Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Виды творческого мышления: ВИДЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ИХ ОБЩНОСТЬ, ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ВИДЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ИХ ОБЩНОСТЬ, ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

||||||

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12. Ч. 4. С. 92-94.
РАЗДЕЛ:    Философские науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Кульбижеков Виктор Николаевич
Сибирский федеральный университет

Аннотация. В статье рассматривается творческое мышление, которое включает в себя художественное и научное, имеющие много общего. Художественное мышление, как всякое творческое мышление, протекает в движении мысленных экспериментов и создает звуковые конструкции и модели, способные вывести слушателя на уровень философских обобщений. Подчеркивается, что музыка эволюционирует в результате взаимодействия с другими формами общественного сознания, а мысленный эксперимент, принципами которого пользовались философы со времен античности, объединяет различные виды творческого мышления.

Ключевые слова и фразы: мысленный эксперимент, музыкальное мышление, принцип диалектической логики, тематизм, художественное мышление, структурирование, моделирование, thought experiment, musical thinking, principle of dialectical logic, themes comparison in music, artistic thinking, structuring, modeling

Открыть полный текст статьи в формате PDF.
Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Библер В. С. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. 270 с.
  2. Библер В. С. Творческое мышление как предмет логики // Научное творчество / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. С. 167-220.
  3. Галилей Г. День третий. О естественно-ускоренном движении // Галилей Г. Избранные труды: в 2-х т. М.: Наука, 1964. Т. II. Беседы и доказательства, касающиеся двух новых наук. С. 248-254.
  4. Галилей Г. Избранные труды: в 2-х т. М.: Наука, 1964. Т. I. Звездный вестник. Диалог о двух системах мира. 639 с.
  5. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике: в 2-х т. Изд-е 2-е, стереотип. СПб.: Наука, 2007. Т. II. 602 с.
  6. Кульбижеков В. Н. Понятие в музыке как синтез чувственного и рационального // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.
    Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 4 (30). Ч. 2. С. 96-100.
  7. Кульбижеков В. Н. Рациональное и интуитивно-бессознательное в музыкальном творческом процессе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 10 (48). Ч. 2. С. 122-126.
  8. Кульбижеков В. Н. Рациональные основания музыкального творчества. Механизмы мысленного эксперимента в классической западноевропейской музыке Нового времени. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 200 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2022 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav. ru

Творческое мышление и методы его активации

Начало жизненного этапа человека начинается с попытки проявить способности к творческому мышлению. Человек пытается выразить себя как личность через творчество, показать свою значимость и индивидуальность. Даже несмотря на то что это не жизненно необходимая способность и не нужна для выживания.

Понятие творческого мышления включает в себя такой процесс, в ходе работы которого появляются новые идеи, создаются условия для появления предметов искусства или быта, несущие ценность для человека и окружающих.

Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса. Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству. Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению.

Содержание

  • Этапы становления творческого мышления
  • Типы и особенности творческого мышления
  • Особенности творческого мышления
  • Связь воображения и творческого мышления в психологии
  • Как активизировать творческое мышление
  • Диагностика творческих способностей
  • Тесты на выявление способностей к творчеству
  • Латеральное мышление Эдварда де Боно

Этапы становления творческого мышления

  • Подготовка

Начальный этап становления, на котором происходит подготовка к размышлению, собирается информация, факты для дальнейшей переработки материала. На этом этапе затрагивается аналитическое мышление, создаются условия для решения проблем, ставятся цели.

  • Попытка к размышлению

На втором этапе проявляются условия к мыслительному процессу, за счет привлечения дивергентного мышления. Возможно появление разочарования, которое поможет критично отнестись к возникшим идеям, отбирая только самое уникальное.

  • «Высиживание» идеи

Этап приостановки творческого процесса, отвлечения на другие предметы. Он помогает отвлечься от задержавшегося процесса вынашивания идеи, посмотреть на нее с другой стороны, трезво оценив недостатки и достоинства, избегая репродуктивное творчество.

  • Творческое озарение

Происходит творческое озарение, интеллектуальный сдвиг с мертвой точки, открывающий проблемы и пути решения.

  • Анализ проделанной работы

На последнем этапе происходит оценка проделанной работы, анализ полученных идей. Он происходит с помощью аналитического мышления, задействовав основные критерии оценки.

Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.

Творческое мышление предполагает развитие условия для появления нравственных и культурных начал в человеке. Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства. Через творчество человек показывает характер, видение окружающих людей, природы и содержание своего внутреннего мира.

Основой формирования творческого начала человека должны быть следующие критерии творческого мышления:

  • Способность к анализу, сравнению и синтезированию, присутствие причинно-следственных связей.
  • Критичное мышление, своевременное выявление ошибок и противоречий.
  • Способность прогнозировать дальнейшее развитие событий.
  • Способность к представлению предмета или объекта вневременных рамок, умение видеть вещи в будущем и прошедшем времени.
  • Уметь продвигать полученные идеи, разрабатывать возможные варианты событий.
  • Способность к получению новых интересных мыслей и идей в короткий период и с наименьшими затратами.

Типы и особенности творческого мышления

В психологии принято разделять творческое мышление на два типа: конкретно — образное и словесно – логическое. Обладатели конкретно – образного мышления считаются талантливыми, так как воспринимают окружающий мир в конкретных образах. При работе мозга этот тип творческого мышления задействует правую часть мозга, которая отвечает за эмоциональную сторону интеллекта.

Словесно-логический тип склонен к выполнению приземленных абстрактных понятий, с логическим или словесным направлением. Соответственно такой тип мышления относится к левому полушарию мозга, который отвечает за логические процессы и математический склад ума.

Но способность к творчеству не останавливается на одном конкретном типе личности, а может присутствовать у всех. Особенности творческого мышления помогают объединить образы и создать абстракции.

Особенности творческого мышления

  • Неординарность

Желание творить, создавать новые идеи и предметы, уникальные в своем роде. Полученные в ходе творческого процесса вещи должны иметь ценность.

  • Многосторонность

Рассмотрение объекта с другой не свойственной ему стороны, применение к нему свежего взгляда. Попытка найти скрытый потенциал, учитывая основные характеристики и черты.

  • Гибкое восприятие

Способность к изменению взгляда на характер явления или объекта. Попытка рассмотреть стороны способные изменить область применение объекта и повысить его уникальность.

  • Адаптированность

Переход с одной точки зрения на другую. Способность перерабатывать большой объем информации и выдумывать интересные идеи и ситуации.

Связь воображения и творческого мышления в психологии

Воображение является частью творческого мышления. Они тесно связаны между собой и являются основой друг друга. Воображение связывает и объединяет структуры интеллекта: внимание, восприятие, память.

Только человеческое сознание создает условия для появления реальности в образах. Эта способность связана с психическим и смысловым видом мышления, объединяя их в одно целое. Воображение человека загадочный и необъяснимый процесс, до сих пор до конца не изученный. Благодаря ему создаются условия для появления шедевров литературы, скульптуры и живописи.

Возможности воображения безграничны, оно показывает реальность в другом ракурсе и имеет огромное значение для психологии и интеллектуального развития человека:

  • Творческое воображение планирует действия и поступки, оценивает свое поведение и полученный результат.
  • Воображение помогает «путешествовать» во времени, вызывая в сознание прошедшие события и впечатления, получая новые творческие идеи
  • Воображение выполняет цели и задачи, не реализованные в жизни. Додумываются некоторые моменты.

Воображение человека перерабатывает предметы и действия разного содержания, которые содержат черты, не имеющие аналогов в реальности. Придуманные предметы и события принято называть фантазией, а желаемое развитие событий является мечтой.

Воображение человека бывает:

  • Активное помогает вызвать образы, при содействии силы воли. Вызываемый образ не всегда имеет соответствие с описанием предмета, а несет индивидуальное представление о нем.
  • Пассивное. Мысли и идеи появляются спонтанно, в независимости от желания человека.
  • Продуктивное. Появление новых идей связано с жизненным опытом человека.
  • Репродуктивное. Воображение репродуктивное —это перенесение пережитых эмоций и действий в творчество человека. Репродуктивное воображение не содержит вымышленных элементов.

Как активизировать творческое мышление

В психологии разработаны методы активизации творческого мышления. Они помогут устранить установившийся взгляд на вещи, убрать репродуктивное мышление и освободить сознание для новых открытий. Эти методы создают специальные условия на формирование творческого мышления и повышения его продуктивности.

  • Самым популярным способом активизировать мышление в психологии является метод «мозгового штурма». Определение «мозговой штурм» появилось в 40-е годы в Америке. Его суть заключается в коллективном решении поставленных задач, разделяя присутствующих на тех, кто критикует и тех, кто «предлагает».
  • Еще одним методом активизации мыслительного процесса является изменение условия выполняемого задания. Мысленно изменяем поставленную задачу, сначала изменяя размер, затем время и стоимость. В ходе предложенного метода меняется взгляд на решение, и появляются новые идеи.

Диагностика творческих способностей

Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.

Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.

Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:

  • Креативность

Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.

  • Креативность личности

Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Тесты на выявление способностей к творчеству

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.

Латеральное мышление Эдварда де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.

Определение латерального мышление Боно (лат. Lateralis, переводится как «смещенный») — представляет собой перенаправленный вид мышления по отношению к обычному мышлению.

В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления. Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей. Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.

Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Пять типов творческого мышления. Это отрывок из моего Мастера… | Адам Джорлен

Это отрывок из моей магистерской диссертации о том, какую роль играет творческое мышление, когда мы думаем о будущем. Частью этого исследования было изучение огромного количества литературы по творческому мышлению, которую я разделил на пять основных типов творческого мышления: ‘креативное мышление’. Это основано на старых биполярных концепциях, таких как мышление правого и левого полушарий или рациональное и интуитивное мышление. Вот почему мы часто слышим, что человек мыслит либо правым, либо левым полушарием, либо обладает творческой или логической личностью. Это, безусловно, иногда может быть полезно. Но большая часть исследований креативности рисует более детализированную картину.

Между пятью кластерами есть сходства и корреляции, и вместо пяти я мог бы выбрать десять. Еще одна проблема в моем исследовании заключалась в том, что большая часть литературы о творчестве основана на личных историях, что затрудняет любую классификацию, поскольку никогда нельзя доказать, относятся ли разные описания творчества и творческого мышления к одному и тому же опыту разных людей.

«Произведение искусства есть преувеличение идеи».
– Андре Жид

Американский психолог Дж. П. Гилфорд был первым, кто предположил, что в творческий процесс вовлечен элемент дивергенции. Он провел различие между конвергентным и дивергентным производством, которое также назвал конвергентным и дивергентным мышлением.

Дивергентное мышление — это процесс мышления, при котором человек использует гибкость , беглость и оригинальность для изучения как можно большего количества решений или вариантов проблемы или вопроса. Это противоположно конвергентному мышлению, для которого характерно сосредоточение только на одной идее или единственном решении.

Мозговой штурм — типичный пример дивергентного мышления, когда происходит «загрузка» или очистка мозга от определенной темы. Однако этот метод ограничен тем, что он основан на высвобождении идей, которые уже хранятся в мозгу человека, а не на генерации новых идей.

Другими инструментами дивергентного мышления являются, например, предположение, что что-то известное наверняка является ложным, или исследование идей, вызывающих дискомфорт.

«Творчество предполагает выход за установленные шаблоны, чтобы посмотреть на вещи по-другому».
– Эдвард Де Боно

Исследователь творчества Эдвард Де Боно придумал термин латеральное мышление в 1967 году, чтобы «различить художественное творчество и творчество идей». Термин был придуман как альтернатива пошаговому мышлению, так называемому вертикальному мышлению, которое обосновывается последовательными шагами, основанными на логике.

Латеральное мышление можно использовать для генерации новых идей и решения проблем, поскольку оно по определению оставляет позади уже использованное и ищет совершенно новые варианты. Этот тип мышления основан на избегании внутренних ограничений мозга, который быстро замечает закономерности и особым образом обрабатывает информацию, при этом длинные последовательности мыслей не прерываются после того, как они сформированы. Вместо этого можно использовать инструменты и методы латерального мышления, чтобы реструктурировать и избежать таких «клише» шаблонов и мыслить «нестандартно».

Латеральное мышление связано с дивергентным мышлением, как обсуждалось выше. Оба имеют цель вырваться из привычного образа мышления. Оба выпадают «за рамки», но дивергентное мышление по-прежнему является последовательным в том смысле, что оно следует за более ранней мыслью, в то время как латеральное мышление не имеет прямой связи с более ранней мыслью.

Если рациональное или вертикальное мышление описывается как следование наиболее вероятному пути; дивергентное мышление идет по экстремальному пути, тогда как латеральное мышление идет по наименее вероятному пути.

«Мне потребовалось четыре года, чтобы рисовать, как Рафаэль, и целая жизнь, чтобы рисовать, как ребенок».
– Пабло Пикассо

Философия эстетики касается создания и оценки искусства и красоты. Вкус также является ключевым понятием здесь, и изучение, например, формы, цвета и формы может усилить эстетическое мышление человека.

Этот тип мышления предполагает создание или открытие вещей, приятных, гармоничных и красивых для наших чувств. Это древняя форма мышления внутри нас, людей, и ее может изучить каждый.

Некоторые из типов эстетического мышления являются визуальными и пространственными, когда знания о структуре, композиции, цветовых схемах и формах могут быть использованы для придания эстетического удовольствия. Многие архитекторы, дизайнеры, художники и другие эстетические мыслители на протяжении веков были очарованы математическими характеристиками эстетики и тем, как закономерности, отношения и пропорции, встречающиеся в природе, могут быть представлены числами, а также в творческих занятиях. Музыка, драма и другие формы культуры также могут считаться эстетическим мышлением, где применяются темп, драматургия, ритм, мелодия и другие структурные элементы, чтобы сделать результат красивым и гармоничным.

Сами научные формулы тоже можно считать красивыми, а многие химики, физики и математики считают свои работы изящными и эстетичными. Многие аспекты рассказывания историй также могут быть включены в эту категорию, так как это «искусство» основано на драматургических элементах, темпе, хорошо продуманном диалоге и т. д.

Однако важно подчеркнуть, что такого типа творческого мышления может быть достаточно. чтобы построить историю, но для того, чтобы создать великое произведение искусства, необходимы и другие типы творческого мышления. То же самое касается любой работы, построенной на эстетическом мышлении. Человек не станет великим художником, только пойдя в художественную школу.

«Творчество — это просто соединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что на самом деле они этого не делали, они просто что-то увидели. Через некоторое время это показалось им очевидным».
– Стив Джобс

Системное мышление можно описать как способность видеть, как вещи взаимосвязаны и образуют большее «целое». Кажется, что некоторые люди легче воспринимают такие связи, чем другие, «соединяют точки» и понимают, что если изменить что-то одно, изменится вся система.

Существует ряд различных принципов «подхода системного мышления»; некоторыми из них являются взаимозависимость объектов, холизм (возникающие свойства, которые невозможно обнаружить с помощью анализа, но которые можно определить с помощью целостного подхода) и иерархия (сложные целые состоят из более мелких подсистем).

Основополагающим аспектом системного мышления является синтез нескольких элементов в один, который превосходит значение суммы двух независимых элементов.

Системное мышление тесно связано с эстетическим мышлением, как упоминалось выше, в том, что синтез и создание вещей «целостными» и совершенными, каким-то образом связано с элегантностью и красотой. Оно также тесно связано со следующим типом мышления — инспиративным мышлением.

«Я жил в маленькой квартирке на верхнем этаже дома, и у моей кровати стояло пианино. Однажды утром я проснулся с мелодией в голове и подумал: «Эй, я не знаю эту мелодию — или знаю?» Это было похоже на джазовую мелодию. Мой папа знал много старых джазовых мелодий; Я подумал, может быть, я просто вспомнил это из прошлого. Я подошел к фортепиано и нашел аккорды к нему, убедился, что запомнил его, а затем раздал его всем своим друзьям, спрашивая, что это такое: «Знаете ли вы это? Это хорошая маленькая мелодия, но я не мог ее написать, потому что она мне приснилась».

— Пол Маккартни рассказывает, как он написал песню «Yesterday» в начале 1964 года

Этот тип творческого мышления касается восприятия получения информации от кого-то или откуда-то еще. Это часто происходит во сне или в других состояниях, но иногда в чрезвычайно мощных, быстрых вспышках ясности и сосредоточенности, известных как моменты озарения или пиковые переживания.

Некоторые исследователи называют эти прорывные идеи высшим творчеством . По сравнению с обычными творческими результатами, они, кажется, совершают квантовый скачок за пределы того, что может быть достигнуто с помощью других типов мышления. Эти экстраординарные переживания, когда кажется, что все обретает смысл в одно мгновение, называют поэтическим воображением, откровением, а иногда и ченнелингом. Последнее слово указывает на веру в то, что кто-то еще замешан, а человек с прорывным пониманием является просто посредником для коллективного бессознательного или высшего духа.

Вдохновляющие мысли — это нечто ценное, что нужно замечать, записывать и использовать. Это хорошо видно на примере Пола Маккартни выше. Рядом с кроватью у него стояло пианино, он сразу нашел аккорды, но также попросил своих друзей дать отзыв. Сообщалось о бесчисленных личных переживаниях такого рода, но их трудно измерить с научной точностью, так как их очень трудно вызвать по желанию.

Более подробное описание этих типов творческого мышления и дополнительные ссылки см. в главе 4 моей магистерской диссертации (сентябрь 2012 г.).

5 наиболее распространенных типов творчества: изучите их сегодня

В этой статье я объясню, как использовать различные виды творчества, чтобы преуспеть в условиях экономики создателя.

Любой, кто работает в экономике создателя, тратит значительное количество времени на творческую работу: написание, рисование, проектирование, запись, чеканка, продажа и строительство.

Чтобы стать более творческим, вам нужно иметь разные способы мышления и подходы к решению проблем. Поэтому, чем больше техник вы знаете, тем лучше будет течь ваше творчество.

Здесь я рассказываю о различных видах творчества, подтвержденных профессионалами во многих областях, включая науку, искусство и другие области.

Содержание

  • 1. Боковое мышление
  • 2. Сходящее мышление
  • 3. Дивергентное мышление
  • 4. Эмоциональное мышление
  • 5. A-HA мышление
  • Типы творчества: окончательное слово
  • Автор
  • Типы творчества: окончательное слово
  • Автор
  • .

    1. Латеральное мышление

    Автор и консультант по креативности Эдвард де Боно предложил этот термин в своей 1967 книга Использование латерального мышления . Он описывает нашу способность разрабатывать оригинальные ответы на проблемы без логики или разума.

    Он предложил этот сценарий. Ростовщик требует дочь купца взамен долга ее отца. Торговец и дочь придумывают план. Ростовщик положит в два мешка два камня: черный и белый. Если она выберет черный камень, она выйдет замуж за ростовщика и аннулирует долг; если она выберет белый камень, она останется с отцом.

    Вот тут-то и приходит на помощь латеральное мышление! Де Боно предложил дочери выбрать любую из сумок, но пошарить и бросить камешек на дорожку. Он писал: «Поскольку оставшийся камешек, конечно, черный, следует предположить, что она выбрала белый камешек, поскольку ростовщик не посмеет признать свою нечестность».

    Абстрактный сценарий? Конечно. Но часто прорывы в латеральном мышлении — это счастливые случайности, такие как приземление яблока или голова Исаака Ньютона. Или происхождение заметки Post-It.

    В 1968 году ученый из компании 3m доктор Спенсер Сильвер, исследуя сильные клеи, обнаружил клей, который легко прилипал к веществам, не связывая их.

    Сильвер безуспешно пытался продвигать свою идею внутри компании. Затем он познакомился с коллегой из 3m, ученым Артом Фраем. Фрай объяснил, что использовал клочки бумаги, чтобы отметить гимны, которые нужно петь на службе в местной церкви. Но эти обрывки продолжали выпадать из псалтыря. Итак, они попытались использовать этот новый клей.

    «Я думал, что у нас здесь не просто закладка», — сказал Фрай. «Это совершенно новый способ общения». Результат? Записка Press’ n Peel, которая позже стала Post-It.

    Стоит помнить, что творческие люди все еще понимают, что они наблюдают до такого рода прорыва. Другими словами, Сильвер уже изучал клеи. Чтобы развить навыки латерального мышления, культивируйте блоки спокойного времени.

    Медитация полезна. Регулярная практика утолщает префронтальную кору, часть мозга, которая культивирует внимание). Хотите узнать больше о медитации для творчества. Вы также можете:

    • Отправьтесь на долгую прогулку и поразмышляйте над проблемой.
    • Реконструировать проблему, задав вопрос: «Чего нам не следует делать?»
    • Используйте подсказки типа «Что, если…?» или «Давай…»

    2. Конвергентное мышление

    Конвергентное мышление описывает объединение информации из нескольких областей и источников в одном месте. Вы можете делать заметки и сохранять вырезки, чтобы развивать конвергентное мышление. Тем не менее, я рекомендую использовать метод Зеттелькастена для конвергентного мышления.

    Разработанный немецким писателем Никласом Луманном, он включает в себя создание личного Slipbox, который является центральным хранилищем идей. Этот Slipbox позволяет исследовать, как развивается ваше мышление по теме.

    Для этого объедините информацию из ваших источников, обобщив лучшие части, и соедините каждую заметку. Я использую Day One, но Roam Research и Notion также являются хорошими инструментами для метода Zettelkästen.

    Люмен за свою жизнь сохранил более 90 000 заметок и написал десятки книг. Недавно я взял интервью у автора Zettelkästen Саши Фаста об этом методе. Он объяснил:

    Как мы все знаем, ведение заметок похоже на фазу перехода от внешних источников к вашим собственным знаниям и материалам, а затем вы должны перевести их в свое собственное письмо. А зеттелькастен — это инструмент для организации этого процесса ведения заметок, а это значит, что он должен улучшить мышление, написание и организацию текста».

    3. Дивергентное мышление

    Дивергентное мышление описывает разбиение одной идеи на множество тем или концепций. Это также идеальный подход для перепрофилирования контента.

    Допустим, вы написали серию статей о NFT. Не могли бы вы превратить эти статьи в научно-популярную книгу, серию подкастов или цифровой курс?

    Популярной стратегией дивергентного мышления является мозговой штурм. Вы можете провести мини-мозговой штурм продолжительностью 15–30 минут по одной теме или по общей картине. Я рекомендую проводить мозговой штурм с использованием аналоговых инструментов, таких как доска, вместо цифровых инструментов. Тем не менее, если вы проводите мозговой штурм с командой удаленно, вы можете использовать цифровой инструмент Miro или Figma.

    Mindmapping — еще одна популярная стратегия дивергентного мышления. Напишите одну идею на доске, на большом листе бумаги или в программе для составления карт разума. Нарисуйте ветви, иллюстрирующие связанные идеи. Как создатель контента, майндмэппинг идеально подходит для составления статей, курсов или даже книг.

    4. Эмоциональное мышление

    Творческая работа состоит из аналитических и интуитивных частей. Иногда создатель идет с идеей или начинает проект, потому что он кажется правильным, а не потому, что он проверил его или имеет доступ к надежным подтверждающим данным.

    Фрирайтинг идеально подходит для творческого процесса. Выберите одну тему или идею и напишите о ней в течение короткого периода времени, не подвергая себя цензуре и не сдерживая себя. Результаты бесплатного сеанса письма предназначены для вас и только для вас, поэтому не беспокойтесь об опечатках, ошибках и странных идеях. Вместо этого посмотрите, куда ведет разум или подсознание.

    Если вы пишете об идее и застряли, попробуйте эти подсказки:

    • Как я отношусь к этой идее? Злой ли я, грустный, счастливый и т. д.?
    • Что меня вдохновляет?
    • Что мне надоело?
    • Что это делает возможным?
    • Что может быть лучше?
    • Что самое худшее?
    • Как бы это выглядело, если бы это было легко?
    • Что говорит моя интуиция?

    5. A-ha Thinking

    Фото Йоханнеса Пленио/Unsplash

    Распространенным клише о творчестве является то, что вы испытываете момент озарения, когда принимаете душ или выходите на прогулку. Некоторые клише заслуживают внимания!

    Накормите свое подсознание проблемами, которые нужно решить, находясь вдали от рабочего стола, студии или во сне.

    • Прочитайте свои заметки в конце дня.
    • Установите намерение на завтра.
    • Напишите проблему, которую хотите решить, на стикере Post-It и приклейте его на стол.

    Эти подсказки сигнализируют подсознательной части вашего мозга о том, что нужно подумать о проблеме, даже если вы занимаетесь чем-то другим. Мозг часто работает над проблемами, пока мы спим, сортируя, сохраняя и связывая случайные идеи через сны.

    Мэтью Уокер, автор книги Почему мы спим,  сказал:

    «Мозг начинает активно искать самые отдаленные, неочевидные связи между наборами информации».

    Автор Джон Стейнбек регулярно полагался на хороший ночной сон для решения таких проблем, как творческий кризис, в то время как Менделеев придумал раннюю версию таблицы Менделеева после пробуждения ото сна.

    Так что, если вы боретесь, выключите его, отключите питание и ложитесь спать. Кто знает? На следующее утро вы можете проснуться отдохнувшим и по-новому взглянуть на неприятную главу книги или проблему в вашем бизнесе созидательной экономики.

    Типы творчества: последнее слово

    Вы можете применять различные виды творчества для создания или решения проблем. Забудьте о поиске оригинальности. Наоборот, будет полезно, если вы поймете, что такое разные типы творческого мышления и как их активировать.

    Используйте описанные выше стратегии как часть своего творческого процесса, чтобы развить творческий подход и предложить лучшие идеи для своих проектов или бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *