Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Трудности эффективного слушания: Деловое общение

Деловое общение


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Н. А. Банько, Д. М. Дроненко,

Е. А. Изюмова, В. А. Логинова

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Учебное пособие


Волгоград

2010


ББК 88.53я73

Д 29
Рецензенты: кафедра «Экономика, финансы и менеджмент» НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»; генеральный директор ООО «Строительный холдинг ПРОФИТ», к. э. н. Е. А. Гонзюх.
Деловое общение: учеб. пособие / Н. А. Банько [и др]. Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2010. – 104 с.
ISBN 978-5-9948-0475-9
Предназначено для студентов ВПО специальностей 080507.65 «Менеджмент организации», 080109.

65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», направлений 080500.62 «Менеджмент», 080100.62 «Экономика» очной и очно-заочной форм обучения
Ил. 7. Табл. 6. Библиогр.: 47 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета


Учебное издание

Наталья Анатольевна Банько; Денис Михайлович Дроненко;

Елена Александровна Изюмова; Вера Александровна Логинова
Деловое общение

Учебное пособие

Редактор Л. В. Попова

Компьютерная верстка Н. М. Сарафановой

Темплан 2010 г., поз. № 29К.

Подписано в печать 27. 05. 2010 г. Формат 60×84 1/16.

Бумага листовая. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 6,5. Усл. авт. л. 6,38.

Тираж 100 экз. Заказ №

Волгоградский государственный технический университет

400131, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, корп. 1.

Отпечатано в КТИ

403874, г. Камышин, ул. Ленина, 5, каб. 4.5


ISBN 978-5-9948-0475-9 © Волгоградский

государственный

технический

университет, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке. Деловое общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным, то есть речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода времени, когда бы он находился вне этого процесса жизнедеятельности, вне взаимодействия с другими объектами общества. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности, информативным сопровождением его. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир, в отличие от личностного общения между близкими людьми, друзьями, родственниками. Умение вести себя с людьми во время беседы является одним из главнейших факторов, определяющих шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. По мнению многих специалистов-практиков, успехи человека даже в технической или научной сфере только на пятнадцать процентов зависят от его профессиональных знаний и на восемьдесят пять процентов – от его умения общаться с людьми, с которыми он работает.

1. ВВЕДЕНИЕ В ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

1.1. Понятие делового общения.

Основные категории делового общения
Общение является центральной базовой категорией, проблемой психологической науки и рассматривается ею всесторонне: как потребность и условие жизни человека, как взаимодействие и взаимовлияние, как своеобразный обмен отношениями и сопереживание, как взаимное познание и деятельность. Общение можно определить как наиболее широкую категорию для обозначения всех видов коммуникативных, информационных и прочих контактов людей, включая простые формы взаимодействия типа присутствия. Общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инстру-ментом познания и основой сознания для отдельного человека; наконец общение служит самоопределению личности. Общение – специфическая форма взаимодействия человека с людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении можно различить: а) инструментальную направленность: на выполнение социально-значимой задачи, на дело, на результат; б) личностную направленность: на удовлетворение личностных потребностей.

К средствам общения относятся:


  1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в мысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение.

  2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

  3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

  4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, то есть иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, то есть служить для большей выразительности речи.

В процедуре общения можно выделить несколько этапов.

На первом этапе восприятия человек идентифицирует собеседника по его полу, возрасту, внешним характеристикам и т. д. В соответствии с особенностями процесса сознания человеческий мозг сортирует полу-ченную от органов чувств информацию. Поскольку восприятие и память человека носят ассоциативно-образный характер, то ранее полученная информация как бы притягивает новую по принципу «подобное – к подобному». Таким образом, новый объект в коре головного мозга сразу попадает в поле уже имеющихся понятий. Этот процесс называется «

стереотипизацией».

Второй этап процесса общения – бессознательная «рефлексия», т. е. способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Рефлексия включается на этапе собственной позиции в данном акте общения. После того как прошла стереотипизация, включаются механиз-мы реакции на контактера. Человек сознательно или бессознательно либо готовится к обороне, либо к уходу от более тесного контакта, либо наоборот, он расслабляется, рад общению и готов к самораскрытию.

Вступая в общение, то есть, взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели. В их числе:



    • обмен или передача информации;

    • формирование умений и навыков или развитие профессио-нальных качеств;

    • формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

    • обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;

    • осуществление коррекции, изменение мотивации поведения;

    • обмен эмоциями.

    По своему назначению общение многофункционально.

    Выделяют 9 основных функций общения:


    1. контактная функция – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержанию взаимосвязи;

    2. инструментальная функция характеризует общение как соци-альный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;

    3. интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей;

    4. функция самовыражения
      или понимания определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;

    5. трансляционная функция служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок;

    6. функция оказания влияния – изменение состояния, поведения партнера;

    7. информативная функция – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;

    8. эмотивная функция – возбуждение в партнере нужных эмо-циональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний;

    9. статусоопределяющая функция – выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды.

    В соответствии с концепцией Леонтьева А. Н. и его анализом общения как деятельности и обозначения его как «коммуникативной деятельности», можно выделить
    основные структурные компоненты общения
    . Предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке. Коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение. Действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения – инициативные и ответные). Задачи общения – это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения (вербальные и невербальные). Продукт общения – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

    В зависимости от предмета общения различают такие виды общения, как: межличностное, деловое, специально-профессиональное и научное, социально-политическое и информационно-коммуникативное и т. д.

    Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

    Деловое общение – особый вид социальных отношений, направ-ленных на реализацию общего дела и предполагающих организацию сотрудничества для достижения цели.

    Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В качестве субъектов общения могут выступать как отдельные люди, так и целые группы. Деловое общение формально обезличено, поэтому в деловом общении интересы и мотивы участников могут быть скрыты и нуждаются в расшифровке. В деловом общении предметом общения является дело (рис. 1).

    Рис. 1. Модель делового общения

    Особенности делового общения заключаются в том, что:


      • партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

      • общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

      • основная задача делового общения – продуктивное сотрудни-чество.

    Намерения собеседников в деловом общении:

    • дать, получить нужную информацию или обменяться ею;

    • договориться по интересующему собеседников вопросу;

    • убедить партнера в правильности принимаемого решения, выгодности избранного способа действия и пр. ;

    • установить контакт, деловые отношения, соблюдая при этом определенный статус и роли.

    Деловое общение предполагает реализацию следующих условий:

    • обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий;

    • предметно-целевое содержание коммуникации;

    • соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия, с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;

    • взаимозависимость всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата, и при реализации личных намерений;

    • конвенциональные ограничения, то есть соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (например, действия по инструкциям, протокол, соблюдение правил внутреннего распорядка, следование традициям предприятия и пр.).

    Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосред-ственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обла-дает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы. В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся конкрет-ные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

    Деловая коммуникация реализуется в трех основных коммуника-тивных формах:


    • монологической, где преобладают коммуникативные действия и высказывания личности как субъекта – организатора процесса слушания у других субъектов – участников общения;

    • диалогической, в которой субъекты взаимодействуют и взаимно активны;

    • полилогической, организующей многостороннее общение, кото-рое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации.

    Каждая конкретная профессиональная цель требует того содержания коммуникации, которое позволяет ее осуществить и добиться необходимых результатов. Если цель коммуникации – разъяснить что-либо, то содержание информации будет инструктивным (инструктаж), повествующим (консультация) или рассуждающим (комментарий). Кроме того, на содержание деловой коммуникации могут влиять и особенности складывающейся ситуации и личностный потенциал партнера. Например, для передачи информации вы хотели использовать метод дедукции – от общего к частному, но в ходе общения убедились, что для данного делового партнера более целесообразен метод индукции – от частных случаев, примеров к обобщению и выводам.

    Деловая коммуникация полноценна только тогда, когда в ней гармонично соединены взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешняя, поведенческая, операционально-техническая и внутренняя, затрагивающая ценностные особенности личности.

    Внешнюю сторону общения можно наблюдать, она выражается в коммуникативных действиях и фиксируется участниками общения с помощью таких показателей, как: речевая активность при взаимодействии, интенсивность действий, ведение своей линии, напористость или уступчивость, технико-коммуникативное мастерство, особенности слушания и адекватность поведения.

    Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации делового взаимодействия. Оно выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов и достаточно легко «считывается» даже тогда, когда партнер пытается скрыть реакцию, истинные мотивы и цели.

    Реальным пространством, в котором осуществляется деловое общение, выступает организация. Деловое общение в управленческой деятельности позволяет руководителю осуществлять анализ взаимо-отношений людей, форм контактов и средств их установления, способов включения человека в коллектив, факторов, определяющих его поведе-ние в совместной деятельности. Таким образом, руководитель получает возможность объективно оценивать состояния функционирования систе-мы и, при необходимости, принимать адекватное управленческое реше-ние для перевода системы из одного состояния в другое, более высокое. В этом заключается главная суть управленческой деятельности.

    1.2. Виды общения

    Профессиональная самореализация специалистов, их деловое взаимодействие возможны лишь в тех видах общения, которые предполагают прагматические цели и конструктивность решений, а также психологическую готовность каждого из партнеров к адекватному поведению и самореализации. Специалисты в сфере общения различают пять его видов: а) познавательное; б) убеждающее; в) экспрессивное; г) суггестивное; д) ритуальное. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства.

    Основные виды делового общения с выделением их основных характеристик представлены в табл. 1.
    Таблица 1


    Вид общения

    Характеристики общения

    цель общения

    условия организации коммуникации

    коммуникативные формы

    коммуникативные средства и технологии

    ожидаемый результат

    Познавательное общение


    расширить информационный фонд партнера, передать необходимую для профессиональной деятельности информацию

    учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия

    лекции и семинары, доклады и информационно-аналити-ческие сообщения, беседы и консультации, уроки, отчеты, а также письменные работы: рефераты, просмотр видео- и телевизионных обучающих передач

    комментарий, аргументация и доказательство; сравнительный анализ; структурирование информации; выделение «ключевых» слов и положений, резюмирование, использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы, речевая культура и ораторское мастерство

    освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций, саморазвитие

    Убеждающее общение

    вызвать у деловых партнеров определенные чувства, сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником

    опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру

    убеждающая, призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия, спор, полемика, переговоры, напутствие, комплимент, беседа, презентации, «круглые столы»

    коммуникативные средства и технологии: аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, свидетельствующие о преимуществах; опора на эмоциональный настрой партнера; учет контраргументации и критического настроя партнера; психологические приемы присоединения, создание атмосферы доверия

    привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей.


    Окончание табл. 1



    Вид общения

    Характеристики общения

    цель общения

    условия организации коммуникации

    коммуникативные формы

    коммуникативные средства и технологии

    ожидаемый результат

    Экспрессивное

    общение



    сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию

    опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно-эстетических средств воздействия на все сенсорные каналы делового пар-тнера: аудиальный, визуальный, кинестетический

    речи по специальному поводу; презентации; беседы и собрания; рассказ о ситуации, о фирме, о человеке; брифинг; анализ потенциальных проблем, возможных последствий; лозунги и призывы

    аудио-, видео- и художественные средства; краткость речевых конструкций; эмоционально окрашенный, образный лексикон; актерское мастерство: акцентация через улыбку, голос, взгляд; демонстративный характер поз; яркость жестикулирования, интонирования, ми-мики

    изменение настроя партнера; провоцирование необходимых чувств: сострадания, сопереживания, вовлечение в конкретные акции и действия

    Суггестивное

    общение


    оказать внушаю-щее воздействие на делового партнера для из-менения мотивации, ценност-ных ориентаций и установок, по-ведения и отношения

    внушаемость партнера, его недостаточная информированность, недо-статочная критичность ума

    беседа, митинг, речь-напутствие, пресс-конференция, брифинг, дебаты, реклама, собрание, консультация, тренинг

    разъяснение внушаемых установок; управление эмоциональ-ным напряжением; внушение через приемы: идентификации, ссылки на авторитет, персонификации; предупреждения, угроз, шантажа, психологического террора

    изменение поведения партнера, смена установок, ценностных ориентаций

    Ритуальное общение

    закрепить и под-держивать конвенциональные отношения в де-ловом мире; со-хранять ритуальные традиции фирмы, соз-давать новые

    ритуальный характер акций, художественно офор-мленная пространственная среда; праздничное или адекватное ситуации настроение; опора на национальные, территориальные и профессиональ-ные традиции и нормы общения

    рамочная, торжественная, траурная речи; речь в дружеском кругу; ритуальные акты, церемонии, обряды; праздники, посвящения, чествования; презентации и торжественные собрания

    использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический сенсорные ка-налы участников; включение участников в активную массовую деятельность; импровизации и неординарность сюжетов при сохранении ритуальных и церемониальных тенденций

    формирование чувства патриотизма и национальной гордости; сохранение традиций, закрепление новых ритуалов

    Каталог: data
    data -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
    data -> Ежова татьяна Владимировна проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя
    data -> Александрова Лада Анатольевна
    data -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
    data -> Программа «Управление образованием»
    data -> Возрастные особенности развития детей
    data -> Обретение своего лица. О педагогической программе развития А. Гавралан
    data -> Федеральное государственное автономное образовательное


    Скачать 1,56 Mb.


    Поделитесь с Вашими друзьями:

Правила эффективного слушания. Трудности, определение слабых сторон, практика

Навык эффективного слушания поможет вам получить работу своей мечты, добиться в ней успеха, произвести хорошее впечатление на ваших коллег и стать отличным лидером по мере своего продвижения. Активное слушание напрямую связано с эффективным руководством, и данная статья – это ваш шанс начать работать над улучшением навыков слушания.

Содержание статьи:

  1. Оценка ваших навыков слушания
  2. Трудности эффективного слушания
  3. Правильное поведение слушателя

Слушание – это навык, которому можно научиться. Ваше обучение строится на основе новой информации, повышенного самосознания, новых стратегий и практики. Вы получите максимальную отдачу от статьи, если подойдете к ней с твердой уверенностью в том, что вашему слушанию есть куда совершенствоваться.

Мы начнем с оценки ваших навыков слушания. Затем рассмотрим общие проблемы, с которыми сталкиваются люди во время слушания. В конце мы рассмотрим шесть эффективных способов слушания. Так как вы вряд ли сможете практиковать все шесть сразу, выберите несколько из них, которые вы сможете использовать в течение следующих нескольких недель или месяцев.

Оценка ваших навыков слушания

Прежде чем начинать улучшать свое слушание, оцените, в чем вы уже достаточно хороши и где бы вы могли его улучшить. Когда дело доходит до слушания, есть пять основных направлений или намерений слушания:

  • запоминать детали;
  • понимать общую картину;
  • оценивать содержание;
  • обращать внимание на тонкие подсказки;
  • сопереживать говорящему.

Ниже мы распишем все эти направления более подробно, а вы, в свою очередь, возьмите листок бумаги и расположите их в порядке убывания, где номер один – это то, в чем вы в данный момент хороши, а номер пять – это то, чему вы уделяете меньше всего внимания.

Запоминать детали. Здесь все просто, вы умеете запоминать имена, даты и другую конкретную информацию. Если вы хороши в настольной игре Trivial Pursuit, то вы, вероятно, можете назвать запоминание деталей своим навыком слушания номер один.

Понимание общей картины. Это означает, что вы можете понять общий смысл чего-либо, даже если вы не можете вспомнить конкретные детали. Если вы всегда понимаете, в чем заключаются ключевые идеи, когда слушаете, то это одна из ваших сильных сторон.

Оценка содержания. Здесь вы не просто слушаете, но и оцениваете содержание разговора. Например, когда вы слушаете то, что говорит вам продавец, вы просто соглашаетесь со всем, что он говорит, или у вас срабатывает критическое мышление и вы начинаете сомневаться в том, что вы слышите?

Обращать внимание на тонкие подсказки. Слушание – это не только слуховой процесс. Значительная часть смысла сообщения зависит от невербальных сигналов, которые нам дает говорящий: выражение лица, язык тела, тон голоса. Хорошо ли вы замечаете и интерпретируете эти сигналы языка тела?

Сопереживание говорящему. Определенные ситуации требуют от нас глубокого понимания эмоционального состояния говорящего. Считайте это своей сильной стороной, если вы распознаете эмоции и легко можете определить, когда кто-то расстроен, зол, смущен, счастлив и так далее.

Теперь, когда вы определили для себя, в чем ваши сильные стороны во время слушания, давайте поговорим о том, почему этот набор навыков важен для наших общих способностей к слушанию, и дадим вам несколько советов по улучшению ваших слабых сторон.

Совершенствуем слабые стороны слушания

Запоминание деталей – это наша способность прислушиваться к конкретным деталям, которые произносит говорящий, а затем сохранять их. Данный вид слушания полезен, когда ваш начальник дает вам инструкции по сложной, многоэтапной задаче, которую вы должны выполнять. Нам нужно прислушиваться к деталям, когда люди сообщают даты, которые требуют от нас действий.

Если запоминание деталей – это та область, которую вы хотите улучшить, тогда попробуйте следующие шаги. Когда кто-то заговорит с вами, оцените, нужно ли вам прислушиваться к деталям на данном этапе. Спросите себя, нужно ли мне сейчас действовать в отношении этой информации или позже? Какую информацию мне нужно запомнить, чтобы совершить это действие?

Ответ на эти важные вопросы поможет вам решить, на каком уровне слушания вам следует сосредоточиться. Если вам не нужно действовать в соответствии с информацией, например, ваш коллега просто делится своими наблюдениями, тогда понимание общей картины или сочувствие будет более подходящим и эффективным методом слушания.

Однако, если вы часто попадаете в ситуации, когда важно вспоминать детали, попробуйте следующие практические стратегии, чтобы улучшить этот навык. Послушайте не глядя прогноз погоды, а затем посмотрите, сможете ли вы вспомнить дневную температуру на эту неделю. Старайтесь добиться в этом определенных успехов.

В следующий раз попробуйте делать заметки, когда кто-то дает вам инструкции о том, как выполнить конкретную задачу. Возможно, ваш IT-специалист объяснит вам, как очистить кэш или как создать макрос в Excel. Затем попробуйте прочитать записанную инструкцию этому человеку или выполнить задачу на основе сделанных заметок.

Бывают ситуации, когда детали, наоборот, отвлекают нас. Если мы фокусируемся на деталях, то можем упустить важную суть сказанного. Иногда полезно сосредоточиться на общем видении, миссии, общей картине. Вы замечали людей, которые после долгой встречи могут в двух словах четко описать суть собрания? Это как раз те люди, которые могут выслушать и понять общую картину.

Спросите себя, как бы вы объяснили информацию кому-то за пределами организации или конкретной беседы? Когда вы можете ясно и кратко объяснить идею кому-то, кто даже незнаком с информацией, вы, вероятно, поняли общую картину.

Помимо этого, вы можете попрактиковаться в понимании общей картины, посетив лекцию и описав после нее основные представленные идеи. Если ваше объяснение выходит за рамки трех предложений, то вы, вероятно, слишком сосредоточились на деталях. В таком случае вам следует улучшать навык понимания общей картины.

При ежедневном общении мы чаще всего используем оценочное слушание. Данный тип слушания проявляется тогда, когда мы должны сформировать мнение после сбора информации или выбрать между двумя позициями, или когда нам нужно оценить сильные и слабые стороны предложения.

В деловом мире оценочное слушание необходимо для обеспечения жизнеспособности организации и поиска предпосылок для будущего роста. Если руководители не слушают критически и не взвешивает имеющуюся информацию, тогда решения, которые они принимают, могут быть ошибочными.

Независимо от вашего стиля слушания задайте себе следующие вопросы: приводит ли говорящий веский аргумент? Являются ли доказательства, которые он предоставляет, достоверными, своевременными и относящимся к теме? Представлены как плюсы, так и минусы? Не вводит ли какая-либо информация в заблуждение?

Отличной площадкой для обучения оценочному слушанию являются новости или спортивные комментарии. В обоих случаях дикторы представляют факты, а затем во время комментариев они представляют свой анализ ситуации. Выслушайте каждый из представленных аргументов, утверждений, доказательств и доводов.

В конце выпуска новостей решите, является ли представленное мнение также вашим мнением, или у вас имеются свои контраргументы и точка зрения. Оценочное слушание требует дисциплины и концентрации внимания только на содержании. Дайте себе время сравнить, сопоставить и принять решение на основании того, что вам преподносят.

Когда мы говорим о понимании тонких подсказок, то это все о чтении невербальных сигналов, которые имеют жизненно важное значение для передачи смысла. Во многих культурах прямое вербальное общение не является нормой. Многие вещи остаются недосказанными, и слушатели должны читать между строк.

Некоторые невербальные сигналы очень тонкие, и их сложно расшифровать

Умение читать едва различимые сигналы – важный навык слушания. Если вы не так хорошо разбираетесь в этом навыке, тогда наблюдайте за людьми. Это можно сделать сидя в парке или за просмотром различных телешоу. Мыльные оперы лучше всего подходят для этого упражнения, но постарайтесь выяснить сюжет.

Еще одно повседневное занятие, которое вы можете практиковать – это прийти на собрание, где вы не знаете участников и их позиции, и попытаться выяснить, кто чей начальник. Как уже упоминалось ранее, тонкие подсказки очень сложно уловить. Поэтому постарайтесь найти наставника, который довольно хорош в этом навыке.

Сочувствие требует времени и энергии, но оно того стоит, так как строит отношения между вами и говорящим. Когда вы смотрите на чуткого слушателя, вы видите, что он отражает эмоции и даже язык тела говорящего. Чуткие слушатели вникают в процесс слушания, чтобы лучше понимать эмоции и чувства говорящего.

Ранее мы писали о понимании общей картины, так вот чуткий слушатель слушает и перефразирует как эмоции, так и содержание. Это способ слушания, который может укрепить доверие и уважение между обеими сторонами.

Сопереживание говорящему важно, когда вы имеете дело с конфликтными ситуациями между членами вашей команды, с сотрудниками, которые отчитываются перед вами, или просто слушаете коллегу, который сильно расстроен из-за возникшей проблемы. Если вы слушаете с сочувствием и демонстрируете понимание сложной ситуации, вы можете рассеять эмоции или даже успокоить разочарованного клиента.

Сопереживание начинается с языка, который звучит в вашей голове как слушателя. Пока вы слушаете, поставьте себя на место этого человека и примерьте на себе его чувства. Полностью погрузитесь в процесс прослушивания, не осуждая и не отвлекаясь. Постарайтесь быть зеркалом говорящего и, если вы говорите, используйте подтверждающие ответы, такие как «Понятно», «Ага».

Если вы вербально участвуете в разговоре, то используйте следующие предложения: «Расскажите мне об этом подробнее», «Я понимаю, почему ты так расстроен из-за этого», «Это случилось впервые?» и другие.

Во время слушания не забывайте уважать чувства говорящего и не используйте фразы, которые бы обесценили их, например: «Это не так уж плохо. Не расстраивайтесь из-за этого» или «Все будет хорошо».

Частая практика улучшит ваши навыки, и лучше это делать в ситуациях, которые не слишком эмоционально истощают вас. Например, послушайте рассказ коллеги о ситуации, которая приключилась с его другом или как сосед рассказывает о ситуации на работе.

Сочувствие выделит вас на работе и в личной жизни. Определите, когда это необходимо, и примените свои навыки на практике, если вы хотите лучше общаться в целом. Но важно помнить, что вы должны правильно применять рассмотренные методы под наиболее подходящие ситуации.

Направления слушания

Вопросы, которые необходимо себе задать

Практические действия

Запоминание детали

Нужно ли мне сейчас действовать в отношении этой информации или позже? Какую информацию мне нужно запомнить, чтобы совершить это действие?

Послушайте прогноз погоды, а затем посмотрите, сможете ли вы вспомнить дневную температуру на эту неделю.

Делайте заметки, когда кто-то дает вам инструкции о том, как выполнить конкретную задачу.

Понимание общей картины

Как бы я объяснил(а) информацию кому-то за пределами организации или конкретной беседы?

Посетите лекцию и по окончании, опишите основные представленные идеи.

После посещения следующего продолжительного собрания, резюмируйте содержание встречи в двух предложения или меньше.

Оценка содержания

Приводит ли говорящий веский аргумент? Являются ли доказательства, которые он предоставляет, достоверными, своевременными и относящимся к теме?

Слушайте политические дебаты и выявляйте недостатки в аргументах обоих ораторов.

Обращение внимания на тонкие подсказки

Что я такого вижу, чего не слышу?

Понаблюдайте за людьми в парке или на телешоу. 

Прейдите на собрание, где вы не знаете участников и их позиции, и попытайтесь выяснить, кто чей начальник

Сопереживание говорящему

Как чувствует себя говорящий?

Слушайте и перефразируйте как эмоции говорящего, так и содержание.

Общаясь с коллегой по работе, у которого другая точка зрения по вопросу, заставьте себя определить две причины, по которым его аргументы имеют смысл.

Трудности эффективного слушания

Когда мы стараемся внимательно слушать, в наших головах много всего происходит. Иногда мы переполнены мыслями, а иногда слишком устали, чтобы следить за ходом повествования. Различают пять конкретных задач, которые занимают наши головы:

  • ментальные фильтры;
  • многозадачность;
  • отвлечение на доставку сообщения;
  • информационная перегрузка;
  • неуместный ответ.

Мы начнем с ментальных фильтров, потому что это самая распространенная проблема хорошего слушания. Эти фильтры автоматически просеивают огромное количество информации, которой мы каждый раз подвергаемся, и пытаются отсортировать, организовать, расставить приоритеты и разобраться во всем по порядку.

Эти фильтры со временем развиваются по мере того, как мы приобретаем определенный образовательный и профессиональный опыт. Иногда мы начинаем смотреть на мир через призму собственного опыта. Когда мы слушаем, мы склонны слышать то, что ожидаем услышать, независимо от того, произносил ли это говорящий или нет.

Наши ментальные фильтры нуждаются в хорошей очистке, если мы эмоционально реагируем на определенные слова, фразы или темы. Наши представления, наши твердые убеждения и предположения о реальности могут в конечном счете осложнить нашу способность слушать открыто и без предвзятого мнения.

Таким образом, независимо от того, вызваны ли фильтры предыдущим опытом или глубоко укоренившимися убеждениями, мы должны иметь возможность отложить свои предположения, чтобы слушать и лучше понимать.

Если вы мысленно ловите себя на том, что заканчиваете чьи-то предложения, или вырабатываете в уме свое опровержение, когда слушаете, то знайте, что это знак к тому, что ваш ментальный фильтр засорен и нуждается в хорошей очистке.

Многозадачность – огромный барьер для хорошего слушания. В наши дни, когда мы постоянно связаны со всеми сразу, так соблазнительно позволить себе отвлечься. Автор Маршалл Голдсмит определяет отличное слушание, как способность заставить другого человека почувствовать, что он единственный человек в комнате.

Все больше и больше исследований показывают, что многозадачность на самом деле вредит, а не помогает нашей эффективности и продуктивности. Одно из таких исследований доказало, что люди на самом деле совершают больше ошибок и замедляют общее рабочее время, когда пытаются переключаться между задачами. Об этом мы уже писали в статье по тайм-менеджменту.

Когда кто-то является к вам с желанием рассказать историю или обсудить рабочие вопросы, у вас есть два варианта: отложить все дела и выслушать человека, дав понять, что он один в комнате или попросить встретиться чуть позже, когда вы разберетесь со срочными делами. Помните, что многозадачность, сколь бы соблазнительной она ни была – не ваш друг, если вы хотите быть хорошим слушателем.

Вы замечали, как меняется ваш интерес к говорящему, когда он часто произносит долгое «м» или «э»? Или когда повествующий постоянно прыгает из темы в тему, делая рассказ абсолютно неинтересным? Это называется отвлечением на доставку сообщения.

Как вам меньше отвлекаться на доставку? Напомните себе, что вы не собираетесь судить о способностях говорящего. Измените свое мышление и сосредоточьтесь на содержании. Убедитесь, что вы действительно сосредоточены на содержании, заставив себя перефразировать сказанное. Когда вы заставляете себя лучше слушать, вы меньше отвлекаетесь на сложности доставки.

Если говорящий говорит слишком тихо, быстро, бормочет или его акцент вам трудно воспринимать, то должны ли вы притворяться, что понимаете его? Конечно, нет. Просите пояснений, если вы кого-то не поняли. Или просите говорить помедленнее, а может, и перефразировать сказанное. 

Настоящие слушатели не делают вид, что слушают. Истинные слушатели слушают, чтобы понять. Не позволяйте доставке мешать вам быть настоящим слушателем.

Постарайтесь вспомнить то время, когда вы присутствовали на лекции и делали для себя заметки. Случалось ли с вами, что вы пытаетесь успеть за лектором, пытаясь сделать больше записей и уловить каждое его слово, но тем самым все больше отставая и меньше улавливая суть речи, и, в конце концов, вы отключаетесь и думаете уже о чем-то своем?

Вы потерпели поражение из-за информационной перегрузки, но вы можете выиграть эту битву, имея некоторый опыт ведения заметок. Вы должны очень избирательно подходить к тому, что пишете в заметках, иначе вы отстаете и упускаете больше, чем слышите.

Что вы должны фиксировать письменно? Это зависит от того, как вы будете использовать информацию, которую слышите. Во время обучения вы хотите увидеть картину в целом, вам нужны общие принципы, а не конкретные факты. Но если вас попросят чуть позже действовать в соответствии с этой информацией, то вы можете вспомнить детали, поэтому зафиксируйте некоторые из них.

Помните, что у нас есть пять основных направлений слушания, и мы всегда должны знать, какое слушание требуется в конкретной ситуации. Как только вы решите, какой тип слушания вам нужен, вы сделаете соответствующие записи.

Подумайте, как вы будете использовать информацию, которую слушаете, и это поможет вам узнать, что записывать. Найдите метод ведения заметок, который работает для вас, и придерживайтесь его. Один из популярных подходов – это метод Корнелла.

Просто экспериментируйте, пока не найдете то, что подходит вам, и помните: никогда не используйте предложение, когда вы можете использовать фразу, или фразу, когда вы можете использовать слово.

Предположим, что вам удалось избежать всех проблем со слушанием, которые мы только что описали. Но то, как вы реагируете на только что услышанное, когда собеседник перестает говорить, говорит многое этому человеку о вас, как о слушателе.

Давайте рассмотрим некоторые из наиболее распространенных ошибок, которые часто делают люди:

  • Принимать все на свой счет. Это еще называется «автобиографическим ответом».
  • Критиковать. Даже если это неуловимо, если вы несогласны или критикуете кого-то сразу после того, как он закончит говорить, он никогда не будет думать о вас как о хорошем слушателе.
  • Давать советы не спрашивая. У всех нас есть искушение дать совет другим. Конечно, мы хотим быть полезными, но давать советы, когда нас об этом не просят, не демонстрирует нас, как хороших слушателей.
  • Концентрировать внимание на фактах, а не на эмоциях. Если мы фокусируем свое внимание на деталях истории и упускаем из виду общую картину или чувства, которые испытывает говорящий по поводу ситуации, мы не можем быть хорошими слушателями, даже если мы уловили все детали.

Правильное поведение слушателя

Теперь, когда мы изучили пять основных проблем для эффективного слушания, давайте обратим наше внимание на вербальные и невербальные реакции, которые делают нас лучшими слушателями. То, как вы отвечаете своими словами и действиями во время слушания, повлияет на качество разговора и общие отношения с вашим собеседником.

Различают следующие виды поведения при слушании:

  • определение вашей роли слушания;
  • использование эффективных невербальных фраз;
  • уважение к тишине;
  • перефразирование и уточнение вашего понимания;
  • отражение невербальных жестов говорящего и сопоставление его эмоций.

Давайте рассмотрим каждый из них по отдельности, и вы сможете решить, какие из них нужно включить в ваш план действий для дальнейшей практики.

Ваша основная задача как слушателя – быть рядом с говорящим. Если человеку нужен совет, вы должны его дать. Если он хочет выговориться, вы должны просто выслушать его. Если ему нужна ваша помощь в анализе, вы тоже должны это сделать.

Иногда люди заранее определяют вашу роль как слушателя фразами: «Можно тебе выговориться?», «Могу я тебе рассказать свой секрет?» и так далее. Такие предисловия очень помогают нам, так мы понимаем, что от нас требуется.

Что вам делать, если вы не получите эту устную подсказку?  В таком случае мы советуем уточнить свою роль в начале разговора. Например: «Вы хотите услышать от меня совет?», «Должен ли я делать заметки?» или «Вы звучите так, как будто просто хотите выговориться».

Простое разъяснение вашей роли слушателя спасет вас от последствий недопонимания. Американский семейный консультант Джон Грей предполагает, что пары вступают в споры, потому что мужчины в диалоге стремятся к решению проблем, тогда как женщины просто хотят говорить и услышать сочувствие.

Некоторые из нас инстинктивно прислушиваются в первую очередь к анализу, используют причинно-следственные рассуждения и прислушиваются к деталям, которые могут иметь наибольшее влияние. Из-за внимания к деталям логических слушателей иногда критикуют за то, что они критически оценивают информацию.

В отличие от логических слушателей, благодарные слушатели могут пропустить важную информацию и в первую очередь прислушаться к эмоциям. Знание предпочитаемого вами стиля обработки информации и прояснение своей роли поможет вам стать лучшим слушателем для вашего собеседника.

Альберт Мейерабиан из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса однажды опубликовал статистику, в которой говорилось, что 93% передаваемого сообщения – это эмоциональный смысл сообщения. Эта интерпретация исходит из невербальных сигналов, как тон голоса и язык тела.

В некоторых экспериментах говорящий произносил несколько отрицательных слов в положительном тоне, в то время как слушатели оценивали эти слова. Все слова с положительным тоном оценивались как положительные, даже если буквальные слова были отрицательными.

Как активный слушатель, большинство ваших слов могут быть короткими знаками согласия: «Хм», «Да», «Ага», «Серьезно?». Все, что вам нужно сделать, это сообщить, что вы внимательно слушаете, особенно если вы слушаете по телефону. Помните, что тон важнее ваших слов.

Теперь, что касается невербальных жестов, которые не включают тон или короткие слова. Сначала поговорим о выражении лица. Уместно улыбнуться в ответ говорящему, когда он делится положительным посланием. Если вы не уверены, улыбнитесь примерно на 20 процентов от полной улыбки, чтобы продемонстрировать внимательность и открытость.

Как и улыбка, зрительный контакт может иметь различное значение во всем мире. Независимо от географического положения, старайтесь следовать указаниям говорящего и смотреть ему в глаза. Даже если суть разговора вам неинтересна, не пытайтесь смотреть сверху на говорящего, отражать его поведение и заставлять его чувствовать себя некомфортно, время от времени глядя вниз или в сторону.

В зависимости от того, насколько хорошо вы знаете своего говорящего, ваше личное пространство может варьироваться от 50 сантиметров до одно метра в знакомой ситуации или от одного метра и более в социальной среде.

Только что мы обсудили ментальные и визуальные отвлекающие факторы, с которыми всем нам приходится сражаться, пытаясь внимательно слушать. Но есть еще такое понятие, как физическая и голосовая тишина, которые сделают вас лучшим слушателем.

Физическая тишина, очевидно, означает запрет на ерзание, покачивание, отвод глаз и постоянное изменение положения. Когда вы сидите спокойно и слушаете, вы чувствуете, что все ваше внимание сосредоточено на говорящем, что делает вас более благосклонным слушателем.

Некоторые исследования ясно показали, что молчание в общении с представителями определенных культур, таких как корейская, китайская и японская, можно интерпретировать как уважение и вежливость. Подождите несколько секунд, прежде чем перефразировать. Кивните утвердительно, но ничего не говоря. Поддерживайте зрительный контакт, даже когда собеседник перестает говорить.

Теперь, что касается перефразирования. Буквально это «резюмировать сообщение меньшим количеством слов». Эта техника активного слушания делает две вещи: сообщает говорящему, что вы внимательно слушаете, и позволяет вам проверить свое понимание и сосредоточиться на сути сообщения.

Если вы перефразируете что-то, что не соответствует сообщению, можно надеяться, что говорящий еще раз передаст его и приведет вам другой пример. Перефразирование может звучать так: «Итак, вы говорите, что …», «Вы расстроены, потому что …», «Могу я уделить минутку и рассказать вам то, что я услышал до сих пор?».

В следующий раз попробуйте попрактиковаться в перефразировании и уточнении слов, когда у вас будет возможность кого-то слушать. И то и другое позволит вам повысить ценность вашего активного слушания и сосредоточиться на нем.

Активное слушание также демонстрирует соответствие уровней энтузиазма, озабоченности, счастья или серьезности физической реакции слушателя. Помимо соответствия, отличные слушатели – это зеркало говорящего. Отражение может относиться к физическим движениям или тону голоса.

Например, если кого-то беспокоит то, чем он делится, и он сидит на краю своего стула, вы, сутулясь на стуле, на протяжении всего разговора, физически не говорите: «Я вас слышу». Если кто-то сидит за столом переговоров с двумя вытянутыми руками, вам нужно, чтобы, по крайней мере, одна рука находилась в таком же вытянутом положении, наполовину повторяя его позу.

Незначительное отражение позы или жестов со стороны слушателя создает сплоченность для говорящего. Зеркальное отображение также проявляется в форме скорости речи, выбора словаря, громкости и тона.

Но стоит сделать одно предостережение относительно сопоставления и зеркального отображения. Одно из первых правил работы с трудным клиентом – проявлять понимание и сочувствие. В большей степени это делается с помощью действий, а не слов. Вы можете заметить, что продавцы идут рядом с рассерженным покупателем или стоят рядом с ним, а не лицом к лицу.

В сложном словесном взаимодействии вы хотите снять напряжение в данной ситуации с помощью подходящего по духу языка тела или открытой позы тела и наклоненной в сторону головы. Это одна из ситуаций, когда не рекомендуется отражать или согласовывать эмоции говорящего.

Все виды поведения, перечисленных в этой главе, достаточно легко описать, но тяжело сделать. Мы призываем вас оценить себя и своих коллег. Какое количество людей используют перефразирование? Кто лучше всего справляется с отражением эмоций, когда вы чем-то с ними делитесь? Определение поведения – это первый шаг к тому, чтобы стать хорошим слушателем.

Чтобы совершенствовать свои навыки слушания, старайтесь практиковаться на свадьбах, детских мероприятиях, семейных застольях, собраниях персонала, скучных речах, в общем, везде, где вы сталкиваетесь с другими людьми.

Заключение

Мы хотели бы предложить вам простую стратегию применения на практике того, что вы узнали об эффективном слушании. Выберете себе двух собеседников, а также выберете 2 эффективных поведения слушания из предыдущей главы, и в течение месяца старайтесь практиковаться.

Например, при общении с моим коллегой Михаилом, я буду стараться перефразировать информацию, которую получаю от него. А при общении с моей подругой Ириной, я буду использовать прием отражения эмоций, когда она будет рассказывать о своих сложных семейных отношениях. Старайтесь упражняться таким образом, чтобы у вас вырабатывалась привычка.

Не забывайте развивать свои слабые стороны в слушании, как внимание к деталям, понимание общей картины, оценка информации, понимание тонких подсказок и сочувствие. Все эти типы слушания важны в разных ситуациях.

12 препятствий на пути к эффективному слушанию и способы их преодоления

Узнайте о 12 основных препятствиях на пути к эффективному слушанию и изучите стратегии их преодоления. Улучшите свои навыки общения с помощью этого простого руководства уже сегодня!

Почему важно слушать?

Отличные навыки слушания являются ключевой частью обучения и работы на рабочем месте. Услышать информацию, усвоить ее и правильно понять может иметь огромное значение в работе. Многие исследования показывают, что даже самые незначительные улучшения способности человека слушать могут оказать заметное влияние на общую эффективность общения и продуктивность.

Согласно Castleberry & Shepherd, эффективное прослушивание происходит, когда существует высокая степень соответствия между исходным сообщением отправителя и воспроизведением этого сообщения слушателем. Общение — это улица с двусторонним движением, но слушатель должен убедиться, что он получает информацию точно.

Умение слушать необходимо почти во всех областях работы. Эти навыки имеют решающее значение в командной работе, решении проблем, принятии решений, управлении, контроле, ведении переговоров, обслуживании клиентов и продажах.

Барьеры для прослушивания

К сожалению, барьеры могут препятствовать эффективному слушанию. Эти препятствия для слушания можно разделить на две основные категории: внешние и внутренние.

Внешние барьеры для прослушивания

Внешними барьерами для прослушивания легче управлять, чем внутренними барьерами. Они включают в себя различные факторы, отвлекающие от окружающей среды, которых обычно можно избежать или свести к минимуму с помощью простых исправлений, таких как удаление себя от мешающего барьера или удаление проблемы из области, в которой вы находитесь. Внешние барьеры включают:

  • Шум. Препятствием может быть любой внешний шум, например звук работающего оборудования, телефонный звонок или разговор других людей.
  • Визуальные отвлекающие факторы. Визуальные отвлекающие факторы могут быть такими же простыми, как сцена за окном или происходящее за стеклянными стенами соседнего офиса.
  • Физическая настройка. Проблемами могут быть некомфортная температура, плохие места для сидения или их отсутствие, неприятные запахи или расстояние между слушателем и говорящим.
  • Объекты. Такие предметы, как мелочь, ручки и украшения, часто вызывают беспокойство во время прослушивания.
  • Говорящий человек. Слушающий может отвлекаться на внешний вид, манеры, голос или жесты другого человека.

Внутренние барьеры для слушания

С внутренними барьерами для слуха сложнее справиться, так как они находятся в сознании слушателя. Устранение внутренних барьеров зависит от высокого уровня самосознания и дисциплины со стороны слушателя, например, сдерживания себя до того, как ум начнет блуждать, и возвращения полного внимания к говорящему. Внутренние барьеры включают:

  • Беспокойство. Тревога может быть вызвана конкурирующими личными заботами и заботами.
  • Эгоцентризм. Это заставляет слушателя сосредоточиться на своих мыслях, а не на словах говорящего.
  • Умственная лень. Лень порождает нежелание слушать сложную или подробную информацию.
  • Скука. Скука возникает из-за отсутствия интереса к предмету говорящего.
  • S чувство превосходства. Это приводит слушателя к мысли, что ему нечему научиться у говорящего.
  • Когнитивный диссонанс. Слушатель слышит только то, что он или она ожидает, или формирует сообщение говорящего, чтобы оно соответствовало его собственным убеждениям.
  • Нетерпение. Слушатель может раздражаться, когда говорящий говорит медленно или растягивает сообщение.

Преодоление этих барьеров имеет решающее значение для лучшего слушания. Если слушатель сможет устранить эти барьеры, он обнаружит, что может лучше понять поставленные задачи, более эффективно общаться и добиться большего успеха на рабочем месте.

Узнать больше

Оценка и семинар

Программа

«Учимся слушать» от HRDQ помогает командам узнать, как достичь немедленных и долгосрочных результатов с помощью искусства эффективного слушания. Независимо от того, ищете ли вы программу под руководством инструктора или вариант самостоятельного обучения, эта комбинация самооценки и рабочей тетради является фаворитом инструкторов уже более 15 лет!

Купить сейчас

Бесплатный вебинар

Чтобы узнать больше о важности навыков слушания и о том, как их лучше использовать, посмотрите вебинар HRDQ «Как навыки слушания могут улучшить производительность на рабочем месте». Участники покинут сеанс, имея возможность определить эффективность слушания в трех измерениях, изучить видимые и невидимые аспекты слушания, узнать, что требуется как физически, так и умственно, чтобы слушать, понять общие препятствия на пути к эффективному слушанию и создать план развития новых навыков. в немедленные действия.

Оценить текущий уровень навыков, показать людям, как играть активную роль в процессе слушания, а затем предоставить широкие возможности для практики и развития.

 

11 препятствий на пути эффективного слушания и советы по их преодолению

11 препятствий на пути эффективного слушания …

Включите JavaScript

11 препятствий на пути эффективного слушания и советы по их преодолению

Хотите стать лучше? слушатель, чтобы улучшить ваши личные и профессиональные отношения? Умение слушать — один из самых важных навыков в общении. И это ключ к тому, чтобы ладить с другими людьми, будь вы дома или на работе.

Узнав об этих 11 препятствиях на пути к эффективному слушанию, вы сможете распознавать их по мере их появления, предпринимать шаги для улучшения своих навыков слушания и, в конечном счете, лучше понимать окружающий мир благодаря общению с другими!

Давайте углубимся в этот список распространенных препятствий, которые мешают нам по-настоящему услышать и понять, что говорит другой человек.

Хотите отдохнуть от экрана? Нажмите на ссылку ниже, чтобы прослушать аудиозапись!

1. Физические барьеры в общении:

Физическими барьерами могут быть все, что блокирует способность слышать то, что говорят. Это может включать шум, препятствия и расстояние. Внешним шумом может быть что угодно: от строительной площадки по соседству до громко разговаривающих людей в офисе или шума уличного движения за окном.

Физическими препятствиями могут быть люди, стоящие перед вами на сетевом мероприятии, или кто-то, сидящий между вами и человеком, выступающим на собрании. В этом случае ваша способность эффективно слушать также будет затруднена.

Расстояние также может быть препятствием, если вы сидите недостаточно близко к говорящему или у вас плохая связь при разговоре по телефону. Чем дальше люди находятся друг от друга во время разговора, тем труднее их четко расслышать.

2. Эмоциональные барьеры:

Эмоциональные барьеры – это эмоциональные факторы, мешающие эффективному слушанию. К ним относятся как положительные, так и отрицательные эмоции, такие как возбуждение, гнев, расстройство или отвлечение. Трудно сосредоточиться на чем-то другом, когда эмоции мешают концентрации.

Например, если вы расстроены чем-то, что произошло ранее днем, вам будет сложно сосредоточиться на том, что говорит человек перед вами. Если вы злитесь на кого-то, вы вряд ли будете очень восприимчивы к тому, что они говорят. И если вас отвлекает что-то интересное, происходящее в вашей жизни, вы не сможете хорошо сосредоточиться на говорящем.

Хотите улучшить свои навыки общения и сделать карьеру? Проверьте наш курс Udemy сегодня!

3.

Психологические барьеры для эффективного слушания:

Психологические барьеры похожи на эмоциональные барьеры, но они основаны на наших мыслях, а не на чувствах. Иногда мы склонны предполагать, что знаем, что собирается сказать другой человек, думаем о том, что собираемся сказать дальше, или осуждаем человека, которого слушаем.

Например, если вы разговариваете с кем-то и начинаете думать о том, чтобы ответить, вы будете менее эффективно слушать, что говорит этот человек. Вместо этого вы будете сосредоточены на формулировании своего ответа. Это отсутствие внимания может привести к недопониманию и плохому общению.

4. Культурные барьеры:

Культурные барьеры можно увидеть как в социальном, так и в деловом контексте. Это может быть вызвано различиями в этнической принадлежности, религии, традициях или социальном статусе. Деловые культурные барьеры возникают, когда существуют различия в том, как ведется бизнес в разных частях мира. Это может быть связано с различными законами, обычаями или социальными нормами.

Например, во многих частях Европы принято пожимать друг другу руки при первом приветствии или даже целовать в щеку, но в некоторых местах неуместно прикасаться к человеку другого пола, с которым вы общаетесь. только что встретил. Это может привести к дискомфорту и непониманию, если вы не знаете о культурных различиях между вами и человеком, с которым вы разговариваете.

5. Языковой барьер:

В нашем глобальном обществе языковой барьер, вероятно, является одним из наиболее распространенных препятствий для эффективного слушания. Это может существовать, когда между двумя говорящими людьми есть языковая разница или когда один человек плохо понимает разговорный язык.

Важно отметить, что языковой барьер не обязательно должен быть вопросом национальной или этнической принадлежности. Это может быть просто разница в диалекте.

Например, человек с юга Англии может не понять человека с севера Англии, потому что он говорит с другим акцентом или даже использует другие выражения.

6. Давление времени:

Этот барьер основан на идее, что люди чувствуют, что у них недостаточно времени, чтобы слушать. Нехватка времени может исходить из разных мест, в том числе из самого себя или из внешнего источника.

Например, если вы опаздываете на встречу, вы, вероятно, будете менее склонны проводить время, выслушивая все идеи, чем если бы у вас было больше свободного времени.

В качестве альтернативы, если вы чувствуете нетерпение из-за того, что человек говорит слишком долго, вы можете почувствовать, что не можете сосредоточиться на том, что он говорит.

Из-за этого может быть трудно сосредоточиться на том, что говорит другой человек, и вы можете перестать слушать и начать готовить оправдание для ухода.

7. Темп речи:

Скорость речи часто может быть препятствием для эффективного слушания. Когда кто-то говорит слишком быстро, может быть трудно не отставать и понимать все, что он говорит.

В некоторых случаях человек, говорящий быстро, может делать это потому, что нервничает или не думает, что его слушатель заинтересован в том, что он хочет сказать. Или, иногда, они просто от природы быстро говорят.

Если вы чувствуете себя ошеломленным чьей-то быстрой речью, вам может быть трудно понять, что они говорят. Это может привести к непониманию и плохому общению.

8. Тон голоса:

Тон голоса также может быть препятствием для эффективного прослушивания. Когда кто-то говорит монотонным голосом, трудно сосредоточиться на его сообщении. Или, если их тон сердитый и громкий, это может вызвать у слушателя эмоциональную реакцию вместо того, чтобы сосредоточиться на том, что хочет сказать говорящий.

9. Прерывания:

Прерывания могут исходить от любой стороны разговора, и они могут быть физическими или словесными. Физическим прерыванием может быть то, что кто-то схватил вас за руку, чтобы привлечь ваше внимание, пока вы говорите, или люди пытаются перекричать друг друга.

Вербальные перебивания в форме вопросов и утверждений. Наложение происходит, когда оба человека пытаются говорить одновременно, и ни один из них не отказывается от своей очереди, чтобы услышать, что говорит другой. В результате сообщение теряется, а разговор становится неэффективным.

10. Информационная перегрузка:

Когда на кого-то поступает слишком много информации, бывает сложно сосредоточиться на чем-то одном. Это часто происходит на деловых встречах, когда люди представляют либо новую, либо сложную информацию. Это также может произойти во время разговора, когда человек, с которым вы разговариваете, дает вам слишком много информации за один раз. В любом случае слушатель не будет сосредотачиваться на том, что говорится, и, вероятно, упустит важные детали.

Пример информационной перегрузки можно найти на деловой встрече. Представьте, что вы находитесь на совещании, где спикер представляет информацию, которая не имеет отношения к вашей работе или задачам. Это может привести к тому, что вы отвлечетесь и потеряете концентрацию. В результате вы упустите важные детали, которые могут повлиять на производительность вашей работы.

11. Предвзятость:

Предвзятость включает предрассудки или предположения о других, основанные только на их внешности, поле, расе, религии и других факторах. Когда мы предвзято относимся к кому-то другому, мы ожидаем, что он будет действовать определенным образом, исходя из наших предположений, что приводит к плохому слушанию.

Например, на многонациональном рабочем месте часто бывает группа людей разного происхождения и с разными физическими характеристиками или жизненным опытом.

Когда вы находитесь в такой ситуации, вам может быть легко делать предположения о людях, с которыми вы работаете, несмотря на то, что вы никогда не знали их. Это может помешать вам эффективно слушать их, потому что вы не даете им возможности показать вам, кто они.

Эти 11 барьеров на пути к эффективному слушанию могут помочь нам улучшить наши навыки общения и отношения дома и на работе. Зная об этих препятствиях, мы можем преодолеть их и улучшить нашу способность эффективно слушать.

Невербальные признаки неэффективного слушания на работе

Существует множество физических признаков того, что кто-то может быть неэффективным слушателем при общении с коллегами или клиентами. Некоторые из этих признаков включают взгляд в свой телефон, игру с чем-то на столе, зевоту, постукивание пальцами, ходьбу по комнате или вычеркивание вещей из списка, пока кто-то с ними разговаривает.

Другие физические признаки также могут включать скрещивание рук на груди, отведение взгляда от говорящего и «отключение» во время разговора другого человека. Они также могут сутулиться на стуле и выглядеть рассеянными или скучающими.

Вербальные признаки плохого слушания

Помимо физических признаков, вы можете заметить некоторые словесные признаки того, что кто-то плохо слушает.

Например, люди могут прерывать говорящих, чтобы задать вопросы, на которые только что были даны ответы в разговоре, или они могут пренебрежительно ответить «Ммм», когда вы пытаетесь поговорить с ними о важном вопросе. Кроме того, люди, которые плохо слушают, могут кивать, пока вы говорите, но когда вы задаете им вопрос, они кажутся растерянными и не могут на него ответить.

К счастью, есть вещи, которые люди могут сделать, чтобы улучшить свои навыки слушания, чтобы другие вокруг них могли разговаривать, не чувствуя себя проигнорированными или разочарованными. Если вы пытаетесь практиковать свои навыки активного слушания, постарайтесь думать об этом не как о рутине, а скорее как о возможности узнать что-то новое или улучшить свои навыки межличностного общения.

Как устранить препятствия на пути к эффективному слушанию

Итак, что вы можете сделать, чтобы преодолеть эти препятствия и научиться лучше слушать? Первый шаг — осознание. Как только вы узнаете о различных существующих барьерах, вы можете начать работать над способами их преодоления.

Лучший способ устранить препятствия на пути эффективного слушания — учиться и практиковаться. Людям может потребоваться некоторое время, чтобы понять, когда они позволяют этим барьерам влиять на их разговоры. Как только они это сделают, некоторые стратегии могут быть реализованы, чтобы улучшить то, как вы слушаете.

Хотя иногда бывает трудно слушать, это необходимо для общения и взаимоотношений. Практикуйтесь в поиске этих барьеров, когда вам трудно слушать или пытаться понять чужую точку зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *