Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Уход от конфликтной ситуации это: Стратегии решения конфликтов. Стратегия первая: Уход

Содержание

Стратегии решения конфликтов. Стратегия первая: Уход

Уход — это стремление избежать участия в конфликте любой ценой.

 Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни. В офисе, дома, в любых других местах мы по собственной инициативе или же вопреки ей оказываемся участниками самых разных конфликтов из которых выходим либо с победно поднятой головой или же наоборот с тоскливо опущенной и ощущением проигрыша. 
Сама жизнь, постоянно испытывая людей в подобных испытаниях формирует в нас иммунитет к подобным стрессовым ситуациям и на собственном опыте учит нас так или иначе вырабатывать собственные модели поведения или стратегии в конфликтах. В данном цикле статей я хочу рассказать вам о наиболее часто встречающихся стратегиях поведения в конфликте, их положительных и отрицательных сторонах, рисках и нюансах их выбора и применения. 

Итак, существует пять стратегий поведения в конфликте: 

• Уход
• Уступчивость
• Принуждение
• Компромисс
• Сотрудничество

Каждая из стратегий может применяться в зависимости от ситуации и целей, которые мы перед собой ставим.

В этой статье мы разберем стратегию «Уход».

Пример из отношений мужчины и женщины. Бытовая ссора, недопонимание, эмоции, взаимные претензии. И хорошо бы все выяснить, понять позицию друг друга, разобраться, но в момент один из пары прекращает аргументировать, парировать, не отстаивает и даже не озвучивает свою точку зрения, а просто выходит за дверь и как часто бывает ещё и громко ей хлопает. Концерт окончен.
Или же другой пример. Конфликт в корпоративной среде, например, между разработчиком ПО и его руководителем в отношении какого-то решения в разработке системы. Позиция разработчика не принимается руководителем и вместо того чтобы продолжать ее отстаивать программист несет в отдел кадров заявление на увольнение.

Слышали о подобном? Наблюдали подобное? А может быть и сами бывали в таких ситуациях? Если да (а я почти уверен, что да), то Вы были свидетелем или даже участником реализации стратегии «Уход» в конфликте.

Уход — это стремление избежать участия в конфликте любой ценой. Не ввязываться в него, а значит не брать на себя ни капли ответственности за его решение! 

С первого взгляда может показаться, что априори проигрышная стратегия, не дающая никакой пользы тому, кто ее использует. Но это не так. Вообще любая из стратегий при грамотном и конечно же умышленном её использовании имеет свои плюсы и может быть исключительна полезна. 

Какова же может быть цель человека, умышленно использующего данную стратегию? 

• Прекращение сложных, тяжелых, обременительных отношений. Ведь нет смысла что-то доказывать и выяснять в отношениях, когда сами они не имеют для нас ценности! Нет смысла тратить время на отношения, которые для вас являются обузой! А тут просто — встал, развернулся, вышел. Минимум времени на это действие (одно из преимуществ данной стратегии), минимум потраченных нервов, мгновенный результат. Действительно, что может быть проще!
• Выигрыш во времени. Мы все проявляем эмоции по-разному, кто-то холоден как лёд и твёрд как камень, а кто-то наоборот загорается от малейшего трения и так, что искры от этого огня готовы зажечь всё вокруг. Так вот как раз тогда, когда накал конфликта высок, применение стратегии «Уход» может быть уместен. Не дать огню разгореться, а наоборот — дать ему потухнуть или хотя бы снизить градус пламени, а уже после этого вернуться к конструктиву.
• Обучение опытом. Или же как я это называю — «подставить грабли». Бывает так, что во главе угла конфликтной ситуации вопрос, в которым вы действительно хорошо разбираетесь и уверены, что ваша позиция единственная верная. Но при этом она категорически не принимается или даже агрессивно отвергается оппонентом. Используя «уход» в таком случае, вы любезно предоставляете оппоненту наступить на собственные грабли, научится чему-то на собственной ошибке, чтобы приобрести личный опыт. 

Тем не менее нужно понимать, что данная стратегия при неумелом её использовании, либо же просто по незнанию может привести к некоторым отрицательным последствиям. 

• Потеря отношений. На самом деле разрыв или потеря отношений это всегда уход или выход из них одного из участников. Стоит оценивать ситуацию на предмет того, стоит ли игра свеч и нет ли риска потери действительно стоящей связи.
• Формирование репутации слабака. Как правило в жизни отказ от борьбы воспринимается как слабость, более всего это относится конечно же к представителям сильной половины человечества и … руководителям! Действительно необычно и странно, когда мужчина позволяет себе систематически уходить от конфликтов, а представьте себе, что будет в случае если из конфликта уходит руководитель? Как его будут воспринимать подчиненные? Слабаком! Со всеми вытекающими последствиями.
• Потеря контроля над ситуацией. Если вы вне процесса, то ваш контроль над ним существенно ограничен или же отсутствует полностью! И даже если мы идем по тонкому льду “Обучения опытом” необходимо быть ближе к ситуации и вернуться в нее именно в то время когда это необходимо. Иначе бесконтрольная ситуация может развиваться не по самому идеальному сценарию, что в итоге приведет к самым различным проблемам, неожидаемым и не прогнозируемым.  

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что стратегия “уход” обладает неоспоримыми преимуществами, главное из которых скорость её реализации, но при выборе данного решения необходимо изначально оценивать те потери, которые можно получить в итоге, так как при всех возможных позитивных результатах данная стратегия является наиболее рискованной. 

Успехов Вам в решении конфликтов! 

…продолжение следует…

Андрей Сергеев

типы, факторы риска и стратегии поведения — СКБ Контур

    11 июля 2022 5 764 Мнение

    Многим из нас приходилось сталкиваться с разнообразными конфликтными ситуациями на работе. В каких-то случаях конфликт ограничивался рамками межличностного взаимодействия, в других — расширялся до межгруппового и затрагивал различные структурные подразделения. 

    Инна Шияневская

    Вне зависимости от количества задействованных в процессе участников, темы и содержания, конфликт практически всегда стрессогенное событие, дезорганизующее пространство и снижающее на некоторый промежуток времени эффективность личности и компании. Возможно поэтому многие сотрудники боятся конфликтов, стараются их избегать, а некоторые руководители — «не замечать» и не включаться в процесс. 

    Тем не менее конфликт — отличный маркер того, что в организационной жизнедеятельности необходимы изменения, а для отдельных сотрудников и организации в целом — точки роста.

    • Внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты
    • Факторы риска возникновения конфликтов
    • Стратегии поведения в конфликтах
    • Общие рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций

    Согласно определению психологического словаря, конфликт — «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» («Психологический словарь», 1983, с.161). Иными словами, это столкновение противоположных интересов, убеждений, мнений, сопровождающееся негативными эмоциями. 

    В трудовой деятельности практический интерес представляют не только споры коллег или разногласия в цепочке «руководитель — подчиненный». Достаточно дезорганизующими могут выступать внутриличностные конфликты. Ярким примером служат ситуации, когда на должность, чаще руководящую, назначается человек, ценности и убеждения которого начинают конфликтовать с задачами и требованиями должности. Состояние это, как правило, мучительное, затрудняющее реализацию профессиональных целей. Достаточно сложно, например, быть директивным, если субъективно считаешь себя «мягким». Также сложно контролировать исполнение поручений, если с сегодняшними подчиненными ранее были выстроены дружеские отношения.

    Межличностные конфликты — ситуации разногласий, противоборства между людьми. Причинами подобных конфликтов на работе могут быть конкуренция или взаимная неприязнь, зависть, стремление к личной выгоде или представления о «справедливом» распределении обязанностей, ответственности и прочее. 

    Часто бывает, что глубинные психологические причины конфликта личностью не осознаются или осознаются не в полной мере. При этом противоречия накапливаются и, достигнув максимального уровня, выливаются в эмоциональное взаимодействие. Внешним поводом выступают фразы, косой взгляд, рутинные организационное мероприятия, бытовые моменты. 

    Нередко конфликт обостряется в ситуациях, требующих сплочения коллег для решения общей задачи. Межличностная борьба разворачивается под прикрытием «так лучше для бизнеса», но к бизнесу напрямую не имеет отношения. Руководят стремлением выиграть, доказать свою точку зрения психологические причины, личные мотивы, проекции и прочие механизмы.  

    В связи с этим возникает сложность в урегулировании конфликтов. На практике, как правило, в лучшем случае происходит разбор конкретной ссоры, напряжение снижается до следующего пикового момента. Ситуация приобретает характер хронического конфликта. Полное его разрешение требует разбора глубинных аспектов, «примирения» сущностных противоречий.

    Межгрупповые конфликты затрагивают взаимодействие групп.

    Как правило, это ситуации противоборства (скрытого или явного) двух отделов, «дружбы» структурных подразделений против какого-либо другого подразделения. Важным моментом, на который стоит обратить внимание руководителю в таких конфликтах, является внутригрупповая сплоченность коллектива. Люди объединятся внутри отдела, чтобы противостоять «врагам», но сплочение бывает маркером проблем внутри отдела. Один из способов снять напряжение от противоречий, продолжить совместную деятельность — сместить агрессию на другую группу.

    В целом можно выделить несколько ключевых факторов риска. Они связаны с ценностями, коммуникациями и организационной структурой.  

    Информация, особенности коммуникации внутри компании. В этот блок причин входят сокрытие информации, недостаточное информирование сотрудников, слухи, умышленные искажения, предоставление сведений без обратной связи от получателя, барьеры коммуникации.

    Организационная структура. Конфликты могут провоцировать противоречия в формальной и неформальной организации подразделения. Например, номинально руководитель один, а лидерскую позицию занимает другой сотрудник. Сложноразрешимыми являются ситуации так называемого двойного подчинения, когда сотрудник числится в одном отделе, но функционально прикреплен к другому. 

    Несовпадение ценностей компании в целом и ценностей, убеждений сотрудника, а также ценностные противоречия в межличностном взаимодействии коллег.

    Система взаимоотношений, которая может формироваться «стихийно» или же быть предметом четко спланированной деятельности руководителя. Например, когда строят «бизнес как семью» или, наоборот, приветствуют только формальное взаимодействие. 

    Конфронтация — жесткое настаивание на своем решении. Актуальна, когда:

    • позиция существенно сильнее, чем у другой стороны;
    • отсутствуют риски, опасения относительно отдаленных последствий конфликта;
    • ситуация критическая и в тоже время чрезвычайно важная. 

    Уступка — отказ от своих интересов с целью достижения мира. Актуальна, когда:

    • сохранение хороших отношений приоритетнее, чем победа в споре;
    • оппонент сильнее, ведет жесткую «войну», при этом моральные силы на борьбу у вас отсутствуют.

    Избегание — уход от конфликтной ситуации в прямом смысле в виде паузы или в метафорическом — с помощью смены темы общения, преуменьшении ее значимости. Актуально, когда:

    • увеличивается объем отрицательных эмоций;
    • требуется время на восстановление эмоционального состояния для конструктивного взаимодействия.

    Компромисс — поиск взаимных уступок с целью разрешить конфликт равноценно для обеих сторон. Актуален, когда:

    • обе стороны конфликта обладают равными правами и возможностями;
    • существует риск разрушить отношения при жесткой защите своей позиции.

    Кооперация — объединение усилий с целью удовлетворить потребности каждой стороны с акцентом на приобретение, а не потери ресурсов. Актуальна, когда:

    • обе стороны конфликта настроены на конструктивное взаимодействие;
    • существует желание полностью разрешить противоречие и завершить спор окончательно;
    • разрешение конфликта ценно для обеих сторон.

    1. В конфликтном взаимодействии важно исключить негативные суждения, которые прямо или косвенно могут ущемить честь и достоинство оппонента. Даже если собеседник не прав и готов сдать свои позиции, у него должна быть возможность сделать это с «сохранением своего лица». Такая возможность существенно облегчает контакт в настоящем и снижает риски противоборства и интриг в будущем.
    2. Необходимо больше внимания уделять совпадающим позициям. Упор на разногласия, особенно если они не поддаются корректировке, увеличивают дистанцию между оппонентами.
    3. Важно определить истинную причину конфликта. Для этого необходимо проанализировать интересы, потребности, мотивы оппонента и сформировать предложение по урегулированию отношений, затрагивающие сущность противоречия.

    Инна Шияневская, психолог

    Школа

    Вебинары, практические семинары и обучение на онлайн-курсах с ведущими лекторами России.

    Узнать больше

    Инна Шияневская

    Школа

    Вебинары, практические семинары и обучение на онлайн-курсах с ведущими лекторами России.

    Узнать больше

    Избегание конфликтов в отношениях: что это такое и почему это происходит?

    Поделитесь этим сообщением с друзьями и любимыми

    Table of Contents

    Мы все были там — тот момент, когда мы чувствуем, что возникает конфликт, и наш желудок начинает бурлить.

    Мы можем начать испытывать тревогу, защищаться или даже злиться. Мы можем сделать все, чтобы избежать этого конфликта. Избегание конфликтов очень распространено в отношениях.

    В этом сообщении в блоге рассматривается, что такое избегание конфликтов, почему люди это делают и к чему это приводит. Мы также дадим советы по урегулированию конфликтов здоровым способом.

    Что такое избегание конфликтов и почему это происходит в отношениях?

    Избегание конфликта — это действие по уходу от конфликта или полному избеганию конфликта. Люди часто делают это, потому что боятся пострадать, быть отвергнутыми или почувствовать себя некомфортно. Они также могут делать это, чтобы избежать борьбы за власть.

    Как избегание конфликтов может проявляться в отношениях?
    Избегание конфликтов может проявляться по-разному. Например, некоторые люди могут полностью уйти от конфликта и отказаться обсуждать его. Другие могут попытаться сменить тему или помириться, не затрагивая проблему. Они также могут вести себя пассивно-агрессивно или прибегать к обзываниям или оскорблениям.

    Почему люди избегают конфликтов?
    Люди избегают конфликтов по многим причинам. Некоторые люди боятся, что их обидят или отвергнут. Другие могут бояться самого конфликта. Они могут рассматривать конфликт как негативный опыт и полагать, что он приведет только к боли и драме.

    Как избегание конфликтов влияет на отношения?
    Избегание конфликтов может иметь несколько негативных последствий в отношениях. Во-первых, это может привести к обиде, разочарованию и презрению. Это также может привести к нарушению общения и дистанции в отношениях.

    Конфликт приближения-избегания против теорий страха перед отрицательной оценкой

    Существуют две основные теории избегания конфликта: конфликт приближения-избегания и страх перед отрицательной оценкой.

    Конфликт приближения-избегания — это когда человек хочет избежать конфликта, но в то же время хочет приблизиться к нему. Этот тип конфликта часто может возникать из-за того, что люди боятся обоих исходов конфликта: боли проигрыша и боли победы.

    Пример конфликта приближения-избегания:

    Джим и его жена спорят о том, кто будет гулять с собакой. Джим очень не хочет гулять с собакой, но и не хочет, чтобы жена злилась на него. Поэтому он продолжает искать способ не брать собаку на прогулку, чтобы его жена не рассердилась.

    Страх негативной оценки — это когда человек избегает конфликта, потому что боится, что его увидят в негативном свете. Они могут полагать, что их будут судить, критиковать или отвергать, если они вступят в конфликт.

    Пример боязни отрицательной оценки:

    Кэролайн очень избегает конфликтов и всегда старается избегать конфликтов с мужем. Она делает это, потому что боится, что ее увидят в негативном свете. Она беспокоится, что муж будет осуждать ее, критиковать или отвергать, если она вступит в конфликт.

    Как эти теории связаны с избеганием конфликтов?
    Теория конфликта «подход-избегание» утверждает, что люди часто избегают конфликта, потому что боятся обоих исходов конфликта: боли проигрыша и боли победы. Этот тип теории основан на идее, что люди боятся негативной оценки.

    Теория боязни негативной оценки утверждает, что люди часто избегают конфликтов, потому что боятся показаться в негативном свете. Эта теория основана на идее, что люди боятся осуждения, критики или отказа, если они вступают в конфликт.

    Последствия избегания конфликтов

    Последствия избегания конфликтов могут быть очень разрушительными для отношений. Когда два человека избегают конфликта, они не сообщают друг другу о своих потребностях и желаниях. Это вызывает возмущение и разочарование с обеих сторон. Отношения становятся основанными на предположениях и ожиданиях, а не на общении. И может привести к большому количеству конфликтов в будущем.

    Это также может негативно повлиять на физическую близость в отношениях. Физическая близость является неотъемлемой частью любых отношений. Когда два человека избегают конфликта, это часто может привести к уменьшению физической близости. Это происходит потому, что когда два человека не общаются, они не связаны и на физическом уровне. Физическая близость — это связь, а когда нет связи, нет и связи.

    Как видите, избегание конфликтов негативно влияет на многие области ваших отношений, но также может повлиять на ваше личное здоровье. Когда люди сдерживают свои чувства, это может привести к стрессу, беспокойству и депрессии. Подавленные эмоции также могут привести к физическим проблемам, таким как болезни сердца и высокое кровяное давление.

    Как узнать, занимаетесь ли вы или ваш партнер избеганием конфликтов?

    Некоторые ключевые признаки могут помочь вам определить, имеете ли вы дело с избеганием конфликтов в ваших отношениях:

    • Вы обнаруживаете, что уходите от конфликта, когда он возникает
    • У вас много невыраженного гнева или обиды
    • Отношения развивались на предположениях и ожиданиях, а не на общении
    • Вы часто чувствуете разочарование или обиду на своего партнера
    • партнер часто уходит от конфликта или вообще избегает конфликта.
    • Вы не говорите за себя
    • Вы пытаетесь угодить другому человеку
    • Вы чрезмерно извиняетесь

    Советы по урегулированию конфликтов здоровыми способами

    Если вы или ваш партнер избегаете конфликтов, вот несколько советов по урегулированию конфликтов здоровым способом:

    • Говорите о конфликте как можно раньше и часто. Не ждите, пока события взорвутся, чтобы начать говорить о них
    • Будьте готовы выслушать другого человека. Не ждите своей очереди говорить
    • Сохраняйте спокойствие и не занимайте оборонительную позицию
    • Уважительно относитесь к другому человеку, даже если вы с ним не согласны
    • Постарайтесь найти решение, которое устроит вас обоих
    • Не прибегайте к обзываниям и оскорблениям
    • прервитесь и вернитесь к конфликту позже

    Избегание конфликтов является распространенной проблемой в отношениях. Это может повредить отношениям, если они останутся без внимания. Зная о признаках избегания конфликтов и используя эти советы по здоровому урегулированию конфликтов, вы сможете вести более здоровые и продуктивные беседы со своим партнером.

    Важность открытого и честного общения в ваших отношениях

    Когда вы открыто и честно общаетесь со своим партнером, вы можете поделиться с ним своими мыслями и чувствами.

    Вы начинаете развивать доверие и близость в отношениях. Открыто общаясь, вы можете выразить партнеру свои потребности и желания, что может помочь избежать конфликтов в будущем.

    Общение жизненно важно в любых отношениях. Поэтому важно, если вы имеете дело с избеганием конфликтов. Откройте общение с партнером. Вы сможете разрешать конфликты здоровым образом и строить более крепкие отношения.

    Нужна помощь в предотвращении конфликтов в отношениях?

    Если вам сложно избегать конфликтов и вы хотите научиться эффективно общаться со своим партнером, обратитесь за профессиональной помощью.

    Терапевт может помочь вам и вашему партнеру научиться здоровым навыкам разрешения конфликтов и помочь вам лучше понять себя и своего партнера.

    Запишитесь на прием к консультанту Makin Wellness сегодня, если вам нужна дополнительная информация о предотвращении конфликтов или других вопросах взаимоотношений.

    Сара Макин MSEd, LPC, NCC

    Все статьи написаны совместно с исследовательской группой Makin Wellness.

    Еще не подписались? Теперь ваш шанс. Подпишитесь на советы о том, как управлять и улучшать отношения, стресс и психическое здоровье.