытаясь охватить весь спектр человеческой психики.

До появления трансперсональной психологии мысль о том, что психологи должны изучать духовность, была неслыханной. По сравнению с традиционными психологическими подходами трансперсональная психология использует непатологизирующий подход к духовному опыту и необычным состояниям сознания.

Размышляя о происхождении этой дисциплины, психоделический исследователь и автор, доктор Джеймс Фадиман, предлагает: «Трансперсональная психология, в ее простейшем определении, связана с пониманием полного объема сознания, в первую очередь внутри человеческого вида, но не ограничиваясь им. к тому, что может быть легко описано западной наукой, религиозными или мистическими традициями, а также классификациями коренных народов».

«В отличие от остальной психологии, она не пытается использовать атрибуты научного метода, чтобы сделать его более приемлемым», — добавляет Фадиман. «В результате ее часто уничижительно называли частью контркультуры «нью-эйдж», поскольку она свободно исследовала состояния сознания и подходы к личностному росту и развитию, которые не рассматривались другими психологиями».

Хотя Фадиман в целом более известен своей новаторской работой в области микродозирования, он был одной из выдающихся фигур в формировании раннего трансперсонального движения. Вместе с психологом Робертом Фрагером Фадиман стал соучредителем Института трансперсональной психологии в 1919 году.75, ныне известный как Софийский университет.

Присоединяйтесь к нашему живому 8-недельному курсу «Навигация по психоделикам для клиницистов и терапевтов».

Рождение духовной психологии

Трансперсональная психология была официально открыта в 1971 году психологами Абрахамом Маслоу и Энтони Сутичем. Она возникла как «Четвертая сила» в психологии, а тремя другими силами были когнитивный бихевиоризм, психоаналитическая/фрейдистская психология и гуманистическая психология.

В 1950-х годах в американской психологии доминировали школы когнитивного бихевиоризма и психологии Фрейда, однако многие считали эти подходы к пониманию человеческой психики ограниченными, и это растущее недовольство привело к рождению гуманистической психологии. Гуманистическая психология была тесно связана с трансперсональным движением, поскольку она также была основана Маслоу и многими из тех же людей.

Гуманистическая психология перестала быть психологией психопатологии и занималась изучением здоровых людей, уделяя особое внимание человеческому росту и потенциалу. Одно из главных возражений Маслоу в отношении бихевиоризма заключалось в ограничении применения моделей животных к человеческому поведению, поскольку этот подход послужил бы только для освещения функций, которые мы разделяем с данными животными. Таким образом, он чувствовал, что бихевиоризм не способствует нашему пониманию высших функций нашего сознания, таких как любовь, свобода, искусство и т. д. Вдобавок Маслоу считал, что фрейдовскому психоанализу не хватает из-за его тенденции сводить психику к инстинктивным побуждениям и опираться на модели психопатологии.

Гуманистическая психология попыталась применить целостный подход к человеческому существованию, занимаясь самоактуализацией и ростом любви, самореализации и автономии в людях. Несмотря на популярность этой дисциплины и возникшее вокруг нее новое «Движение человеческого потенциала», Маслоу и другие считали, что гуманистической психологии не хватает некоторых важных аспектов. А именно признание роли духовности в жизни людей.

В 1967 году рабочая группа, включающая таких людей, как Абрахам Маслоу, Энтони Сутич, Станислав Гроф, Джеймс Фадиман, Майлз Вич и Соня Маргулис, собралась в Менло-Парке, штат Калифорния, с целью разработки новой психологии, охватывающей весь спектр человеческий опыт, включая необычные состояния сознания. В этой дискуссии Станислав Гроф предложил назвать новую дисциплину или Четвертую силу «трансперсональной психологией». После этого Journal of Transpersonal Psychology был основан в 1969 году, а Ассоциация трансперсональной психологии была основана в 1972 году. Уильям Джеймс и Карл Юнг, психологи, которые взаимно интересовались духовными достижениями человеческой психики. Говоря об актуальности вклада Юнга в эту область в его книге За пределами мозга , Доктор Станислав Гроф, один из отцов-основателей трансперсональной психологии и пионер в области психоделических исследований, описал Юнга как «первого представителя трансперсональной ориентации в психологии».

Уильям Джеймс, отец американской психологии, также считается одним из основоположников современной трансперсональной мысли, впервые употребив термин «трансперсональный» в лекции 1905 года. Однако использование Джеймсом этого термина было более узким, чем то, как оно используется сегодня. Философия Джеймса не только способствовала развитию трансперсональной психологии, его ранние эксперименты с психоактивными веществами, в частности с закисью азота, также внесли существенный вклад в психологию мистических переживаний и научное изучение сознания.

Размышляя о своем опыте в Разновидностях религиозного опыта , Джеймс писал: «Наше обычное бодрствующее сознание, рациональное сознание, как мы его называем, является лишь одним особым типом сознания, в то время как все вокруг него, отделенное от него самый пленочный из экранов, там лежат потенциальные формы совершенно иного сознания». Именно этими формами «совершенно иного» сознания занимается трансперсональная психология.

Присоединяйтесь к нам на нашем курсе по глубинной психологии и тому, как она связана с психоделиками, «Воображение как откровение: психоделический опыт в свете юнгианской психологии».

Понимание природы надличностного опыта

Термин надличностный буквально означает запредельное ( транс) личное, и как таковые надличностные переживания служат для испарения и выхода за пределы нашего обычного бодрствующего сознания. Хотя трансперсональные переживания иногда возникают спонтанно, они также могут быть вызваны контактом с природой, участием в созерцательных практиках, таких как медитация, секс, музыка, и даже тяжелыми психологическими переживаниями. Они могут проявляться в различных формах, будь то спонтанно вызванное мистическое состояние, внетелесный или околосмертный опыт, состояние единения, вызванное психоделиками, или даже опыт встречи с инопланетянами.

Трансперсональные переживания по своей сути преображают, поскольку они обычно служат для расширения нашего представления о себе, часто предоставляя нам более широкую космологическую перспективу. Возьмем, к примеру, опыт смерти эго, или растворения эго, как его называют в научной литературе, тип трансперсонального опыта, который может быть вызван приемом психоделиков. В опыте смерти эго обычное ощущение себя растворяется в переживании единства с абсолютной реальностью или «космическим сознанием».

Такие переживания одновременно и пугают, и просвещают, но считается, что это одна из причин, по которой психоделический опыт так преображает многих людей. С трансперсональной точки зрения смерть эго, как правило, понимается как благотворный процесс исцеления, в ходе которого человек способен отпустить старые структуры эго, которые больше не служат ему, освобождая место для новых, более целостных способов существования.

Надличностный опыт не ограничивается миром, который, как мы знаем, существует в повседневной реальности. В трансперсональном опыте человек может оказаться проецированным из своего тела, увидеть отдаленные события в ярких деталях или встретиться с сущностями из других измерений. Описывая природу таких состояний в своей книге Spiritual Emergency , Станислав Гроф и покойная Кристина Гроф предполагают, что они включают элементы, которые западная культура не считает объективно реальными, такие как божества, демоны, мифологические фигуры, сущности и духовные проводники. Таким образом, они пишут: «В трансперсональном состоянии мы не различаем мир «консенсусной реальности» или обычный повседневный мир и мифологическую сферу архетипических форм».

Такой опыт способствует ощущению гармонии и смысла, связи и единства, а также самопревосхождению, которые связаны с положительными эффектами, такими как усиление чувства любви и сострадания. Однако это не означает, что трансперсональные состояния всегда имеют положительные последствия, поскольку они также могут быть невероятно дестабилизирующими и иметь способность вызывать психологический дистресс, который в трансперсональной литературе часто называют «духовным эмерджентным состоянием».

Присоединяйтесь к нам на нашем бесплатном курсе изучения трансперсональной концепции Грофа о духовном кризисе, Духовном Пробуждении или Психозе?

Зачем нужна трансперсональная психология?

Наука в ее нынешнем виде ограничена в своих возможностях. В господствующей науке и психологии в значительной степени преобладают материалистические подходы к сознанию и психическому здоровью. В рамках материалистической парадигмы материя считается первичной по отношению к сознанию, которое считается случайным побочным продуктом сложного устройства материи. По словам Фадимана, «проблемой для господствующей психологии было неизмеримое ядро ​​трансперсонального интереса, а именно человеческое сознание».

Фадиман предполагает, что господствующая психология становится все более и более «научной». То есть он стал догматиком в своей вере в то, что наука и лежащие в ее основе материалистические редукционистские ценности являются единственным способом объективного понимания реальности. «Психология больше озабочена статистической значимостью, чем личной пользой, и ее предмет теперь включает значительное количество исследований с животными, где их сознание легче всего игнорировать», — делится он.

Фадиман размышляет о том, что интерес трансперсональной психологии к природе сознания и состояниям сознания, выходящим за пределы индивидуальной идентичности, делает ее «в лучшем случае уродливой сводной сестрой, которую оставляют дома, отправляясь на вечеринки, посвященные материальным наукам». В качестве примера Фадиман указал на отказ Американской психологической ассоциации предоставить аккредитацию трансперсональной аспирантуре.

«Это произошло не из-за качества его диссертаций, которые были оценены довольно высоко, или из-за охвата и разнообразия его курсов, ни из-за финансового положения учреждения», — продолжает Фадиман. Скорее, «это было отклонено исключительно на основании его основного предмета». В сущности, это сводится к вопросу о материализме, поскольку многие трансперсональные психологи в той или иной форме верят, что сознание не может быть объяснено только процессами мозга.


Почти все туземные культуры, использовавшие психоделики на протяжении сотен, а то и тысяч лет, сообщают, что по мере того, как чье-то сознание расширяется за пределы идентичности, появляются другие существа, другие сферы существования, которые встречаются, часто в разных культурах с идентичными описания.

—Джеймс Фадиман

Далее Гроф описывает господствующую научную точку зрения как «этноцентрическую» в том смысле, что «она была сформулирована и продвигается западными учеными-материалистами, которые считают свою собственную точку зрения выше точки зрения любой другой человеческой группы». в любой момент истории». Однако он предполагает, что трансперсональная психология, с другой стороны, добилась значительных успехов в устранении этноцентрических предубеждений господствующей науки благодаря своей культурной чувствительности к духовным традициям древних и туземных культур, признанию онтологической реальности трансперсональных переживаний и их ценность.

Актуальность трансперсональной психологии в эпоху психоделического возрождения

Возрождение интереса к медицинским, психологическим и трансформационным преимуществам психоделиков естественным образом привело к повышению осведомленности о трансперсональных состояниях и их значении для здоровья человеческой психики. Когда дело доходит до изучения духовности и необычных состояний сознания, трансперсональная психология уже давно проложила путь, подтверждая достоверность и психологические преимущества таких состояний. Таким образом, он предлагает себя в качестве важного резервуара знаний при попытке понять целительный потенциал психоделиков в терапевтическом контексте, а также при попытке понять их более широкое социально-культурное значение.

Несмотря на то, что трансперсональная психология не получила широкого признания, она долгое время возглавляла научные усилия по пониманию целостности человеческой психики посредством охвата необычных состояний сознания, которые до сих пор считались «психотическими» или просто «галлюцинациями». по господствующей науке. Фадиман объясняет, что трансперсональная психология продолжает серьезно и без осуждения относиться к результатам, о которых сообщают люди, работающие с психоделиками. «Например, почти все туземные культуры, использовавшие психоделики на протяжении сотен, а то и тысяч лет, сообщают, что по мере того, как чье-то сознание расширяется за пределы идентичности, появляются другие существа, другие сферы существования, которые встречаются, часто в разных культурах с идентичным описания», — говорит Фадиман.

Концептуальные рамки доминирующей модели неадекватны, когда дело доходит до понимания необычных переживаний, в том числе вызываемых психоделиками. Таким образом, Фадиман предполагает, что «по мере того, как мы продолжаем разрабатывать более точные карты внутреннего пространства, вполне вероятно, что трансперсональная психология с ее упором на субъективное, а также на объективное наблюдение будет продолжать играть заметную роль».

Эта статья была обновлена ​​19 июля 2021 года, чтобы исправить годы основания Журнала трансперсональной психологии и Ассоциации трансперсональной психологии.


Об авторе. С 2018 года она работает в крайне независимом издательстве Synergetic Press, где сходятся ее увлечения экологией, этноботаникой и психоактивными веществами. Жасмин писала для Psychedelics Today, Chacruna Institute for Plant Medicines, Lucid News, Cosmic Sister, Psychable и Microdosing Guru. В настоящее время она получает степень магистра в области духовности, сознания и трансперсональной психологии в Alef Trust с будущей целью работать психоделическим практиком. Цель Жасмин как защитника психоактивных веществ состоит в том, чтобы повысить осведомленность о социально-историческом контексте, в котором эти вещества появились, чтобы помочь интегрировать их в нашу современную жизнь безопасным, этически целостным и осмысленным образом.

 

Трансперсональная психотерапия | State University of New York Press

ПРЕДИСЛОВИЕ ко второму изданию

БЛАГОДАРНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ
Сеймур Бурштейн

I. Измерения трансперсональной психотерапии

1. ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
История и определение
Энтони Дж. Сутич

2. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА И ПСИХОТЕРАПИИ
Роджер Уолш и Фрэнсис Э. Воган

3. ПАЛОМНИЧЕСТВО ИСЦЕЛЕНИЯ
Личные мысли трансперсонального психотерапевта
Джеральд Г. Мэй

4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Станислав Гроф

II. Трансперсональные токи в некоторых основных западных методах лечения

5. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПОИСКИ
Сеймур Бурштейн

6. ЮНГИАНСКИЙ ВЗГЛЯД
На трансперсональные события в психотерапии
Криттенден Э. Брукс

7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОГО В ЛОГОТЕРАПИИ

Джозеф Фабри

8. ЛИЧНОСТНЫЙ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ РОСТ
Перспектива психосинтеза
Джон Фирман и Джеймс Дж. Варгиу

9. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЕ МЕДИТАЦИИ КАК ДОПОЛНЕНИЕ К ТЕРАПИИ
Гарольд Х. Блумфилд

10. ВВЕДЕНИЕ В КАББАЛИСТИЧЕСКУЮ ПСИХОТЕРАПИИ
Эдвард Хоффман

11. КЛИНИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Сеймур Бурштейн

III. Западная психотерапия и восточные традиции

12. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ И БУДДИЙСКИЕ УЧЕНИЯ
Стивен Шон

13. МЕДИТАЦИЯ ВНИМАНИЯ КАК ПСИХОТЕРАПИЯ
Олаф Г. Дезеридж

14. МЕДИТАЦИЯ И СОЗНАНИЕ
Азиатский подход к психическому здоровью
Дэниел Гоулман

15. СУФИЗМ И ПСИХИАТРИЮ
Артур Дж. Дейкман

16. ИЗМЕНЕНИЕ ПРОТИВ ПРОСВЕТЛЕНИЯ
Джон Б. Энрайт

17. КОГДА ТЕРАПЕВТ — ЙОГ
Объединение йоги и психотерапии
У. Майкл Кин и Стивен Коуп

18. ПОТЕНЦИАЛ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ПРОЗРАЧНОСТИ
Сильвия Бурштейн

19. БЕЗУМИЕ ИЛИ ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ
В поисках современной трансперсональной диагностической системы на Древнем Востоке
Джон Э.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *