Кратко об учении Зигмунда Фрейда
До конца XIX века господствовало представление о том, что психика человека едина и неделима. Зигмунд Фрейд подошел к этому вопросу иначе: он попытался проанализировать ее внутреннюю структуру и ввел для этого понятие бессознательного. Так появился психоанализ, ставший одним из важнейших элементов культуры XX века. Философ Елена Косилова подготовила для читателей «Ножа» подробный, но доступный путеводитель по учению Фрейда и разобрала основные положения его теории в десяти вопросах и ответах.
Как Фрейд представлял себе устройство психики?
Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд не систематизировал свое учение о человеке. У него была собственная схема, но он предпочитал демонстрировать ее в действии, описывая случаи из практики.
Одна из лучших систематизаций теории Фрейда представлена в книге «Словарь по психоанализу» Жана Лапланша и Жана-Бертрана Понталиса. Они показали, что Фрейд пользовался двумя топиками (то есть схемами), под которыми и понимается учение об устройстве психики.
В первой топике речь шла о том, что у психики есть две основные инстанции: нижняя — бессознательное, верхняя — сознательное. Между ними существует инстанция цензуры, также бессознательная. Бессознательное имеет природу энергии, это резервуар напряжений (или влечений).
Влечения стремятся вырваться наружу и захватить власть, но цензура — ее природа довольно загадочна — ставит им преграду и заставляет влечения выходить наружу окольными путями.
Во второй топике психика состоит уже из трех уровней, которые определяются знаменитыми терминами «Оно», «Я» и «Сверх-Я» (их также называют «Ид», «Эго» и «Суперэго»). «Оно» — это бессознательное, и его природа все та же: вытесненные влечения. На верхнем уровне Фрейд расположил «Сверх-Я» — тоже скорее бессознательную, чем сознательную инстанцию. Она формируется под воздействием воспитания и представляет собой интериоризированные образы родителей — это не просто воспитание и система запретов, но и идентификация себя с родителями, а также формирование собственного идеала «Я».
Таким образом, во второй топике действуют уже две разнонаправленные инстанции — «Оно» и «Сверх-Я», а между ними находится не имеющая энергии прослойка «Я». Функция «Я» — управлять энергетическими потоками, реагировать на давление сверху и снизу. «Я» ничего не может, но при этом оно сознательно. В этой схеме «Я» еще более очевидно, чем раньше, представляется вторичным и производным относительно бессознательного.
Интересно, что трехчастная топика напоминает картину души, нарисованную Платоном: он описывал ее как колесницу с двумя конями, черным и белым, и возницей, который ими управляет. У Фрейда мы тоже видим два двигателя — условно черный и условно белый — и «Я» в качестве возницы (отметим, что Фрейд не давал «Оно» и «Сверх-Я» этической оценки).
Кстати, теория Фрейда об инстанциях психического аппарата — это первая в философии разработанная теория, согласно которой психика состоит из частей и не является чем-то цельным. До Фрейда господствовало представление о том, что душа едина (так считали, например, Платон и Декарт). Но с появлением понятия бессознательного говорить о частях стало легко. Эта идея получила развитие в современной аналитической философии сознания: например, философ Дэниел Деннет говорит, что у сознания нет никакого организующего центра и его части находятся в состоянии самоорганизации (Фрейд таких далеко идущих выводов не делал).
Что такое бессознательное и при чем тут истерия?
Зигмунд Фрейд, по сути, исходил из того, что духовная субстанция в человеке имеет материальное воплощение в виде энергии. Такой подход он представил в раннем тексте «Набросок одной психологии» (1895).
Фрейд предлагал посмотреть, что происходит с энергией внутри нервной системы: энергия может находиться в движении, накапливаться, совершать какую-то работу, а выходя за пределы нервной системы — переходить в другое состояние и формировать память.
Идея о том, что у энергии может быть «внутреннее» и «внешнее» состояние, впоследствии стала одним из главных постулатов в психоанализе. В основе этого учения лежит представление о бессознательном и сознательном как о двух составляющих психики человека.
На мысль о бессознательном Фрейда навел французский врач Жан Мартен Шарко, который стал использовать гипноз для лечения истерии. Шарко предположил, что симптомы истерии — слепота при здоровых глазах, обморок, паралич ног — возникают у людей с особой чувствительностью в результате внушения. С помощью гипноза врачу удавалось сначала внушить здоровым людям болезненные симптомы, а затем снять их. На Фрейда методы Шарко произвели огромное впечатление.
Вместе со своим учителем Йозефом Брейером Фрейд стал исследовать причины возникновения истерии и способы ее лечения. Результаты наблюдений легли в основу книги «Исследования истерии» (1895), в которой Фрейд и Брейер сформулировали гипотезу о вытесненной травме.
Они описали механизм возникновения истерии так: молодая девушка или девочка, пережившая опыт сексуального насилия, стыдится произошедшего, хочет об этом забыть и вытесняет травму. Со временем в нервной системе накапливается патологическое возбуждение, не находящее выхода. Нежелательные мысли не могут вырваться из бессознательного в сознание из-за специального механизма психики (Фрейд называет его цензурой), однако возбуждение все равно находит обходные пути и проявляется в виде истерии.
Терапия больных строилась с таким расчетом, чтобы дать накопившейся энергии выйти наружу. Предполагалось, что под гипнозом больные должны вспомнить тяжелое переживание и рассказать о нем. Брейер называл это чувство облегчения катарсисом (очищением). Девушки действительно вспоминали травмирующие события, а рассказав о них, излечивались. Вскоре стало ясно, что терапевтический эффект имеет сам катарсис и гипноз для достижения эффекта не обязателен.
Что такое вытеснение и откуда берутся сны?
Новые подходы к изучению бессознательного Фрейд сформулировал в работе «Толкование сновидений» 1900 года. В ней он пришел к выводу, что бессознательное состоит из вытесненных влечений, и значительно расширил идею вытеснения. Фрейд считал, что вытесняется не только то, что мучает (как в случае с травмой), но и то, что человек не хочет или не может в себе признать: агрессия, зависть, стремление к конкуренции, чувство превосходства над другими.
В анализе сновидений Фрейд исходил из того, что видеть во сне нечто нейтральное человеку неинтересно и незачем: сновидения возникают из-за того, что подспудные желания накапливаются в психике и требуют выхода. Когда они удовлетворяются в виде сновидений, человек успокаивается — это явление в психоанализе называется фантазийной реализацией.
Однако непосредственного удовлетворения желаний во сне не происходит: первичный импульс преобразуется в такой образ, который окажется приемлемым.
Процесс преобразования идет с помощью смещения, сгущения и символизации.
Смещением Фрейд называл прием подстановки одного объекта или образа вместо другого по принципу сходства: например, пациенту снится дядя Иосиф, а имеется в виду коллега Иосиф. Сгущение — это способность сновидения представить в одном образе несколько вытесненных. Символизация — появление во сне образа, лишенного сексуального смысла, вместо сексуального образа; это именно то, что давно стало расхожим мемом про фрейдизм: если снится длинный предмет, то это мужской половой орган, и так далее.
Как связаны либидо, эдипов комплекс и страх кастрации?
Начиная с «Трех очерков по теории сексуальности» (1905) Фрейд переходит к трактовке бессознательного как вытесненного либидо. В этой же работе он вводит понятие инфантильной сексуальности — утверждение о том, что нечто подобное сексуальности свойственно человеку не только после полового созревания, но с самого рождения (к слову, эта идея была встречена медицинским сообществом в штыки).
Инфантильная сексуальность, конечно, не похожа на взрослую и связана с отношениями матери и младенца. Первая — оральная — стадия развития либидо проживается в период, когда младенец сосет грудь и хочет безраздельно обладать матерью. Затем ребенок учится регулировать функции организма и контролировать свои испражнения (анальная стадия) — в этот период закладываются основы самостоятельности и упрямства. Третья стадия сексуального развития — генитальная, наступающая в подростковом возрасте. Между анальной и генитальной стадиями сексуального развития проходит несколько лет — в это время интерес ребенка переносится с собственного тела на окружающий мир.
Понятие эдипова комплекса Фрейд ввел позже, но по сути уже в «Трех очерках» он полностью подготовил почву для этой идеи, поскольку ключевыми для нее также являются отношения матери и ребенка.
Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.
Ее восприятие ребенком меняется: вначале это только материнская грудь, но с течением времени формируется целостный образ.
Фрейд рисует весьма убедительную схему взросления мальчика. В детстве он испытывает влечение к матери и хочет, чтобы мать была все время с ним, принадлежала только ему. Но в возрасте одного-двух лет мальчик начинает испытывать ревность к отцу, который заявляет свои права на мать.
Примерно в этом же возрасте мальчик открывает, что у женщин нет пениса. Это открытие приводит его в ужас: если у кого-то нет пениса, значит, он тоже может его лишиться. Страх кастрации соединяется с ревностью к отцу и влечением к матери — и превращается в страх перед отцом.
Согласно теории Фрейда, при нормальном развитии ребенка эдипов комплекс должен перейти в стадию идентификации, когда ребенок в целом продолжает хотеть того же самого (жениться на матери), но теперь выражает это в виде желания вырасти и стать похожим на отца.
Кстати, Фрейд считал, что во время психоанализа пациент испытывает к врачу весь комплекс чувств, которые в детстве испытывал к отцу, — это может быть и влюбленность, и враждебность. Встретив психоаналитика, человек как бы вспоминает и переживает чувства из детства. Это явление Фрейд назвал переносом. У психоаналитика в ответ на перенос возникают встречные чувства к пациенту — это явление известно как контрперенос. В результате пациент и психоаналитик становятся небезразличны друг другу.
Что Фрейд думал о влечении к познанию и при чем тут сублимация?
Фрейд никогда не писал о гносеологии и теории познания, так как интереса к философии у него не было. Более того, согласно теории психоанализа никакого специального влечения к познанию у человека нет — есть либидо, нашедшее себе некий объект. Фрейд вводит понятие сублимации. Так он называет перенос энергии либидо в несексуальные области — прежде всего в область творчества и познания.
Тем не менее учение Фрейда внесло вклад в развитие идей, определивших облик гносеологии в ХХ веке, — например, в теорию объектных отношений, которая была сформулирована учеником Фрейда Карлом Абрахамом. В основе этой теории лежит тезис о том, что первично влечение, а объект вторичен.
В психоанализе процессы познания у ребенка понимаются следующим образом: в самом субъекте (то есть у ребенка) действует некое влечение, а вокруг существуют различные, изначально нейтральные объекты. Они получают «нагрузку» в результате переливания энергии из источника в субъекте. Получив энергию извне, объект становится заряженным, «нагруженным», интересным, небезразличным, нужным. Любопытно, что c точки зрения психоанализа эти качества все равно не являются свойствами объекта, поскольку остаются связанными с действием субъекта. Так что можно сказать, что психоаналитическая теория взаимодействия субъекта и мира — субъективистская.
Фрейд начинает с того, что младенец не осознает разницы между «Я» и миром. У него нет определенного чувства собственного тела, нет схемы тела.
Новорожденный младенец еще не может самостоятельно двигаться, поэтому у него нет обратной связи между движениями и ощущениями тела, которая характерна для взрослого человека. Все, что у него есть, — это ощущения удовольствия и неудовольствия. Его естественное стремление — поместить все, что доставляет удовольствие, внутрь себя, а все, что причиняет неудобства, сделать внешним (позже это станет важным и для взрослых в наших типичных когнитивных искажениях).
Младенец занят конструированием своего окружающего мира. Ему надо отделить мир от себя, и поначалу он делает это очень неточно. Естественно, весь мир создается и полагается им вокруг его собственных влечений. Главное влечение младенца — удовлетворение голода, главный объект — грудь. Грудь воспринимается как добрая волшебница, которая появляется тогда, когда младенец этого захочет. Ему кажется, что он может управлять ею через «всемогущество мыслей» — Фрейд приписывал его младенцам (и первобытным людям). Все остальные объекты мира тоже создаются субъектом-младенцем только через какое-то отношение к его собственным влечениям.
Судя по всему, Фрейд несколько преувеличил субъективность создаваемого таким образом мира. Например, из его теории следует, что младенец не будет обращать внимания на погремушки над кроваткой и на лицо матери, поскольку они не удовлетворяют его влечений. Но наблюдения за младенцами показывают, что это не так: дети охотно фокусируют взгляд на погремушках, улыбаются матери, и вообще у любого человека — особенно у того, который чуть старше новорожденного — есть бескорыстный, не имеющий отношения к потребностям интерес к миру. Подобие такого интереса есть даже у животных, этологи называют его поисковым поведением.
Фрейд завязывал на удовлетворение того или иного влечения любое действие человека — и в этом, судя по всему, был не совсем прав, так что эту его точку зрения мы можем принимать с ограничениями.
Что такое проекция и рационализация?
Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.
В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.
Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.
Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)
Рационализация — это склонность человека объяснять свои поступки внутренней мотивацией, а не внешними причинами.
Допустим, человеку под гипнозом сделали отсроченное внушение, сказав: «Через пять минут после того, как ты проснешься, ты подпрыгнешь и хлопнешь в ладоши». Человек просыпается и через пять минут подпрыгивает, хлопает в ладоши и восклицает что-то вроде: «Вспомнил, куда положил ключи!» Человек подпрыгнул из-за внушения, но не знает об этом и поэтому чувствует необходимость объяснить себе свой поступок (причину человек придумывает, разумеется, бессознательно).
Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?
Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.
Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.
У взрослых принцип реальности вытесняет принцип удовольствия. Как следствие, принцип удовольствия уходит в фантазии, влечения стимулируют фантазийные способы их удовлетворения, а сознательное «Я», полностью проникнутое принципом реальности, использует фантазмы в качестве материала для выбора целей. Пример: допустим, человек испытывает голод. Эта потребность зарождается на физиологическом уровне, однако затем фантазия начинает перебирать возможные способы удовлетворения голода: пойти в дорогой ресторан, в простое кафе, в буфет, домой, сварить суп, сделать бутерброд.
С точки зрения фантазии, подчеркивает Фрейд, все варианты равнозначны, потому что у нее нет представления о препятствиях. Учет препятствий — дело принципа реальности. Принцип реальности должен отсеять те варианты, которые покажутся неприемлемыми (например, пойти в дорогой ресторан или сделать вредный бутерброд). Уже на сознательном уровне «Я» может некоторое время колебаться между несколькими приемлемыми вариантами, но затем оно принимает решение и переводит его на уровень программы действий.
Зачем Фрейду понадобился Танатос и как он объясняет влечение к смерти?
В следующей важной теоретической работе — книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) — Фрейду пришлось пересмотреть часть положений своей теории.
Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны. Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы.
Мысли Фрейда получили новый стимул, когда он увидел игру полуторагодовалого ребенка: тот бросал катушку, за нитку привязанную к руке. Когда катушка исчезала из поля зрения ребенка, он кричал: «Там!», а притянув катушку к себе, констатировал: «Здесь». Фрейд увидел в этой игре тренировку общего умения лишаться и привыкать к отсутствию объекта, а в катушке — символ сокровища, от матери до собственной жизни.
С помощью этой аналогии Фрейд объяснил происхождение военных неврозов у людей, вернувшихся с Первой мировой: по его мнению, у них была недостаточно натренирована способность переживать боль. Эти люди не были морально готовы к перенесенным ужасам и к смерти на войне.
В этой же теории Фрейд добавляет к списку влечений еще одно — влечение к покою. Его Фрейд связывал с влечением к смерти, или Танатосом. Как и либидо (или Эрос), Танатос может быть направлен на себя или вовне — это нирвана и агрессия соответственно. Танатос, направленный на себя, неразрывно связан с Эросом, направленным на себя (или любовью к себе), а Танатос, направленный вовне, связан с Эросом, направленным вовне (с любовью к внешнему объекту). По сути, учение о Танатосе стало продолжением идеи нарциссизма, под которым Фрейд понимал любовь к себе (работу либидо, направленного на Я-объект).
Идея нарциссизма вообще соприкасается с важнейшими философскими учениями, недаром Фрейд употребляет для нее также выражение «принцип нирваны» с отсылкой к буддизму. Очень важное для человека на протяжении всей взрослой жизни умение — положительно относиться к бытию, ценить его само по себе. К сожалению, очень часто это умение человек обретает лишь в зрелом возрасте, когда и бытия-то осталось немного, а иногда вовсе не обретает его.
Как Фрейд объяснял запрет на инцест и какие у него были отношения с матерью?
В более поздних работах Фрейд обратился к анализу общества и культуры — о них он писал в книгах «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Недовольство культурой» (1930).
Книгу «Тотем и табу» можно отнести к жанру «психоаналитической фантастики», за которую Фрейда справедливо критиковали. В работе встречаются весьма экстравагантные идеи, которые легко поставить под сомнение, — например, предположение о том, что общечеловеческое чувство вины по отношению к родителям во многих культурах происходит из-за того, что в первобытные времена группа братьев якобы совершила ритуальное убийство своего отца. С этим же Фрейд связывает стойкость определенных табу в культуре.
Впрочем, главная тема этой книги — избегание инцеста. Фрейд истолковывает с этой позиции традиции экзогамии, добавляя к обычной для себя теме инцеста детей и родителей еще и тему избегания инцеста между мужчиной и его тещей.
Основанные на либидо отношения между родителями и детьми — не такая уж экстравагантная фантазия Фрейда, как может показаться людям, далеким от психоанализа.
К сожалению, перенос либидо матери на ребенка — довольно частое явление. Приведем такой пример. Когда человек влюблен, ему кажется, что предмет его любви лучше всех, и объект описывается словами в превосходных степенях. Когда молодой человек влюбляется в девушку, ему кажется, что она красивее всех, замечательнее всех, — это естественно, так как объектом либидо является девушка. Что же касается девушки, то она нередко спокойно относится к избраннику и может видеть его недостатки. Но когда девушка смотрит на своего ребенка, ей кажется, что он самый лучший, самый красивый и умный, — она переоценивает не партнера, а ребенка. Девушка объективно относится к партнеру, но субъективно — к ребенку, так что объектом ее либидо является ребенок.
Позже об этой особенности отношений матери и ребенка рассуждал Лакан, говоря о том, как важно, чтобы в эти отношения вмешивался отец. Современная психотерапия тоже придерживается идеи о нежелательности слишком близких отношений с матерью. И поскольку форма классической семьи с обоими родителями переживает кризис, психотерапевтам рано или поздно придется разрабатывать учение о том, как наилучшим образом воспитывать детей без отцов, предотвращая либидинозные переносы матерей.
Кстати, известно, что мать Фрейда относилась к нему с восторгом, что сыграло большую роль в раннем становлении его характера. Его характер сложился сильным. Но если бы Фрейд от природы был более слабым, мать могла бы подчинить его себе.
Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?
В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.
С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.
В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.
В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.
В толпе происходит отказ человека от интериоризованного «Сверх-Я» — он как бы возвращается в состояние ребенка и делегирует свое «Сверх-Я» тому, кто в толпе принимает на себя роль «отца» (лидеру, командиру, вождю).
Под эту теорию Фрейд, будучи крайним антиклерикалом, пытался подвести и церковь, но столкнулся с трудностями теоретического характера; все-таки церковь не толпа, охваченная энтузиазмом. Тем не менее Фрейд видел в церкви начало массовости и говорил о том, что форму «Сверх-Я» в ней принимает на себя священник или фигура Бога.
В книге «Недовольство культурой» Фрейд дополнил понятие «Сверх-Я». В широком смысле со «Сверх-Я» могла быть отождествлена культура в целом как механизм репрессии влечений: культура сдерживает спонтанные проявления сексуальности и агрессии. В то же время культура основана на продуктах сублимации, рожденных благодаря преобразованию энергии либидо.
Эти идеи Фрейда близки к воззрениям Гоббса, который считал, что человек человеку враг, поскольку все стремятся лишь к удовлетворению собственных влечений. Но если у Гоббса роль всеобщего посредника брало на себя государство, то Фрейд возлагал эту функцию на культуру. С точки зрения Фрейда, культура нужна затем, чтобы люди могли мирно жить рядом друг с другом, согласившись ради этого взаимно подавлять рвущиеся наружу импульсы.
https://knife.media/freud-i/
Зигмунд Фрейд. Итоги изучения темы
👶 Зигмунд Фрейд родился в городе Фрайберг в Моравии в 1856 году. Вместе с семьей он часто переезжал с места на место и, постоянно теряя друзей, все свободное время уделял учебе. В 17 лет Фрейд с отличием закончил гимназию и поступил на медицинский факультет Венского университета, а в 1881 году получил степень доктора. Нужда в деньгах не заставила его уйти от теоретической науки в практическую медицину. С 1902 года в его доме стали собираться любители психологии, интересующиеся придуманной Фрейдом теорией и методологией лечения психических болезней — психоанализом.
😩 С началом Первой мировой войны финансовое положение Фрейда подкосилось. В 1920 году от гриппа умерла его дочь Софи, а спустя три года у него самого обнаружили онкологию. Несмотря на безденежье, болезнь и постоянные депрессии, Фрейд продолжал писать. В 1938 году, гонимый нацистами, Фрейд уехал из Вены в Лондон и спустя год умер — лечащий врач вколол ему смертельную дозу морфия, чтобы прекратить мучения больного.
🧠 В основе теории и метода психоанализа Фрейда лежит положение о бессознательном. Это наше дикарское, природное нутро, которое завязано на инстинктах, а те — на сексуальном влечении. Овладев разумом, человек все равно остался животным, руководимым стремлением к удовольствию. Психоанализ Фрейда объясняет настоящее через прошлое и детство: на поступки взрослого человека влияют бессознательные импульсы, истоки которых кроются в сексуальных отношениях с родителями. Влечения детства сохраняются в психике взрослого человека, но подавляются им и вытесняются из-за требований культуры и общественных норм.
🧐 Фрейд предложил динамическую модель психики. Она состоит из трех категорий: «Я», «Сверх-я» и «Оно». Каждая из них лежит в основе сознания, подсознания и бессознательного. «Я» (Эго) — это наше сознание. Часть психики, которая связана с реальностью и помогает нам существовать в мире. «Сверх-я» (Суперэго) — это социальные запреты и моральные нормы, которым мы следуем. «Оно» (Ид) — наше бессознательное, архаичные побуждения и инстинкты. Фрейд говорит, что свободы воли нет, а за каждым сознательным актом кроется «Оно», которое и влияет на наше поведение.
✌️ Зигмунд Фрейд был уверен, что каждым человеком руководят два влечения: к жизни и смерти. Эти конфликтующие между собой инстинкты он называл эрос и танатос. Эрос — влечение к наслаждению и жизни — нацелен на развитие, а танатос — тяга к смерти — на разрушение (к танатосу относятся пристрастие к алкоголю, сигаретам, наркотикам и агрессия против других людей).
💁🏼♂️ «По ту сторону принципа удовольствия» — одна из ключевых работ Зигмунда Фрейда. В ней он, помимо прочего, размышляет о природе психотравм и соотношении удовольствия с неудовольствием. Наша духовная жизнь не сводится исключительно к принципу удовольствия, она может ему противодействовать — это называется «принцип реальности». Принцип реальности помогает отсрочить получение удовольствия для его достижения в долгосрочной перспективе. Адекватно работающий психический аппарат подчиняется одновременно принципу удовольствия и принципу реальности, иначе возникают «травматические ситуации».
✝️ «Недовольство культурой» — последний труд Зигмунда Фрейда. В нем он много говорит о религиозности и противоборстве человека с культурой. Появление религии психоаналитик связывал с постоянным стремлением человека к удовольствию: люди пытаются найти утешение в вере, которая предлагает избавление от страданий и вечное блаженство.
Источником религиозных чувств Фрейд называл младенческий нарциссизм. Цивилизация принесла людям не только благо, но и загнала их в раздражительные рамки. Культура забрала у человека естественную свободу и коренящуюся в ней агрессию.Каковы ключевые убеждения Зигмунда Фрейда? Его 12 ключевых идей
Зигмунд Фрейд был пионером австрийской психологии, навсегда изменившим наши представления о человеческом разуме и сексуальности.
Идеи Фрейда о вытеснении, проекции, защитных механизмах и многом другом до сих пор влияют на психологию и личностное развитие.
Вот 12 самых важных и влиятельных идей Фрейда.
12 ключевых идей Фрейда
1) Жизнь — это основная борьба между сексом и смертью
Фрейд считал, что внутри нас существует основной конфликт между сексом и смертью.
Два наших самых глубоких стремления — заниматься сексом и размножаться, а также вечно отдыхать в смерти.
Фрейд считал, что наше либидо всегда находится в состоянии войны с «принципом нирваны» или стремлением к небытию.
Более сложные теории Фрейда о нашем эго, ид и суперэго, а также о сознательном и бессознательном разуме вытекают из этой базовой теории.
Согласно Фрейду, просто в самой глубине нашей природы часть нас хочет умереть, а часть хочет заняться сексом.
2) Сексуальное развитие в детстве влияет на все в жизни.
Теория Фрейда утверждает, что самые важные вещи, формирующие взрослую личность и психологические проблемы, происходят в детстве.
Согласно Фрейду, младенцы и дети проходят психосексуальное развитие в пять стадий, когда ребенок чувствует себя сосредоточенным на ощущениях в этой области тела. Это:
- Оральная стадия
- Анальная сцена
- Фаллическая или клиторальная стадия
- Латентная стадия, когда сексуальная энергия временно спадает
- И генитальная стадия, когда интерес непосредственно к гениталиям и их половой функции и функции выделения
По Фрейду, любое прерывание, препятствие или искажение этих стадий ведет к вытеснению и проблемам.
Если стадия развития не завершена или связана с чувством вины, насилием или подавлением, развивающийся индивидуум «застревает» на этой стадии.
Поведение более поздних взрослых может быть физически и психологически связано с фазой фрустрации развития.
Например, по Фрейду, человек, застрявший на анальной стадии, может быть анально удерживающим или анально извергающим.
Людей с анальной ретенцией, возможно, чрезмерно контролировали и стыдили во время приучения к горшку, и они могли вырасти с навязчивыми и организованными фиксациями во взрослом возрасте.
Люди, склонные к анальному извержению, возможно, недостаточно приучены к горшку и могут вырасти, чтобы чувствовать себя подавленными жизнью и очень неорганизованными.
3) Большинство наших глубоких мотивов и побуждений исходят из нашего бессознательного
Фрейд считал, что нами в значительной степени движет наше бессознательное.
Он сравнил наш разум с айсбергом, самые важные части и скрытые глубины которого находятся под поверхностью.
Наше бессознательное управляет почти всем, что мы делаем, но обычно мы этого не осознаем и подавляем его признаки и симптомы, когда они возникают.
Как пишет профессор психологии Сол Маклеод:
«Здесь лежат процессы, которые являются реальной причиной большинства видов поведения. Подобно айсбергу, самая важная часть ума — это та часть, которую вы не можете видеть.
Бессознательный разум действует как хранилище, «котел» примитивных желаний и импульсов, удерживаемых в страхе и опосредованных областью предсознания».
4) Психологические проблемы возникают из-за подавленного желания или травмы
По мнению Фрейда, сама цивилизация требует от нас подавления наших истинных и первичных желаний.
Мы подавляем неприемлемые желания или принуждения и пытаемся преодолеть травму различными способами, что в конечном итоге приводит к различным формам психических заболеваний, утверждает Фрейд.
Неспособность справиться с подавленным желанием и травмой приводит к извращениям, неврозам и расстройствам, и лучше всего лечится с помощью психоанализа и толкования сновидений.
Наши бессознательные желания сильны, и наше Ид хочет сделать все необходимое для их удовлетворения, но наше Суперэго привержено этике и следованию высшему благу.
Этот конфликт приводит ко всевозможным психологическим потрясениям.
Одним из главных вытесненных желаний, по Фрейду, является Эдипов комплекс.
5) Эдипов комплекс верен для всех, но зависит от пола. отца и избавиться от матери.
Основными препятствиями на пути к удовлетворению этого желания являются моральный эффект Супер-Эго и страх перед наказанием.
Для мужчин подсознательная тревога по поводу кастрации во многом определяет их боязливое и избегающее поведение.
У женщин подсознательная зависть к пенису побуждает их на первобытном уровне чувствовать себя неполноценными, тревожными и неадекватными.
Фрейд был знаком с критикой даже в свое время, что его теории были чрезмерно шокирующими и сексуальными.
Он отверг это как простое нежелание людей принять суровую правду о скрытых – а иногда и безобразных – глубинах нашей психики.
6) Кокаин может быть одним из лучших средств для лечения психических заболеваний
Фрейд был кокаиновым наркоманом, который верил, что этот наркотик может быть чудодейственным лекарством от психологических проблем.
Кокаин привлек внимание Фрейда — или, если можно так выразиться, носа — в свои 30, когда он читал отчеты об успешном использовании кокаина в вооруженных силах, чтобы заряжать солдат энергией и мотивировать их на дополнительные усилия.
Он начал растворять кокаин в стаканах с водой и обнаружил, что это дает ему большой заряд энергии и поднимает настроение.
Бинго!
Фрейд начал давать леденцы для носа друзьям, а также своей новой девушке и написал статью, восхваляющую «волшебное вещество» и его предполагаемую способность излечивать травмы и депрессию.
Однако не все было солнечным и розовым.
Попытка Фрейда использовать кокаин, чтобы избавить своего друга Эрнста фон Фляйшля-Марксова от его нездоровой зависимости от морфия, не сработала так, как ожидалось, поскольку вместо этого Марксов подсел на кокаин.
Энтузиазм Фрейда начал накаляться по мере того, как темная сторона кокаина все больше и больше появлялась в новостях, но он все еще принимал его от головных болей и депрессии еще несколько лет.
Теория Фрейда о целебном воздействии кокаина сегодня широко отвергается и высмеивается, хотя можно увидеть, что аналогичные классы наркотиков, такие как кетамин, в настоящее время пропагандируются для облегчения депрессии и психических заболеваний.
7) Фрейд считал, что разговорная терапия работает лучше, чем гипноз
Фрейд поступил в медицинский институт в Вене в возрасте 20 лет и проделал важную работу, изучая функцию мозга и невропатологию.
Он близко подружился с врачом по имени Йозеф Брейер, который также интересовался неврологией и занимался ею.
Брейер сказал, что он успешно работал с гипнозом, чтобы добиться положительных результатов у пациентов, страдающих тяжелой тревогой и неврозом.
Фрейд был полон энтузиазма, и этот интерес к гипнозу возрос после того, как он учился у невролога Жана-Мартена Шарко в Париже.
Однако в конце концов Фрейд решил, что разговорная терапия свободными ассоциациями более продуктивна и полезна, чем гипноз.
Как отмечает Алина Брэдфорд:
«Он обнаружил, что гипноз не работает так хорошо, как он надеялся.
Вместо этого он разработал новый способ заставить людей говорить свободно. Он укладывал пациентов на кушетку, чтобы им было удобно, а затем говорил им, чтобы они говорили обо всем, что приходит им в голову».
8) Фрейд считал, что все мы в основе своей находимся в состоянии войны с самими собой
Представление Фрейда о нашей человеческой идентичности было разделено на две основные части: сознательную и бессознательную.
Нашу бессознательную часть он назвал Ид: нуждающаяся и требовательная часть нас самих, которая не заботится об этике или уважении других.
Ид хочет, чтобы его желания исполнялись, и сделает почти все, чтобы добиться этого.
Затем есть эго, своего рода привратник Ид, который сдерживает его самые дикие импульсы и желания и пытается логически решить, что соответствует нашей идентичности и миссии. Эго тоже имеет сильные желания, но уравновешивает их реализмом.
Кроме того, есть суперэго, моральная часть нашей психики, которую многие понимают как совесть.
У психически здоровых людей эго находит способ успешно судить между ид и суперэго. Это держит нас на устойчивом пути к выживанию в жизни и избеганию катастрофических ситуаций.
Но когда наше эго подавляется нашим внутренним конфликтом, это часто приводит к тому, что Фрейд называл защитными механизмами.
К ним относятся замещение (наложение гнева или печали на кого-то другого, что вы испытали в другой ситуации), проекция (обвинение или нападение на кого-то за поведение, в котором вы их обвиняете) и отрицание (просто отрицание реальности, потому что это болезненно). ).
Как выразилась писательница по философии и психологии Шери Джейкобсон:
«Фрейд утверждал, что у здоровых людей эго хорошо справляется с уравновешиванием потребностей этих двух частей психики, однако у тех, у кого одна из других частей является доминирующим, в личности развиваются индивидуальные трудности и проблемы».
9) Сны позволяют заглянуть за кулисы бессознательного
Фрейд считал, что сны дают редкую возможность заглянуть за кулисы нашего бессознательного.
В то время как мы обычно подавляем слишком болезненные вещи или желания, которые бессознательны, сны дают им шанс проявиться в различных формах, включая символы и метафоры.
Кендра Черри пишет:
«Фрейд считал, что содержание сновидений можно разделить на два разных типа. Явное содержание сна включало в себя все действительное содержание сна — события, образы и мысли, содержащиеся в сновидении».
10) Фрейд считал себя правым и не интересовался другими мнениями
Фрейд был высокого мнения о себе.
Он считал оппозицию своим теориям исходящей в основном от тех, кто был недостаточно умен, чтобы понять, или слишком подавлен, чтобы признать его правоту.
В своей статье для Live Science, объясняющей, почему Фрейд по большей части ошибочен и устарел, Бенджамин Плэкетт обсуждает ненаучный подход Фрейда.
«Он начал с теории, а затем работал в обратном направлении, выискивая лакомые кусочки, чтобы укрепить свои убеждения, а затем агрессивно отвергал все, что противоречило этим идеям…
Фрейд выдавал себя за ученого. Он был очень чувствителен к возражениям и просто смеялся над возражением и утверждал, что человек, делающий это, был психически болен».
Не согласны с тем, что я пишу в этой статье? Вы, должно быть, страдаете от острого невроза.
Кажется, это трюк для вечеринок, который быстро надоедает, но, возможно, в Вене 19-го века он хорошо работал.
11) Фрейд считал женщин слабыми и глупее мужчин
В современной психологии Фрейда часто критикуют за его взгляды на женщин.
Несмотря на влияние и окружение многих независимых и новаторских женщин-мыслителей и отдельных личностей, Фрейд на протяжении всей своей жизни сохранял женоненавистническое и покровительственное отношение к женщинам.
«Женщины сопротивляются переменам, пассивно получают и ничего не добавляют от себя», — писал Фрейд в 1925 году. лучше избегать.
Давай, Зигмунд. Ты можешь лучше, чувак.
Ну, на самом деле ты не можешь, ты мертв…
Но мы можем сделать лучше.
Представления Фрейда о женщинах как о слабых, умственно неполноценных опорах, которые впитывают травмы, как губка, и с которыми нужно обращаться как с домашними животными, в лучшем случае снисходительны.
12) У Фрейда могла быть секретная теория, которую он скрывал от мира
Один из малоизвестных аспектов убеждений Фрейда заключается в том, что многие эксперты считают, что его теория Эдипова комплекса не была его оригинальной теорией.
Фактически, считается, что Фрейд обнаружил, что сексуальное насилие над молодыми женщинами было очень распространено среди его пациенток.
Это открытие привело к огромному скандалу в обществе, поэтому некоторые считают, что Фрейд поэтому «универсализировал» свою теорию, чтобы она не выглядела ориентированной на его местное сообщество или суждение о его конкретных пациентах.
Согласно Интернет-энциклопедии философии:
«Утверждается, что Фрейд действительно сделал подлинное открытие, которое он изначально был готов открыть миру.
Однако реакция, с которой он столкнулся, была настолько яростно враждебной, что он замаскировал свои выводы и предложил вместо них свою теорию бессознательного…
То, что он обнаружил, было высказано предположение, было крайней распространенностью сексуального насилия над детьми, особенно над молодыми девушками (подавляющее большинство истериков — женщины), даже в респектабельной Вене девятнадцатого века».
Фрейд в ретроспективе: следует ли воспринимать его всерьез?
Многие теории Фрейда широко дискредитированы и не воспринимаются всерьез.
Но в то же время он по-прежнему является гигантом в области изучения человеческого разума и сексуальности, чьи идеи продолжают преподавать в университетах по всему миру.
Почему мы узнаем о Фрейде, если он ошибается во многих вещах? Это видео дает много хороших идей о ценности работы Фрейда, несмотря на ее упущения и неточности.
Несмотря на то, что психология ушла от Фрейда, с ним по-прежнему важно иметь дело, если мы хотим понять психологию и терапию сегодня.
5 идей Зигмунда Фрейда, которые изменили мир
Куда бы я ни пошел, я обнаруживаю, что до меня там был поэт.
– Зигмунд Фрейд
Если кто-то и увеличил наше сознание об уме, так это Зигмунд Фрейд. Он является синонимом исследования психики и, несомненно, был одной из самых влиятельных фигур конца 19-го и 20-го веков. Он значительно продвинул концепцию лечения психологических состояний с помощью разговорной терапии, которую он назвал психоанализом. У Фрейда было много сторонников и последователей, но также и много недоброжелателей. Так каково его истинное наследие? Насколько оригинальны были его идеи, как они были восприняты изначально и актуальны ли они сегодня?
Идея Фрейда 1: БессознательноеОдним из основных вкладов Фрейда была его концепция бессознательного. Что он имел в виду под этим термином?
Быть в сознании означает, что вы осознаете, что у вас в уме. Например, пока вы читаете это, вы осознаете слова на странице и свои мысли. Подсознание (Фрейд предпочитал термин «бессознательное») относится к психическим процессам, о которых вы не подозреваете. Например, некоторые из наших действий, например, езда на велосипеде, совершаются на автопилоте. Мы не сосредотачиваемся на вращении педалей сознательно — мы делаем это автоматически, без внимания. Теория Фрейда предполагала, что у нас есть болезненные воспоминания и другие «нежелательные» мысли, хранящиеся в бессознательном. Мы не осознаем их, но они могут влиять на наше поведение, особенно если это эмоционально заряженные воспоминания о тяжелых, даже травмирующих переживаниях. Разум усердно работает, чтобы не допустить этих тяжелых воспоминаний в наше сознание.
На самом деле, чем ближе к осознанию этих секретов, тем больше беспокоится пациент, сам не понимая почему. Фрейд использовал термин «вытеснение» для описания этого процесса удержания нежелательных мыслей и воспоминаний вне сознания. Для Фрейда бессознательное — это свалка сложных проблем, с которыми мы не хотим сталкиваться. Но если мы не сталкиваемся с проблемами, они не решаются, и они могут накапливаться за пределами нашего сознания, вызывая хаос в нашей жизни.
Идея Фрейда 2: ПсихоанализФрейд начал свою профессиональную жизнь как невролог, но в 1886 году, познакомившись с концепцией гипноза, Фрейд решил открыть свою собственную практику лечения нервных расстройств. Он считал, что если бы бессознательные воспоминания могли быть доведены до сознания, с ними можно было бы столкнуться и справиться с ними. Впоследствии Фрейд применил несколько иную форму гипноза и обнаружил, что побуждение людей говорить о своих проблемах, а также анализ их снов помогает выявить бессознательное. Через несколько лет Фрейд переименовал свою технику в «психоанализ».
Осознание травмирующих воспоминаний довольно пугает. (Если воспоминание не пугает, его меньше нужно подавлять.) На самом деле, по мере того как эти болезненные тайны приближались к поверхности сознания, пациент обычно становился все более и более тревожным, поскольку сознательный разум пытался подавить эти часто трудные идеи. Однако как только эти воспоминания достигли осознания, пациент мог их «обработать». Часто осознание сложного опыта, хотя и болезненного, также может быть освобождающим, поскольку оно приносит понимание и повышенное осознание саморазрушительного поведения. Осознание необходимо для изменений.
Фрейд не изобрел идею бессознательного, но он разработал концепцию, разработал и усовершенствовал методы доступа к подавленным воспоминаниям, а затем работы с ними, когда они достигают сознания. Теперь было лучшее объяснение — и лечение. Более того, акцент и объяснение Фрейда означали, что неуправляемое бессознательное было не только у клиентов; все делают. Конечно, чем травматичнее эти переживания и воспоминания, тем больше будет невроза, но никто не застрахован от процесса вытеснения.
Фрейд был плодовитым писателем и оратором, и вскоре его идеи распространились среди коллег, особенно в Европе. Другие разрабатывали теории, отражающие их взгляды на психоанализ, но теория бессознательной динамики Фрейда получила широкое признание. Сегодня концепция бессознательного встроена почти в каждую модель человеческого поведения и в каждую профессию от психиатрии до маркетинга, от коучинга до преподавания. Это блестящая и универсальная концепция, описывающая фундаментальный процесс человеческой психики.
Так вот, в Вене конца 19-го века концепция психотерапии была новой, поэтому у людей, которые появлялись в кабинете Фрейда, не было семейных проблем или трудностей в общении со своим начальством; это были люди, которые вели себя довольно странно. На самом деле, многие из них имели дело с последствиями некоторых очень травмирующих детских переживаний. И многие из этих переживаний связаны с сексуальным насилием в детстве.
Идея Фрейда 3: Детская сексуальностьНаходясь под гипнозом или в «свободных ассоциациях», многие клиенты Фрейда рассказывали истории о сексуальном насилии. Используя психоанализ, Фрейд позволил своим клиентам вспомнить, пересказать, а затем разрешить случаи инцеста и растления. Однако вскоре он изменил свое мнение о том, что происходит, и разработал альтернативную теорию, которая вызвала критику в свое время и тем более с течением времени.
Обычно приводятся два объяснения изменения Фрейда. Во-первых, некоторые клиенты, столкнувшись с доказательствами сексуального насилия в детстве, отрицали это. Судя по всему, некоторые клиенты просто не верили, что такие события имели место. Во-вторых, в викторианской Европе конца 19-го века говорить о сексуальном насилии в детстве было так же неполиткорректно, как ходить голышом по улице. Любой, кто публично говорит о таком отвратительном и презренном поведении, скорее всего, будет изгнан и демонизирован.
В любом случае, по какой-то причине Фрейд выдвинул теорию, объясняющую очевидное подсознательное представление о сексуальных отношениях, когда такого поведения явно не было. У детей, по его словам, было подсознательное желание заняться сексом с родителем противоположного пола. Это привело к мысли о ревности и страхе выговора со стороны родителя того же пола. Эдипов комплекс сегодня звучит как спортивный стадион, но он и женский эквивалент комплекса Электры были основой объяснения Фрейдом того, почему подавленная сексуальная травма кажется столь распространенной, хотя для нее, казалось, не было реальной основы.
Даже в то время различные специалисты не соглашались с Фрейдом, некоторые даже обвиняли его в сговорчивости. Он раскрыл неприятную и широко распространенную тайну о сексуальном насилии в детстве и теперь отступает, утверждали они. Одним из недоброжелателей в то время была психоаналитик доктор Карин Абель-Рап, которая писала: «Фрейд наметил и начал исследование природы переживаний инфантильного инцеста и его воздействия на человеческую психику, а затем оставил это направление для большая часть».
Существует множество альтернативных объяснений того, почему клиенты могут воспроизводить «воспоминания о сексуальном насилии», а затем отрицать, что оно когда-либо имело место, и одна теория очень критически относится к технике Фрейда. Сегодняшние практикующие гипноз или другие регрессивные техники изо всех сил стараются не вести своих клиентов и не делать каких-либо комментариев, которые могли бы внедрить идеи в сознание клиента, иначе из ассоциации или желания угодить могут появиться «воспоминания».
Фрейд не придерживался этой методологии. Наоборот, он использовал технику «давления», чтобы побудить своих клиентов производить то, что он искал. Эта техника вызвала много критики Фрейда в то время за то, что просто не было объективных доказательств его теорий, особенно о детской сексуальности. Другие возражали, что теорию просто невозможно проверить. Позже, когда психология стала наукой, управляемой данными, появилось много недоброжелателей, которые предположили, что необоснованные и непроверяемые идеи Фрейда задержали развитие научной психологии на полвека.
Фрейд Идея 4: Ид, Эго и Супер-ЭгоПозже в своей карьере Фрейд разработал новое трехчастное описание разума, введя Ид, бессознательную, импульсивную часть разума; суперэго, которое можно рассматривать как совесть, моральный императив; и эго, рациональный ум, пытающийся найти баланс между инстинктами, импульсами и совестью. В этом описании действительно не было ничего уникального. Любой человек с небольшим пониманием чувствует примитивные инстинкты, такие как голод и секс, а также эмоции и обязательства, и осознает борьбу, чтобы сбалансировать их все.
Сегодня этот баланс между этими различными частями психики, скорее всего, будет выражен в нейробиологических терминах. Мы в основном идентифицировали области мозга, которые вовлечены в эти различные функции. В качестве простого обобщения, поскольку мозг действительно является интегрированным органом, лобные доли являются местом мышления и суждения; лимбические области — это места, где эмоции опосредованы; и различные области мозга вовлечены в основные влечения или инстинкты. Так что в то время это разделение психических процессов не было чем-то ошеломляющим, и сегодня оно заменено другим контекстом.
Идея Фрейда 5: Толкование снов и не толькоКонцепция Фрейда заключалась в том, что сны навеяны повседневными событиями и отражают символические желания, точка зрения, которая в то время была принята узким кругом практиков. Даже сегодня мы признаем, что некоторые из снов имеют символическое значение. Однако, как и в случае с инфантильной сексуальностью, Фрейд рассматривал сны как психические процессы, отражающие желаний . Текущее представление о мозге и разуме состоит в том, что, хотя в мозге действительно существуют определенные пути получения удовольствия, а удовольствие является мотиватором, главная цель мозга — выживание. Действительно, когнитивная нейронаука — изучение того, как мы думаем, — предполагает, что люди гораздо более мотивированы избегать угроз, чем искать удовольствия.
Говоря о том, как мы думаем, самые последние разработки и исследования (обобщенные в книге лауреата Нобелевской премии Дэниела Канемана « Мышление, быстрое и медленное») предполагают, что люди скорее рассказчики, чем рациональные существа. Мы строим наше восприятие вокруг наиболее удобных для нас историй, а затем находим способы рационализировать свои мысли и действия. Мы ищем «познавательной легкости», а не правды. Однако познавательная легкость — это не удовольствие; это избегание стресса. Так что, возможно, наша главная мотивация — не удовольствие, как предполагал Фрейд, а скорее свобода от стресса.
Позднее в своей карьере, в работе «За пределами принципа удовольствия» , Фрейд сделал намек в этом направлении, но затем довел его до крайности, предположив, что желание уменьшить напряжение может быть настолько сильным, что его можно рассматривать как смерть. инстинкт — его представление о Танатосе.
Зигмунд Фрейд сегодняКак и все мы, Фрейд был рассказчиком и, как и все мы, верил в свои истории, как и другие. Трудно, даже невозможно, придумать действительно уникальный рассказ о человеческом поведении, но Фрейд, безусловно, объединил многие существующие идеи и представил их уникальным образом.