Виды социальных потребностей
Виды социальных потребностей
Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. Человеческая деятельность представляет собой адаптирующую, преобразовательную активность, направленную на производство средств удовлетворения тех или иных потребностей. Поскольку подобная деятельность выступает как практическое применение человеком социокультурного опыта, то в своем развитии она приобретает характер универсальной общественной производственно-потребительной деятельности. Человеческая деятельность может осуществляться только в обществе и посредством общества, она совершается отдельным человеком во взаимодействии с другими людьми и представляет собой сложную систему действий, определяемую различными потребностями.
Социальные потребности возникают в связи с функционированием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, обеспечении социальных прав и т.
Отличительная черта социальных потребностей при всем их разнообразии заключается в том, что все они выступают требованиями к другим людям и являются принадлежностью не отдельного человека, а группы людей, так или иначе объединенных. Общая потребность определенной общественной группы не только слагается из потребностей отдельных людей, но и сама вызывает у отдельного человека соответствующую потребность. Потребность любой группы не тождественна потребности отдельного человека, а всегда в чем-то и как-то отличается от нее. Человек, принадлежащий к определенной группе, опирается на общие с ней потребности, но группа вынуждает его подчиняться ее требованиям, а подчиняясь, он входит в число диктующих. Так возникает сложная диалектика интересов и потребностей отдельного человека, с одной стороны, и тех сообществ, с которыми он связан, — с другой.
Социальные потребности — это потребности, определяемые обществом (социумом), как дополнительно-обязательные к основным потребностям. Например, для обеспечения процесса еды (основной потребности) социальными потребностями будут являться: стул, стол, вилки, ножи, тарелки, салфетки и т.п. В различных социальных группах эти потребности различны и зависят от норм, правил, менталитета, особенностей проживания и иных факторов, характеризующих социальную культуру. Вместе с этим наличие у индивида предметов, которые общество считает необходимыми, может обусловливать его социальный статус в обществе.
При большом разнообразии социальных потребностей человека можно различать более или менее отчетливо выделяющиеся отдельные уровни потребностей, на каждом из которых видны и его специфика, и его иерархические связи с нижестоящими и вышестоящими. Например, к таким уровням можно отнести:
социальные потребности отдельного человека (как личности, индивидуальности) — они выступают как готовый, но и изменяющийся продукт общественных отношений;
социальные потребности семейно-родственные — в разных случаях они бывают более или менее широки, конкретны и сильны и наиболее тесно примыкают к потребностям биологическим;
социальные потребности общечеловеческие — возникают, так как человек, мысля и действуя индивидуально, в то же время включает свою деятельность в деятельность других людей, общества. В результате появляется объективная необходимость в таких действиях и состояниях, которые одновременно обеспечивают индивиду и общность с другими людьми, и его самостоятельность, т.е. существование в качестве особой личности. Под влиянием этой объективной необходимости развиваются потребности человека, направляющие и регулирующие его поведение по отношению к самому себе и к другим людям, к своей социальной группе, к обществу в целом;
потребности в справедливости в масштабе человечества, общества в целом суть потребности в улучшении, «исправлении» общества, в преодолении антагонистических общественных отношений;
социальные потребности в развитии и саморазвитии, совершенствовании и самосовершенствовании человека относятся к высшей ступени иерархии потребностей личности. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т.п.
Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм.
потребности «для других» — потребности, выражающие родовую сущность человека, т.е. потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрированно потребность «для других» выражается в альтруизме — в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Существование и даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для других» возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других — о потребностях служебных и их производных. Притязание даже на самое значительное место «для себя» легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей;
потребность «для себя» — потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т.
д. Потребности «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности «для себя» выступают как иносказательное выражение потребностей «для других»; потребности «вместе с другими» объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Наглядный пример: нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер.
Идеологические потребности относятся к числу сугубо социальных потребностей человека. Это потребности человека в идее, в объяснении жизненных обстоятельств, проблем, в понимании причин происходящих событий, явлений, факторов, в концептуальном, системном видении картины мира. Реализация этих потребностей осуществляется через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, технических и других наук.
У многих людей под влиянием идеологических потребностей и в процессе их реализации складывается многополюсная, мозаичная картина мира с преобладанием, как правило, научной картины мира у людей со светским воспитанием и религиозной — у людей с религиозным воспитанием.
Потребность в справедливости является одной из актуализированных и функционирующих в социуме потребностей. Она выражается в соотношении прав и обязанностей в сознании человека, в его взаимоотношениях с общественным окружением, во взаимодействии с социальной средой. В соответствии со своим пониманием того, что является справедливым, а что несправедливым, человек оценивает поведение, действия других людей.
В этом плане человек может быть ориентирован:
на отстаивание и расширение прежде всего своих прав;
на преимущественное исполнение своих обязанностей по отношению к другим людям, социальной сфере в целом;
на гармоничное сочетание своих прав и обязанностей при решении человеком социальных и профессиональных задач.
Эстетические потребности играют важную роль в жизнедеятельности человека. На реализацию эстетических устремлений личности оказывают влияние не только внешние обстоятельства, условия жизни и деятельности человека, но и внутренние, личностные предпосылки — мотивы, способности, волевая подготовленность личности, понимание канонов красоты, гармонии в восприятии и осуществлении поведения, творческой деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к безобразному, низменному, уродливому, нарушающему естественную и социальную гармонию.
Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и самосовершенствованию человека, поэтому первая и важнейшая потребность человека — это здоровье. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья. Пополнять резервы своего здоровья необходимо через отдых.
Виды потребностей человека – какие бывают виды, характеристика и примеры по обществознанию кратко
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 62.
Обновлено 24 Ноября, 2021
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 62.
Обновлено 24 Ноября, 2021
Потребности играют огромную роль в нашей жизни. Когда человек испытывает нужду в чём-либо, он совершает действия, чтобы обрести желаемое: младенец кричит, потому что хочет кушать или спать; ребёнок просит родителей купить понравившуюся игрушку; взрослый стремится получить более престижную работу, чтобы заработать денег на дорогую машину. Узнаем, какие бывают виды потребностей, чем они отличаются друг от друга.
Традиционная классификация
Согласно классификации, принятой в обществознании, все потребности делятся на четыре вида: биологические, материальные, социальные и духовные. Кратко рассмотрим их особенности.
Рис. 1. Схема «Потребности человека».- Биологические потребности иначе называют физиологическими, естественными, природными. К ним относятся нужды организма, без удовлетворения которых он не может нормально функционировать. Примерами являются потребности в пище, в сне, в отдыхе, в продолжении рода.
- Материальные потребности некоторые учёные объединяют с биологическими. Они связаны с нуждой человека в предметах, обеспечивающих его комфортное существование. Это одежда и обувь, мебель и бытовая техника, недвижимость и средства передвижения.
- К социальным человеческим потребностям относятся нужды человека, связанные с реализацией в обществе. Их удовлетворение необходимо для развития личности. Это потребность в общении, в труде, в одобрении со стороны окружающих.
- Духовные потребности связаны с нашим внутренним миром. По-другому их иногда называют познавательными, идеальными. Они влияют на развитие нравственности и культуры человека. Примерами являются потребности в получении новых знаний, приобщении к прекрасному, в познании окружающего мира и самого себя, в поиске смысла жизни.
Жизненно необходимым для людей является удовлетворение биологических потребностей. Без воды, пищи, воздуха они не смогут жить. Когда человек испытывает голод, не высыпается, находится в холоде, он не способен сосредоточиться на получении знаний, саморазвитии, трудовой деятельности. При этом, чтобы стать гармоничной, всесторонне развитой личностью, следует уделять внимание социальным и духовным нуждам.
Классификация потребностей Абрахама Маслоу
В середине XX века американский исследователь Маслоу сформулировал свою классификацию типов потребностей. Согласно его учению, существуют нужды первичные и вторичные.
Рис. 2. Абрахам Маслоу.К первичным потребностям психолог отнёс те нужды, которые необходимо удовлетворять для того, чтобы организм человека нормально функционировал.
- Физиологические потребности — это нужды организма, заложенные природой (потребность в пище, дыхании, движении).
- Экзистенциальные потребности включают в себя нужду в безопасности, защищённости, комфорте.
Вторичные потребности возникают у человека после удовлетворения первичных. Их характеристика включает в себя три группы нужд.
- Социальные потребности касаются жизни в обществе: нужда в общении, в понимании, в привязанности, в заботе о детях и родителях.
- Престижные — это вид потребностей человека, в основе которого лежит признание со стороны других людей, уважение, похвала.
- К духовным относятся такие потребности, как творческая деятельность, самопознание и самовыражение, приобщение к культуре, осмысление законов окружающего мира.
Потребности бывают подлинными (без них человек не может жить и развиваться) и ложными (они ведут к разрушению организма и личности). Примером первой группы могут быть нужды в еде, труде, саморазвитии. К второй группе относятся такие, как алкоголизм и наркомания, лень, недисциплинированность.
Что мы узнали?
Согласно традиционной классификации, основными потребностями человека являются биологические, материальные, социальные и духовные. Маслоу выделял две группы нужд: первичные (физиологические и экзистенциальные) и вторичные (социальные, престижные и духовные).
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 62.
А какая ваша оценка?
Информация для студентов и преподавателей
Крис Дрю, доктор философии
«ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».
Джессика Т.
Студент социальных наук
«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».
Салли Р.
Бакалавр педагогических наук
«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».
Кристин С.
Молодежная студентка
«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».
Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент
Take the Essay Writing Course
As Featured InThe Economist
Readers Digest
Times Higher Education
eLearn Magazine
What I Teach
Academic Writing Навыки
Поиск
Советы по учебе в колледже
Поиск
Руководства по тематическому исследованию
Поиск
Поиск руководств по изучению
Top Academic Prission и учебные навыки
Как написать внедрение.
Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.
Как не прокрастинировать во время учебы
Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.
Как начать эссе (если не знаешь, что написать)
Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.
Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)
Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.
Моя идеальная формула структуры абзаца
Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.
Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.
Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.
Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки
Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.
Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки
Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%. Вот как.
Как написать выводы с помощью моего метода заключения 5 Cs
Стильно завершите свое эссе с помощью этого простого и эффективного метода написания выводов.
Оставайтесь на связи
Информация для студентов и преподавателей
Крис Дрю, доктор философии
«ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».
Джессика Т.
Студент социальных наук
«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».
Салли Р.
Бакалавр образования Студент
«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».
Кристин С.
Молодежная студентка
«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».
Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент
Take the Essay Writing Course
As Featured InThe Economist
Readers Digest
Times Higher Education
eLearn Magazine
What I Teach
Academic Writing Навыки
Поиск
Советы по обучению в колледже
Поиск
Руководства по изучению тем
Поиск
Поиск учебных пособий
Лучшие руководства по академическому письму и навыкам обучения
ваше следующее сочинение.
Как не прокрастинировать во время учебы
Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.
Как начать эссе (если не знаешь, что написать)
Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.
Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)
Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.
Моя идеальная формула структуры абзаца
Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.
Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.
Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.
Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки
Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.
Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки
Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.