1.2 Виды ценностей
Мир ценностей сложен и трудноописуем. Ценности разнообразны и неоднородны. В аксиологии предложены различные варианты их классификации.
Г. Риккерт, один из родоначальников аксиологии, разделял все ценности на шесть классов: логические (в научных достижениях), эстетические (в произведениях искусства), мистические (в культах), религиозные, нравственные, личностные.
Философ и психолог Г. Мюнстерберг в начале XX в. предложил различать два типа ценностей — жизненные (например, любовь, счастье) и культурные (например, поэзию, музыку), а в каждом из этих типов — логические, эстетические, этические и метафизические ценности.
Один из видных немецких философов XX в. М. Шелер выстраивал ценности в иерархию: на низшей ее ступени находились ценности чувственные («приятное»), над ними — жизненные, или витальные («благородное»), еще выше — духовные, в том числе эстетические («прекрасное»), морально-правовые («справедливое»), гносеологические («истинное»), а на верхней ступени — религиозные («святое»).
Французский аксиолог И. Гобри выделил в качестве основных четыре ценности: пользу, красоту, истину и добро.
В современной отечественной литературе по культурологии свой вариант классификации ценностей предлагает Б. Ерасов: 1) витальные -жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.; 2) социальные — семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.; 3)политические — гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.; 4)моральные — добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т.п. 5) религиозные — Бог, Священное Писание, вера и пр.; 6) эстетические — красота, стиль, гармония и др.
В книге Г. Выжлецова выделяются четыре класса ценностей:
1) духовные (в религии, нравственности, искусстве), 2) социальные (политические, правовые, моральные), 3) экономические и 4) материальные.
У каждого человека, начиная с детства, образуются личные ценностные ориентации, т. е. ценностные представления, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей и определяет, какие из ценностей являются для него более значимыми, а какие менее. Сознательно или бессознательно люди стремятся как-то организовать свои ценностные ориентации, привести их в более или менее логически упорядоченную иерархическую систему.
Система ценностных ориентации личности, образуется на основе господствующих в культуре ценностных представлений. Каждый индивид в силу его врожденных и приобретенных особенностей и под влиянием личных жизненных обстоятельств упорядочивает их по-своему, но социологические исследования показывают, что у социальных групп, живущих в сходных социокультурных условиях, формируются иерархически упорядоченные структуры ценностных ориентации, которые имеют типичный для данной группы характер.
В системе ценностных ориентации личности следует различать финальные, инструментальные и производные ценности.
Финальные ценности — это высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Они являются конечными целями человеческих устремлений, главными жизненными ориентирами; направленность на такие ценности определяет ведущие интересы личности и смысл всей ее жизни. Это самоценности, которые ценны сами по себе, а не потому, что служат средством для достижения каких-либо иных ценностей. Стремление к ним не нуждается ни в каких обоснованиях — наоборот, стремление к другим ценностям обосновывается тем, что они позволяют приблизиться к финальным ценностям: это, например, человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота, счастье, любовь, дружба, честь и достоинство личности, законность, гуманизм…
Инструментальные ценности представляют собой средства и условия, необходимые в конечном счете, для достижения и сохранения финальных ценностей. Инструментальные ценности имеют утилитарный характер, определяемый пользой. Они ценны, поскольку полезны для достижения какой-то цели.
Производные ценности — это следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних. Например, подарок — производная ценность, знак любви, дружбы, уважения. Производной ценностью являются медаль или грамота, символизирующие заслуги, которыми человек гордится.
Ценности во многих случаях оказываются несовместимыми друг с другом. Человек нередко вынужден ради одних ценностей жертвовать другими. С проблемой выбора альтернативных ценностей люди постоянно сталкиваются в условиях повседневной жизни. Иногда в столкновение друг с другом приходят и финальные ценности.
В структуре ценностных ориентаций личности на вершине иерархии находятся высшие, финальные ценности. На более низких уровнях иерархии расположены инструментальные и производные ценности. Но у разных людей эта иерархия строится по-разному. Одна и та же ценность может быть финальной для одного человека и инструментальной для другого.
Какими бывают виды ценностей. Понятие и виды человеческих ценностей
Ценность — это значимость, важность, полезность и польза чего-либо. Внешне она выступает как одно из свойств предметов или явлений. Но их полезность и значимость присущи им не в силу их внутренней структуры, то есть не даны от природы, они — не что иное, как субъективные оценки конкретных свойств, вовлеченных в область общественного бытия. Люди в них заинтересованы и испытывают потребность в них. В Конституции Российской Федерации написано, что высшей ценностью является сам человек, его свобода и права.
Употребление понятия ценности в различных науках
В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Так, например, философия рассматривает понятие ценности следующим образом: это социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. В психологии же под ценностью понимают все те объекты окружающего индивид социума, которые представляют для него ценность. Этот термин в данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А вот в социологии под ценностями понимают те понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди. Как видите, и в данном случае прослеживается связь с мотивацией. К тому же, с точки зрения этих социальных наук, существуют следующие виды ценностей: материальные и духовные. Последние также называются вечными ценностями. Они не осязаемы, но иногда имеют гораздо большее значение для общества, чем все материальные предметы вместе взятые. Конечно же, они не имеют ничего общего с экономикой. В данной науке понятие ценности рассматривается как стоимость предметов. При этом различают два его типа: потребительная и меновая стоимость. Первые представляют ту или иную ценность для потребителей в зависимости от степени полезности товара или его способности удовлетворять человеческие потребности, а вторые ценны тем, что пригодны для обмена, а степень их значимости определяется тем соотношением, которое получается при эквивалентном обмене. То есть чем больше человек сознает свою зависимость от данного объекта, тем его ценность выше. Люди, живущие в городах, всецело зависят от денежных средств, поскольку они им необходимы для приобретения самых необходимых товаров, а именно еды. Для сельских жителей денежная зависимость не так велика, как в первом случае, поскольку необходимые для жизнедеятельности продукты они могут получить независимо от наличия денег, например, с собственного огорода.
Общечеловеческие ценности: примеры, 4 класс. Наука,…
Общечеловеческие ценности – теоретически существующая некая система моральных норм, содержание…
Различные определения ценностей
Самым простым определением данного понятия является высказывание, что ценности – это все те предметы и явления, которые способны удовлетворить человеческие потребности. Они могут быть и материальными, то есть осязаемыми, а могут быть абстрактными, как любовь, счастье и т. д. Кстати, совокупность ценностей, которые присущи тому или иному человеку или группе, называются системой ценностей. Без нее любая культура была бы бессмысленной. А вот другое определение ценности: она является объективной значимостью многообразия компонентов (свойств и признаков того или иного предмета или явления) действительности, которые определяются интересами и потребностями людей. Главное, чтобы они были необхоимы человеку. Однако ценность и значимость не всегда являются эквивалентами. Ведь первая бывает не только позитивной, но и негативной, а вот ценность – она всегда позитивна. Не может то, что удовлетворяет потребности людей, быть негативным, хотя и здесь все относительно…
Представители австрийской школы считают, что основные ценности — это конкретное количество товаров или благ, которые необходимы для удовлетворения потребностей человека. Чем больше человеком осознается его зависимость от наличия данного объекта, тем выше его ценность. Одним словом, здесь важны взаимоотношения между количеством и надобностью. Согласно этой теории, блага, которые существуют в неограниченном количестве, например, вода, воздух и т. д., не имеют особой значимости, поскольку являются неэкономическими. А вот блага, количество которых не удовлетворяет потребности, то есть их имеется меньше, чем нужно, представляют настоящую ценность. Данный взгляд имеет как многих сторонников, так и противников, которые в корне не согласны с данным мнением.
Общечеловеческие ценности: мечта или реальность?
Общечеловеческие ценности – это форма применения нравственных стандартов, которая связана с…
Переменчивость ценностей
Эта философская категория имеет общественную природу, поскольку формируется в процессе практики. В связи с этим ценности имеют свойство изменяться с течением времени. То, что было значимым для этого общества, может не быть таковым для будущего поколения. И это мы видим на собственном опыте. Если оглянуться в прошлое, то можно заметить, что ценности поколений наших родителей и нашего во многом отличаются друг от друга.
Основные виды ценностей
Как уже было отмечено выше, основными видами ценностей являются материальные (способствующие жизни) и духовные. Последние дарят человеку моральное удовлетворение. Основные виды материальных ценностей — это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и т. д.) и блага более высокого порядка (средства производства). Однако и те и другие способствуют жизнедеятельности общества, а также повышению качества жизни его членов. A духовные ценности нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.
Роль ценностей в жизни общества
Данная категория, помимо того, что представляет некую значимость для общества, также играет определенную роль. Например, освоение человеком различных ценностей способствует приобретению социального опыта, в результате чего он приобщается к культуре, а это, в свою очередь, влияет на формирование его личности. Другой важнейшей ролью ценностей в обществе является то, что человек стремится к созданию новых благ, при этом сохраняя старые, уже существующие. Кроме того, ценность мыслей, поступков, различных вещей выражается в том, насколько они важны для процесса общественного развития, то есть прогресса общества. А на личностном уровне – развития и самосовершенствования человека.
Классификация
Существует несколько классификаций. Например, по видам потребностей. Согласно ей различают материальные и духовные ценности. А вот по их значимости последние бывают ложные и истинные. Классификация также проводится по сферам деятельности, в зависимости от их носителя, и по времени действия. Согласно первой различают экономические, религиозные и эстетические, второй — общечеловеческие, групповые и ценности личности, а третьей – вечные, долговременные, кратковременные и сиюминутные. В принципе, есть еще и другие классификации, но они слишком узки.
Материальные и духовные ценности
Относительно первых мы уже успели рассказать выше, с ними все понятно. Это все материальные блага, которые нас окружают, которые делают нашу жизнь возможной. Что же касается духовных, то они являются составляющими внутреннего мира людей. И исходными категориями здесь являются добро и зло. Первые способствуют счастью, а вторые – все то, что ведет к разрушению и является причиной недовольства и несчастий. Духовные – это и есть истинные ценности. Однако чтобы быть таковыми, они должны совпадать со значимостью.
Религиозные и эстетические ценности
Религия основывается на безусловной вере в Бога, и она не требует никаких доказательств. Ценности в этой сфере – это ориентиры в жизни верующих, которые обусловлены нормами и мотивами их поступков и поведения в целом. А эстетические ценности — это все то, что доставляет человеку удовольствие. Они имеют непосредственное отношение к понятию «красота». Они связаны с творчеством, с искусством. Прекрасное является основной категорией эстетической ценности. Творческие люди посвящают свою жизнь созданию прекрасного, причем не только для самих себя, но и для других, желая этим доставить окружающим истинную радость, восторг, восхищение.
Личностные ценности
Каждый человек имеет собственные личностные ориентации. И они у разных людей могут в корне отличаться. То, что имеет значимость в глазах одного, для другого может быть отнюдь не ценным. Например, классическая музыка, которая приводит в состояние экстаза любителей данного жанра, кому-то может показаться скучной и неинтересной. На ценности личности имеют большое влияние такие факторы, как воспитание, образование, круг общения, окружающая среда и т. д. Конечно, наиболее сильное воздействие на личность оказывает семья. Это та среда, в которой человек начинает свое первичное развитие. Первое представление о ценностях он получает именно в своей семье (групповые ценности), однако с возрастом он может принять некоторые из них и отвергнуть другие.
К личностным относятся следующие виды ценностей:
- те, которые являются компонентами смысла жизни человека;
- наиболее общие смысловые образования, которые основываются на рефлексах;
- убеждения, которые имеют отношение к желательному поведению или к завершению чего-то;
- предметы и явления, к которым индивид питает слабость или просто неравнодушен;
- то, что имеет важность для каждого человека человека, и то, что он считает своей собственностью.
Вот такими бывают виды ценностей личности.
Новый подход к определению ценностей
Ценности — это мнения (убеждения). Так считают некоторые ученые. Согласно им, это необъективные и холодные идеи. А вот когда они начинают активироваться, то смешиваются с чувствами, при этом получая определенный окрас. Другие же считают, что главные ценности — цели, к которым стремятся люди — равенство, свобода, благосостояние. А также это образ поведения, способствующий достижению данных целей: милосердие, сопереживание, честность и др. Согласно этой же теории, истинные ценности должны выступать как некие стандарты, руководящие оценкой или выбором людей, поступков и событий.
ТИПЫ ЦЕННОСТЕЙ — ПОНИМАНИЕ
Классификация ценностей всегда была сложной задачей, поскольку не существует жесткого и быстрого правила для классификации значений, поскольку они тесно взаимосвязаны. Ниже приведены некоторые из важных значений.
- Личные ценности – Это личное для человека как с точки зрения их владения, так и с точки зрения их использования. Это желание, которое лелеет человек независимо от его социальных отношений. Эти ценности делают человека хорошим для себя. Примеры: амбициозность, чистоплотность, дисциплина и т. д.
- Семейные ценности – Семья как социальный институт основана на определенной универсальной системе ценностей, которые взращиваются и взращиваются в рамках семейной системы. В основном эти ценности исходят от семьи, в основном отцов, которые передают эти ценности своим детям, которые в дальнейшем передают эти ценности будущему поколению.
- Социальные ценности – Это относится к определенному поведению и убеждениям, которые являются общими для определенных культур и социальных групп. Эти ценности полезны для общества и составляют основу отношений человека с другими людьми в обществе. Примеры: вежливость, благотворительность, гражданский долг и т. д.
- Моральные ценности – Эти ценности составляют отношение и поведение , которые общество считает необходимыми для сосуществования, порядка и общего благополучия. Это позволяет человеку проводить различие между правильным и неправильным, хорошим и плохим и т. д. Примером может служить честность, справедливость, человеческое достоинство и т. д.
- Этические ценности — Этические ценности — это набор моральных принципов, которые люди, профессиональная сфера или форма человеческого поведения. Эти ценности предполагают моральное мужество и способность действовать в соответствии со своими моральными убеждениями даже с риском для финансовой, эмоциональной или социальной безопасности. Они связаны с нашим личным поведением с нашими ближними. Все моральные ценности также охватываются этическими ценностями.
- Духовные ценности – относится к процессу размышления о нематериальных измерениях жизни и обретения понимания личного опыта. Они воздействуют на человека в его отношениях с самим собой и связаны с реализацией «Я» и единением с «Божеством». Примеры: истина, красота, добро и т. д.
- Культурные ценности – Культурные ценности – это стандарты того, что является приемлемым или неприемлемым, важным или неважным, правильным или неправильным в обществе. Это придает большое значение сохранению культурных обычаев, церемоний, традиций и т. д., которым может угрожать материалистическая культура современности. Примеры: гостеприимство, социальный порядок, терпимость и т. д.
- Транскультурные ценности – Ценности, которые на практике схожи между различными культурами во всем мире. Их можно отнести к категории универсальных ценностей, поскольку эти ценности соблюдаются во всех культурах.
- Внутренние ценности – Они являются самоцелью, а не средством для достижения какой-либо другой цели. В иерархии человеческих ценностей эти ценности стоят на самом высоком месте и выше всех других жизненных ценностей. Примеры: добро, красота, счастье, блаженство и т. д.
- Инструментальные ценности — Это такие ценности, которые полезны для получения с их помощью какой-либо другой выгоды, такой как экономическая выгода или повышение статуса. Говорят, что субъект имеет инструментальную ценность, когда его преследуют не ради самого себя, а ради каких-то целей, выходящих за его пределы. Примером может служить образование для успеха в жизни, политическая власть для служения обществу и т. д.
- Эстетические ценности – Он стремится подражать красоте Божества посредством искусства. Вещи и действия, доставляющие радость красоты, являются эстетическими ценностями. Например, красота, вкус, архитектура и т. д.
- Демократические ценности – Эти ценности характеризуются уважением к личности, равным отношением ко всем, обеспечением равных социальных, политических и религиозных прав для всех, беспристрастностью и социальной справедливостью и уважением к демократическим институтам.
- Бесценность – Ценности, которые деморализуют и подрывают человеческий рост и развитие, могут быть названы бесценными. Сюда входят ревность, зависть, месть и т. д.
12 типов основных ценностей и их значение
Типы ценностей Можно классифицировать на общечеловеческие, человеческие, личностные, семейные, социокультурные, нравственные, этические, эстетические, духовные, материальные, экономические и прагматические.
Ценности Принципы, определяющие поведение людей и служащие ориентиром в развитии организации или общества.
Каждый человек со своими особенностями должен взаимодействовать с другими, стремясь к тому, чтобы отношения были как можно более сбалансированными.
Именно здесь важны общие ценности, поскольку это означает, что члены сообщества понимают, принимают и разделяют коды, которые гарантируют им сосуществование в гармонии и взаимном уважении.
Ценности — это набор убеждений, которые мы внедрили, чтобы иметь возможность жить достойно; Дайте нам руководство для формулирования индивидуальных и коллективных целей и задач, которые соответствуют нашим личным чувствам и убеждениям.
Человеческие ценности передаются из поколения в поколение через воспитание и пример.
Дети учатся тому, чему их учат дома и в школе, но они также подражают тому, что видят пожилые люди, поэтому в доме с твердыми ценностями должно быть соответствие между тем, что говорится, и тем, что делается .
В организационной сфере ценности компании являются продуктом исчерпывающего предварительного анализа и доводятся до каждого сотрудника с момента ее регистрации. Это должно не только принять эти ценности, но и общаться с ними, чтобы обеспечить их адаптацию и хорошую работу внутри компании.
Ценности закладывают основу для регулирования нашего поведения и тем самым обеспечения коллективного благополучия. Они всегда имеют положительный оттенок; Те, что имеют отрицательную коннотацию, называются «антиценностями».
Аксиология — раздел философии, изучающий ценности.
Различные типы человеческих ценностейЦенности представляют собой субъективные интерпретации удовольствия или неприязни; Эти интерпретации становятся правильно сказанными ценностями в тот момент, когда они осуществляются индивидуумом.
Существует много типов ценностей, от наиболее общепринятых большинством людей, независимо от расы, религии или места проживания, до очень личных и сокровенных, присущих каждому человеку.
Вот список самых важных.
Универсальные ценностиЭто набор норм сосуществования, которые действительны, приняты сообществом в определенное время, но также разделяются подавляющим большинством людей во всем мире.
Это основные принципы, вокруг которых устанавливаются основные правила уважения, принятия и хорошего поведения людей. К числу этих универсальных ценностей относятся:
— Истина : Согласие или согласие между тем, что думают, что говорят, что чувствуют и что делают.
— Ответственность : Это моральное обязательство отвечать за наши действия, никто нас не обязывает, но за «должно быть».
— Справедливость : Знайте и принимайте, какая часть правильная, и отдавайте ее по праву.
— Свобода : Основополагающий принцип и неотъемлемое право человека действовать и мыслить в соответствии со своими собственными критериями и волей, без того, чтобы ничто или никто не ограничивал нас.
Доброта : Неотъемлемое качество человека, когда добро преобладает над любым другим чувством.
— Честность : Человеческое качество, благодаря которому поступки в вашей жизни связаны с честностью, правдой, справедливостью и праведностью.
— Любовь : Добродетель, позволяющая чувствовать и выражать чувства доброты, привязанности и сострадания.
— Дружба : Чувство привязанности и близости между людьми, которые разделяют определенную близость.
Уважение : Принятие, внимание и деликатность в обращении с людьми, животными и окружающей средой благодаря признанию их качеств или достоинств.
— Доверие : Надежда, безопасность или акт веры от одного человека к другому или к их окружению.
— Солидарность : Это моральное обязательство, которое люди приобретают, чтобы помогать себе и поддерживать друг друга и посвятить себя общему делу.
— Понимание : Способность человека поставить себя на место другого и понять его точку зрения.
Эти универсальные ценности, основополагающие принципы сосуществования, принимаются и применяются людьми в различных областях, так что, в зависимости от случая, они приобретают другие названия, такие как человеческие, личные или семейные ценности.
На самом деле, все -описанные ранее и те, которые будут названы ниже- Являются универсальными и фундаментальными ценностями ; Для практических целей мы разделили их следующим образом.
Человеческие ценностиНормы и принципы, которым нас учат с рождения и которые растут как неотъемлемая часть нашего существа. К этим значениям можно добавить:
— Смирение
— Верность
— Чувствительность
— Благоразумие
— Воля
Личные ценностиПомимо ценностей, привитых на протяжении всей нашей жизни, каждого человека и его убеждений , адаптирует их уникальным и личным образом.
Это тоже во многом определяется личным опытом каждого. Таким образом, «хорошее» и «плохое», правильное и неправильное могут иметь много оттенков серого с личной точки зрения каждого человека 9.0003
Это и будет определять их поведение и лучшую или худшую их адаптацию в межличностных, трудовых и социальных отношениях. Некоторые из этих значений:
— Верность
— Благодарность
— Дисциплина
— Терпение
— Постоянность
— Эмпатия
6666667 — понимание— Эмпатия
6666666666 гг. Семейные ценностиЭто набор верований, принятых и практикуемых в семье, продукт традиции и особого опыта. Некоторые семейные значения:
— Союз
Соответствует
— Джой
— Искренность
Социокультурные значенияСоциокультура общества, разделяющего общие коды.
Благодаря им могут быть установлены отношения уважения и гармонии между многими людьми, которые могут мыслить по-разному и иметь разную историю, но понимают и уважают общие нормы.
Эти значения, в дополнение к вышеупомянутым, также могут быть:
— Патриотизм
— Культурная идентичность
— Самоконтроль
— Пунктуальность
-Service Aroption — Purnatuality
-0007
— Щедрость
Моральные ценностиМоральные ценности служат для принятия решений, основанных на этике. Мораль говорит нам, как действовать в конкретных ситуациях, и позволяет нам ответить на вопрос «что нам делать?» перед лицом каждой ситуации.
Моральные ценности стремятся к счастью И самореализации через доброту, честность и другие человеческие добродетели, с преобладанием свободы, направляемой разумом.
Этические ценностиЭтика принимает меры в зависимости от моральных убеждений человека. По сути, это те же моральные ценности, но, если хотите, в более прагматичной области.
Нравственные ценности действуют в более философском поле, более внутреннем для человека и тогда решения и действия, принимаемые в результате их отражения, определяют их этические ценности.
Но, в известном смысле, все общечеловеческие или личностные ценности являются, короче говоря, этическими ценностями, поскольку они несут сильное моральное бремя.
Эстетические ценностиОни имеют конечной целью красоту, и для ее получения задействованы другие аспекты, такие как гармония и равновесие. Это относится к физическим свойствам, которые производят эстетическое удовольствие.
Духовные и религиозные ценностиЭто верования, которые даны верой, а не столько конкретными нормами или законами или созданы людьми для обеспечения порядка.
Они связаны с нематериальными и нематериальными аспектами, но могут стать очень глубокими и управлять поведением человека в других аспектах его жизни. Здесь мы находим в основном Веру и Святость.
Материальные ценностиКак следует из названия, эти ценности связаны не с философскими, моральными или мыслительными аспектами, а с конкретными элементами, которые сосуществуют с людьми и помогают им существовать и жить более комфортно.
Эти ценности связаны с материальными благами, которые покрывают основные потребности, такие как одежда, еда, здоровье и отдых.
Экономические ценностиКогда говорят об экономической ценности, обычно имеют в виду материальную, коммерческую или денежную стоимость какого-либо товара или физического объекта.
Этот термин в основном используется для обозначения того, что связано с накоплением богатства или материальным ростом.
Прагматические ценностиПрактическая ценность вещей, их функциональность или возможность использования, атрибуты, которые делают предмет полезным или облегчают выполнение какой-либо задачи.