Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Убеждения это в обществознании: Презентация по обществознанию «Мировоззрение, убеждение, вера» (10 класс)

Эссе по обществознанию: «Религия — это убеждение, что всё происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда» (Ч. Павезе)

«Религия — это убеждение, что всё происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда» (Ч. Павезе)

Чезаре Павезе

В данном высказывании автор затрагивает проблему сущности и роли религии в обществе. Он считает, что в основе религии лежит вера людей в непосредственную связь происходящих событий в жизни общества и человека с высшей силой – Богом, что придаёт содержательность жизни человека. Религия, выполняя, таким образом, компенсационную функцию в смысложизненных, ценностных и других исканиях обеспечивает себе длительность существования.

Похожие цитаты:

«У Бога нет религии» (М. Ганди)
«Атеизм — это тонкий лед, по которому один человек пройдет, а целый народ ухнет в бездну» (Фрэнсис Бэкон)
«Религия не делает нас лучше, но она мешает нам стать гораздо хуже» (Луи Де Бональд)

«Человек так устроен, что он может жить или верой в Бога или верой в идеалы и кумиры» (Н. Бердяев)
«Религия, искусство и наука — это ветви одного и того же дерева» (А. Эйнштейн)


Следующее Предыдущее Главная страница

  • Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности.

    Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых …

  • Обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве.

    Обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве. (Обоснование может быть дано в одном …

  • Объясните, почему истину считают идеалом познания.

    Объясните, почему истину считают идеалом познания. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) К…

  • Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества.

    Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространё…

  • Обоснуйте важность правильного выбора организационно-правовой формы при организации предпринимательской деятельности.

    Обоснуйте важность правильного выбора организационно-правовой формы при организации предпринимательской деятельности. (Обоснование может…

  • Обоснуйте необходимость правового регулирования отношений собственности.

    Обоснуйте необходимость правового регулирования отношений собственности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распростране…

  • «Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых» (Ф. Искандер)

    Фазиль Искандер В данном высказывании автор рассуждает о сущности культуры как о внутреннем, духовном развитии и богатстве человека….

  • Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений.

    Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространенных . ..

  • Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества.

    Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества. (Обоснование может быть дано в одном или н…

  • План «Российская федерация: форма государства»

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Российская федерация: форма государ…

Мат, феминитивы и ваши политические убеждения на ЕГЭ

(полную версию подкаста можно послушать в нашей группе в ВК)

Всем привет! С вами Елизавета Перфилова и мы запускаем серию подкастов нашего образовательного центра «Эксперт». 
Будем разговаривать со специалистами нашего центра – экспертами ЕГЭ и ОГЭ на актуальные темы, которые касаются учащихся старшей школы, а также всех тех, кто будет сдавать ЕГЭ или ОГЭ.

Сегодня в студии у нас Мордасов Виктор Геннадьевич –  старший эксперт ЕГЭ по обществознанию, один из преподавателей образовательного центра «Эксперт».

Лиза: — Здравствуйте!

Виктор: — Да, и снова здравствуйте.

Лиза: — Сейчас многие сталкиваются со всякими новыми словами. У нас очень много слов, которые мы не понимаем из уст, например, выпускников или даже своих друзей. Постоянно в интернете споры про феминитивы: нужны? Не нужны? Уместны? Не уместны? Много разговоров о том, хороша власть? Плоха нынешняя власть? Что с этим делать? Ну и вообще, многие задумываются о цензуре, что возможно она вернется в более строгой форме. Но это всё разговоры, а Вас я хотела спросить: «Есть ли цензура в ЕГЭ»?

Виктор: — Очень интересный, хороший вопрос. Дело в том, что, если мы возьмем чистое понятие цензуры. т.е. прямой запрет на транслирование или публикацию какой-либо информации, то у нас цензуры, в принципе, нет. У нас страна, в которой, это в конституции прописано. У нас есть какие-то вещи, которые могут цензурировать, ну там, связанные с уголовными делами, с призывами к самоубийствам или еще к чему-то. Ну, т.е. такие вещи, которые могут реально людям вредить. На такие вещи у нас есть, конечно же, цензура. Если же говорить о цензуре как таковой и едином государственном экзамене, то здесь есть, о чем поговорить. Ведь в действительности, когда ты проверяешь работу, ты чего только не читаешь. Можно было бы целый ролик записать с «ляпами» в ЕГЭ или с какими-то смешными вещами из ЕГЭ. Я думаю, что, если ребята попросят, мы конечно такое запишем. Но тут прозвучали вопросы про оскорбление власти или, допустим, про какие-то новомодные словечки, связанные с феминитивами, жаргонизмами, может быть даже с матом, такое тоже бывает, я бы хотел по полочкам разложить. Если же мы говорим об какой-то аппозиционной точке зрения, то у нас в ЕГЭ по обществознанию, я могу в принципе говорить про обществознание, есть только один тип заданий, где мы можем с этим столкнуться.  Это задания, где нужно приводить примеры на теоретическую часть из повседневности. У нас это задания 23, 26 и мини-сочинение. И там, конечно, бывают ситуации, когда мы читаем ну, скажем так, провокационные какие-то точки зрения, которые в том числе, связаны с властью и с оппозицией и еще с чем-то. Но никто в этом смысле, грань какую-то, из того что я читал, не переходил. Здесь есть два случая, с которыми сталкивался лично я на проверке экзаменов. Значит, первый случай был о том, что ребенок писал о социал-дарвинизме. О том, что есть естественный отбор среди людей.  О том, что Адольф Гитлер был прав и что в принципе, человек-человеку волк. Такая вот фраза была, из какого-то тюремно-воровского словаря. Но, дело не в этом, дело в том, что это была явная провокация. И, естественно, с этим сочинением я подошел к руководству и задал вопрос: «Что делать?» На что я получил ответ: «Нужно проверять, естественно. Нужно проверять эту точку зрения человека, мы не можем это не проверять».  И мне нужно было написать служебную записку на эту тему. И дальше бы вышестоящее начальство принимало бы по этой работе какое-либо решение. Сразу скажу, какое было решение принято — я не знаю, но, мною лично, баллы по этой работе были выставлены. т.е. я за них поставил баллы, я не мог, естественно, там обнулить что-то или поставить крестики. Этого, конечно, не было. Я работу проверил. И второй случай, который чисто из мой практики, не кто-то там говорил, пересказывал, знаете, такое бывает – когда учителя общаются друг с другом. Когда в работе каждое второе слово, я утрирую — каждое третье, было написано матом. В прямом смысле слова. Некоторые матерные слова использовались в качестве предлога, в качестве соединительных союзов, в качестве вступления. Их было очень много. Каюсь, что не посчитал, сейчас можно было бы «козырнуть» такой циферкой, что их там было, триста, например, штук. Нет, конечно, такого не было, но мне это было совершенно неприятно читать и ситуация была примерно такая же: мне нужно было написать служебную записку и с этой работой уже разбирался не я. Но тут всё было намного проще, потому что я выставил за мини-сочинение, где это было написано, ноль баллов, потому что там тема была не раскрыта и в этом смысле всё было предельно просто, т.е. сказать о том, что я человеку «зарубил» баллы, потому что мне не нравится его манера общения — это, конечно, не так. Меня в свое время поправляли, что, например, в экзамене по русскому языку в сочинении есть критерий, который отвечает за этику и, если есть какие-то жаргонизмы, или если есть какие-то матерные слова, просто снимают баллы сразу. Но дальше практика показывает, что ребят, которые подобные вещи написали, их каких-то образом наказывают. Либо это предписание, административный штраф, потому что это публичное место и в публичном месте ругаться матом нельзя, либо каким-то образом ставят это на контроль т.е. в итоге узнают кто же это написал, не мы, естественно, у нас таких полномочий нет. Но в школу могут прийти интересные либо письма, либо люди и рассказать, что «ата-та! Так делать нельзя!». От себя же я добавлю, что мат ни в коем случае не используйте, потому что, во-первых, это не нормально. Это в принципе не норма поведения и общения людей и, конечно же, мат оставляет очень негативный фон в работе, что совершенно недопустимо. Это тоже любопытно. Про мат я сказал.  
Дальше, второй момент был про критику власти, с критикой власти всё предельно просто: критикуйте на здоровье. Пишите, что Путин плохой, что Навальный хороший. Если нет никаких призывов к изменению конституционного строя, к свержению нынешней власти. Если этого нет, то никаких проблем тоже нет. Пожалуйста, критикуйте. Почему-то все думают, что мы – эксперты, которые проверяем работы, настроены очень-очень негативно, типа любую точку зрения, которая формально отличается от официальной, мы её сразу «нулим». Нет, конечно, этого нет. Наоборот, всегда очень любопытно читать, когда тебе не пишут «вот, в России, например, самая демократичная демократия, потому что так написано в конституции». Нет, конечно, это нужно засчитывать, в конституции это написано. А реально же история в другом, всегда любопытно и интересно читать альтернативное мнение, особенно если это мнение чем-то подтверждено. В мини-сочинении, например, мы не оцениваем точку зрения автора, нам, в общем, все равно. Мы оцениваем его аргументацию и это действительно важно и любопытно, потому что, как показывает практика, среди учителей есть тоже оппозиционно-настроенные люди, в том числе, конечно же, и никаких с этим проблем нет. Т.е. у нас цензуры в ЕГЭ нет, есть здравый смысл и есть какие-то вещи, на которые нужно обращать внимание. Поэтому не бойтесь выражать свою точку зрения, это только приветствуется, но, всегда помните, что оценивается не ваша точка зрения, а оценивается ваша аргументация. Тоже любопытно. 
Третий был вопрос про феминитивы и всяческий модный сленг и новояз, но тут однозначно я вам не скажу, можно или нельзя, просто потому что зачастую люди, которые проверяют ваши работы не всегда знают таких слов и их значения. 

Лиза: — Придется загуглить, чтобы проверить!

Виктор: — Да, кстати, тоже любопытно — вопрос продан в топ, но я расскажу, можем ли мы что-то «загуглить», когда проверяем?  Да, можем. То есть у нас на этаже у проверяющих дежурных есть компьютеры и если ты чего-то не знаешь, ты можешь официально подойти к компьютеру и воспользоваться Гуглом. Мы можем «загуглить», есть такие слова или нет таких слов. Поэтому да, но, опять же, лучше не использовать.  Если ты хочешь, чтобы тебя поняли то, говори, пожалуйста, на языке собеседника. Это на самом деле не про феминитивы, я уже 4 раза это слово сказал, а примеров никаких не привел. Конечно, я приведу. Главное, чтобы это было понятно. Дело в том, что, опять же, у нас никакой, скажем так, эмоциональной окраски к читаемому нет. Поэтому, условно, если человек пишет, что там автор высказывания, или, авторка высказываний, или, например, известный блогер написал так, или известная блогерка написала так. Нам вообще нет никакого до этого дела. Окей, феминитивы и что? Главное, чтобы было понятно. Просто иногда бывают феминитивы непонятные и не совсем понятно, что под ними имеется в виду. Из своего не очень богатого опыта работы с феминитивами в ЕГЭ, у меня была в прошлом году ровно одна работа, я, честно признаюсь, не сразу понял о чём идет речь. Но вот у меня, например, слово человек был преобразован в феминитив, т.е. было написано «человечинка». Ну, как бы, «человечинка» не сразу врубился вообще, что это значит. Я сначала думал ну там, знаете, эти… 

Лиза: — Как говядина?

Виктор: — Ну, типа да, говядина там, «человечинка». А потом, я так понял, что народ просто, видимо, по приколу написал посмотреть на итоговую реакцию. У меня, кстати, ребята, которые на курсах занимаются, вот среди них идеи феминимизма очень сильно распространены и они спокойно выполняют работы и пишут в том числе и феминитивами, так что, если не брать реального расчета ЕГЭ, то мы с этим сталкиваемся и я в этом ничего плохого не вижу. Я придерживаюсь того мнения, что не человек создан для языка, а язык создан для человека, поэтому, пожалуйста. Если это тренд, к тому же что-то выражающий, пожалуйста, почему нет. Я ничего против не имею, наоборот, даже поддерживаю, если человек словами может выражать собственную позицию, пускай даже так, то почему нет. 
Как правильно писать, Лиза: на Украине или в Украине? 

Лиза: — Думаю, сейчас правильно — в Украине.

Виктор: — В Украине. Да. Я вот никак не могу привыкнуть и себя одергиваю, периодически говорю «на» Украине 

Лиза: — В разговорной речи я тоже так говорю, признаюсь. 

Виктор:— Тоже вопрос задавали, как говорить, чтобы народ не оскорблять. Вот мне, например, всё равно, на самом деле, как говорить «в» или «на», но, если человеку не всё равно, если мы с тобой, Лиза, допустим, беседуем и тебе принципиально, чтобы я, как твой собеседник, говорил «в» Украине, я буду говорить «в» Украине, потому что для меня это не имеет такого большого значения как, например, для тебя. Вот в ЕГЭ ситуация абсолютно такая же. 
Поэтому, ещё раз скажу, что во всех этих трех случаях, кроме мата, пожалуйста, используйте в том числе и альтернативные точки зрения, в том числе и феминитивы и  вообще не бойтесь. Проверяют ЕГЭ ваши учителя. Мы не выходим на проверку экзаменов с таким посылом, что обязательно максимально мы сейчас детей будем «душить», нет, мы проверяем по критериям и в критериях относительно феминитивов или жаргонов, там, в общем, ничего не сказано. Нет, безусловно есть такой вот эмоциональный фон от работы. Кому-то нравится, кому-то не нравится. Но, в большинстве своем, учителя — это люди, которые работают с детьми, и они прекрасно понимают, что ЕГЭ — это срез общественный, то есть того что происходит здесь и никаких проблем, естественно, с этим не возникает.

Лиза: — Спасибо. Спасибо за рассказ, думаю, на этом завершим наш разговор о том, есть ли цензура в ЕГЭ и какие спорные моменты возникают иногда. Спасибо, что послушали нас и до скорых встреч.

Виктор: — Да, до свидания! 

Страницы содержания Энциклопедии религии и социальных наук

Энциклопедия религии
и общество
Уильям Х. Сватос-младший Редактор

gif» bgcolor=»#993333″ rowspan=»2″ valign=»middle» align=»center»>

Содержание | Обложка | Редакторы  | Авторы | Введение | Веб-версия

УБЕЖДЕНИЕ/УБЕЖДЕНИЯ

Идея религии, пожалуй, неотделима от отличительное когнитивное или убеждение измерение. Тем не менее, социологические исследования религиозная вера долго боролась с адекватным определением этого измерения. Там две основные, давние школы мысли. Один, субстантивист, утверждает, что религия — это, по сути, вера в сверхъестественные агенты или силы (Гуди 19).61). Этот концептуализация имеет сильную интуитивную привлекательность для социологов, которые для большинства часть находятся под непосредственным влиянием иудео-христианских традиций, но есть и недостатки Использование этого определения в сравнительных исследованиях.

В любой религиозной культуре, где существует набор верования, четко отделяющие сверхъестественный порядок от естественного мира, с небольшими трудностями происходит при применении термина религиозный к убеждениям о сверхъестественном. Христианство и ислам, объективированные в догматах, порочащих наше настоящее, мирское существование и ожидает трансцендентного, духовного существования после смерти, привести знакомые примеры. Но в некоторых религиозных традициях разделительная линия между Верующие не различают естественный мир и сверхъестественное. в традиционная культура Бали, например, каждое место человеческой мирской деятельности окрашено с духовным пониманием. Поэтому в религиозных культурах, таких как балийская, вера в сверхъестественное смешивается с натуралистическими верованиями в гладком континууме, так что два нельзя отделить, не искажая понимания верующих.

Вторая школа мысли, функционалистская, определяет религиозная вера состоит из понимания трансцендентной реальности, переживание которых является высшей заботой человека (Luckmann, 1991).

Этот перспектива может быть обязана своим происхождением Платону, который настаивал на том, что мы не должны обманываться или доверять миру видимостей, а вместо этого искать то, что наиболее истинное и постоянное, скрытое за его пределами. Хотя боги и духи воспринимаются как жители трансцендентного царства могут быть приспособлены к этому подходу, сверхъестественная предпосылка не считается существенной.

Это второе определение религиозной веры легко растягивается. включать в себя антидогматические мистицизмы, делающие добродетелью двусмысленность в отношении сверхъестественное. Философский буддизм, довольно атеистический, также легко охватывается с помощью этой точки зрения. Второй подход определяет религиозную веру так В широком смысле научный гуманизм, марксизм, национализм и психотерапия — все это религиозными, потому что они имеют дело с глубокими, неочевидными реальностями, которые конечной заботой по крайней мере некоторых людей.

Понятно, что у каждой школы есть свои сильные и слабые стороны. Социологи, отстаивающие сверхъестественную предпосылку, обычно обходят стороной трудности отделить естественное от сверхъестественного, ограничив свои исследования религиозными культуры, где различие является недвусмысленным. Когда требуется провести сравнение с религиозные культуры, где различие размыто, они обычно делают это, принимая аргумент секуляризации. В традиционных обществах религия — это «священный балдахин». (Бергер 1967), который строит и поддерживает целый «мир» социальных опыт. Естественное и сверхъестественное сливаются воедино. По мере приближения общества к В современном мире все черты общественной жизни, включая религию, становятся более специализированными и дифференцированный. Религиозная вера становится догмой, кодифицированным символом веры под опекой профессиональный корпус религиоведов. Под влиянием религиозного специалистов, множество духов и божеств систематизировано в иерархию с верховный бог во главе.

В конце концов, религиозные деятели могут объявить меньшее божества и духи должны быть альтернативными проявлениями одного божества, или они могут вычеркнуть их целиком как суеверия или неортодоксальные верования. Когда-то абстрактный и иерархический представление о сверхъестественных агентах стало догмой, разделение в умах верующих между естественным миром и сверхъестественным было достигнуто. Затем, как общество модернизируется, еще больше атрофируется вера в сверхъестественные силы и силы. Увеличение человеческого контроль над природой, а также распространение научного понимания природных процессов избавляет от необходимости и желания верить в сверхъестественное.

Определяя религию как веру в трансцендентное реальность, имеющая первостепенное значение для человека, и тем самым уменьшающая важность сверхъестественной предпосылки, сторонники второй школы избегают одной дилеммы, но должны справиться с смущение богатства в современных обществах, где традиционные религии, выскочка культы, гражданские вероучения, квазирелигии и светские «веры» сосуществуют в изобилии. в то время как отдельные верующие эклектически строят свои личные системы верований, рисуя из этих многочисленных источников. Возможно, реальная сила второго определения в том, что оно приводит к исследованию функциональных заменителей религиозной веры (Luckmann 1967, 1991).

Происхождение религиозных верований

В течение последних полутора столетий попытки социологов объяснить происхождение религиозных верований. антрополог Эдвард Б. Тайлор (1873 г.) представляет собой раннюю попытку. Для него вера в духовные существа, или анимизм, составляют минимальное определение религии. Тайлор продолжал предположить, что анимизм развился из попыток раннего человечества объяснить загадочные опыт. Во-первых, он находит понятие души универсальным в простых обществах; затем он спрашивает, как люди пришли к созданию концепции души, и находит ответ в попытки людей объяснить сны, галлюцинации и другие психические переживания, озадачить их.

Исходя из этого, это только разумный шаг, чтобы раннее человечество расширило представление о душе другим животным, а затем и растениям. Продолжая рассуждать по аналогии, Тайлор, раннее человечество должно было со временем приписать духовные качества камни, источники воды, оружие, еда и украшения.

Зигмунд Фрейд (1961) предложил столь же своеобразную теорию происхождения религиозной веры. По его словам, религиозный опыт был наиболее как переживание полной зависимости, которую младенец испытывает к родителю. Вера поэтому в сверхъестественных существах была взрослая проекция детской зависимости и следует интерпретировать как стремление вернуться к безопасности раннего детства. Фрейд пришли к выводу, что религиозные убеждения — это коллективные неврозы, спасающие людей от развития более тяжелые индивидуальные неврозы.

мили Дюркгейм (1965) утверждал, что, поскольку все люди являются созданиями общества и зависят от него, поэтому религиозные верования должны быть интерпретируются как «коллективные представления», выражающие эту зависимую отношения между личностью и коллективом. Когда мы поклоняемся богам или другие священные символы, мы на самом деле поклоняемся нашей социальной общности, независимо от того, осознавать это или нет. Теория Дюркгейма повлекла за собой важное нововведение, поскольку он считал религиозность атрибутом коллективного опыта, а не продукт индивидуальных интеллектуальных спекуляций или исполнения желаний. Пока человек существа оставались социальными существами, они нуждались бы в религиозных верованиях и представлений, но характер этих верований и представлений изменился бы радикально под влиянием науки.

Более поздняя попытка объяснить происхождение религиозного убеждения были сделаны Talcott Parsons (1972), чье объяснение было основано на определенных социально-психологические универсалии человеческого состояния. Помимо изложения определяя религию как универсальную черту человеческого общества, Парсонс заявил, что религия состояла из более или менее интегрированного набора верований относительно сущностей, являются сверхъестественными или священными и, таким образом, отделены от обычных предметов и событий, которые имеют утилитарное или инструментальное значение. Далее, Парсонс заявил, что значение в человеческая жизнь фундаментально зависит от религиозной веры из-за всеобщего наличие фрустрирующих переживаний, которых люди не могут избежать.

Согласно Парсонсу, два основных типа фрустрации в человеческая ситуация обеспечивает центральные точки для развития религиозных верований. Один из это то, что людей «сбивают» события, которые они не могут предвидеть, подготовить, или контроля, таких как возникновение преждевременной смерти. Второй тип присутствует там, где существует сильный эмоциональный вклад в достижение какой-либо цели, но, несмотря на если приложить максимум усилий и умения, успех остается неопределенным. Разочарования, возникающие из-за несоответствия между ожиданиями и тем, что происходит на самом деле ставят «проблемы смысла» в том смысле, о котором писал Макс Вебер. То есть мы может объяснить, почему автомобильная авария привела к преждевременной смерти, но мы не можем объяснить, почему это должно было случиться с человеком, которого мы любили. Почему невинные страдают, а «злые расцветать, как зеленое лавровое дерево»? У нас нет практических ответов на такие дилеммы. Значение религиозной веры состоит в том, что она состоит из тех аспектов жизни, ситуации, к которой люди не могут оставаться равнодушными, к которой они не могут в долгосрочной перспективе уклониться, но которые они не могут контролировать или приспособиться всеми доступными практическими средствами.

Трудность со всеми такими попытками объяснить Происхождение религиозных верований заключается в том, что результаты спекулятивны и никогда не могут быть адекватно протестированы. Следовательно, в последние десятилетия социологи были менее заинтересованы в объяснить происхождение религиозной веры. Вместо этого больше внимания уделялось разъяснение того, как религиозные верования соотносятся с обществами и социальными группами. Социальное ученые пытались бороться с социальными последствиями религиозного убеждения – рассматривать их либо как социальный цемент, либо как социальный контроль (Томпсон 19). 86). первая точка зрения восходит к Дюркгейму, вторая — к Карлу Маркс и Фридрих Энгельс. И все же третья точка зрения заключалась в интерпретации религиозных верований. как культурные модели. Этот подход частично восходит к Дюркгейму и Веберу через Парсонса. отчасти из культурной антропологии.

Религиозные убеждения как социальные Цемент или социальный контроль

Идея о том, что религиозные верования могут обеспечить интеграцию сосредоточиться на относительно однородных коллективах и, при определенных обстоятельствах, даже для сложных обществ, бесспорно, является одним из главных открытий социальных исследований двадцатого века. наука. Весь корпус культурно-антропологических исследований простых обществ демонстрирует первый пункт. Вторым пунктом является утверждение гражданского тезис о религии. Гражданская религия является выражением сплоченности общества или нация. Священные верования выходят за рамки этнических, конфессиональных, географических и классовых различия. В Соединенных Штатах, например, исторические личности (Джордж Вашингтон, Авраам Линкольн, Мартин Лютер Кинг-младший) были возведены в полумифический статус. и почитаются как защитники американских идеалов и ценностей. Хотя были многих дебатов по поводу тезиса о гражданской религии, он, кажется, улавливает реальность: многие Американцы, независимо от их происхождения, говорят, что они чувствуют себя сближенными благодаря этим объединяющие священные верования.

Отмечая, что религиозные убеждения могут служить социальным цементом, однако только половина картины. Полезно также рассматривать религиозные идеи как оружие в непрекращающейся борьбе внутри общества между социальными классами или между другими группами с различные интересы (например, дети и взрослые, женщины и мужчины, иммигранты и долгожители). Религиозные верования могут служить целям одной группы или часть общества, пытающаяся контролировать другую. Возник один из видов социального контроля. религиозными верованиями подпадает под рубрику господствующего идеологического тезиса, созданного Маркс и Энгельс (1970). По их мнению, доминирующая фракция в обществе не только контролирует производство богатства, оно также контролирует производство священных верований. Таким образом, ортодоксальный религиозные догмы поддерживаются господствующим классом, потому что они узаконивают его образ жизни. и роли в обществе.

Однако функция социального контроля религиозных верований обычно не так прозрачно. Это может относиться к усилиям доминирующего класса или группы (1) легитимировать себя в своих глазах и/или (2) подавить, не прибегая к угрозы и физическое принуждение – бунтарское поведение со стороны подчиненного класса или группы. В классической марксистской формулировке (2) достигается, потому что религия есть опиум народа». С другой стороны, социальный контроль может иметь противоположное значение: использование религиозных верований слабыми для сдерживания или изменения поведения власти держатели. Таким образом, религиозная вера потенциально является одним из «оружия слабых». используется для получения уступок или услуг от тех, кто обладает привилегиями и властью. Это также Можно предположить, что религиозные верования представляют собой арену, на которой социальный контроль пытались в обе стороны. Слабая попытка ограничить поведение сильного апеллируя к религиозным предписаниям, в то время как сильные узаконивают свое привилегированное положение в публичная демонстрация своего соответствия этим заповедям. Каждая сторона заинтересована в приписывая и поддерживая убеждения, но по разным причинам. Ситуация напоминает игру с положительной суммой (Ривз 1995).

Религиозные верования как культура Модели

мили Дюркгейм был одним из первых сторонников идеи, что религиозные верования являются культурными моделями. Этот момент был разъяснен в основополагающей статье написанный Талкоттом Парсонсом (1978), в котором классика Дюркгейма, Элементарные формы Религиозная жизнь была переоценена. По словам Парсонса, Дюркгейм был в хорошей форме. опередил своих современников, когда понял, что религиозные верования воплощают в себе культурное код социального действия. Действуя аналогично генетическому коду в органической сфере и синтаксису в языке, культурному коду, составленному из религиозных верований позволяет варьировать в пределах заранее определенной структуры действия. Сказано иначе, возможность вариации заложена в выражении кода в бетоне ситуации, точно так же, как носитель языка частично ограничен грамматикой в ​​формировании утверждений, но, тем не менее, свободен выражать бесконечное разнообразие идей.

Ученик Парсонса, антрополог Клиффорд Гирц (1973), написал манифест для этой точки зрения. Гирц оказал огромное влияние на социальных наук, когда он утверждал, что, в отличие от других видов животных, Homo sapiens является не является конституционно целостным без внегенетических культурных моделей для направления восприятий, поведение, убеждения и оценки. Своеобразная, незавершенная природа биологии человека требует существования сложной системы значений, представленных в символах, чтобы дать направление и цель жизни человека. Из-за своей трансцендентности религиозные верования объективированные как символы часто являются наиболее всеобъемлющими и глубокими культурными моделями. В В настоящее время эта точка зрения, вероятно, остается доминирующим подходом к религиозным верованиям в социальные науки (см. Greeley 1995).

Краткая книга историка Бернарда Льюиса, Политическая Language of Islamic (1988) представляет собой отличный пример того, что возможно с перспектива культурной модели. Ссылаясь на арабские, персидские и турецкие источники, Льюис показывает как политическая теория и практика в мусульманских странах основано на исламских верованиях и заключено в исламской терминологии. В Соединенных Штатах, Тезис о «гражданской религии» также находился под сильным влиянием культурного концепция модели. Индия долгое время была излюбленной темой для ученых, интересующихся тем, как религиозные верования моделируют крайнее социальное неравенство в кастовой системе (Dumont 19).80, Милнер 1994).

Эдвард Б. Ривз

Каталожные номера

Р. Н. Белла, «Гражданская религия в Америка», Дедал 96 (1967):1-21

П. Л. Бергер, Священный балдахин (Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, 1967)

Л. Дюмон, Homo Hierarchicus (Чикаго: University of Chicago Press, 19.80)

. Дюркгейм, Элементарные формы религиозной жизни (Нью-Йорк: Free Press, 1965 [1912])

С. Фрейд, Будущее Иллюзия (Нью-Йорк: Нортон, 1961 [1927])

К. Гирц, Интерпретация Культуры (Нью-Йорк: Basic Books, 1973)

Дж. Гуди, «Религия и Ритуал», British Journal of Sociology 12(1961):142-164

А. М. Грили, Религия как поэзия (Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция, 1995)

Б. Льюис, Политический язык ислама (Чикаго: University of Chicago Press, 1988)

Т. Лукманн, Невидимый Религия (Нью-Йорк: Macmillan, 1967)

Т. Лукманн, «Новое и Старый в религии», в Социальная теория меняющегося общества , изд. П. Бурдье и Дж. С. Коулман (Боулдер, Колорадо: Westview, 1991): 167–182

.

К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкий Идеология (Лондон: Лоуренс и Уишарт, 1970 [ок. 1845])

М. Милнер-младший, Статус и Святость (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1994)

Т. Парсонс, «Религиозные Перспективы социологии и социальной психологии», В. А. Лесса и Э. З. Фогт, 9.0049 Читатель в сравнительном религиоведении , 3-е изд. (Нью-Йорк: Харпер, 1972): 88–93

.

Т. Парсонс, «Дюркгейм о Возвращение к религии», в книге «Теория действия и состояние человека » (Нью-Йорк: бесплатное Пресса, 1978): 213-232

Э. Б. Ривз, «Власть, Сопротивление и культ мусульманских святых в северном египетском городе», американец Этнолог 22(1995):306-323

К. Томпсон, Убеждения и идеология (Лондон: Тависток, 1986)

Э. Б. Тайлор, Первобытная культура , 2-е изд. (Лондон: Мюррей, 1873 г.).

вернуться в энциклопедию Оглавление

Хартфорд Институт исследования религии   hirr@hartsem. edu
Хартфордская семинария, 77 Шерман-стрит, Хартфорд, Коннектикут 06105  860-509-9500

Какой вклад могут внести социальные науки?

Д.Р. Уилсон

«Мы социальные существа в глубине души. Представление о том, что можно начать что-либо с нуля, освободившись от прошлого или не задолжав перед другими, не может быть более ошибочным». ― ― Карл Поппер

Господь Бог сказал: «Не хорошо человеку быть одному».   – Бытие 2:18

Впервые я познакомился с социологией, когда поступил в колледж. Как и большинство студентов, я никогда не слышал об этой дисциплине. Мой профессор был увлечен каждым уроком, который она преподавала. Вводный курс, который я посещал, казалось, охватывал все, что есть в жизни; семьи, религия, раса, преступность и т. д. По мере того, как я погружался все глубже и глубже, я видел, что то, на что я попал, было классом, посвященным общей картине. С тех пор во мне живет желание помочь другим понять, насколько глубоко мы являемся социальными созданиями.

Сейчас я провожу большую часть своего времени, пытаясь убедить новых студентов в том, что они действительно являются социальными конструкциями. Это означает помочь им обратить внимание и проанализировать многое из того, что они считают само собой разумеющимся. Одно из первых, с чего нужно начать, — это наша семья. Конечно, каждый учащийся может перечислить некоторые из важных вкладов, которые их семья внесла в создание его/ее личности. Но они склонны сосредотачиваться на конкретных примерах, таких как еда, одежда и кров. Может быть, некоторые укажут на важные уроки, которым они научились, или даже на центральную ценность, такую ​​как трудолюбие. Время от времени кто-то будет указывать на то, что их вера была передана из их семьи. Все это правильные ответы, но быть «изобретенным» вашей семьей — это еще глубже.

  • Физические и социальные навыки выживания: подумайте обо всех наших само собой разумеющихся навыках, которым учат семьи, как говорить, смотреть другим в глаза, нести ответственность, завязывать шнурки, есть ножом и вилкой… Это основные навыки выживания, которые нам всем понадобятся, когда мы покинем школу. Как только это произойдет, мы будем проводить больше времени бодрствования вне дома, чем дома с семьей — с тех пор. Как только мы покидаем дом, другие члены общества начинают вносить еще больший вклад в этот строительный проект.
  • Социальное положение: Мы все рождаемся в семьях, которые «поместили» нас в социальный класс. Район и школы, в которых мы растем, — это не выбор, который мы делаем в детстве. Это важные аспекты нашего окружения, которые наши родители вручают нам в жизни.
  • Мировоззрение: Наша семья формирует то, как каждый из нас приходит к пониманию и определению внешнего мира — это место возможностей и достижений или это среда, наполненная враждебностью и препятствиями, которые никто никогда не сможет преодолеть? Это будет становиться еще больше по мере взросления. Это станет все более сложным мировоззрением, сформированным другим социальным опытом.

Цель состоит в том, чтобы помочь учащимся копнуть глубже и узнать, насколько важны их семьи в формировании их личности и будущего.

Я считаю, что социальные науки могут многое сделать для каждого из нас в поисках объяснений человеческого поведения. На протяжении всей своей взрослой жизни я убедился в огромной пользе для нас как граждан, сотрудников, членов семьи и даже последователей Христа в поместной церкви. Позвольте мне подробно остановиться на трех конкретных идеях, которые я представляю новым студентам колледжа, когда они проходят один из своих первых курсов по общественным наукам, и я надеюсь, что они убедятся в этих преимуществах. Я думаю, что эти идеи полезны для всех нас.

  1. Мы создаем мир, который, в свою очередь, создает нас

Социолог, который помог изобрести социологию, Эмиль Дюркгейм, использовал термин Социальные факты для описания аспектов контекста, в котором мы живем, которые мы сами создаем и которые, в свою очередь, влияют на то, как мы думаем и чувствуем, почти как если бы они были сила для себя. Мы попадаем в беду, когда забываем, что большинство идей, действий и вещей, которые окружают нас и формируют нашу жизнь, созданы человеком. Их можно изменить, если они вышли из строя и не работают должным образом. Конечно, всегда легче сказать, чем сделать. Примеры социальных фактов включают:

  • Уровень самоубийств
  • Уровень разводов
  • Показатели окончания средней школы
  • Процент населения, считающего себя христианином
  • Количество часов, которое подростки проводят в сети

Когда мы говорим об этом в классе, мои ученики всегда упоминают процент разводов в Америке. Они выражают опасения по поводу своих собственных браков, потому что считают, что количество разводов на протяжении их жизни всегда росло. Может быть, это заразно, как свиной грипп? Частота разводов — это пример социального факта — того, что мы создаем, разводясь, что, в свою очередь, влияет на наши решения о вступлении в брак.

Если бы мы могли лучше понимать социальные факты, мы могли бы принимать более мудрые решения в отношении собственной жизни и организаций, к которым мы принадлежим. В конце нашей дискуссии о социальных фактах, браке и разводе я всегда должен сказать своим студентам, что число разводов не росло — на самом деле большую часть их жизни они шли на убыль. Интересно, почему мы продолжаем верить в рост числа разводов? Почему мы так определяем ситуацию?

То, как мы думаем и чувствуем, слишком часто зависит от социальных фактов. Наша христианская вера учит нас быть осторожными в том, как на нас влияют. «Не позволяй этому миру формировать тебя по своему образу и подобию. Вместо этого преобразитесь изнутри, обновив свой разум. В результате вы сможете различать, чего хочет Бог и что Он находит хорошим, приятным и совершенным». (Римлянам 12:2, Голос). Это легче сделать, когда мы понимаем, что такое социальные факты, как правильно их интерпретировать и какое влияние важнее всего.

  1. Как вы думаете, что реально?

Определение ситуации — это концепция, введенная У. И. Томасом, социологом из Чикагского университета, в начале 1900-х годов. Томас описал силу социальных убеждений, то, как люди «определяют ситуации», такие как насильственные взаимодействия между полицией и чернокожими в городских кварталах или легальная и нелегальная иммиграция. Подумайте о некоторых убеждениях, которые мы слышали в своей жизни о других группах:

  • Мужчины и женщины и их отношения
  • Расовые и этнические группы
  • Религиозные группы, даже другие христианские конфессии не за горами
  • Политические убеждения и разногласия

Для Томаса самым важным были не только факты о данной ситуации, но и то, что люди «верят в реальность». Наши убеждения являются мощным предсказателем того, как мы будем действовать. Наша культура состоит из религии, образования, структуры семьи и ценностей. Это источник большинства наших основных убеждений. Это формирует способы, которыми мы идем, осмысливая наш опыт.

Если мы хотим понять, почему группы людей делают то, что они делают, нам нужно выяснить, как они «определяют ситуацию». Один из способов узнать об убеждениях — это проводить опросы. Мы все время видим, как о них сообщают в новостях. Согласно недавнему исследованию Pew, около двух третей населения говорят, что они «очень сочувствуют» (23%) или «отчасти сочувствуют» (42%) иммигрантам, находящимся в США нелегально. Как будут выглядеть эти «сочувствующие» чувства во время выборов, политических дебатов или следующего воссоединения семьи? Как люди определяют этот термин «сочувствующий»? Это важный дополнительный вопрос в такого рода опросах. Что наши чувства заставят нас сделать или не сделать?

«Мы любим, потому что Он первым возлюбил нас.   Если кто-то говорит: «Я люблю Бога», но ненавидит своего брата или сестру, то он лжец. Тот, кто не любит брата или сестру, которых он видел, не может любить Бога, которого он никогда не видел.   Он дал нам ясную заповедь, чтобы все, любящие Бога, также любили своих братьев и сестер» (I Иоанна 4:19-21 Голос). Наша христианская вера призывает нас, а не приказывает нам переопределить наши ситуации. Мы делаем это, восстанавливая отношения с людьми, даже с незнакомцами. Если мы поймем, что убеждения о реальности являются мощными силами, формирующими действия, иногда хорошие, иногда плохие, тогда мы сможем более тщательно размышлять об источнике и точности нашей собственной системы убеждений и о том, что действительно реально и что действительно верно.

  1. Почему люди так себя ведут?

Во время нашего взаимодействия с другими людьми мы часто пытаемся найти причину для действий других людей. Почему он это сделал? Иногда даже, почему он всегда так делает? Социальные науки могут помочь нам понять контекст наших взаимодействий, когда мы пытаемся найти причину. Когда мы делаем ошибки в атрибуции причин, люди склонны отдавать предпочтение диспозиционным объяснениям. Причина, по которой он продолжает это делать, заключается в его характере или настроении. Вместо этого, изучая социальные науки, как социологию, так и социальную психологию, я узнал, что люди так же склонны делать то, что они делают, из-за ситуационных причин — плохое движение по пути на работу вызвало это плохое настроение, стресс от срыва сроков перерос в недобрые замечания в адрес коллег и выглядит как врожденная сварливость.

Когда мы пытаемся понять, почему люди делают то, что они делают, мы пытаемся решить, является ли причина чем-то внутренним, как их личность, или внешним, как критический супруг. Когда мы думаем об этом, вот как это работает:

СОГЛАСИЕ КОНСИСТЕНТНОСТЬ ОТЛИЧИТЕЛЬНОСТЬ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ
ВЫСОКИЙ: Все опаздывают на работу ВЫСОКИЙ: Сара всегда опаздывает на работу ВЫСОКИЙ: Сара опаздывает только тогда, когда приходит на работу ВНЕШНИЙ: В Хьюстоне ужасное движение!
НИЗКИЙ: Только Сара опаздывает на работу ВЫСОКИЙ: Сара всегда опаздывает на работу НИЗКИЙ: Сара везде опаздывает ВНУТРЕННИЙ: Саре нужно поработать над пунктуальностью

Гарольд Келли (1967)

Была ли она виновата или нет? Что-то, что он должен контролировать или нет? Мы думаем о том, насколько распространено такое поведение, происходит ли оно постоянно и является ли оно чем-то уникальным для данного конкретного человека.

Иногда мы попадаем в ловушку, совершая ошибку, когда пытаемся объяснить причину. Когда мы объясняем собственные действия, особенно неудачи, легко приписать их внешним причинам. Но когда мы на самом деле ничего не знаем, когда пытаемся выяснить причину чьего-то плохого поведения, мы обычно ошибаемся в сторону внутренних причин. Это то, что раньше называлось фундаментальной ошибкой атрибуции. Мое плохое настроение вызвано экономическим стрессом, ваше, вероятно, вызвано ущербностью личности. Видите, как это может вызвать проблемы?

У меня был академический декан, который был прекрасной моделью того, как НЕ надо делать. Мы все сидели бы и винили в своих несчастьях всех боссов, принимавших ужасные решения. Эти начальники были просто глупы, подлы или слепы к разуму. Он всегда немного размышлял (он был квакером) и указывал на все внешние факторы, которые могли быть причиной тех обстоятельств, на которые мы так быстро жаловались. Мы останавливались, думали, стыдились и понимали, какой он мудрый. Вероятно, мы допускали ошибки атрибуции. Как такие умные люди могли совершать такие ошибки? Это потому, что никто из нас не осознает, как мы думаем о других людях, как нам хотелось бы.

Исследования показывают, что люди, страдающие депрессией, часто допускают ошибки атрибуции, потому что они склонны полагать, что негативный опыт возникает из-за их собственных внутренних личностных недостатков, а позитивный опыт возникает только из-за временных внешних факторов, таких как удача. Вы видите, как эта ошибка атрибуции может превратиться в саморазрушительное убеждение: я не могу контролировать положительный опыт, а отрицательный — часть того, кто я есть .

Общественная наука вносит свой вклад в решение подобных ошибок, так это более осознанное осознание контекста и окружающей среды — ситуационных факторов, влияющих на наши действия. Наша история прошлых взаимодействий и наша текущая социальная среда являются мощными силами, которые влияют на то, кто мы есть, на то, как мы принимаем решения и на тональность наших социальных связей.

Новый Завет полон инструкций о том, как жить с другими и как делать это правильно. Социальные науки помогают нам понять, как часто мы можем ошибаться в своих суждениях о том, почему другие люди поступают, говорят и думают так, как они поступают. Это распространенные ошибки, которые все мы делаем, ошибки атрибуции. Это своего рода освобождение от знания. Я думаю о своем декане давным-давно и стараюсь остановиться и не спешить с суждениями о других, чтобы не делать столько ошибок. Апостол Павел призывает нас совершать ошибки в пользу благодати и милосердия, чтобы мы могли жить в мире.   Как узник Господа, я призываю вас: живите жизнью, достойной призвания, которое Он милостиво протянул вам.   Будь скромным. Быть нежным. Потерпи. Терпите друг друга в атмосфере, наполненной любовью. Приложите все усилия, чтобы сохранить единство, уже созданное Духом, с миром, связывающим вас вместе (Ефесянам 4:1-3 Голос)

[Примечание редактора:   Наука и вера М16, НАСА, ЕКА и группы «Наследие Хаббла» (STScI/AURA), найдено на Википедии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *