а, а : 1, 0 : а
Этап усвоения новых знаний
Ребята, вспомните, что такое умножение?
Умножение – это сложение одинаковых слагаемых
Замените в следующих примерах произведение суммой и запишите.
5 · 3 =
5 · 2=
5 · 1=
Проверьте себя.
5 · 3 = 5 + 5 + 5 + 5
5 · 2 = 5 + 5
5 · 1 = ?
5 · 0 = ?
Удалось ли заменить сложением последние два примера?
Это особые случаи.
Нельзя взять число слагаемым один раз. Поэтому применим переместительное свойство умножения:
1 · 5 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 5
Кроме табличных случаев умножения и деления в математике, существуют случаи, которые называют особыми — это
В математике обозначают любое число латинской буквой а.
Запишите этот вывод формулой.
а · 1 = а
Запомните!
Вместо буквы а мы можем подставить любое число.
Рассмотрим подробно пример 5 · 0 = ?
К данному случаю можно применить переместительное свойство умножения.
0 · 5 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0
Второй математический закон, который нужно сегодня запомнить:
Произведение считается равным нулю, при умножении на 0.
Запишите этот вывод формулой.
а · 0 = 0
Запомните!
Вместо буквы а, мы можем подставить любое число.
Лучшему запоминанию новых случаев умножения будет способствовать создание наглядного образа.
Множитель 1 не изменяет число, его можно представить зеркальцем.
Как бы отражает второй множитель, не изменяя его.
Нуль – это шапка – невидимка. Он при умножении покрывает второй множитель и делает его невидимым.
Давайте вспомним, что такое деление.
Деление — это действие, обратное умножению.
Каждому примеру на умножение можно составить два обратных примера на деление.
Рассмотрим подробно следующие случаи деления:
а : а = ?
а : 1 = ?
0 : а = ?
Запишите пример 5 · 1 = ?
Проверим 5 · 1 = 5
Каждому примеру на умножение можно составить два обратных примера на деление.
Составим и запишем.
5 : 5 = ?
Проверим 5 : 5=1
Делаем вывод:
При делении числа на то же самое число получается единица. Запишем буквенное выражение или формулу
а : а = 1
ЗАПОМНИТЕ!
Запишем второй пример на деление.
5 : 1 = ?
Проверим
5 : 1 = 5
Делаем вывод:
При делении числа на 1 получается то же самое число
Запишем буквенное выражение или формулу
а : 1 = а
Решим ещё один пример на деление, запишите
0 : 5 = ?….
Это значит, надо найти число, при умножении которого на 5 получится 0.
х · 5 = 0
Это будет число 0. Значит, 0 : 5 = 0…..
Делаем вывод:
При делении 0 на любое число получается 0.
Запишем буквенное выражение или формулу
0 : а = 0
Этап закрепления новых знаний
Задание 1
Выполните вычисления.
91 ∙ 1 =
64 + 0 =
18 ∙ 0 =
1 ∙ 35 =
25 + 1 =
0 ∙ 361 =
72 ∙ 0 =
54 ∙ 1 =
31 — 0 =
0 ∙ 159 =
1 ∙ 76 =
98 — 1 =
Проверьте себя и оцените свои успехи.
91 ∙ 1 = 91
64 + 0 = 64
18 ∙ 0 = 0
1 ∙ 35 = 35
25 + 1 = 26
0 ∙ 361 = 0
72 ∙ 0 = 0
54 ∙ 1 = 54
31 — 0 = 31
0 ∙ 159 = 0
1 ∙ 76 = 76
98 — 1 = 97
Задание 2
Найдите числовые выражения, при решении которых допущена ошибка. Запишите эти выражения, сделав вычисления правильно.
1 · 15 = 15
3 · 0 = 3
19 : 19 = 1
23 : 1 = 1
12 + 0 = 0
17 — 0 = 17
Проверьте себя и оцените свои успехи.
3 · 0 = 0
23 : 1 = 23
12 + 0 = 12
Этап подведения итогов
Давайте повторим:
- При умножении любого числа на 1 получается число, которое умножаем.
- При умножении любого числа на 0 получается 0.
- При делении числа на то же самое число получается единица.
- При делении числа на 1 получается то же самое число.
- При делении 0 на любое число получается 0.
Запомните! Делить на нуль нельзя!
Рефлексия
Выберите смайлик, который более всего соответствует вашему пониманию изученных сегодня на уроке правил и нарисуйте его у себя в тетради.
Спасибо за работу, вы хорошо потрудились!
Урок математики в 3 классе. Тема урока: «Деление 0 на число. Невозможность деления на 0». | План-конспект урока по математике (3 класс) по теме:
Учебник: «Математика» 3 класс М.И. Моро
Цели урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число.
Задачи урока:
- раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления;
- развивать самостоятельность, внимание, мышление;
- формировать навыки решения примеров на табличное умножение и деление.
Для достижения цели урок был разработан с учётом деятельностного подхода.
Структура урока включала в себя:
- Орг. момент, целью которого было позитивно настроить детей на учебную деятельность.
- Мотивация позволила актуализировать знания, сформировать цели и задачи урока. Для этого были предложены задания на нахождение лишнего числа, классификацию примеров на группы, добавление недостающих чисел. В ходе решения этих заданий, дети столкнулись спроблемой: нашёлся пример, для решения которого не хватает имеющихся знаний. В связи с этим дети самостоятельно сформулировали цель и поставили перед собой учебные задачи урока.
- Поиск и открытие нового знания дал возможность детям предложить различные варианты решения задания. Основываясь на ранее изученный материал, они смогли найти верное решение и прийти к выводу, в котором сформулировали новое правило.
- Во время первичного закрепления ученики комментировали свои действия,работая по правилу, дополнительно были подобраны свои примеры на это правило.
- Для автоматизации действий и умения пользоваться правилам в нестандартных заданиях дети решали уравнения, выражения в несколько действий.
- Самостоятельная работа и проведенная взаимопроверка показали, что большинство детей тему усвоили.
- Во время рефлексии дети сделали вывод, что поставленная цель урока достигнута и оценили себя с помощью карточек.
В основе урока лежали самостоятельные действия учащихся на каждом этапе, полное погружение в учебную задачу. Этому способствовали такие приёмы, как работа в группах, само- и взаимопроверка, создание ситуации успеха, дифференцированные задания, саморефлексия.
Урок математики в 3 классе.
Тема урока: «Деление 0 на число. Невозможность деления на 0»
Цели урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число.
Задачи урока:
- раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления;
- развивать самостоятельность, внимание, мышление;
- формировать навыки решения примеров на табличное умножение и деление.
Ход урока.
- Организационный этап.
Проверьте свою готовность к уроку, сядьте прямо.
Потрите свои ушки, чтобы кровь активнее поступала в мозг. Сегодня у вас будет много интересной работы, с которой, я уверена, вы справитесь на отлично.
- (слайд 1; 2; 3)
Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
Все ли правильно сидят,
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять!
— Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число. (слайд 4) Что вы можете сказать о числе 20? (Оно двузначное; оно чётное; состоит из разряда десятков и разряда единиц).
— Сколько десятков и сколько единиц в нём? (2 десятка и 0 единиц.).
- Устный счёт.
- Игра «Найди лишнее число» (слайд 5)
-Из каждого столбика выберите «лишнее число»
6 18 24 22 30 | 23 28 16 26 24 | 66 88 77 55 13 |
2. Найдите площади фигур: (слайд 6)
3.Арифметический диктант:
- Какое число надо умножить на 7, чтобы получить 42?
- Назовите число, которое меньше 24 на 6?
- Из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 3?
- Во сколько раз 4 десятка больше 5?
- Найдите произведение 9 и 3.
- Делимое 36, частное 6. Чему равен делитель?
- Увеличьте 8 в 6 раз.
- На какое число надо разделить 28, чтобы получить 7?
— Запишите только ответы.
(Взаимопроверка: 6, 18, 21, 8, 27, 6, 48, 4.) – (слайд 7)
4.Индивидуальная работа (работа по карточкам, см. приложения)
5. Создание проблемной ситуации
Задания в парах:
— расставьте примеры в 2 группы:
Почему так распределили? (с ответом 4 и 5)
— решите примеры:
8·7-6+30:6=
28:(16:4)·6=
30-(20-10:2):5=
30-(20-10·2):5=
— Что вы заметили? Есть ли здесь лишние примеры?
— Все ли примеры вы смогли решить?
— У кого возникли затруднения?
— Чем этот пример отличается от остальных?
— Если кто-то решил, то молодец. Но почему не все смогли справиться с этим примером?
6.Постановка учебной задачи.
Здесь есть пример с 0. А от 0 можно ожидать разные фокусы. Это необычное число.
Вспомните, что вы знаете про 0? (а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)·
Приведите примеры.
Посмотрите, какой он коварный: когда его прибавляют, он не изменяет число, а когда умножают, превращают его в 0.
Подходят ли эти правила к нашему примеру?(нет)
Как же он поведёт себя при делении?
- Сообщение темы и целей урока (слайд 8)
-Итак, какова наша цель? Решить этот пример верно.
цель
Таблица на доске.
Что для этого надо? Узнать правило деления 0 на число.
задача
— Тема нашего урока: «Деление нуля на число, невозможность деления на нуль».
— Мы рассмотрим приёмы деления нуля на число, закрепим знания таблицы умножения, умение решать составные задачи.
- Усвоение новых знаний и способов действий.
Установление связи с ранее изученным.
| |
Как же найти верное решение? Можем ли мы теперь 0:5? Приведите свои примеры. |
- На экране: 0:6 (слайд 9)
— Подберите такое число, при умножении которого на 6 получился бы 0? (Это 0).
Значит, 0:6=0
Аналогично рассматривается случай деления 0:9.
Вывод: При делении нуля на любое другое число, получается нуль.
ПОМНИ, делить на нуль нельзя!
— Почему нельзя делить на нуль? Обоснуйте свой ответ.
(При делении на 0, например, числа 6 или другого числа, кроме нуля нельзя найти такое число, умножив которое на нуль, получилось бы 6 или другое число).
2.Послушайте сказку о нуле. (слайды 10-16)
Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью.
Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии. Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекли четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили обьедениться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.
Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Всё исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Нуль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.
Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число. Стоящее в паре с Нулём оказалось в проигрыше и было расстроено.
Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулём, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.
А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулём. С тех пор ни одно число не делится на нуль.
Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать, да добра наживать.
— Сегодня мы с вами открыли ещё один фокус «нуля». Что это за «фокус»? О нём надо помнить, чтобы не допускать ошибок в вычислениях.
- Первичная проверка понимания изученного. Работа по учебнику.
1.Прочитайте правило в учебнике и сравните с вашим.
А давайте попробуем любое число разделить на 0.
Например, 5:0. Сколько получится?
Нельзя подобрать такое число, при умножении которого на 0 получится 5.
Вывод: НА 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ.
В каких ещё заданиях может понадобиться знание этого правила? (в решении примеров, уравнений)
- Выполнения №1 стр. 75 с комментированием «цепочкой».
Физкультминутка и зарядка для глаз (слайд 17-18)
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась
Три — нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
- Работа над пройденным материалом.
1)Выполнение №2 (устно)
2) Нахождение значений выражений №6 (1) стр. 85
3) Решение задачи №5 стр.85 (слайд 19)
Как вы думаете, часто ли в задачах используется число 0?
(Нет, не часто, т.к. 0 – это ничего, а в задачах должно какое-то количество чего-либо.)
Тогда будем решать задачи, где есть другие числа.
Составление таблицы на интерактивной доске.
— Прочитайте условие задачи и подумайте, как удобнее выполнить краткую запись. (В таблице).
— Какие графы должны быть в таблице?
— Что такое 8кг? (Масса 1 ящика со сливами)
Масса 1 ящика | Количество ящиков | Масса всех ящиков |
Слив – 8кг | ? 1) (:) одинаковое | 48 кг |
Груш – 9кг | ? 2) (∙) |
— Что ещё известно в задаче? ( Масса 1 ящика с грушами. Масса всех ящиков со сливами.)
— Что сказано о количестве ящиков с грушами? (Их столько же). Или количество одинаковое.
-Составьте программу решения и запишите решение самостоятельно.
Б) Проверка решения.
1) 48:8=6(ящ.)
2) 9∙6=54(кг)
Ответ:54 кг груш привезли на рынок.
4)Решение уравнений с устным объяснением.
№8 стр. 85
5)Найди закономерность (задание на слайде) (слайд 20)
6)Самостоятельная работа. (слайд 21)
(Проверочная работа.с.42,43.)
- Итог урока
- Что нового мы узнали на уроке?
- Что получится при делении нуля на любое число?
- Какое важное правило должны запомнить?
- Информация о домашнем задании (слайд 22)
№4, №6(2) стр. 85.
Рефлексия (см. приложение; слайды 23-24)
-Над какой темой сегодня работали? О чём вы не знали в начале урока?
-Какую цель ставили перед собой?
-Достигли вы её? С каким правилом познакомились?
— Ребята! Вам понравился урок?
— Посмотрите на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрасьте «пушистика», у которого такое же настроение, как у вас. Покажите своих «пушистиков».( я доволен собой, у меня всё получилось ; всё хорошо, но я мог работать лучше; урок обычный, ничего интересного; ничего не получилось) Молодцы! Спасибо за урок! До новых встреч!
Урок 4 — Умножение и деление
Новый год начинается с Урока 4, Умножение и деление! Это базовые вычислительные навыки, которые дети будут часто использовать, и навыки, которыми дети должны овладеть, чтобы преуспеть в более высоких уровнях математики. Ваш ребенок разработает стратегии умножения и деления целых чисел. Они будут использовать таблицы умножения, счетчики и калькуляторы. Цели этого подразделения следующие;
1) Связать предложения с умножением с повторяющимся сложением2) Использовать массивы для умножения и деления
3) Находить закономерности для умножения и деления на 2, на 5 и на 10
4) Изучать правила умножения и деления на 1 и на 0
5) Выводить факты умножения и деления семьи
6) Свяжите предложения деления с повторяющимся вычитанием
Важно, чтобы учащиеся поняли следующее:
В предложении умножения умножаемые числа являются ФАКТОРАМИ, а ответ называется ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.
МАССИВ – это изображение, состоящее из точек, которые расположены в строках и столбцах. В предложении умножения первый множитель говорит о количестве строк, а второй множитель говорит о том, сколько точек в каждой строке. Массивы могут помочь показать, что изменение порядка факторов не меняет произведение.
Помните, что при умножении «раз» означает также «группы». Таким образом, несмотря на то, что ответ один и тот же, 6 групп по 5 (6×5) и 5 групп по 6 (5×6) — это два разных вопроса, особенно когда их просят нарисовать картинку или определить, что изображено на ней.
Счет без пропусков — отличный способ помочь вашему ребенку потренироваться. Как только они освоят счет с пропусками, они смогут перенести эти знания на основные факты умножения и деления.
Нажмите кнопку, чтобы перейти к игре на умножение! ———-> | Игры на умножение! |
Ниже приведен пример двухшаговой задачи со словами.
Именно с помощью вопросов такого типа учащиеся могут показать свою способность выражать свои мысли по математике. Это то, на чем действительно сосредотачиваются ученики 3 класса, это будет важным навыком не только для EQAO, но и для всех будущих классов по математике. Мы начинаем наше объяснение со слов «Я знаю это, потому что…», а затем учащиеся должны объяснить свои мысли, ссылаясь на свои «картинки», «числа» и заканчивая своим окончательным утверждением как своими «словами» Умножения Стигений Трюки и советы по умножению