54 признака гордыни
Гордость и Гордыня — веточки одного корня, да плоды на них разные…
Гордыня — непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм (Толковый словарь)
Гордыня отличается от простой гордости тем, что ослепленный гордыней человек хвалится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Это самонадеянность человека, вера в то, что он всё может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по воле Бога. Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает. В гордыне человек не благодарит Бога за всё то, что имеет (например слух, зрение, жизнь) и получает (например пропитание, кров, детей).
Другими словами, гордыня — это когда вместо Бога, который находится в центре картины бытия, в этот центр становлюсь я сам. И вся картина мира тогда искажается, потому что в центре-то всё равно Бог, это только в моём представлении всё как-то по-другому.
Все религии признают это качество одним из самых серьезных смертных грехов. Оно лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть и гнев. Например, стремление к обогащению (Алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей, он завидует (Зависть), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то жил лучше его, он раздражается и сердится (Гнев), когда другой человек не признает его превосходства и т. д. Именно поэтому почти все богословы ставят гордыню на первое место в черном списке грехов.
Но, тем не менее, разглядеть её в себе порою очень сложно. Потому что грань различия между гордостью и гордыней иногда очень тонкая. Как говорится «Уважая своё я — вы можете не заметить, как плюете в души окружающих вас людей… чрезмерно уважаемое эго — это и есть гордыня.
»
«Гордыня предшествует падению.» (Английская поговорка)
Итак, как говорится, врага нужно знать в лицо. И тщательно изучая признаки гордыни, мы можем начать медитировать на них и отслеживать их проявления в нашем сердце. Это очень поможет нам развивать благоприятные качества, такие как смирение, уважение, и будет способствовать гармонизации наших отношений с этим миром и укреплять нас на духовном пути. Потому что наша гордыня помогает нам видеть в людях плохое и мешает увидеть хорошее.
«Спящие грезят о собственной значительности. Пробужденные же становятся проводниками значительности мироздания для всё ещё спящих.»
Данный список «отличительных» признаков гордыни составлен по семинару Шри Джишну прабху (Сергея Тимченко) «54 признака гордыни».
Гордыня — это:
1. Непреложность того факта, что ты всегда прав. Уверенность в собственной постоянной правоте (непогрешимость).
2. Покровительственное отношение к другим, отношение свысока.
3. Чувство собственной важности.
4. Унижение себя и других.
5. Мысль о том, что ты лучше других, хвастовство.
6. Приписывание себе трудов и заслуг других людей.
7. Умение поставить соперника в невыгодное положение, управление людьми для достижения желаемого.
8. Контроль за ситуацией, но без несения ответственности за ситуацию.
9. Надменное отношение, суетность, стремление часто смотреться в зеркало.
10. Выставление напоказ достатка, одежды и пр.
11. Непозволение другим помогать себе и неготовность работать вместе с другими.
12. Привлечение к себе внимания.
14. Обидчивость.
15. Излишняя чувствительность или бесчувственность.
16. Чрезмерная занятость своей персоной.
17. Мысли о том, что другие думают или говорят о тебе.
18. Использование слов, которые слушатель не понимает, и ты об этом знаешь.
19. Ощущение своей никчемности.
20. Отказ измениться или мысль о том, что тебе не стоит изменяться.
21. Непрощение себя и остальных.
22. Разделение людей на иерархические уровни — кто лучше или важнее,
затем поведение в соответствии с иерархией.
23. Мысль о том,что ты важнее других, когда делаешь конкретную работу.
24. Брать на себя непосильную работу.
25. Недоверие к людям, Богу, Посланникам и Владыкам.
26. Состояние озабоченности тем, какое впечатление ты производишь на других.
27. Мысль о том, что ты выше закона и есть особый сын Бога.
29. Работа сверх всякой меры, т.е. столько, что физическое тело не выдерживает.
30. Изменение манеры поведение в зависимости от того, с кем говоришь.
31. Неблагодарность.
32. Игнорирование «малых людей».
33. Невнимание.
34. Неосознание своей гордыни и духовных проблем.
35. Наличие раздражительного тона.
36. Повышение голоса в злобе и досаде.
37. Мысль о том,чтобы проучить кого-либо, или речь о третьем лице в унизительном тоне.
38. Неподчинение воле Бога.
39. Недостаток самоуважения.
40. «Что ты мог бы для меня сделать?».
41. Безрассудство и безумство.
42. Наличие отношения «мой брат есть хранитель меня», обратная позиция «я есть хранитель моего брата».
43. Нечестность по отношению к себе и другим
44. Неспособность пойти на компромисс.
45. Желание всегда оставить последнее слово за собой.
46. Нежелание делиться своими знаниями с тем, чтобы иметь возможность контроля.
47. Невнимание к физическому телу или чрезмерное внимание к нему. Невнимание к своей душе.
48. Мысль о том,что ты должен это сделать, т.к. никто другой не сможет сделать это лучше.
49. Указание на ошибки другого в тоне осуждения.
50. Мысль о необходимости спасать других от их проблем (и мысль и действие).
51. Предубежденность к людям в зависимости от внешнего вида, цвета кожи и пр.
52. Гордость от занимаемого положения.
53. Чрезмерное уважение к себе.
54. Сарказм.
Статьи по психологии: Виды гордыни
ГОРДЫНЯ — удивительное качество в человеке.
Оно удерживается на одном основном законе видения мира, а проникает почти во все области человеческого существования.
…Этот закон — ценность индивидуального отличия одного человека от другого и от всех. Если человек живет этим законом (а живут им в разной степени почти все люди), то гордыня неизменно расцветает.
В эзотерической литературе Рудольф Штейнер дает интересные сведения о начале появления этого качества на нашей планете.
Он пишет, что когда-то люди были очень подобны, совсем не интересовались вопросом отличия друг от друга, имели неразрывную связь со своей душой, духом и Богом. Этой связью они жили в гораздо большей степени, чем отражением себя в глазах других людей.
Потом появились в астрале Земли сущности, названные Люцеферическими. Они долго и тщательно обрабатывали сознание людей, внедряя им идею о том, что отличаться от других своими достоинствами — нужное, ценное качество, к которому и надо стремиться. Эти сущности происходят, видимо, из антимира, из другой Вселенной. В конце концов люди поверили их напевам и стали интересоваться отличиями, причем интересоваться эмоционально.
Это даже толкнуло людей на каком-то этапе вперед в развитии, ускорило их прогресс в ряде областей, но привело к столкновению и различным последствиям, в результате которых мир стал приближаться к его сегодняшнему состоянию.
Все это было довольно давно — приблизительно во времена первой цивилизации на Земле — Арктиды. Люциферические сущности, окончив свою работу, обеспечили себе возможность получать энергию от тех людей, которые стали жить их законом и передавать его из поколения в поколение, от цивилизации к цивилизации.
Они и сегодня питаются нами, когда мы проявляем качество гордыни.
Люди любят доить коров и пить молоко, а кто-то любит доить чакры людей и пить эмоциональную энергию — в природе много удивительных параллелей.
В сегодняшней ситуации гордыня продолжает играть не только отрицательную, но в чем-то и положительную роль.
Возьмем, к примеру, ситуацию, когда в школе слабого мальчишку держат за «шестерку», шпыняют, дразнят и так далее.
Рано или поздно чувство собственного достоинства (это не гордыня, а природное качество), соединившись в нем с гордыней, гневом, возмущением, может взять верх над страхом и он сбросит угнетателей.
… Здесь гордыня — двигатель эволюции.
Очень сильный страх владеет людьми, которые только в первый раз родились в человеческом теле, рождаясь раньше зверюшками. Они еще не совсем люди — они оборотни из животных в люди. Им надо победить стадный страх, страх голода, жадность. Если гордыня поможет им победить свой страх — они станут людьми, если нет — могут опять родиться зверюшками. Для них гордыня может быть полезной.
Для людей более высокого уровня духовного развития гордыня играет сегодня двойную роль.
Положительная часть: гордыня толкает людей обгонять кого-то по умственному, физическому, эмоциональному развитию.
Отрицательная часть — она возводит стенки между людьми, мешает чувствовать и понимать друг друга, приводит к ссорам и вражде.
Но вот если говорить о людях, стремящихся к духовной эволюции, то для них гордыня уже не стимул, а тормоз. Эти люди стремятся к единству, к духовной жизни, а фиксация на индивидуальных ОТЛИЧИЯХ и накачка на себя эмоциональной энергии других людей приводит к стабилизации на невысоком уровне.
…Тонкие тела человека должны быть наполнены вселенской любовью, чистыми природными и космическими энергиями, если он хочет успешно продвигаться, а наполнение их эмоциональной энергией через гордыню и другие качества вроде страха, корысти сильно мешают продвижению.
ГОРДЫНЯ напоминает хитроумную грибницу, проникающую своими корнями-щупальцами в разные области человеческой психики.
Это происходит с самого детства, когда ребенку перетекает видение мира от родителей и окружающих. Фундамент закладывается в словах: «Ты же мальчик! Веди себя достойно», «Как тебе не стыдно, ты же хороший мальчик, нельзя жадничать, отдай девочке игрушку», «Придут гости, ты должен быть красиво одет и не стучи вилкой по тарелке — это неприлично. » и т.д.
Прежде всего надо увидеть, что ГОРДЫНЯ — это хищник.
Хищник, который охотится за энергией людей, предназначенной по природе своей совсем для других задач.
Гордыня в нашем восприятии часто видится невинным хвастовством, игровым азартом, веселым выпендриванием перед другими людьми, но это всего лишь маскировка.
Жизнь дарит тебе МИР , чтобы ты сделал его ПРЕКРАСНЫМ !
Всмотритесь на такую ГЛУБИНУ ПРОЯВЛЕНИЯ Гордыни у себя и своих знакомых.
Надо только немного честности и смелости, чтобы провести эту работу и увидеть хищника лицом к лицу в глубине себя самого. Причем этот хищник охотится за энергией ваших же друзей, которых другой частью своего существа вы, возможно, любите…
Теперь рассмотрим ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ГОРДЫНИ ВНУТРИ человека.
Предположим, что кто-то не умеет танцевать и давно хочет научиться.
…Вот он пришел в студию и начал работать. В начале все его внимание и мысли были сосредоточены на движениях, музыке, ритме. Когда он чему-то научился, то появилось удовольствие от движений, от того, как
перетекает в нем энергия вместе с музыкой.
== И вот тут из подсознания начали выходить интересные обрывки мыслей:
— «Как я красиво танцую! Надо будет показать знакомым!»,
— «А они так не умеют…»,
— «Пусть полюбуются, знай наших!» и тому подобное.
==Человек продолжает учиться танцевать, получает удовольствие, 90% его внимания сосредоточено на танцах, а 10% уже удерживает гордыня, становясь, конечно, стимулом для занятий, но стимулом не чистым с точки зрения духовного развития.
…Щупальцы гордыни быстро и незаметно для нетренированного сознания прокладывают себе дорогу в осваиваемую человеком новую область танцев, закрепляются в ней и начинают охотиться за энергией славы, блеска, престижа.
Так живет человек с детского сада до пенсии, а дорогу для гордыни открывает закон сравнения, закон, гласящий: «Быть лучше кого-то в чем-то имеет смысл».
Одно дело, когда человек стремится быть совершеннее, т. е. развить свое сознание, быть ближе к Богу, к источнику существования, открыть тайны природы, войти в мир любви — это духовный стимул, а другое дело, когда человек стремится быть совершеннее,чтобы «утереть нос» Васе, Кате, Коле и другим.
Если человек не научится очень ясно и четко видеть в себе различие этих стимулов, распознавать их в каждый конкретный момент своего медитативного осознания, то его духовный прогресс не выйдет к высшим безличностным уровням бытия.
Но следует помнить и главное — видеть коварство гордыни.
Ее тонкая игра строится на том, что, вытесняемая с одного уровня, она тут же стремится занять другой — причем более высокий.
Это называется ловушка самоуничижения.
В нее попадались многие мистики и религиозные деятели прошлого. Об этом писали христианские подвижники.
…Если, хотя бы где-то глубоко внутри идут мысли: «Я выше этих людей, ибо я могу выглядеть слабым, а они нет», то гордыня тут же подпитывается уже в новой области ваших наработок.
Настоящая отработка гордыни происходит тогда, когда вы в каждый момент времени видите свои внутренние импульсы: «Я лучше», «Я выше», «Я умнее», «Я хороший», «Я глубоко понимаю, тоньше чувствую», и за этими импульсами постоянно видите хищника внутри себя, охотящегося за вашей энергией и энергией окружающих.
Для этого нужна честность, смелость и безжалостность по отношению к себе самому.
Только такой глубокий холодный взгляд в себя уничтожает гордыню — она съеживается и медленно отступает из каждой области, куда вы проникли своим осознанием.
Обычную операцию делает хирург, и пациент лежит под наркозом в бесчувственном состоянии,
а операцию по убиранию гордыни делает человек себе сам — в этом сложность.
И последний важный момент — гордыня как живое существо, как грибница из чужой вселенной, привитая нам, живет в наших тонких телах и занимает там какое-то место.
Если вам удастся добраться до нее и начать вытеснять, то образуется пустота внутри вас.
…Вместо гордыни туда что-то придет само, но, возможно, не сразу.
Может быть, это будет любовь к миру, может радость жизни, может еще что-то, но если оно не приходит сразу, то человек чувствует дискомфорт. Его было много, а стало меньше. Раньше у него был яркий мир, подчиненный его самоутверждению, соединенному с самореализацией, а теперь этот мир стал менее ярким.
И еще хочу добавить, что:
ГОРДЫНЯ — может быть преодолена Мудростью, а Мудрость может быть обретена через Просветление, а Просветление может быть обретено через Знание, а Знание может быть получено через Смирение.
Смирение — антитеза гордости.
…Но когда кто-то пребывает в гордыне, то смирение — самая далекая вещь от их разума.
Поэтому, первое необходимое условие (для появления) гордыни — духовная слепота или невежество, которое создает мир иллюзии через человеческое эго.
Гордыня — это непомерное самопочитание или самолюбование, которое ищет внимания и почитания и противопоставляет себя Богу.
… Говорят, что ГОРДЫНЯ , в ее более умеренной форме, является тщеславием.
В то время как тщеславие главным образом связывается с внешним проявлением, гордыня базируется на реальном желании быть Богом, по крайней мере, в собственном кругу.
Основание гордыни — невежество или духовная слепота.
Но есть много тонких проявлений гордыни, которые заманивают нас в ЛОВУШКУ
Но лучший внутренний определитель вашей гордыни — это проверить, насколько вы обеспокоены чужой гордыней.
Если вы чувствуете себя подвергшимися нападению чужой гордыни, и вы критично отвечаете, что другие люди хуже, чем вы, то наиболее вероятно, что до некоторой степени вами управляет яд гордыни. Другой сильный индикатор — соперничество. Если ваше счастье зависит от того, чтобы быть лучше, чем другие или от нанесения поражения другим, то вы выстроил и эго-иллюзию.
ТЕХНИКА Преодоление Гордыни
Наилучший инструмент для преодоления гордыни — это практическое применение БЛАГОДАРНОСТИ .
Очень просто быть благодарным за все, что вы имеете, все, что вы делаете, и за все, что оказывается на вашем пути.
==Если вы будете практиковать благодарность, даже если вы не будете поначалу чувствовать это, то вы обнаружите, что благодарность начнет растапливать жесткость сердца, там, где гордыня заключила его в саван гордости.
== Практиковать веру и полагаться на Бога, смирение, смирение, и служение Богу через служение вашему ближнему — вот все средства противодействия гордыне. Служение может быть в форме духовных молитв или физического служения через помощь нуждающемуся, больному и менее удачливому.
Противоядие гордыне — является мудрость Равенства, при которой любой человек видит все вещи с божественной беспристрастностью и осознает божественное равенство всех существ. Любой видит всех существ как обладающих одинаковой природой.
Яд гордыни находится на трех уровнях: духовном, интеллектуальном и человеческом.
…Падший ангел, Люцифер, пал на уровне духовной гордыни.
Плотский ум — это проводник, через который духовная гордыня проявляется в физической форме. Это — интеллектуальная гордыня. Интеллектуальная гордыня — это рассуждения о том, что один человек лучше, чем другой, или один прав, а другой неправ.
В аллегорической истории Адама и Евы, Змий искушал Еву через плотский ум и рассудок, и она пала от гордыни, поддавшись искушению, поверив лжи и сомневаясь в Боге внутри нее. Это — человеческая гордыня.
Духовная Гордыня:
1. Тщеславие
2. Высокомерие
3. Гнев
4. Нетерпение
5. Нетерпимость
6. Резкость в ежедневном контакте с другими
7. Неспособность признавать, что вы не правы
8. Отношение с позиции всезнайки
9. Не поступать по слову Бога
10 .Думать, что вы лучше, чем другие
11. Оценка чего-либо, что не согласуется с вашими убеждениями, как ошибки
12. Самоуверенность
13. Эгоцентричность
14. Превосходство над другими
15. Лицемерие
16. Оскорбительное отношение к другим
17. Наличие гордого, надменного взгляда
18. Контроль и управление другими
19. Отказ подчиняться кому-либо
20. Не принятие вещей только на веру, когда они не имеют смысла
21. Самовозвеличивание
22. Негодование
23. Не признание очевидного
24. Едкие, язвительные и саркастические замечания,
25. Аристократизм
26. Религиозный фанатизм
27. Узкий взгляд на вещи
28. Пренебрежение помощью
29. Агрессия
30. Мысленное агрессивное внушение
Интеллектуальная Гордыня
1. Идолопоклонство
2. Высокомерие
3. Нетерпимость
4. Неспособность признавать себя неправым
5. Отношение с позиции всезнайки
6. Думать, что вы лучше, чем другие
7. Негодование
8. Изворотливость
9. Религиозный фанатизм
10. Равнодушие
Человеческая Гордыня
1. Праведность перед собой
2. Надменность
3. Презрение
4. Тщеславие
5. Раздражение
6. Гнев
7. Оценка чего-либо, что не согласуется с вашими убеждениями, как ошибки
8. Нечувствительность
9. Эгоизм
10. Лицемерие
11. Держаться от других на расстоянии
12. Всегда рационалистичны. Создание оправданий для себя
13. Нечувствительность к нуждам других. Особенно нетерпимость к другим
14. Пренебрежение Библией и молитвой
15. Неспособность признавать свои ошибки
16. Неподчинение Власти
17. Отношение Всезнайки
18. Критика других. Любой, кто критикует другого человека, полагает, что он превосходит того человека. Также критикующие думают, что они уполномочены судить других (что не в их компетенции)
19. Думать, что вы лучше других
20. Быть чрезмерно занятым. Выполнять все самому, потому что никто больше не может сделать это также хорошо
21. Думать, что вы являетесь единственным, кто знает, как все делать правильно
22. Нежелание позволять другим вам помочь
23. Сверхрационализм
24. Самоуверенность
25. Эгоизм
26. Использование других людей для личной выгоды
27. Оскорбление
28. Хвастовство
29. Управление или контроль над другими
30. Игнорирование советов старших, духовных людей
31. Самовозвеличивание
32. Непризнание очевидного
33. Упрямство
34. Позволение использовать вас
35. Тщеславие
36. Страх восхождения во Христе
37. Религиозный фанатизм
38. Неспособность дисциплинировать себя
39. Узкий взгляд на мир
http://theosophiaru.com/spiritual_pride.html
6 различных форм гордости за Библию
Христианская жизньВот 6 форм гордости, которые нам нужно распознать. Первые три формы гордыни очевидны. Вторые три менее заметны.
Педро Чунг
• 8 мин чтения
Гордыня — тяжкий грех. Это может быть вопиющим, но незаметным. Поскольку это так обманчиво, мы часто не обращаем внимания на нашу гордость. Осознание гордыни необходимо, поскольку она мешает нашим отношениям с Богом.
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (Иакова 4:6б ESV)
В Писании говорится о 6 формах гордыни, которые мы должны признать. Поскольку мы ожидаем гордости, когда добиваемся успеха, первые три формы более очевидны. Поскольку мы не ожидаем гордости в случае неудачи, вторые три формы менее заметны.
1. Самовозвеличивание: Гордыня отдает себе должное.
Когда человек преуспевает и воздает себе должное, он горд. Это спортсмен, который кричит: «Я лучший». Это ученый, который заявляет: «Я самый умный». Это политик, который хвастается: «Я — единственная причина нашего успеха».
Бог напоминает нам, что все хорошее исходит от него.
Не обманывайтесь, мои возлюбленные братья. Всякое доброе дарование и всякий совершенный дар исходит свыше, нисходит от Отца светов, у Которого нет изменения или тени из-за изменения. (Иакова 1:16–17)
Наша человеческая склонность приписывать себе успех. Мы приписываем нашу физическую красоту здоровому питанию и постоянным упражнениям. Мы считаем, что наша трудовая этика создала наш финансовый успех. Мы аплодируем нашей доброте за наши многочисленные дружеские отношения. Иисус предупреждает, что Бог унизит тех, кто возвышает себя.
Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. (Матфея 23:12)
Все хорошее исходит от Бога. Мы ничего не вносим. Бог совершил все, включая все, что относится к нашему спасению.
Ибо благодатью вы спасены через веру. И это не ваше собственное дело; это дар Божий, а не результат дел, чтобы никто не хвалился. (Ефесянам 2:8–9)
Никогда не превозносись. Самовозвеличивание — первая форма гордыни.
Вместо того, чтобы превозносить себя, одни позволяют другим превозносить себя. Но получение кредита от других — это еще одна форма гордости. Когда мы демонстрируем свою добродетель и успех, чтобы другие дополняли нас, мы проявляем гордыню. Иисус упрекал тех, кто выставлял напоказ свое праведное поведение, чтобы привлечь к себе внимание.
Остерегайтесь практиковать свою праведность перед другими людьми, чтобы быть замеченными ими, ибо тогда вы не будете иметь награды от вашего Небесного Отца. Итак, когда даешь нуждающимся, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их другие. истинно говорю вам, они получили свою награду. (Матфея 6:1–2)
15 лет назад я обучал более 100 детей в каникулярной библейской школе. На четвертый день я поделился трогательной историей, иллюстрирующей Евангелие. Я предложил детям принять Иисуса как своего Господа и Спасителя. Почти все дети в ответ подняли руки. В тот день наши учителя повели многие десятки детей в молитве о принятии Христа.
После этого около 30 взрослых сказали мне, что моя проповедь Евангелия была потрясающей. Я ни разу не превозносил себя, но душа моя приветствовала чужую похвалу. В тот день я был поглощен греховной гордостью.
Никогда не рекламируйте себя. Самореклама — вторая форма гордости.
3. Самооправдание: Гордыня ожидает похвалы от Самого Бога.
Мы не должны искать аплодисментов от других людей. Точно так же мы не должны искать восхищения Бога. Ожидание кредита от Бога — еще одна форма гордыни.
Это утверждение может вас обеспокоить, так что давайте рассмотрим логику. Внутри нас нет ничего благородного или добродетельного. Мы совершенно грешны, и гнев Божий пребывает на нас.
Заместительная смерть Христа на кресте — единственная причина, по которой мы избегаем Божьего гнева, наказания и суда. Он понес нашу вину и приписывает нам Свою праведность, когда мы уповаем на Него. Следовательно, наше общение с Богом восстанавливается благодаря вмененной праведности Христа.
Бог обещает нам небесную награду, но наше правильное положение и наша способность повиноваться зависят исключительно от работы Христа по спасению и Его способности через Святого Духа.
Применяя эту логику, мы заключаем, что джихадист проявляет огромную гордость. Джихадист верит, что когда он сражается в священной войне за правильные принципы, даже до смерти, он будет оправдан и вознагражден своим богом. Мысль о том, что своими действиями вы можете заслужить одобрение Бога, — смертельная форма гордыни.
Из Писания мы знаем, что Бог не ищет такого поклонника. Бог ищет человека, который признает, что он духовно нищий. Ему нечего предложить. Он приходит к Богу как нищий, умоляющий о благодати, которой он не заслуживает.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. (Матфея 5:3)
У нас есть мир с Богом, потому что Он добровольно дал нам это положение через Христа. Если мы верим, что наше правильное положение перед Ним исходит от нас самих, наше самооправдание становится самоправедностью.
Иисус иллюстрирует эту истину, описывая фарисея, ожидавшего похвалы от людей и самого Бога.
Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, стоя в одиночестве, молился так: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или даже как этот мытарь. я голодаю два раза в неделю; Я даю десятину со всего, что получаю». А мытарь, стоя вдали, даже глаз не возводил к небу, а бил себя в грудь, говоря: «Боже, будь милостив ко мне, грешному!» Говорю вам, этот человек пошел в свой дом оправданным, а не другой. Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Луки 18:10–14)
Никогда не оправдывайся. Самооправдание — третья форма гордыни.
4. Самоунижение: Гордость срывает себя вниз.
Следующие три формы гордыни неуловимы, поскольку раскрываются в неудачах. Многие не ожидают найти гордость в своих сердцах, когда терпят неудачу. На самом деле, люди часто рассматривают неудачу как возможность проявить смирение. Обычная фраза, когда вы проигрываете, — «съесть скромный пирог».
Когда вы унижаете себя, вы ведете себя гордо. Вы горды, потому что поглощены собой. Вы концентрируетесь на себе. Вы заняты собой.
Великий секрет смирения заключается вовсе не в том, чтобы сосредоточиться на себе, а в том, чтобы наполнить свой разум и сердце славой Божьей, явленной в побеждающей грех смерти и воскресении Иисуса Христа. [1]
Гордость — это, в конечном счете, озабоченность собой. Гордый человек думает о себе. Он амбивалентен по отношению к другим и забывает Христа. Поэтому вместо того, чтобы радоваться успехам других и полагаться на всевластие Бога, гордый человек заботится только о себе.
Суицидальный человек горд. У него есть и другие греховные мысли, переплетающиеся с гордыней, но не заблуждайтесь; он гордый. Он горд, потому что его мир вращается вокруг него самого. Если бы он беспокоился о своих близких, то не думал бы о самоубийстве. Если бы он был зациклен на Боге, он бы не помышлял о самоубийстве. Суицидальный человек озабочен собой, и когда его ожидания не оправдываются, он разрушает себя, чтобы привлечь к себе внимание.
Никогда не унижайте себя. Самоуничижение — четвертая форма гордыни.
5. Самоуничижение: Гордыня сравнивает себя с другими.
Гордый человек может унижать себя лично или публично. Это пятая форма гордыни. Самопонижение — это заявление о том, что вы выступили хуже других. Вы убеждаете других, что вы меньше или у вас меньше. Вы публично утверждаете, что по сравнению с другими вы хуже. Вы создаете себе «вечеринку жалости».
Причина, по которой жалость к себе не похожа на гордость, заключается в том, что она кажется нуждающейся. Но потребность возникает из-за уязвленного эго, и желание жалеющих себя на самом деле состоит не в том, чтобы другие видели в них беспомощных, а в героях. Потребность, которую испытывает жалость к себе, исходит не из чувства недостойности, а из чувства непризнанной ценности. Это ответ неаплодируемой гордыни. [2]
Самопонижение — еще одна форма саморекламы. Когда вы ругаете себя перед другими людьми, вы ищете подтверждения. Вы хотите, чтобы другие подтвердили: «Нет, ты не неудачник; Вы победитель.» Ставить себя ниже других — это еще одна форма гордыни.
Вы даже можете изменить свое сравнение, чтобы почувствовать свое превосходство. Ища кого-то другого, с кем можно себя сравнить, вы можете возгордиться. Логика рассуждений такова: хоть я и хуже тебя, но все же лучше его.
Гордость не получает удовольствия от того, что у тебя есть что-то, а только от того, что у тебя этого больше, чем у другого человека… Это сравнение заставляет тебя гордиться: удовольствие быть выше остальных. Когда исчезает элемент соперничества, исчезает и гордость. [3]
Практика сравнения и соперничества приветствует искушение гордости. Остерегайтесь сравнивать себя с другими, чтобы хорошо выглядеть. Не ищите внимания и одобрения от других, заставляя себя выглядеть хуже.
Никогда не понижайте себя. Самоуничижение — пятая форма гордыни.
6. Самоосуждение: Гордыня судит себя.
Шестая форма гордыни — личная, проявляющаяся во времена личных неудач. Он не ищет одобрения, одобрения и восхищения других. Вместо этого эта форма гордыни возникает, когда человек осуждает себя за то, что он не соответствует своим собственным стандартам.
Иногда мы ошибочно принимаем самоосуждение за депрессию. Мы думаем, что человек, который безнадежно осуждает себя, подавлен, поэтому пытаемся подбодрить его. Когда нам не удается изменить его мышление, мы приходим к выводу, что его депрессия глубока. Но человек, который осуждает себя, в первую очередь имеет дело не с депрессией. Его коренная проблема — гордыня.
Самоосужденный человек ставит свою точку зрения, стандарт и оценку выше всех остальных. Он сопротивляется Божьей благодати, потому что отрицает, что Бог является истинным источником спасения, благословения и истины. Он отказывается от помощи других. По сравнению со своими товарищами и Богом, он думает, что знает лучше.
Самоосужденный сам себя судит. Он отбирает законную власть у Бога и отдает ее себе.
Смиренный человек оставляет всякое желание судить о себе. Он понимает, что он осужден в присутствии Бога; Бог имеет власть и силу осудить нас. Поэтому вместо суда смиренный человек умоляет о пощаде.
Ибо мы сами были некогда неразумными, непослушными, заблудшими, рабами различных страстей и удовольствий, проводя дни наши в злобе и зависти, ненавидимые другими и ненавидящие друг друга. Но когда явилась благость и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые мы сотворили, но по Своему милосердию, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, нашего Спасителя. (Титу 3:3–6)
Никогда не осуждайте себя. Самоосуждение — шестая форма гордыни.
Последние мысли о гордыне
Задайте себе эти шесть вопросов:
- Я превозношу себя?
- Могу ли я рекламировать себя?
- Оправдываю ли я себя?
- Я деградирую?
- Понизить себя?
- Осуждаю ли я себя?
Если вы ответите утвердительно на любой из этих вопросов, скорее всего, у вас есть греховная гордыня. Замените свою гордость Божьей славой, открытой нам через завершенную работу Христа на кресте.
Я принимаю, о крест, твою тень для моего пребывания;
Я не прошу никакого другого солнечного света, кроме солнечного света Его лица;
Доволен тем, что мир проходит мимо, не зная ни выгоды, ни потери,
Мое грешное я, мой единственный позор, моя слава на всем кресте. [4]
Брайан Хеджес, Hit List: Прицеливание в семь смертных грехов, (Cruciform Press, 2014) 34. ↩︎
Джон Пайпер, Очищающая сила жизни верой в БУДУЩУЮ БЛАГОДАТЬ (Multnomah Books, 1995) стр. 94-95. ↩︎
К. С. Льюис, Просто христианство ↩︎
Элизабет К. Клефан, «Под крестом Иисуса», 1868 г. ↩︎
Слушайте подкасты Apple | Слушайте подкасты Google |
---|
Четыре вида гордыни и как их искоренить
Семь смертных грехов настолько коварны, что часто укореняются до такой степени, что проявляются как неизменные черты личности. Мы говорим, что кто-то «вспыльчив», вместо того чтобы признать, что он обычно совершает грехи в гневе. Мы заявляем, что «он скряга», вместо того, чтобы признавать грех скупости.
Мы знаем, что гордыня — главный из семи смертных грехов. Таким образом, он вездесущ в корне других грехов. Гордость определяется как «чрезмерная любовь к себе» (отец Джеймс МакЭлхон, C.S.C., Rootting Out Hidden Faults ). Это падение сатаны в его non serviam и первый грех человечества через непослушание в саду. Гордость разрушает сверхъестественный порядок, ставя суждение и волю человека, склонного к ошибкам, выше Божьих. По существу, это представляет собой идолопоклонство над собой.
Какой бы вездесущей ни была гордыня, ее труднее всего диагностировать. Подумайте о своем типичном испытании совести: когда вы изучаете 10 заповедей, как часто вы определяете «гордость» как явное, признаваемое нарушение Божьего закона? Или как часто гордыня вместо этого таится на заднем плане нашего сознания, окостеневающего в сердцевину упрямого греха, который все больше и больше отделяет нас от Бога?
Обычно мы думаем о гордыне как о карикатуре на хвастливого сноба. Но есть много нюансов, которыми мы совершаем грехи гордыни, делая из себя идолов. В самом общем смысле каждый грех в конечном счете является грехом гордыни, потому что он представляет собой отказ от воли Бога, чтобы служить нашей собственной воле.
В своем мастерском подходе к конкретному экзамену, Искоренение скрытых ошибок, Фр. Джеймс МакЭлхон выделяет четыре различимых типа гордыни. Его детальный анализ показывает, что эта малоизвестная гордость часто может проявляться как предрасположенность души, тем самым избегая обнаружения при рутинных проверках совести.
Фр. МакЭлхон дает полезное руководство по характеристикам каждой формы гордыни и дополняет свои объяснения проницательными вопросниками для подготовки к признанию.
1. Гордость превосходства/авторитета:Это типичный нарциссический, злой, титулованный тип гордыни. о. МакЭлхон отмечает, что гордость властью проявляется в властном, критическом, аргументированном отношении. Он говорит, что «гордыня властью подла, недобра, пренебрегает справедливостью и честной игрой». Гордые превосходства часто стремятся контролировать других и получить внешние признаки власти и статуса.
Чтобы определить, владеет ли ваша душа гордыней превосходства, спросите следующее:
- -Считаю ли я себя выше других?
- -Есть ли у меня превосходство?
- -Склонен ли я принижать других?
- -Склонен ли я к властности?
- -Я плохо отзываюсь о других?
- -Я настаиваю на том, чтобы последнее слово оставалось за мной?
- -Есть ли у меня раздражительность?
2. Гордость робости
Гордость робости — это разновидность любви к себе, которая по иронии судьбы проявляется как ненависть к себе. Робко-гордые живут в страхе перед тем, что другие могут подумать о них. Хотя это может показаться противоположностью гордыне, гордыня робости на самом деле является перевернутой формой гордыни, потому что она по-прежнему мотивирована беспорядочной любовью к себе. Ключевой ошибкой для тех, кто обладает такой гордостью, является переоценка человеческого уважения, то есть мнения других над мнением Бога.
Для тех, кто страдает от этих чувств, диагноз гордыни может стать шоком, но на самом деле это освобождение, потому что его можно искоренить, восстановив здоровое чувство собственного достоинства и отношения с Богом.
Чтобы определить этот тип гордости:
- -Легко ли я смущаюсь?
- -Я стесняюсь?
- -Сравниваю ли я свои таланты с талантами других?
- -Я преувеличиваю свои слабости? Скрываю ли я свои таланты?
- -Я так боюсь ошибок, что вообще не пытаюсь?
- -Я остаюсь с толпой – правильно это или нет?
Это еще один тип перевернутой гордыни, который очень похож на гордыню робости и является результатом ранения самолюбия. о. МакЭлхон отмечает: «Он заставляет себя чувствовать себя плохо, он хочет чувствовать себя плохо, он получает от этого ложную радость».
Мы вспоминаем наставление святой Джейн Фрэнсис де Шанталь: «Должен ли ты продолжать быть своим собственным крестом? Каким бы путем ни вел вас Бог, вы все превращаете в горечь, постоянно размышляя обо всем. Ради любви к Богу замените все это самоанализ чистым и простым взглядом на Божью благость».
Чтобы искоренить эту гордыню, спросите:
- -Я недоверчивый?
- -Готов ли я обвинять других в несправедливости или несправедливости по отношению ко мне?
- -Я неверно оцениваю или неверно истолковываю других?
- -Я не могу посмеяться над собой?
- -У меня плохое настроение? Я размышляю о вещах?
- -Есть ли у меня обиды?
Подобно гордыне робости, тщеславие характеризуется чрезмерным желанием добиться человеческого уважения. Но, как и гордость за превосходство, она обращена вовне и высокомерна. Тщеславные стремятся произвести впечатление на других и постоянно пользоваться большим уважением. Они склонны хвастаться, выступать и часто занимают влиятельные должности, где они могут максимизировать внимание и самовозвеличивание.
Признать тщеславие:
-Тщеславен ли я в своих талантах? Мой статус? Моя внешность?
— Стремлюсь ли я превзойти других?
— Трачу ли я много времени на то, чтобы хвастаться в социальных сетях?
— Придаю ли я большое значение подпискам, лайкам и вниманию в социальных сетях?
-Исключить ли других из-за отсутствия у них статуса и т. д.?
-Отдаю ли я Богу должное за свои дары и способности?
Смирение: противоядие от гордыниТочно так же, как гордость — это ложь о себе, «смирение — это правда о себе».
Таким образом, это универсальное противоядие от всех форм гордыни.
Смирение — это просто честность в отношении нашего истинного предназначения как возлюбленных детей Бога. Смиренные не переоценивают и не недооценивают своих талантов и недостатков, но честно признают и раскаиваются в грехах и недостатках, а также употребляют свои таланты, чтобы воздать славу Богу. Молясь и практикуя смирение, мы можем бороться с грехом в самом его источнике. Сам Иисус является нашим высшим образцом смирения, и нам дано много блестящих примеров смирения святых.
Хотя самоанализ может быть болезненным, мы обретаем поучительную милость, стремясь к большему пониманию своей души.
По мере того, как мы возрастаем в духовной зрелости, мы должны стремиться не только избегать смертного греха, но и искоренять склонность к греху.