Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является: игра как основной вид, особенности

игра как основной вид, особенности

Содержание

  • 1 Что значит ведущая деятельность и чем она важна
  • 2 Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
  • 3 Особенности игровой деятельности младших дошкольников
    • 3.1 Предметность игры как возрастная особенность
  • 4 Особенности игры в старшем дошкольном возрасте
    • 4.1 Ролевые игры
  • 5 Познавательно исследовательские игры
  • 6 Социализирующая функция игровой деятельности дошкольников

О ведущей деятельности в дошкольном возрасте обязаны знать все родители, а не только педагоги и психологи. Мамы и папы зачастую считают, что им лучше известно, чем полезнее заниматься ребенку. А между тем, существуют объективные научно обоснованные доказательства, какая детская вовлеченность приносит максимальную пользу и ведет за собой развитие ребенка. 

Что значит ведущая деятельность и чем она важна

На каждом возрастном этапе есть та деятельность, которая поднимает развитие личности на новый более высокий уровень.

Ее воздействие проявляется в форме признаков:

  • появляются новообразования;
  • перестраиваются психические процессы;
  • зарождаются новые виды деятельности.

Если представить образно, то ведущая деятельность как будто клубочек с множеством ниток, которые протянуты ко всему, чем наполнена и окружена личность. Образуется гибкая связка с окружающим миром и появляется простор для развития.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного развития ребенка. Буквально за несколько лет несмышленый карапуз превращается в мыслящего, много знающего и умеющего человечка, который уже готов к обучению в школе.

Такое преображение многим обязано ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Когда ребенок приобщен к этой деятельности, своевременно формируются нужные новообразования и познавательные процессы.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

Применив перечисленные выше признаки ведущей деятельности к дошкольному возрасту, обнаружим, чем постепенно обогащается личность ребенка с 3 до 7 лет:

  • Дошкольник осваивает повседневные и социальные функции взрослого, а также нормы взаимоотношений.
  • Из психических процессов в этот период бурно развивается воображение.
  • Закладывается фундамент для последующей учебной деятельности.

Эти приобретения накапливаются из разных источников. Дети видят семейные отношения, общаются со сверстниками, наблюдают за поведением посторонних взрослых людей.

Но внешних наблюдений недостаточно. Нужно пропустить общественно значимые отношения через себя, чтобы получить собственный опыт и сформировать определенные умения. Для этого существует такая понятная и доступная детям деятельность как игра.

Ведущее значение игры подкреплено вескими аргументами. В игре дошкольник примеряет на себя различные роли взрослого. Чаще всего, это обобщенные роли. Дети копируют некий собирательный образ, выступая врачом или мамой, учителем или продавцом, водителем или полицейским и еще кем угодно, как подскажет фантазия.

Игра – это образец, калька реальных ситуаций, наблюдаемых ребенком. Роль – большая ответственность в детском понимании! Согласившись побыть в игре кем-то, дошкольник ведет себя так, как требуют общепринятые правила в соответствии с образом.

Особенно интересно наблюдать, как дети меняются ролями. За считанные минуты они превращаются из «врача» в «пациента», или вместо «бандита» становятся «полицейским».

Главная задача в игровой деятельности заключается в выполнении условий и правил, которые регламентируют игру.

Дошкольнику легко примерить на себя простые правила, к примеру, «покормить кукол», «привозить на стройку кубики», «поднимать шлагбаум»… Но условия значительно усложняются, когда сюжет игры требует воспроизводить отношения между людьми.

Дети идут от простого к сложному и включаются в ту деятельность, которая им понятна и посильна. Они используют ранее виденные модели отношений, проявляют активность в развитии сюжета, чутко воспринимают и задействуют воображение. При такой вовлеченности ребенок многому научается и приобретает ценный опыт, поэтому ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра.

Особенности игровой деятельности младших дошкольников

Игры детей 3-4 лет основаны на простых действиях и обязательно включают предметы. Сюжеты однообразны и не отличаются устойчивостью, да и те подсказываются игрушкой или постоянно наблюдаемым действием. Например, ребенок рулит как папа, моет посуду как мама, или играется как котенок. При этом малыш обязательно дает понять, что он находится в образе.

Что же дает ребенку игра, если она еще столь проста? Ценность заключается в том, что дети самостоятельно создают воображаемую ситуацию. Поведение ребенка в сюжетной игре, пусть даже на короткий срок в 10-15 минут, соответствует новой для него роли.

Младшие дошкольники 4-5 лет способны проигрывать более длительные сюжеты. Истории, как правило, бытовые или позаимствованы из любимого мультфильма. Игра может состоять из нескольких сюжетных линий и разнообразных социальных отношений (дочки-матери, парикмахерская, больница и пр). При этом воображение и мышление дошкольника активно задействовано в придумывании новых ролей.

Предметность игры как возрастная особенность

В раннем дошкольном возрасте практически каждая игра опирается на предметы – игрушки, мебель или вспомогательные материалы.

Предметно-манипулятивная стадия, когда ребенок увлечен перевозкой песка в кузове машинки или одеванием кукол, сменяется использованием предмета-заместителя.

Причем, важен не сам предмет, а то значение, которое ему приписал ребенок в данный момент.

Например, дети охотно используют стул в качестве автомобиля, но как только игра наскучит, они тут же забывают о таком интересном назначении стула.

В редких случаях дети обозначенного возраста могут играть, не используя игрушки или вспомогательный материал. По этой причине ведущим типом деятельности у младших дошкольников выступает игра с опорой на предмет.

Особенности игры в старшем дошкольном возрасте

Старшие дошкольники играют совершенно на другом уровне. Они исполняют роли, опираясь не на внешние атрибуты, а основываясь на представлениях, какие функции соответствуют их персонажу в реальной жизни.

Сюжетные игры в старшем дошкольном возрасте длительны и развернуты, а то и вовсе приобретают серийный характер. Дети старше 5 лет могут в последующие дни возвращаться к приостановленным действиям и дальше развивать сюжетные линии. Игровая деятельность в этот возрастной период имеет ролевые и познавательные разновидности.

Ролевые игры

Активное формирование познавательных процессов и хорошо развитая речь позволяют старшим дошкольникам реализовывать свою потребность быть как взрослый.

Дети выстраивают воображаемые ситуации, в которых они воспроизводят взаимоотношения и поведение своих родителей, воспитателей, продавцов, докторов и других взрослых из реального окружения.

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста выполняет важнейшие функции:

  • формируется устойчивое ролевое поведение;
  • развивается речь, обращенная к партнеру по игре;
  • проявляется первое сотрудничество (нужно договориться, кто кем будет, спланировать ход).

Ролевая игра старших дошкольников дополняется еще и внутренним взаимоконтролем. Дети ревностно следят, чтобы никто из участников не нарушал принятых правил. Возмущаются, если кто-то самовольно меняет поведение, предписанное персонажу ролью.

Особенности социального развития личности в игре состоят в том, что дошкольник выверяет правила с точки зрения житейской логики. Если «так не бывает» в реальной жизни или сказочной истории, правило не принимается.

Познавательно исследовательские игры

Игра, предполагающая исследование нового, имеет особую ценность. Подобная деятельность не только развивает познавательные процессы, но и формирует целеустремленность дошкольника.

Столкнувшись с незнакомым предметом, механизмом или явлением, ребенок формулирует вопрос, который связан с потребностью получить новые знания. Этот вопрос может быть адресован другому человеку, но чаще он формулируется непроизвольно и принимает форму внутреннего побуждения проявить активность и получить информацию.

Например, прежде чем расспросить, почему магнит притягивает металлические предметы, дошкольник обязательно испытает опытным путем магнетические свойства на всем, что находится в его окружении. А понаблюдав за полетом бумажного змея, ребенок проверяет на «летательность» все легкие предметы.

Сюжеты с исследовательским началом детям придумать сложнее, и чаще они развиваются с подачи взрослого. Можно ставить перед дошкольником поисковую задачу. Поскольку игра является ведущим видом деятельности, эффективнее формулировать задачу в игровом контексте (расколдовать лед и превратить его в воду, «разоблачить» песок, умеющий находить место в заполненной камушками банке).

Социализирующая функция игровой деятельности дошкольников

Игровая атмосфера является идеальной для развития у дошкольников навыков общения, понимания социальных ролей, что крайне важно для формирования социального интеллекта.

Детям нужен партнер, чтобы проигрывать даже простые сюжеты. При этом девочки и мальчики применяют разные подходы к приобщению сверстника к игре. Девочки нуждаются хотя бы в поверхностном знакомстве с временным другом. Мальчикам же достаточно предложить: «Давай поиграем!». И проведя час-другой вместе, они могут не знать имен друг друга. Совместная деятельность у них стоит на первом месте.

Игра оказывает влияние на мотивационную сферу ребенка. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста на первых порах позволяет реализовывать мотив «быть как взрослый». Но, приходит время осознания, что действия взрослого можно только имитировать в игре, а в настоящей жизни у ребенка строго обозначенное место в социальных отношениях. Благодаря этому осознанию появляются иные мотивы деятельности: поступить в школу, вырасти и стать таким, как папа, мама или другой значимый взрослый.

Родители нередко торопят события и не оставляют ребенку возможности последовательно через игровую деятельность сформировать потребность и желание школьного обучения. Многие современные дети больше посещают различных подготовительных занятий, чем занимаются сюжетно-ролевой игрой. Это ошибочный подход к воспитанию ребенку. Именно в игре развиваются все стороны личности детей. Другие виды деятельности дополняют опыт ребенка и занимают меньше времени и внимания в дошкольном детстве.

Дошкольники мыслят и фантазируют, моделируют ситуации, учатся соблюдать правила, общаться со сверстниками, проявлять эмоции и даже в определенной степени контролировать их проявление. Игра как ведущая деятельность дошкольника создает необходимые условия перехода на новый этап развития и подготавливает ребенка к обучению в школе.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Библиографическое описание:

Султанахмедова, С. Н. Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте / С. Н. Султанахмедова, Л. Д. Мусина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 108-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9835/ (дата обращения: 12.04.2023).



Несомненно система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить, что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

  1. Решение проблемы общения у
    дошкольников.

Обратим внимание на общение ребенка. Общение-большая проблема. К общению необходимо отнести — умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Вместе с этой проблемой хочется рассмотреть тему-семья. К сожалению, на сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекает, когда родителю некогда не только заниматься, но и общаться со своим ребенком. Нельзя забывать, что дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, так как ребенок до школы впитывает все в себя как «губка». Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

М. И. Лисина в своей книге «Проблемы онтогенеза и общения» пишет, что «Общение — необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей».

К проблеме детского неблагополучия в межличностных отношениях в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, В. Н. Мясищев, А. П. Усова, А. С. Спиваковская, В. С. Мухина, Н. Я. Михайленко, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Маслов, А. Бандура, И. И. Томпсон, Д. Е. Мэй и др.

В центре внимания исследований внутренние конфликты, приводящие к психологической изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности дошкольной группы. Поэтому своевременная диагностика и последующая коррекция детских взаимоотношений становится актуальной на современном этапе развития детского коллектива.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая взрослых.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игра.

Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Ролевая, или как ее иногда называют, творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем принятия на себя определенной роли. Выполняя взятую на себя роль, ребенок стремится подражать тем взрослым, старшим или сверстникам, образы которых сохранились в его опыте. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ — доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка.

Выполняя взятую на себя роль, дошкольник многократно возвращается к тому первообразцу, каким является для него окружающий мир, осваивается в нем, познает его, «врастает» в него постепенно, без принуждений, добровольно. Произвольность действий детей является характерной особенностью сюжетно-ролевых творческих игр. В процессе игры ребенок как бы выходит из подчинения взрослого и действует самостоятельно, свободно проявляя свои чувства, желания.

Воображение, фантазия помогают ребенку восполнить пробелы в знаниях об окружающем и замещать необходимые для игры предметы. Творческая ролевая игра в данном случае — своеобразный мостик, дающий возможность ребенку переходить от действительности в область фантазии и наоборот, при этом каждый раз отталкиваясь от реальной жизни. Мотивом, побуждающим ребенка к игровой деятельности, является внутренняя потребность ребенка в активном участии в жизни взрослых.

В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее.

В игре осуществляются два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые отношения — это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения — это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Игра — одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива.

Прежде всего, игра как ведущая деятельность дошкольника является основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры — взаимоотношениях между людьми.

Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом.

Любая игра подчиняется каким-то правилам — поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиватьсяпроизвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых» (Д. Б. Эльконин).

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.

  1. Роль воспитателя ворганизации сюжетно-ролевых игр.

На что нужно обратить внимание современному педагогу?

Во-первых, на то, что игра — любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре.

Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе.

В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества.

Советы и предложения воспитателя поддерживают интерес детей к игре, помогают довести ее до конца. Это важно для воспитания у дошкольников настойчивости, целенаправленности, умению общаться. Особенно нуждаются в такой поддержке дети с неустойчивыми интересами, нетерпеливые, слишком подвижные. Нужно стараться внушить им, что трудности преодолимы, стараться поднять их веру в свои силы.

Влияя на содержание игры, воспитатель тем самым влияет и на отношения между детьми.

Участие в игре взрослого способствует зарождению первых проявлений ролевого поведения и общения. Девочку, молча кормящую куклу, воспитатель побуждает к высказываниям вопросами: «Это твоя дочка? Как ее зовут? Она любит кашу?» и т. д.

Общение при этом как бы вплетается в новую для ребенка предметную деятельность. Непосредственный контакт между ребенком и взрослым опосредуется предметом и действиями с ним. Все это выражается в таких продуктах психического развития ребенка, как предметная деятельность, подготовка к овладению речью и начало первого этапа становления активной речи ребенка.

Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?

Игра — основная деятельность дошкольного возраста. Ее недаром называют «ведущей» — именно благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, «врастает» в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.

После овладения предметным действием ребенок учится играть. Игра дошкольника проходит несколько стадий.

Первая — это игра ролевая, когда ребенок просто уподобляет себя кому-то, называя мамой, папой, медведем, зайцем, Бабой Ягой и т. д.

Вторая — игра сюжетная, при которой он разыгрывает истории, имеющие начало, развитие и конец, истории, которые могут не оканчиваться в один день и продолжаться на следующий.

И, наконец, третья стадия — игра с правилами, когда ребенок не просто действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять систему ограничений (норм и правил), которые действуют для всех.

Первые две стадии способствуют раскрытию творческих возможностей ребенка, его артистизма, непосредственности, последняя служит продуктивному и легкому для ребенка общению, его социализации.

Склонность к игровой деятельности присуща не всем людям и зависит от особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные игры. Но это неадекватная замена. Как приучить их к играм традиционным?

Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют.

Во-вторых, придумать или пригласить посредника — куклу, соседского ребенка, брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре. Следите только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и не «забил» вашего малыша.

В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления инициативы и фантазии — пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Если он стесняется и не обладает должным артистизмом, предоставьте ему побыть режиссером или критиком.

Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или шоу масок — для застенчивых детей особую важность имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их.

  1. Рекомендации.

Педагогические рекомендации.

  1. Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.
  2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
  3. Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
  4. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка и учит его общаться со сверстниками.
  5. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей и их общению во время игры.
  6. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей, умению общаться.
  1. Заключение

Дошкольное детство — пеpиод познания миpа человеческих отношений. Ребенок моделиpyет их в сюжетно-pолевой игpе, котоpая становится для него ведyщей деятельностью. Игpая, он yчится общаться со свеpстниками.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.

Игра — самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы делать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Общение посредством сюжетно ролевой игры ведет к развитию самопознания. Овладению правилами и нормами взаимоотношений. Формированию избирательных взаимоотношений, готовности к школе.

Игра — одно из сложных и спорных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна, какие задачи выполняет присутствие этого «излишества» в человеческом бытии. Именно в игре создается нечто новое, чего не было раньше. Это относится и к играм детей. То, что «проиграно», превращается затем в реальность. Одна из главных детских потребностей — это общение. Если его не хватает, то развитие ребенка искажается.Играйте вместе с детьми — это так увлекательно и полезно.

Воспитатель — это не только профессия, суть которой дать знания. Это — высокая миссия, предназначение которой — сотворение Личности, утверждение человека в человеке! Воспитатель — раскрывает таланты, пробуждает любознательность, учит трудолюбию, настойчивости, целеустремленности, доброте, отзывчивости и любви. По сути, воспитатель вводит ребенка в жизнь, в человеческое общество. Образованность педагога, его эрудиция, помогут создать образец для подражания для своих маленьких подопечных. Таким образом, личность воспитателя должна отличаться завидной безупречностью.

Литература:

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. № 6.
  3. Краснощекова Н. В. Редактор: Морозова О. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Школа развития, Издательство: Феникс, 2010 г.
  4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Москва — Воронеж, 1997.
  5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  6. Люблинская А. А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1971.
  7. Под ред. Запорожца А. В., Лисиной М. И. (Развитие общения у дошкольников)
  8. Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»
  9. Игры с детьми 3–4 лет
  10. Методические рекомендации
  11. Творческий центр «СФЕРА»
  12. Москва 2008

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, дошкольный возраст, игровая деятельность, роль, развитие ребенка, ведущая деятельность, игра детей, игровая среда, ролевая игра.

Насколько важна игра в дошкольном возрасте?

Детский сад — это уже не только песочница. По мере того, как начальная школа становится более строгой, то же самое происходит и с дошкольными учреждениями. Ожидается, что дети приобретут определенные навыки в дошкольных учреждениях, чтобы подготовиться к начальной школе. Учитывая ограниченное время в дошкольных учреждениях и необходимость добиться успеха позже, какое место занимает игра?

Игра – это работа для дошкольников

Дети по своей природе игривы. Их самый ранний опыт исследования с помощью своих органов чувств приводит их к игре, сначала самим по себе, а затем с другими. Национальная ассоциация образования детей младшего возраста (NAEYC) включила игру в качестве критерия в свой процесс аккредитации программ для детей младшего возраста. «Они называют это своей работой, — говорит Питер Пиццолонго, заместитель директора по профессиональному развитию в NAEYC. «Когда они учатся и играют с радостью, это положительный опыт. Они развивают позитивный подход к обучению».

Роль учителя в процессе взросления детей

По мере взросления детей их игры становятся более изощренными. До 2 лет ребенок играет сам по себе и мало взаимодействует с другими. Вскоре после этого он начинает смотреть, как играют другие дети, но может не присоединиться к ним. Это особенно актуально для детей в разновозрастной среде, где младшие дети могут наблюдать и учиться у старших дошкольников, играющих поблизости.

В возрасте от 2,5 до 3 лет дошкольник начинает играть, сидя рядом с другим ребенком, часто со схожими интересами. Это естественным образом переходит через использование языка к началу совместной игры. Взрослый может облегчить этот процесс, создав пространство для двух или более маленьких тел и помогая детям подобрать слова, чтобы выразить свои вопросы или потребности.

В возрасте от 4 до 5 лет дошкольники обнаруживают, что у них схожие интересы, и ищут похожих детей. Они обсуждают, договариваются и разрабатывают стратегии для создания сложных игровых сцен; по очереди; и работать вместе для достижения общих целей.

Воспитатель играет решающую роль в развитии игры. «Родители должны следить за тем, чтобы учитель организовал среду, — говорит Пиццолонго, — и использует свою учебную программу таким образом, чтобы планировать, как дети будут вовлечены в игру. Это действительно структурированный способ обучения. Это просто выглядит иначе, чем то, что вы увидите в четвертом классе».

Виды игр в дошкольных учреждениях

Детские игры можно разделить на категории, но часто виды игр пересекаются.

  • Драматический — Фэнтези-спектакль с переодеванием в костюмы, принятием ролей персонажей, использованием игрушек для представления персонажей историй, созданием воображаемой обстановки и притворством в роли взрослых.
  • Манипулятивный — Держание и обращение с маленькими игрушками, часто используемыми для создания предметов, но также встречающимися в головоломках, персонажах, бусинах и т. д.
  • Физические — Использование всего тела в занятиях с велосипедами, мячами, скакалками, обручами, игровыми конструкциями и т. д.
  • Творческие — Использование художественных материалов, таких как краски, глина, маркеры, карандаши, клей и т. д. Игра происходит в процессе использования материалов, а не в конечном продукте.

Преимущества дошкольной игры

Играя, дети развивают навыки, которые они будут использовать в школьные годы.

Физическое

Развитие крупной и мелкой моторики происходит в процессе игры. Когда дети играют на открытом воздухе, если они чувствуют себя комфортно и получают поддержку, они будут подталкивать себя к новым задачам и развивать двигательные навыки. Развитие мелкой моторики, например обращение с мелкими предметами, — это способ для детей практиковать использование рук и пальцев, что, в свою очередь, развивает силу и координацию, необходимые для навыков письма. «Когда вы дошкольник или малыш, ваше внимание проявляется по-другому», — объясняет Пиццолонго. «Ваше внимание работает лучше всего, если задействовано ваше тело, как можно больше его частей. Таким образом, дети, учащиеся играть там, где они физически вовлечены в материалы и взаимодействуют друг с другом, будут работать лучше всего».

Язык

Дети развивают языковые навыки посредством совместной игры. Их успех зависит от их способности и терпения в объяснении себя. Учителя повторяют слова, которые говорят дети, чтобы помочь другим понять. Они также учат словам о предметах, с которыми детям интересно обращаться. Учащиеся могут разговаривать сами с собой, играя бок о бок с другими детьми, а затем начинать повторять то, что они слышат, или начинать разговаривать друг с другом. Это перерастает в двустороннее общение об игре, которое становится все более изощренным к 4 годам. Теперь дети будут устанавливать правила, играть определенные роли, выражать свои интересы или возражения и болтать о забавных ситуациях, возникающих в ходе игры.

Самооценка

Игра развивает сильное чувство уверенности в себе. Попытка проделать определенный трюк с игровой конструкцией или построить из кубиков — тяжелая работа для дошкольника. Учителя признают этот опыт, формулируя то, что они наблюдают, и позволяя дошкольнику снова воспринять эти достижения. Есть также терапевтические преимущества игры, которые помогают всем детям. Например, понимание того, что родитель собирается на работу и вернется в назначенное время, можно укрепить с помощью игрового сценария.

Социальное развитие

Слушать, договариваться и идти на компромисс сложно для 4- и 5-летних детей. Хотя дети в этом возрасте все еще эгоцентричны или неспособны мыслить дальше своих собственных потребностей, работа с другими помогает им развить осознание различий в окружающих их людях. Этот опыт в дошкольных учреждениях обеспечивает основу для обучения тому, как решать проблемы и общаться со сверстниками. Игра также помогает развивать положительные лидерские качества у детей, которые от природы склонны руководить, но должны научиться контролировать свои импульсы.

Потеря игры позже

Для многих детей школьного возраста вне школы время, проведенное в одиночестве, связано с видеоиграми и компьютерами, поэтому для дошкольников особенно важно иметь возможность естественного развития в игре.

Джули Николсон, преподаватель дошкольного образования в Педагогической школе Миллс-Колледжа в Окленде, Калифорния, отмечает: «Из многолетних исследований мы знаем, что игры маленьких детей очень полезны для их развития, поэтому мы должны обратить внимание на такие чрезвычайно важные темы, такие как сокращение детских игр на свежем воздухе, потеря длительных периодов неструктурированного времени для детей, чтобы участвовать в творческих играх, и игрушки, продаваемые детям, которые становятся все более жестокими, сексуализированными и закрытыми».

Спросите об игре при выборе дошкольного учреждения

Когда вы посещаете дошкольные учреждения, которые вы рассматриваете, спросите об их философии в отношении игр. Дошкольникам нужны возможности для игр, подготовленные пространства для исследования и чутко реагирующие учителя, поддерживающие их обучение. Такая обстановка готовит детей не только к тому, чтобы стать учениками, которые будут работать вместе с другими и с радостью подходить к учебе, но и к тому, чтобы стать более счастливыми людьми, которые не потеряют любви к игре.

10 самых важных навыков для развития дошкольника

15 января 2020 г.

Дошкольный возраст ребенка – это время критического роста во всех сферах развития: адаптивной, когнитивной, языковой, физической и социальной.

Большинству детей не менее трех лет, когда они поступают в дошкольные учреждения, и остаются в дошкольных учреждениях примерно два года до поступления в детский сад.

 

В этой статье мы познакомим вас с навыками, формируемыми в дошкольном возрасте, и с тем, как воспитатели дошкольных учреждений помогают детям раскрыть свой потенциал.

ПОЧЕМУ ВАЖНО ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ?

В нашем дошкольном учреждении в Харрисонбурге, штат Вирджиния, наши воспитатели лично вкладывают средства в каждого ученика, чтобы ваш ребенок получил целостную основу развития, которая подготовит его к следующим шагам в жизни.

 

В течение первых пяти лет мозг ребенка развивается быстрее и значительнее, чем в любой другой период его жизни в будущем.

Вот почему дополнение воспитания на дому экспертной поддержкой воспитателя дошкольного учреждения, а также обеспечение вашего ребенка социальным взаимодействием с одноклассниками дошкольного возраста — это такой бесценный вклад в будущее вашего ребенка.

 

КАКИЕ НАВЫКИ ДОЛЖНЫ РАЗВИВАТЬСЯ ДЕТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ?

 

 

Дошкольное учреждение предоставляет вашему ребенку возможность расширить и углубить свои основные навыки, которые подготовят его к жизни, связанной с обучением, и дадут ему возможность внести положительный вклад в окружающий мир.

Вот десять навыков, которые ваш ребенок должен развить в дошкольном учреждении:

  1. Эмоциональное развитие
    Дошкольный опыт вашего ребенка должен помочь ему понять свои чувства, а также понять чувства других.
    Это включает в себя как обучение распознаванию чувств, так и управление этими чувствами и связанным с ними поведением.
     
  2. Социальные навыки
    Благодаря совместной игре и обучению вместе друг с другом дети дошкольного возраста учатся уважать других и ладить с ними, что еще больше развивает их языковые навыки, самоконтроль и общие социальные навыки.
    Учителя помогают детям разрешать конфликты, которые могут возникнуть во время творческой игры или структурированных учебных проектов.
     
  3. Раннее развитие грамотности
    К трем годам дети могут начать учиться писать свои имена и читать простые слова.
    Практика, которую они получают в дошкольных учреждениях, настраивает их на успех в развитии грамотности в детском саду и начальной школе.
     
  4. Навыки слушания
    Чтобы ребенок мог следовать указаниям и понимать, чему его учат, развитие навыков слушания имеет решающее значение для его общего социального и академического обучения. В дошкольных учреждениях поощряются занятия, которые развивают у вашего ребенка навыки слушания.
     
  5. Навыки общения
    Способность вашего ребенка задавать вопросы, выражать свои чувства и выражать свои потребности как с помощью слов, так и с помощью языка тела имеет первостепенное значение для его способности добиться успеха в обществе и учебе.
    Дошкольные мероприятия и отзывы учителей предназначены для оттачивания всех этих коммуникативных навыков.
     
  6. Навыки мелкой моторики
    Занятия дошкольного возраста, требующие от детей использования фломастеров, работы с ножницами, лепки предметов и других творческих игр, ориентированных на ловкость, развивают у детей навыки мелкой моторики, которые потребуются для более сложных проектов, когда они станут старше.
     
  7. Продолжительность концентрации внимания
    Мы все можем сочувствовать тому, как трудно молодым ученикам усидеть на месте и сосредоточиться более нескольких минут.
    Структурированная, но заботливая среда дошкольного учреждения является ключом к тому, чтобы дети развивали объем своего внимания и готовились к более сложной школьной среде, которая впереди.
     
  8. Ранние математические навыки
    Обучение распознаванию чисел и началу счета в дошкольном возрасте помогает детям начать понимать, как математика используется в мире, и обеспечивает их основу для более сложной математической учебной программы каждого последующего года.
     
  9. Навыки решения проблем
    Каждый аспект жизни требует навыков решения проблем. Развитие навыков решения проблем, лежащих в основе успеха в школе, личных отношениях и даже в самых простых жизненных делах, должно начинаться в дошкольном возрасте.
    Обучение и развитие навыков решения проблем у детей может происходить посредством личного общения, игр и заданий.
     
  10. Творчество
    Когда ребенка поощряют к самовыражению через творчество, он становится увереннее в себе и может решать задачи с новой точки зрения.
    Творческие занятия помогают детям развить их индивидуальное чувство собственного достоинства и могут быть способом для взрослых в жизни детей отметить уникальность каждого ребенка.
     
КАКОВА РОЛЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ?

 

 

В дошкольных учреждениях, где детям уделяется много индивидуального внимания, таких как наша христианская школа Cornerstone в Харрисонбурге, штат Вирджиния, учителя обеспечивают вашим детям поддержку во всех областях их обучения.

В соответствии с индивидуальными и уникальными интересами каждого ребенка воспитатели дошкольных учреждений разрабатывают уроки, развивающие игры и другие мероприятия, которые вызывают у ваших детей любовь к учебе и способствуют развитию у них всех навыков, описанных выше.

 

Учителя дошкольных учреждений также следят за тем, чтобы Стандарты раннего обучения их штата применялись к школьной программе.

Это стандарты, определяющие, что дети должны знать и уметь к определенному возрасту. Вы можете ознакомиться с учебными планами и инструкциями Министерства образования штата Вирджиния для детей младшего возраста.

Вот несколько примеров того, как воспитатели дошкольных учреждений помогают детям развивать соответствующие возрасту навыки:

Развитие навыков мышления:

    • Задавайте детям вопросы, которые расширят их кругозор
    • Предоставьте возможность изучить интересные материалы 
    • Предложите, как дети могут сделать свое мышление и игру более сложными или сложными

Развитие языковых навыков:

    • Знакомство с новым словарем
    • Задавать вопросы, требующие большего, чем ответ «да» или «нет», чтобы увеличить использование разговорной речи вашими детьми
    • Чтение рассказов и поощрение детей придумывать собственные сюжетные линии
    • Разработка совместных игр, требующих разговоров или другого языкового обмена между одноклассниками

Развитие навыков чтения:

    • Помощь детям в изучении алфавита
    • Предоставление привлекательных материалов, иллюстрирующих примеры письма
    • Пойте песни, играйте в рифмованные игры и читайте книги на забавном языке
    • Маркировка предметов в классе, чтобы помочь детям связать письменные слова с устной речью

Развитие навыков письма:

    • Помощь детям в написании букв алфавита и написании имен
    • Поощрение письма детей путем предоставления забавного ассортимента бумаги и письменных принадлежностей
    • Предоставление детям различных видов бумаги и письменных принадлежностей, таких как мелки, маркеры и карандаши
    • Поощрение детей писать как часть их повседневной деятельности
    • Обучение детей правильному написанию слов предметов, с которыми они сталкиваются в классе

Развитие математических навыков:

    • Предоставление детям разнообразных увлекательных предметов для счета и сортировки
    • Укажите цифры, которые существуют в течение дня ребенка: в классе, на улице и на продуктовых наборах во время перекуса
    • Поощряйте детей сравнивать и измерять различные предметы

 

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ О НАШЕЙ ЧАСТНОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ШКОЛЕ В ХАРРИСОНБУРГЕ

В нашей христианской дошкольной школе в Вирджинии мы предлагаем учащимся различные способы личностного роста и ощутить истинное чувство принадлежности к их класс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *