Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

В чем состоит роль мировоззрения в деятельности человека: Какую роль мировоззрение играет в жизни человека и общества, кратко о функциях в деятельности людей (обществознание 10 класс)

Какую роль мировоззрение играет в жизни человека и общества, кратко о функциях в деятельности людей (обществознание 10 класс)

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 107.

Обновлено 11 Октября, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 107.

Обновлено 11 Октября, 2021

Процесс формирования личности человека начинается в раннем детстве. По мере роста и взросления каждый из нас пытается найти своё место в мире и выработать отношение к разным аспектам жизни. Так как люди воспитываются в неодинаковых условиях и приобретают разный опыт, их взгляды на жизнь могут существенно отличаться. Попробуем разобраться, какую роль мировоззрение играет в жизни человека и что означает этот термин.

Понятие мировоззрения

Кратко мировоззрение можно определить как сложившуюся в процессе жизнедеятельности систему взглядов на окружающую действительность, природу, общество, своё место в мире. Всё, с чем человек сталкивается, вызывает у него определённую реакцию. Этот внутренний отклик становится возможным благодаря мировоззрению.

Если говорить о том, что формирует мировоззрение в жизни человека, можно перечислить следующие факторы:

  • семья;
  • друзья;
  • социум в целом;
  • уровень развития науки и техники;
  • образование;
  • род занятий;
  • саморазвитие, самовоспитание и самодисциплина.
Рис. 1. Студент.

Первые шесть пунктов можно отнести к внешним источникам формирования мировоззрения, последний — к внутренним. Зачастую у человека, который заинтересован в саморазвитии и способен взять на себя ответственность за собственную жизнь, внутренняя мотивация выходит на первое место.

Функции мировоззрения

Все решения, принимаемые человеком в процессе жизни, зависят от его взглядов на окружающий мир. Познакомимся с основными функциями мировоззрения в жизни человека.

Определение целей и ориентиров

Жизненные ориентиры закладываются в раннем детстве, опираются на семейные ценности.

Взгляды ребёнка на мир зависят от того, как воспринимают окружающую действительность его родители. В дальнейшем ориентиры могут меняться.

Рис. 2. Семейные ценности.

В зависимости от того, какими ценностями руководствуется человек, определяются его жизненные цели. Например, для одного человека главным становится карьерный рост, для другого — обретение семейного счастья. Бесцельное существование ведёт к постепенной деградации личности, её саморазрушению. Таким образом, мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности.

Определение способов деятельности

Когда человек ставит перед собой цель, он решает, каким образом её достичь. Действия будут определяться взглядами на окружающий мир. Например, когда кто-то желает получить много денег, он может заняться развитием собственного дела, совершенствуя свои профессиональные навыки. Есть и другой путь — получить лёгкую наживу, ограбив банк. Выбор способа достижения цели при этом будет зависеть от ценностей и принципов человека.

Рис. 3. Руководитель компании.

Роль мировоззрения в деятельности людей состоит и в том, что оно помогает нам вырабатывать собственные методы получения новых знаний, необходимых для достижения целей.

Определение истинных ценностей

Когда человек определяет цели в жизни, совершает какие-либо действия, он руководствуется собственными ценностями и принципами. В процессе жизни к нему приходит понимание, какие из этих ценностей являются навязанными извне, то есть ложными.

Бывает так, что родители, руководствуясь собственными представлениями, заставляют ребёнка получить не ту профессию, которую он хочет, а ту, которая им кажется престижной или более перспективной. Это может привести к разочарованию, выгоранию и даже депрессии. В таком случае следует задуматься о смене рода деятельности.

Роль мировоззрения в деятельности человека состоит в определении истинных ценностей жизни, которые важны именно для его внутреннего мира.

Что мы узнали?

Мировоззрение — это сложившаяся у человека система взглядов на окружающий мир и своё место в этом мире. Роль мировоззрения в жизни общества и личности состоит в определении целей и ориентиров, способов деятельности, формировании истинных ценностей.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Андрей Куренков

    10/10

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 107.


А какая ваша оценка?

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется

 мировоззренческим кризисом.  В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

2.

Мировоззрение и его основной вопрос  Зачастую понятия «мировосприятие«, «миропонимание» и «мировоззрение» употребляются в качестве синонимов. Между ними действительно существует тесная связь и единство, но последнее не исключает, а, скорее, предполагает их существенные различия. 

Мировосприятие — это пассивное созерцание человеком мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятий, представлений. Достоинство мировосприятия заключается в том, что оно является предпосылкой для миропонимания и мировоззрения, условием их осуществления. 

Недостаток мировосприятия кроется в его субъективности. Фрэнсис Бэкон, — один из основоположников философии Нового времени, — отмечал, что ум человека «уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде», что каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры и тем самым «ослабляет и искажает естественный свет природы». С одной стороны, без ощущений, восприятий, представлений не состоится образ мировосприятия. С другой стороны, субъективность может исказить лик мира, выдать желаемое за действительность. 

Миропонимание — более активная форма освоения мира в системе гносеологического отношения субъекта к объекту. Опираясь на мировосприятие, миропонимание оперирует категориями определенности, обусловленности и целостности. Это позволяет миропониманию ориентироваться на постижение сущности мира и ее обоснование. Но из этого не следует, что миропонимание лишено каких-либо недостатков и является универсальным средством постижения и освоения мира. Историко-философская традиция свидетельствует о проблемном характере понятийного постижения мира, о невозможности построения единого категориального каркаса миропонимания. 

И тем не менее, человек в своем отношении к миру востребует те возможности, которыми он располагает.  Составляя эмоционально-ценностное и интеллектуальное отношение человека к миру, мировосприятие и миропонимание являются предпосылкой его мировоззрения. 

Мировоззрение — это система взглядов на мир в целом, совокупность знаний, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира и место в нем человека». 

Мировоззрение формируется стихийно и сознательно. В первом случае оно складывается эмпирическим путем, методом проб и ошибок. Во втором — через освоение опыта, накопленного человечеством. Первый путь кажется простым, поскольку не требует специальных усилий, но обходится он дороже, ибо скоротечность жизни не располагает к экспериментам.

Каждая прожитая минута нам уже не принадлежит. Да и качество стихийно сложившегося мировоззрения ограничено только личным опытом, что несет в себе опасность приумножить субъективность мировоззрения, довольствоваться неполным знанием и ложными ценностями миропонимания. Мировоззрение, складывающееся стихийно, уступает мировоззрению, которое формируется на основе сознательного освоения общечеловеческого опыта, вобравшего в себя всю мудрость и страдания прошлых поколений. И сегодня, и в далеком вчера, и в будущем, человека волновали и будут волновать такие вопросы: как устроен мир; что есть человек; каково его место в мире.  Все люди, так или иначе, ставят мировоззренческие вопросы, пытаются осмыслить и решить их с учетом специфики содержания и возможностей своей исторической эпохи. Мировоззрение задает систему координат, значимость которых не ниже, а, может быть, и выше ценностей системы пространственно-временных параметров. Не позавидуешь человеку, который вдруг потерял привычное для него пространство, более того — и ориентир во времени.
Еще хуже, если утрачены мировоззренческие координаты, когда человек обречен жить в режиме «здесь и только сейчас». Он обречен быть заложником обстоятельств или чужой воли, ибо не в состоянии соотнести знания о себе со знанием о мире и найти свое место в мире.  Объем мировоззренческих вопросов на протяжении человеческой истории не практически не претерпел изменений. Изменились лишь формы, в которых происходила постановка и решение мировоззренческих проблем. Для каждой исторической эпохи характерен специфический тип мировоззрения, формирующийся на основе определенного способа познавательного отношения к миру, системы этических и эстетических ценностей, понимания природы человека. 

Основными типами мировоззрения являются: мифрелигияфилософиянаукаискусство. Философия возникла как интеллектуальная реакция на недостаточность мифа и религии и, поэтому, для уяснения сущности философского рассмотрения, необходимо знать особенности предшествующих ему мировоззрений.

 

Исторически и гносеологически первым типом мировоззрения является миф. В переводе с древнегреческого слово это буквально означает: «сказание, предание». В русском языке его часто использует в качестве синонимов слов «вымысел», «сказка». У древних греков миф — это сказание о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях.  Основными чертами мифологического мышления являются:  » Метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание природы и космоса в целом;  » Замена объяснения мира рассказом о нем, о его сотворении;  » Отрицание строгих причинно-следственных связей, признание всеобщего оборотничества;  » Центральной категорией мифа является судьба. Жизнь человека, его будущее зависит не от него самого, а от судьбы.  » Мифологическое мировоззрение рассчитано на человека, в котором эмоциональное волевая сфера и логическая еще не отделены достаточно четко;  » В мифе, под уже имеющиеся эмпирические отношения подводится объяснительная схема, а не наоборот.   Указанные черты мифологического мировоззрения позволяют сделать вывод о том, что миф является исторически и гносеологически первой формой систематического взгляда человека на мир в целом и на самого себя. В мифе много правды, он позволил человеку развить интеллект и фантазию, дал возможность эмоциональной разгрузки. Элементы мифологического мировоззрения всегда присущи людям, даже в самых высокоразвитых цивилизациях: вера в приметы, судьбу, наличие в реальности скрытых сил, недоступных разуму, — все это признаки мифологичности нашего сознания. Но в качестве типа мировоззрения миф уступил место другим способам и формам осмысления действительности. 

Главная причина, повлиявшая на уход мифа, состояла в том, что он провозглашал полную неопределенность человеческого бытия. Хотя миф и содержал знания об окружающем мире и давал возможность эмоциональной разрядки, со временем он перестал удовлетворять потребности человека в надежных знаниях о мире. Люди испытывают психологическую потребность в ощущении надежности мира, в чувстве уверенности в завтрашнем дне. Дискомфорт бытия побуждает человека к поиску новых объяснительных схем, нового упорядочивающего начала, задающего смысл всему, что есть. 

Господство мифологического мировоззрения препятствовало и развитию хозяйственной деятельности, которая нуждалась в положительных знаниях о природе. Масса обрывочных эмпирических сведений из самых различных областей не укладывалась в схемы, предлагаемые в мифах. Необходима была новая обобщающая база. 

Как реакция на все указанные недостатки мифа родилась следующая форма мировоззрения — религия. Религия — это вера человека в сущ

ествование сверхъестественных сил, которые оказывают причинное воздействие на мир в целом и судьбу отдельных людей. Мир в религии как бы удваивается: наряду с чувственно воспринимаемым миром утверждается объективное (то есть независимое от человека) существование сверхчувственного, идеального мира. Он первичен по отношении к миру чувственных вещей и выступает в качестве идеала нравственного и эстетического совершенства и критерия истины.  

Первые формы религии характеризовались:  » Анимизмом, то есть разделением всех предметов и процессов на душу и тело, причину и следствие, повеление и исполнение.  » Традиционализмом и авторитаризмом.  » Консерватизмом.  Религиозное мировоззрение возникает тогда, когда люди не понимают событий происходящих в окружающем их природном и социальном мире, испытывают экзистенциальный дискомфорт из-за неопределенности бытия. Один из наиболее доступных выходов состоит в том, чтобы приписать детерминирующее воздействие определенным объектам, скрытым от чувств и разума, незримо присутствующим в реальности.  В религии человек и окружающий его чувственный мир объявляются чем-то временным, несущественным и преходящим, имеющим смысл лишь в том случае, если допускается существование чего-то вечного, незыблемого, безусловного. Этим безусловным началом в религиях считается бог, обожествленный природный объект и т.д. 

Признавая наличие абсолютного начала, религия восполняет главный недостаток мифа — отрицание упорядоченности мира, отсутствие в нем логики, центра порядка и власти. С признанием бога мир и человек оказываются вовлеченными в некое единство, организующим и смысловым центром которого является бог. Но не это обстоятельство считается спецификой религиозного мировоззрения, а утверждение о том, что это безусловное начало, Бог, Абсолют непостижимы посредством человеческого разумения. В существование бога можно только верить, то есть общаться с ним посредством особого эмоционально-мистического переживания. Человек объявляется ограниченным существом, с низменными страстями и заботами. Непосредственная его земная жизнь не является самоцелью и самоценностью. Она имеет смысл лишь постольку, поскольку есть бог. Отрицание бога означает признание случайности человеческого бытия. Человек в этом случае брошен на произвол судьбы: он пришел неизвестно откуда и уйдет неизвестно куда. В мире господствуют силы более могущественные, чем он сам и, поэтому, без бога, человек вряд ли может рассчитывать на успех. 

Таким образом, можно сделать вывод, что религия сыграла значительную психотерапевтическую роль, пробудив в человеке надежду на то, что он не одинок в мире, что он защищен от тотального произвола и фатальных случайностей. Кроме этого, религия способствовала укреплению обычаев, традиций и нравов людей; на её базе сформировалась мораль как система заповедей, предписаний и табу, укрепляющих человеческие общности. 

По мере роста производственного и социального могущества людей, то есть по мере того, как природный и социальный мир все более становился подконтрольным человеку, изменялось и самосознание последнего. Он уже не довольствуется пассивной ролью «сосуда Божия», а хочет участвовать в обустройстве мира и самого себя. Активности человека требует и хозяйственная деятельность. Существующие знания нуждаются в пополнении и систематизации, а сделать это можно только при условии полного задействования возможностей человеческого разума. Но для этого, предварительно, необходимо было выяснить, что такое разум, какова его сущность, границы применимости и полномочия. Поиск ответов на эти вопросы входит в компетенцию философии — особого типа мировоззрения и способа познавательного и практического отношения к миру.

Mission Frontiers — Как развиваются наши мировоззрения и почему нас должно волновать, во что верят люди?

01 ноября 2021 г. Джефф Майерс

То, что мы понимаем о Боге и мире, влияет на то, что мы верим обо всем остальном, в том числе о том, какие аргументы мы находим убедительными и как мы оправдываем намеченные действия. Вот почему апостол Павел сказал в Послании к Римлянам 12:2: «Не сообразуйтесь с миром сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, дабы вы, испытывая, познавать, что есть воля Божия, что есть добро, и угодно, и идеально.» Чтобы понять, чего Бог хочет от нас, мы должны определить модели мира, отказаться подстраиваться под них и измениться, чтобы принять угодный Богу образ жизни.

 

Мы называем модель идей мировоззрением. Мировоззрение отвечает на такие фундаментальные вопросы, как: «Зачем мы здесь? В чем смысл и цель жизни? Есть ли разница между правильным и неправильным? Есть ли Бог?» Все мы развиваем идеи, пытаясь ответить на эти вопросы, и наши идеи естественным образом порождают систему убеждений, которая становится основой для наших решений и действий. Наше мировоззрение похоже на карту. Это помогает нам узнать, где мы находимся, куда нам нужно идти и как лучше всего туда добраться.

 

Наше мировоззрение не просто отражает то, что мы думаем о мире; оно определяет, каким, по нашему мнению, должен быть мир. Другими словами, наше мировоззрение не только описывает реальность; он предписывает, как мы должны действовать и реагировать на каждый аспект жизни. Поскольку наши идеи определяют наше поведение, суть в том, что наши идеи имеют последствия.

 

Это не означает, что каждый осознает свои глубоко укоренившиеся идеи. Если бы мы спросили человека на улице о его жизненной философии, мы, вероятно, ответили бы пустым взглядом. Но если бы мы спросили, как началась жизнь, она бы, наверное,

предложить какой-то ответ, даже если ответ не совсем связный. Тем не менее, ее вера повлияет на то, как она живет своей жизнью. Также часто бывает так, что люди не знают, откуда берутся их глубоко укоренившиеся убеждения. Если бы мы продолжили нашу уличную беседу, спросив, почему эта женщина верит в то, во что она утверждает, она могла бы пожать плечами и ответить: «Я не знаю; Я просто верю в это». Часто люди подхватывают свои убеждения, как простужаются, находясь рядом с другими людьми! А поскольку идеи повсюду — на телевидении, в книгах и журналах, в кино и в разговорах с друзьями и семьей — их легко уловить, не задумываясь, стоит ли им верить.

 

Независимо от того, откуда они берутся, идеи о природе реальности, которые мы принимаем, приводят к набору основных убеждений, которые, в свою очередь, формируют убеждения о том, как нам следует жить осмысленно. Это усиливает наше определение мировоззрения. Мировоззрение — это «образец идей», но это также и «образец верований, убеждений и привычек, которые помогают нам понять Бога, мир и наши отношения с Богом и миром».

 

Конечно, некоторые христиане не ведут себя как христиане. Есть также мусульмане и секуляристы, чей образ жизни несовместим с тем, во что они верят. Это предсказывает христианское представление о греховной природе. Человеческие действия не соответствуют человеческим стремлениям. Например, если человек принимает идею сексуальности как выражения любви между женатым мужчиной и женщиной, он или она, вероятно, будет верить в воздержание от сексуальной активности вне брака, что отражает ценность сексуальной чистоты и убежденность в сохранении Это. Однако это не означает, что человек никогда не предается порнографии в момент слабости. Такая снисходительность не обесценивает идеи, убеждения, убеждения и привычки человека, но вызывает чувство вины, потому что человек знает, что порнография вредна. С другой стороны, человек, у которого нет убеждений о любви и браке, все равно будет чувствовать себя виноватым, но может не понимать, почему. Люди, которые продолжают предаваться порнографии, могут в конечном итоге следовать привычному образцу, сформированному вседозволенностью культуры, а не желанием Бога.

 

Идеи имеют последствия.

Они формируют наши убеждения, формируют наши убеждения и закрепляются в привычках.

Существуют сотни различных мировоззрений. Можно ли узнать, какие из них, если таковые имеются, на самом деле верны? Если вы заглянете в отдел религии книжного магазина, то увидите книги не только о христианстве и исламе, конечно, но и о конфуцианстве, буддизме, даосизме, индуизме, ведантизме, джайнизме, синтоизме и многих других религиях. Каждая религия пытается объяснить, на что похож мир и как мы должны жить. Вы также заметите книги о секуляризме и атеизме в разделе религии. Это может показаться странным, но если подумать, даже у атеистов есть набор убеждений о причине, природе и цели Вселенной. Они религиозны. 1  Даже люди, которым все это безразлично , религиозны; их религия говорит, что главные вопросы не имеют значения. Все мировоззрения религиозны.

 

Если бы все были религиозны, мы бы ожидали, что их убеждения приведут к определенным действиям. К. С. Льюис сформулировал это следующим образом: «Сейчас мы подошли к точке, в которой разные представления о Вселенной ведут к разному поведению… Религия включает ряд утверждений о фактах, которые должны быть либо истинными, либо ложными. Если они верны, последует один набор выводов о правильном плавании человеческого флота[;], если они ложны, совсем другой набор». 2

 

Вот где мы сейчас находимся. Все люди пытаются понять правила мира, развивая идеи. Эти идеи текут по шаблонам, которые мы называем мировоззрениями. Мировоззрение людей заставляет их ценить определенные вещи, что приводит к определенным убеждениям, определяющим их поведение. Эти убеждения закрепляются в привычках, влияющих на образ жизни людей.

 

Почему нас должно волновать, во что верят люди?

Когда люди пытаются понять правила и модели мира, они диагностируют, что не так с миром, и предлагают рецепты. Как и в медицине, неправильный диагноз может привести к неправильному лечению болезни или оставить серьезное заболевание без лечения. Если бы все жили в изолированных пещерах, последствия наших действий не повлияли бы на других. Но мы не изолированы. Мы живем в семьях, общинах, городах и странах. Последствия плохих убеждений могут причинить серьезную боль. Некоторые идеи в истории привели к гибели миллионов людей. Нацизм систематически истребил около 21 миллиона человек, не считая десятков миллионов погибших в боях, инициированных нацистским режимом. 3   Коммунистические режимы убили более 100 миллионов человек в 20 веке. Как мы увидим в статье о марксизме в этом номере, резня продолжается и по сей день.

 

Каждая из этих смертей была на службе у идеи. Идеи имеют последствия, иногда невыразимо трагические. Подобно лесному пожару, эти идеи начались с одного пламени и быстро распространились среди ошеломленного и неподготовленного населения, охватив миллионы. В начале своей карьеры люди считали Адольфа Гитлера напыщенным дураком. Кто мог предсказать, что он на самом деле накопит достаточно силы, чтобы убить миллионы? Точно так же кто мог представить, что радикальный писатель по имени Карл Маркс, человек, крайне непопулярный даже среди своих друзей, будет способен выдвинуть идею коммунизма, которая уничтожит больше людей, чем любая другая идея в истории?

Возможно ли понять идеи и их последствия? Что еще более важно, возможно ли вовремя выявить плохие идеи, чтобы остановить их до того, как они разрушат жизни, надежды и мечты бесчисленных людей? К счастью, да. Чтобы понять мир идей, нам не нужно знать все обо всем. На следующих страницах мы подробно рассмотрим структуру идей, верований, убеждений и привычек, составляющих христианское мировоззрение. Мы предполагаем, что понимание христианства как мировоззрения поможет нам понять мир. Понимание других мировоззрений — других моделей — подтвердит основные истины христианства.

Вот спортивная аналогия: допустим, вы играете против команды, у которой есть 60 совершенно разных розыгрышей. Было бы трудно подготовиться к такой сложной стратегии. Но если вы знаете, что у команды на самом деле есть шесть основных вариантов, каждый из которых имеет 10 вариантов, то, вычислив шесть вариантов, вы сможете сделать более точные предположения о каждом варианте и узнать, как противодействовать этому.

В этом выпуске Mission Frontiers мы узнаем о шести пьесах и 10 вариациях, которыми сегодня занимаются мировоззренческие «команды». На основе этой информации мы сформируем ментальную модель, на основе которой сможем делать более точные предположения о том, как люди во всем мире видят вещи. Мы рассмотрим шесть доминирующих мировоззрений: христианство, ислам, секуляризм, марксизм, новую духовность и постмодернизм. Каждое из этих шести мировоззрений претендует на то, чтобы представлять истину. Затем мы рассмотрим каждое мировоззрение, выраженное в 10 ключевых академических дисциплинах, чтобы убедиться, что они на самом деле верны.

Мировоззрение и образ мышления — трансформационные возможности обучения

другие аналитические документы

Мировоззрения — это готовые представления о реальности. Это глубоко бессознательные предположения о том, как устроен мир, которые люди, как индивидуально, так и коллективно, считают заранее сделанными выводами, экзистенциальными предположениями и неоспоримыми истинами. Мировоззрения — это наши познавательные платформы; Концептуальные рамки, которые мы используем для понимания и отношения к вселенной, нашему миру и нашей жизни. Без них нам не выжить.

Большинство из нас даже отдаленно не осознают собственное мировоззрение.   Мы слепы к нашим причинно-следственным гипотезам, особенно предпосылкам, которые мы используем, чтобы планировать наше будущее и направлять наши действия. Помимо этого, мы, как правило, не осознаем тот факт, что большая часть того, что мы видим, слышим, думаем или чувствуем — по сути, все, что мы делаем изо дня в день, — это мысли, чувства и действия, которые формируются нашим личным мировоззрением. Суть в следующем: убеждения, предрассудки и способы мышления, которым вы научились на руках у матери, на ее коленях и рядом с ней, составляют мировоззрение, определяющее то, что вы делаете сегодня. .

Исторически мировоззрение было эзотерическим предметом. Это вещи, которые представляют интерес только для философов и социологов: академиков, таких как Ричард Тарнас ( Страсти западного разума ), Питер Бергер ( Социальный покров ) или Артур Кестлер ( Лунатики ), которые постоянно заинтересованы в том, чтобы выяснить, почему обычные люди верят в то, во что они верят. До недавнего времени никто, по крайней мере, никто из тех, кого я нашел, не был особенно заинтересован в том, чтобы сделать этот предмет мировоззрений практичным.

Анник де Витт, кажется, является исключением из этого правила. Она писатель, педагог, консультант и исследователь мировоззрения, которая много знает о цели и функции мировоззрений. Но она также является тем, кто стремится предложить нам инструменты, которые могут помочь нам лучше понять наши собственные мировоззрения, а также кое-что о четырех различных мировоззрениях, которые по всему миру живут сегодня в умах, мозгах и телах людей.

Сайт доктора де Витта стоит посетить. На нем Анник предлагает полезный образец исследования, которое она проводит, описание семинаров по развитию, которые она предлагает, и прямой доступ к оценке мировоззрения, которую она разработала. Статья, размещенная ниже, является хорошим введением в ее работу; он описывает то, что на данный момент кажется четырьмя активными мировоззрениями 21 века. Вы можете найти сайт доктора де Витта здесь.

Мировоззрения 21-го века

by Dr. Annick de Witt

Прежде чем вы прочтете описания наших нынешних мировоззрений 21-го века, хорошо бы понять, что эти обзоры не являются ни исчерпывающими, ни окончательными. Каждое из этих мировоззрений динамично, и любое описание обязательно основано на широком обобщении сложностей реальности.

Эти мировоззрения лучше всего рассматривать как архетипов или идеальных типов : модели и карты, которые помогают нам понять и исследовать реальный мир. Однако они не являются реальным миром! Большинство людей не вписываются четко в «коробку» одного мировоззрения. Как говорится, «карта — это не территория». Более того, хотя эти мировоззрения наблюдались в западных обществах, на данный момент мы не знаем, в какой степени они встречаются в незападных обществах.

Самое главное, эти описания мировоззрения могут помочь нам задуматься о том, как мы видим жизнь, мир, природу, наших собратьев и самих себя. Это также может помочь нам понять, почему мы думаем именно так и в какой степени этот образ мышления служит нам оптимальным образом. Это может преподать нам несколько глубоких уроков о нашем отношении к жизни.

Это все равно, что узнать о солнцезащитных очках, которые мы носим, ​​не зная, что мы их носили! Мы начинаем видеть, как они фильтруют и окрашивают сам наш жизненный опыт, подобно солнцезащитным очкам, фильтрующим ультрафиолетовый свет и добавляющим цвет, тонко (или не очень тонко) изменяя то, что мы видим и ощущаем. Более того, мы можем использовать знания о других мировоззрениях, чтобы понимать людей, которые думают по-другому. Мы начинаем видеть, что все мировоззрения имеют достойные качества и ценности. С этого места признательности и сострадания у нас, вероятно, будет более продуктивное общение и сотрудничество с другими.

Традиционное мировоззрение

Люди с традиционным мировоззрением склонны находить ответы на «великие вопросы жизни» в давних традициях и условностях, часто основанных на их религиозной вере. Поэтому неудивительно, что они склонны доверять религиозным авторитетам, таким как писания, доктрины и (религиозные) лидеры, и принимать их слова за истину.

Вообще говоря, основное внимание уделяется сообществу и семье, а не отдельному человеку. Забота друг о друге, как правило, ценится выше, чем самостоятельная работа и создание чего-то для себя: центральными являются такие ценности, как солидарность, служение другим, смирение и самопожертвование. Социальный порядок в форме социальных ролей и правил, как правило, принимается, а не подвергается сомнению или восстанию против, тем самым подчеркивая послушание и соответствие. Кроме того, очень важными считаются такие ценности, как честность, порядочность, самоотверженность, трезвость и дисциплина.

Обычно существует вера в (библейское понятие) Творения, когда мир рассматривается как сотворенный высшей, божественной силой, которая превосходит свое творение. Таким образом, мир создан Богом, но также отделен от Бога. Точно так же человечество рассматривается как фундаментально отличное от природы. Отношения с природой часто понимаются как «господство» или «управление»: природа — это то, что мы, люди, можем использовать для своих целей, но о чем также должны заботиться.

Современное мировоззрение

Люди с современным мировоззрением склонны придавать особое значение рациональности, науке, логике и критическому мышлению, и они часто подвергают сомнению взгляды, навязанные (религиозными) традициями и прошлым. Делать что-то «потому что мы всегда это делали» — не аргумент для современников. Науку часто рассматривают как окончательный, а иногда даже исключительный источник надежных знаний: это способ узнать, что реально и истинно.

Видение реальности имеет тенденцию быть (философски) материалистическим: нет ничего, кроме того, что мы можем наблюдать с помощью органов чувств и их расширений (например, микроскопов). Жизнь — это продукт случайных, бессознательных эволюционных процессов, и существование высшей силы, божественной реальности или неосязаемого измерения часто отвергается. Это создает разделение между людьми как сознательными субъектами в мире бессознательных объектов, а также между разумом и телом.

Это разделение ведет к огромному научному, технологическому, социальному и экономическому прогрессу. В то же время это облегчает эксплуатацию природы. Поскольку природа больше не рассматривается как нечто обладающее духом или разумом или как более широкий порядок, к которому нам нужно приспосабливаться, она становится объектом, который мы используем в наших собственных целях: дерево — это древесина, а человек — мера всех вещей. В ответ на экологические и социальные проблемы наука и технологии обычно рассматриваются как   решений.

Акцент делается на личности, а не на сообществе: люди гордятся тем, что делают что-то самостоятельно, независимо и «сделали сами». Современных людей, как правило, заставляют работать и достигать профессиональных результатов, а радость жизни в основном заключается в материальных удовольствиях. Индивидуалистические и гедонистические ценности, такие как автономия, свобода, успех, производительность, общественное признание, материальный комфорт и развлечения, обычно доминируют.

Постмодернистское мировоззрение

Люди с постмодернистским мировоззрением склонны признавать и ценить различные взгляды на реальность. Они осознают, что люди видят жизнь очень по-разному, и что все эти разные точки зрения ценны. Таким образом, с этой точки зрения истина является относительной, контекстуальной и субъективной (например, обусловленной моральными, эмоциональными и художественными измерениями), а не объективной, как утверждает современная наука.

Взгляд на реальность разнообразен и неопределен, характеризуется неопределенностью и двусмысленностью. Способность постмодернистов видеть и подтверждать множественные точки зрения может привести к интенсивному релятивизму, в котором оспаривается сама реальность или истина: поскольку у всех нас разные взгляды на реальность, реальность сама по себе не существует. Часто эти люди либо придерживаются либеральной (в их интерпретации) религии или духовности, либо проявляют агностическую позицию, говоря, что «мы не знаем», существует ли божественное существо, сила или реальность.

Как видно из названия, постмодернистские мировоззрения имеют тенденцию определять себя в оппозиции к современности, что часто приводит к критическому отношению к современной модели общества (например, акцент на материальном прогрессе, современной науке и технике, капитализме). Согласно этой точке зрения, качество жизни нельзя найти только в материальном комфорте и удовольствиях. Вместо этого постмодернисты часто подчеркивают «постматериальные» ценности, такие как творчество, уникальность, подлинность, воображение, чувство и интуиция.

За качество жизни борются и в общественной жизни. Это отражено в росте социальных движений, особенно с 1960-х годов, которые продвигают, среди прочего, мир, феминизм, права геев и окружающую среду. Особое внимание уделяется уникальной, выразительной личности. Тем не менее, многие из основных забот постмодернистов носят социальный характер: благополучие сообщества важно, и это сообщество включает в себя «других» людей, отличающихся от их собственной религии, расы, класса или группы. Приветствуются разнообразие, неоднородность, плюрализм и мультикультурализм.

Интегративное мировоззрение

Люди с интегративным мировоззрением обычно пытаются объединить и синтезировать элементы или области, которые в других мировоззрениях рассматриваются как взаимоисключающие, такие как наука и духовность, рациональность и воображение, экономика и экология, человечество и природа ~ домены, которые на Западе конфликтовали веками. В этом мировоззрении такие противоположные точки зрения или области понимаются «на более глубоком уровне» как часть большего целого или синтеза.

Взгляд на реальность представляет собой великое взаимосвязанное целое, которое одновременно духовно и физически — более широкое сознание или божественная реальность, объединяющая все отдельные элементы нашего опыта. Божественное одновременно имманентно и трансцендентно: Бог в мире, и мир в Боге. Процесс (биологической) эволюции часто понимается как движимый творческим духом или божественной силой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *