Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Внешние факторы развития самосознания: Развитие самосознания и самооценки младшего школьника. | Статья на тему:

Содержание

Развитие самосознания и самооценки младшего школьника. | Статья на тему:

Развитие самосознания и самооценки младшего школьника.

Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно — ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

В возрасте семи–одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличив от игровой, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. Теперь, уже в учебной деятельности, ребенок познает себя, у него складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля, навыки саморегуляции.

В целом, у детей младшего школьного возраста самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, а суждения о себе – более обоснованными.

Школа и семья – внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления. К концу младшего школьного возраста совершенствуется рефлексия – создаются новые возможности для формирования самооценки и личностных качеств.

Наши дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Родителям просто не хватает времени побеседовать с ребенком. Многим детям все труднее становится нормально взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо развивать не только познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, речь и мышление), но и «эмоциональный интеллект», личностные качества ребенка.

В старшем дошкольном возрасте начинают, а в младшем школьном продолжают формироваться основы первоначального становления личности, самосознания и индивидуальности ребенка.

Родителям, так же, как педагогам и психологам, необходимо знать, что готовность ребенка к школе и дальнейшее его обучение в начальных классах зависят не только от овладения определенным набором навыков и знаний, физического состояния, психологической готовности, но и от развития структуры самосознания, которую образуют следующие компоненты:

• собственное имя,

• самооценка,

• притязание на признание,

• образ себя как представителя определенного пола (половая идентификация),

• представление себя во времени (в прошлом, настоящем, будущем),

• оценка себя в отношении прав и обязанностей.

Важной чертой личности ребенка, которая начинает складываться в этом возрасте, является мотив достижения успеха. Он связан с двумя противоположно направленными тенденциями: достижением успеха и избеганием неудач, которые формируются у дошкольников в игре, а у младших школьников — в учении. На мотивацию достижения успеха большое влияние оказывают: самооценка и уровень притязаний.

Появление самооценки — не что иное, как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления к самоуправлению.

В дошкольном возрасте внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе в основном положительная. Это ключ к развитию и воспитанию ребенка, подаренный ему природой для формирования личности. Родители и педагоги, владея им, должны осознавать всю ответственность, которую они на себя берут, используя доверительность и открытость, подчинение и подражание ребенка взрослому. Самосознание, самооценка ребенка непосредственно зависят от тех оценок, которые дают ребенку и его успехам значимые для него взрослые. И если в дошкольном возрасте самооценка еще неустойчива и находится в стадии формирования, то у младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Адекватная самооценка — реальное отношение к собственным способностям и возможностям, внутренняя гармония, адекватное отношение к оценке себя другими людьми, умение видеть путь к успеху, а также отождествление себя не только с успехом, т. е. представление ребенка о себе соответствует его поведению и оценке значимых людей.

Ребенок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помогает обрести уверенность в своих силах. Людям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм.

Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях. Даже имея представление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценности, который мешает ему. Так, выполнив что-то хорошо, получив похвалу и высокую оценку своей деятельности, он затрудняется отнести ее к себе, считая случайностью. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую негативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим собой. В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т.е. рассогласование того, каков я и мое поведение, с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, повышенная ранимость, обидчивость. Они часто отказываются от участия в играх из-за боязни оказаться хуже других или вступают в игру, но не проявляют инициативу, довольствуясь подчиненными ролями.

Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, и реальным поведением, а также оценкой окружающими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей.

Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние, какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

Итак, формируясь в учебной деятельности и процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого. Невозможно избавиться от чувства неполноценности путем простого повышения своих объективных результатов в игре или продуктивной деятельности.

Представления о себе в младшем школьном возрасте формируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются.

Появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку.

В самоописаниях младших школьников обнаруживается склонность описывать себя в социальных терминах, появляется стремление подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе, полу, вычленить свои индивидуальные качества, свое отличие от остальных.

Школьная оценка влияет непосредственно на становление самооценки. Оценка успеваемости, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности, и даже безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер. Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводит к негативным последствиям.

Этот переход от внешних мотивов к внутренним свидетельствует о возрастающей потребности ребенка в познании самого себя, потребности иметь более достоверное представление о самом себе. Учителю следует всячески поддерживать такую внутреннюю мотивацию.

  1. Рекомендации по работе с детьми с завышенным и заниженным уровнем самооценки

В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

Мною были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

  1. При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу.
  2. Учить слушать других.
  3. Воспитывать чувство сопереживания.
  4. Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты.
  5. Аргументировать оценки.

  Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

  1. Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.
  2. Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.
  3. Вовлекать учащихся в коллективную работу.
  4. При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.
  5. Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе

Список используемой литературы

1. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., 2000. – С. 49

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 2001. – С. 64

3. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника // Вопросы психологии личности школьника. М., Просвещение, 2001. – С. 28

4. Выготский Л.С. Детская психология. — М.: Педагогика, 1999. – С. 44

5. Давыдов В.В. Психология младших школьников. — М., 2000. – С. 25

6. Захарова А.В. Формирование самосознания и самооценки в учебной деятельности // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 2003. – С. 83

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. -М.: Изд-во РОУ, 2002. – С. 20

8. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 2002г. – С. 32

9. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника, — М. : Просвещение,2001. – С. 53

10. Эльконин Д.Б.Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. — М., Педагогика, 2001. – С. 57

11. Фелъдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М., 1995. – С. 34

12. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1997. – С. 54

3.3.4.3. Развитие самосознания младшего школьника

В возрасте семи–одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

Школьная оценка влияет непосредственно на становление самооценки.

Оценка успеваемости, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности, и даже безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер. Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводит к негативным последствиям.

В целом, у детей младшего школьного возраста самооценка:

•   становится в целом более адекватной;

•   дифференцированной;

•   суждения о себе – более обоснованными.

Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности , которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста.

Школа и семья – внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления. К концу младшего школьного возраста совершенствуется рефлексия – создаются новые возможности для формирования самооценки и личностных качеств.

Выводы

1. Младший школьный возраст (7–11/12 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Учебная деятельность для него становится ведущей. Ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию.

2.  К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место он занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). В возрасте 7–11-ти лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некоторую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников (В. С. Мухина, 1997).

3. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. К концу младшего школьного возраста совершенствуется рефлексия, развивается теоретическое рефлексивное мышление.

4. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным личностным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Каковы психологические особенности самосознания ребенка младшего школьного возраста?

2. Каковы особенности развития мотивов в младшем школьном возрасте? Что представляют собой компенсаторные мотивы?

3. Что представляет собой престижная мотивация? Приведите примеры.

4. Как происходит развитие Я-концепции в младшем школьном возрасте? Какие звенья Я-концепции получают приоритетное развитие в этот возрастной период?

Темы для рефератов

1. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте.

2. Рефлексия, ее развитие в детском возрасте.

Литература для аннотирования

1. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 270–283.

2. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – Мн., 1993. –99 с.

3. Гормоза Т. В. Влияние тревожности на школьную и социальную успешность младших школьников // Возрастная и педагогическая психология: Эмпирические исследования: Сб. тр. молодых ученых / Под ред. Ю. Н. Карандашева, Т. В. Сенько. – Мн., 1998. – Вып. 1. – С. 119–137.

4. Гормоза Т. В. Возрастная динамика успешности учебной деятельности младших школьников: Автореф. дис. … канд. психол. Наук / Бел. гос. пед. ун?т. – Мн., 2000. – 21 с.

5. Дубинко Н. А. Генезис агрессивного поведения и пути его коррекции в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук / Бел. гос. пед. ун-т. – Мн., 2000. – 21 с.

4. Шашок В. Н. Личностное поведение и актуальная самооценка в детей 9 13 лет в процессе их социальной адаптации // Возрастная, педагoгическая и коррекционная психология: Эмпирические исследования: Сб. науч. тр. – Мн.: Карандашев, 2000. – Вып 2. – С. 64–74.

Внешнее самосознание: ключевой инструмент умственного роста


Для вас как владельца бизнеса внешнее самосознание является важным навыком, который необходимо развивать в жизни. Оно отличается от внутреннего самосознания тем, что внутреннее фокусируется на желаниях и ценностях, которые интернализируются.

Однако внешнее самоосознание является экстернализацией внутреннего самоосознания. Это способность понимать внешние факторы, которые влияют на вас извне (и как внешние, внешнее самосознание также может пониматься как объективное).

Например, если вы занимаетесь онлайн-бизнесом, у ваших клиентов будут свои ожидания относительно того, чего они хотят или ожидают от вас.

Другими словами, когда мы говорим о внешнем самосознании, мы имеем в виду способность видеть вещи объективно.

Большинство из нас не знают, как улучшить внешнее самосознание, потому что понять себя и свои мотивы непросто.

На самом деле, большинство людей плохо разбираются в своих мыслях, чувствах и эмоциях (но большинство людей думают, что понимают).

Это приводит к тому, что они принимают плохие решения, которые вредят им самим и окружающим.

К счастью для вас, есть способы улучшить ваше внешнее самосознание, чтобы вы могли жить более счастливой жизнью!

Что такое внешнее самоосознание

Внешнее самоосознание является ключевым инструментом умственного роста. Это способность понять себя «извне».

Самосознание, которое приходит с этой точки зрения, имеет много преимуществ, включая повышение эмоционального интеллекта и самоконтроля.

В этой статье вы узнаете, что такое внешнее самосознание, что оно значит для вашей жизни и как вы можете его улучшить!

Преимущества потрясающие, и люди, которые работают над этим, смогут лучше понять свои сильные и слабые стороны, что может помочь им найти пути для роста в будущем.

Идея внешнего осознания заключается в том, что оно создает атмосферу, в которой люди лучше понимают друг друга, признавая различия внутри нас всех, а также наши сходства.

С таким мышлением мы будем скорее сближаться, чем отделяться друг от друга.

Люди, работающие над внешним самосознанием, более сострадательны к себе.

Они добры и понимают себя так, как никогда бы не поступили с другими, потому что дело не только в них, а в том, как их действия влияют на мир вокруг нас.

Людям, которые борются с самосознанием, это может показаться трудным, поскольку мы часто осуждаем себя более сурово, чем другие, за наши ошибки или недостатки, которые могут привести к отвращению к себе и ненависти к собственной ценности.

Есть способы справиться с такими чувствами: найти друга, который будет слушать без осуждения, очень поможет, а также поможет распознавать негативные мысли, чтобы они не стали слишком тяжелым эмоциональным багажом!

Преимущества внешнего самосознания

Существует множество причин, по которым самосознание может улучшить вашу жизнь, но давайте рассмотрим три преимущества развития внешнего самосознания.

  1. Вы сможете идентифицировать и понимать эмоции, которые вы испытываете в различных ситуациях, что поможет вам лучше осознать себя как личность. Это потому, что когда мы понимаем свои собственные чувства, нам становится легче распознавать, как другие могут реагировать на них. Это также позволяет нам лучше сопереживать опыту других людей.
  2. Это поможет вам лучше узнать окружающий мир, чтобы вы могли принимать решения, основанные на фактах, а не на эмоциях или предположениях. Это позволит вам не делать неверный выбор.
  3. Когда у нас есть понимание собственных личностных черт, нам становится легче распознавать, когда кто-то еще имеет подобные характеристики.   Это позволяет нам лучше понимать других людей, что, в свою очередь, помогает нам быть более терпимыми.

Дополнительные преимущества заключаются в том, что мы можем уважать собственные взгляды и мнения, но есть и другие преимущества:

  • Улучшение самоконтроля – это позволяет вам брать на себя ответственность за свои действия. Вы можете смотреть на вещи с другой точки зрения, что позволит вам стать лучше
  • Повышение эмоционального интеллекта — помогает понять собственные эмоции и лучше сопереживать чувствам других. Это позволяет вам более эффективно общаться с другими людьми, а также улучшать ваши отношения.
  • Меньше стресса и беспокойства о прошлом – это позволяет вам взглянуть на внешние факторы, которые повлияли на вашу жизнь в положительную сторону. Это может уберечь вас от негативных мыслей о прошлом.
  • Получить контроль в отношениях и социальных ситуациях – связан с более сильной эмоциональной регуляцией. По мере того, как самосознательные люди учатся лучше понимать, что происходит у них внутри, они часто способны делать для себя мудрый выбор
  • Развивать интуицию и креативность — это означает, что вы можете принимать более эффективные решения, распознавая внешние силы, стоящие за вашими действиями . Интуиция — это знание того, что делать без причины, внешнее самоосознание помогает вам доверять своей интуиции.
  • Вы становитесь более уважительными к внешним влияниям  – на каждого человека воздействуют внешние силы, такие как семья, друзья или общество, и внешнее самосознание позволяет вам видеть эти внешние факторы в положительном свете.
  • Вы можете быть подлинными со своими внешними источниками — внешнее самосознание помогает вам распознавать внешние факторы, влияющие на вашу жизнь. Хотя вам не нужно игнорировать внешние влияния, внешнее самосознание может помочь вам понять разницу между внешним давлением и вашими собственными желаниями.
  • Вы меньше беспокоитесь о том, как другие воспринимают вас – внешнее самосознание позволяет вам принимать внешнее давление, не чувствуя необходимости соответствовать чужим стандартам. Это потому, что вы понимаете, что внешние источники будут иметь внешние мнения и мысли о вашем выборе.

Вы сможете принимать более обоснованные решения, если будете больше понимать, что чувствуют другие.

Это может относиться ко всем типам ваших отношений, будь то ваш лучший друг или знакомый на работе.

Вам придется решить, что для вас значат отношения, но как только вы это поймете, вы сможете действовать соответственно.

Вам не всегда может нравиться этот человек, и иногда он может даже сводить вас с ума, но если вы готовы проявить себя и по-настоящему выслушать его, то обнаружите, что действительно заботитесь об его благополучии. существование.

Если вы не потратите время на то, чтобы понять точку зрения другого человека, вы никогда не сможете по-настоящему с ним связаться.

Когда мы думаем о своей жизни, мы склонны сосредотачиваться на себе и видеть вещи только своими глазами.

Как и все остальное, могут быть некоторые оправдания, чтобы не работать над своим внешним самосознанием. Эти оправдания внешнего самосознания надоедливы, и мы всегда должны осознавать, что они существуют.

Внешнее самосознание никогда не исчезнет; это часть нашей натуры — оправдываться перед собой, когда что-то случается или становится слишком сложно, чтобы не нести никакой ответственности.

Однако это может длиться недолго, потому что в конечном итоге последствия возвращаются в еще более неприятной форме, чем то, что было изначально сделано ранее, из-за чего люди сожалеют о своих действиях под рукой просто из-за незнания о себе, а также о том, как их воспринимают другие.

Три наиболее распространенных оправдания, которые я заметил:

Я достаточно осознаю себя: Идея о том, что самоосознание — это то, что у вас есть или нет, приводит к установке ума «пока я осознаю себя, тогда все хорошо!» Такое самовосприятие может быть опасным.

Если кто-то, кто считает, что обладает самосознанием, наступит на гвоздь и не почувствует боли допоздна, разве он не отрицает?

Самосознание состоит из двух компонентов: способность видеть свои мысли и чувства извне (внешнее) и видеть их такими, какие они есть на самом деле (объективно).

Признание обоих аспектов позволяет нам принимать более обоснованные решения относительно нашего эмоционального состояния. Это также помогает с самоконтролем, потому что мы понимаем, какую силу эмоции имеют над логическими мыслительными процессами.

Мне трудно научиться самосознанию из-за моего типа личности: Некоторые люди просто не осознают себя, но у них нет оправдания. Они либо интроверты, либо застенчивы, и самосознание не является их сильной стороной.

Хотя это может быть помехой в некоторых ситуациях, это также часть того, кем они являются как личность.

Если кто-то хочет самопознания, чтобы он мог принимать наилучшие решения о себе, тогда программы самопознания не будут работать для него, потому что в этих курсах недостаточно материалов по этим типам личностей.

Самосознание не стоит затраченных усилий: Если бы вы ждали, когда ваша жизнь закончится, прежде чем, наконец, решить исследовать, что вас движет? Преимущества внешнего самосознания для самоконтроля, уверенности в себе и эмоционального интеллекта стоят затраченных усилий.

Если вы осознаете свои мысли и чувства, вам будет легче принять решение, которое не будет вредным ни для вас, ни для окружающих в долгосрочной перспективе.

Это также позволяет нам узнать, как наши эмоции влияют на то, что мы думаем, чтобы мы могли лучше управлять ими объективным образом, когда они снова всплывают в будущем!

Почему так важно внешнее самосознание

Хотя большинство людей думают, что они обладают самосознанием, это неправда, но удивительно то, что самосознание на самом деле является навыком, который мы можем улучшить.

Работая над самосознанием с внешней точки зрения, мы улучшаем эмоциональный интеллект и самоконтроль, что позволяет нам принимать лучшие решения для себя в будущем!

Осознание своего внешнего «я» важно, потому что оно дает новый уровень ясности относительно того, где вы находитесь, и, что более важно, как вы можете добраться туда, куда хотите.

Человек, который не осознает, как его действия влияют на него самого и других, часто пытается пойти тем же путем без особого прогресса.

Однако, зная о своих действиях по отношению к другим и окружающей среде, они внезапно обретают цель для этих действий — цель, которой раньше не было.

Вместо того, чтобы идти по жизни, не зная, почему они делают то, что они делают, или не имея стремления к той деятельности вне себя, эти люди точно знают, почему они делают то, что делают, и могут использовать это знание, чтобы при необходимости внести коррективы .

Внешнее самосознание может помочь вам обрести ясность и цель в жизни, потому что такое понимание жизни может научить нас вещам, которые иначе мы бы никогда не узнали.

Это форма самопознания, которая позволяет нам осознавать последствия наших действий (или бездействия) на протяжении всей нашей жизни.

Внешнее самосознание даст вам эффективные лидерские навыки. Когда вы осознаете, кто вы есть как личность, это помогает вам лучше ориентироваться в социальных ситуациях.

Вы становитесь менее реактивным, когда кто-то говорит что-то грубое или оскорбительное, потому что вы понимаете, почему он это сказал.

Это особенно верно, если вы работаете с людьми достаточно долго, чтобы заметить появление закономерностей.

Лидерские качества — это все внешние конструкции, и внешнее самосознание может помочь вам лучше действовать в таких ситуациях.

Например, перед выступлением или вызовом Zoom вы можете поразмышлять о внешних событиях, внешней обратной связи и внешнем самосознании, чтобы стать лучшим оратором и исполнителем для толпы.

Интересно, насколько комфортно люди чувствуют себя рядом с людьми, которые внешне самоосознают себя, потому что они знают, что вы не судите их вне своих собственных мыслей.

Когда внешнее самосознание используется правильно, оно может создавать глубокие и значимые связи с людьми.

Внешнее самоосознание приведет к более глубокому пониманию и удовлетворению отношений.

Улучшение самоосознания происходит благодаря честной и внешней обратной связи.

Ваш разум склонен искажать определенные аспекты реальности, поэтому внешняя обратная связь помогает вам увидеть себя со стороны и избавиться от искажений, исходящих от ваших собственных мнений.

Люди с повышенным самосознанием открыто ищут откровенные отзывы, которые также приветствуют отрицательные отзывы и конструктивную критику.

Эта критическая обратная связь может служить ориентиром для внешнего самосознания и обеспечивать основу, необходимую для улучшения внешнего самосознания.

Если вы можете взять что-то негативное и использовать это, чтобы улучшить себя, внешняя обратная связь станет эффективным инструментом для роста вашего внешнего самосознания.

Вы также найдете способы усвоить внешнюю обратную связь, чтобы она имела смысл и стала более самосознательной личностью.

Как вы можете лучше осознать свое внешнее «я»

Вам не нужно переходить в режим «гибернации» или быть полностью бескорыстным только для того, чтобы вы могли получить некоторое «пространство» в трудных ситуациях; речь идет о том, чтобы найти свой баланс, продолжая общаться с другими, а также заботиться о себе. Вот три простых способа:

  • Положите телефон . Это звучит очевидно, но многие люди просматривают свои ленты в социальных сетях вместо того, чтобы разговаривать лицом к лицу с кем-то, с кем они разговаривают, потому что это проще. Это позволяет вам сосредоточиться на другом человеке, а не на том, что он говорит, а также уделяет время заботе о себе.
  • Практика внимательности – Внимательность – это практика, которая побуждает жить настоящим моментом и осознавать свои мысли, чувства, телесные ощущения и окружающую среду, не оценивая их как хорошие или плохие; Сначала это звучит сложно, но как только вы начнете практиковать чаще, осознанность станет вашей второй натурой!
  • Начните с задач по уходу за собой — Если что-то кажется слишком трудным или требует от нас усердных размышлений о том, как мы себя чувствуем, не делайте этого пока, потому что наш мозг не создан для многозадачности! Может показаться нелогичным не делать все сразу, но потребности в уходе за собой тоже важны, поэтому для начала следуйте этому плану!

Во многих книгах по саморазвитию и курсах по самосовершенствованию обсуждается важность развития самосознания. Это потому, что это один из самых важных навыков для управления нашей эмоциональной реакцией на стресс, травму или боль, а также для улучшения отношений с другими — все это критически важные аспекты самосовершенствования!

Исследования показали, что методы осознанности, такие как медитация, оказывают положительное влияние на людей, страдающих тревожными расстройствами, депрессией и даже зависимостями.

По этой причине многие психологи считают, что внимательность может быть эффективным средством лечения подобных проблем с психическим здоровьем, позволяя человеку «наблюдать» за своими мыслями, не реагируя на них импульсивно или отрицательно.

Действительно, некоторые исследования показывают, что внимательность может помочь уменьшить симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которое часто проявляется в виде воспоминаний и эмоционального стресса.

Самоосознание, которое исходит из внешней точки зрения, действительно может помочь вам понять себя.

Вы сможете лучше видеть себя и лучше определять, что вам в себе нравится, а что нет.

Это самопознание важно для каждого человека, потому что оно дает возможность узнать себя со стороны, что помогает развитию эмоционального интеллекта и самоконтроля.

Эмоциональный интеллект и внешнее самосознание

Эмоциональный интеллект (ЭИ) относится к нашей способности управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Существует множество типов ЭИ, связанных конкретно с внешними факторами, такими как эмпатия или навыки стратегического мышления.

Связь между самосознанием и эмоциональным интеллектом очевидна. С самосознанием приходит самоконтроль и эмоциональный интеллект, которые помогают вам лучше понимать свои эмоции, а также позволяют себе лучше осознавать эмоции, которые испытывают другие.

Существует распространенное заблуждение, что эмоциональный интеллект и внешнее самоосознание — это одно и то же, но самоосознания можно достичь и без эмоционального интеллекта.

Самосознание, которое исходит из внешней точки зрения на себя, действительно может помочь вам понять себя. Вы сможете увидеть себя более четко и лучше определить, что вам в себе нравится, а что нет.

Это самопознание важно для каждого человека, потому что оно дает возможность узнать себя со стороны, что помогает развитию эмоционального интеллекта и самоконтроля.

Самоконтроль и внешнее самоосознание

Самоконтроль, как и все остальное в жизни, — это приобретаемый навык. Один из способов развить этот навык — научиться вести себя так, чтобы ослаблять импульсы и укреплять самоконтроль.

Например, если вы чувствуете нетерпение или раздражительность по отношению к своим друзьям и членам семьи в течение дня и хотите сделать глубокий вдох или сосчитать до десяти, прежде чем повторить попытку, вы практикуете самоконтроль.

Самосознание может быть трудным для людей, которые никогда не уделяли много внимания этому аспекту своей жизни, прежде чем начать медитировать об этом.

Но расплата за все это терпение и внимание — больше внимания для снятия стресса в те дни, когда это необходимо!

Когда вы сочетаете самоконтроль и внешнее самоосознание, конечным результатом являются ясность, сострадание и подлинность.

Ясность и сострадание, пожалуй, самый желанный набор качеств, на которые можно надеяться.

Эти достоинства могут помочь вам распознать свои ограничения, а также признать, что это воспринимаемое несовершенство — не что иное, как ткань вашего собственного восприятия.

Заключение

В общем, внешнее самоосознание — это важнейший навык, которому нужно учиться в жизни.

Это даст нам представление о том, как мы воспринимаем окружающие нас вещи, и в конечном итоге приведет к большему счастью.

Кроме того, это сделает нас сильнее, помогая нам стать более сострадательными к себе и другим людям.

Итак, главный практический вывод: всегда старайтесь смотреть на себя объективно, чтобы иметь некоторое представление о своем положении по сравнению со всеми остальными.

Это не только улучшит ваши отношения с близкими, но и повысит общее самочувствие.

Если вам понравилась эта статья, поделитесь ею со всеми, кому, по вашему мнению, будет полезно ее прочитать.

Marko Matijasevic

Марко — специалист по стратегии профессионального роста, помогающий владельцам бизнеса добиться более эффективного роста без рекламы и ненужных сложностей.

Что такое самосознание (и как его развивать)

Что такое самосознание?

Самосознание может стать новым ключом как к успеху на работе, так и к психическому здоровью. Но что же это за явление? Исследователи описывают самосознание как способность сосредоточивать внимание на себе и, в свою очередь, давать самооценку (Silvia & O’Brien, 2004). В то время как в прошлом самосознание приобрело негативную репутацию из-за коннотаций с депрессией и дисфункцией (Silvia & O’Brien, 2004), новые исследования начали проливать свет на огромные преимущества самосознания, особенно на рабочем месте.

ЖИЗНЬ Интеллект: понять вас
Самосознание включает в себя ясное видение себя

Приступить к основам самосознания не так просто, как вы думаете. На протяжении прошлого века обсуждались различные определения. Некоторые ученые говорят, что самосознание — это разновидность самосознания. Другие называют самосознание сравнением того, как мы видим себя, и тем, как нас видят другие. Третьи думают, что самосознание — это способность контролировать наши собственные внутренние чувства (Дюваль и Виклунд, 19).73). Крайне важно соединить эти прошлые определения, чтобы всесторонне понять преимущества самосознания на рабочем месте.

Два типа самосознания

Как определила доктор Таша Эйрих, в результате этого прошлого исследования возникли две всеобъемлющие категории самосознания: внутреннее и внешнее самосознание (Eurich, 2018).

1. Внутреннее самосознание

Внутреннее самосознание можно описать как то, как мы воспринимаем самих себя в отношении наших ценностей, эмоций, сильных и слабых сторон и окружающей среды (Eurich, 2018). Согласно Harvard Business Review, внутреннее самосознание имеет положительную связь с работой и удовлетворенностью отношениями , воспринимаемыми уровнями самоконтроля , творчества и общего счастья (Eurich, 2018). Таким образом, время, потраченное на то, чтобы понять себя, может быть проверенной формой заботы о себе.

Исследование, оценивающее это, получившее название «внутреннее самосознание», изучало взаимосвязь между самосознанием и постановкой целей в отношении производительности. Студенты-участники были разделены на четыре группы в зависимости от их уровня самосознания и деятельности по постановке целей. Затем их попросили выполнить незнакомую задачу по принятию решений. Участники с высоким уровнем самосознания, которым было предложено достичь четко определенных и четких целей, лучше всего справились со своими задачами. Фактически, люди с высоким уровнем самосознания в среднем набирали примерно на 3 балла больше, чем люди с низким уровнем, когда сталкивались с этими незнакомыми задачами (Ridley, Schutz, Glanz & Weinstein, 19). 92). Эти данные свидетельствуют о сильной взаимосвязи между самосознанием, уверенностью в себе и творческим потенциалом (Ridley, Schutz, Glanz & Weinstein, 1992).

LIFE Intelligence: приложение для личностного роста
2. Внешнее самосознание

Последний из двух терминов, внешнее самосознание, выражает то, как другие видят нас в отношении наших ценностей, эмоций, сильных и слабых сторон и окружающей среды (Eurich, 2018). Внешнее самосознание может быть представлено руководителем, который видит себя так же, как и его подчиненные. Те, кто обладает навыками внешнего самосознания, также с большей вероятностью продемонстрируют более высокие уровни 9 баллов.0034 эмпатия , позволяющая им лучше относиться к другим (Eurich, 2018). Преимущества внешнего самосознания очевидны, особенно на рабочем месте. Удовлетворенность работой , высокоэффективные сотрудники и более высокая производительность — это лишь некоторые из многих преимуществ самосознания.

В ходе исследования, посвященного самооценке и оценке подчиненных офицеров военно-морского флота, случайную выборку из 155 офицеров военно-морского флота США попросили самостоятельно оценить свои лидерские качества (Bass & Yammarino, 1991). Исследование показало, что офицеры, получившие самые высокие оценки от своих подчиненных, менее склонны завышать свои личные оценки. Тем временем менее успешные лидеры завышали свои самооценки. Другими словами, самосознание помогает вам не только лучше оценить и понять свои лидерские способности, но и перенести это более точное понимание на то, как ваши сотрудники относятся к вам. Если вы понимаете свои сильные и слабые стороны, вы, скорее всего, станете лучшим лидером с более удовлетворенными работниками. Эти результаты помогают доказать, каким образом внешнее самосознание приводит к более эффективному лидерству, а также к более удовлетворенным работникам.

Балансировка обоих типов самосознания
Нам необходимо как внутреннее, так и внешнее самосознание.

Тот факт, что вы можете считать себя опытным в одном типе самосознания, не обязательно означает, что эти навыки перейдут к обоим типам. На самом деле, по словам Юриха, «наше исследование практически не обнаружило связи между [двумя типами самосознания]» (Eurich, 2018). В их исследовании отмечается, что лидеры не должны ставить один тип самосознания выше другого.

В отдельном исследовании, посвященном тому, действительно ли повышение самосознания повышает управленческую эффективность, исследователи пришли к выводу, что не все формы самосознания эквивалентны и, следовательно, также по-разному влияют на производительность (Fletcher & Bailey, 2003). Способность как внутренне понять себя, так и получить всестороннюю обратную связь о том, как другие воспринимают вас, — это исключительные навыки, которыми можно владеть в любой среде. Помните, что те, кто действительно осознает себя, поймут важность баланса между ними.

ЖИЗНЬ Интеллект: самосознание

Самосознательные лидеры

Осторожно: самосознание снижается с увеличением силы

Самосознание может быть труднее понять по мере того, как человек обретает власть в качестве лидера. Как правило, чем больше власти у человека, тем больше шансов, что он скоро переоценит свои навыки.

В ходе исследования, в котором приняли участие более 3600 отраслевых лидеров, руководители высокого уровня переоценили свои способности по сравнению с тем, как их воспринимали другие, значительно больше, чем их коллеги более низкого уровня (Sala, 2003). В 19из 20 показателей, использованных исследователями, включая эмпатию, лидерские качества, эмоциональную осведомленность, надежность, точную самооценку и т. д., эта модель присутствовала (Sala, 2003).

Чтобы бороться с этим, нужно знать о потенциальных последствиях силы и о том, как она может изменить ваше самосознание. Доктор Таша Эйрих предлагает активно искать отзывы и учиться любить конструктивную критику , если она исходит из добрых намерений (Eurich, 2018).

Чем больше силы у человека, тем выше вероятность, что он переоценит свои навыки.

Развитие самосознания

Вместо того, чтобы задавать эти вопросы «почему», мы должны вместо этого сосредоточиться на повышении продуктивного понимания себя с помощью вопросов «что». Это позволяет избежать бесполезных размышлений.
Эффективный самоанализ спрашивает «что» вместо «почему»

Тема конструктивной обратной связи переходит на роль самоанализа при обучении развитию самосознания. Большинство людей могут на самом деле практиковать самоанализ таким образом, что это мешает их самосознанию (Eurich, 2018). Бесполезно спрашивать себя о мотивах и причинах наших действий, поскольку исследования показывают, что у нас нет доступа к большинству наших подсознательных мыслей и чувств (Nisbett & Wilson, 19).77).

LIFE Intelligence: Better You

Вместо того, чтобы задавать эти вопросы «почему», мы должны вместо этого сосредоточиться на повышении продуктивного самоанализа с помощью вопросов «что». Это позволяет избежать бесполезных размышлений. Спросите себя а какие шаги вам нужно предпринять, чтобы стать лучше , вместо того, чтобы спрашивать себя, почему вы так плохо справились. Harvard Business Review также предлагает другие примеры более эффективных интроспективных подсказок, в том числе:

«Какие ситуации заставляют меня чувствовать себя ужасно, и что у них общего?» Вместо «Почему я чувствую себя так ужасно?»

«Какие шаги мне нужно предпринять в будущем, чтобы работать лучше?» Вместо «Почему ты сказал это обо мне?»

«Что мне нужно сделать, чтобы двигаться вперед таким образом, чтобы свести к минимуму влияние на наших клиентов и сотрудников?» Вместо «Почему я не смог изменить ситуацию?»

(Eurich, 2018)

Задавание слишком большого количества вопросов «почему» может отрицательно сказаться на объяснениях, основанных на боязни слабости и неуверенности. С другой стороны, вопросы « What » будут давать вдумчивые ответы, которые помогут вам оставаться сильными, объективными и сосредоточенными на своем будущем! (Эйрих, 2018)

Развитие самосознания на работе
Обучение самосознанию может оказать далеко идущее влияние на культуру, разнообразие, равенство и инклюзивность (DEI), психическое здоровье и благополучие, а также производительность.

В то время как мы ранее изучали силу рефлексии на работе, многие недавние исследования также начали подчеркивать важность проведения обучения самосознанию на рабочем месте. В одном из исследований, посвященном организационной эффективности и самосознанию в нигерийской банковской сфере, было обнаружено, что самосознание способствует повышению прибыльности бизнеса, что положительно коррелирует с чистой прибылью и окупаемостью инвестиций (Okpara, Atuma & Agwu, 2025). Исследование завершилось рекомендацией для компаний начать обучение как менеджеров, так и сотрудников стратегиям самосознания, чтобы продолжить этот положительный рост.

Самоанализ с помощью LIFE Intelligence

Другое исследование также пришло к такому же выводу, поскольку в нем изучалось, действительно ли преимущества самосознания, включая положительные результаты жизни и общее благополучие , сохраняются на рабочем месте. В число участников входили штатные сотрудники, которые трижды в течение шести недель отвечали на вопросы анкеты о «диспозиционном самосознании (рефлексия и размышления) и благополучии от работы (удовлетворенность, энтузиазм и удовлетворенность)» (Sutton, Williams & Allinson, 2015). Участники также приняли участие в обучающих мероприятиях, которые начались с того, что каждый участник объяснил свое собственное понимание самосознания и внимательности. Позже они участвовали в групповых дискуссиях, в которых обсуждали, сколько времени они занимались практиками самосознания и внимательности, такими как терапия и ведение дневника, а также эффектами, которые оказывали эти практики.

Результаты показали, что самосознание положительно связано с благополучием, связанным с работой . По мнению исследователей, переменные имели корреляцию выше 0,5, что указывает на сильную связь между ними (Sutton, Williams & Allinson, 2015). Участники также отметили вновь обретенное чувство признательности за разнообразие , а также большую уверенность и общение. В целом, исследование завершило свои открытия заявлением о том, что обучение самосознанию должно быть реализовано, чтобы испытать навыки сотрудничества в работе и разрешения конфликтов. Обучение самосознанию может оказать далеко идущее влияние на культуру, разнообразие, равенство и инклюзивность (DEI), психическое здоровье и благополучие, а также производительность.

Приложения для самотерапии для самосознания

Работа достаточно напряженная, но навигация по ней в отношении вашего психического здоровья может быть сложной задачей сама по себе. Интеллектуальное приложение LIFE — это научно обоснованное путешествие к самосознанию. Он состоит из 9 тем или «миссий», которые помогут вам глубоко проанализировать себя (психическое здоровье, эмоциональный интеллект), карьеру (продуктивность, цели, решения) и отношения (общение, конфликты, лидерство).

Предлагая вам в приложении спросить, «что» заставило вас чувствовать себя определенным образом, или что способствовало пропущенным целям, или чего вы хотите для своего будущего, LIFE позволяет вам отразить правильный путь для самосознания и полного самоконтроля.

Миссия 2.4 посвящена развитию самосознания после понимания собственной уникальной истории. Как только вы достигнете самопонимания, следующим шагом к успеху станет понимание того, как вас видят другие. Обязательно скачайте интеллектуальное приложение LIFE, чтобы отслеживать свои сильные и слабые стороны, эмоции, склонности и все, что между ними!

LIFE Intelligence: живите разумно


Ссылки

Fletcher, C., & Bailey, C. (2003). Оценка самосознания: некоторые вопросы и методы. Журнал управленческой психологии.

Саттон, А., Уильямс, Х.М. и Аллинсон, К.В. (2015), «Продольная смешанная оценка обучения самосознанию на рабочем месте», Европейский журнал обучения и развития, Vol. 39 № 7, стр. 610-627.

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5114878/

Silvia, P.J., & O’Brien, M.E. (2004). Самосознание и конструктивное функционирование: пересматривая «человеческую дилемму». Журнал социальной и клинической психологии, 23(4), 475-489.

Ридли Д., Шутц П., Гланц Р. и Вайнштейн К. (1992). Саморегулируемое обучение: интерактивное влияние метакогнитивного осознания и постановки целей. Журнал экспериментального образования, 60 (4), 293-306.

file:///Users/lesliesimon/Downloads/Self_Regulated_Learning_The_Interactive.pdf

Bass, B.M., & Yammarino, FJ (1991). Сопоставление собственных и чужих рейтингов лидерства морских офицеров для понимания успешной работы. Прикладная психология, 40(4), 437-454.

Окпара, Атума и профессор Эдвин Агву. (2015). «Самосознание и организационная эффективность в нигерийском банковском секторе». Европейский журнал исследований и размышлений в области управленческих наук 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *