Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Вменяемость невменяемость и ограниченная вменяемость: Невменяемость в уголовном праве: понятие, критерии, значение

19.Вменяемость и ее критерии. Невменяемость. Ограниченная вменяемость.

Вменяемость – это способность лица во время совершения общественно опасного деяния понимать общественную опасность своих действий и руководить ими.

Согласно ст. 21 УК не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

Из определения невменяемости можно вывести два ее критерия: медицинский — наличие определенного психического расстройства — и юридический — неспособность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Наличие обоих критериев обязательно для констатации невменяемости.

Медицинский критерий охватывает:

Хроническое психическое расстройство — заболевание, носящее трудноизлечимый или вообще неизлечимый характер, имеющие тенденцию к прогрессированию(шизофрения, эпилепсия, паранойя, старческие психозы).

Временное расстройство психики — это заболевание, завершающееся выздоровлением(патологическое опьянение, патологический аффект, белая горячка).

Слабоумие – врожденное или приобретенное снижение или полное поражение интеллектуальных функций. Врожденное слабоумие — олигофрения — имеет три степени: дебильность (легкая), имбецильность (средняя) и идиотия (тяжелая).

Иное болезненное состояние психики — это такие аномалии психики, которые не подпадают под признаки названных трех категорий (состояние абстиненции, острые галлюцинаторные состояния при брюшном тифе, последствия черепно-мозговых травм и др.).

Юридический, его еще называют психологическим, критерий характеризуется двумя признаками

: интеллектуальным и волевым. Интеллектуальный момент — это неспособность лица осознавать значение своих действий. Волевой заключается в неспособности руководить своими действиями. Для констатации юридического критерия достаточно существования хотя бы одного из названных признаков, т.е. либо интеллектуального, либо волевого.

Только наличие совокупности медицинского и юридического критериев образует невменяемость.

Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные Уголовным Кодексом (ч. 2 ст. 21 УК).

В соответствии с ч. 1 ст. 22 УК вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать

фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности. В этом случае речь идет об ограниченной вменяемости. Ограниченная вменяемость характеризует степень проявления вменяемости, отражающую сужение возможностей лица осознавать свое поведение и руководить им.

Медицинский критерий ограниченной вменяемости специфичен. Психическое расстройство лица не носит патологического характера, т.е. не признается психическим заболеванием. Указанное расстройство относят к психическим аномалиям – отклонениям от нормы (психопатия, акцентуация характера, расстройство влечений и привычек и т.д.).

Юридический критерий ограниченной вменяемости характеризуется частичным снижением интеллектуальных и волевых способностей лица. Такое лицо сохраняет возможность осознавать фактический характер и общественную опасность совершаемого им деяния (

интеллектуальный момент), руководить своим поведением (волевой момент), но не в полной мере. Для установления данного критерия достаточен один из указанных моментов.

Установление наличия у лица психического расстройства, не исключающего вменяемости, осуществляется судом на основании комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

Согласно ч. 2 ст. 22 УК состояние ограниченной вменяемости, во-первых, учитывается судом при назначении наказания, а во-вторых, служит основанием для применения принудительных мер медицинского характера.

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности (ст. 23 УК).

Судебно-психиатрическая оценка органического расстройства личности в связи с эпилепсией (юридический критерий невменяемости и ограниченной вменяемости) | Усюкина

Рекомендуемое оформление библиографической ссылки:

Усюкина М.В., Лаврущик М.В. Судебно-психиатрическая оценка органического расстройства личности в связи с эпилепсией (юридический критерий невменяемости и ограниченной вменяемости) // Российский психиатрический журнал. 2018. №6. С. 4-9.

Аннотация

На основании клинико-психопатологического исследования с целью разработки критериев диагностики и судебно-психиатрической оценки органического расстройства личности в связи с эпилепсией получены данные о клинических и криминологических особенностях больных эпилепсией. Предложена структура органического расстройства личности в связи с эпилепсией как совокупность когнитивных нарушений и личностных изменений с преобладанием эксплозивных либо дефензивных черт. Определены экспертные задачи, относящиеся к установлению и обоснованию юридического критерия формулы невменяемости и ограниченной вменяемости у больных с различными типами личностных изменений.

Ключевые слова эпилепсия, органическое расстройство личности, судебно-психиатрическая оценка, невменяемость, ограниченная вменяемость, юридический критерий

Литература

1. Banerjee PN., Filippi D, Hauser WA. The descriptive epidemiology of epilepsy. Epilepsy Res. 2009;4(1):31–45. PMID: 19369037 2. Canuet L, Ishii R, Iwase M, et al. Factors associated with impaired quality of life in younger and older adults with epilepsy. Epilepsy Res. 2009;83(1):58–65. PMID: 18976886 3. Jacoby A, Snape D, Baker GA.

Determinants of quality of life in people with epilepsy. Neurologic Clinic. 2009;27(4):843–63. PMID: 19853212 4. Neznanov NG, Kissin MY. Psikhicheskiye rasstroystva pri epilepsii. In: Eds Dmitriyeva TB, Krasnov VN, Neznanov NG, et al. Psikhiatriya. Natsional’noye rukovodstvo. Moscow; 2009. 651 p. Russian. 5. Usyukina MV, SHakhbazi TA. O sootnoshenii pozitivnykh i negativnykh rasstroystv pri epilepsii. Sotsial’naya i klinicheskaya psikhiatriya. 2013;(3):22–5. Russian. 6. Zemlyanaya AA, Kalinin VV, ZHeleznova EV, et al. Dinamika kognitivnogo snizheniya u bol’nykh epilepsii na protyazhenii bolezni. Zh Nevrol Psikhiatr Im SS Korsakova. 2016;2(9):35–41. Russian. 7. Fazel S, Lichtenstein P, Grann M, et al. Risk of violent crime in individuals with epilepsy and traumatic brain injury: a 35-year Swedish population study. PLoS Medicine. 2011;8(12):e1001150. PMID: 22215988 8. Treiman DM. Epilepsy and violence: medical and legal issues. Epilepsia. 1986;27(2):77–104. PMID:3720715 9. Granieri E, Fazio P.
The Lombrosian prejudice in medicine. The case of epilepsy. Epileptic psychosis. Epilepsy and aggressiveness. Neurology Science. 2012;33(1):173–92. PMID: 21538126 10. Devinsky O, Ritaccio A. Personality disorders in epilepsy. Psychiatric issues in epilepsy. In: Eds Ettinger AB, Kanner AM. A practical guide to diagnosis and treatment. Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins; 2001. p. 161. 11. Whittemore VH, Winawer MR, Patel M, et al. Issues related to symptomatic and disease-modifying treatments affecting cognitive and neuropsychiatric comorbidities of epilepsy. Epilepsia. 2013;54(4):44–60. PMID: 23909853 12. Kudryavtsev IA, Savina OF, Morozova MV. Praktika provedeniya kompleksnoy sudebnoy psikhologo-psikhiatricheskoy ekspertizy pri reshenii voprosa o primenenii st. 22 UK RF. Rossiyskii psikhiatricheskii zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 1998;(5):42–6. Russian.

Метрики статей

Загрузка метрик …

Metrics powered by PLOS ALM

Здравомыслие, безумие и здравый смысл

Одной из первых книг, которые я когда-либо читал о внутреннем понимании разума, была уже вышедшая из печати «Здравомыслие, безумие и здравый смысл» Рика Суареса, Роджера Миллса, и Дарлин Стюарт. Этот блог не имеет ничего общего с содержанием этой книги, но я позаимствовал название, так как оно показалось мне особенно подходящим… тюрьмы, он начал свою речь с того, что раскинул руки и заявил собравшейся группе: «Вы все невиновны».

Несмотря на то, что это вызвало огромный ужас в комнате, он продолжил объяснять, что у всех нас есть психологическая невинность, потому что:

«Каждый человек делает все возможное, учитывая его мышление, которое кажется ему реальным». В Твиттер

В качестве примера я однажды работал с молодой женщиной, у которой было диагностировано обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), которое проявлялось в том, что она неоднократно возвращалась домой с работы в течение дня, чтобы проверить, заперта ли входная дверь. и все ее приборы были благополучно отключены или отключены.

Дошло до того, что ей дали отпуск на работе. С одной стороны, они не хотели ее терять; с другой стороны, иногда она не добиралась до офиса до 11 утра, несколько раз ездила туда и обратно на автобусе, так и не дойдя до офиса.

Когда мы собрались, она рассказала свою историю и свое желание «взять себя под контроль». Я говорил с ней о творческой природе Мысли и Сознания и о том, как они работают вместе, как симулятор виртуальной реальности, чтобы все, о чем мы думаем, казалось нам реальным. Я также указал ей на ее собственный здравый смысл и реагирующий в реальном времени интеллект более глубокого разума.

Через некоторое время она успокоилась и задала мне вопрос.

«Почему ты не говоришь мне остановиться?»

Когда я спросил ее, что она имеет в виду, она сказала: «Все, с кем я говорила об этом, пытались заставить меня перестать воображать сумасшедшие вещи и просто пережить это. Ты даже не упомянул, что, по твоему мнению, я должен сделать.

«Кажется, это было бы очень подло», — ответил я. «В конце концов, если бы вы ехали в автобусе на работу и увидели ребенка со щенком в вестибюле горящего дома, разве вы не выпрыгнули бы из автобуса и не попытались бы их спасти?»

Она подумала об этом несколько мгновений, а затем сказала, что хотела бы так думать.

— Я тоже, — продолжил я. — Так что, если я попытаюсь помешать тебе сделать это, разве это не будет ужасно с моей стороны?

Она выглядела растерянной, но задумчивой.

«То есть, ты хочешь сказать, что я не сошел с ума, чтобы продолжать ходить домой, чтобы проверить свою квартиру?»

«Пока вам кажется, что вы действительно оставили свою квартиру незапертой со всеми включенными приборами, было бы безумием НЕ пойти домой и не позаботиться о ней. Но если вы начнете видеть, как сила Мысли создает вашу реальность, вы заметите, что некоторые вещи перестают казаться вам такими уж реальными. И когда на самом деле не похоже, что вашему дому угрожает опасность, у вас не будет желания бросить работу, чтобы проверить его».

Мы продолжили разговор о том, что, как только вы заметите это, довольно легко почувствовать, что приходит к нам через произвольную случайность нашего личного мышления и что приходит к нам через наше внутреннее знание.

К этому моменту мы оба замолчали, и у меня было ощущение, что она услышала что-то достаточно фундаментальное, чтобы изменить игру в будущем. В следующий раз, когда я получил известие от нее, она вернулась на работу и чувствовала себя хорошо.

– Я до сих пор время от времени возвращаюсь перепроверить квартиру, – сказала она как бы в озорной исповеди. «Но меня это больше не беспокоит, потому что я знаю, что это не означает ничего плохого обо мне — просто время от времени у меня возникают довольно сумасшедшие мысли. И как ты сказал мне, когда мы впервые говорили: «Если ты сумасшедший, но знаешь, что ты сумасшедший, ты не настолько сумасшедший».0005

С тех пор я стал узнавать правду о том, чем Сид поделилась с заключенными. Мы действительно делаем все возможное, учитывая наше мышление, которое кажется нам реальным. Или, другими словами:

Наше поведение всегда имеет смысл в контексте нашего понимания того, кто мы есть и откуда берется наш опыт. Просто наше понимание поразительно неточно. Нажмите, чтобы твитнуть

Если я работаю в мире, где люди хотят меня достать и имеют возможность лишить меня счастья, здравый смысл подсказывает мне, что мне нужно защищать себя. от них. В зависимости от того, как я научился справляться с миром, я могу попытаться сделать это, исключив его из своей жизни, причинив ему боль до того, как он причинит мне боль, или пытаясь свести к минимуму риск, делая все, что от меня хотят. , каким бы произвольным или неприятным это ни казалось.

Каждое из этих действий имеет смысл , учитывая фундаментальную предпосылку , что люди хотят меня . Но если мы посмотрим на более универсальную истину, мы увидим, что благополучие является врожденным, мотивы людей являются плодами их часто случайного или привычного мышления, и мы не настолько отделены друг от друга, как мы думаем.

И когда мы смотрим сквозь наши сумасшедшие предпосылки на более глубокую, более фундаментальную истину, мы начинаем ходить в другом мире. Тот же самый здравый смысл, который побуждал нас защищать себя любым способом, который мы считали наилучшим, теперь будет направлять нас к следованию внутренней мудрости и раскрытию энергии и разума, лежащих в основе жизни.

Со всей моей любовью,

Миф о здравомыслии

Здравомыслие — это миф, никто из нас не в здравом уме, но безумие кажется пугающим, чуждым и далеким от той жизни, которую ведет большинство из нас. Безумие вызывает в воображении образы психиатрических лечебниц, белых халатов, пациентов, находящихся под действием седативных средств, «пролетевшего над гнездом кукушки» улья охваченных паникой индивидуумов. Наши набеги в 19-м и 20-м веках на заключение под стражу клинически больных только усилили восприятие психического заболевания как явления, находящегося в миллионе миль от нормального. Черно-белое деление на тех, кто в здравом уме, и тех, кто нет. В результате мы стали бояться любого признака того, что мы можем быть менее чем на 100% нормальными, глубоко скрывая любые признаки «слабости» и опасаясь стигматизации того, что значит быть психически больным.

Почему здравомыслие — это миф!

На самом деле нет разницы между тем, чтобы быть в порядке, и тем, чтобы быть сумасшедшим, мы все страдаем от тех или иных симптомов.

Только когда громкость увеличивается до оглушительного или изнурительного тона, он помечается, но он всегда там. Если бы кто-нибудь из нас взял в руки DSMV (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), в котором перечислены психические состояния, мы смогли бы выделить симптомы, которые распознаем у себя. Просто взгляните на приведенный ниже список, относящийся к ГТР (генерализованному тревожному расстройству):

A.    Слишком много беспокойства или беспокойства в течение более шести месяцев. Это присутствует большую часть времени в отношении многих действий.

B.   Невозможность справиться с этими симптомами

 C.    Встречается не менее трех из следующих:

Примечание. Для детей требуется только один элемент.

1.    Беспокойство

2.    Легко устает

3.    Проблемы с концентрацией внимания

4.    Раздражительность

5.    Мышечное напряжение.

6.    Проблемы со сном

D.    Симптомы приводят к проблемам с функционированием .

E.   Симптомы не связаны с лекарствами, наркотиками или другими физическими проблемами со здоровьем

F.    Симптомы не соответствуют другой психиатрической проблеме, такой как паническое расстройство

Частота и интенсивность (курсивом) отличают эти симптомы от повседневные раздражители, связанные с психическим заболеванием, т. е. нарушениями познания (мышления), эмоций или поведения. Легко заметить, что переломный момент похож на физическую болезнь. Мы не обращаемся к врачу до тех пор, пока боли в боку не пройдут 3 месяца или головные боли не станут такими сильными, что мы не сможем выйти на работу.

Так что же такое психическое здоровье?

Ранее в этом году я разговаривал с лордом Стивенсоном о повышении осведомленности о том, что нормально, а что нет, когда речь идет о психическом здоровье. Стивенсон и Фармер составили для премьер-министра независимую оценку состояния психического здоровья на рабочем месте и начали свой обзор словами:

Под психическим здоровьем мы не подразумеваем «психическое заболевание». Мы имеем в виду психическое здоровье, которое есть у всех нас, точно так же, как у всех нас есть физическое здоровье. Всемирная организация здравоохранения определяет хорошее психическое здоровье как «состояние благополучия, при котором каждый человек реализует свой собственный потенциал, может справляться с обычными жизненными стрессами, может продуктивно и плодотворно работать и вносить вклад в свою жизнь». сообщество.»

Имея это в виду, я составил приведенную ниже диаграмму, чтобы показать параллели между физическим и психическим здоровьем и сравнительные места, в которых мы обращаемся за помощью. Как всегда, я подчеркиваю тот факт, что лучшее понимание психологии может помочь каждому на каждом этапе этого континуума.

Реализация нашего собственного потенциала

Воплотить это в жизнь Я работаю, основное внимание уделяется максимальной производительности в конце континуума. Большая часть моей работы заключается в том, чтобы помочь исключительным людям оставаться на пике своей производительности или достигать его — поддерживать их в абсолютном оптимуме. Им нужно быть там, чтобы они могли реализовать свой потенциал, справляться со стрессами жизни, но в большинстве случаев вносить значительный «вклад в свое сообщество». Эти люди несут ответственность не только перед собой, но и перед теми, кого они возглавляют или на кого они влияют, очень важно, чтобы они понимали свои переломные моменты и не сбивались с пути.

В своей книге я рассматриваю стресс и максимальную работоспособность в контексте Кривой функций человека, разработанной кардиологом Питером Никсоном. Эта модель полезна, потому что, будучи разработанной в контексте физиологического стресса и производительности, она также легко применима к психическому стрессу и производительности, объединяя сходство между физическим и психическим здоровьем.

Модель услужливо указывает, что стресс как для тела, так и для разума не всегда вреден — нам нужно определенное количество, чтобы работать на оптимальном уровне, что также хорошо, потому что в действительности мы не можем избежать стресса. И нагрузка на наше тело, и на наш разум являются частью равновесия, которое и есть жизнь. Кривая показывает, что необходим баланс хорошего и плохого стресса с оптимальным стрессом и производительностью в средней точке.

Взято из книги «Определяя себя»

Если вы думаете об этом в контексте тренировок спортсменов, то им нужно продолжать растягивать свое тело из зоны комфорта, чтобы совершенствоваться, но затем давать время на отдых, чтобы снова тренироваться. Этот стресс вызовет физический дискомфорт, когда спортсмен тренируется, но также позволит ему улучшить свои результаты. Однако слишком долгие тренировки без отдыха приведут к травме.

Когда дело доходит до наших мыслей, при низком уровне стресса мы можем чувствовать скуку или отсутствие интереса, нам трудно заставить себя двигаться. По мере увеличения стресса увеличивается и наше физиологическое и психологическое возбуждение, пока оно не достигнет оптимального уровня, что позволит улучшить производительность: например, лучше выступать на презентации или экзамене, легче концентрироваться и выполнять задачи или лучше думать о чем-либо. наши ноги. Точно так же, как стресс вызывает определенный физический дискомфорт у тренирующегося спортсмена, психические расстройства, которые лично беспокоят нас, усиливаются по мере того, как мы движемся по спектру. Я, например, очень волнуюсь в преддверии серьезного выступления и в результате испытываю больше пунктов из списка C выше, например. беспокойство, раздражительность, мышечное напряжение и проблемы со сном. Однако они не сохраняются, как только я говорю, они стихают. Однако слишком много стресса, слишком много разговоров за неделю или месяц могут нанести вред. Точно так же, как слишком большая нагрузка на тело спортсмена может привести к разрыву мышцы или сухожилия, слишком большая нагрузка на наш разум может привести к тому, что мы перейдем через край, и нам потребуется время для восстановления. В этот момент наша производительность идет по нисходящей траектории, что приводит к негативным эмоциям и общему снижению когнитивных функций, рискуя психическим заболеванием.

Циклическая природа психического здоровья

За годы работы с успешными людьми я остро осознал тонкую грань между гениальностью и отрицанием, между талантом и неудачей. Люди, которые находятся на вершине своей игры, уязвимы и могут быстро столкнуться с ухудшением психического состояния. Этому не способствует картина безумия, которую нарисовали. Самые успешные и успешные люди не видят ничего от себя в людях, которые подходят под это описание, на самом деле они часто боятся этого больше, чем большинство — психические заболевания также заклеймлены как неудача, а неудача — это далеко не то, с чем они себя идентифицируют. Однако нам достаточно взглянуть на список тех, кто стал жертвой психических заболеваний, чтобы увидеть, насколько близко лежат эти два конца спектра. От невероятно смешного и талантливого Робина Уильямса, который покончил с собой, до Курта Кобейна, Эрнеста Хемингуэя, Винсента Ван Гога и Вирджинии Вулф — лишь некоторые из них. На самом деле пиковая производительность часто стучится в дверь психического заболевания.

В этом смысле я рассматриваю психическое здоровье как существующее в циклической природе, а не в континууме. Нам нужно жить в правой части цикла, перемещаясь вперед и назад от зоны комфорта, зоны растяжки и максимальной производительности, когда мы прислушиваемся к своему телу и нашему разуму, реагируя на потребность в отдыхе и дозаправке. Без этой постоянной тонкой настройки и осознания пиковой производительности или даже растяжения обычные жизненные стрессы становятся слишком сильными и склоняют нас к психическому заболеванию. На данный момент не так просто продолжить с того места, на котором мы остановились — нам нужно восстановиться, прежде чем мы сможем снова работать на пике или даже существовать в своей зоне комфорта. В худшем случае для таких, как Кобейн и Уильямс, такого выздоровления никогда не произойдет.

Цикл психического здоровья

Мы все сталкиваемся с огромным давлением, от которого мы не можем просто избавиться, но мы можем лучше осознавать его как в себе, так и в других. Обычно мы не меняем состояние нормального состояния на психически нездоровое. Есть не просто два конца спектра — мы все проходим вперед и назад по циклу. Если мы сравним это с физическим здоровьем, мы не в больнице и не бежим марафон, между ними есть целый ряд физических состояний. Что касается мозга, который является наиболее сложным органом тела, то эти состояния покрывают еще больше оттенков серого.

Мне нравится быть голосом и присоединяться к другим голосам, чтобы изменить наше общественное понимание психического здоровья к богатству и сложности, которые населяют жизнь. Помочь обществу понять, что нет вменяемых или безумных, а есть постоянно меняющееся состояние психических состояний, на которое влияет сложный комплекс внешних и внутренних факторов. На личном уровне нам нужно не только понять это, но и научиться понимать собственные психические наклонности и слабые места, как заправляться, как и когда просить о помощи. Нам необходимо улучшить понимание поведения каждого человека, чтобы мы могли не только избавиться от стигматизации психических заболеваний, но и оптимизировать психическое здоровье и реализовать человеческий потенциал во всей человеческой расе.

Ссылки и ссылки:

Миф о здравомыслии – название, заимствованное у блестящего американского клинического психолога доктора Марты Стаут, чья книга находится ниже.

Для получения дополнительной информации от меня —

Определение себя: узнайте о своем поведении, мотивах и результатах, чтобы полностью раскрыть свой потенциал  от Фионы Мерден СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *