Мотивы деятельности человека – что такое, определение и примеры кратко в обществознании (8 класс)
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 204.
Обновлено 29 Ноября, 2021
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 204.
Обновлено 29 Ноября, 2021
Человек ежедневно совершает множество действий. Они направлены на удовлетворение его потребностей. Когда люди чувствуют голод, они принимают пищу. Для того, чтобы согреться, мы стремимся приобрести подходящую одежду, попасть в тёплое помещение. Чтобы познать себя, человек анализирует свои поступки, ищет необходимую информацию. Эти и многие другие действия совершаются под влиянием мотивов поведения. Узнаем, что такое деятельность в обществознании, из каких компонентов она состоит, какие мотивы могут лежать в её основе.
Структура деятельности
Под деятельностью в обществознании понимается совершение человеком действий, направленных на удовлетворение его нужд путём преобразования окружающей действительности. Она состоит из определённых структурных элементов. Кратко рассмотрим каждый из них.
- Мотивы деятельности — это те побуждения, которые лежат в основе поступков человека.
- Цель — это представление людей об итоге совершаемых действий, образ будущего результата.
- Средства — это предметы, способы действий, модели поведения, приёмы, с помощью которых можно достичь цели. Примером могут быть учебники, деньги, орудия труда.
- Действия — это конкретные поступки, которые совершает человек для того, чтобы приблизиться к конечной цели.
- Результат — итог деятельности.
Структурными компонентами деятельности являются субъект и объект.
- Субъект — это лицо (или группа лиц), которое совершает действие.
- Объект — то, на что направлена деятельность. Это может быть предмет или вещь, другой человек, группа лиц.
Мотивы деятельности
Мотив — это важный элемент деятельности. Говоря простыми словами, это внутреннее желание человека совершить действие, побуждение, которое лежит в основе наших стремлений.
Существует несколько видов мотивов. Остановимся на самых распространённых из них.
Рис. 2. Семья докторов.- Убеждения — это чёткие представления об устройстве мира, основанные на усвоенном опыте, вере, знаниях. Например, некоторые люди считают, что государство обязано им во всём оказывать помощь, отрицая при этом собственную ответственность за жизнь. Они ищут множество оправданий своему бездействию (родились в неудачное время, в небогатой семье, в неподходящей стране).
- Интересы — это внутренние предпочтения человека. Они возникают выборочно по отношению к различным явлениям, предметам или людям. Объект интереса вызывает положительные эмоции. Например, если человек заинтересован в получении новых знаний, он занимается учебной деятельностью. Тот, кого привлекает совершенствование тела, активно тренируется в спортзале.
- Влечения — это психические склонности человека, не всегда осознаваемые им. Они схожи с инстинктами животных, которые побуждают людей удовлетворять насущные потребности.
Определение цели деятельности для многих людей является затруднительным. Для того, чтобы прийти к её осознанию, нужно понимать собственные желания и потребности, прислушиваться к внутреннему голосу. В том случае, если цель ложная, навязанная извне, её достижение может быть нереальным.
Что мы узнали?
Деятельность — это активность человека, направленная на преображение действительности для удовлетворения потребностей. Её структура изучается в 8 классе. В основе действий лежат мотивы — желания, побуждения, потребности, убеждения, установки.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 204.
А какая ваша оценка?
Свои — чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения. | Статья по обществознанию по теме:
Свои – чужие.
Другая национальность, другая религия, другие убеждения.
Помни, что ты только человек!
Все чаще на страницах российских газет мы встречаем заголовки статей о вооруженных нападениях скинхедов на иностранных граждан из Азии, Африки, Кавказа и задаемся вопросом — почему это происходит у нас, в России? В стране, одолевшей всемирного зверя — фашизм; в стране, которая оказалась в положении разоренной и обескровленной, словно это ее победили, — не она? И пытаемся найти ответы, копаясь в исторической памяти. Откуда эта нетерпимость к тем, кто не похож на нас? Ведь у каждого из нас своя мера ума и глупости, чести и бесчестия, трудности и легкости. У нас у всех непохожие отпечатки пальцев, форма ушей, тембр голоса. Что-то притягивает, что-то отталкивает. Но в нашей воле перебороть неприязнь, отказаться от ненависти и нетерпимости.
Как-то раз была свидетелем неприятной сцены в поезде, которая поразила меня и надолго сохранилась в памяти. В соседнем купе плацкартного вагона ехали двое корейцев с большими сумками. Они мирно беседовали под стук вагонных колес, вели себя достойно, и претензий у пассажиров к ним не было. Но на каждой станции на всем пути следования поезда к ним с удручающим постоянством обращались сотрудники ЛОВД с требованием предъявить к досмотру документы и вещи, причем, проводилось это в грубой, унижающей личное достоинство человека, форме. Мне, да и многим пассажирам соседних купе, стало жалко этих людей, которым часто приходилось подвергаться столь унизительной процедуре. Таких случаев, к сожалению, много.
И моя задача, как автора, отразить в статье собственный взгляд на проблему «свои — чужие» в сфере национальных отношений, попробовать осмыслить причины проявления нетерпимости к представителям других наций и народностей, которые до сих пор имеют место в современном обществе.
В качестве эпиграфа я бы взяла слова, заимствованные из триумфального ритуала римских полководцев: «ПОМНИ, ЧТО ТЫ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК!» Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Это предостерегает нас от попыток применения насилия, давая понять, что никто не обладает абсолютной властью над другим, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять.
Из истории Древней Греции известно, что в одном из ее городов-государств, в древней Спарте, бытовало правило избавляться от слабых. Недоношенных, болезненных младенцев и немощных стариков «сознательные граждане» уничтожали, чтобы те не отнимали время и заботу от службы отечеству у высокоразвитых жителей. Жестокие законы, казарменные нравы позволили спартанцам завоевывать воинскую славу и сохранять свою независимость в течение нескольких столетий. Они тем и остались известны в анналах человеческой памяти. Вот только не обогатили они цивилизацию поэзией, философией, вообще, высоким творчеством души и чувства. И сколько ни пытались возродить их стиль и образ жизни различные народы — ничего доброго из этого не получилось. ВЫСОКОРАЗВИТОЕ ОБЩЕСТВО ПРОВЕРЯЕТСЯ НЕ СИЛОЙ, А МИЛОСЕРДНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К СЛАБЫМ И УБОГИМ.
Поэтому вопросы о взаимоотношениях силы и слабости, «своих» и «чужих» в обществе — ключевые в системе общечеловеческих ценностей. Никогда еще человечество не получало столь убедительного и жестокого урока: отлученная от морали и сострадания политика, экономика, культура рано или поздно приведут к ПОРАЖЕНИЮ.
Культ сильной личности, свободной от угрызений совести, милосердия, соединенный с идеей национальной исключительности, привел немецкий народ к вражде со всеми «неарийскими» народами и нациями и к катастрофе, к поражению от «неполноценных», «слабых» народов.
Культ сильной личности, соединенный с благой идеей построения общества социальной справедливости, но тоже отрешенный от общечеловеческих норм и морали, от чести и совести, от сострадания к малым и слабым, от уважения к людской непохожести, привел и наше государство к кровавому хаосу. Большой террор, развязанный Сталиным и его соратниками против собственного народа, привел к тому, что в категорию «врагов» попали миллионы советских граждан. Аресту и суду подвергались не только политические оппоненты власти, но и «потенциальные» враги, которых судили не за конкретные действия, а за потенциальную опасность для режима. Такая «мера социальной защиты» вела к «срезанию» целых слоев общества. Или сталинские депортации народов в 1940-х гг., которые касались судеб национальных меньшинств: чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, калмыков и других, подвергшихся насильственным переселениям в безлюдные степи Казахстана и глухие местности Сибири.
Таким образом, на протяжении многовековой истории человечества разные причины толкали людей на соперничество, конфликты, вражду. В разных обществах и культурах по-разному определяли те государства, народы, социальные группы, которые считались враждебными, и сами конфликты и войны имели различный характер и различное социально-политическое содержание. Но практически всегда ситуация напряженности и конфликта, особенно ведущая к вооруженным столкновениям, порождала «образ чужого», «образ врага». Этот образ формировался в сознании людей и лежал в основе особой психологии враждебности и ненависти по отношению к другим группам и народам. И независимо от культурно — исторического контекста, по отношению к данной группе или народу, «чужой» — это «варвар», который несет угрозу культуре и цивилизации. Не случайно образ «чужого» строился как антипод собственным громко провозглашаемым ценностям и идеалам. И чем дальше эти ценности и идеалы от действительности, тем больше искушения найти в «чужом» виновника за разрыв между словом и делом, виновника всех бед и неудач. Окружающий мир воспринимается как враждебный, что подкрепляется двойным стандартом в оценке своих и чужих действий: «Своему я это прощу, чужому — никогда и ни за что».
Мышление, подчиненное психологии враждебности, глухо к нравственным критериям, и в первую очередь, к общечеловеческим нормам нравственности, поскольку в его основе лежит групповой интерес. Такое мышление и поведение по отношению к «чужому», «не своему» еще и подкреплено невежеством. Потому «образ чужого» — одно из главных препятствий на пути к диалогу и общению, он категорически исключает возможность цивилизованного общения и сотрудничества.
Наконец, «образ чужого» не только опасен для стабильности и безопасности в обществе, но и влечет за собой крайне негативные последствия для жизни внутри страны. Это особенно актуально для многонационального государства, каким является Россия. Будучи поликультурным, многонациональным государством, Россия соединила различные общности людей не только с различными культурными ценностями и социальным опытом, но и с биологическими различиями, с особенностями в психологической структуре личности. В любом из этих аспектов любая нация, народность оригинальна. Подобная оригинальность сохраняется даже в процессе многовековых миграций целых народов. Однако в современных условиях социально—экономической дестабилизации стремление сохранить оригинальность той или иной нацией, народностью характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других народов на ее территории вызывает у русских людей опасения, страх перед возможным ущемлением «национального достоинства». Оттенки этого опасения различны: агрессия, холодное безразличие, страх, иногда ненависть по отношению к людям иной национальности. Отчасти такие явления могут рассматриваться в качестве своеобразной защитной реакции на действительные и мнимые угрозы со стороны представителей этих народов. Так или иначе, россиянин (в частности, русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная «забывчивость» ведет среди людей к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических и фашистских идей. Следствием чего могут стать кровопролитные распри, погромы, террористические выпады против мирных граждан. Итог -появление беженцев и вынужденных переселенцев. Каждый год десятки тысяч людей вынуждены покидать свои дома (часто и свою страну) из-за войн и преследований. Почти всегда они вынуждены бежать неожиданно, оставляя все, что имеют, разлучаясь со своими родными. И почти всегда они становятся «чужими» среди тех, с кем рядом вынуждены жить. Человечество устало от войн и насилия. Сейчас, после ряда особо страшных трагедий в мире и нашей стране, ко многим пришло осознание: если мы хотим выжить, то должны изменить образ мышления и жизни, характер отношений между людьми, народами, государствами. Иными словами, надо перейти в другое культурное состояние. Речь идет о создании цивилизации, ориентированной на мир и ненасилие.
Но, а что касается иммиграции — угроза это или благо, следует отметить, что к мигрантам коренные жители относятся настороженно не только в России. Достаточно вспомнить партию Ле Пена во Франции. Но нам все -таки легче. Подавляющее большинство приезжих — это люди, которые еще 10 лет назад жили в одной стране — СССР. Они не забыли нашу культуру и язык. Иммиграция в Россию не представляет угрозы, если она отрегулирована государством. Если у нас плохо осваиваются территории Сибири и Дальнего Востока, если есть желающие их осваивать с пользой для нашей страны, то почему китайская или корейская иммиграция не может иметь место на Дальнем Востоке. И разговоры об угрозе российской нации с Востока иногда раздуваются намеренно из-за неспособности или поставить в правовые рамки поведение китайцев, или противопоставить столь же эффективное экономическое поведение. Следует также отказаться от ложных стереотипов и двойных стандартов, преодолеть исторические предрассудки и вместе строить мир, основанный на сочетании ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образцов жизни -так говорится в Декларации о культуре мира, принятой 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН.
Список литературы.
1. Мельвиль А., Ожэ М. Образ другого, образ врага. Сб.: Опыт словаря нового мышления. Прогресс. Москва, 1989г., С.22 — 25
2. Афанасьева Т.Душа и дело. Молодая гвардия, Москва, 1990г.
3. Щеголихина Н. Б. К проблеме формирования культуры межнациональных отношений. История, 2002г., №7, С.2.
4. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. История. 2002г., №11, С. 4-7.
5. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? История. 2003г., №34, С. 24-26.
6. Зорин В., Цепляев В. Иммиграция: угроза или благо? Аргументы и факты. 2003г., №47, С. 16.
7. Шлегель М. Кто покушается на русскую землю? Аргументы и факты. 2003г.
8. Ваганов А. Кто сказал, что национальность может быть только одна? Независимая газета. 2003г., №198.
Учебный план, обучение и оценка – социальные науки Убеждения и обязательства
- Потому что мы знаем/понимаем, что… важность гражданской ответственности
- важность социальной справедливости
- роль власти и авторитета
8
- 8
- что применение реальных проблем в текущих событиях способствует значимости жизни учащихся
- что уважение культурного разнообразия играет ключевую роль в обучении
- учащимся нужна возможность практиковать навыки участия, чтобы сохранить форму правления нашей демократической республики
- важно интегрировать социальные науки в предметную область
- важно интегрировать социальные науки с другими областями учебной программы
- важно задавать вопросы и собирать информацию по важным вопросам расширение знаний и осведомленности о разнообразии, которое составляет наше местное, национальное и глобальное сообщество
- важность уважения и надлежащего реагирования на культуру других
Trevor-Wilmot District Учебная программа по общественным наукам должна. ..
- отражать углубленное изучение тем или содержания
- увеличивать углубленное изучение тем или содержания в каждой дисциплине и уменьшать поверхностный охват четкой учебной программы
- формировать общее понимание основных целей обучения и ответственной гражданской позиции
- быть сложным, аутентичным, эмпирическим, демократичным, совместным, общительным, рефлексивным, конструктивистским, развивающим и выразительным
- включают содержание и концепции культурного реагирования, правительства, демократии, лидерства и торговли
- исследуют влияние расы, пола, религии и других различий на исторические события , и коммерция на местном, государственном, национальном и глобальном уровнях, а также коллективное сопротивление этим структурам
- мероприятия должны вовлекать учащихся в исследования и возможности решения проблем, связанных с важными человеческими проблемами
- сосредоточение внимания на влиянии и связи проблем реального мира с жизнью учащихся и мировым сообществом
- предоставление нескольких точек зрения по одной теме или событию
- предоставление провокационного содержания для обсуждения
- включает вдумчивое участие посредством чтения, письма, слушать и говорить, чтобы передать содержание грамотного сообщества
- поощрять подлинное изучение тем и навыки решения проблем, способствуя междисциплинарному сотрудничеству
- привлекать учащихся к критическому чтению и анализу, а также помогать учащимся понять надежность источников, позиционность и предвзятость
- поощрять активную гражданскую позицию
- поощрять аутентичные дискуссии как метод анализа и оценки обучения учащихся
- предоставлять аутентичные и актуальные возможности обучения
- основываться на предварительных знаниях учащихся, чтобы повысить осведомленность учащихся о проблемах, выходящих за рамки их непосредственного опыта
- быть глобальными по своему характеру и включать несколько точек зрения в безопасной среде
- развивать социальную грамотность учащихся путем включения исторического, географического, политического и экономического понимания содержания в обучение
- предоставлять возможности участия в различных группах для обмена знаниями, точками зрения и опытом посредством различных мероприятий
Учителя округа Тревор-Уилмот должны…
- уделять время государственным стандартам и ответственной гражданской позиции
- предоставить стратегии и навыки для определения значения слов и фраз, используемых в текстах по истории/социологии
- использовать несколько источников, включая печатные и непечатные, чтобы вовлечь читателей в построение знаний из определенных культурных, политических и социальных мест
- модель гражданской ответственности
- дать учащимся возможность участвовать в беседах и исследованиях, которые фокусируются на нескольких точках зрения
- помочь учащимся изучить содержание знаний, чтобы понять роль власти и авторитета
- предоставить учащимся возможность проводить исследования, вести содержательные дискуссии, формулировать вопросы и управлять предубеждениями и множественными точками зрения по важным человеческим проблемам
- предоставлять возможности исследовать, как текущие события связаны с прошлым, настоящим и будущим знаний и культурного разнообразия для вовлечения учащихся
- активизировать предварительные знания учащихся для развития понимания культурного разнообразия
- сделать участие учащихся ожидаемым и использовать участие в качестве оценки в обсуждении
- создавать интегрированные и тематические блоки для продвижения демократического участия
- обучать учащихся тому, как определять различные точки зрения, используя различные литературные ресурсы учащиеся изучают разницу между первичными и вторичными источниками, а также точку зрения
- обеспечивают совместную деятельность в реальном мире, основанную на исследованиях и решении проблем
- признавать аутентичную дискуссию формой оценивания и моделировать эффективные методы обсуждения
- способствовать созданию атмосферы уважения к разнообразию и рассматривать культурные различия как ценность
- использовать многочисленные и аутентичные источники, чтобы вовлечь учащихся в разработку разнообразной и углубленной точки зрения
- полагаться на обсуждения, конференции, наблюдения, письменные работы учащихся и другие оценки для определения уровня обучения учащихся
округ Тревор-Уилмот Учащиеся должны…
· регулярно заниматься историческими исследованиями с использованием первоисточников
· определять значение слов и фраз в текстах по обществознанию
· развивать необходимые навыки, чтобы мыслить стратегически и критически, чтобы формировать глобальную перспективу
· знать о важности сбора информации для формирования осознанной и информированной точки зрения ответственных граждан
· знать о важности голосования, прав и обязанностей граждан
· развивать понимание и уважение к другим культурам за пределами своей собственной
· анализировать влияние власти и авторитета на исторические, текущие и личные события
· участвовать в исследованиях, содержательных дискуссиях, формулировать вопросы и управлять предубеждениями и множественными точками зрения важные человеческие проблемы
· быть в состоянии предоставить и привести доказательства в поддержку своей точки зрения относительно связи событий с прошлым, настоящим и будущим
· уметь понимать, точно обобщать и интерпретировать точку зрения при чтении из различных источников/текстов
· быть активным участником собственного обучения
· участвовать в различных группах, чтобы передавать знания, точки зрения и опыт через разнообразные виды деятельности
· благодаря обучению расширять свою социальную, политическую, культурную и экономическую осведомленность
· понимать предвзятость и точку зрения, чтобы критически читать и анализировать многочисленные источники
· сотрудничать, чтобы участвовать в реальных мероприятиях, основанных на исследованиях и решении проблем, чтобы стать активными гражданами
· активно участвовать в подлинных дискуссиях, брать на себя ответственность за их обучение и понимать ценность целенаправленных дискуссий
· участвовать в школьной среде/культуре, которая моделирует различные местные, национальные и глобальные сообщества
Обзор литературы и исследовательская база
Гуманитарные/социальные науки – сбалансированный RE
Это о жизни. Он исследует различные способы, которыми люди практикуют свои убеждения. Он связан с влиянием убеждений на отдельных людей, сообщества и общества.
В контексте RE мы определили «гуманитарные/социальные науки» как «беседы о человеческом измерении религий и верований: исследование живой и разнообразной реальности религий и верований в современном мире».
Религии и верования не являются статическими объектами, которые можно объективно изучать. Они живые и разнообразные, сложные, иногда хаотичные, иногда творческие и всегда человечные (Джексон, Барратт и Эверингтон, 1994; Динхэм и Шоу, 2015).
Это означает, что сбалансированная структура RE должна учитывать не только то, что утверждает религия или система верований (так сказать, «авторитетная» версия), но и множество способов, которыми она проживается.
В этом разница между изучением «христианства» и «христиан» или «ислама» и «мусульман».
Именно по этой причине две другие области исследования имеют решающее значение, потому что живые реалии религий и верований часто коренятся в богословских и философских интерпретациях. С этой целью у нас есть возможность исследовать предмет через призму социальных/гуманитарных наук.
Эти дисциплины включают три области исследования, которые могут внести ценный вклад в сбалансированную основу для RE:
Индивидуальная идентичность: различные гуманитарные/общественные научные дисциплины (например, психология, антропология и социология) рассматривают вопросы индивидуальной идентичности; рассмотрение предмета через призму этих дисциплин поможет учащимся понять, как объект изучения способствует или влияет на индивидуальную идентичность верующего.
Коммунальная идентичность: различные гуманитарные/социальные научные дисциплины (например, политика, антропология и социология) рассматривают вопросы общественной идентичности; рассмотрение предмета через призму этих дисциплин поможет учащимся понять, как объект изучения способствует или влияет на общинную идентичность внутри и за пределами религий и систем убеждений.
Социальные структуры: различные гуманитарные/общественные научные дисциплины (например, политика, экономика и социология) рассматривают вопросы человеческого общества; рассмотрение предмета через призму этих дисциплин поможет учащимся понять, как объект изучения способствует или влияет на образ жизни человека.