Психологическая установка, которая повернет вашу жизнь на 180 градусов
Ирина Балманжи
Люди делятся на две категории. Одних и малейшая ошибка выбивает из колеи, а для других даже полный провал становится лишь стимулом к развитию. Как долго вас терзают воспоминания о пережитых неудачах? Кажется ли вам, будто вы навсегда потеряете свой авторитет, если однажды скажете глупость при коллегах? Может ли человек измениться к лучшему, развить свой талант, интеллект и нравственные качества? От ответов на эти простые вопросы зависит очень многое.
Одна и та же ситуация кого-то подтолкнет к самосовершенствованию, а кому-то принесет лишь разочарование и чувство вины. По мнению Кэрол Дуэк, преподавателя Стэнфордского университета и автора книги «Гибкое сознание», психологические установки влияют на все сферы нашей жизни. Если обобщить до максимума, мы можем быть заряжены либо на рост, либо на данность. Эти настройки формируются с детства, но каждый из нас при желании способен их изменить.
Хотите быть гением? Станьте им!
Многие уверены, что от рождения нам достается строго определенное количество интеллекта, способностей и таланта — неизменный набор качеств, с которым придется жить до самого конца. Это и есть установка на данность. Человек с такой позицией постоянно пытается доказать другим свое превосходство. Его волнует только то, как он выглядит в глазах окружающих: умным или глупым, одаренным или посредственным.
Установка на данность мешает развиваться. Источник
Нет ничего плохого в желании обладать выдающимися качествами, но человек с установкой на данность не осознает, что их можно развивать. Поэтому любая неудача воспринимается как катастрофа, а допущенная ошибка — как несмываемое клеймо. Чем сильнее страх провала, тем меньше мы готовы прилагать усилия и учиться чему-то новому.
Совсем иначе воспринимают себя люди, нацеленные на рост. Они понимают: качества, которыми нас наделила природа, — всего лишь исходная точка дальнейшего развития.
Как только вы примете эту установку, вас перестанут пугать сложности и возможные неудачи на пути к успеху.
Не стоит недооценивать мощь усилий. Эдисон, как уверяет его биограф Пол Израэль, был вполне типичным ребенком, но невероятное любопытство, страсть к изобретательству и самосовершенствованию сделали его непохожим на остальных. А разве Моцарт, безусловно обладавший талантом, смог бы написать хоть один шедевр без упорной работы, от которой даже деформировались его пальцы?
Упражнение № 1
Есть ли в вашей прошлой жизни что-то, что, как вам кажется, поставило на вас клеймо? Например, проваленный экзамен? Чье-то предательство? Увольнение с работы? Или, может, ваши чувства отвергли?
Сфокусируйтесь на этом событии. Ощутите в себе все эмоции, которые оно в вас тогда вызвало. А теперь посмотрите на это событие с точки зрения установки на рост. Честно оцените свою роль в нем и осознайте, что оно не может служить мерилом вашего интеллекта или вашей индивидуальности. И просто спросите себя: «Какой урок я извлек (или могу извлечь) из этого опыта? Как я могу использовать его в качестве базы для роста?» И пусть эта мысль всегда сопровождает вас.
Упражнение № 2
Подумайте о том, кого считаете своим героем. Какой он? Кажется ли вам, что он обладает исключительными способностями и легко добивается всего? А теперь выясните, как обстоят дела в реальности. Узнайте, каких невероятных усилий стоили ему его достижения. И начните восхищаться им еще больше.
Несколько примеров из мира спорта
Казалось бы, уж в спорте точно все зависит от природных данных. Если ты не подходишь по физическим параметрам, то успеха тебе не видать. А вы слышали об игроке НБА Магси Богзе, чей рост — 160 сантиметров? Знаете однорукого бейсболиста Пита Грэя, который попал в высшую лигу?
Размер кулака, длина руки, объем груди и вес Мохаммеда Али говорили о том, что из него точно не выйдет великого бойца. Майкла Джордана в юности исключили из сборной школы, а потом не приняли в команду колледжа. Что помогло всем этим спортсменам стать лучшими из лучших? Только установка на рост и упорная работа.
Великие спортсмены знают, что невозможно всегда побеждать.
Поражение для них — это не конец игры, а всего лишь стимул развиваться, получать новые знания и отрабатывать навыки.
Как-то раз защитник Minnesota Vikings Джим Маршалл случайно забил мяч за команду соперников. Это увидели миллионы зрителей в прямом эфире! Спортсмен, по его собственному признанию, сгорал от стыда. Человек с установкой на данность опустил бы руки и еще долго упивался своим позором. Но Маршалл постарался исправить ошибку во время второго тайма и провел блистательную игру. Неудача стала для него вызовом!
Упражнение № 3
Подумайте о каком-нибудь виде спорта, которым вам хотелось бы заняться, но вы всегда считали, что у вас ничего не получится. Как можно заранее знать это, не вложив в дело максимум усилий? Некоторые из лучших спортсменов мира поначалу отнюдь не были так уж хороши в своей дисциплине. Если вы мечтаете заняться каким-нибудь видом спорта, попробуйте вложиться в него и посмотрите на результат.
Прежде чем решить, что вам не удастся добиться успеха, просто попробуйте. Источник
Как сформировать у ребенка установку на рост
Ученые провели любопытное исследование. Сначала они предложили детям выполнить несложные задания из IQ-теста. Большинство справилось с задачей, и одних ребят похвалили за ум, а других — за приложенные усилия.
Перед экспериментом успехи испытуемых были одинаковы. А вот потом появились различия. Те, кого похвалили за интеллект, отказывались выполнять более сложные задания, когда им предоставляли выбор. Они боялись, что покажут себя вовсе не такими умными. Понадобилась лишь одна фраза, чтобы настроить их на данность! Дети из второй группы относились к новым задачам с гораздо большим интересом.
Дети с установкой на рост проявляют больше упорства в решении трудных задач. Источник
Этот эксперимент демонстрирует, как важно хвалить за усилия, а не за личные качества.
От того, что вы говорите ребенку, зависит его психологическая установка. Она, в свою очередь, влияет на успехи в учебе (и не только).
Психологи заметили, что при переходе в среднюю школу успеваемость детей с установкой на данность резко падает, а затем продолжает ухудшаться. Казалось бы, все понятно: предметы становятся сложнее, требования — жестче. Но у школьников с установкой на рост, наоборот, оценки повышаются.
Для школьников с установкой на данность этот период — большое испытание. Вот что их беспокоит: «Я умный или тупой? Я крутой или ботан? Я победитель или лузер?» Конечно, они пытаются «отстоять» себя. Самые блестящие ученики просто перестают работать, так как не хотят рисковать. Ведь они уверены, что взрослые пытаются «измерить» их способности. А если ты не прилагал усилий, то всегда имеешь утешение: «Я просто не старался». Школьникам же с установкой на рост нет смысла выбирать эту стратегию. Для них подростковый возраст — время возможностей.
Упражнение № 4
Каждое слово и действие родителя посылает ребенку сигнал. Завтра прислушайтесь внимательно к тому, что будете говорить своим детям, и уловите заложенные в ваших словах послания. Какую информацию они несут? Что качества ребенка неизменны и вы их оцениваете? Или что он развивающаяся личность и вы заинтересованы в его развитии?
Помните, что, восхваляя интеллект или талант ребенка, вы тем самым навязываете ему установку на данность. Не делайте этого, как бы велико ни было искушение. Как ни странно, такая похвала ослабляет и подрывает самооценку и мотивацию ребенка.
Секрет удачных отношений
От психологических установок зависит не только профессиональный успех, но и характер отношений с окружающими — родственниками, друзьями и возлюбленными. Для примера рассмотрим романтическую связь. Человек, настроенный на данность, рассуждает приблизительно так: «Или мой партнер полностью понимает меня и разделяет все мои взгляды, или он мне не подходит. Или наши чувства идеальны, или они ничего не стоят». Не удивительно, что при этом любая мелочь может все разрушить.
Люди с установкой на рост понимают несколько простых истин. Во-первых, отношения должны развиваться и для этого нужно прилагать усилия. Во-вторых, все люди способны работать над своими недостатками и меняться к лучшему. В-третьих, несовпадение во взглядах — это не катастрофа, а повод для диалога.
В любой паре бывают ссоры. Вопрос в том, готовы ли вы договариваться. Источник
У всех бывают ссоры. Но посмотрите, как по-разному можно на них реагировать! Люди с установкой на данность очень легко навешивают ярлыки. По их мнению, либо оппонент недостаточно хорош, либо они сами. Третьего не дано. Такая позиция приводит лишь к взаимным обвинениям, обидам и самобичеванию. В то же время те, кто настроен на рост, пытаются разумно решить конфликт и сделать выводы, которые помогут развиваться обоим партнерам.
Упражнение № 5
Представьте себе идеальную любовную связь. Это означает, что между вами должна быть полная совместимость во всем, ведь так? Никаких разногласий, никаких компромиссов, никаких усилий и жертв? Да? Тогда, пожалуйста, подумайте еще раз. В любых отношениях возникают трения. Попробуйте посмотреть на них с точки зрения установки на рост: проблемы могут быть средством достижения лучшего понимания и большей близости. Позвольте своему партнеру озвучить свои претензии. Выслушайте их внимательно и обсудите терпеливо и доброжелательно. Вы будете удивлены, насколько ближе друг другу вы станете после этого.
По материалам книги «Гибкое сознание»
Обложка поста — unsplash.com
Как формируются психологические установки? | PSYCHOLOGIES
РодителямЧеловек среди людей
Пожалуй, ни одна научная статья по психологии не может соперничать в точности, лаконичности и выразительности мысли с удачным анекдотом, в котором та же идея представлена в виде метафоры.
Вот один такой анекдот.
Человек получает утром письмо на свое имя, но без обратного адреса и без подписи. Внутри записка с именем и фамилией незнакомого ему человека: «Когда этот человек умрет, вы получите 25 долларов». Он произносит про себя короткое ругательство, выбрасывает записку в мусорное ведро и забывает о ней.
Но через относительно короткое время получает по почте чек на 25 долларов и записку с именем другого незнакомого ему человека и обещанием: «Когда этот человек умрет, вы получите 50 долларов».
У него пробуждается любопытство, он начинает искать координаты названного в письме, узнает, что это пожилой и смертельно больной человек, удивленно пожимает плечами, но на этот раз не выбрасывает записку, а сохраняет ее. Вскоре он получает обещанную сумму, узнает, что упомянутый в записке человек действительно умер. И в том же письме находит имя другого человека, после смерти которого ему обещано 100 долларов. И так далее.
Однажды герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ…
На каком-то этапе он начинает выяснять подробности. Узнает, что речь в новом письме идет о криминальном авторитете, следит за его судьбой по газетам, узнает о его убийстве, получает обещанные деньги и очередную фамилию с указанием довольно крупной суммы.
На этот раз упомянут вполне благополучный, успешный и, по-видимому, здоровый молодой человек. Герой анекдота узнает, где тот живет, и время от времени появляется в этом районе. Непроизвольно слежка становится частью его собственный жизни. И однажды, проезжая на автомобиле рядом с домом молодого человека, герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ… Но все-таки успевает нажать на тормоз.
Этот страшный эпизод не отваживает его от слежки. Через некоторое время он получает деньги и узнает, что тот самый незнакомец погиб при невыясненных обстоятельствах. А цена за смерть следующего названного в письме вдвое выше…
Вы уже поняли, что все кончается тем, что он убивает очередного кандидата и получает крупную сумму денег с припиской: «Как вам нравится ваша новая работа?..»
Этот анекдот в утрированной форме описывает некоторые способы формирования поведенческих установок. Процесс этот начинается с детства.
Ребенка поощряют и подталкивают к выполнению желательных родителям поступков, пытаются вызвать интерес к ним, потом вознаграждают за проявленное усердие и сразу же открывают новые перспективы.
Подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота
Похвала, награда и проявление любви за хорошие поступки предпочтительнее, чем наказание и эмоциональное отвержение за плохие, хотя без этого часто тоже не удается обойтись. Но стремиться в процессе воспитания надо к тому, чтобы наказанием казалось отсутствие поощрения.
Почти как в этом анекдоте, но с противоположной направленностью: поощрять нужно проявление в поведении высших человеческих ценностей. И выражать поощрение нужно проявлением любви тех, кого любит сам ребенок. При этом подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота.
Эмоциональное проявление любви близких, такое важное для ребенка, любви, к которой он стремится, гармонирует с главной задачей воспитания — формированием моральных ценностей, которые несовместимы с асоциальными поступками. Эти ценности в будущем будут препятствовать поведению, которого удалось добиться от героя анекдота с помощью обещанных подарков.
Если главным для ребенка становятся подарки, а не ценность самого поступка, впоследствии его поведение может подлаживаться под любое требование — была бы только надежда на желанный подарок.
Источник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
11 источников вдохновения для творческого ребенка: кино и книги для развития уверенности
Что мешает достичь цели: 7 ловушек мышления — исключите перфекционизм и трудоголизм
«Я удалила девушку из общего чата, и меня обвинили в черствости»
«Как понять, что такое любовь?»
Как противостоять эмоциональному насилию: разбираем 5 ситуаций
Кому сказать спасибо: 3 простые, но важные практики благодарности
Тест: Угадаете ли вы новогоднюю песню по эмодзи?
«Приятельница моего мужчины хочет от него детей»
экономика, психология, политика: Установка Теория: Лахлоу
Теория установки: Лахлоу
Я надеюсь использовать блог, чтобы указать на книги, которые будут интересны людям, работающим в различных традициях психологии и науки о поведении. Книга моего коллеги профессора Саади Лахлоу «Теория установки: социальное конструирование и регулирование поведения» будет интересна некоторым читателям, которые не придерживаются традиций, на которых основана сама книга. Концепция инсталляций описывается Лахлоу как «способ» , в котором, несмотря на то, что они являются существами со свободной волей, людей заставляют вести себя в целом предсказуемым и стандартизированным образом ». В девяти главах Лахлоу развивает теоретические основы установок и исследует, как они работают в различных средах. формировать поведение и результаты в сложных обществах.Многим читателям здесь будет интересно сравнить теорию установки с развитием литературы по архитектуре выбора, возникающей из поведенческой экономики и связанной с ней литературы, с одним ключевым разграничением, на которое указывает автор, заключается в том, что теория установки более основаны на социальном и культурном анализе, чем на литературе по когнитивной психологии Книга содержит несколько подробных тематических исследований, начиная от приложений в области безопасности дорожного движения и заканчивая эволюцией науки, и дает подробный отчет о мифологических основаниях теории в подробном этнографическом анализе.
Глава 8 «Редизайн установок для изменения поведения r» было бы полезно прочитать любому изучающему изменение поведения, чтобы понять, как эти идеи соотносятся с другими структурами изменения поведения.Теория установки: социальная конструкция и регулирование поведения предоставляет исследователям и практикам простую и мощную основу для анализа и изменения поведения. Основанная на широком спектре эмпирических данных, она включает в себя доступный синтез прежних теорий (экологической психологии, теории деятельности, ситуативного действия, распределенного познания, социального конструкционизма, акторно-сетевой теории и социальных репрезентаций). «Установки» — это привычные, социально сконструированные аппараты, которые выявляют, позволяют, поддерживают и контролируют — и делают предсказуемым большую часть нашего «нормального» поведения; от душевых кабин или регистрации в аэропорту до семейных ужинов, занятий или больниц. В книге описывается их тройная структура с помощью новой модели, позволяющей проводить систематический и практический анализ их компонентов.Подробно описаны механизмы их построения, устойчивости и эволюции, проиллюстрированные десятками примеров, от ресторанов до эксплуатации атомных электростанций. В книге также проводится подробный анализ процессов создания и отбора инноваций, предлагается модель поддержания и эволюции социальных систем.
Предлагает новую теорию социального конструирования, основанную на обширных эмпирических данных, полученных с помощью мощной техники цифровой этнографии из таких разнообразных областей, как семейное питание, дорожное движение, охрана правопорядка, уход за больными или пилотирование атомных электростанций.
Представляет синтез многих теорий детерминанты поведения в оригинальной и легко применимой структуре
Вводит новую единицу анализа, «установки», которая превосходит предыдущие модели по объяснительной способности для повседневных ситуаций
Новое сообщение Старый пост Главная
Подписаться на: Комментарии к записи (Атом)
Новость: Новая публикация: Теория установки.
Социальное конструирование и регулирование индивидуального поведения Первую главу можно загрузить бесплатно, любезно предоставлено CUP:
http://www.lse.ac.uk/PBS/Research/Research-archive/Installation-theory-by-Saadi -Lahlou
Теория установки: «Социальная конструкция и регулирование поведения» профессора Саади Лахлоу предоставляет исследователям и практикам простую и мощную основу для анализа и изменения поведения. Основанная на широком спектре эмпирических данных, она включает в себя доступный синтез прежних теорий (экологической психологии, теории деятельности, ситуативного действия, распределенного познания, социального конструкционизма, акторно-сетевой теории и социальных репрезентаций). «Установки» — это знакомые, социально сконструированные аппараты, которые выявляют, позволяют, поддерживают и контролируют — и делают предсказуемым большую часть нашего «нормального» поведения; от душевых кабин или регистрации в аэропорту до семейных ужинов, занятий или больниц. В книге описывается их тройная структура с помощью новой модели, позволяющей проводить систематический и практический анализ их компонентов. В ней подробно описаны механизмы их построения, устойчивости и эволюции, проиллюстрированные десятками примеров, от ресторанов до эксплуатации атомных электростанций. В книге также проводится подробный анализ процессов создания и отбора инноваций, предлагается модель поддержания и эволюции социальных систем.
Обзоры
«Теория инсталляции: впечатляющий, мощный синтез и смелая, всеобъемлющая теория, которую должен рассмотреть любой социолог».
«Лахлоу представляет смелую и инновационную теорию социальной стабильности и перемен. В центре находится многоуровневая модель, анализирующая возможности и ограничения поведения физической, институциональной и психологической среды. Многочисленные последствия и примеры изменения поведения напоминают мне изречение Курта Левина: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория»9. 0009 — Профессор Джордж Гаскелл, Лондонская школа экономики и политических наук
«В каждой области науки выбор, сделанный в отношении границ единицы анализа, имеет фундаментальные последствия и решающие последствия. Границы часто являются вопросом дисциплинарной традиции, и это продолжает бросать вызов междисциплинарным исследованиям. Грегори Бейтсон мудро советует связать отряд, чтобы ничего не осталось необъяснимым. В когнитивной науке мы слишком часто игнорировали советы Бейтсона и в результате оставляли многое необъяснимым. Например, слишком долго мы ограничивали познание чем-то, что происходит исключительно в голове. Игнорирование того, что мышление происходит в мире так же, как и в голове, что мы думаем вещами, своим телом, знаками на бумаге и с другими людьми, и что познание есть распределенная социально обусловленная деятельность, использующая экстраординарные возможности культуры. , язык, репрезентативные средства и воплощенное взаимодействие с миром.
Профессор Саади Лахлоу в своей книге «Теория инсталляции: социальная конструкция и регулирование поведения» предлагает инсталляцию в качестве единицы анализа. Он убедительно берет читателя в необычайно широкое путешествие, демонстрируя, как инсталляции создаются на нескольких уровнях: возникающих из возможностей материального мира, интерпретационных систем, которые мы используем в нашем телесном взаимодействии с миром и с другими, а также социальных и культурных институтов. общества. Он представляет увлекательный отчет, опираясь на свой обширный опыт в захвате и анализе видео от первого лица людей, занимающихся реальными делами. Для теоретика он связывает теорию установки с теориями антропологии, когнитивистики, экономики, психологии, социологии. Другим он предлагает практическое руководство не только для понимания поведения, но и для действий. Для многих из нас, подавленных нынешней политической ситуацией, он напоминает нам, что это человеческие проблемы и, следовательно, не непреложные, но поддающиеся изменению. Хотя я уверен, что теория установки Лахлоу будет иметь непреходящее значение для научной деятельности, я надеюсь, что она также станет основой для радикальных изменений, которых требует наш мир».
— Джеймс Д. Холлан, заслуженный профессор когнитивных наук, Калифорнийский университет, Сан-Диего
«Все больше внимания уделяется пониманию генетической и нервной основы человеческого поведения. В этой книге исследуется поведение в многочисленных повседневных условиях социальной жизни. Связывая физическую среду с нашей когнитивной интерпретационной гибкостью, а также с социальными нормами и регулированием, возникает недетерминированное понимание того, как можно лучше управлять и (пере)страивать совместную жизнь. Для всех, кто интересуется тем, как инновации и изменения могут быть воссоединены с преемственностью старого, Лахлоу предлагает солидный и ориентированный на практику подход — новый и захватывающий!»
— Хельга Новотны, бывший президент Европейского исследовательского совета
«Теория установки обеспечивает важную интеграцию бихевиористских и социальных наук, привлекая внимание к ряду препятствий, которые бихевиористы/социологи предпочитают игнорировать, добиваясь экологической достоверности. Важная книга Лахлоу представляет собой тщательное исследование широкого круга практик повседневной жизни и раскрывает сложность «управляемого поведения». Книга бросит вызов всем поведенческим и социальным дисциплинам».
— Аарон Цикурель, почетный профессор социологии, Калифорнийский университет, Сан-Диего
«Теория установки предлагает амбициозный, полностью оригинальный и своевременный вклад в участие социальных наук в быстро меняющихся, технологически управляемых жизненных мирах. Лахлоу привносит в свою теоретическую основу экстраординарный междисциплинарный набор навыков (социальная психология, биология, статистика, экономика, когнитивная наука, промышленный инженер, менеджмент и многие другие). Теория инсталляции для меня нова, как и для большинства читателей, но ее структура стоит того, чтобы открыть интеллектуальную дверь. Парадигма объединяет субъективные, материальные и институциональные возможности социотехнических устройств, чтобы объяснить, как индуцируется, поддерживается и трансформируется координация человеческого поведения, и предлагает практическое понимание неотложных препятствий на пути к достижению целей в области здравоохранения, гражданского общества и экономики».