Межличностные отношения. Урок-презентация, 6 класс, ФГОС-2
Обществознание, 6 класс
Урок № 14-15
Межличностные отношения
Близкое общение — вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть.
А. Ривароль
Д.З.: § 6, ?? (с.56-57),
задания (с.57-58)
© А.И. Колмаков
Цели урока
- сформировать самостоятельное представление об общении как потребности человека, живущего в обществе, знать условия формирования межличностных отношений, определять виды межличностных отношений;
- помочь учащимся , опираясь на полученные знания, сформулировать и обосновать свою позицию, свой взгляд на предложенную проблему;
- воспитывать у грамотное поведение в налаживании коммуникативных отношений в классном коллективе и в индивидуальном порядке..
Знать и уметь
- Описывать межличностные отношения и их отдельные виды.
- Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах.
- Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.
- Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.
- Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание
Понятия, термины
- межличностные отношения;
- взаимодействие, взаимовосприятие, взаимопонимание;
- симпатия и антипатия;
- стереотипы;
- официальные отношения и личные;
- виды межличностных отношений (знакомства, приятельские, товарищеские, дружба, любовь)
Изучение нового материала
- Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения.
- Роль чувств в отношениях между людьми.
- Сотрудничество и соперничество.
- Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Актуализация проблемы
- Вспомни! Можно ли назвать личностью животное? Что такое чувства? Какие чувства ты знаешь?
Обсудим вместе!
Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?
Отношения между людьми-
Отношения между людьми-
межличностные отношения
межличностные отношения
Под межличностными отношениями понимают
особенную связь человека с окружающими людьми.
Межличностные отношения могут быть:
Под межличностными отношениями понимают
особенную связь человека с окружающими людьми.
Межличностные отношения могут быть:
деловыми/
официальными
(формальными)
личными
деловыми
личными
(неформальными)
(формальными)
(неформальными)
Директор
и коллеги;
учитель
и ученики
Директор
и коллеги;
учитель
и ученики
дружеские;
семейные
дружеские;
семейные
Межличностные отношения
характеризуются
понятиями
сотрудничество
(работать,
действовать,
принимать
участие
в общем деле)
Соперничество
(превзойти
кого-либо
в чем-либо)
межличностные отношения
во многом зависят
от эмоций, взаимных чувств
однако, всю гамму чувств, составляющих
основу межличностных отношений,
можно свести
в две большие группы:
однако, всю гамму чувств, составляющих
основу межличностных отношений,
можно свести
в две большие группы:
чувства, которые
сближают людей,
объединяют их,
вызывают положительное
отношение
чувства, которые
затрудняют отношения,
разъединяют людей,
мешают
сотрудничеству
зависть, горе,
обида, гнев,
гордость, тоска
удовольствие, радость,
блаженство, восхищение,
доверие, уважение, нежность,
благодарность, любовь,
восторг
высокий уровень
отношений — любовь
высокий уровень
отношений — дружба
более близкие межличностные
отношения товарищества
из круга знакомых при условии
привлекательности одного
человека для другого возникают
приятельские отношения
самый распространенный
вид межличностных
отношений — знакомство
Виды межличностных отношений
Межличностные отношения.
Деловые
Другая классификация
Личные
Приятельские
Товарищеские
Семейные
По стилю
межличностные
отношения
делятся
Личные
Официальные/
деловые
Официальные отношения
связаны с соблюдением
каких-либо формальностей,
правил, установленных
официальным лицом.
Личные отношения
не ограничены заданными
формальными правилами.
Мир этих отношений
богат и разнообразен!
Объединяющие людей ( позитивные ):
Разъединяющие людей ( негативные ):
уважение
любовь
доверие
благодарность
обида
заносчивость
ненависть
зависть
— симпатия
антипатия
чувства
Жил на свете человек
(с. 53)Путешествие в прошлое , с. 54
В чём сила и смысл дружбы двух лицейских друзей Пушкина и Пущина?
Какие качества двух школьных друзей вы бы взяли себе?
?
Картинная галерея (учебник, с.55)
(Н.Н. Ге (1831-1894). А.С. Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). 1875 г. Харьковский музей изобразительных искусств
?
Чтобы взаимодействие помогало взаимопониманию, полезно помнить правила:
- Улыбка искренняя и доброжелательная – путь к сердцу доброго человека («От улыбки хмурый день светлей…»).
- Не жалей комплиментов человеку, с которым ты взаимодействуешь («Давайте говорить друг другу комплименты…»).
- Не спеши делать выводы по первому впечатлению («Встречают по одёжки, а провожают по уму»).
- Не будь навязчивым, помни о мере (не стоит на вопрос «Как дела?» рассказывать всё, что случилось за день).
- Не торопись с выводами («поспешишь – людей насмешишь, а дружбе повредишь»).
- Успех взаимодействия зависит от двоих («нельзя аплодировать одной рукой»).
Проверь себя
- В чём состоят основные особенности межличностных отношений?
- Что такое взаимопонимание? Как оно возникает? Как добиться его в отношениях между людьми?
- Что притягивает или что отталкивает людей в межличностных отношениях?
- Чем различаются деловые и личные отношения?
- Почему подростки требовательны к друзьям? Аргументируйте свой ответ.
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
знакомства
приятельские
отношения
товарищество
дружба
Виды межличностных отношений
Почему знакомых много, а друзей единицы?
Тест 1.
1.
2.
3.
Укажи, какие виды межличностных отношений показаны на рисунках. Сопоставь рисунки с вариантами ответов и запиши полученный вариант букв.
Варианты отношений: А – симпатия; Б — антипатия
1
2
3
Тест 2.
Определите виды межличностных отношений. Сопоставьте ситуации (в первом столбце) с вариантами отношений. Полученный вариант букв запишите в качестве ответа.
1. Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах .
А. дружба
2. Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор.
Б. любовь
3. А самая великая ценность в жизни, как и самый высокий уровень межличностных отношений
4. Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. Проверяется не только временем, но и различными испытаниями.
В. приятельство
Г. товарищество
5. В классе вы все…?
Д. знакомство
1
2
3
4
5
Тест 3.
Определите виды межличностных отношений. Сопоставьте ситуации (в первом столбце) с вариантами отношений. Полученный вариант букв запишите в качестве ответа.
1. Иван Петрович с Альбертом Ивановичем соседи . Каждое утро, встречаясь у автобусной остановки, здороваются.
А. семейные
2. Таня и Валя при встрече непременно обмениваются последними новостями по вопросам производства.
Б. дружба
3. Арсений и Артём – хоккеисты юниорской сборной района по хоккею.
В. знакомство
4. Дед Иван и внук Фёдор ранним утром традиционно летом ходят на рыбалку.
Г. товарищество
5. Володя и Саша всегда помогают друг другу, делят трудности и радости воинской службы.
Д. деловые
1
2
3
4
5
Тест 4.
Укажи, какие виды межличностных отношений показаны на рисунках. Сопоставь рисунки с вариантами ответов и запиши полученный вариант букв.
Варианты отношений: А – официальные; Б — личные
3.
2.
1.
1
2
3
4
5
4.
5.
Тест 5.
Определи, как должен себя вести в указанных на рисунках межличностных ситуациях. Сопоставь рисунки с вариантами ответов и запиши полученный вариант букв.
Варианты отношений: А –деловые; Б — личные
3.
2.
1.
4.
5.
1
2
3
4
5
Примени знания!
- Какие изменения в твоих знаниях, умениях, навыках произошли после работы с параграфом ?
- Чему научился?
- Что помогло достичь результата?
- Что, по-твоему, из изученного следует помнить всегда?
- Какие трудности встретились? Что помогло их преодолеть?
Проверь свой тест!
Тест 1. БАА если верно, 3 балла;
тест 2. ДВАБГ если верно, 5 баллов;
тест 3. ВДГАБ если верно, 5 баллов;
тест 4. АААББ если верно, 5 баллов;
тест 5. АБААА если верно, 5 баллов.
Максимально: 23 балла.
«5» — от 21 до 23 баллов;
«4» — от 14 до 20 баллов;
«3» — от до баллов;
«2» — от 9 до 13 баллов;
- Рабочие программы «Обществознание. Предметная линия учебников Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы». М: «Просвещение», 2011 г.
- Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
- Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 класс. Иванова Л. Ф., Хотеенкова Я. В.
- Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др.
- Вы можете использовать шаблон (макет) презентации, но при создании работы вы должны указать источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов сайт: http :// pedsovet.su /
Тест по обществознанию Межличностные отношения 6 класс
22.08.2017 Главная › Обществознание › 6 класс
Тест по обществознанию Межличностные отношения для учащихся 6 класса. Тест содержит 2 варианта по 8 заданий и предназначен для проверки знаний по теме Человек среди людей.
1 вариант
1. Найдите наиболее точное определение.
Межличностные отношения — это
1) взаимосвязи, которые возникают между людьми в совместной деятельности и общении
2) контакты человека с окружающим миром
3) воздействие общества на личность
4) чувства, которые возникают между людьми
2. Закончите предложение правильно.
По стилю межличностные отношения
1) не отличаются друг от друга
2) разделяются на отношения знакомства и товарищества
3) делятся на официальные и личные
4) бывают позитивные и негативные
3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведённый перечень: знакомство, приятельство, товарищество, дружба, любовь.
1) межличностные стереотипы
2) деловые и личные контакты
3) участие в совместной деятельности
4) виды межличностных отношений
4. Какой из приведённых примеров иллюстрирует понятие стереотип?
1) Летние месяцы дети Петровых проводят у бабушки.
2) Игорь Петров считает, что все девочки болтушки.
3) По воскресеньям семья Петровых отправляется на дачу.
4) Несколько лет подряд Игорь Петров побеждал в школьной математической олимпиаде.
5. Основой межличностных отношений в первую очередь является(-ются)
1) стереотипы
2) материальные потребности
3) отсутствие ограничений
4) взаимодействие
6. Отношения товарищества связаны прежде всего с возможностью
1) встретить человека на у лице
2) доверить человеку сокровенные мечты
3) участвовать в совместной деятельности
4) создать семью
7. Выберите правильное высказывание.
1) Стереотипы могут отрицательно влиять на межличностные отношения.
2) Межличностные отношения могут быть только деловыми.
3) Приятели — это самые верные друзья.
4) Любые контакты между людьми относятся к межличностным отношениям.
8. Заполните пропуск в таблице.
………. | Неприязнь, отрицательное отношение |
Симпатия | Внутреннее расположение, благожелательное отношение |
2 вариант
1. Найдите наиболее точное определение.
Стереотип -это
1) привычка, сформировавшаяся на основе повторения сходных действий
2) антипатия к другим людям
3) обобщенное представление об особенностях людей, часто неточное, упрощенное
4) внутреннее расположение к другому человеку
2. Закончите предложение правильно.
Межличностные отношения подразумевают, что
1) между их участниками возникает любовь или ненависть
2) в них могут участвовать только два человека
3) человек наделён чувствами по отношению к другим людям
4) один или несколько человек вступают в непосредственный контакт
3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведённый перечень: доверие, уважение, благодарность, восхищение.
1) чувства, которые объединяют людей
2) чувства, порождающие антипатию
3) формальные (официальные) чувства
4) межличностные отношения
4. Какой из приведённых примеров иллюстрирует понятие межличностные отношения?
1) Известный учёный-историк выступил перед старшеклассниками.
2) Однажды шестиклассник Андрей встретил на улице знаменитого клоуна.
3) Группа учеников работает над проектом.
4) Настя регулярно читает блог популярного певца.
5. Основой межличностных отношений является
1) отсутствие правил
2) совместная деятельность
3) антипатия
4) определённое число участников
6. Приятельские отношения в первую очередь связаны с возможностью
1) разделить досуг
2) встретить человека по дороге в школу
3) доверить тайну
4) участвовать в совместной деятельности
7. Выберите правильное высказывание.
1) Знакомства — наиболее редкий вид межличностных отношений.
2) В межличностных отношениях важны взаимопонимание и взаимодействие.
3) Официальные межличностные отношения не требуют взаимодействия.
4) Чувства всегда мешают установлению межличностных отношений.
8. Заполните пропуск в таблице.
Виды межличностных отношений | ||||
Знакомство | Приятельство | Дружба | Любовь | ………. |
Ответы на тест по обществознанию Межличностные отношения
1 вариант
1-1
2-3
3-4
4-2
5-4
6-3
7-1
8-антипатия
2 вариант
1-3
2-4
3-1
4-3
5-2
6-1
7-2
8-товарищество
PDF-версия
Тест Межличностные отношения
(88 Кб, pdf)
Опубликовано: 22.08.2017 Обновлено: 22.08.2017
Межличностные отношения — Mr Mikes IB Psychology
Психолог Абрахам Маслоу утверждает, что существует основная человеческая потребность принадлежать и быть принятым другими. близкие отношения — будь то с членом семьи, партнером или другом — влияют не только на наше эмоциональное состояние, но и на наше здоровье. Примеры следующие:
- Шансы прожить более одного года после сердечного приступа более чем в два раза выше среди пожилых мужчин и женщин, которые могут рассчитывать на эмоциональную поддержку двух или более человек, чем среди тех, кто этого не делает. иметь такую поддержку (Berkman et al. 1992)
- Steven Cole (2007) обнаружил, что хроническое одиночество повышает активность генов, связанных с воспалением, и снижает активность генов, связанных с выработкой антител и противовирусными реакциями.
Близкие отношения — отношения, включающие сильную и частую взаимозависимость во многих областях жизни.
Бершайд и Хэтфилд (1972) провели различие между страстной и товарищеской любовью. Товарищеская любовь теплая, доверительная, терпимая. Страстная любовь — это полное поглощение другим, включающее в себя сексуальные чувства и сильные эмоции.
Роберт Стрернберг предложил треугольную теорию любви (1988) Есть 3 компонента любви: Страсть (бабочки, эйфория) Близость (теплота, близость, обмен) Обязательство (намерение поддерживать отношения, несмотря на трудности и затраты) Романтическая любовь- сочетание высокой близости и страсти. Любовь-компаньон — сочетание близости и обязательств без страсти. Непревзойденная любовь — все три области одинаково. |
— Изучение биологических, психологических и социальных причин влечения.
Происхождение влечения: биологический уровень анализа
Животные проявляют поведение, очень похожее на поведение человека, когда их влечет друг к другу. Эволюционные теории утверждают, что цель влечения — произвести потомство, то есть обеспечить передачу генов индивидуума следующему поколению.
Характерным признаком романтической любви является одержимость любимым человеком. Влюбленные не в состоянии отключить свои мысли, поэтому большая часть их бодрствования проходит с размышлениями о возлюбленной. Биологический уровень анализа утверждает, что всепоглощающее чувство любви на самом деле является результатом биохимического коктейля. Антрополог Фишер утверждает, что «симптомы», проявляющиеся в романтической страсти человека, указывают на то, что дофамин, адреналин и серотонин играют важную роль. Согласно Фишеру, романтическая любовь — это не эмоция, а скорее система мотивации — потребность или страстное желание, — предназначенная для того, чтобы любовники могли спариваться. В этом смысле люди очень похожи на других животных.
Адреналин заставляет сердце биться чаще, ладони потеют, а во рту пересыхает в присутствии этого нового особенного человека. Адреналин – это гормон стресса. По словам Фишера, повышенный уровень этого гормона приводит к высокой энергии, меньшей потребности во сне и еде и более сосредоточенному вниманию к потенциальному партнеру.
Серотонин — еще один нейротрансмиттер, который может быть задействован в любви. Возможно, это могло бы объяснить постоянную сосредоточенность на возлюбленном. Исследование в Пизе показало, что ранняя стадия любви действительно меняет образ мышления людей. Марацци и др. исследовали 60 человек: 20 мужчин и женщин, влюбившихся в предыдущие полгода; 20 других страдали нелеченным обсессивно-компульсивным расстройством; Еще 20 были нормальными, здоровыми людьми, которые не были влюблены — их использовали в качестве контроля. Анализ образцов крови любовников показал, что уровень серотонина у новых любовников был эквивалентен низкому уровню серотонина у людей с ОКР. Ограничение исследования заключается в том, что ученые анализировали уровень серотонина в крови, а не в головном мозге. Фишер утверждает, что пока ученые не задокументировали активность серотонина в определенных областях мозга, невозможно задокументировать возможную связь между романтической любовью и низким уровнем серотонина.
Фишер и др. использовали фМРТ для исследования кровотока в мозге мужчин и женщин, которые были безумно влюблены. Они должны были посмотреть фотографии своих любимых, а затем, после нейтрального филлерного задания, посмотреть на фотографию своего знакомого. Исследователи получили то, что Фишер называет «красивой картиной влюбленного мозга», показывающей активность в системе вознаграждения мозга, которая активируется приятным раздражителем. Исследователи обнаружили, что «система вознаграждения мозга» была особенно активна, когда влюбленные смотрели на изображения объекта своей любви, и они также обнаружили, что чем более страстными они были, тем активнее работала схема вознаграждения мозга. Это подтвердило доэкспериментальные самоотчеты, тем самым подтверждая корреляцию между отношением к любовнику и мозговой активностью.
роль гормонов в формировании привязанности
- Британский психиатр Боулби (Bowlby, 1969) предположил, что у людей есть врожденная система привязанности, которая состоит из специфического поведения и психологических реакций, называемых типами поведения привязанности.
- Привязанность к взрослым, по-видимому, является результатом действия гормонов окситоцина и вазопрессина.
- Окситоцин – мощный гормон, вырабатываемый как мужчинами, так и женщинами во время прикосновений и секса, который имеет тенденцию углублять и усиливать чувство привязанности.
- Эксперименты, проведенные на лабораторных крысах, показали, что при ингибировании окситоцина молодые матери отвергают своих детенышей.
- Другим важным гормоном для долгосрочных обязательств является вазопрессин, который также выделяется во время секса.
- Когда самцам степных полевок давали лекарство, подавляющее действие вазопрессина, они теряли преданность своим партнерам и больше не защищали их потенциальных женихов.
Эволюционные объяснения
- Басс (1996) предположил, что ревность может иметь биологическую основу. Он обнаружил, что женские модели ревности меняются в зависимости от менструального цикла. Когда уровень эстрогена низок, женщины кажутся более сексуально ревнивыми.
- В другом примере Лоу (1990) провел анализ 186 культур и обнаружил сильную корреляцию между количеством паразитов, которым подвергается население, или степенью патогенный стресс и степень полигинии, когда мужчины имеют более одного полового партнера или супруга.
- Симметричные черты лица считаются более привлекательными.
- Мужчины с симметричными лицами и чертами тела также имеют более высокий уровень основного обмена и иногда более низкий IQ.
Происхождение влечения: Когнитивный уровень анализа
Одно из психологических истоков влечения связано с восприятием и социальным познанием. Исследователи утверждают, что степень, в которой люди воспринимают другого человека как похожего на себя, может быть одним из объяснений влечения. Вопреки поговорке о том, что «противоположности притягиваются», кажется, что те, кого мы считаем похожими на нас самих, более привлекательны для нас. Пары, как правило, схожи по возрасту, религии, социальному классу, культурному происхождению, личности, образованию, интеллекту, физической привлекательности и взглядам. Может быть, это потому, что на протяжении истории люди склонны жить в группах с людьми, похожими на них самих. Люди склонны полагать, что они понравятся тем, кто похож на них. Общие интересы являются частью того, что привлекает людей друг к другу. Название: Модель сходства-притяжения
Исследователь: Марки и др.
Дата: 2007 г.
Определение: Морри предложил модель привлекательности-сходства , которая, по мнению исследователя, лежит в основе восприятия людьми отношений. У людей есть убеждения об отношениях; как правило, люди склонны считать друзей и партнеров похожими на себя.
Цель: исследовать, в какой степени сходство влияет на то, как люди выбирают партнеров. Метод
. Используя анкеты, исследователи попросили большую выборку молодых людей описать психологические характеристики, ценности и взгляды их идеального романтического партнера, не думая ни о ком конкретно. После этого их попросили описать себя. В ходе исследования исследователи использовали 106 молодых пар, которые были вместе в течение года. Они заполнили анкету о своих собственных характеристиках, а также характеристиках своего партнера.
Результаты: Результаты показали, что то, как молодые люди описывали себя, было похоже на то, как выглядел их идеальный партнер. Результат повторного исследования совпал с первым исследованием.
Вывод: исследование подтвердило, что люди хотят партнеров, похожих на них самих. Это может объяснить, почему они считают своего партнера похожим; но восприятие и фактическое поведение в конце концов не всегда могут совпадать.
Оценка:
Плюсы:
· Результаты основаны на относительно большой выборке, что повышает достоверность исследования
Минусы:
· Исследование было основано на самоотчетах, которые могут быть ненадежными.
· Выборка состояла из молодых американцев, поэтому невозможно обобщить данные на другие группы населения, если для подтверждения результатов не было проведено аналогичное исследование в других культурах.
Название: Роль самооценки в формировании отношений
Исследователь: Кислер и Барал
Дата: 1970 г.
определение: Чтобы проверить, влияет ли самооценка на выбор партнера, Кислер и Барал (1970) провел эксперимент.
Цель: выяснить, ищут ли люди партнера, похожего на них, и как факторы могут повлиять на восприятие человека и, следовательно, кого они выберут в качестве партнера (партнера).
Метод: провел фальшивый IQ-тест группе мужчин. Затем сказал некоторым мужчинам, что они справились отлично, а другим, что они справились настолько плохо, что даже не смогли объяснить ошибки. Затем мужчины пошли в комнату, и в комнату вошла привлекательная женщина, чтобы посмотреть, повлиял ли поддельный тест IQ мужчин на их самооценку и, следовательно, на то, как они вели себя с привлекательными женщинами.
Результаты. Они обнаружили, что мужчины, набравшие отличные баллы, быстрее вступали в разговор с привлекательными женщинами, чем другие мужчины с плохими результатами.
Вывод: Таким образом, это показывает, что люди ищут партнера, похожего на них, и как факторы могут влиять на восприятие человека и, следовательно, на то, кого они выберут себе в пару.
Взаимность:
- Взаимность утверждает, что отношения зависят от восприятия людьми вознаграждения и затрат.
- Причина, по которой возникает взаимность, заключается в том, что помощь партнеру заставляет человека чувствовать себя лучше — явление, называемое самосовершенствованием.
- Исследования показывают, что люди ищут обратную связь, которая соответствует их представлениям о себе и поддерживает их. Этот процесс известен как самовариантность.
Истоки влечения: социокультурный уровень анализа
- Кажется, что люди предпочитают сходство в партнере, а также партнера, который может положительно повлиять на их самооценку.
- Люди, живущие рядом друг с другом, как правило, похожи и поэтому, вероятно, имеют одни и те же социальные и культурные нормы привлекательности партнера.
- Западные социальные психологи исследовали и обнаружили, что людей привлекают те, с кем они позитивно взаимодействуют.
- Несколько исследований показали, что частота взаимодействия является хорошим показателем симпатии.
- Festinger et al. (1950) обнаружили, что дружба в общежитии, как правило, завязывалась между теми, кто жил рядом друг с другом.
- Nahemow и Lewton (1975) обнаружили, что в домах престарелых и в университетских городках расстояния между комнатами предсказывают дружбу и влечение.
- Мы сравниваем свои чувства и реакции с другими, чтобы лучше понять себя (Schachter 1959)
- Знакомое более приятно, чем незнакомое.
- Это было продемонстрировано в исследовании Zejonc et al. (1971), когда исследователи попросили участников оценить фотографии незнакомцев. Некоторые фотографии неоднократно демонстрировались в ходе эксперимента. Те незнакомцы, которых показывали чаще, оценивались более положительно.
- Zajong утверждает, что чем больше эффект разоблачения, тем выше чувство доверия.
— Обсудите роль общения в поддержании отношений.
Роль общения в поддержании отношений
В счастливых отношениях атрибуции, как правило, имеют положительную предвзятость по отношению к партнеру, то есть положительное поведение рассматривается как диспозиционное, а негативное поведение рассматривается как ситуативное. В нездоровых отношениях все наоборот: в этих отношениях также используется устойчивая и глобальная атрибуция поведения партнера.
Брэдбери и Финчем утверждают, что атрибуты, которые делает супружеская пара, влияют на их поведение по отношению друг к другу. Они обнаружили, что жены, которые имели склонность приписывать своим мужьям диспозиции в негативных ситуациях, также с большей вероятностью вели себя негативно по отношению к своим мужьям. Противоположное было обнаружено у жен, которые приписывали своему мужу диспозиционные атрибуции в позитивных ситуациях. По мнению исследователей, это может быть связано с тем, что несчастливые пары просто имеют негативные атрибуции и негативно относятся друг к другу.
Исследование, проведенное теми же исследователями, проводившее 12-месячное лонгитюдное исследование супружеских пар, показало, что тип атрибуции, сделанный парой в начале исследования, предсказывал удовлетворенность браком в конце исследования. Уровень удовлетворенности отношениями в начале исследования не предсказывал, какие атрибуции пара сделала в конце исследования. Это может указывать на то, что именно виды атрибуций влияют на поведение пар, а не наоборот.
Кажется, что общение играет неотъемлемую роль в поддержании отношений. Это подтверждается теорией социального проникновения Альтмана и Тейлора , которая утверждает, что близкие отношения формируются в результате постепенного процесса самораскрытия. Самораскрытие — это обмен фактами о своей жизни с любимым человеком, а также сокровенными мыслями, чувствами и эмоциями. Если вы расскажете что-то о себе, вы станете больше нравиться как незнакомцам, так и друзьям. Самораскрытие ведет к самоутверждению — ощущению того, что слушатель действительно знает и принимает его. Более глубокое взаимопонимание позволяет каждому партнеру легче удовлетворять потребности другого. Это также символ доверия, которое является ключевым фактором привязанности.
Метаанализ исследований раскрытия информации, проведенный Collins & Miller, показал, что люди, которые раскрывают личную информацию о себе, нравятся больше, чем люди, которые этого не делают, что люди склонны раскрывать больше личной информации тем, кто им нравится, и если люди раскрывают информацию кому-то, они склонны любить человека больше.
Женщины чаще раскрываются, чем мужчины. Кроме того, женщины более склонны реагировать на чьи-то негативные чувства с пониманием и принятием, они склонны проявлять поддержку, в то время как мужчины более склонны воспринимать первоначальное раскрытие как проблему и давать полезные советы. Это приводит к недоразумениям, ведь женщины ждут поддержки, а мужчины ждут совета, а бывает и наоборот.
— Объясните роль, которую играет культура в формировании и поддержании отношений.
Роль культуры в формировании и поддержании отношений
Культурные нормы играют важную роль в формировании и поддержании отношений. Было отмечено, что большая часть теории и исследований происхождения отношений является отражением культуры США, и было проведено недостаточно кросс-культурных исследований.
Гудвин утверждает, что страстная любовь — это в значительной степени западное явление. На Западе брак рассматривается как кульминация любовных отношений. В культурах, где существуют браки по расчету, отношения между любовью и браком противоположны.
Мацумото: «Причина такой разницы вполне ясна. Вы, американцы, выходите замуж за человека, которого любите; мы любим человека, за которого выйдем замуж».
Гупта и Сингх обнаружили, что пары в Индии, вступившие в брак по любви, сообщили об уменьшении чувства любви, если они были женаты более пяти лет. Те, кто заключал браки по договоренности, сообщали о более высоком уровне любви.
Симмонс и др. обнаружил, что романтическая любовь ценится больше в США и Германии, чем в Японии. Они утверждают, что романтическая любовь менее ценится в более традиционных культурах с крепкими, расширенными семейными узами. Дион и Дион отметили, что в традиционных обществах брак часто рассматривается как нечто большее, чем просто союз двух людей; считается, что это союз и союз между двумя семьями. В то время как американцы склонны рассматривать брак как общение на всю жизнь между двумя влюбленными людьми, представители многих других культур рассматривают брак скорее как партнерство, созданное для рождения детей и экономической и социальной поддержки.
В ходе одного из крупнейших межкультурных исследований отношений, когда-либо проводившихся, Басс раздал две анкеты, касающиеся выбора партнера, более чем 10 000 респондентов из 37 культур. В 36 из 37 женщин финансовые перспективы были важнее, чем мужчины. Во всех 37 случаях мужчины предпочитали партнеров помоложе, а женщины — постарше.
— Проанализируйте, почему отношения могут измениться или прекратиться.
6.3 Эмоции и межличностное общение
Выражение эмоций
Обмен эмоциями включает в себя передачу обстоятельств, мыслей и чувств, связанных с эмоциональным событием. Обмен эмоциями обычно начинается сразу после эмоционального эпизода. Интенсивность эмоционального события соответствует частоте и продолжительности обмена, при этом события высокой интенсивности рассказываются чаще и в течение более длительного периода времени. Исследования показывают, что люди общаются с другими практически после любого эмоционального события, положительного или отрицательного, и что обмен эмоциями приносит внутриличностные и межличностные преимущества, поскольку люди чувствуют внутреннее удовлетворение и облегчение после обмена, а социальные связи укрепляются благодаря взаимодействию (Rime, 2007). .
Наши социальные связи укрепляются за счет обмена эмоциями, потому что поддержка, которую мы получаем от наших партнеров по отношениям, увеличивает наше чувство близости и взаимозависимости. Мы также должны знать, что наши выражения эмоций заразительны из-за эмоционального заражения или распространения эмоций от одного человека к другому (Hargie, 2011). Подумайте о времени, когда кто-то вокруг вас расхохотался, и вы не могли не смеяться вместе с ним, даже если не знали, что смешного. Хотя эти переживания могут быть воодушевляющими, обратная сторона эмоционального заражения может быть неприятной. Один из моих любимых пародий из Saturday Night Live , названная «Дебби Даунер», наглядно иллюстрирует положительные и отрицательные аспекты эмоционального заражения. В пародии группа друзей и семьи отправилась в парк развлечений. Один из членов группы, Дебби, вставляет депрессивные комментарии в радостный диалог остальной группы. В течение первых двух минут пародии Дебби упоминает коровье бешенство после того, как кто-то заказал стейк и яйца на завтрак, артиста из Лас-Вегаса, которого тигр растерзал после того, как кто-то взволнован, увидев Тигра, и взрыв поезда в Северной Корее после того, как кто-то упомянул идем в центр Эпкот. Наверное, все мы работали с кем-то или у нас был такой член семьи, который, кажется, не может сказать ничего хорошего, и друзья Дебби реагируют так же, как и мы, все больше и больше разочаровываясь в ней. Пародия также иллюстрирует иногда неконтролируемые аспекты эмоционального заражения. Как вы знаете, шоу транслируется в прямом эфире, и персонажи иногда «ломают характер», увязнув в комедии. После комментария о Северной Корее Рэйчел Дратч, которая играет Дебби, и Джимми Фэллон, еще один актер в этой сцене, ненадолго ломают характер и немного смеются. Их оплошность приводит к тому, что другие актеры ломают характер, и в течение следующих нескольких минут смех распространяется (что не было предусмотрено сценарием и не должно было произойти), пока все актеры в пародии не начинают смеяться, некоторые из них неудержимо, а публика также ревет. со смехом. Этот многослойный пример отражает положительные, отрицательные и межличностные аспекты эмоционального заражения.
Чтобы словесно выражать свои эмоции, важно развивать словарный запас эмоций. Чем более конкретными мы можем быть, когда устно сообщаем о своих эмоциях, тем менее двусмысленными они будут для человека, расшифровывающего наше сообщение. По мере того, как мы расширяем наш эмоциональный словарь, мы можем передать интенсивность эмоций, которые мы чувствуем, будь то легкие, умеренные или сильные. Например, счастливый мягкий, довольный умеренный и экстатический — интенсивный, — игнорируемый, — мягкий, отклоненный, — умеренный, заброшенный, — интенсивный (Hargie, 2011). Помимо передачи интенсивности ваших эмоций, вы также можете вербально сформулировать свои эмоции таким образом, чтобы иметь больший контроль над ними.
Мы можем сообщать о своих эмоциях, используя язык «я». Это может позволить нам чувствовать себя лучше под контролем, но также может способствовать обмену эмоциями, не заставляя нашего собеседника чувствовать себя виноватым или обороняющимся. Например, вместо того, чтобы сказать: «Ты сводишь меня с ума!» Вы можете сказать: «Я начинаю очень беспокоиться, потому что мы не можем принять решение». Однако могут быть случаи, когда общение лицом к лицу невозможно или нежелательно, что может усложнить то, как мы выражаем эмоции.
В то время, когда так много нашего общения осуществляется с помощью электронных средств, вполне вероятно, что мы будем передавать эмоции через письменное слово в электронной почте, тексте или мгновенном сообщении. Мы также можем прибегать к ручке и бумаге, когда отправляем кому-то благодарственное письмо, открытку на день рождения или открытку с соболезнованиями. Передача эмоций через письменное (или напечатанное) слово может иметь преимущества, такие как время, чтобы составить свои мысли и передать детали того, что вы чувствуете. Есть и недостатки, в том важном контексте, что невербальное общение не может быть включено. Такие вещи, как выражение лица и тон голоса, позволяют лучше понять эмоции, которые невозможно выразить словами. Также отсутствует немедленная обратная связь. Иногда люди сразу же отвечают на текст или электронное письмо, но подумайте о том, как это расстраивает, когда вы пишете кому-то, а они не отвечают вам сразу. Если вам нужна эмоциональная поддержка или вы хотите проверить эмоциональное сообщение, которое вы только что отправили, ожидание ответа может в конечном итоге негативно повлиять на ваше эмоциональное состояние и ваши отношения.
«Критика»
Политики, извинения и эмоции
Политики, публично извиняющиеся за проступки, уже много лет фигурируют в новостях. В июне 2011 года представитель Энтони Вайнер, член Конгресса США, извинился перед своей семьей, избирателями и друзьями за публикацию откровенной фотографии в Твиттере, предназначенную для женщины, с которой он болтал, а затем солгал о ней. это. Он ушел из Конгресса чуть более недели спустя. Такие эмоции, как вина и стыд, часто являются движущей силой извинений, и исследования показывают, что извинения, передающие эти эмоции, считаются более искренними (Харели и Эйсиковиц, 2006). Однако признание и выражение вины не приводит автоматически к прощению, поскольку такие признания могут обнажить недостатки характера человека. Член палаты представителей Вайнер передал эти эмоции во время своего выступления, которое вы можете посмотреть в видеоклипе 6.2. Он сказал, что ему «глубоко жаль», выразил «сожаление» о боли, которую он причинил, и сказал: «Мне очень стыдно за мои ужасные суждения и действия» (CNN, 2001).
- После просмотра извинений члена палаты представителей Вайнера, чувствуете ли вы, что он был искренен? Почему или почему нет?
- Считаете ли вы, что политики несут более высокую этическую ответственность за извинения за проступки, чем другие? Почему или почему нет?
Видеоклип 6.2
Представитель Энтони Вайнер приносит извинения за скандал в Твиттере, пикантное фото
Управление эмоциями и реагирование на них
Понятие эмоционального интеллекта возникло в начале 1990-х годов и привлекло большое внимание академических исследований, бизнеса и образования, а также популярной прессы. Эмоциональный интеллект «включает в себя способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для управления своим мышлением и действиями» (Salovey, Woolery, & Mayer, 2001). Как было отмечено ранее, расширение нашего эмоционального словаря и рассмотрение того, как и когда вербально выражать свои эмоции, может помочь нам лучше различать и контролировать свои эмоции. Однако, как гласит определение эмоционального интеллекта, мы должны затем использовать результаты этого познавательного процесса, чтобы направлять наши мысли и действия.
Точно так же, как мы, вероятно, будем участвовать в обмене эмоциями после эмоционального события, мы, вероятно, окажемся на стороне получателя этого обмена. Другая часть эмоционального интеллекта — это способность оценивать выражение эмоций других и коммуникативно адаптироваться. Ключевым аспектом в этом процессе является эмпатия, то есть способность понимать эмоции других и вызывать эти чувства в себе. Быть чутким имеет важные социальные и физические последствия. Выражая эмпатию, мы с большей вероятностью будем привлекать и поддерживать поддерживающие социальные сети, что имеет положительные физиологические эффекты, такие как снижение стресса и меньше беспокойства, а также психологические эффекты, такие как общая удовлетворенность жизнью и оптимизм (Guerrero & Andersen, 2000).
Когда люди делятся эмоциями, они могут ожидать различных результатов, таких как поддержка, одобрение или совет. Если кто-то высказывается, он может просто хотеть вашего внимания. Когда люди делятся положительными эмоциями, они могут хотеть признания или общего празднования. Помните также, что вы, вероятно, испытаете некоторые эмоции вместе с человеком, который разделяет их, и что интенсивность их доли может определять вашу вербальную и невербальную реакцию (Rime, 2007). Исследования показали, что ответы на эпизоды низкой интенсивности в основном вербальные. Например, если кто-то описывает ситуацию, когда он был разочарован покупкой автомобиля, вы можете подтвердить его эмоции, сказав: «Покупка автомобиля может быть очень раздражающей. Что случилось?» И наоборот, более интенсивные эпизоды включают невербальные реакции, такие как прикосновение, телесный контакт (сближение друг с другом) или объятия. Эти реакции могут сопровождать или не сопровождать вербальное общение. Возможно, вы были в ситуации, когда кто-то разделял сильные эмоции, например, узнав о смерти близкого члена семьи, и единственное, что вы могли сделать, это обнять его. Хотя быть на стороне получателя эмоционального обмена может быть непросто, ваши усилия, скорее всего, приведут к положительным результатам в вашей компетентности в межличностном общении и укреплении отношений.
Ключевые выводы
- Эмоции возникают в результате внешних раздражителей или физиологических изменений, влияющих на наше поведение и общение.
- Эмоции, развившиеся у современных людей, помогают нам управлять сложной социальной жизнью, включая межличностные отношения.
- На выражение эмоций влияют социокультурные нормы и правила проявления.
- Обмен эмоциями включает вербальное выражение, которое становится более эффективным благодаря расширенному эмоциональному словарю, и невербальное выражение, которое может быть или не быть произвольным.
- Эмоциональный интеллект помогает нам управлять своими эмоциями и эффективно реагировать на эмоции других.
Каталожные номера
CNN, Transcripts , по состоянию на 16 июня 2001 г. http://transcripts.cnn.com/TRANSCRIPTS/1106/07/ltm.01.html.
Крозье, В. Р., Покраснение и социальные эмоции: саморазоблачение (Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, 2006).
Эванс, Д., Эмоции: наука о чувствах (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2001), 5–6.
Фини, Дж. А., Патрисия Ноллер и Найджел Робертс, «Привязанность и близкие отношения», в Close Relationships: A Sourcebook , eds. Клайд Хендрик и Сьюзен С. Хендрик (Thousand Oaks, CA: Sage, 2000), 188.
Герреро, Л.К. и Питер А. Андерсен, «Эмоции в близких отношениях», в «Близкие отношения: справочник », под ред. Клайд Хендрик и Сьюзан С. Хендрик (Тысяча дубов, Калифорния: Sage, 2000), 171–83.
Hargie, O., Навыки межличностного взаимодействия: исследования, теория и практика (Лондон: Routledge, 2011), 69.
Котчемидова, К., «Культура эмоций и когнитивные конструкции реальности», Communication Quarterly 58, no. 2 (2010): 207–34.
Лобар С.Л., Джоанн М. Янгблут и Дороти Брутен, «Межкультурные верования, церемонии и ритуалы, окружающие смерть близкого человека», Pediatric Nursing 32, no. 1 (2006): 44–50.
Мескита, Б. и Дастин Альберт, «Культурное регулирование эмоций», в Справочник по регулированию эмоций , изд. Джеймс Дж. Гросс (Нью-Йорк: Guilford Press, 2007), 486.
.Планлап, С., Джули Фитнес и Беверли Фер, «Эмоции в теориях близких отношений», в Кембриджском справочнике личных отношений , под ред. Анита Л. Вангелисти и Дэниел Перлман (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2006 г.), 369–84.
Райм, Б., «Регулирование межличностных эмоций», в Справочник по регулированию эмоций , изд. Джеймс Дж. Гросс (Нью-Йорк: Guilford Press, 2007), 466–68.
Сафдар, С., Вольфганг Фридлмайер, Дэвид Мацумото, Сын Хи Ю, Кэтрин Т. Квантес и Хисако Какай, «Вариации правил эмоционального отображения внутри и между культурами: сравнение между Канадой, США и Японией», Canadian Journal поведенческих наук 41, вып.