Теория личности Фрейда – концепция, структура и типы личностей
Имя этого великого австрийского психиатра известно всем — Зигмунд Фрейд. Его труды повлияли на психологию, социологию, антропологию и даже на искусство. Вокруг них по сей день ведутся ожесточенные споры.
Фрейд несколько раз дорабатывал, менял свою теорию. По его мнению, человеческая личность – это продукт, который формируется в результате борьбы с внутренними конфликтами, с требованиями внешнего мира. По мнению психиатра, личность формируется на основе импульсов и стремления к удовольствию. Социальные факторы влияют на нее, помогая или мешая внутренней борьбе человека.
На основе теории личности Фрейда появилось новое направление психологии – психоанализ.
Основные идеи психоанализа
Психоаналитические методы основаны на основных концепциях теории Фрейда:
- состояние психики и поведение человека во многом зависят от сексуального влечения или либидо, на бессознательном уровне влияющем на личность;
- психологические расстройства и проблемы вызваны конфликтом между желаниями, которые диктуются бессознательным и сознанием;
- защитные механизмы человеческой психики не позволяют осознать установки и содержимое бессознательного.
Концепция личности Фрейда направлена на коррекцию психологических расстройств. Для этого необходимо осознание воспоминаний, которые причинили человеку травму. Такой подход ослабит конфликт между сознательным и бессознательным. Психоаналитик помогает пациенту погрузиться в бессознательное, понять, какие травмы вызвали противоречие. Психоаналитические методы направлены на работы с травмами. Она происходит поэтапно:
- сначала человек проживает травму, высвобождая ее из бессознательного;
- следующий шаг – это анализ травмы: здесь подключается сознательное;
- наконец, заключительная стадия – это принятие болезненного опыта.
Модели личности по Фрейду
Для описания личностей австрийский психиатр разработал пять моделей, каждая из которых описывает определенный тип. Все модели взаимосвязаны, и позволяют понять основные принципы работы человеческой психики.
- Топографическая – по мнению Фрейда, человеческий ум напоминает айсберг. Его вершина, четко выделяющаяся над водой, связана с сознанием, чувствами, воспоминаниями. Средняя часть, которая визуализируется хуже, – это подсознание, воспоминания. Наконец, подводная (самая большая) часть – это бессознательное, где хранятся тревожные, травмирующие эмоции, воспоминания, мысли.
- Динамическая модель. Теория развития личности Фрейда утверждает: конфликт между защитными механизмами психики и поиском удовольствий порождает психическую динамику. Она позволяет адаптироваться в социуме, обеспечивает наше развитие.
- Экономическая модель основана на понятии драйва. Это энергия, которая побуждает человека действовать. Фрейд выделял Эрос (жизненный драйв: стремление к развитию отношений, самозащите) и Танатос (смертельный драйв, который проявляется в стремлении к разрушению).
- Генетическая модель. По Фрейду, в разном возрасте человек получает удовлетворение от различных эрогенных зон. По этой модели выделяют оральную (от рождения до полутора лет), анальную (до четырех лет), фаллическую (до семи лет), латентную (до 12 лет), генитальную (с 12 лет) стадии. Разочарование или сильное удовлетворение на этих стадиях формирует типы личности по Фрейду.
- Структурная модель – делит разум на три части: ИД (идентификатор, Оно), Эго (Я), Суперэго (Сверх-Я).
Фрейдистская структура личности
Один из наиболее значимых вкладов Фрейда – создание теории личности, за которую одни вознесли его до небес, а другие объявили шарлатаном. Изначально она выглядела так: психика каждого человека состоит из двух систем – сознательного и бессознательного. Две эти сферы постоянно находятся в состоянии конфронтации, и сил при этом больше на стороне бессознательного, а значит, оно и управляет нашей жизнью.
Впоследствии Фрейд пересмотрел свою теорию личности и усовершенствовал ее. В новом варианте структура получилась трехкомпонентной.
- Оно (или бессознательное) – это «багаж», сформированный десятками тысяч лет эволюции, который мы автоматически получаем при рождении. Включает он в себя примитивные инстинкты и потребности: еда, сон, размножение, безопасность и т. д.
- Я (эго) – образование, которое, с точки зрения Фрейда, человек тоже получает врожденно. Располагается эго между бессознательным и сознательным, частично распространяясь на обе эти области. Именно здесь протекают интеллектуальные процессы.
- Сверх-Я (сознательное) – это единственный компонент, который формируется в процессе жизни. Он представляет собой социальные насаждения: нормы морали и этики, ценности, понятия хорошего и плохого.
Лидирующую позицию в этой компании по-прежнему заняло подсознательное, в основе которого лежат два ключевых инстинкта: жизни (сексуальный) и смерти. Хуже того, даже два этих инстинкта находятся в состоянии борьбы и противоречия. Подсознание при этом от самого человека фактически никак не зависит, зато оказывает на его личность огромное влияние.
Зачем же мы в таком случае занимаемся самореализацией, творчеством? Все очень просто: сублимируем неудовлетворенную сексуальность. Аналогично сублимация происходит в любой области.
Что же в таком случае мешает нам встать на один уровень с прочими приматами? Вот как раз скатиться в окончательную дикость и мешает сверх-эго, давление социума. При этом бедное «эго» болтается между бессознательным и сверхсознательным, раздираемое противоречиями. Образно его можно представить в виде каната, который тянут с двух сторон. Сколько же, с точки зрения Фрейда, у человека шансов быть довольным и счастливым? Ответ неутешителен.
Типология личности по Фрейду
В психоанализе разделение на типы основано на фиксации сексуального влечения, удовлетворения на разных стадиях развития. Если на какой-либо стадии человек получает травмирующий опыт, разочаровывается или наоборот, связывает его с очень сильным, ярким удовлетворением, это влияет на тип характера. Фрейд выделял четыре варианта личности.
- Оральный – это восприимчивая личность, склонная к перееданию, алкоголизму, курению. Такие люди болтливы, в деструктивном проявлении личности – склонны к злословию, вербальному проявлению агрессии. Могут быть оптимистами, склонны к эйфории. Настроение у них переменчивое, могут быстро впасть в депрессию. Мышление ориентировано на удовлетворение желаний. Присуща жадность.
- Анальный. Основные функции ануса – выталкивание и удержание. В первом случае личность расточительная, неоправданно щедрая, склонная к уступкам. Такие люди, как правило, неопрятны. Во втором случае личность скупая, упрямая, педантично аккуратная.
- Фаллический тип личности характеризуется высокой активностью. Такие люди склонны к доминированию, могут проявлять садизм, могут быть неразборчивыми в связях.
- Генитальный – такие люди, с точки зрения Фрейда, обладают максимальным психическим здоровьем, устойчивой психикой. Они легко адаптируются и социализируются. Основной защитный механизм – сублимация.
С момента создания теории психоанализа прошел уже век, и теперь мы явственно видим ее слабые места и сомнительные идеи. Но она стала основой для дальнейшего изучения личности, и во многом именно ей мы обязаны современными представлениями о человеке и его внутреннем мире.
В Академии 5 призм можно пройти бесплатное обучение коучингу «Профессия коуч».
Поделиться:
Содержание Введение 1.Психоаналитическая теория З. Фрейда ………………………………………….4 2.Структура личности по З. Фрейду………………………………… …………….9 2.1. Развитие личности……………………………………………………………..12 3.Защитные механизмы личности …………………………………………………14 Заключение 1.Введение В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования, усиливается стремление человека осознать неосознанные стороны своей личности. Когда психологи обращаются к изучению личности, то в первую очередь они сталкиваются с многообразием ее свойств и их проявлений в поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое – вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности. Психоаналитическая теория личности З. Фрейда относится к психодинамическим теориям, охватывает всю жизнь человека и использует для описания личности внутренние свойства индивида, в первую очередь, его потребности и мотивы. Цель исследования – изучить теорию личности З. Фрейда и ее влияние на современную психологию. Задачи исследования: 1. Изучить общие положения психоаналитической теории З. Фрейда. 2.Проанализировать развитие взглядов З. Фрейда относительно структуры личности и дать содержательную характеристику ее компонентов. 3. Рассмотреть основные защитные механизмы личности и их значение. Метод исследования – теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования. 1. Психоаналитическая теория З. Фрейда Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль. Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда — учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях. По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческое организму. Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Фрейд настаивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце повторив т ход развития человечества в силу того, что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков. По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции. Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств. Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод. Концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Вместе с тем, Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле. В одних случаях он говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов. В других утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями, средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) — нормы общества, воспринятые человеком».Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои — Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза. Раскрывая сущность концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал, — наиболее важная роль в формировании и жизнедеятельности человека играет также комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая связь с матерью (инцест). Усмотрев в этом определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца. В комплексе Эдипа, как полагал Фрейд «завершается инфантильная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальность взрослых. Каждому новорожденному предстоит задача одолеть Эдипов комплекс, кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом». Таким образом, Эдипов комплекс является, по Фрейду, базисом человеческого бытия, в то время как три сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений такого рода — взаимоотношение «Оно» и «Я». Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается специальными «защитными механизмами» («механизмами защиты»), образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими из неосознаваемых «защитных механизмов», призванных обеспечить известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал «сублимацию» (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом), «вытеснение» (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), «регрессию» (переход на более примитивный уровень мышления и поведения), «проекцию» (неосознанное перенесение, “приписывание” собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую «постыдных», бессознательных стремлений другим людям), «рационализацию»(бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), «реактивное образование» (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), «фиксацию поведения» (тенденцию «Я» к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивое стремлению к повторениям) и др. Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции, Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности многие свои гипотезы и концепции. Примером тому могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые действительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее. Отметим, что значительное влияние на дальнейшее развитие современной психологии и социологии личности оказали и примыкающие к психоанализу психосоциологические теории А.Адлера, К.Юнга, К.Хорни, Г.Салливена, Э.Фромма и других. Концепции этих исследователей получили название неофрейдистских, так как все они так или иначе опирались на идеи З.Фрейда. Например, А.Адлер (1870-1937), социологизируя психоанализ в противовес Фрейду отвергал идею расчленения личности на три инстанции («Оно», «Я» и «Сверх-Я») и ориентировался на принцип единства личности и примат социальных факторов в человеческом поведении. Адлер рассматривал социальные побуждения, социальные чувства как основу человеческого существования, а индивида — как изначально социальное существо. К. Юнг (1875-1961), познакомившись с теорией Фрейда, во многом поддержал его воззрения. Он активно разрабатывал психоаналитические идеи и пытался применить их на практике,[4]. В дальнейшем Юнг отошел во многом от традиционного психоанализа и предложил свою довольно сложную структуру человеческой психики, по его мнению она состоит из четырех универсальных элементов: личного сознания, коллективного сознания, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Под «коллективным бессознательным» Юнг понимал «разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа». Среди идей Фрейда, подвергшихся основательной критике со стороны К.Хорни (1885-1952), были, в частности, такие фундаментальные элементы его учения, как теория инстинктов, Эдипов комплекс, концепция либидо и др. Но наиболее остро Хорни критиковал Фрейда за чрезмерное подчеркивание биологического происхождения психических явлений и за игнорирование им «культурных факторов». По мнению Хорни, к глобальным принципам, управляющим человеком, обуславливающим его поведение, относятся стремление к безопасности и реализация собственных желаний. Философ, психоаналитик и социолог Э.Фромм (1900-1980), прекрасно осознавая новизну и важность идей Фрейда для развития соии-ального познания, осуществил наиболее впечатляющую реформацию психоаналитического учения, которая в значительной мере содействовала росту популярности как собственно психоанализа, так и психосоциологических доктрин. Исследуя роль психических факторов в деятельности личности, в различных социальных процессах, Фромм критически переосмыслил ряд принципиальных положений теории Фрейда. Отвергая как миф тезис о «неизменной человеческой природе», Фромм утверждал, что в ходе эволюции человек частично утрачивает «непосредственную инстинктивную основу» и обретает новые качества, обуславливаемые социальной средой. Фромм считал, что «самые прекрасные, как и самые уродливые наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности… Человеческая натура — страсти человека и тревоги его — есть продукт культуры…». В результате самостоятельного исследования истории человеческого общества Фромм пришел к выводу о существовании рада социальных характеров людей, представляющих собой ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры. Согласно учению Фромма «социоэкономическая структура общества формирует социальный характер своих членов таким образом., что им хочется делать то, что они должны делать»,[5]. Пожалуй никто из неофрейдистов не уделял столь большого внимания анализу положения личности на различных этапах эволюции человеческого общества, как Фромм, что в значительной мере содействовало обогащению его учения. Для думающей части населения в современной России Фромм, как мыслитель и гуманист, интересен своими подходами к опенке кризиса нынешнего западного капиталистического общества и путей его преодоления. Приложив значительные усилия для осознания и развенчания ряда опасных социальных иллюзий, Фромм пришел к выводу, что причины кризиса предопределены экономическими и психологическими противоречиями самой индустриальной системы. Отдавая должное ее разнообразным достижениям, Фромм вместе с тем критически проанализировал великие обещания и большие надежды на безграничный прогресс, которые были характерны для ряда поколений индустриальной эпохи. Вывод Фромма был однозначен: большие надежды на достижение материального изобилия, неограниченной личной свободы, счастья для наибольшего количества людей и господства над природой потерпели крах. Цивилизация оказалась на грани самоуничтожения. Неофрейдистские доктрины явились прямым следствием идей. и концепций З.Фрейда, в чем состоит его огромная заслуга перед наукой. 2. Структура личности по З. Фрейду Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами. Взаимосвязь между топографической и структурными моделями показана на рисунке. ИД. Первичные процессы мышления. Из рисунка видно что сфера ИД полностью неосознаваема, в то время как суперэго пронизывает все три уровня. Это было названо структурной моделью Структурная модель личности: ид (оно), эго и суперэго. Сфера ИД полностью неосознаваемая, в то время как суперэго пронизывает все три уровня. Рассмотрим поподробнее все три структуры. ИД. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. И только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни» (З. Фрейд «Я и Оно»). Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается психоаналитическая теория». Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности. Первичные процессы — нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда, не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура – эго. ЭГО (лат. «ego» – «я») Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго является отделением от ид, черпает от него часть энергии для преобразования и реализации потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. Эго в своих проявлениях руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики является одной из основных целей психоаналитической терапии. Таким образом, мы подошли к последней структуре психики. Скачать 63.69 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Фрейд – Индивидуальное и семейное развитие, здоровье и благополучие
Перейти к содержимому
Джессика Трейлор; Лаура Оверстрит; и Диана Лэнг
- Описать теорию психосексуального развития Фрейда
Фрейд и психоанализ
Рисунок 1 . Зигмунд Фрейд.Мы начнем с Зигмунда Фрейда, одного из самых известных пионеров и первых основателей психологии, оказавшего очень влиятельное влияние в области развития. Его психодинамическая перспектива развития и психопатологии доминировала в области психиатрии до появления бихевиоризма в 1930-х годах и позднее. Его предположения о том, что личность формируется в течение первых нескольких лет жизни и что способы взаимодействия родителей или других опекунов с детьми оказывают долгосрочное влияние на эмоциональное состояние детей, на протяжении многих лет направляли родителей, педагогов, клиницистов и политиков. . Мы только недавно начали осознавать, что опыт раннего детства не всегда приводит к определенным чертам личности или эмоциональным состояниям. Растет объем литературы, посвященной жизнестойкости детей, выросших в суровых условиях, но при этом развивающихся без травмирующих эмоциональных шрамов. [1] Фрейд стимулировал огромное количество исследований и породил множество идей. Согласие с теорией Фрейда в целом вряд ли необходимо для оценки вклада, который он внес в область развития. [2]
Фон
Зигмунд Фрейд (1856–1939) был венским врачом, получившим образование в области неврологии и приглашенным для работы с пациентами, страдающими истерией — состоянием, характеризующимся неконтролируемыми эмоциональными вспышками, страхами и беспокойством, которое веками ставило врачей в тупик. Его также попросили поработать с женщинами, страдающими физическими симптомами и формами паралича, не вызванными органическими причинами. В то время многие люди считали, что некоторые люди генетически неполноценны и, следовательно, более подвержены психическим заболеваниям. Считалось, что женщины генетически неполноценны и, следовательно, подвержены таким заболеваниям, как истерия, которая ранее приписывалась отделенной матке, путешествующей по телу (слово «hyster» означает «матка» на греческом языке).
Однако после Первой мировой войны многие солдаты вернулись домой с проблемами, похожими на истерию. Это поставило под сомнение идею генетической неполноценности как причины психических заболеваний. Фрейд начал работать с истерическими пациентами и обнаружил, что, когда они начинают рассказывать о некоторых своих жизненных переживаниях, особенно о тех, которые имели место в раннем детстве, их симптомы исчезают. Это привело его к первому чисто психологическому объяснению физических проблем и психических заболеваний. Он предположил, что нашими действиями управляют бессознательные мотивы, желания, страхи и тревоги. Когда в наше сознание начинают проникать расстраивающие воспоминания или мысли, мы вырабатываем защитные механизмы, чтобы оградить себя от этих болезненных реальностей, называемые защитными механизмами. Фрейд считал, что многие психические заболевания являются результатом неспособности человека принять реальность.
Фрейд подчеркивал важность опыта раннего детства в формировании нашей личности и поведения. В нашем естественном состоянии мы биологические существа. Нами движут в первую очередь инстинкты. Однако в детстве мы начинаем становиться социальными существами, когда учимся управлять своими инстинктами и преобразовывать их в социально приемлемое поведение. Тип воспитания, который получает ребенок, оказывает очень сильное влияние на развитие личности ребенка. Мы будем исследовать эту идею дальше при обсуждении психосексуального развития, но сначала мы должны определить части «я» в модели Фрейда, или, другими словами, то, что составляет личность человека и делает нас теми, кто мы есть.
Теория Личности/Я
Рисунок 2 . Согласно модели психики Фрейда, Ид — это примитивная и инстинктивная часть разума, которая содержит сексуальные и агрессивные влечения и скрытые воспоминания, Супер-Эго действует как моральная совесть, а Эго — реалистическая часть, которая является посредником между желаниями ид и суперэго. (Источник изображения, OpenStax Psychology, CC BY 4.0)Во взрослом возрасте наша личность или я состоит из трех основных частей: id , эго , и суперэго (рис. 2). Ид, основная, первичная часть личности, является частью самости, с которой мы рождаемся. Он состоит из биологически обусловленного «я» и включает в себя наши инстинкты и побуждения. Это часть нас, которая хочет немедленного удовлетворения. В более позднем возрасте он становится домом для наших самых сокровенных, часто неприемлемых желаний, таких как секс и агрессия. Он действует в соответствии с принципом удовольствия, что означает, что критерием для определения того, хорошо это или плохо, является то, хорошо это или плохо. Младенец — это все id.
Далее эго начинает развиваться в течение первых трех лет жизни ребенка. Последний компонент личности, который должен развиться, суперэго , начинает проявляться примерно в возрасте пяти лет, когда ребенок все больше и больше взаимодействует с другими, изучая социальные правила, определяющие правильное и неправильное. Суперэго действует как наша совесть; это наш моральный компас, который говорит нам, как мы должны себя вести. Он стремится к совершенству и оценивает наше поведение, вызывая чувство гордости или — когда мы не в идеале — чувство вины.
В отличие от инстинктивного ид и суперэго, основанного на правилах, эго является рациональной частью нашей личности. Это то, что Фрейд считал самостью, и это часть нашей личности, которую видят другие. Его работа состоит в том, чтобы сбалансировать требования ид и суперэго в контексте реальности; таким образом, он действует на основе того, что Фрейд называл «принципом реальности». Эго помогает Ид реалистично удовлетворять свои желания.
Ид и Суперэго находятся в постоянном конфликте, потому что Ид хочет мгновенного удовлетворения, независимо от последствий, но Суперэго говорит нам, что мы должны вести себя социально приемлемым образом. Таким образом, задача эго состоит в том, чтобы найти золотую середину. Это помогает удовлетворить желания Ид рациональным способом, который не приведет нас к чувству вины. Согласно Фрейду, человек с сильным эго, способным уравновесить потребности Ид и Супер-Эго, обладает здоровой личностью. Фрейд утверждал, что дисбаланс в системе может привести к0012 невроз (склонность испытывать негативные эмоции), тревожные расстройства или нездоровое поведение. Например, человек, над которым доминирует его Ид, может быть самовлюбленным и импульсивным. Человек с доминирующим Супер-Эго может находиться под контролем чувства вины и отказывать себе даже в социально приемлемых удовольствиях; и наоборот, если суперэго слабое или отсутствует, человек может стать психопатом. Чрезмерно доминирующее супер-эго можно увидеть у чрезмерно контролируемого человека, чье рациональное понимание реальности настолько сильно, что он не осознает своих эмоциональных потребностей, или у невротика, который чрезмерно обороняется (чрезмерно использует защитные механизмы эго).
Попробуйте
Теория психосексуального развития
Фрейд считал, что личность развивается в раннем детстве и что детские переживания формируют нашу личность, а также наше поведение во взрослом возрасте. Он утверждал, что в детстве мы развиваемся через ряд стадий. Каждый из нас должен пройти через эти этапы детства, и если у нас не будет надлежащего воспитания и воспитания на каком-то этапе, мы застрянем или зациклимся на этом этапе даже во взрослом возрасте.
На каждой психосексуальной стадии развития стремления ребенка к удовольствию, исходящие из Ид, фокусируются на другой области тела, называемой эрогенной зоной. Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная (табл. 1).
Примерно в течение первого года жизни младенец находится на оральной стадии психосексуального развития. Младенец удовлетворяет потребности прежде всего за счет орального удовлетворения. Ребенок хочет сосать или жевать любой предмет, который приближается ко рту. Младенцы исследуют мир через рот и также находят утешение и стимуляцию. Психологически младенец полностью Ид. Младенец ищет немедленного удовлетворения своих потребностей, таких как комфорт, тепло, еда и стимуляция. Если опекун последовательно удовлетворяет оральные потребности, ребенок отойдет от этой стадии и продвинется дальше. Однако, если опекун непоследователен или небрежен, человек может застрять на оральной стадии. Во взрослом возрасте человек может чувствовать себя плохо, если он не участвует в какой-либо оральной деятельности, такой как еда, питье, курение, кусание ногтей или навязчивые разговоры. Эти действия приносят утешение и безопасность, когда человек чувствует себя неуверенно, боится или ему скучно.
Во время анальной стадии , которая совпадает с детским возрастом и приучением к горшку, ребенка учат, что некоторые побуждения необходимо сдерживать, а некоторые действия откладывать. Существуют правила, касающиеся определенных функций, а также того, когда и где они должны выполняться. Ребенок учится самоконтролю. Эго развивается. Если опекун очень внимательно относится к приучению к горшку (стоит над ребенком, ожидая малейшего признака того, что ему, возможно, нужно пойти на горшок, и сразу же подхватывает ребенка и сажает его, например, на горшок), ребенок может взрослеть, боясь потерять контроль. Он может зациклиться на этой стадии или «анально цепляться» — бояться отпустить ситуацию. Такой человек может быть чрезвычайно опрятным и чистым, организованным, надежным и контролирующим других. Если опекун пренебрегает обучением ребенка контролю над побуждениями, он может вырасти «анальным экспульсивным» или взрослым, неряшливым, безответственным и неорганизованным.
Фаллическая стадия происходит в дошкольном возрасте (3-5 лет), когда перед ребенком стоит новая биологическая задача. Ребенок будет испытывать Эдипов комплекс, который относится к бессознательному сексуальному влечению ребенка к родителю противоположного пола и ненависти к родителю того же пола. Например, мальчики, испытывающие Эдипов комплекс, бессознательно захотят заменить отца в качестве компаньона своей матери, но затем осознают, что отец гораздо сильнее. Какое-то время мальчик опасается, что, если он будет преследовать свою мать, отец может его кастрировать (кастрационная тревога). Таким образом, вместо того, чтобы рисковать потерять свой пенис, он отказывается от своей привязанности к матери и вместо этого учится становиться больше похожим на своего отца, подражая его действиям и манерам, тем самым изучая роль мужчин в своем обществе. Из этого опыта мальчик учится чувству мужественности. Он также узнает, что, по мнению общества, он должен делать, и испытывает чувство вины, если не подчиняется. Так развивается суперэго. Если он не решит эту проблему успешно, он может стать «фаллическим самцом» или мужчиной, который постоянно пытается доказать свою мужественность (в чем он неуверен), соблазняя женщин и избивая мужчин.
На фаллической стадии девочки переживают аналогичный конфликт — комплекс Электры. Комплекс Электры, хотя его часто приписывают Фрейду, на самом деле был предложен современником Фрейда Карлом Юнгом (Jung & Kerenyi, 1963). Маленькая девочка испытывает комплекс Электры, в котором она испытывает влечение к своему отцу, но понимает, что не может конкурировать со своей матерью, поэтому отказывается от этой привязанности и учится становиться больше похожей на свою мать. Однако это не без некоторого сожаления. Фрейд считал, что девушка чувствует себя неполноценной, потому что у нее нет пениса (испытывает «зависть к пенису»). Но она должна смириться с тем фактом, что она женщина, и ей просто нужно узнать свою подчиненную роль в обществе как женщины. Однако, если она не разрешит этот конфликт успешно, она может иметь слабое чувство женственности и вырасти «кастрирующей самкой», пытающейся конкурировать с мужчинами на работе или в других сферах жизни. Формирование Супер-Эго происходит во время растворения комплекса Эдипа и Электры.
В среднем детстве (6-11 лет) ребенок вступает в латентную стадию, фокусируя свое внимание не на семье, а на дружбе. Биологические влечения временно затихают (латентно), и ребенок может направить внимание на более широкий мир друзей. Если ребенок сможет завести друзей, он обретет чувство уверенности. В противном случае ребенок может продолжать быть одиночкой или сторониться других даже во взрослом возрасте.
Заключительная стадия психосексуального развития называется 9-й.0012 генитальная стадия . С подросткового возраста на протяжении всей взрослой жизни человек озабочен сексом и размножением. У подростка повышается уровень гормонов, половое влечение и влечение к голоду становятся очень сильными. В идеале подросток будет полагаться на свое эго, чтобы помочь логически мыслить в этих побуждениях, не предпринимая действий, которые могут нанести ущерб. Подросток может научиться перенаправлять свои сексуальные побуждения на более безопасное занятие, например, на бег. Успокоение ид с помощью суперэго может привести к чувству чрезмерной застенчивости и вины из-за этих побуждений. Будем надеяться, что на этом этапе укрепляется эго, и подросток использует разум для управления побуждениями.
Теория психосексуального развития Фрейда весьма противоречива. Чтобы понять истоки теории, полезно ознакомиться с политическим, социальным и культурным влиянием эпохи Фрейда в Вене на рубеже 20-го века. В ту эпоху атмосфера сексуального подавления в сочетании с ограниченным пониманием и образованием человеческой сексуальности сильно повлияла на точку зрения Фрейда. Учитывая, что секс был табуированной темой, Фрейд предположил, что негативные эмоциональные состояния (неврозы) возникают в результате подавления бессознательных сексуальных и агрессивных побуждений. Для Фрейда его собственные воспоминания и интерпретации переживаний и сновидений пациентов были достаточным доказательством того, что психосексуальные стадии были универсальными событиями в раннем детстве.
Попробуйте
Защитные механизмы
Фрейд считал, что чувство тревоги возникает из-за неспособности Эго опосредовать конфликт между Ид и Супер-Эго. Когда это происходит, Фрейд считал, что эго стремится восстановить равновесие с помощью различных защитных мер, известных как защитных механизмов . Когда определенные события, чувства или стремления вызывают тревогу, человек хочет уменьшить эту тревогу. Для этого подсознание человека использует механизмы защиты эго, бессознательное защитное поведение, направленное на уменьшение беспокойства. Эго, обычно сознательное, прибегает к бессознательным усилиям, чтобы защитить эго от подавления тревогой. Когда мы используем защитные механизмы, мы не осознаем, что используем их. Кроме того, они действуют различными способами, которые искажают действительность. Согласно Фрейду, все мы используем защитные механизмы эго.
Рисунок 3 . Защитные механизмы — это бессознательные защитные действия, направленные на уменьшение беспокойства. (Источник изображения: OpenStax Psychology, CC BY 4.0)Появляются защитные механизмы, помогающие человеку искажать реальность, чтобы правда была менее болезненной. Защитные механизмы могут включать:
- Отрицание: непринятие правды или ложь самому себе. Например, такие мысли, как «со мной этого не случится», или «ты не уйдешь», или «у меня нет проблем с алкоголем».
- Перемещение: вынос разочарований на более безопасную цель. Человек, который злится на начальника, может вымещать свое раздражение на других, когда едет домой, или на супруге по прибытии.
- Проекция: защитный механизм, при котором человек приписывает свои неприемлемые мысли другим. Например, если кто-то напуган, они обвиняют кого-то другого в том, что он боится.
- R национализация: защитный механизм, предложенный Анной Фрейд (дочерью Фрейда, которая продолжила путь своего отца в психоанализе). Рационализация включает когнитивное искажение «фактов», чтобы сделать событие или импульс менее угрожающим. Мы часто делаем это на достаточно сознательном уровне, когда придумываем себе оправдания.
- Формирование реакции: защитный механизм, при котором человек внешне сопротивляется тому, чего он внутренне желает, но считает неприемлемым. Примером этого может быть кто-то, кто не любит или боится людей другой расы, которые ведут себя слишком хорошо по отношению к людям этой расы.
- Регрессия: возвращение в то время, когда мир казался более безопасным местом, возможно, возвращение к поведению из детства.
- Вытеснение: вытолкнуть из сознания болезненные мысли (иными словами, подумать о чем-то другом).
- Сублимация: преобразование неприемлемых побуждений в более социально приемлемое поведение. Например, подросток, испытывающий сильное сексуальное влечение, использует физические упражнения, чтобы перенаправить эти влечения в более социально приемлемое поведение.
В этом видео рассказывается больше о каждом из защитных механизмов.
Вы можете просмотреть стенограмму «ПСИХОТЕРАПИЯ — Анна Фрейд» здесь (откроется в новом окне).
Попробуйте
Оценка психодинамической точки зрения
Зародившись в работах Зигмунда Фрейда, психодинамическая точка зрения делает упор на бессознательные психологические процессы (например, желания и страхи, о которых мы не до конца осознаем) и утверждает, что детские переживания имеют решающее значение для формирования взрослой личности. Читая теории Фрейда, важно помнить, что он был врачом, а не психологом. В то время, когда он получил образование, не было такой вещи, как степень в области психологии, что может помочь нам понять некоторые споры по поводу его теорий сегодня. Тем не менее, Фрейд был первым, кто систематически изучал и теоретизировал работу бессознательного в той манере, которую мы связываем с современной психологией. Психодинамическая точка зрения претерпела значительные изменения со времен Фрейда, охватив все теории психологии, рассматривающие человеческое функционирование на основе взаимодействия сознательных и бессознательных побуждений и сил внутри человека, а также между различными структурами личности (ид, эго, суперэго). .
Теория Фрейда подверглась резкой критике по нескольким причинам. Во-первых, это очень трудно проверить с научной точки зрения. Как воспитание в младенчестве может быть прослежено до личности во взрослой жизни? Существуют ли другие переменные, которые могли бы лучше объяснить развитие? Поскольку трудно доказать ошибочность психодинамических теорий, оценка этих теорий в целом затруднена, поскольку мы не можем делать определенные прогнозы о поведении данного человека, используя теории. Эта теория также считается сексистской, поскольку предполагает, что женщины, которые не принимают подчиненное положение в обществе, имеют психологические недостатки. Фрейд сосредоточился на темной стороне человеческой природы и предположил, что многое из того, что определяет наши действия, нам неизвестно. Другие критикуют психодинамический подход за то, что он слишком детерминистский, относящийся к идее о том, что все события, включая человеческое действие, в конечном счете определяются причинами, рассматриваемыми как внешние по отношению к воле, тем самым оставляя мало места для идеи свободы воли. [3]
Работа Фрейда оказала огромное влияние, и ее влияние выходит далеко за рамки психологии (несколько лет назад журнал Time назвал Фрейда одним из самых важных мыслителей 20-го века). Работа Фрейда была не только влиятельной, но и весьма противоречивой. Как вы можете себе представить, когда в 1900 году Фрейд предположил, что многое в нашем поведении определяется психологическими силами, о которых мы в основном не подозреваем, — что мы буквально не знаем, что происходит в нашем собственном уме, — люди были (мягко говоря, ) недоволен. [4] Когда в 1905 году он предположил, что мы, люди, испытываем сильные сексуальные чувства с самого раннего возраста и что некоторые из этих сексуальных чувств направлены на наших родителей, люди были более чем недовольны — они были возмущены. [5] Немногие теории в психологии вызвали такую бурную реакцию со стороны других специалистов и представителей общественности.
Так зачем же мы изучаем Фрейда? Как упоминалось выше, несмотря на критику, предположения Фрейда о важности переживаний раннего детства для формирования нашего психологического «я» нашли свое применение в практике детского развития, образования и воспитания. Теория Фрейда имеет эвристическую ценность, поскольку обеспечивает основу для разработки и модификации последующих теорий развития. Многие более поздние теории, особенно бихевиоризм и гуманизм, бросали вызов взглядам Фрейда. Несмотря на разногласия, ни один компетентный психолог или изучающий психологию не может игнорировать психодинамическую теорию. Это просто слишком важно для психологической науки и практики и продолжает играть важную роль в самых разных дисциплинах внутри и вне психологии (например, в психологии развития, социальной психологии, социологии и неврологии). [6] [7] [8]
- анальная стадия : стадия развития, когда дети учатся контролировать импульсы; совпадает с детством и посещением туалета
- защитные механизмы : психологические стратегии, которые бессознательно используются для защиты человека от беспокойства, возникающего из-за неприемлемых мыслей или чувств
- эго : часть личности, которая помогает сбалансировать ид и суперэго, удовлетворяя желания ид рациональным способом
- генитальная стадия : конечная стадия психосексуального развития, когда у индивидуума появляются сексуальные интересы; начинается в подростковом возрасте и продолжается на протяжении всей взрослой жизни
- id : часть личности, которая управляется биологически, включает в себя наши инстинкты и побуждения и хочет немедленного удовлетворения
- латентная стадия : четвертая стадия психосексуального развития, охватывающая среднее детство, во время которой сексуальное развитие и сексуальные импульсы находятся в состоянии покоя
- невроз : склонность испытывать негативные эмоции
- оральная стадия : первая стадия психосексуального развития, когда потребности младенцев удовлетворяются преимущественно за счет орального удовлетворения
- фаллическая стадия : третья стадия психосексуального развития, охватывающая возраст от 3 до 6 лет, когда либидо (желание) маленького ребенка концентрируется на его гениталиях как эрогенной зоне
- психодинамическая перспектива : точка зрения, согласно которой поведение мотивируется внутренними силами, воспоминаниями и конфликтами, которые обычно находятся за пределами осознания и контроля людей
- психосексуальные стадии : оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная стадии по Фрейду
- суперэго : часть личности, которая действует как наша совесть, говорящая нам, как мы должны себя вести
- О’Грэйди, Д. , и Мец, Дж. Р. (1987). Жизнеспособность у детей с высоким риском психических расстройств. Журнал детской психологии, 12 (1), 3–23. https://doi.org/10.1093/jpepsy/12.1.3 ↵
- Эта глава была адаптирована из книги Lumen Learning’s Lifespan Development, , частично созданный Джессикой Трейлор для Lumen Learning, доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. Части текста Lumen были адаптированы из книги Лауры Оверстрит Lifespan Psychology , Wikipedia, New World Encyclopedia и Lumen Learning. ↵
- МакАдамс, Д.П., Ким, Т.-К., и Обин, Д. (ред.). (2003). Генеративное общество: Забота о будущих поколениях . Американская психологическая ассоциация ↵
- Фрейд, С. (1953а). Толкование снов. В J. Strachey (Ed. & Trans.), Стандартное издание полного собрания психологических сочинений Зигмунда Фрейда (тома 4-5). Лондон, Англия: Хогарт. (Оригинальная работа опубликована в 1900 г.) ↵
- Фрейд, С. (1953b). Три эссе по теории сексуальности. В J. Strachey (Ed. & Trans.), Стандартное издание полного собрания психологических сочинений Зигмунда Фрейда (том 7, стр. 125–245). Лондон, Англия: Хогарт. (Оригинальная работа опубликована 1905) ↵
- Борнштейн, Р. Ф. (2005). Возвращение психоанализа к господствующей психологии: проблемы и возможности. Психоаналитическая психология, 22 , 323-340. ↵
- Борнштейн, РФ (2006). Фрейдистская конструкция потеряна и восстановлена: психодинамика патологии личности. Психоаналитическая психология, 23 , 339-353. ↵
- Солмс, М., и Тернбулл, О. Х. (2011). Что такое нейропсихоанализ? Нейропсихоанализ, 13 , 133–145. ↵
Лицензия
Психодинамическая теория: Фрейд Джессики Трейлор; Лаура Оверстрит; и Дайана Лэнг находится под лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License, если не указано иное.
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Психодинамическая теория | Продолжительность жизни Развитие
Результаты обучения
- Описать теорию психосексуального развития Фрейда
Психодинамическая перспектива: фокус на внутреннем человеке
Фрейд и психоанализ
Рисунок 1 . Зигмунд Фрейд.
Начнем с Зигмунда Фрейда, одного из самых известных пионеров и первых основателей психологии, оказавшего очень влиятельное влияние в области развития. Его психодинамическая перспектива развития и психопатологии доминировала в области психиатрии вплоть до роста бихевиоризма в 1930-х годах и позднее. Его предположения о том, что личность формируется в течение первых нескольких лет жизни и что способы взаимодействия родителей или других опекунов с детьми оказывают долгосрочное влияние на эмоциональное состояние детей, на протяжении многих лет направляли родителей, педагогов, клиницистов и политиков. . Мы только недавно начали осознавать, что опыт раннего детства не всегда приводит к определенным чертам личности или эмоциональным состояниям. Растет объем литературы, посвященной жизнестойкости детей, выросших в суровых условиях, но при этом развивающихся без повреждения эмоциональных шрамов (O’Grady and Metz, 19).87). Фрейд стимулировал огромное количество исследований и породил множество идей. Согласие с теорией Фрейда в целом вряд ли необходимо для оценки вклада, который он внес в область развития.
Предыстория
Зигмунд Фрейд (1856-1939) был венским врачом, получившим образование в области неврологии и приглашенным для работы с пациентами, страдающими истерией, состоянием, характеризующимся неконтролируемыми эмоциональными вспышками, страхами и беспокойством, которое столетиями ставило врачей в тупик. Его также попросили поработать с женщинами, страдающими физическими симптомами и формами паралича, не вызванными органическими причинами. В то время многие люди считали, что некоторые люди генетически неполноценны и, следовательно, более подвержены психическим заболеваниям. Считалось, что женщины генетически неполноценны и, следовательно, подвержены таким заболеваниям, как истерия, которая ранее приписывалась отделенной матке, путешествующей по телу (слово «hyster» означает «матка» на греческом языке).
Однако после Первой мировой войны многие солдаты вернулись домой с проблемами, похожими на истерию. Это поставило под сомнение представление о генетической неполноценности как причине психических заболеваний. Фрейд начал работать с истерическими пациентами и обнаружил, что, когда они начинают рассказывать о некоторых своих жизненных переживаниях, особенно о тех, которые имели место в раннем детстве, их симптомы исчезают. Это привело его к первому чисто психологическому объяснению физических проблем и психических заболеваний. Он предположил, что нашими действиями управляют бессознательные мотивы, желания, страхи и тревоги. Когда в наше сознание начинают проникать расстраивающие воспоминания или мысли, мы вырабатываем защитные механизмы, чтобы оградить себя от этих болезненных реальностей, называемые защитными механизмами. Фрейд считал, что многие психические заболевания являются результатом неспособности человека принять реальность.
Фрейд подчеркивал важность опыта раннего детства в формировании нашей личности и поведения. В нашем естественном состоянии мы биологические существа. Нами движут в первую очередь инстинкты. Однако в детстве мы начинаем становиться социальными существами, когда учимся управлять своими инстинктами и преобразовывать их в социально приемлемое поведение. Тип воспитания, который получает ребенок, оказывает очень сильное влияние на развитие личности ребенка. Мы будем исследовать эту идею дальше при обсуждении психосексуального развития, но сначала мы должны определить части «я» в модели Фрейда, или, другими словами, то, что составляет личность человека и делает нас теми, кто мы есть.
Теория Личности/Я
Рисунок 2 . Согласно модели психики Фрейда, Ид — это примитивная и инстинктивная часть разума, которая содержит сексуальные и агрессивные влечения и скрытые воспоминания, Супер-Эго действует как моральная совесть, а Эго — это реалистическая часть, которая является посредником между желаниями ид и суперэго.
Во взрослом возрасте наша личность или я состоит из трех основных частей: id , эго, и суперэго . Ид, основная, первичная часть личности, является частью самости, с которой мы рождаемся. Он состоит из биологически обусловленного «я» и включает в себя наши инстинкты и побуждения. Это часть нас, которая хочет немедленного удовлетворения. В более позднем возрасте он становится домом для наших самых сокровенных, часто неприемлемых желаний, таких как секс и агрессия. Он действует в соответствии с принципом удовольствия, что означает, что критерием для определения того, хорошо это или плохо, является то, хорошо это или плохо. Младенец — это все id.
Далее эго начинает развиваться в течение первых трех лет жизни ребенка. Наконец, суперэго. Суперэго , последний компонент личности, который должен развиться, начинает проявляться примерно в возрасте пяти лет, когда ребенок все больше и больше взаимодействует с другими, изучая социальные правила, определяющие правильное и неправильное. Суперэго действует как наша совесть; это наш моральный компас, который говорит нам, как мы должны себя вести. Он стремится к совершенству и оценивает наше поведение, вызывая чувство гордости или — когда мы не в идеале — чувство вины.
В отличие от инстинктивного ид и суперэго, основанного на правилах, эго является рациональной частью нашей личности. Это то, что Фрейд считал самостью, и это часть нашей личности, которую видят другие. Его работа состоит в том, чтобы сбалансировать требования ид и суперэго в контексте реальности; таким образом, он действует на основе того, что Фрейд называл «принципом реальности». Эго помогает Ид реалистично удовлетворять свои желания.
Ид и Суперэго находятся в постоянном конфликте, потому что Ид хочет мгновенного удовлетворения независимо от последствий, но Суперэго говорит нам, что мы должны вести себя социально приемлемым образом. Таким образом, задача эго состоит в том, чтобы найти золотую середину. Это помогает удовлетворить желания Ид рациональным способом, который не приведет нас к чувству вины. Согласно Фрейду, человек с сильным эго, способным уравновесить потребности Ид и Супер-Эго, обладает здоровой личностью. Фрейд утверждал, что дисбаланс в системе может привести к0012 невроз (склонность испытывать негативные эмоции), тревожные расстройства или нездоровое поведение. Например, человек, над которым доминирует его Ид, может быть самовлюбленным и импульсивным. Человек с доминирующим Супер-Эго может находиться под контролем чувства вины и отказывать себе даже в социально приемлемых удовольствиях; и наоборот, если суперэго слабое или отсутствует, человек может стать психопатом. Чрезмерно доминирующее супер-эго можно увидеть у чрезмерно контролируемого человека, чье рациональное понимание реальности настолько сильно, что он не осознает своих эмоциональных потребностей, или у невротика, который чрезмерно обороняется (чрезмерно использует защитные механизмы эго).
Попробуйте
Теория психосексуального развития
Фрейд считал, что личность развивается в раннем детстве и что детские переживания формируют нашу личность, а также наше поведение во взрослом возрасте. Он утверждал, что в детстве мы развиваемся через ряд стадий. Каждый из нас должен пройти через эти этапы детства, и если у нас не будет надлежащего воспитания и воспитания на каком-то этапе, мы застрянем или зациклимся на этом этапе даже во взрослом возрасте.
В каждом 9На психосексуальной стадии 0012 развития стремления ребенка к поиску удовольствий, исходящие из Ид, фокусируются на другой области тела, называемой эрогенной зоной. Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная (табл. 1).
Примерно в течение первого года жизни младенец находится на оральной стадии психосексуального развития. Младенец удовлетворяет потребности прежде всего за счет орального удовлетворения. Ребенок хочет сосать или жевать любой предмет, который приближается ко рту. Младенцы исследуют мир через рот и также находят утешение и стимуляцию. Психологически младенец полностью Ид. Младенец ищет немедленного удовлетворения своих потребностей, таких как комфорт, тепло, еда и стимуляция. Если опекун последовательно удовлетворяет оральные потребности, ребенок отойдет от этой стадии и продвинется дальше. Однако, если опекун непоследователен или небрежен, человек может застрять на оральной стадии. Во взрослом возрасте человек может чувствовать себя плохо, если он не участвует в какой-либо оральной деятельности, такой как еда, питье, курение, кусание ногтей или навязчивые разговоры. Эти действия приносят утешение и безопасность, когда человек чувствует себя неуверенно, боится или ему скучно.
Во время анальной стадии , которая совпадает с детским возрастом и приучением к горшку, ребенка учат, что некоторые побуждения необходимо сдерживать, а некоторые действия откладывать. Существуют правила, касающиеся определенных функций, а также того, когда и где они должны выполняться. Ребенок учится самоконтролю. Эго развивается. Если опекун очень внимательно относится к приучению к горшку (стоит над ребенком, ожидая малейшего признака того, что ему, возможно, нужно пойти на горшок, и сразу же подхватывает ребенка и сажает его, например, на горшок), ребенок может взрослеть, боясь потерять контроль. Он может зациклиться на этой стадии или «анально цепляться» — бояться отпустить ситуацию. Такой человек может быть чрезвычайно опрятным и чистым, организованным, надежным и контролирующим других. Если опекун пренебрегает обучением ребенка контролю над побуждениями, он может вырасти «анальным экспульсивным» или взрослым, неряшливым, безответственным и неорганизованным.
Фаллическая стадия происходит в дошкольном возрасте (3-5 лет), когда перед ребенком стоит новая биологическая задача. Ребенок будет испытывать Эдипов комплекс, который относится к бессознательному сексуальному желанию ребенка к родителю другого пола, чем они, и ненависти к родителю того же пола. Например, мальчики, испытывающие Эдипов комплекс, бессознательно захотят заменить отца в качестве компаньона своей матери, но затем осознают, что отец гораздо сильнее. Какое-то время мальчик опасается, что, если он будет преследовать свою мать, отец может его кастрировать (кастрационная тревога). Таким образом, вместо того, чтобы рисковать потерять свой пенис, он отказывается от своей привязанности к матери и вместо этого учится становиться больше похожим на своего отца, подражая его действиям и манерам, тем самым изучая роль мужчин в своем обществе. Из этого опыта мальчик учится чувству мужественности. Он также узнает, что, по мнению общества, он должен делать, и испытывает чувство вины, если не подчиняется. Так развивается суперэго. Если он не решит эту проблему успешно, он может стать «фаллическим самцом» или мужчиной, который постоянно пытается доказать свою мужественность (в чем он неуверен), соблазняя женщин и избивая мужчин.
На фаллической стадии девочки переживают аналогичный конфликт — комплекс Электры. Комплекс Электры, хотя его часто приписывают Фрейду, на самом деле был предложен современником Фрейда Карлом Юнгом (Jung & Kerenyi, 1963). Маленькая девочка испытывает комплекс Электры, в котором она испытывает влечение к своему отцу, но понимает, что не может конкурировать со своей матерью, поэтому отказывается от этой привязанности и учится становиться больше похожей на свою мать. Однако это не без некоторого сожаления. Фрейд считал, что девушка чувствует себя неполноценной, потому что у нее нет пениса (испытывает «зависть к пенису»). Но она должна смириться с тем фактом, что она женщина, и ей просто нужно узнать свою подчиненную роль в обществе как женщины. Однако, если она не разрешит этот конфликт успешно, она может иметь слабое чувство женственности и вырасти «кастрирующей самкой», пытающейся конкурировать с мужчинами на работе или в других сферах жизни. Формирование Супер-Эго происходит во время растворения комплекса Эдипа и Электры.
В среднем детстве (6-11 лет) ребенок вступает в латентную стадию, фокусируя свое внимание не на семье, а на дружеских отношениях. Биологические влечения временно затихают (латентно), и ребенок может направить внимание на более широкий мир друзей. Если ребенок сможет завести друзей, он обретет чувство уверенности. В противном случае ребенок может продолжать быть одиночкой или сторониться других даже во взрослом возрасте.
Заключительная стадия психосексуального развития называется генитальная стадия . С подросткового возраста на протяжении всей взрослой жизни человек озабочен сексом и размножением. У подростка повышается уровень гормонов, половое влечение и влечение к голоду становятся очень сильными. В идеале подросток будет полагаться на свое эго, чтобы помочь логически мыслить в этих побуждениях, не предпринимая действий, которые могут нанести ущерб. Подросток может научиться перенаправлять свои сексуальные побуждения на более безопасное занятие, например, на бег. Успокоение ид с помощью суперэго может привести к чувству чрезмерной застенчивости и вины из-за этих побуждений. Будем надеяться, что на этом этапе укрепляется эго, и подросток использует разум для управления побуждениями.
Теория психосексуального развития Фрейда весьма противоречива. Чтобы понять истоки теории, полезно ознакомиться с политическим, социальным и культурным влиянием эпохи Фрейда в Вене на рубеже 20-го века. В ту эпоху атмосфера сексуального подавления в сочетании с ограниченным пониманием и образованием человеческой сексуальности сильно повлияла на точку зрения Фрейда. Учитывая, что секс был табуированной темой, Фрейд предположил, что негативные эмоциональные состояния (неврозы) возникают в результате подавления бессознательных сексуальных и агрессивных побуждений. Для Фрейда его собственные воспоминания и интерпретации переживаний и сновидений пациентов были достаточным доказательством того, что психосексуальные стадии были универсальными событиями в раннем детстве.
Смотреть
Посмотрите это видео, чтобы лучше понять теорию психосексуального развития Фрейда.
Вы можете просмотреть стенограмму «Психосексуальное развитие Фрейда» здесь (откроется в новом окне).
Попробуйте
Защитные механизмы
Фрейд считал, что чувство тревоги возникает из-за неспособности Эго опосредовать конфликт между Ид и Супер-Эго. Когда это происходит, Фрейд полагал, что эго стремится восстановить равновесие с помощью различных защитных мер, известных как 9.0012 защитные механизмы . Когда определенные события, чувства или стремления вызывают тревогу, человек хочет уменьшить эту тревогу. Для этого подсознание человека использует механизмы защиты эго, бессознательное защитное поведение, направленное на уменьшение беспокойства. Эго, обычно сознательное, прибегает к бессознательным усилиям, чтобы защитить эго от подавления тревогой. Когда мы используем защитные механизмы, мы не осознаем, что используем их. Кроме того, они действуют различными способами, которые искажают действительность. Согласно Фрейду, все мы используем защитные механизмы эго.
Рисунок 3 . Защитные механизмы — это бессознательные защитные действия, направленные на уменьшение беспокойства.
Появляются защитные механизмы, помогающие человеку искажать реальность, чтобы правда была менее болезненной. К защитным механизмам относятся:
- Отрицание — неприятие правды или ложь самому себе. Например, такие мысли, как «со мной этого не случится», или «ты не уйдешь», или «у меня нет проблем с алкоголем».
- Перемещение — вынос разочарований на более безопасную цель. Человек, который злится на начальника, может вымещать свое раздражение на других, когда едет домой, или на супруге по прибытии.
- Проекция — защитный механизм, при котором человек приписывает свои неприемлемые мысли другим. Например, если кто-то напуган, они обвиняют кого-то другого в том, что он боится.
- R национализация — защитный механизм, предложенный Анной Фрейд (дочерью Фрейда, которая продолжила путь своего отца в психоанализе). Рационализация включает когнитивное искажение «фактов», чтобы сделать событие или импульс менее угрожающим. Мы часто делаем это на достаточно сознательном уровне, когда придумываем себе оправдания.
- Формирование реакции — защитный механизм, при котором человек внешне сопротивляется тому, чего он внутренне желает, но считает неприемлемым. Примером этого может быть кто-то, кто не любит или боится людей другой расы, которые ведут себя слишком хорошо по отношению к людям этой расы.
- Регрессия — возвращение в то время, когда мир казался более безопасным местом, возможно, возвращение к поведению из детства.
- Вытеснение — вытолкнуть из сознания болезненные мысли (иными словами, подумать о чем-то другом).
- Сублимация — преобразование неприемлемых побуждений в более социально приемлемое поведение. Например, подросток, испытывающий сильное сексуальное влечение, использует физические упражнения, чтобы перенаправить эти влечения в более социально приемлемое поведение.
ПОСМОТРЕТЬ
В этом видео подробно рассказывается о каждом из защитных механизмов.
Вы можете просмотреть стенограмму «ПСИХОТЕРАПИЯ — Анна Фрейд» здесь (откроется в новом окне).
Попробуйте
Оценка психодинамической точки зрения
Психодинамическая точка зрения, зародившаяся в работах Зигмунда Фрейда, подчеркивает бессознательные психологические процессы (например, желания и страхи, о которых мы не до конца осознаем) и утверждает, что детские переживания имеют решающее значение для формирования взрослой личности. . Читая теории Фрейда, важно помнить, что он был врачом, а не психологом. В то время, когда он получил образование, не было такой вещи, как степень в области психологии, что может помочь нам понять некоторые споры по поводу его теорий сегодня. Тем не менее, Фрейд был первым, кто систематически изучал и теоретизировал работу бессознательного в той манере, которую мы связываем с современной психологией. Психодинамическая точка зрения претерпела значительные изменения со времен Фрейда, охватив все теории психологии, рассматривающие человеческое функционирование на основе взаимодействия сознательных и бессознательных побуждений и сил внутри человека, а также между различными структурами личности (ид, эго, суперэго). .
Теория Фрейда подверглась резкой критике по нескольким причинам. Во-первых, это очень трудно проверить с научной точки зрения. Как воспитание в младенчестве может быть прослежено до личности во взрослой жизни? Существуют ли другие переменные, которые могли бы лучше объяснить развитие? Поскольку трудно доказать ошибочность психодинамических теорий, оценка этих теорий в целом затруднена, поскольку мы не можем делать определенные прогнозы о поведении данного человека, используя теории. Эта теория также считается сексистской, поскольку предполагает, что женщины, которые не принимают подчиненное положение в обществе, имеют психологические недостатки. Фрейд сосредоточился на темной стороне человеческой природы и предположил, что многое из того, что определяет наши действия, нам неизвестно. Другие критикуют психодинамический подход за то, что он слишком детерминистский, относящийся к идее о том, что все события, включая человеческое действие, в конечном счете определяются причинами, рассматриваемыми как внешние по отношению к воле, тем самым оставляя мало места для идеи свободы воли. [1]
Работа Фрейда оказала огромное влияние, и ее влияние выходит далеко за рамки психологии (несколько лет назад журнал Time назвал Фрейда одним из самых важных мыслителей 20-го века). Работа Фрейда была не только влиятельной, но и весьма противоречивой. Как вы можете себе представить, когда в 1900 году Фрейд предположил, что многое в нашем поведении определяется психологическими силами, о которых мы в основном не подозреваем, — что мы буквально не знаем, что происходит в нашем собственном уме, — люди были (мягко говоря, ) недоволен (Фрейд, 1900/1953а). Когда в 1905 году он предположил, что мы, люди, испытываем сильные сексуальные чувства с самого раннего возраста и что некоторые из этих сексуальных чувств направлены на наших родителей, люди были более чем недовольны — они были возмущены (Freud, 1905/1953b). Немногие теории в психологии вызвали такую бурную реакцию со стороны других профессионалов и представителей общественности.
Так зачем же мы изучаем Фрейда? Как упоминалось выше, несмотря на критику, предположения Фрейда о важности переживаний раннего детства для формирования нашего психологического «я» нашли свое применение в практике детского развития, образования и воспитания. Теория Фрейда имеет эвристическую ценность, поскольку обеспечивает основу для разработки и модификации последующих теорий развития. Многие более поздние теории, особенно бихевиоризм и гуманизм, бросали вызов взглядам Фрейда. Несмотря на разногласия, ни один компетентный психолог или изучающий психологию не может игнорировать психодинамическую теорию. Это просто слишком важно для психологической науки и практики и продолжает играть важную роль в самых разных дисциплинах внутри и вне психологии (например, в психологии развития, социальной психологии, социологии и неврологии; см. Борнстейн, 2005, 2006; Солмс). и Тернбулл, 2011).
Глоссарий
- анальная стадия:
- стадия развития, когда дети учатся контролировать импульсы; совпадает с детством и посещением туалета
- защитных механизмов:
- психологические стратегии, неосознанно используемые для защиты человека от тревоги, возникающей из-за неприемлемых мыслей или чувств
- эго:
- часть личности, которая помогает сбалансировать ид и суперэго, удовлетворяя желания ид рациональным способом
- генитальная стадия:
- заключительная стадия психосексуального развития, когда у индивидов появляются сексуальные интересы; начинается в подростковом возрасте и продолжается на протяжении всей взрослой жизни
- идентификатор:
- часть личности, которая управляется биологически, включает в себя наши инстинкты и побуждения и хочет немедленного удовлетворения
- стадия задержки:
- четвертая стадия психосексуального развития, охватывающая средний детский возраст, во время которой сексуальное развитие и сексуальные импульсы находятся в состоянии покоя
- невроз:
- склонность испытывать негативные эмоции
- оральный этап:
- первая стадия психосексуального развития, когда потребности младенцев удовлетворяются преимущественно за счет орального удовлетворения
- фаллическая стадия:
- третья стадия психосексуального развития, охватывающая возраст от 3 до 6 лет, когда либидо (желание) маленького ребенка концентрируется на его гениталиях как эрогенной зоне
- психодинамическая перспектива:
- точка зрения, согласно которой поведение мотивируется внутренними силами, воспоминаниями и конфликтами, которые обычно находятся за пределами осознания и контроля людей
- психосексуальных стадий:
- Оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная стадии Фрейда
- суперэго:
- часть личности, которая действует как наша совесть, говорящая нам, как мы должны себя вести
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.