Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Управление толпой психология толпы: Управление толпой – Механизмы управления толпой в психологии

Управление толпой – Механизмы управления толпой в психологии

Методы управления толпой не изучаются ни в театральных вузах, ни в школах ораторского искусства и развития правильной речи, т.к. и актерское мастерство и риторика нацелены на работу с ограниченной аудиторией, назвать которую «толпой» можно лишь грубо и условно. Кроме того, перед артистом никогда не стоит задача управления массами: цель выступления не связана с каким-либо конкретным действием зрителей, а лишь с эффектом сочувствия и сопричастности. Противоположным образом обстоят дела с людьми, изучающими методы влияния на толпу: они-то как раз и не обходят стороной искусство сцены. Чтобы убедиться в этом, достаточно включить телевизор, или сходить на митинг: вы найдете там бесконечную череду образов и характеров, доведенных до совершенства или испорченных, в зависимости от искушенности действующего лица.

Значит ли это, что любой актер способен выйти на трибуну и подчинить толпу своей воле? Нет. Скорее, это значит, что профильное театральное образование дает актеру набор инструментов и навыков, необходимых для работы с массами, и понимание общих механизмов такой работы.

К инструментам актера можно отнести:

  1. Умение создавать образ и перевоплощаться.
  2. Способность погружаться в обстоятельства роли, вызывать у себя подлинные эмоции и заражать ими зрителя.
  3. Навыки самопрезентации. В том числе – физические (техника речи и постановка голоса, владение телом и пластикой, мимические и жестикулятивные выразительные средства).

Психология толпы

Толпа – явление столь же древнее, как и сам человек, она представляет собой прототип первого примитивного общества. Первобытные люди сбивались в толпы (общины) перед лицом опасности, будь то угроза нападения, голода, холода, стихийного бедствия, и т.д. Там, где один человек наверняка бы погиб, община демонстрировала чудеса силы и стойкости, многократно повышая шансы на выживание вида. Инстинкты толпы, превращающие ее в примитивный, но единый и слаженный организм, формировались на протяжении сотен тысяч лет эволюции, вот почему они сильны даже сегодня.

Из каких бы людей ни была сформирована толпа, ее восприятие и реакции всегда остаются одинаково примитивными. По мнению французского социолога Г.Лебона, одного из первых исследователей данного феномена, человек в толпе быстро утрачивает идентичность вместе со способностью к самоконтролю на сознательном уровне. То есть, отдается во власть инстинктов, становится внушаемым, эмоционально восприимчивым, импульсивным, способным на поступки, которые никогда не совершил бы вне толпы.

Психическое заражение

Чтобы понять, как это работает, понаблюдайте за стайными птицами. Если одна птица срывается с места, то вся стая моментально взлетает следом, т.к. воспринимает ее поведение, как сигнал об опасности. Рефлексы и инстинкты социальных животных работают превентивно: если тревога ложная, то стая ничего не потеряет, лишь потратит несколько секунд на перестраховку. Но если опасность настоящая, то выживание стаи может оказаться в прямой зависимости от скорости реакции на угрозу.

У людей феномен психического заражения особенно наглядно проявляется во время паники. Если группа людей попадает в экстремальную ситуацию, то один запаниковавший создает угрозу для всех сразу, т. к. паника очень быстро распространяется. Так на войне один бегущий солдат может спровоцировать стихийное бегство с поля битвы, даже если войска еще не терпят поражение.

Кроме паники, таким же образом может распространяться любая простая эмоция, например, гнев, ярость, восторг и т.д.

Виды толп по активности, эмоциональности, стихийности

Важно понимать, что толпа, это не универсальное определение любого скопления людей, а всего лишь одна из трех разновидностей стихийной группы, наряду с массой и публикой. Различия, прежде всего, заключаются в причинах сбора, степени организации и эмоционального возбуждения.

Так массы (например, массовые гуляния на праздниках) более организованы, разнородны и стабильны. Масса людей не способна на мгновенное слаженное действие, т.к. состоит из несвязанных между собой индивидов. Говоря проще, люди не стоят плечом к плечу на защите каких-то общих интересов, они просто проводят время в одном месте, но каждый отдельно и по-своему.

Публика (например – театральная) это кратковременное собрание людей, связанное с конкретным культурным событием, анонсированным заранее и хорошо организованным. Цель публики – времяпрепровождение, она не имеет лидера, не склонна к каким либо совместным действиям (кроме проявления эмоций) и не столь внушаема.

Публика может превратиться в толпу, например, при пожаре в театре. Толпа же не может превратиться в публику ни при каких условиях.

Признаки толпы:

  • Численность. Большое количество людей собирается на сравнительно небольших пространствах.
  • Контактность. Вне толпы человек оберегает свое личное пространство довольно ревностно. В толпе же люди контактируют друг с другом физически, и воспринимают это как норму.
  • Высокая степень вовлеченности. Люди в толпе способны эмоционально реагировать даже на события, которым не придали бы значения вне толпы.
  • Стихийность и отсутствие даже минимальной организации.
  • Неопределенность общей цели. Толпу связывает общее эмоциональное состояние и общий объект внимания, но цель всегда размыта. Целей может быть несколько, они могут заменять друг друга, могут быть навязаны извне и т.д.

Базовые механизмы управления толпой

Большинство неудачных попыток управления толпой объясняются тем, что лидер неправильно ее оценивает. Многие потенциальные лидеры пытаются разговаривать с людьми, которых видят перед собой, так, как говорили бы с каждым из них в отдельности и наедине. То есть, используют рациональные доводы, выстраивают логические цепочки, приводят цифры, факты, прогнозы, сравнения и прочие традиционные аргументы убеждения. Толпа к таким аргументам совершенно невосприимчива, ей не интересны цифры, ей чужда логика, она не собирается проверять ваши утверждения. Влиять на толпу можно только через воображение и эмоциональную память, вот почему актерские средства эффективны.

Легче обмануть толпу, чем одного человека.» – Кароль Бунш

Способы управления толпой:

  1. Эффект толпы. Для начала толпа должна быть и чувствовать себя толпой, а не публикой и не аудиторией. Для этого необходим правильный выбор места: подойдет открытая площадка вроде площади или стадиона. Людям должно быть тесно, необходим физический контакт и беспрепятственный обмен информацией.
  2. Простые образы и эмоции. Разговаривая с толпой, рисуйте картинку, которую можно оживить в воображении. Апеллируйте к простейшим эмоциям, толпа – максималист, она не видит ничего сложнее черного и белого. Только позаботьтесь о том, чтобы вас хорошо слышали и понимали. Для этого следует заняться правильной постановкой речи.
  3. Не думайте, что вам никто не поверит. Человеческие массы скорее поверят в невероятное, чем в то, что действительно может быть. Этот парадокс известен со времен раннего христианства (Верую, ибо абсурдно!) и широко применялся в фашистской пропагандистской кампании (эффект большой лжи).

Как управлять толпой? — Российская газета

— Где находиться опаснее: среди агрессивно настроенных скинхедов или, скажем, в объятом паникой автобусе?

По моим наблюдениям, «провокаторы» – это обычное оправдание собственных ошибок.

— Опыт показывает, что по социальным последствиям паническая толпа страшнее, чем агрессивная. Достаточно вспомнить Ходынку и похороны Сталина. Долгосрочные же последствия панических настроений в обществе еще более значительны, хотя и не столь очевидны. Они оборачиваются экономической депрессией, снижением рождаемости, ростом смертности. Поэтому мелкие, казалось бы, проявления истерии вроде отказа от поездок в метро или от полетов в компании иноэтничных пассажиров — опасный симптом. Ведь вероятность погибнуть для каждого отдельного человека не столь уж велика. Тогда как только от отравления некачественным алкоголем в России ежегодно гибнет около 40 тысяч человек. Но задача террористов как раз и состоит в том, чтобы вызвать в обществе невротическое состояние.

— Можно ли управлять толпой в панике?

— Одно скажу: действовать в подобной ситуации без подготовки очень опасно. Человек, который попытался бы там разрядить обстановку, должен быть достаточно опытным и артистичным. Обычно антипаниковые команды (у нас пока нет такого понятия, а в Латинской Америке они еще в 70-е годы сопровождали митинги и демонстрации) располагаются за пределами толпы. Но и внутри ее профессионалы способны оказать решающее влияние на ход событий.

— А Пушкин считал толпу страшной неуправляемой силой…

— Не помню такого у Пушкина. Зато часто слышу подобное от городских руководителей вслед за каждым случаем уличных беспорядков. И тут же пеняют на «провокаторов». Никто не задает простой вопрос: отчего же последним удается управлять толпой, а властям — нет? По моим наблюдениям, «провокаторы» — это обычное оправдание собственных ошибок. Вот что печально. А ведь еще в 70-80-х годах московские психологи эффективно обучали политиков всего мира, от Чили до Португалии, приемам управления толпой.

Кошмар толпы заключается в том, что ею легко манипулировать. Иллюзия неуправляемости возникает тогда, когда с ней пытаются работать как с организованной группой. Но дело в том, что в толпе происходит так называемая эволюционная регрессия. Отмирают высшие пласты психики, исторического наследия. И оживают примитивные. На этом и строятся механизмы воздействия, которые можно использовать как для добрых, так и для злых целей. Как всякое оружие. Однако, владея приемами, можно избегать наиболее опасного развития событий. Для этого нужно заранее моделировать сценарии событий.

— Французский социолог Гюстав Лебон одним из первых заявил о начале эры толпы. Он настаивал, что толпе чужда демократия и нужен вождь. Лебона обожал Гитлер…

— В текстах Лебона еще не различаются такие понятия, как «толпа», «масса» и «народ». Там было чем поживиться идеологам фашизма. Сегодня феномен толпы изучен гораздо глубже. Жаль, что в СССР исследования стихийного массового поведения с 30-х годов были под запретом. К проблемам массовой агрессии, паники, слухов и даже моды у нас вернулись только в конце 60-х. И то преимущественно в закрытых учреждениях.

А на Западе эти направления, наоборот, очень бурно развивались. Например, в Германии доктор Геббельс лично курировал исследования слухов. После войны все научные материалы попали к нашим генералам, которые, сочтя это буржуазной ерундой, подарили их американцам. Ну а те быстро вычислили немецких авторов и переманили к себе. Эти работы в ЦРУ и Пентагоне хорошо оплачивались. К слову, с участием американских психологов был разработан ряд крупных политических операций. Допустим, с их помощью удалось избежать гражданской войны после переворота в Чили. Многочисленных сторонников президента Альенде деморализовали, своевременно запустив слух о том, что на помощь свергнутому правительству движется армейская бригада под командованием известного генерала Пратса. Когда этот сюжет, подхваченный всеми зарубежными агентствами, превратился в прочное убеждение, генерал, находившийся в действительности под домашним арестом, был привезен на центральное ТВ и «проинтервьюирован» в прямом эфире. Полученный шок сломил волю левых бойцов к сопротивлению.

— А у нас были удачные случаи применения психологических приемов?

— Конечно. Например, 21 августа 1991 года после поражения ГКЧП толпа на площади перед Лубянкой настраивалась штурмовать ненавистное здание КГБ. Избежать больших жертв удалось, переориентировав внимание возбужденных людей на памятник Дзержинскому. При этом использовали не только неприязнь людей к персонажу, но и давний слух о том, что монумент отлит из чистого золота. Якобы так остроумно — под охрану Лубянки — Сталин спрятал золотой запас страны.

— Как понять, что перед тобой толпа, а не, скажем, просто поток людей на улице?

— По специфическим признакам. Один из механизмов формирования толпы — эмоциональное кружение, когда на психофизическом уровне люди взаимно заражают друг друга. Оказавшись среди множества громко смеющихся людей, вы невольно поддаетесь общему веселью. Это безобидная ситуация, но даже иррационально веселье может приобретать зловещие формы. В XIV веке во время страшной эпидемии чумы, когда наступил религиозный праздник Святого Витта, отчаявшиеся итальянские крестьяне и горожане, напившись вина, начинали хохотать и танцевать, приходили в состояние экстаза и обессиленные падали замертво. Художественные описания этого «пира во время чумы» имеются в литературе, а в психологии «пляской Святого Витта» назван клинический синдром. Циркулировать подобным образом могут и более зловещие эмоции — ярость, ужас, страх.

— Расскажите о конкретных способах противодействия уже начавшейся панике. Или массовой агрессии.

— Главное свойство толпы — превращаемость. Это может происходить спонтанно. Нужно быть готовым к тому, что, например, собравшаяся на петушиные бои или рок-концерт публика впадет в экстаз, агрессию или панику. Но превращения можно стимулировать и намеренно. Так провокаторы добиваются социальных беспорядков. Задача же грамотных руководителей и сотрудничающих с ними служб, в частности, оперативно превратить толпу из одного вида в другой. Помните, как Остап Бендер выручил из беды вора Паниковского: «Товарищи свидетели, записывайтесь. Ваши фамилии, адреса?» Люди в агрессивной толпе внезапно лишились комфортной анонимности, безличности — и весь их боевой пыл улетучился.

— Ученые, исследующие звук, называют некоторые западные рок-группы «музыкальными агентами ЦРУ». Действительно ли музыка может оказывать «зомбирующее» влияние на психику?

-Возможно, речь идет о так называемом подпороговом воздействии или «феномене 25-го кадра».

-Но 25-й кадр предполагает видеоряд.

— Этот эффект имеет очень много разновидностей, может достигаться и через зрительные, и через слуховые рецепторы, приобретать весьма изощренные формы. Вот как вы думаете, какие уроки в школе оказывают наиболее сильное идеологическое воздействие? История, литература? Еще в 70-х годах американские психологи специально исследовали этот вопрос. Представьте, чемпионом по идеологической действенности оказалась арифметика.

Вспоминается типичная задачка из вьетнамского учебника, изданного сразу после войны с США: «Из одного гранатомета можно убить пять американских империалистов. Сколько нужно гранатометов, чтобы убить двадцать империалистов?» Ребенок занят тем, что совершает арифметические действия. Идеологический фон, минуя внимание и нормативное смысловое сопротивление, прочно фиксируется в подсознании. Кстати, исследовались не только коммунистические и фашистские учебники, но и американские. Механизм воздействия тот же: 85 процентов задач исподволь внушают ребенку капиталистические (товарно-денежные) идеалы. А в мультфильме «Красная Шапочка» Волк одет в фуражку с серпом и молотом и говорит по-английски с русским акцентом. Только я думаю, что все эти поиски заговоров и врагов слишком часто сбивают нас с толку, отвлекая от реальных проблем…

Введение в психологию толпы

Для участия в управлении толпой требуется базовое понимание толпы. Это не просто математика и физика движения и плотности толпы; это только половина истории. То, как толпа думает, связывается, понимает и взаимодействует, — это другая половина. Игнорирование этой части понимания толпы может привести к неудачам, а в некоторых случаях и к смерти.

Позвольте нам познакомить вас с некоторыми ресурсами, чтобы пробудить ваш интерес и, надеюсь, привести вас к изучению этой увлекательной области.

Это только верхушка айсберга.

TEDX Talks

Опубликовано по адресу 12 сентября 2014 г.

Всемирной ассоциации по бедствиям и экстренной медицине

Опубликовано 27 апреля 2016 г.

Университет Keele

Опубликовано 3 ноября 2017 г.

SSAP SSAP. AIU

Опубликовано 26 мая 2015 г.

yash5283

Опубликовано 1 марта 2012 г.0040

IEA PARIS

Опубликовано 20 мая 2016 г.

IEA PARIS

Опубликовано 20 мая 2016 г. Меня интересуют все ситуации, когда люди собираются в толпу, будь то в знак протеста, на спортивный матч или фестиваль, или если они попали в массовое ЧП. Я создал этот блог, чтобы исправить то, что я видел, было негативным предубеждением в прессе против толпы в целом. Надеюсь, вам понравится!

http://dontpaniccorrectingmythsaboutthecrowd.blogspot.co.uk

  • Кокинг, К. (2011 г.) Использование технологии виртуальной реальности в преподавании и обучении студентов первого курса факультета психологии. Исследования, 7 (1) 113-25.
  • Кокинг, К. (2009 г., весна). Содействие глубокому обучению с помощью семинаров: переработка модуля психологии для первого года обучения. Расследования, 5 (2).
  • Кокинг, К., и Друри, Дж. (2008). Массовая психология бедствий и экстренной эвакуации: отчет об исследовании и последствия для пожарно-спасательной службы. Пожарная безопасность, технология и менеджмент, 10(2), 13-19.
  • Кокинг, К., и Друри, Дж. (2004) Обобщение эффективности как функции коллективных действий и межгрупповых отношений: участие в борьбе против дорог. Журнал прикладной социальной психологии, 34 (2), 417-444.
  • Кокинг, К., Друри, Дж., и Райхер, С. (2009). Психология поведения толпы при пожаре: последствия для аварийно-спасательных служб. Ирландский журнал психологии, 30 (1), 59–72.
  • Друри, Дж., Кокинг, К., Бил, Дж., Хэнсон, К., и Рэпли, Ф. (2005). Феноменология расширения прав и возможностей в коллективных действиях. Британский журнал социальной психологии, 44, 309.-328.
  • Друри, Дж., Кокинг, К., и Райхер, С. (2009). Каждый за себя? Понимание того, как солидарность толпы может возникнуть в чрезвычайной ситуации: интервью с выжившими в катастрофе. Британский журнал социальной психологии, 48.
  • Друри, Дж., Кокинг, К., и Райхер, С. (2009). Природа коллективной «устойчивости»: реакция выживших на взрывы в Лондоне 7 июля (2005 г.). Международный журнал массовых чрезвычайных ситуаций и катастроф, 27(1), 66-95.
  • Друри, Дж., Кокинг, К., Райхер, С., Бертон, А., Шофилд, Д., Хардвик, А., Грэм, Д., и Лэнгстон, П. (2009 г.). Сотрудничество против конкуренции при массовой экстренной эвакуации: новое лабораторное моделирование и новая теоретическая модель. Методы исследования поведения, 41(3), 957-970.

Брайтон, Университет Сассекса, ВеликобританияЯ работаю социальным психологом в Университете Сассекса. Мое исследование посвящено толпе. Массовые мероприятия являются местом как психологической детерминации, так и трансформации. В моем исследовании изучается, как социальная идентичность не только формирует действия участников, но и меняет их самоощущение с важными психологическими и политическими последствиями. Я также изучаю массовое поведение в чрезвычайных ситуациях, чтобы разработать модель коллективной устойчивости – например, исследуя опыт поведения солидарности толпы во время взрывов в Лондоне в 2005 году. Вместе с Дэвидом Новелли и Стивом Райхером я изучал то, как толерантность» к социальной плотности и «личному пространству» варьируется в зависимости от того, какая из социальных идентичностей человека является заметной по отношению к идентичностям других присутствующих. Толпы обычно патологизируются и/или криминализируются. Такие конструкции имеют важные последствия для политики и практики.

В своем исследовании я стремился проблематизировать такие описания и, следовательно, предложить язык для толпы, который признает и действительно отмечает ее положительный потенциал в социальном мире.

http://drury-sussex-the-crowd.blogspot.co.uk

Школа психологии

http://www.sussex.ac.uk/psychology/crowdsidentities/

  • Alnabulsi, H., и Друри, Дж. (2014). Социальная идентификация смягчает влияние плотности толпы на безопасность хаджа. Труды Национальной академии наук, 111(25), 9091-9096. doi: 10.1073/pnas.1404953111
  • Болл, Р., и Друри, Дж. (2012). Представление беспорядков: (неправильное) использование статистики для поддержания идеологического объяснения. Радикальная статистика, 106, 4-21.
  • Картер, Х., Друри, Дж., Амлот, Р., Рубин, Г.Дж., и Уильямс, Р. (2014). Эффективное общение спасателей повышает эффективность и психологические результаты полевого эксперимента по массовой дезактивации: последствия для поведения населения в случае химического инцидента. PLoS One 9(3): e89846. DOI: 10.1371/journal.pone.0089846
  • Картер, Х., Друри, Дж., Амлот, Р., Рубин, Г.Дж., и Уильямс, Р. (2015). Эффективная коммуникация респондентов, предполагаемая легитимность респондентов и идентификация группы предсказывают общественное сотрудничество и соблюдение требований в эксперименте по визуализации массовой дезактивации. Журнал прикладной социальной психологии. 45, 173–189. doi: 10.1111/jasp.12286
  • Картер, Х., Друри, Дж., Рубин, Г.Дж., Уильямс, Р., и Амлот, Р. (2015). Применение психологии толпы для разработки рекомендаций по проведению массовой дезактивации. Безопасность здравоохранения, 13(1), 45-53. doi:10.1089/hs.2014.0061
  • Друри, Дж., Браун, Р., Гонсалес, Р., и Миранда, Д. (2015). Возникающая социальная идентичность и наблюдение за социальной поддержкой предсказывают социальную поддержку, оказываемую выжившими в результате стихийного бедствия: солидарность во время землетрясения в Чили в 2010 году. Европейский журнал социальной психологии doi: 10. 1002/ejsp.2146
  • Друри, Дж., Кокинг, К., и Райхер, С. (2009). Все для себя? Сравнительное исследование солидарности толпы среди выживших в чрезвычайных ситуациях. Британский журнал социальной психологии, 48, 487-506.
  • Друри, Дж., Кокинг, К., и Райхер, С. (2009). Природа коллективной устойчивости: реакция выживших на взрывы в Лондоне в 2005 году. Международный журнал массовых чрезвычайных ситуаций и катастроф, 27, 66-95.
  • Друри, Дж., Новелли, Д., и Стотт, К. (2015). Как предотвратить катастрофу: объяснение коллективной устойчивости на открытом музыкальном мероприятии. Европейский журнал социальной психологии, 4, 533–547. doi: 10.1002/ejsp.2108
  • Друри, Дж., Новелли, Д., и Стотт, К. (2013). Мифы о психологических катастрофах в восприятии и управлении массовыми чрезвычайными ситуациями. Журнал прикладной социальной психологии. 43, 2259–2270. doi: 10.1111/jasp.12176
  • Друри, Дж., и Райхер, С. (2009). Коллективное психологическое расширение прав и возможностей как модель социальных изменений: исследование толпы и власти. Журнал социальных вопросов, 65, 707-725.
  • Друри, Дж., и Райхер, С. (2005). Объяснение устойчивого расширения прав и возможностей: сравнительное исследование коллективных действий и психологических результатов. Европейский журнал социальной психологии, 35, 35-58.
  • Друри, Дж., Райхер, С., и Стотт, К. (2003). Трансформация границ коллективной идентичности: от «локальной» антидорожной кампании к «глобальному» сопротивлению? Исследования социальных движений, 2, 191-212.
  • Новелли, Д., Друри, Дж., Райхер, С., и Стотт, К. (2013). Толпа опосредует влияние социальной идентификации на положительные эмоции в толпе: обзор двух событий толпы. PLoS ONE 8(11): e78983. doi:10.1371/journal.pone.0078983
  • Темплтон, А., Друри, Дж., и Филиппидес, А. (2015). От бездумных масс к небольшим группам: осмысление коллективного поведения в моделировании толпы. Обзор общей психологии. http://dx.doi.org/10.1037/gpr0000032
  • Веццали, Л., Друри, Дж., Кадамуро, А., и Версари, А. (2015). Разделение бедствия увеличивает помощь и контактные намерения через репрезентацию одной группы и включение другой в себя: просоциальное поведение детей после землетрясения. Групповые процессы и межгрупповые отношения. дои: 10.1177/136843021559049
  • Друри, Дж. (2014). Психология толпы. В Т. Тео (ред.), Энциклопедия критической психологии (стр. 341-344). Нью-Йорк: Спрингер.
  • Друри, Дж. (2012). Коллективная устойчивость при массовых чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях: модель социальной идентичности. В Дж. Джеттен, К. Хаслам и С.А. Хаслам (ред.), Социальное лекарство: идентичность, здоровье и благополучие (стр. 19).5-215). Хов, Великобритания: Psychology Press.
  • Друри, Дж., Еврипиду, А., и Ван Зомерен, М. (2015). Расширение прав и возможностей: пересечение идентичности и власти в коллективных действиях. В Д. Синдик, М. Баррето и Р. Коста-Лопес (ред.), Власть и идентичность (стр. 94–116). Психология Пресс.

Stephen Reicher
Школа психологии Университета Сент-Эндрюс

http://citeseerx. ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.592.7983&rep=rep1&type=pdf

http://enable- research.org/clifford-stott/

  • Стотт, К., и Пирсон, Г. (2007). Футбольное «хулиганство», полицейская деятельность и война с «английской болезнью». Лондон: Pennant Books.

Журнальные статьи:

  • Райхер С., Стотт К., Друри Дж., Аданг О., Кронин П. и Ливингстон А. (2007). Охрана общественного порядка на основе знаний: принципы и практика. Полиция, 1, 403-415.
  • Стотт, С.Дж., Аданг, О.М., Ливингстон, А., и Шрайбер, М. (2008). Борьба с футбольным хулиганством: количественное исследование общественного порядка, охраны правопорядка и психологии толпы. Психология, государственная политика и право, 14(2), 115-141.
  • Стотт, С.Дж., Аданг, О.М., Ливингстон, А., и Шрайбер, М. (2007). Изменчивость коллективного поведения английских болельщиков на Евро-2004: охрана общественного порядка, социальная идентичность, межгрупповая динамика и социальные изменения. Европейский журнал социальной психологии, 37, 75-100.
  • Стотт, С.Дж., и Друри, Дж. (2004). Важность социальной структуры и социального взаимодействия в консенсусе и содержании стереотипов: больше ли целое, чем сумма его частей? Европейский журнал социальной психологии, 34, 11-23.
  • Стотт, С.Дж., и Друри, Дж. (2000). Толпы, контекст и идентичность: процессы динамической категоризации в «бунте с подушным налогом». Человеческие отношения, 53, 247-273.
  • Стотт, С.Дж., Хатчисон, П., и Друри, Дж. (2001). «Хулиганы» за границей? Межгрупповая динамика, социальная идентичность и участие в коллективном «беспорядке» финала чемпионата мира 1998 года. Британский журнал социальной психологии, 40, 359–384.
  • Стотт, С.Дж., и Райхер, С.Д. (1998). Действия толпы как межгрупповой процесс: знакомство с точки зрения полиции. Европейский журнал социальной психологии, 28, 509-529.
  • Стотт, С.Дж., и Райхер, С.Д. (1998). Как обостряется конфликт: межгрупповая динамика коллективного «насилия» футбольной толпы. Социология, 32, 353-377.
  • Стотт, К., Ливингстон, А., и Хоггетт, Дж. (2008). Охрана футбольных толп в Англии и Уэльсе: образец «хорошей практики»? Полиция и общество, 18, 258–281.
  • Стотт, К., и Пирсон, Г. (2006). Запрет футбола приказывает соразмерность и охрану общественного порядка. Howard Journal of Criminal Justice, 45, 241–254.

https://risweb.st-andrews.ac.uk/portal/en/persons/stephen-david-reicher(a0a908db-1bb8-4d5e-ab30-f47643e35169).html

Стивен Райхер — профессор школы психологии и неврологии в Сент-Эндрюсском университете. Его исследовательские интересы сосредоточены на вопросах группового поведения и индивидуально-социальных отношениях. В частности, его недавние исследования можно разделить на три области. Первая — это попытка разработать модель действий толпы, учитывающую как социальную детерминацию, так и социальные изменения. Второй касается построения социальных категорий посредством языка и действия. Третий касается политической риторики и массовой мобилизации, особенно в отношении вопроса национальной идентичности. В настоящее время профессор Райхер начинает работу над проектом, финансируемым Леверхалмом (совместно с Ником Хопкинсом из Ланкастерского университета), изучающим влияние передачи полномочий на шотландскую идентичность и социальные действия в Шотландии.

Совместная прогулка: поведенческие признаки психологической толпы

http://rsos.royalsocietypublishing.org/content/royopensci/5/7/180172.full.pdf толпы, члены которых находятся в одном и том же месте в одно и то же время, и коллективное поведение психологических толп, когда вся толпа воспринимает себя частью одной и той же группы через общую социальную идентичность. Пока еще ни одно исследование не изучало поведенческие эффекты, которые общая социальная идентичность оказывает на движение толпы на уровне пешеходов. Чтобы исследовать направление и степень, в которой социальная идентичность влияет на движение толпы, было отслежено 280 траекторий движения участников в одном из двух состояний: (1) психологическая толпа, готовая разделить социальную идентичность; (2) естественная физическая толпа. Поведение сравнивали как внутри условий, так и между ними. По сравнению с физической толпой члены психологической толпы (i) шли медленнее, (ii) шли дальше и (iii) держались ближе друг к другу. Кроме того, пешеходы, которые должны были маневрировать вокруг психологической толпы, вели себя иначе, чем пешеходы, которые должны были маневрировать мимо естественной толпы. Мы пришли к выводу, что поведенческие различия между физической и психологической толпой должны учитываться при рассмотрении поведения толпы в управлении безопасностью мероприятий и компьютерных моделях толпы.

Клиффорд Стотт, Джон Друри

Райхер недавно разработал модель социальной идентичности поведения толпы, основанную на теории самокатегоризации (SCT). Эта модель начинает решать сложные теоретические проблемы, связанные с динамической природой действий толпы (Reicher, 1996b). В настоящей статье описывается этнографическое исследование массовых событий, в ходе которых со временем произошли изменения в межгрупповых отношениях. Предполагается, что лабораторные данные в поддержку SCT дополняются этнографическими исследованиями такого типа. Исследуя ситуации, в которых определения контекста и/или категорий не подвергаются целенаправленному манипулированию, мы можем продемонстрировать объяснительную силу динамического и интерактивного подхода к социальной категоризации.

Управление толпой с помощью науки | Журнал Discover

Было сразу после 9 вечера. когда рэпер Трэвис Скотт вышел на сцену своего музыкального фестиваля Astroworld в Хьюстоне в ноябре прошлого года. Десятки тысяч фанатов бросились к сцене, чтобы быть поближе к исполнителю, и началась паника, когда люди изо всех сил пытались удержаться на ногах. Пока концерт продолжался, толпа росла еще час, и 10 человек в конечном итоге умерли от компрессионной асфиксии в давке. Еще 25 были госпитализированы, сотни получили ранения.

В одном из исков, поданных против Скотта и места проведения пострадавшим посетителем, утверждалось, что давки можно было избежать при тщательном планировании и надлежащих мерах безопасности. Сотни других исков также были поданы против рэпера и места проведения другими пострадавшими сторонами. Проблема заключается в том, что многие площадки и организаторы мероприятий не включают в свои приготовления управление толпой, хотя в последние годы люди умирали в хаотичных толпах, таких как в Astroworld. Эксперты предупреждают, что частота таких бедствий увеличивается.

Наука о толпе стремится избежать этого. Наука о толпе опирается на поведенческую психологию и компьютерное моделирование для анализа того, как группы людей могут реагировать в определенном месте, например, на станции метро, ​​и при определенных условиях, например, услышав сигнал тревоги или почувствовав запах дыма. Компьютерные программы становятся все более изощренными, и теперь ученые могут наделять смоделированных людей множеством личностей и разнообразных реакций.

Управление толпой

Наука о толпе развивается с 1950-е годы. В ранних исследованиях исследователи сами ходили в толпе, замеряли время их движений, а затем анализировали данные. По мере совершенствования видеозаписи ученые изучали записи движения толпы, чтобы изучить плотность толпы и скорость, с которой двигалось большинство людей. Теперь сложные компьютерные программы, а также спутниковые снимки и карты улиц помогают исследователям анализировать и контролировать толпы еще до того, как начнутся какие-либо события.

Британская королевская свадьба Кейт Миддлтон и принца Уильяма, например, была изучена заранее, чтобы планировщики могли предвидеть проблемы. Исследователи рассмотрели, как люди могут прибывать, перемещаться и в конечном итоге уходить; команда поместила 360-градусные изображения из Google Maps под симуляции, в которых цифровые люди (или «агенты», как их называют) демонстрировали различные варианты поведения в отношении раздражителей. Такой же подход использовался при планировании Олимпийских игр, а также празднования Нового года в крупных городах.

Зрители на свадьбе принца Уильяма и Кейт Миддлтон в Лондоне 29 апреля 2011 года. (Фото: Thomas Dutour/Shutterstock) . Опасностями считается все, что потенциально может нанести вред члену толпы, например, неосвещенная лестница или невидимый склон. Риски — это вероятность того, что такая опасность может причинить кому-то вред, а угрозы — это внешние опасения, такие как возможность активного стрелка или террористическая атака.

Анализируя то, как люди входят и перемещаются, исследователи могут порекомендовать, как должно быть организовано событие. Например, установка дорожных заграждений может помешать машине намеренно въехать в толпу. Или, возможно, близлежащая станция метро может быть закрыта, чтобы избежать переполненности, заставляя посетителей идти в разных направлениях к другим станциям.

Психология роев

Ученые-бихевиористы начали изучать психологию давки в 19 веке. Представление о иррациональной, паникующей толпе долгое время считалось объяснением давки на религиозных собраниях, концертах, спортивных турнирах и фестивалях. Однако исследователи в области управления стихийными бедствиями все чаще отказываются от понятия иррациональной толпы в пользу улучшения управления толпой и дизайна мест проведения мероприятий, особенно потому, что компьютерное моделирование стало достаточно сложным, чтобы включать различные реакции паники в разные сценарии.

Например, в одном компьютерном моделировании протестировано движение толпы в сценарии пожара в офисе, в котором некоторые из цифровых агентов проявляли агрессивные тенденции. Пожар начался посреди офиса, среди лабиринта кабинок. Рабочие бросились в коридор и к выходам; некоторые люди замерли от страха и двигались медленно, в то время как другие запаниковали и попытались протолкнуться вперед. По мере распространения огня масса людей скапливалась у выходов, пытаясь спастись, в то время как агрессивные агенты ринулись вперед.


Подробнее: Понимание черт личности «большой пятерки»


Другие симуляции основывались на теории черт личности, которая утверждает, что люди имеют разные уровни психотизма (агрессии и эгоцентризма), экстраверсии (связанной с более смелым поведением) и невротизм (связанный с тревогой и застенчивостью). Моделирование может дать агентам разные уровни этих черт и идентифицировать каждого с рубашкой другого цвета. Красные рубашки, например, могут означать агрессивные реакции, а коричневые — застенчивость. Черты вызывают различные реакции, от попытки протолкнуться сквозь толпу до замедления из-за беспокойства. Затем исследователи засекают агентов в различных сценариях чрезвычайных ситуаций, чтобы определить, как их поведение влияет на эвакуацию.

Реальные толпы, реальные риски

Каждые 12 лет десятки миллионов индуистских паломников отправляются в Центральную Индию на Кумбха Мела, религиозное мероприятие, в ходе которого люди искупают свои грехи ритуальным омовением. На мероприятии 2019 года исследователи зафиксировали толпу с помощью телефонов и камер наблюдения, а также с помощью дронов и воздушных шаров.

Большая толпа на Кумбха Мела 4 февраля 2019 г. (Фото: Michael T Balonek/CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons) вошли в этот район и прошли через различные контрольно-пропускные пункты. Затем они ввели данные в симулятор толпы, чтобы предсказать потенциальные риски. В симуляторе использовалась модель социальной силы, которая утверждает, что пешеходы движутся под действием трех социальных сил — их желаемого направления, потребности в пространстве от других, а также границ и других препятствий — для анализа того, как толпа реагировала на такие изменения, как более узкая граница или блокпост.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *