Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Внешнее наблюдение в психологии: 3. Метод наблюдения в психологии.

Теоретическая и практическая сторона метода наблюдения

Наблюдение является не только психологическим методом исследования, это общенаучный метод. Наблюдение может быть как основным, так и дополнительным. Истинный исследователь должен иметь такую черту, как наблюдательность. Наблюдение как метод в психологии может применяться:

  • для получения материала на стадии подготовки, для уточнения работы, которая запланирована. Такое наблюдение называется пилотажным;
  • для получения исследовательских данных иллюстративного характера;
  • для получения первичной информации;

Очень важно разграничивать обычное наблюдение от наблюдения – метода исследования. У методики существует цепочка ключевых вопросов:

  • для чего?;
  • что?;
  • как?.

То есть, необходима четкая постановка цели наблюдения (для чего?), определение объекта и предмета наблюдения (что?), разработка программы фиксации и анализа результатов наблюдения (как?).

Классификация видов наблюдения

Существует несколько классификаций видов наблюдения. По времени проведения выделяют несистематическое, кратковременное, фронтальное и систематическое.

Несистематическое наблюдение может быть использовано как дополнительный, подкрепляющий метод. Такой вид называют еще эпизодическим. Кратковременное или хронометрирующее наблюдение планируется заранее и имеет четкие границы временного периода. Фронтальное наблюдение – это фиксация событий от начала до конца, причем фиксация может производиться с разных наблюдательных позиций. Систематическое или лонгитюдное наблюдение производится в течение долгого времени.

По позиции исследователя различают невключенное, включенное, открытое, полузакрытое, закрытое, опосредованное, внешнее и внутреннее наблюдение.

Когда исследователь находится в центре событий, участвует в них, он осуществляет включенное наблюдение. Если позиция наблюдателя сторонняя, он не является членом группы и не включен в событийный ряд, происходит невключенное наблюдение. Включенное наблюдение, в свою очередь, подразделяется на открытое, когда окружающие знают о намерениях исследователя, полузакрытое, когда известно, что в группе наблюдатель, но цели наблюдения не ясны и закрытое, когда статус и цели наблюдателя не раскрываются. Опосредованным исследование называется тогда, когда наблюдения других людей привлекаются в качестве результатов. Внешнее наблюдение – это события, ситуации, явления, которые проявляются внешне по отношению к наблюдателю. Внутреннее – это самонаблюдение, опыт самого исследователя.

По степени формализованности можно выделить структурализированное и не структурализированное наблюдение. В первом – заданы параметры и критерии, во втором – нет четкой схемы. По месту проведения наблюдение может быть полевым, протекающим в естественных условиях среды и лабораторным, осуществляющимся в искусственно созданных условиях с применением аппаратуры. По объекту наблюдения выделяют: отдельные проявления человека, взаимодействие людей друг с другом, человек в деятельности, в повседневности, в значимых ситуациях и событиях. К отдельным проявлениям человека относят психологические особенности, типы реакций, при взаимодействии людей исследуется процесс общения, деятельностная сфера человека включает в себя игру, профессиональную и хозяйственную деятельность, социальное управление, повседневность подразумевает под собой поведение человека в обычной жизни, а значимыми событиями являются праздники, обряды, экстремальные ситуации. Метод наблюдения в психологии может различаться по способу фиксации. Регистрировать результаты можно в дневниках, картах наблюдений, протоколах, записей отдельного наблюдаемого эпизода, при помощи зарисовок, фотографирования или видеозаписи.

Значимые элементы для фиксации

В большинстве наблюдаемых ситуаций значимые элементы для фиксации будут одними и теми же.

  1. Наблюдаемые:
    • группа – определяется количество человек, структура группы по социально-демографическому принципу, характер взаимоотношений в ней, ролевое распределение между участниками группы. Например, группа в экспедиции состоит из 13 человек. В ее составе 7 мужчин и 6 женщин. Взаимоотношения между участниками спокойные, дружественные, профессиональные. В роли организатора выступает руководитель экспедиционного отряда, он организует обсуждения, распределяет обязанности. Женщины менее активны в практической деятельности, но проявляют большую активность в обсуждениях. Мужчины более энергичны в практической деятельности;
    • отдельный человек – Ф. И.О., возраст, образовательный статус и характер причастности к наблюдаемым событиям. Например, Краснова Майя Эдуардовна, 1959 г.р., ясновидящая, предсказательница. Способности наблюдались у бабушки, по словам Майи, бабушка передала свой дар внучке.
  2. Обстановка, то место, где происходят события, важные для научного исследования. Обстановка важна для метода наблюдения в психологии, примеры тому многочисленны. Допустим, исследуется определенный вид социального поведения, необходима типичная обстановка для такого поведения. Например, Крайний Север,холод, мороз, теплая избушка для членов экспедиции – поведение участников группы характерно для такой обстановки. Или например, полумрак, горящие свечи, темная вуаль на лице. Обстановка характерна для общения с ясновидящей.
  3. Цель. Регистрирование случайных или прогнозируемых результатов наблюдения, постановка формальных и неформальных целей наблюдения, если наблюдателей насколько, выяснение, едины или противоположны их цели.
  4. Частота и продолжительность – время длительность и повторяемость наблюдения.

Достоинства и недостатки метода наблюдения

Достоинстоинством, бесспорно является то, что восприятие ситуации наблюдателем происходит напрямую, информация поступает из первоисточника, вероятность искажения данных очень низка.

К недостаткам можно отнести: большие затраты времени, отсутствие комментариев к зафиксированным фактам, опасность субъективности взгляда исследователя на ситуацию вследствие разницы в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожести их интересов, ценностных ориентаций и т.д.

Тем не менее, наблюдение можно назвать одним из ведущих методов, в силу того, что активно развиваются технические аудиовизуальные средства. Цифровые технологии позволяют создавать каталоги с четкой структурой, куда можно вносить все необходимые записи, комментарии, протоколы, документы фото и видеофиксации. Но мастерство психолога тоже очень важно, необходимо уметь обратить внимание на отдельные моменты, минимизировать присутствие наблюдателя в процессе, быть готовым корректно и точно зафиксировать наблюдаемые факты.

Обучение практическому применению метода делится на несколько этапов. Большое внимание уделяется тому, как правильно, корректно и адекватно зафиксировать наблюдаемое в полном соответствии с целями и способами проведения наблюдения. У натуралистов существует хорошее правило: «Не записанное – не наблюдалось», для психологов оно подходит вполне. Перед тем, как заняться наблюдением, полезно принять участие в играх или занятиях на сосредоточение внимания. Та же детская игра «Найди десять отличий» концентрирует внимание и развивает внимательность, наблюдательность. Начинать следует с невключенного наблюдения. В качестве пробного наблюдения можно следить за животными, задать критерии наблюдения, способы фиксации. С самого начала следует обращать внимание на различие собственно наблюдения и его интерпретации.

Далее студенты могут начать наблюдать над различными проявлениями поведения членов группы, в которую они включены. Включенное наблюдение – процесс более сложный, требующий постановки четких целей, определения задач, правильно заданных критериев фиксации. Интересно отслеживать изменение результатов наблюдения по одной проблематике при изменении ситуативного контекста.

Конечно, необходима практическая работа по освоению техники для визуальной фиксации. Можно снимать отдельную тему или сюжет (например, ребенок, испытывающий чувство восторга), идет фиксация отдельного эмоционального состояния у ребенка. Можно снимать событие в значительном временном отрезке (например, взаимодействие учителя и учеников на протяжении всего урока).

Следует научиться правильно вести дневник наблюдения. Жанры дневников бывают разными: от фиксации внешних событий до рефлексивных записей собственных размышлений. Каждый такой дневник ценен, его ведение развивает глубину и точность фиксации наблюдаемого.

При обсуждении результатов важным моментом является сопоставление протоколов наблюдения за одной ситуацией разными специалистами. При сопоставлении дневников, большую роль играют позиции наблюдателей и интерпретация ими фактов. При просмотре фотографий и видеозаписей нужно обращать внимание на фиксацию точности происходящего.

Типичные ошибки, которые происходят при наблюдении:

  • гало-эффект, когда не зафиксированы мелкие детали, а наблюдению присуще чрезмерное обобщение;
  • эффект снисхождения, когда ситуация оценена наблюдателем как полностью положительная. Искажение оценочной позиции;
  • ошибка центральной тенденции, когда наблюдателем дается усредненная оценка;
  • ошибка корреляции, когда один признак оценивается на основании другого наблюдаемого признака;
  • ошибка контраста, когда наблюдатель выделяет у объекта черты, противоположные или аналогичные собственным.
  • ошибка первого впечатления, когда первое впечатление наблюдателя влияет на результат наблюдения.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Наблюдение – как метод социальной психологии

Шпаргалки по … ↓
↳ Шпаргалки по социальной психологии:

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Предметом наблюдения в социальной психологии служат вербальные и невербальные акты поведения человека, группы, нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации.

Естественно, ухватывает явление в целом, не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Но пассивно, не может познать причину явления, требует много времени. Наблюдение бывает:

1. В зависимости от элементов контроля при проведении наблюдения (контролируемое и неконтролируемое), причем при неконтролируемом наблюдении мы исследуем реальные жизненные ситуации, ставя своей задачей лишь общее описание того или иного процесса или явления, а контролируемое наблюдение ставит своей задачей сбор первичной информации для создания более точной картины и проверки тех или иных гипотез.

2. В зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное), причем при невключенном наблюдении исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, а при включенном исследователь в той или иной степени включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми, принимает участие в их деятельности.

3. По условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное), при этом полевое наблюдение проводится в реальной жизненной ситуации, при лабораторном условия окружающей среды определяются исследователем.

4. По степени формализованности наблюдения (структурированное, неструктурированное).

5. Случайное – наблюдение заранее неспланированного явления, деятельности, социальной ситуации.

Главным преимуществом непосредственного наблюдения следует, на мой взгляд, считать то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их появления. А главной особенностью наблюдения является неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на его восприятие действительности, и на интерпретацию наблюдаемых процессов, а следовательно наличие эмоционально-ценностной окрашенности восприятия. Одним из минусов наблюдения считается сложность, даже невозможность проведения повторного наблюдения, ибо «социальные процессы в своем развитии подвергаются воздействию огромного числа различных факторов и поэтому крайне редко бывают полностью идентичными…». Зато используя метод наблюдения, мы можем преодолеть весьма существенное препятствие метода опроса – языковой барьер.

Подраздел: Шпаргалки по социальной психологии

Похожие материалы в разделе Шпаргалки по …:

  • Понятие акселерации
  • Биологический возраст и периодизация развития индивида. Соотношение биологического и психологического возрастов.
  • Процес навчання як система
  • Сущность закона неравномерности развития
  • Сущность видеометода
  • Поняття про принцип, правило
  • Внутрішкільне управління
  • Цілі процесу навчання
  • Шпаргалки по социальной психологии
  • Методи педагогічних досліджень

Внешнее наблюдение Определение | Law Insider

  • означает Окончательную дату наблюдения, как указано в § 1 Продукта и базовых данных. Если Окончательная дата наблюдения не является Датой расчета, непосредственно следующий день, который является Датой расчета, будет Окончательной датой наблюдения. Окончательная дата платежа будет соответственно перенесена. Проценты не подлежат выплате в связи с такой отсрочкой.

  • означает наблюдение, при котором лицо, проводящее наблюдение с целью оценки, уведомляет учителя о дате и периоде проведения наблюдения.

  • означает внешние границы согласно определению в пункте 2 статьи 2 Регламента (ЕС) 2016/399;

  • означает проверку, проводимую во время работы котла.

  • означает любую независимую бухгалтерскую или оценочную фирму или другого независимого квалифицированного поставщика сторонних услуг по заверению или аттестации, назначенного Эмитентом, в каждом случае с опытом, необходимым для выполнения функций, требуемых от Внешнего проверяющего в соответствии с настоящим Условие 5(k), как определено Эмитентом;

  • означает метод сбора данных о выполнении учителем возложенных обязанностей и обязанностей. Наблюдение с целью оценки будет включено в определение ежегодного итогового оценочного рейтинга и должно проводиться лицом, работающим в школьном округе на руководящих должностях и должностях и имеющим одобрение школьного администратора, директора или руководителя, как определено. в N.J.A.C. 6А:9-2.1.

  • означает пользователя Веб-службы, который не является сотрудником, подрядчиком на месте или агентом на месте Клиента или его Аффилированных лиц.

  • означает контролируемую несекретную информацию коммерческого, финансового, частного или конфиденциального характера. Этот термин включает технические данные и компьютерное программное обеспечение, но не включает информацию, которая является общедоступной на законных основаниях без ограничений.

  • означает любую информацию, предоставленную Подрядчиком Органу (не обращая внимания на любую защитную маркировку или заявление о конфиденциальности), которая: указана как Конфиденциальная информация Подрядчика в Приложении 7 и не утратила своей конфиденциальности в соответствии с основаниями и сроками, указанными в это расписание; и является исключенной информацией в соответствии с разделами 33(1) или 36, 38 или 39. FOISA (учитывая для этой цели общественный интерес, который может заключаться в раскрытии такой информации, как указано в разделе 2(1)(b) FOISA).

  • , используемый здесь, означает любую зарегистрированную аудиторскую фирму, привлекаемую для подготовки или выпуска аудиторского заключения или предоставления других услуг по аудиту, обзору или подтверждению для Компании. Каждый такой внешний аудитор отчитывается непосредственно перед Комитетом. В отношении внешнего аудитора Комитет:

  • означает любое неблагоприятное медицинское происшествие, непреднамеренное заболевание или травму или любые неблагоприятные клинические признаки, включая аномальные лабораторные данные, у субъектов, пользователей или других лиц в контексте клинического исследования, независимо от того, связаны ли они с исследуемым устройством. ;

  • означает терапевтическое облучение, при котором источник излучения находится на расстоянии от тела.

  • означает информацию о Корпорации или ее Аффилированных лицах, которую, по мнению PEGI, можно обоснованно использовать для конкуренции с PEGI одним или несколькими Аффилированными лицами PSP. Невзирая на положения настоящего Соглашения об обратном (включая Раздел 7), PSP ни при каких обстоятельствах не имеет права получать Конкурентно-чувствительную информацию, и PSP обязуется и обязывает своих Аффилированных лиц сохранять любую Конкурентно-чувствительную информацию, которую любой из ее представителей становится известно или становится известно строго конфиденциально; при условии, что Корпорация должна предоставить PSP коммерчески обоснованное описание характера любой Конкурентно-чувствительной информации, которая в противном случае была бы предоставлена ​​PSP, если бы не настоящий Раздел 9..1(2) и должен прилагать коммерчески разумные усилия для предоставления PSP заменяющего раскрытия информации, которое, в максимально возможной степени при данных обстоятельствах, позволит PSP оценить применимую возможность, связанную с Корпорацией или ее Аффилированными лицами, по существу таким же образом, как если бы Компания PSP имела полный доступ к такой Конкурентно-чувствительной информации, и в остальном это достаточно удовлетворительно для PSP.

  • означает информацию (i), указанную в Приложении к конфиденциальной информации коммерческого характера; или (ii) уведомлен Орган в письменной форме (до начала действия настоящего Контракта), который был четко помечен как Коммерчески конфиденциальная информация, состоящая из информации:

  • означает Конфиденциальную информацию DXC, Интеллектуальную собственность, PHI, Данные клиента DXC и Личную информацию.

  • означает в отношении Периода начисления процентов период с (включая) даты, на которую приходится количество Дней смены наблюдения SOFR до первого дня такого Периода начисления процентов, до (но исключая) даты, на которую приходится количество Дней смены наблюдения SOFR до Даты процентного периода для такого Периода начисления процентов;

  • означает любую судоходную реку или водный путь в пределах штата Калифорния.

  • означает информацию, указанную в Приложении к Контракту о конфиденциальной коммерческой информации Подрядчика, которая представляет собой информацию, доведенную Подрядчиком до сведения Органа, которая признается Органом как конфиденциальная коммерческая информация.

  • означает наружную стену здания, даже примыкающую к стене другого здания, а также означает стену, примыкающую к внутреннему открытому пространству здания;

  • означает любое из следующего: (1) лицо, которое стремится быть или нанято советом директоров или инвестиционной организацией для управления портфелем ценных бумаг или других активов за компенсацию, или (2) лицо кто управляет инвестиционным фондом и кто предлагает или продает, или уже предлагал или продал долю в инвестиционном фонде совету или инвестиционному инструменту.

  • — инженерная служба, расположенная за пределами земельного участка и необходимая для обслуживания использования и развития земельного участка;

  • означает каждый отчет, подготовленный и представленный Заемщиком в АБР, в котором описывается прогресс в реализации и соблюдении ППМ и РП (если применимо), включая любые корректирующие и предупреждающие действия;

  • означает встречу, очную или дистанционную, между руководителем, проводившим наблюдение, и преподавателем с целью оценки для обсуждения данных, собранных в ходе наблюдения.

  • означает каждую из следующих дат наблюдения:

  • означает крышку резервуара для хранения в открытой крыше резервуара, состоящую из двухпалубного или однопалубного понтона, которая опирается на содержащуюся в ней жидкую нефть и поддерживается ею и снабжена затвором. уплотнение или уплотнения для закрытия пространства между краем крыши и корпусом резервуара.

  • означает любую информационную службу, время от времени уполномоченную Управлением по финансовому регулированию и надзору с целью распространения нормативных объявлений;

Объективное наблюдение в психологии | Внешнее наблюдение в психологии

Саим Среда, 06 мая 2020 г.

Внешнее или объективное наблюдение всегда называли инструмент науки. На самом деле, это всегда было предпосылкой для хорошего ученый, чтобы иметь хорошее наблюдение. Этот метод является респектабельным и научным способ сбора информации.

Процесс объективного наблюдения очень прост, но Последующая работа трудоемка.

  1. Наблюдатель только наблюдает людей и окружающую среду в что ему интересно. И записывает даже мельчайшие подробности о них с полная точность.
  2. Объективное наблюдение работает в соответствии с нормами и правилами.
  3. Вопрос или вопросы должны быть ясны в уме наблюдатель, до того, как он сделает объективное наблюдение за объектом или индивидуальный.
  4. Могут быть тысячи или даже миллионы наблюдений. Итак, для наблюдателя очень важно сосредоточиться на аспекте персонаж, за которым нужно наблюдать .  

Джейн Пиаже, , специалист по детям психология. Он был решительным сторонником этого метода объективного наблюдения.

Согласно этому, как дети прогрессируют, они отвечают на лучшие вопросы, заданные в прошлом. То есть, с возрастом и опытом происходят значительные качественные изменения в ответы.

Характеристики эксперта по объективному наблюдению

Есть несколько важных качеств эксперта по объективному наблюдению .  

  1. Также важно, чтобы наблюдатель был обучен и беспристрастный.
  2. Не только хорошее образование, но и его бдительность и преданность делу тоже наиболее востребованы.
  3. Наблюдатель не должен быть неуклюжим, чтобы чувствовать разница между реальными и частичными движениями.
  4. Он знает обстоятельства лица, находящегося под наблюдение.
  5. Он может не знать положительные и отрицательные факторы заинтересованного лица заранее.
  6. Он не должен любить или ненавидеть человека, находящегося под наблюдением, чтобы он не может понизить или повысить свой статус.
  7. В наблюдении не должны участвовать личные симпатии и антипатии.

Внешние или объективные наблюдательные исследования движения, которые имеют место в живых организмах. Чтобы понять внутреннее состояние других, мы должны изучить их роль.

Потому что, когда мы сравниваем характер других со своим внутреннее состояние, которое мы думаем и чувствуем так при данных обстоятельствах, другие будет думать и чувствовать то же самое в этих обстоятельствах.

Это как если бы мы стремились понять умы других в свете нашего собственного опыта. В связи с этим необходимо внимательно изучить движения и движения других, физические изменения и волнение, чтобы точно оценить свое психическое состояние.

Преимущества или преимущества объективного наблюдения

Есть некоторые преимущества или преимущества внешнего или объективного наблюдения .

  1. Помогает изучить роль других людей. Наблюдение за характер используется для понимания мыслей других. Мы можем изучать свои собственные умы, но чтобы понять другие умы, мы изучаем их внешние движения.
  2. Только посредством внешнего или объективного наблюдения мы можем изучать детей, животных и безумный. То, что наблюдается , является их характером и их внутренним о состоянии можно судить по самому персонажу. Потому что они не могут выразить их внутреннее состояние или чувства себя.
  3. Не все внутренние состояния известны посредством внутреннего изучения. Например, есть трудности с бессознательными состояниями. В этом случае только используется внешнее или объективное наблюдение . Именно через характер, который сознателен и известны бессознательные состояния.
  4. С помощью этого метода можно повторить полученные результаты и их здоровье также можно проверить. Этот метод изменил психологию в научное и объективное знание. Когда мы сравниваем наше внутреннее состояние с характер других в наших собственных обстоятельствах, становится ясно, что есть сходство между нашим характером и характером других под определенные обстоятельства и законы.
  5. Характер также изучается через различные испытания, для этого также были объяснены различные испытания, которые способствовали развитию психологии.
  6. Этот метод не только дает нам знание персонажа, но и также помогает нам контролировать человеческий разум, а также может делать предсказания о Это.
  7. Один из принципов Моргана состоит в том, что если есть два гипотез о животном характере, одну простую, а другую сложную, мы должны всегда принимайте простую гипотезу . Например, если собака лежит, мы не следует предполагать, что собака думает о решении философских проблемы, а лучше сказать что собака отдыхает. Нет, это не так право приписывать животным человеческие качества.
  8. Этот метод сделал психологию наукой. Его доступ объектив и эталон. Его широта также больше, чем внутреннего наблюдения.

Недостатки внешнего или объективного наблюдения

Существуют также некоторые недостатки внешнего или объективного наблюдения .  

  1. Первый недостаток этого метода заключается в том, что мы сравниваем наши внутренние государство с характером других. Тип характера, который мы проявляем при определенных обстоятельства. Предполагается, что другие люди и животные думают и чувствуют то же самое. как мы делаем. Так что попробуйте протестировать других по тем же критериям. Вот почему они иногда обманывают.
  2. В внешнем или объективном наблюдении иногда мы не можем понять роль других, например, становится трудно понять взрослым детей, потому что они прошли определенный возраст, они не могут понять чувства детей до такой степени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *