Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Вербально и невербально это общение это: Вербальные и невербальные приемы ведения эффективных переговоров

Содержание

Вербальные и невербальные средства общения | Консультация на тему:

Вербальные и невербальные средства общения

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

Итак, язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика — рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
— жестика;
— мимика;
— пантомимика.

Жестика. Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы — 20, итальянцы — 80, мексиканцы — 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Мимика. Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего — означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником — это скопировать его позу и жесты.

Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Проксемика — определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
— Интимная зона (15-45 см) — в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
— Личная (персональная) зона (45 — 120 см) — зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный — зрительный контакт.
— Социальная зона (120 — 400 см) — зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
— Публичная зона (более 400 см) — зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Упражнение «Открытка»

Цель: знакомство с участниками, создание непринужденной психологической атмосферы, развитие фантазии.

Инструкция: Участники выбирают по 1 открытке. Открытка может быть или ассоциацией, или визуальной поддержкой, или подходящим примером. Педагоги по очереди демонстрируют выбранную открытку и рассказывают о себе «На открытке…. как и я……»

Упражнение «Анкета»

Цель: актуализация собственного настроения и педагогов в целом

Инструкция: Каждому педагогу задается вопрос «С каким настроением вы начинаете это занятие? Если бы вам предложили выбрать погоду под ваше настроение, какую бы вы выбрали?»

Упражнение «Я отличаюсь от тебя?»

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, развитие навыков межличностного общения.

Инструкция: Предложить педагогам разделиться на пары. И в течении 2 минут вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 2 минуты — на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими

Упражнение «Мимическая гимнастика»

Цель: упражнение знакомит педагогов с мимикой как одним из способов невербального общения.

Инструкция: Представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем чужого языка, но нам как-то надо понять иностранцев.

Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Рсслабиться.
  2. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.
  3. Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.
  4. Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.
  5. Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.
  6. Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться.
  7. Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой!).

А сейчас разобьемся на пары и  покажем мимикой что-то, другие должны отгадать показанное настроение.

Упражнение «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Инструкция: Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, разочарование, подозрительность, грусть, гнев, усталость, уверенность, восхищение, страх. Приложение 1

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
  3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
  4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Упражнение «Подарок»

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. 

 

                                                                     Педагог-психолог: Баркова Л.И

что это такое, значение и в чем отличие

Коммуникация – неотъемлемый компонент человеческого общества. Именно благодаря общению создаются города, страны, цивилизации. Но формы его многообразны и отличаются друг от друга. Как правило, упоминаются невербальное и вербальное общение. Чем они отличаются? Какой вариант коммуникации лучше?

Почему вообще происходит разделение на несколько типов общения? Какие недостатки и преимущества есть у каждого из них? Можно ли утверждать, что вербальное общение лучше? Как освоить это умение? Нужно ли отдавать ему приоритет перед невербальным общением? Какие упражнения помогают развивать коммуникативные умения? Поговорим на эту важную тему.

Что такое вербальное общение?

Вербальное общение — это устный обмен информацией между людьми при помощи слов. Логическим продолжением этого типа коммуникации можно считать письменную речь, помогающую переносить мысли на бумагу или электронные носители. Их природа одинакова и связана с использованием речевых конструкций, которые либо озвучиваются, либо записываются.

Вербальное общение применяется, когда необходимо передать информацию. Его значение ярко продемонстрировано в библейском предании о Вавилонской башне. Суть этой истории в желании людей возвыситься до небес, благодаря сооружению гигантского здания. Их планам не суждено было осуществиться, из-за того, что появились разные языки, и строители перестали понимать друг друга. Это разделение свело на нет слаженную работу мастеров, которые не смогли больше коммуницировать.

Учеба, работа, деловое общение и много других форм взаимодействия между людьми возможны исключительно благодаря словам. Вербальные средства общения обеспечивают выполнение таких функций:

  • Аккумулятивная – сохранение и накопление знаний;
  • Аппелятивная – побуждение к действию, мотивация собеседника;
  • Коммуникативная – передача информации;
  • Конструктивная – возможность формулировать мысли;
  • Познавательная – способность получать знания;
  • Эмоциональная – расшифровка своих чувств и эмоций;
  • Этническая – национальное самосознание.

Последний аспект крайне важен с позиций государственности. Дело в том, что у каждого народа свой язык, употребление которого формирует специфический менталитет. Вербальное общение, в отличие от невербального, помогает человеку идентифицировать себя по принадлежности к определенной общности – россиян, украинцев, белорусов, поляков и т.д.

Что такое невербальное общение?

Невербальное общение — это «язык тела», который передает информацию без помощи слов, при помощи жестикуляции, выражения лица, изменения позы и других неречевых элементов. Считается, что в личном общении невербальная составляющая имеет большее значение, чем сказанные слова. У людей есть так называемый эмоциональный интеллект, который помогает улавливать наименьшие изменения в поведении. Этот навык вместе с социальным интеллектом помогает добиваться успеха даже больше, чем профессиональные знания и опыт.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Невербальные средства общения выполняют такие задачи:

  • Акцентируют внимание на определенных деталях;
  • Дополняют устную речь;
  • Усиливают слова при помощи эмоций;

К слову, невербальное общение, в отличие от вербального, полезнее не тому человеку, который производит информацию, а его собеседнику. Дело в том, что «язык тела» предательски выдает многие секреты, о которых предпочитают молчать. Очень важно научиться распознавать скрытые желания и эмоции окружающих, в чем помогает невербальное общение. Психология людей содержит множество шаблонов, которые можно использовать для понимания собеседников.

Например, в фантастическом фильме «Вспомнить все» главный герой в исполнении Арнольда Шварценеггера, пребывая на Марсе, чуть не попал в ловушку, когда ему пытались внушить, что все происходящее – сон. Неизвестный, представившийся сотрудником фирмы «Rekall», почти убедил героя глотнуть таблетку, но скрыть свое волнение не сумел и капля пота, стекающая у него по щеке сыграла злую шутку. В итоге, в лучших традициях жанра злодей получил пулю в лоб, а чудом спасшийся герой отправился за новыми приключениями.

Хоть это вымышленная ситуация, но и в реальной жизни особенности невербального общения, если их не учитывать, могут неожиданно изменить ход событий, оборачиваясь неудачным свиданием, проваленной попыткой трудоустройства или упущенным клиентом. Можно сколько угодно петь дифирамбы и сочинять басни, но долго скрывать правду в мимике, позе или жестах практически невозможно. Поэтому, сравнивая вербальное и невербальное общение, отчетливо видна решающая роль последнего в принятии окончательного решения собеседником. Но и устная речь важна в процессе диалога, просто ее можно сравнить с вершиной айсберга, подводная часть которого – «язык тела».

Каким бывает вербальное и невербальное общение?

Перечисленные типы общения не однородны. В свою очередь они делятся на множество подвидов, каждый из которых играет свою роль. Часть из них воспринимаются на интуитивном уровне, другие становятся доступными в процессе социализации, когда человек регулярно практикуется в диалоге с окружающим миром. В идеале, когда человек учится невербальному и вербальному общению, осваивая все нюансы коммуникации.

Это помогает лучше позиционировать себя и правильно воспринимать собеседника. Налаженная связь играет позитивную роль в любой кооперации, начиная военными действиями и заканчивая ведением бизнеса. Чем лучше понимание в коллективе, тем оперативнее и качественнее выполняется любая работа. В процессе коммуникации важно все, второстепенного в ней не бывает.

Пройти тест на тип личности

Виды вербального общения

Этот тип общения делится на внешнюю и внутреннюю речь. Первая направленна на диалог с окружающим миром, а вторая – с самим собой. Внешнее вербальное общение состоит из устной и письменной формы. Их принцип схож, просто в одном случае информация распространяется посредством акустических вибраций, а в другом – с помощью какой-нибудь поверхности (лист бумаги, скала, песок, забор, монитор).

Суть не меняется – человек использует речевые конструкции, отображающие его мысли. Это может происходить в формате монолога или диалога, в зависимости от роли собеседника, как слушателя, либо активного участника беседы.

Внутреннее вербальное общение – это рефлексия или обращение к самому себе. В большинстве случаев этот тип общения имеет форму монолога. Если же кто-то начинает изнутри отвечать, и это явно не бактерии кишечника, то лучше вовремя проконсультироваться со специалистами.

Пройти тест на психические расстройства

Виды невербального общения

«Язык тела» более утончен и разнообразен. Вербальные и невербальные средства общения кардинально отличаются. Если речевые конструкции, как правило, прямолинейны и несут конкретный смысл, для интерпретации несловесной речи требуется опыт. К инструментам невербального общения относятся жесты, поза, мимика, дистанция, интонация и другие акустические особенности голоса (ритм, тембр, паузы между словами), прикосновения.

Все это сигнализирует о скрытых намерениях собеседника, его переживаниях, эмоциях, мыслях. Безусловно, встречаются исключения из правил, когда «язык тела» не соответствует контексту. Также могут быть и национальные особенности. Одно и тоже китайское слово, сказанное с разной интонацией, может нести совершенно неодинаковый контекст. Это невербальное средство общения, в случае неумелого использования, может спровоцировать неприятную ситуацию. Например, «конопля» и «лошадь» звучат одинаково – «ma», но произносятся с разной тональностью.

В отличие от устной или письменной речи, которые неодинаковы у разных народов, многие обыватели считают универсальным невербальное общение. Жесты, мимика и поза кажутся для них чем-то общепринятым. В этом также скрывается ошибка. В разных странах эти формы общения могут приобретать совершенно противоположный смысл. Жест в виде поднятого вверх большого пальца, который у нас ассоциируется с согласием, в Греции означает просьбу замолчать, а в Иране и вовсе – оскорбление. Из этого следует, что невербальные способы общения необходимо изучать не меньше, чем язык.

Плюсы и минусы вербального общения

В зависимости от ситуации, эффективность того или иного метода коммуникации может как снижаться, так и повышаться. Вербальное общение незаменимо в деловой сфере, когда необходимо быстро и качественно передать массив информации. Не менее важна устная речь в публичных выступлениях. Письменность – вообще одно из величайших достижений цивилизации, позволившее сохранять и передавать накопленный опыт.

Но в личной жизни вербальное общение заметно уступает жестам, мимике, эмоциям. На свидании можно сколько угодно размышлять на возвышенные темы, но даже одно неловкое прикосновение способно все испортить. В тех сферах, где особенно ощутимо влияние подсознания, именно «язык тела» служит главным проводником мыслей и чувств.

Пройти тест на полушария мозга

Плюсы и минусы невербального общения

Как один из инструментов коммуникации, невербальное общение – надежный союзник человека, разбирающегося в нем. Но заменить богатый словарный запас и широкую эрудицию «язык тела» не сможет. Одно дело, познакомиться с подвыпившей девушкой в ночном клубе, совершенно другое – выступить с докладом на конференции. Все зависит от места и аудитории.

Безусловно, мимика и поза важны даже на сцене, демонстрируя уверенность спикера, но зрители приходят не ради этого. Собравшихся интересует личная польза, а не «павлиний хвост» оратора. Так что, мастерство невербального общения должно быть подкреплено полезной и качественно поданной информацией.

Помимо умения контролировать собственное тело, очень важно научиться «читать» чужое поведение, распознавая ложь, хитрость, лицемерие. Это помогает избегать аферистов и жуликов, а также не ошибаться в выборе партнера. Девушки понимают, что на уме у потенциального кавалера, а мужчины избегают меркантильных пассий.

Невербальное общение может одновременно быть как помощником, так и предателем, выдавая те подробности, о которых человек предпочитает молчать, например, страх, волнение и неуверенность. Так что, главный плюс невербального общения в распознании чужих минусов и скрывании своих. Если этому научиться, то «язык тела» будет настоящим союзником, если нет – то врагом.

Как совершенствовать вербальное и невербальное общение

Коммуникация поддается улучшению, как и другие навыки. Ее качество зависит от знаний и практики. Успех вербального общения определяется качеством информации, которая посредством него передается. Для этого необходимо много читать, слушать выступления профессионалов и общаться с умными людьми, перенимая их словарный запас и взгляды на определенную ситуацию.

Чтобы овладеть «языком тела» одних книг не достаточно. Необходимо развивать наблюдательность, анализировать поступки людей и их жесты, мимику, позы. Далее все это связывается воедино, помогая находить причинно-следственные связи. Например, собеседник регулярно отводивший взгляд в сторону, сказал человеку неправду. Следующий, с кем он разговаривал, повел себя аналогичным образом и тоже обманул. Уже в третий раз этот человек внимательно изучает того, с кем ведет общение, и если обнаружит похожую реакцию, то вполне обосновано предположит, что его хотят одурачить.

Помимо анализа собеседников, необходимо контролировать и собственные реакции на те или иные ситуации. Допустим, на парня напали хулиганы и преградили пути к отступлению. По принципу плащеносной ящерицы, раздувающей капюшон для устрашения хищников, он хочет продемонстрировать свою уверенность, чтобы отпугнуть нападающих. Но дрожащий голос и трясущиеся колени выдают его смятение. Как итог – пустые карманы и фингал под глазом за плохую актерскую игру. Вербальное общение в таких ситуациях не помогает. Необходимо научиться правильной мимике, жестикуляции, соблюдению дистанции. В результате этого даже более слабый соперник может победить в конфликтной ситуации, произведя на оппонентов нужное впечатление.

Умение правильно формировать и передавать свои мысли помогает человеку налаживать диалог, передавать знания окружающим или обучаться самому. Важнейшую роль в этом играет вербальное общение, особенно в официальной обстановке. Но не следует забывать и о «языке тела», который иногда «звучит» даже громче речи. Если овладеть в совершенстве обоими навыками, можно с легкостью заводить знакомства, завоевывать авторитет в обществе. Это помогает как в личной жизни, так и на работе, превращая человека в приятного и интересного собеседника.

Пройти тест на интуицию

Разница между вербальным и невербальным общением (со сравнительной таблицей)

Общение — это естественное явление, это акт взаимодействия с людьми и обмена информацией с ними. Знаете ли вы, говорите вы или нет, он передает сообщение другой стороне. Различают два типа общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение — это форма общения, в которой вы используете слова для обмена информацией с другими людьми в устной или письменной форме.

Наоборот, Невербальная коммуникация не использует слова для передачи чего бы то ни было, но используются некоторые другие способы, т. е. когда коммуникация происходит посредством невысказанных или неписаных сообщений, таких как язык тела, выражение лица, язык жестов и т.д. . В этом отрывке из статьи мы подробно разобрали все важные различия между вербальной и невербальной коммуникацией.

Содержание: вербальное общение и невербальное общение

  1. Сравнительная таблица
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Видео
  5. Заключение

Сравнительная таблица

Основание для сравнения Вербальное общение Невербальное общение
Значение Общение, в котором отправитель использует слова для передачи сообщения получателю, называется вербальным общением. Общение, которое происходит между отправителем и получателем с использованием знаков, известно как невербальное общение.
Типы Формальные и неформальные Хронемика, вокалика, гаптика, кинесика, проксемика, артефакты.
Требующий времени Нет Да
Вероятность передачи неверного сообщения Редко. Происходит большую часть времени.
Документальные доказательства Да, в случае письменного сообщения.
Преимущество Сообщение может быть ясно понято и возможна немедленная обратная связь. Помогает понять эмоции, статус, образ жизни и чувства отправителя.
Присутствие Сообщение может быть передано посредством писем, телефонных звонков и т.д., так что личное присутствие сторон не имеет значения. Личное присутствие обеих сторон общения обязательно.

Определение вербального общения

Общение, в котором отправитель использует слова, устные или письменные, для передачи сообщения получателю, называется вербальным общением. Это наиболее эффективная форма общения, которая приводит к быстрому обмену информацией и обратной связи. Меньше шансов на недопонимание, поскольку общение между сторонами четкое, то есть стороны используют слова, чтобы сказать что-либо.

Общение может быть осуществлено двумя способами (i) Устно – общение лицом к лицу, лекции, телефонные звонки, семинары и т. д. (ii) Письменно – Письма, электронная почта, SMS и т. д. Существует два типа связи, их:

  • Официальная коммуникация: Также называемая официальной коммуникацией, это тип коммуникации, при котором отправитель следует по заранее определенному каналу для передачи информации получателю, известный как формальная коммуникация.
  • Неофициальное общение: Наиболее известный как виноградная лоза, тип общения, при котором отправитель не следует каким-либо заранее определенным каналам для передачи информации, называется неформальным общением.

Определение невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация основана на понимании сторон коммуникации, так как передача сообщений от отправителя к получателю осуществляется без слов, т.е. в коммуникации используются знаки. Таким образом, если получатель полностью понимает сообщение и после этого дается надлежащая обратная связь, то общение проходит успешно.

Многократно дополняет вербальное общение, чтобы понять образ мыслей и статус сторон, что не произносится ими, но является актом понимания. Типы невербального общения следующие:

  • Хрономика: Использование времени в общении — это хронемика, которая говорит о личности отправителя/получателя, таких как пунктуальность, скорость речи и т.д.
  • Вокалика: Громкость, тон голоса и высота тона, используемые отправителем для передачи сообщения получателю, известны как вокалика или параязык.
  • Тактильные ощущения: Использование прикосновения в общении — это выражение чувств и эмоций.
  • Кинесика: Изучение языка тела человека, т. е. жестов, поз, мимики и т. д.
  • Проксемика: Дистанция, сохраняемая человеком при общении с другими, сообщает об отношениях человека с другими как интимных, личных, социальных и общественных.
  • Артефакты: Внешний вид человека говорит о его личности, т.е. через одежду, ношение украшений, образ жизни и т.д. Этот вид коммуникации известен как артефактная коммуникация.

Ключевые различия между вербальной и невербальной коммуникацией

Следующие пункты подробно объясняют разницу между вербальной и невербальной коммуникацией:

  1. Использование слов в общении — это вербальное общение. Общение, основанное на знаках, а не на словах, является невербальным общением.
  2. В вербальном общении между отправителем и получателем очень мало шансов запутаться. И наоборот, вероятность непонимания и путаницы в невербальном общении очень велика, поскольку не используется язык.
  3. При вербальном общении обмен сообщениями происходит очень быстро, что приводит к быстрой обратной связи. В отличие от этого, невербальное общение больше основано на понимании, которое требует времени и, следовательно, является сравнительно медленным.
  4. При устном общении присутствие обеих сторон в месте общения не обязательно, так как это возможно и в случае, если стороны находятся в разных местах. С другой стороны, для эффективного невербального общения обе стороны должны присутствовать во время общения.
  5. При устном общении документальные доказательства сохраняются, если сообщение является формальным или письменным. Но нет убедительных доказательств в случае невербального общения.
  6. Вербальное общение удовлетворяет самое естественное желание человека – говорить. В невербальном общении чувства, статус, эмоции, личность и т. д. очень легко передаются посредством действий, совершаемых сторонами в общении.

Видео: вербальное и невербальное общение

Заключение

Вербальное и невербальное общение не противоречат друг другу, но они дополняют друг друга, как справедливо сказал кто-то: «Действия громче слов». Короче говоря, оба идут рука об руку и помогают человеку взаимодействовать и реагировать на других людей.

Вербальное общение, безусловно, является важной частью жизни, поскольку мы используем слова для общения. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что маленький ребенок не может использовать язык или слова, чтобы говорить, но он выбирает знаки, чтобы показать свой гнев, радость и печаль. Точно так же глухие и немые люди также используют язык жестов для общения с другими людьми. Таково значение невербального общения во многих жизнях.

устное или невербальное общение

Life Skill‎ > ‎

w3.org/1999/xhtml» align=»left»> вербальное или невербальное общение

СИЛА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И ЯЗЫКА ЖЕЛАНИЯ

Хорошая коммуникация является основой успешных отношений, как личных, так и профессиональных. Но мы общаемся не только словами. Фактически, исследования показывают, что большая часть нашего общения осуществляется невербально. Невербальное общение, или язык тела включает в себя нашу мимику, жесты, зрительный контакт, позу и даже тон нашего голоса.

Способность понимать и использовать невербальную коммуникацию — это мощный инструмент, который поможет вам общаться с другими, выражать то, что вы действительно имеете в виду, ориентироваться в сложных ситуациях и строить лучшие отношения дома и на работе.

Невербальное общение, или язык тела, является жизненно важной формой общения. Когда мы взаимодействуем с другими, мы постоянно даем и получаем бесчисленные бессловесные сигналы. Все наше невербальное поведение — жесты, которые мы делаем, то, как мы сидим, как быстро или громко мы говорим, как близко мы стоим, как часто мы устанавливаем зрительный контакт — посылают сильные сигналы.

То, как вы слушаете, смотрите, двигаетесь и реагируете, говорит другому человеку, заботитесь ли вы о нем и насколько хорошо вы слушаете. Невербальные сигналы, которые вы отправляете, вызывают либо чувство интереса, доверия и желания общения, либо отсутствие интереса, недоверие и замешательство.

Сигналы невербальной коммуникации могут играть пять ролей:

  • Повторение : они могут повторять сообщение, которое человек делает устно
  • Противоречие : они могут противоречить сообщению, которое человек пытается передать
  • Замена:  могут заменить устное сообщение. Например, глаза человека часто могут передать гораздо более яркое сообщение, чем слова, и часто делают
  • Дополняющим : они могут добавлять или дополнять вербальное сообщение. Начальник, который похлопывает человека по спине в дополнение к похвале, может усилить воздействие сообщения. Например, стук по столу может подчеркнуть сообщение.

Невербальная коммуникация и язык тела в отношениях

Чтобы создать полноценные и прочные отношения, недостаточно слов. Невербальное общение оказывает огромное влияние на качество наших отношений. Навыки невербального общения улучшают отношения, помогая вам:

  • Точно читать других людей, включая эмоции, которые они испытывают, и невысказанные сообщения, которые они посылают.
  • Создайте доверие и прозрачность в отношениях, посылая невербальные сигналы, которые совпадают с вашими словами.
  • Отвечайте невербальными сигналами, которые показывают другим, что вы понимаете, замечаете и заботитесь.

К сожалению, многие люди посылают сбивающие с толку или негативные невербальные сигналы, даже не подозревая об этом. Когда это происходит, в наших отношениях теряется и связь, и доверие.

Рассмотрим случай с Арлин:

Арлин привлекательна и без проблем знакомится с подходящим мужчиной — проблема в том, чтобы удержать их! Арлин забавная и хороший собеседник, но, несмотря на то, что она постоянно смеется и улыбается, она излучает напряжение. Плечи и брови Арлин заметно приподняты, голос пронзительный, а тело жесткое на ощупь. Рядом с Арлин многие люди чувствуют себя некомфортно. У Арлин есть много интересного, что сводится на нет дискомфортом, который она вызывает у других.

Арлин красноречивая, привлекательная и с благими намерениями, но ей трудно общаться с другими, потому что она не осознает невербальные сообщения, которые она передает. Но она может сломать этот шаблон, если научится обращать внимание на бессловесные сигналы, которые она посылает и получает: 

Арлин замечает, что ее спутник постукивает пальцами, а она покачивает ногой и ступней. Он выглядит скучающим, а она вся напряжена. Сделав долгий глубокий вдох и глоток вина, она чувствует, как ее плечи опускаются, а челюсть расслабляется. Арлин наклоняется через стол и расплывается в теплой улыбке. Ее спутник улыбается в ответ, и их взгляды встречаются и замирают. Она также использовала свои новые наблюдательные навыки на работе, и теперь ей гораздо комфортнее общаться с другими людьми в такой обстановке.

Типы невербального общения и язык тела

Существует множество различных типов невербального общения. В совокупности следующие невербальные сигналы и подсказки сообщают о вашем интересе и вкладе в других.

Выражение лица

Человеческое лицо чрезвычайно выразительно, способно выражать бесчисленные эмоции, не говоря ни слова. И в отличие от некоторых форм невербального общения, выражения лица универсальны. Выражения лица для выражения счастья, печали, гнева, удивления, страха и отвращения одинаковы в разных культурах.

Движения тела и поза

Подумайте, как на ваше восприятие людей влияет то, как они сидят, ходят, стоят или держат голову. То, как вы двигаетесь и держитесь, передает миру огромное количество информации. Этот тип невербальной коммуникации включает в себя вашу позу, осанку, позицию и тонкие движения.

Жесты

Жесты вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Мы машем, указываем, маним и пользуемся руками, когда спорим или оживленно говорим, часто выражая себя жестами, не задумываясь. Однако значение жестов может сильно различаться в разных культурах и регионах, поэтому важно быть осторожным, чтобы избежать неправильного толкования.

Зрительный контакт

Поскольку зрительное восприятие доминирует у большинства людей, зрительный контакт является особенно важным типом невербального общения. То, как вы смотрите на кого-то, может сообщать о многих вещах, включая интерес, привязанность, враждебность или влечение. Зрительный контакт также важен для поддержания беседы и оценки реакции собеседника.

Прикосновение

Мы много общаемся посредством прикосновения. Подумайте о сообщениях, передаваемых следующим образом: крепкое рукопожатие, робкое похлопывание по плечу, теплое медвежье объятие, ободряющее похлопывание по спине, покровительственное похлопывание по голове или контролирующее пожатие вашей руки.

Пространство

Вы когда-нибудь чувствовали себя некомфортно во время разговора, потому что другой человек стоял слишком близко и вторгался в ваше пространство? У всех нас есть потребность в физическом пространстве, хотя эта потребность различается в зависимости от культуры, ситуации и близости отношений. Вы можете использовать физическое пространство для передачи множества различных невербальных сообщений, включая сигналы близости, агрессии, доминирования или привязанности.

Голос

Мы общаемся с помощью наших голосов, даже когда мы не используем слова. Невербальные звуки речи, такие как тон, высота тона, громкость, интонация, ритм и скорость, являются важными элементами коммуникации. Когда мы говорим, другие люди не только слушают наши слова, но и «читают» наши голоса. Эти невербальные звуки речи дают тонкие, но мощные ключи к разгадке наших истинных чувств и того, что мы на самом деле имеем в виду. Подумайте, например, как тон голоса может указывать на сарказм, гнев, привязанность или уверенность.

Важно не то, что вы говорите, а

как  вы говорите
  • Интенсивность . Отражение количества энергии, которую вы проецируете, считается вашей интенсивностью. Опять же, это так же связано с тем, что нравится другому человеку, как и с тем, что предпочитаете вы лично.
  • Время и темп . На вашу способность быть хорошим слушателем и выражать заинтересованность и вовлеченность влияют время и темп.
  • Звуки, передающие понимание . Такие звуки, как «а-а-а-а-а-а-а», произносимые с соответствующими жестами глаз и лица, сообщают о понимании и эмоциональной связи. Эти звуки больше, чем слова, являются языком интереса, понимания и сострадания.

Успешное использование языка тела и невербального общения


Советы по успешному невербальному общению:
  • Если вы чувствуете себя подавленным стрессом, сделайте перерыв.  Стресс ставит под угрозу вашу способность общаться. Когда вы находитесь в состоянии стресса, вы, скорее всего, неправильно интерпретируете других людей, отправляете сбивающие с толку или отталкивающие невербальные сигналы и впадаете в нездоровые модели поведения коленного рефлекса. Найдите минутку, чтобы успокоиться, прежде чем вернуться к разговору. Как только вы восстановите свое эмоциональное равновесие, вы будете лучше подготовлены к тому, чтобы справиться с ситуацией в позитивном ключе.
  • Обратите внимание на несоответствия.  Невербальное общение должно подкреплять сказанное. Если вы чувствуете, что кто-то нечестен или что-то «не так», возможно, вы замечаете несоответствие между вербальными и невербальными сигналами. Человек говорит одно, а язык его тела другое? Например, говорят ли они вам «да», качая головой «нет»?
  • Посмотрите на сигналы невербальной коммуникации как на группу.  Не придавайте слишком большого значения одному жесту или невербальному сигналу. Учитывайте все невербальные сигналы, которые вы отправляете и получаете, от зрительного контакта до тона голоса и языка тела. Соответствуют ли ваши невербальные сигналы тому, что вы пытаетесь сообщить?

Невербальное общение и язык тела: распространенные ошибки

  • Вы не хитры.  Будьте объективны в своих наблюдениях, чтобы убедиться, что вы не оскорбляете других, широко имитируя их речь или поведение. Помните, что большинство людей все время инстинктивно посылают и интерпретируют невербальные сигналы, поэтому не думайте, что вы единственный, кто осознает невербальные подводные течения. Наконец, оставайтесь верными себе. Помните о своем естественном стиле и не принимайте поведение, несовместимое с ним.
  • Вы блефуете. Думать, что вы можете блефовать, преднамеренно изменяя язык тела, может принести больше вреда, чем пользы. Если вы не опытный актер, вам будет трудно преодолеть неспособность вашего тела лгать. Всегда будут смешанные сообщения, признаки того, что ваши каналы коммуникации не совпадают. Это яркий пример утечки, которую так или иначе обнаружат другие.
  • Вы бросаетесь обвинять, основываясь только на языке тела.  Неверные обвинения, основанные на ошибочных наблюдениях, могут смущать и наносить ущерб, и для их преодоления может потребоваться много времени. Всегда проверяйте свою интерпретацию с помощью другого канала связи, прежде чем спешить. Вы можете сказать что-то вроде: «У меня такое ощущение, что вам не нравится такой образ действий. Хотите что-нибудь добавить к обсуждению?» Это должно выявить истинное сообщение и заставить человека признать правду или изменить язык тела.

Улучшение навыков невербального общения

Прежде чем вы сможете улучшить свои навыки невербального общения, вам необходимо выяснить, что вы делаете правильно и что можно улучшить. Самый эффективный способ — понаблюдать за собой в действии:

  • Видеокамера — Запишите на видео разговор между вами и партнером. Настройте камеру на запись вас обоих одновременно, чтобы вы могли наблюдать за невербальным обменом мнениями. Когда вы смотрите запись, сосредоточьтесь на любых несоответствиях между вашим вербальным и невербальным общением.
  • Цифровой фотоаппарат  — Попросите кого-нибудь сделать серию фотографий, пока вы разговариваете с кем-то еще. Просматривая фотографии, сосредоточьтесь на себе и на языке тела, мимике и жестах другого человека.
  • Аудиомагнитофон  – Запишите разговор между вами и другом или членом семьи. После прослушивания записи сосредоточьтесь на том, как говорится, а не на словах. Обратите внимание на тон, ритм, темп и другие звуки.

Когда вы смотрите или слушаете записи, задайте себе следующие вопросы:

Оценка ваших невербальных навыков общения

. отсутствует, слишком интенсивен или прямо в вас или в человеке, на которого вы смотрите?

Выражение лица

Что у тебя на лице? Оно похоже на маску и невыразительно или эмоционально присутствует и наполнено интересом? Что вы видите, когда смотрите в лица других?

Тон голоса

Излучает ли ваш голос теплоту, уверенность и восторг или он напряжен и заблокирован? Что вы слышите, когда слушаете других людей?

Поза и жесты

Ваше тело выглядит неподвижным и расслабленным или расслабленным? Ощущение степени напряжения в плечах и челюсти отвечает на этот вопрос. Что вы наблюдаете в отношении степени напряжения или расслабления в теле человека, с которым вы разговариваете?

Прикосновение

Помните, приятные ощущения относительны. Как вам нравится, когда к вам прикасаются? Кто тебе нравится, когда к тебе прикасаются? Очевидна ли для вас разница между тем, что нравится вам, и тем, что нравится другому человеку?

Интенсивность

Вы или человек, с которым вы общаетесь, кажетесь плоскими, хладнокровными и незаинтересованными или чрезмерными и мелодраматичными? Опять же, это так же связано с тем, что нравится другому человеку, как и с тем, что предпочитаете вы лично.

Время и темп

Что происходит, когда вы или близкий вам человек делаете важное заявление? Ответ — не обязательно вербальный — приходит слишком быстро или слишком медленно? Существует ли легкий поток информации туда и обратно?

Звуки

Используете ли вы звуки, чтобы показать, что вы обращаете внимание на другого человека? Улавливаете ли вы звуки от других, которые указывают на их заботу или заботу о вас?

Источник: Язык эмоционального интеллекта, Джин Сигал, доктор философии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *