Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

В чем опасность социальных конфликтов: Виды социальных конфликтов — причины, понятия, формы

Социальные конфликты приводят к негативным последствиям. Социальный конфликт

Среди базовых понятий, которые сегодня изучает обществознание, большое место занимают конфликты социальные. Во многом потому, что они являются активной движущей силой, благодаря чему современное общество и пришло к своему настоящему состоянию. Итак, что такое социальный конфликт?

Это столкновение разных частей общества, обусловленное возникшими противоречиями. Причём нельзя сказать, что социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям, потому что это не так. Конструктивное преодоление и решение таких противоречий позволяет сторонам сблизиться, чему-то научиться, а обществу – развиться. Но только в том случае, если обе стороны настроены на рациональный подход и на поиск выхода.

Понятие конфликта в обществе интересовало исследователей ещё задолго до того, как вообще появилась как таковая социология. Довольно негативно был настроен по этому поводу английский философ Гоббс. Он указывал на то, что внутри социума будут постоянно происходить какие-то конфликты, естественным состоянием, по его мнению, стала «война всех против всех».

Но с ним далеко не все были согласны. Вопросы столкновений в конце XIX века активно исследовал Спенсер. Он посчитал, что речь идёт о естественном процессе, в результате которого остаются лучшие, как правило. Рассматривая социальные конфликты и пути их разрешения, мыслитель выдвинул на первый план личность.

В отличие от него Карл Маркс полагал, что большее значение для общества в целом имеет выбор группы. Учёный предположил, что борьба классов неизбежна. У него функции социального конфликта тесно связаны с перераспределением благ. Впрочем, критики теории этого исследователя указали на то, что Маркс был экономистом. И к изучению общества он подошёл с точки зрения профдеформации, слишком мало внимания уделяя всему остальному. К тому же здесь значение отдельно взятого человека оказалось приниженным.

Если говорить о базовых концепциях, касающихся современной конфликтологии (которая оформилась даже в отдельную науку, что указывает на большое значение изучаемого вопроса), то можно выделить учение Козера, Дарендорфа и Боулдинга.

Теория социального конфликта у первого строится вокруг неизбежности социального неравенства, которое порождает напряжённость. Что приводит к столкновениям. Кроме того, Козер указывает на то, что борьба может начинаться тогда, когда появляется противоречие между представлениями о том, что должно быть, и действительностью. Наконец, учёный не обходит стороной и ограниченное количество ценностей, соперничество между разными членами общества за власть, влияния, ресурсы, статус и прочее.

Можно сказать, что эта теория не вступает в прямое противоречие с подходом Дарендорфа. Но тот по-другому расставляет акценты. В частности, социолог указывает на то, что общество построено на принуждении одних другими. В социуме идёт постоянная борьба за власть, причём желающих её получить всегда будет больше, чем реальных возможностей. Что порождает бесконечные изменения и столкновения.

Своё понятие конфликта есть и у Боулдинга. Учёный предполагает, что можно вычленить нечто общее, что существует в любом противостоянии. По его мнению, структура социального конфликта подаётся анализу и изучению, что открывает широкие возможности для контроля за ситуацией и управления процессом.

По словам Боулдинга, конфликт нельзя до конца отделить от общественной жизни. И под ним он понимает ситуацию, когда обе стороны (или большее количество участников) занимают позиции, которые до конца невозможно совместить с интересами и желаниями друг друга. Исследователь выделяет 2 базовых аспекта: статический и динамический. Первый касается основных характеристик сторон и общей ситуации в целом. Второй же – реакций, поведения участника.

Боулдинг предполагает, что последствия социального конфликта в том или ином случае можно спрогнозировать с определённой долей вероятности. Причём, по его мнению, ошибки часто связаны с нехваткой информации о том, что стало причиной, какие средства на самом деле используют стороны и т. п., а не с невозможностью сделать прогноз в принципе. Учёный также обращает внимание: важно знать, на какой стадии социального конфликта ситуация находится сейчас, чтобы понимать, что будет или может быть на следующем этапе.

Дальнейшее развитие теории

В настоящем обществоведы активно изучают социальный конфликт и пути его разрешения, потому что на сегодня это – одна из самых актуальных и насущных проблем. Так, предпосылки социального конфликта всегда касаются чего-то более глубокого, чем это может показаться на первый взгляд. При поверхностном изучении ситуации иногда создаётся впечатление, что у людей просто задеты религиозные чувства (что тоже часто имеет своё значение), однако при внимательном рассмотрении оказывается, что причин хватает.

Нередко недовольство накапливается годами. Например, социальные конфликты в современной России – это проблема столкновения разных этносов, экономическое неблагополучие одних регионов страны по сравнению с другими, сильное расслоение внутри общества, отсутствие реальных перспектив и т. д. Временами кажется, что реакция просто несоразмерная, что невозможно предугадать, к каким последствиями приводят социальные конфликты в тех или иных случаях.

Но в действительности основанием для серьёзной реакции является долго накапливавшееся напряжение. Это можно сравнить с лавиной, где снег постоянно собирался. И достаточно всего лишь одного толчка, резкого звука, удара в неудачном месте, чтобы огромная масса сорвалась и покатилась вниз.

Какое отношение это имеет к теории? Сегодня причины социальных конфликтов практически всегда изучаются применительно к тому, как всё происходит в действительности. Рассматриваются объективные обстоятельства конфликтов в обществе, которые привели к противостоянию. Причём не только с социологической точки зрения, но и с экономической, политической, психологической (межличностной, противостояние индивидуума и общества) и т. п.

Фактически, перед теоретиками поставлена задача – найти практические пути решения проблемы. Вообще такие цели были актуальными всегда. Но сейчас способы разрешения социальных конфликтов имеют всё большее значения. Они важны для выживания общества в целом.

Классификация социальных конфликтов

Как уже установили, изучаемый вопрос имеет огромное значение для людей и даже для человечества.

Это может показаться преувеличением, но при рассматривании этой темы становится понятно, что глобальные виды конфликтов действительно угрожают всей цивилизации как таковой. Если хотите потренироваться, приведите сами разные сценарии развития событий, при которых выживание окажется под вопросом.

На самом деле таких социальных конфликтов примеры описаны в научно-фантастической литературе. Им в немалой степени посвящены антиутопии. Наконец, с точки зрения обществоведческого изучения материала немалый интерес представляет собой постапокалиптическая литература. Там часто социальных конфликтов причины изучаются уже постфактум, то есть после того, как всё произошло.

Если же говорить прямо, то человечество достигло такого уровня развития, когда оно действительно способно себя уничтожить. Одни и те же силы выступают и в роли двигателя прогресса, и в роли сдерживающего фактора. Например, продвижение промышленности обогащает людей, открывает перед ними новые возможности. В то же время выбросы в атмосферу уничтожают экологию.

Мусор и химическое загрязнение угрожают рекам, почве.

Не стоит недооценивать и опасность ядерной войны. Противостояние крупнейших стран в мире показывает, что эта проблема вовсе не была решена, как это казалось в 90-х годах. И многое зависит от того, какими путями пойдёт человечество дальше. И какие именно способы разрешения социальных конфликтов оно будет использовать, деструктивные или же конструктивные. От этого очень многое зависит, и речь не просто о громких словах.

Итак, давайте вернёмся к классификации. Можно сказать, что все типы социальных конфликтов делятся на конструктивные и деструктивные. Первое – это нацеленность на разрешение, на преодоление. Здесь реализуются положительные функции социальных конфликтов, когда общество учит преодолевать противоречия, выстраивать диалог, а также разбирается с тем, зачем это вообще надо в конкретных ситуациях.

Можно сказать, что в итоге люди приобретают опыт, который они могут передать последующим поколениям. Например, однажды человечество столкнулось с легализацией рабства и пришло к выводу, что это – недопустимо. Теперь, как минимум, на уровне государств такой проблемы нет, подобная практика поставлена вне закона.

Есть и деструктивные виды социальных конфликтов. Они не направлены на разрешение, здесь участники в большей степени заинтересованы в том, чтобы создавать второй стороне проблему или же в полном её уничтожении. При этом формально для обозначения своей позиции они могут использовать совсем другую терминологию по разным причинам. Проблема изучения ситуации часто связана с тем, что настоящие цели часто скрываются, маскируются под другие.

Однако типология социальных конфликтов только на этом не останавливается. Существует и другое деление. Например, по длительности рассматривают кратковременные и затяжные. У вторых в большинстве случаев более серьёзные причины и последствия, хотя такая взаимосвязь прослеживается далеко не всегда.

Есть деление и по общему количеству участников. В отдельную группу выделяются внутренние, то есть те, которые происходят внутри личности. Здесь функции социального конфликта никак не реализуются, поскольку речь вообще не идёт о социуме, это скорее вопрос психологии и психиатрии. Однако в той же мере, в какой каждый индивидуум способен влиять на окружающих, в той же степени такие противоречия будут вызывать и проблемы в обществе в целом. Ведь социум как таковой состоит из отдельно взятых людей. Поэтому недооценивать важность таких проблем не стоит. Дальше идут межличностные конфликты, столкновения между отдельно взятыми индивидуумами. И следующий уровень – это уже групповые.

С точки зрения направленности стоит рассматривать горизонтальные, то есть проблемы между равными участниками (представителями одной группы), вертикальные (подчинённый и начальник), а также смешанные. В последнем случае функции социальных конфликтов бывают очень неоднородными. Это и реализация амбиций, и выплёскивание агрессии, и достижение противоречивых целей, и часто борьба за власть, и развитие общества как такового.

Существует деление по методам разрешения: мирные и вооружённые. Основная задача правительства – не допустить перехода первого во второе. Как минимум, в теории. Однако на практике государства часто сами становятся зачинщиками такой трансформации, то есть провокаторами вооружённых столкновений.

По объёму рассматривают личные или же бытовые, групповые, например, один отдел против второго внутри корпорации, филиал против главного офиса, один класс в школе против другого и т.д., региональные, которые развиваются в отдельно взятой местности, локальные (тоже местность, только больше, скажем, территория одной страны). И, наконец, самые большие – глобальные. Ярким примером последних являются мировые войны. По мере увеличения объёма возрастает также степень опасности для человечества.

Обратите внимание на характер развития: бывают спонтанные конфликты и запланированные, спровоцированные. При большом масштабе событий одни нередко сочетаются с другими. Наконец, по содержанию проблемы рассматривают производственные, бытовые, экономические, политические и т. д. Но вообще одно противостояние редко затрагивает только какой-то конкретный аспект.

Изучение социальных конфликтов показывает, что ими вполне реально управлять, их можно предупреждать, их стоит контролировать. И многое здесь зависит от намерений сторон, от того, к чему они готовы. А на это уже влияет осознание серьёзности сложившейся ситуации.

Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей и их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. В организации конфликт всегда выливается в определенные поведение, действия, предполагающие вмешательство в дела других.

Конфликт может протекать в форме кооперации, соревнования, открытой борьбы.

Для конфликтов часто характерна неопределенность исхода вследствие большого разнообразия возможных вариантов поведения сторон, обусловленного случайными факторами, психологией, скрытыми целями, которые в последующем могут дополнительно трансформироваться. Но, тем не менее, конфликты можно прогнозировать, а их последствия, хотя и с немалым трудом, предвидеть.

Обширный и острый конфликт способен вызвать кризис и в конечном итоге привести к ее разрушению или существенному изменению.

Человек вступает в конфликт в значимой для него ситуации и только в том случае, когда не видит возможности ее изменить (при этом действия принимают форму атаки или обороны), но обычно старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.

Современная точка зрения на конфликты состоит в том, что многие из них не только допустимы, но и желательны, поскольку дают информацию о проблемах организации, позволяют выявить проблемы, скрытые от глаз процессы, разнообразные точки зрения на те или иные события и проч.

Позитивными последствиями конфликта считаются решение проблемы способом, приемлемым для всех сторон; укрепление взаимопонимания, сплоченности, сотрудничества; уменьшение антагонизма, единомыслия, покорности.

Конфликты ведут к перестройке существующих и формированию новых социальных институтов и механизмов, способствуют образованию и консолидации групп, сохранению между ними границ, баланса интересов и власти и таким образом обеспечивают углубление и относительную стабильность внутренних отношений.

Наконец, конфликты способствуют повышению активности и мотивации к работе, росту квалификации, стимулируют споры и любознательность, появление новых идей и альтернатив развития организации, рост способности к изменениям, повышение качества принимаемых решений. Совершенно без конфликтов, переживаний, напряжений человек может остановиться в своем развитии. Все это облегчает процесс управления, повышает его эффективность, а поэтому конфликты часто в зависимости от ситуации лучше не подавлять, а регулировать.

В то же время конфликты могут иметь и дисфункциональные (негативные) последствия: неудовлетворенность, ухудшение морально-психологического климата, сворачивание сотрудничества, рост текучести кадров, снижение производительности, активности в будущем, нарастание враждебности, формирование образа врага и стремление к победам, а не к решению проблем.

Внутриличностный конфликт

Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. Конструктивным является конфликт…

Застенчивость как проблема в общении

Крайняя застенчивость, по данным П. Пилкониса и Ф. Зимбардо, имеет негативные последствия. 1…

Конфликт и этапы его развития

Конфликты способствуют развитию и изменению в организации, так как открывают недостатки в организации, выявляют противоречия. Они помогают снизить сопротивление изменениям…

Конфликт этики личности и этики характера

Что же может произойти, если мы будем использовать этику личности, и так ли она опасна? Если мы пытаемся использовать стратегию и тактику влияния на людей, чтобы заставить других делать то, что мы хотим…

Конфликты в молодых семьях

Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, в результате чего они приобретают ряд отрица-тельных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения…

Конфликты родителей и подростков: причины, содержание, функции

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт — это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том…

Существование одного или более источников конфликта увеличивает возможность возникновение конфликтной ситуации в процессе управления. Однако, даже и при большой возможности возникновения конфликта…

Негативные и позитивные психопатологические синдромы и симптомы и их судебно-психиатрическое значение

Клинического определения данного термина до настоящего времени в психиатрии нет, несмотря на то, что каждый психиатр этим термином пользуется и хорошо знает, какие психопатологические расстройства данный термин характеризует…

Психология малой группы

Группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать…

Психология эмоций

Большинство ученых, как и обычные люди, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, было бы правильнее считать, что существуют такие эмоции…

Психолого-педагогические факторы возникновения конфликтов в юношеском возрасте

Исследования показали, что, несмотря на личностные различия, взаимоотношения юношей и родителей в большинстве случаев складываются довольно гармонично (Stefanko, 1984). Когда же возникает конфликт…

Ранний алкоголизм как социально-педагогическая проблема

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия…

Слухи как модели распространения информации

Объяснить это довольно сложно, но практика подтверждает значи-тельно более сильное влияние негативных слухов по сравнению с по-зитивными. Возможно, это следствие вполне оправданного нашей ис-торией хронического недоверия властям. Может быть…

Управление конфликтом

Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой — являются тем механизмом…

Эмоциональное состояние памяти

Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на по-ложительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна…

Занимаюсь в «Пять с плюсом» в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в «Пять с плюсом» к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо «Пять с плюсом» за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо «Пять с плюсом»! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович — замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо «Пять с плюсом» за такую возможность!

Виолетта

«Пять с плюсом» — отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре «Пять с плюсом» занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика — 88 баллов, литература — 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре «Пять с плюсом» меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей — доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке — сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. «Пять с плюсом» помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут функциональными или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность будущих конфликтов: устранит причины конфликтов или создаст их.

Выделяют следующие основные функциональные (позитивные) последствия конфликтов для организации:

1) проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы;

2) совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь;

3) стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем;

4) эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» – страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности;

5) улучшаются отношения между людьми;

6) люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Основные дисфункциональные (негативные) последствия конфликтов:

1) непродуктивные, конкурентные отношения между людьми;

2) отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям;

3) представление о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции – как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной. А люди, считающие, что они одни владеют истиной — опасны;

4) сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач.

5) убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы;

6) чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, текучесть кадров.

Конечно, как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя абсолютизировать, рассматривать вне конкретной ситуации. Реальное соотношение функциональных и дисфункциональных последствий конфликта непосредственно зависит от их природы, порождающих их причин, а также от умелого управления конфликтами.

4. Обращение с конфликтами.

4.1. Отношение руководителя к конфликту.

Существуют четыре вида отношения руководителя к конфликтной ситуации.

1. Стремление избежать неприятности, страдания . Старший ведет себя так, как будто ничего не случилось. Он не замечает конфликта, уходит от решения вопроса, пускает случившееся на самотек, не нарушает видимого благополучия, не осложняет собственную жизнь. Его нравственная инфантильность нередко кончается бедой. Как снежный ком растут нарушения дисциплины. В конфликт втягивается все большее количество людей. Неразрешенные споры разрушают коллектив, провоцируют его участников на еще более грубые нарушения дисциплины.

2. Реалистическое отношение к действительности . Управляющий терпеливо, трезво относится к тому, что происходит. Он приспосабливается к требованиям конфликтующих. Другими словами, идет на поводу у них, стремясь смягчить конфликтные отношения уговорами, увещеваниями. Ведет себя так, чтобы, с одной стороны, не будоражить коллектив и администрацию, а с другой – не портить отношения с людьми. Но уговоры, поблажки приводят к тому, что старшего перестают уважать и над ним же смеются.

3. Активное отношение к случившемуся. Руководитель признает наличие критической ситуации и не скрывает конфликта от вышестоящих начальников и коллег. Он не игнорирует случившееся и не пытается угодить «и нашим и вашим», а действует в соответствии с собственными моральными принципами и убеждениями, игнорируя индивидуальные особенности личности конфликтующих подчиненных, ситуацию в коллективе, причины конфликта. В результате складывается ситуация внешнего благополучия, прекращения ссоры, нарушений дисциплины. Но при этом нередко калечатся жизни членов коллектива, ломаются их судьбы, вызывается устойчивая неприязнь к начальнику и коллективу, а иногда и к организации в целом.

4. Творческое отношение к конфликту . Старший ведет себя в соответствии с ситуацией и разрешает конфликт с наименьшими потерями. В этом случае он сознательно и целеустремленно, с учетом всех сопутствующих явлений находит выход из конфликтной ситуации. Он учитывает объективные и субъективные причины конфликта, например, не зная мотива оскорбления одним работником другого, не принимает скороспелого решения.

Творческое отношение, тщательный анализ случившегося особенно необходимы при восприятии критики. Если критикующий стремится повысить эффективность работы, исправить недостатки, мешающие полноценному труду, общественной работе, необходимо зафиксировать ценные советы, постараться исправить упущения, а в свободное время, когда выступавший остынет, если была необходимость, покритиковать его за бестактность, объяснить, какой должна быть критика, и обязательно похвалить за серьезное отношение к работе, за желание исправить недостатки.

Если критикующий сводит личные счеты или стремится преподнести себя, показать свою принципиальность, лучше всего постараться заручиться поддержкой присутствующих и уйти от дальнейшего контакта с выступавшим. Что-либо объяснять в данном случае бесполезно. Лучше спокойно объяснить присутствующим причину возмущения критикующего, показать, чем вызвано желание «смело» выступить против пробелов в работе.

Особенно неприятные формы критики – это выступление с целью повышения своего статуса в коллективе и критика с целью получения эмоционального заряда. В том и другом случае конфликтующего совершенно не интересует дело. Причина — откровенно корыстные мотивы или любовь к склокам, радость от эмоциональной разрядки, потребность в ней. В обеих ситуациях нельзя поддаваться эмоциональному воздействию, становиться мишенью для критикующего. Если есть возможность, следует выйти из помещения, если нет — спокойно, с достоинством поговорить с коллективом на интересную тему или заняться каким-нибудь делом, ни в коем случае не демонстрируя презрения к критикующему, не стимулируя еще больше его эмоциональный накал.

Указанные формы критики редко встречаются в чистом виде и далеко не всегда используются сознательно и преднамеренно. Поэтому их трудно распознавать и правильно интерпретировать. Однако, разобравшись в их причинах, легче определить цель критикующего и наметить тактику предупреждения ссоры и выхода из конфликтной ситуации.

Безразличное отношение руководителя к событиям в коллективе, пассивная реакция на как будто бы незначительные трения сотрудников нередко вызывают устойчивые неуправляемые конфликты. Поэтому целесообразно не доводить дело до серьезных столкновений, не ждать, пока сами собой наладятся добрые отношения. Необходимо, ставя перед подчиненным определенную цель, организуя его деятельность, направленную на достижение этой цели, воспитывая в коллективе товарищество, дружбу, повышать сплоченность его членов, делать коллектив устойчивым к разногласиям и конфликтам.

Если же этого сделать не удается, конфликт возник, необходимо его ликвидировать с наименьшими потерями для участников, коллектива, самого управляющего.

Анализ социального конфликта 📙 как явления

1. Социальный конфликт: сущность данного явления
2. Социальный конфликт: анализ явления, конфликтологические концепции
3. Основные признаки и причины социального конфликта

Сложно представить общественные отношения, в которых не присутствовала бы конфронтация интересов, убеждений, мнений, социальных систем. Конфликт может проявляться в различных формах.

Наивысшей «точкой кипения», нарастания противоречий, несогласий в отношениях между субъектами взаимодействия (людьми, социальными группами) является конфликт социальный.

О социальном конфликте можно говорить, как об явлении, когда сталкиваются несовпадающие интересы, диаметрально противоположные взгляды, позиции, мнения, ценности и цели в социуме. Он проявляется в идеологическом противоборстве коммуницирующих (взаимодействующих) сторон и может трансформироваться в насильственные действия, крушащие социальные связи, ломающие всю соцсистему.

Социальный конфликт — это апогей противоречий не только отдельно взятых лиц и социальных группирований, но и общества в целом.

Он бывает:

  • крытым;
  • явным.

Конфликты, разгорающиеся на социальной почве, можно классифицировать на:

  • личностные, вытекающие из состояния недовольства человека теми или иными обстоятельствами собственного бытия;
  • межличностные, представляющие собой разногласия между лицами, состоящими в одной группе либо представителями нескольких групп;
  • те, что происходят между соцгруппами, преследующими несовместимые цели и препятствующими друг другу собственными действиями на практике.

Социальный конфликт не представляет собой что-то из ряда вон выходящее, однако несет определенную опасность для социума. В его основе всегда лежит отсутствие согласия между сторонами (двумя или более). В случае возникновения, социальный конфликт необходимо ликвидировать всевозможными способами, погасить любой ценой. Сделать это реально путем достижения компромисса.

Под термином «компромисс» подразумевают соглашение между разнородными, противоположными позициями, мнениями, направлениями, достигнутое путем взаимных уступок.

После того, как достигнут компромисс, следует переходить от конфликта к сотрудничеству, то есть взаимовыгодному развитию процесса.

Многие общественные деятели, социологи считают социальный конфликт абсолютно нормальным состоянием общества. По их мнению, опасность представляют только те разногласия между отдельными элементами социальной структуры, которые пребывают в острой стадии развития. Задача участников любого социального конфликта — понять оппонента, его позицию и сделать все возможное, чтобы достигнуть компромисса.

Согласно марксистской конфликтологической теории, конфликт трактуется как неотъемлемый, негативный компонент общественного развития, способствующий разрушению структуры социума определенного типа. Он лежит в основе классовых отношений, способствует сменяемости социально-экономических формаций.

50-60-ые года ХХ столетия ознаменовались появлением новых конфликтологических концепций немарксистской направленности. Они рассматривают конфликт как универсальный, положительный фактор общественного развития, который поддается рациональному регулированию.

Англо-немецкий социолог Ральф Дарендорф, занимаясь разработкой теории социального конфликта, считал последний неотъемлемой составляющей общественного развития Он полагал, что в социуме всегда существовали и будут существовать в дальнейшем, отношения, построенные по принципу «господства-подчинения». По убеждению общественного деятеля, любое общество характеризуется наличием противоположных принципов, взглядов, суждений, поведенческих норм участников социального взаимодействия.

Уроженец Америки, социолог Льюис Козер, в свое время озвучил, что главными функциями конфликта являются:

  • установка четких разграничений конкретной группы и централизация принятия в ней решений;
  • интеграция группы.

Он полагал, что «мягкие» конфликты способствуют предотвращению более «жестких», облегчают изменения социальной системы, замену устаревших, отживших свое, норм и способствуют созданию новых, необходимых человечеству, социальных установок.

К основным признакам социального конфликта относятся:

  • наличие ситуации, которую противоположные стороны воспринимают как конфликтную;
  • присутствие у участников конфликта противоположных интересов, потребностей, ценностей, а также выбор ими разных методов воплощения в жизнь самоцелей;
  • достижение консенсуса между конфликтующими сторонами путем взаимодействия;
  • использование, в конфликтной ситуации, давления (иногда применения силы).

Причины возникновения социальных конфликтов кроются в распределении ресурсов, взаимозависимости социума и государства. А также они вытекают из различий в свершении деяний и поставленных задачах, в представлениях и ценностях, в способах и методах коммуникации (взаимного общения).

Так, поводом вспышки социального конфликта может послужить социальное неравенство, эгоизм индивидов, несовпадение ценностей людей в социуме, духовные (религиозные) различия, специфичность и несовершенство человеческой психики, характера и т.п. Субъективные причины социальных конфликтов кроются в определенном мировоззрении социального субъекта, в его убеждениях, менталитете, уровне интеллекта и психоэмоциональном состоянии.

Опасность фальшивых новостей в разжигании или подавлении социальных конфликтов | Центр информационных технологий и общества

Социальный конфликт по-американски

Фальшивые новости — новостные статьи, намеренно и проверяемо ложные, предназначенные для манипулирования восприятием реальности людьми — использовались для влияния на политику и продвижения рекламы. Но это также стало методом разжигания и обострения социальных конфликтов. Истории, которые не соответствуют действительности и намеренно вводят читателей в заблуждение, вызывают растущее недоверие среди американцев. В некоторых случаях это недоверие выливается в неучтивость, протест против воображаемых событий или насилие. Это распутывает ткань американской жизни, настраивая соседа против соседа. Зачем кому-то это делать? Люди, организации и правительства — иностранные и даже наши — используют фальшивые новости по двум разным причинам. Во-первых, они усиливают социальный конфликт, чтобы подорвать веру людей в демократический процесс и способность людей работать вместе [1]. Во-вторых, они отвлекают людей от важных вопросов, чтобы эти вопросы оставались нерешенными. В этом разделе рассматривается, как фальшивые новости используются для отвлечения внимания и обострения конфликта.

Пиццагейт

В одном печально известном случае фальшивая новость (и комментарии людей, прикрепленные к ней) побудили одного человека расстрелять пиццерию, которая была связана ложными заявлениями с торговлей людьми и кандидатом в президенты. В инциденте, получившем название «Пиццагейт», мужчина с полуавтоматической винтовкой вошел в обычную пиццерию в Вашингтоне, округ Колумбия, — Comet Ping Pong — и открыл огонь. Почему? Хиллари Клинтон и ее президентская кампания. Откуда он придумал это понятие? Сообщества альтернативных правых впервые создали этот вымысел, а фальшивые новостные сайты продвигали ложь, ссылаясь на конкретные места, такие как Comet Ping Pong. в Чехии, на Кипре и во Вьетнаме, а также множество ботов, что привлекло к истории дополнительное внимание. Поддельные новости политического характера побудили мужчину выстрелить в этом ресторане, чуть не убив невинных людей. было заведомо ложным, имело потенциально смертельные последствия [2].0005

 

 

Эдгар Уэлч, стрелок из Pizzagate

Обострение социального конфликта

Люди со злым умыслом могут использовать поддельные новости для обострения национальных конфликтов в Америке. Политически мотивированные фальшивые новости поступали из нескольких источников: иностранных правительств, таких как Российское агентство интернет-исследований; американские политические деятели, которые использовали незаконно полученные данные Facebook от фирмы Cambridge Analytica, чтобы убедить пользователей социальных сетей голосовать; и от политически мотивированных групп, таких как альтернативные правые, альтернативные левые и сторонники теории заговора. Несмотря на разные цели, они распространяют одинаковые фейковые новости.

Российское агентство интернет-исследований

Во время и после выборов 2016 года российские агенты создали учетные записи в социальных сетях для распространения фальшивых новостей, которые вызвали протесты и благоприятствовали кандидату в президенты Дональду Трампу, дискредитируя кандидата Хиллари Клинтон и ее соратников. Они платили Facebook за рекламу, которая появлялась на этом сайте, чтобы распространять фальшивые новости и настраивать американцев друг против друга. Комитеты Конгресса США по разведке, ответственные за расследование фальшивых новостей, опубликовали 3500 таких рекламных объявлений.

Реклама, посвященная спорным социальным вопросам, таким как раса, движение Black Lives Matter, поправка 2 nd , иммиграция и другие вопросы. Русские даже дошли до того, что устраивали протесты и встречные протесты по тому или иному вопросу, буквально заставляя американцев драться друг с другом.

Эта русскоязычная реклама была нацелена на жителей Южной Каролины 30 июня 2016 года. Настоящей группы «Black Matters» не существует.

россиян также заплатили Facebook, чтобы эта реклама была показана людям, проживающим в Вашингтоне, округ Колумбия:

Кембридж Аналитика

«Александр Никс, глава Cambridge Analytica, входит в число руководителей, на которых оказывается давление из-за деловой практики группы». Источник: Financial Times

Cambridge Analytica была компанией, которая специализировалась на использовании данных из социальных сетей для создания психологических профилей пользователей социальных сетей в разных странах. Он получил данные о 87 миллионах пользователей Facebook без их ведома и согласия [3]. С помощью этих данных, в частности «лайков» человека, они смогли предсказать политические предпочтения и интересы людей. Оперативники политической кампании, координируемые главным стратегом Дональда Трампа Стивом Бэнноном, использовали эту информацию для целевой политической рекламы и мемов на Facebook, которые в основном были сосредоточены на дискредитации президентской кампании Хиллари Клинтон и влиянии на американцев по ряду протрамповских вопросов [4]. Эти сообщения часто были подстрекательскими, сенсационными, иногда жестокими и ложными. Они использовали данные, которыми многие американцы никогда не соглашались делиться с рекламодателями.

(Мы также говорим о Cambridge Analytica, когда обсуждаем микротаргетинг.)

Другие политические группы

Еще одна важная попытка разрушить американское общество заключалась в разжигании подозрений и заговоров после крупных социальных трагедий — массовых расстрелов. , в частности. Сторонников теории заговора подкармливали, и они быстро перепостили контент, исходящий от российских агентов, оперативников политических кампаний и других источников фальшивых новостей, которые утверждали, что эти стрельбы были инсценированы (обычно, как они утверждали, для того, чтобы обмануть людей и заставить их поддержать ограничения на ношение оружия). Люди поделились этими сообщениями в своих социальных сетях. Профессор Кейт Старберд из Вашингтонского университета оценила этот волновой эффект, проанализировав ссылки из твитов на веб-сайты и комментарии, которые способствовали убеждению, что массовые расстрелы не были реальными [5]. Ее компьютерная программа собирала твиты с хэштегами, которые включали такие термины, как «ложный флаг», «актёр кризиса» и «постановка». Всего она собрала 99 474 твита от 15 150 пользователей. В твитах упоминалось 117 веб-сайтов, 80 из которых были «альтернативными СМИ» или фейковыми новостями. Кроме того, 44 веб-сайта имели четкую политическую повестку дня: 22 были альтернативно правыми, 4 — альтернативно левыми и 7 — антиглобалистскими.

Фейковые новости представляют серьезную угрозу американской демократии. Во время президентских выборов в США в 2016 году фальшивые новости были более распространены в социальных сетях, чем настоящие, и неясно, изменило ли это вмешательство Facebook, Twitter и правительства США на последующих выборах. Хотя компании, работающие в социальных сетях, пытаются замедлить распространение дезинформации, внедряя программы проверки фактов, эта тактика выявления, пометки и удаления дезинформации, особенно в отношении COVID-19вакцины не так эффективны, как должны быть. Это налагает дополнительную ответственность на пользователей социальных сетей, которые должны распознавать фейковые новости и сообщать об этих сообщениях или вообще избегать взаимодействия с ними [6]. Более 62% американцев получают новости из социальных сетей [7]. Это делает большую часть населения уязвимой, потому что люди, читающие фейковые новости, с большой долей вероятности поверят им. Независимо от того, кто их публикует, фейковые новости намеренно подрывают доверие к новостям и правительству.

Фейковые новости и протесты Black Lives Matter 2020 года

Летом 2020 года смерть Джорджа Флойда вызвала возмущение в Америке и привела к тысячам протестов Black Lives Matter по всей стране. Поскольку BLM стала ведущей темой в основных СМИ, распространение фальшивых новостей в социальных сетях привело к усилению расового и политического разделения в США. Дезинформация, статьи с фейковыми новостями и ложно отредактированные изображения о BLM начали распространяться в Интернете. Грэм Бруки, директор Лаборатории цифровых криминалистических исследований Атлантического совета, объяснил, что «сочетание развивающихся событий, постоянного внимания и, прежде всего, глубоких существующих разногласий делает этот момент идеальным штормом для дезинформации» [8].

Эта статья была распространена в социальных сетях в течение нескольких недель, прежде чем сайты проверки фактов опровергли ее утверждения. Теперь она была снята и заархивирована, но дошла до миллионов людей, прежде чем оказалась ложной.

Пользователь Facebook взял изображение, опубликованное Toronto Raptors, демонстрирующее их поддержку BLM в их туристическом автобусе, и сделал ложное заявление о том, что организация Black Lives Matter использовала пожертвования для покупки роскошных автобусов для себя.

Фальшивые новости, окружающие BLM, негативно повлияли на саму организацию и даже усилили предрассудки и расизм по отношению к афроамериканцам: в исследовании 2022 года изучалось влияние изображения движения BLM в фейковых новостях на отношение людей к афроамериканцам. Люди, получившие фальшивые новости о BLM, сообщили о более негативном отношении к чернокожим, чем те, кто столкнулся с достоверными источниками новостей [9]. В этом исследовании подчеркивается влияние фальшивых новостей на восприятие чернокожих в Америке.

Для борьбы с фейковыми новостями Black Lives Matter выделили на своем веб-сайте вкладку под названием Помогите нам бороться с дезинформацией , чтобы сообщать о подозрительных сайтах и ​​историях, которые люди видят в Интернете.

Фейковые новости и социальные конфликты за границей

Американцы не единственные, кто сталкивается с проблемой фейковых новостей. Хотя индийская полиция предприняла некоторые успешные попытки пресечь распространение фейковых новостей и их влияние, картина в Мьянме выглядит более трагично, где правительство, похоже, игнорирует или поощряет это:

«Фейсбук стал рассадником пагубных постов о рохинджа (этническое меньшинство). «В частности, те, которые кажутся наиболее проблематичными, — это правительственные каналы, которые распространяют много пропаганды, заявляя, что все, от рохинджа, сжигают свои деревни, до показа тел солдат, которые могут быть из других конфликтов, но говорят, что это результат атаки рохинджа». [10]

В другом случае, когда правительство рассылает фальшивые новости своим гражданам, усилия направлены на то, чтобы подавить конфликт, а не разжечь его. Многие граждане Китая считают, что их правительство наняло до 2 миллионов человек для распространения пропаганды в социальных сетях и на правительственных веб-сайтах [11]. Люди коллективно именуются 50c Party , потому что, по слухам, они получают 50 центов за поддельные посты в социальных сетях. Исследователи изучили партию 50c, используя просочившиеся правительственные электронные письма, содержащие 43 000 их сообщений. Они обнаружили, что сотрудники 50c Party создают около 448 миллионов сообщений в год. Тем не менее, партия 50c не агрессивна по отношению к иностранным правительствам или гражданам Китая: ее посты восхваляют китайское правительство или китайскую культуру в попытке создать у китайцев положительный образ своего правительства. Эти сообщения можно классифицировать как фейковые новости, потому что партия 50c вводит граждан Китая в заблуждение и маскируется под обычных пользователей социальных сетей, когда они на самом деле являются государственными служащими.

Зачем правительству вкладывать столько денег в создание фейковых новостей? Во-первых, когда человек слышит заявление от нескольких человек, он с большей вероятностью поверит этому утверждению. Наняв многих членов партии 50c и заставив их публиковать позитивные сообщения о политическом ландшафте Китая, китайское правительство может убедить своих граждан быть довольными его работой. Во-вторых, когда публикуется сразу несколько постов на одну тему, эта тема, скорее всего, станет более популярной или станет вирусной. Вот почему китайское правительство не имеет поста партии 50c постоянно в течение года. Вместо этого они публикуют сообщения пачками, чтобы их сообщения с большей вероятностью стали популярными. В-третьих, китайское правительство не публикует серии партийных сообщений 50c случайным образом. Вместо этого они ждут времени, когда граждане, скорее всего, будут недовольны или протестуют.

Фейковые новости и конфликт между Украиной и Россией в 2022 году

Российское вторжение в Украину было классифицировано как мировая война Wired, поскольку тысячи россиян и украинцев используют платформы социальных сетей для документирования сражений. Хотя большинство учетных записей в социальных сетях являются реальными людьми, широко распространено беспокойство по поводу количества дезинформации на сайтах социальных сетей.

Бюллетень проверки фактов Misinformation Monitor NewsGuard сообщил о расследовании в марте 2022 года: в течение 40 минут после присоединения к приложению TikTok аккаунтам показывался вводящий в заблуждение контент о войне в Украине. Эти утверждения были как пророссийскими, так и проукраинскими, но все они были ложными.

На момент написания этой статьи война в Украине продолжается. Фейковые новости продолжают распространяться на платформах социальных сетей, и граждан России и Украины просят определить, что является реальными, а что фейковыми новостями, поскольку основные платформы социальных сетей не могут удалить подавляющее большинство дезинформации [12].

Некоторые выводы

В этом разделе показано, как фальшивые новости могут обострить конфликт и подавить обсуждение социальных проблем. Американские конспирологи с разными политическими мотивами публикуют в социальных сетях сообщения, намереваясь обострить текущие национальные конфликты. Другие правительства используют поддельные сообщения в социальных сетях, чтобы сделать граждан счастливыми и отвлечь их от важных социальных проблем. Хотя мотивы использования фейковых новостей могут быть разными, фейковые новости постоянно подрывают способность граждан участвовать в управлении своей страной и принимать важные решения, касающиеся судьбы их нации.

 

Ссылки

[1]       Управление директора национальной разведки, «Оценка действий и намерений России на недавних выборах в США», 6 января 2017 г. https://www.dni.gov/files/ documents/ICA_2017_01.pdf (по состоянию на 03 августа 2018 г.).

[2]       М. Фишер, Дж. В. Кокс и П. Херманн, «Пиццагейт: от слухов к хэштегу и стрельбе в округе Колумбия», Washington Post , 6 декабря 2018 г. https://www.washingtonpost .com/local/pizzagate-from-rumor-to-hashtag-to-gunfire-in-dc/2016/12/06/4c7def50-bbd4-11e6-94ac-3d324840106c_story.html (по состоянию на 3 августа 2018 г.).

[3]        И. Лаповски, «Facebook представила Cambridge Analytica информацию о 87 миллионах пользователей», Wired , 4 апреля 2018 г. https://www.wired. com/story/facebook-exposed-87-million- users-to-cambridge-analytica/ (по состоянию на 3 августа 2018 г.).

[4]       М. Розенберг, Н. Конфессор и К. Кадвалладр, «Как консультанты Трампа использовали данные миллионов пользователей Facebook», The New York Times , 2 апреля 2018 г. https://www.nytimes .com/2018/03/17/us/politics/cambridge-analytica-trump-campaign.html (по состоянию на 3 августа 2018 г.).

[5]        К. Старберд, «Изучение альтернативной медиа-экосистемы с помощью создания альтернативных рассказов о массовых расстрелах в Твиттере», Материалы Международной конференции AAAI по Интернету и социальным сетям (ICWSM 2017), Монреаль, Канада , май 2017 г., стр. 230–239. https://ojs.aaai.org/index.php/ICWSM/article/view/14878

[6]        Центр противодействия цифровой ненависти, «Дюжина дезинформации», Центр противодействия цифровой ненависти | ЦКДН , 21 марта 2021 г. https://counterhate.com/research/the-disinformation-dozen/ (по состоянию на 27 июня 2022 г. ).

[7]        Э. Грико, «Все больше американцев обращаются к множеству сайтов социальных сетей за новостями», Pew Research Center , 2 ноября 2017 г. http://www.pewresearch.org/fact-tank/2017 /11/02/more-americans-are-turning-to-multiple-social-media-sites-for-news/ (по состоянию на 3 августа 2018 г.).

[8]       К. Георгакопулос и Т. Поче, «Фейковые новости, дезинформация и протесты Джорджа Флойда», стр. 9.0033 Борьба с фейковыми новостями . https://faculty.lsu.edu/fakenews/about/protestfakenews.php (по состоянию на 27 июня 2022 г.).

[9]       К. Райт, К. Гатлин, Д. Акоста и К. Тейлор, «Изображения движения Black Lives Matter в жестких и фальшивых новостях и отношение потребителей к афроамериканцам», Howard Journal of Communications , стр. 1–23, апрель 2022 г., по состоянию на 28 июня 2022 г. [онлайн]. Доступно: https://doi.org/10.1080/10646175.2022.2065458

[10] The World Staff, «В Мьянме фальшивые новости, распространяемые на Facebook, разжигают этническое насилие», The World from PRX , 01 ноября 2017 г. https://theworld.org/stories/2017-11-01/myanmar-fake-news-spread-facebook-stokes-ethnic-violence 2022).

[11] Г. Кинг, Дж. Пэн и М. Э. Робертс, «Как китайское правительство фабрикует сообщения в социальных сетях для стратегического отвлечения внимания, а не для активных аргументов», American Policy Science Review , vol. 111, нет. 3, стр. 484–501, 2017. https://doi.org/10.1017/S0003055417000144

[12] С. Браун, «В ​​российско-украинской войне, социальные сети разжигают изобретательность, дезинформация», MIT Sloan , 6 апреля 2022 г. https://mitsloan.mit.edu/ideas-made-to-matter/russia-ukraine-war-social-media-stokes-ingenuity-disinformation 2022).

Социальные сети и конфликты: взвешивание за и против

 

Новое оружие войны

 

Преобладание социальных сетей в распространении дезинформации недавно стало прецедентом в обсуждении воздействия социальных сетей. Однако есть аспект дезинформации в социальных сетях, который часто упускается из виду: ее влияние на конфликт. Использование «фейковых новостей» в качестве оружия политической войны в условиях конфликта — это тема, которую нельзя игнорировать. Пользователи социальных сетей больше не обычные люди, пытающиеся связаться со старыми одноклассниками из родного города и общими друзьями. Социальные сети стали платформой, используемой негосударственными субъектами и политическими партиями для распространения дезинформации о других группах как средства усиления напряженности и конфликтов. Субъекты, использующие дезинформацию или «фейковые новости» в качестве политического оружия, знают о тех, на кого они пытаются повлиять, поскольку они пытаются манипулировать аудиторией, заставляя ее поверить в то, во что они обычно не верят.[1]

 

Когда мы обсуждаем тему фейковых новостей, большая часть разговора вращается вокруг их роли в политических кампаниях и влияния на взгляды гражданских лиц на политические партии.[2] А как насчет использования фейковых новостей в отношении конфликтов? Как социальные сети меняют наше отношение к конфликту? Как можно использовать социальные сети для распространения ложной информации по темам, касающимся конфликтов по обе стороны войны? Сегодня фундаменталистские воинствующие экстремистские организации, такие как «Исламское государство» и «Аль-Каида», используют социальные сети как способ заручиться поддержкой своих групп, размещая видео и статьи о своих действиях в Интернете для всеобщего обозрения. В то время как эти организации используют социальные сети в качестве платформы для своих целей, правительства и политические партии также используют эти же посты, чтобы осуждать группы, заручаться международной поддержкой против них и одновременно набирать очки у избирателей в своих странах[3]

 

Во время конфликта ключевые действующие лица, в том числе гражданские лица, борются за формирование общественного мнения о конфликте, а также пытаются получить или уменьшить политическую, моральную и материальную поддержку для продолжения войны и использования ресурсов страны.[ 4] Эту концепцию можно увидеть во многих различных типах конфликтов в регионах по всему миру. В частности, на Ближнем Востоке существуют проблемы, связанные с распространением фальшивых новостей в сообщениях о конфликтных событиях и их причинно-следственных связях. В 2013 году возникли разногласия по поводу сообщений о химическом оружии, примененном в Сирии Соединенными Штатами, и хотя информация была предоставлена ​​с доказательствами, между двумя воюющими сторонами до сих пор существуют разногласия. [5] Независимо от того, какая сторона верна, обе стороны осуждают друг друга и их действия для дальнейшей поддержки своего населения.


Скачать PDF (EN)


. Воорунивание социальных сетей в конфликте

. изображения, которыми ежедневно обмениваются через Facebook, Twitter и WhatsApp. Как обмен фотографиями в Интернете может повлиять на конфликт? Доказано, что публикация сообщений о событиях проливает свет на серьезные проблемы в рамках конфликта, такие как нарушения прав человека, вспышки конфликтов и нападения на мирных жителей. Возможность делиться этой информацией должна быть рассмотрена критически, поскольку она является как положительным, так и отрицательным аспектом роли социальных сетей в конфликте. Экстремисты превращают социальные сети в оружие и непреднамеренно используют их в качестве рупора для разжигания ненависти и дезинформации со стороны гражданских лиц, многие из которых изо всех сил пытаются понять влияние социальных онлайн-платформ. [6] Следует отметить, что распространение фейковых новостей может происходить на всех уровнях общества, и это является частью опасности связи социальных сетей с конфликтом. В социальных сетях меньше вещей, которые можно проверить, а это значит, что распространение ложной информации становится гораздо более актуальным.[7]

 

Плюсы социальных сетей: призыв к действию

 

Как указывалось ранее, роль социальных сетей в конфликте можно рассматривать как как положительную, так и отрицательную. Социальные сети позволили гражданским лицам более активно участвовать в конфликтах, о которых они не узнали бы, если бы не социальные сети. Точно так же роль государств в отношении конфликта также изменилась из-за социальных сетей. Государства стали более ответственными за свои действия, поскольку гражданские лица имеют больше возможностей выступать за гуманитарную помощь или за прекращение конфликта.

 

Правительства считают, что они должны отреагировать на этот общественный протест. Йемен тому яркий пример. Социальные сети использовались для распространения информации о продолжающемся кризисе гуманитарной помощи, что привело к помощи в миллиардах долларов (евро) в попытке смягчить кризис. В контексте Ближнего Востока социальные сети постоянно используются для распространения новостей о конфликтах на местах, особенно в местах, где действуют повстанческие группы. Это не умаляет проблемы противодействия дезинформации; методы становятся все более изощренными, как и усилия по борьбе с фейковыми новостями.

 

 

Минусы конфликтов в социальных сетях: фейковые новости темы. Да, социальные сети используются для распространения информации, но они также использовались для манипулирования людьми с помощью фейковых новостей, поскольку акторы используют эти платформы для получения поддержки гражданских лиц. Подотчетность государств также можно рассматривать как несостоятельность роли социальных сетей в конфликте. Ложная информация изменила способ, которым государства должны собирать свою информацию о конфликтах, а социальные сети могут быть ненадежными при предоставлении информации гражданским лицам. Точно так же правительства могут распространять ложную информацию, что часто наблюдается при авторитарных режимах.[8] Действующие лица со всех сторон могут манипулировать информацией, чтобы заручиться поддержкой своего дела, натравливая противоборствующих участников конфликта друг на друга, неправильно представляя другую сторону.

 

Существуют бесконечные точки трения, неурегулированные фактические или предполагаемые обиды или неравенство, подозрения, недоверие, восприятие и т. д. Все эти точки трения являются благодатной почвой для распространения фальшивых новостей и радикального влияния на политику конфликта, как внутри страны, так и даже на региональном уровне. Таким образом, вероятность конфликта, пожалуй, выше всего в регионах, где преобладает дезинформация. Например, глубоко укоренившиеся обиды можно легко использовать с помощью социальных сетей и широко распространенного высокоскоростного подключения.

 

В целом распространение дезинформации может спровоцировать политическое насилие, саботировать выборы и нарушить дипломатические отношения, что приведет к обострению конфликтов. Поскольку большинство людей более склонны верить тому, что они видят и читают, фейковые новости являются особенно опасным инструментом для распространения непроверенной информации — проблема усугубляется тем, насколько быстро и легко можно использовать платформы социальных сетей для содействия этому распространению.

 

 

Что можно сделать?

 

Со временем роль социальных сетей в конфликте будет играть все более важную роль, поскольку распространение информации стало более легким и мгновенным. Кроме того, отдельные лица и деятели будут продолжать подталкивать оппозицию к конфликту против их дела, и вряд ли это изменится.

 

В конечном счете, все субъекты, использующие социальные сети, должны нести ответственность. Правительствам следует изучить варианты разработки конкретных правил в отношении СМИ, которые облегчили бы платформам социальных сетей, таким как Facebook, YouTube и Twitter, обмен информацией о фейковых новостях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *