Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Воображение и творчество психология: Воображение и творчество

Воображение и творчество

22.12.2012

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.
 
Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д. Какие факторы определяют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов.

Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосновано известным французским психологом Т. Рибо. Он писал:

«Что касается до «методов изобретения», по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров».

Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.

Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества:

  1. Подготовка (зарождение идеи).
  2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
  3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
  4. Проверка.

Другой ученый — Г. С. Альтшуллер — разработал целую теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.

Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний. При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью.

Поиск решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностей сегодняшней науки. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.
 
По мнению Альтшуллера, одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Например, если задачи четвертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее сработает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «легкую».

Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

Ключевые слова: Творчество, Воображение

Источник: Маклаков А. Г. — Общая психология

Материалы по теме

Творческое воображение

Теплов Б.М., Психология

Воображение и творческая деятельность

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб. ; 2009

Мотивация творческой деятельности

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Продукты творчества как показатели креативности

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Воображение как процесс преобразования представлений

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Воссоздающее воображение

Теплов Б.М., Психология

Способы, признаки и функции воображения

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Проблема творчества в философии

Яголковский С. Р., Психология креативности и инноваций, 2007

2. Взаимосвязь воображения и творчества

Воображение тесно связано с творчеством, и зависимость эта обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Таким образом, творческое воображение – вид воображения, направленного на создание новых образов, составляющего основу творчества.

Особенность творческого воображения состоит в том, что оно является процессом сознательным в своей основе. Возможность образного предвидения результатов собственных действий придают направленность творческому воображению.

Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности творческое воображение определяется тем, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями.

Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности, особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве.

Научную деятельность нельзя представить себе как механическое познание тех или других явлений окружающего мира. Научное исследование всегда связано с построением гипотез, следовательно оно немыслимо без творческого воображения. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Так, например, в математике, в начале доказательства различных теорем приходится встречаться с высказываниями, которые начинаются со слов: «допустим, что; представим себе, что». Именно они указывают на то, что процесс математического доказательства начинается с творческого представления или воображения.

Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам.

В отличие от научного мышления, ограничивающего фантазию человека требованиями безусловной достоверности, разумности, целесообразности, доказательности и логичности, в искусстве не существует ограничений ни для воображения, ни для ума.

Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способные быть носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненности. Например, по картинам И.И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью.

Но соблюдение жизненности и реальности не означает фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника особый взгляд на вещи, поэтому основная задача художественного произведения – показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие. Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о некоторых черт действительности, с целью придать образность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ.

Некоторые переживания, чувства людей в повседневной жизни могут быть и незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь о действительности, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая какую-то особо для него важную часть этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять – такова логика творческого воображения.

Особо следует выделить значение музыкального искусства в развитии творческого воображения, т.к. художественные образы, формирующиеся с помощью звуков, характеризуются активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека. Можно даже утверждать, что жанры музыкального искусства выступали стимулом для развития творческих способностей, способом влияния на эмоциональную сферу, фактором воспитания человеческой индивидуальности.

Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретности слова, не воспроизводит фиксированных, видимых картин мира, как в живописи. Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационную природу. Интонация и делает музыку звучащим искусством, как бы вбирая в себя при этом многовековый художественный опыт. Музыка обладает также ярко выраженными национальными чертами, проявляющимися в ее интонационном, мелодическом, ритмическом строе. Особенно характерно это для народного музыкального творчества. Поскольку ассоциативность является характерным свойством творческого воображения, музыка способна вызвать у слушателя разнообразные эмоциональные, образные, зрительные, смысловые, двигательные ассоциации, воспоминания о чем-то пережитом.

Творчество и воображение | Настоящее счастье

Вы находитесь здесь

Главная / Инициативы / Творчество и воображение

Творчество и воображение

Ученые-психологи определяют творчество как создание идей или продуктов, которые являются одновременно оригинальными и ценными. Творчество опирается на воображение, на сознательное представление того, что не существует непосредственно для чувств. Несмотря на то, что количество и качество исследований креативности возросло после президентского обращения Дж. П. Гилфорда к Американской психологической ассоциации в 1919 г.50, эта фундаментальная человеческая способность остается недостаточно изученной по сравнению с другими важными психологическими феноменами. В настоящее время мы проводим ряд различных исследовательских проектов, направленных на то, чтобы лучше понять причины и последствия творчества, а также способы его повышения.

Мотивация и творчество

Одним из важных факторов, предшествующих творческому поведению, является мотивация. Почему люди занимаются творчеством? Какие преимущества, если таковые имеются, они ожидают? Прошлые исследования по этой важной теме показали, что люди с внутренней мотивацией, как правило, более креативны. Другими словами, люди, которые занимаются творческой деятельностью ради самой деятельности (а не ради внешних ограничений вознаграждения), лучше способны выдвигать оригинальные и ценные идеи. Кроме того, небольшой, но растущий объем литературы предполагает, что просоциальная мотивация, определяемая как желание внести свой вклад в жизнь других, также может способствовать творческому мышлению. Наши текущие исследовательские проекты направлены на расширение научного понимания роли мотивации в творчестве путем дальнейшего изучения специфики мотивации создателей и взаимосвязи между мотивацией, достижениями и благополучием.

Творчество и хорошее самочувствие

Прошлые исследования показывают, что творческая деятельность может иметь терапевтические преимущества и улучшать самочувствие. Однако на сегодняшний день мало исследований изучали механизмы, объясняющие, как творческое мышление может приносить свои преимущества. Текущие исследовательские проекты в нашем центре изучают возможность того, что творческое мышление может улучшить самочувствие за счет повышения когнитивной гибкости и способности решать проблемы, предоставляя людям важное чувство мастерства и свободы действий, а также помогая людям ощутить преимущества после преодоления невзгод.

Повышение креативности

В настоящее время мы разрабатываем и тестируем новые вмешательства в конкретной области, чтобы помочь людям улучшить свои навыки творческого мышления и дополнительно изучить преимущества творчества для достижений и благополучия. В то время как прошлые исследования, как правило, были сосредоточены на улучшении определенных когнитивных способностей для этой цели (т. Е. Навыков дивергентного мышления), мы изучаем эффективность мотивационных стратегий, среди других инструментов.

Институт воображения

Институт воображения занимается измерением, ростом и улучшением воображения во всех сферах общества. В настоящее время нет единого мнения о том, как объективно измерять воображение. Для достижения своей миссии Институт Воображения проводит конкурс грантов и серию мероприятий, чтобы заложить основу для долгосрочного развития «коэффициента воображения» и способов развития воображения.

Дополнительную информацию см. в Институте воображения.

Секрет творчества – согласно науке

Если вас загипнотизировали картина Винсента Ван Гога «Звездная ночь» или теории Альберта Эйнштейна о пространстве-времени, вы, вероятно, согласитесь, что обе работы являются продуктом умопомрачительного творчества. Воображение — это то, что продвигает нас как вид — оно расширяет наши миры и приносит нам новые идеи, изобретения и открытия.

Но почему наши способности к воображению так сильно различаются? И можете ли вы тренировать себя, чтобы стать более изобретательным? Наука дала несколько ответов, основанных на трех разных, но взаимосвязанных типах воображения.

Творческое воображение

«Творческое воображение» — это то, что мы обычно называем творчеством с большой буквы «С» — сочинение оперы или открытие чего-то новаторского. Это отличается от повседневного творчества, такого как творческие решения бытовых проблем или изготовление поделок.

Творческое вдохновение, как известно, неуловимо. Таким образом, способность тренировать творчество или вызывать состояние творчества уже давно является целью многих художников и ученых.

Но возможно ли это? Мы знаем, что некоторые люди обладают более творческой личностью, чем другие. Тем не менее, исследования показали, что творческое воображение также может быть усилено окружающей средой или просто тяжелой работой. Например, экспериментальные исследования показали, что, когда дети знакомятся с творческим контентом или наблюдают, как другие проявляют творческий подход, они сами становятся более творческими.

У творческого воображения есть две фазы. «Дивергентное мышление» — это способность думать о самых разных идеях, так или иначе связанных с основной проблемой или темой. Он, как правило, поддерживается интуитивным мышлением, быстрым и автоматическим. Затем вам понадобится «конвергентное мышление», чтобы помочь вам оценить идеи на предмет их полезности в рамках основной проблемы или темы. Этот процесс поддерживается аналитическим мышлением — медленным и преднамеренным — позволяющим нам выбрать правильную идею.

Так что, если вы хотите написать этот шедевр, проведите множество сеансов мозгового штурма с друзьями или пройдите курс творческого мышления или писательского мастерства, это может помочь вам придумать новые идеи.

Однако это не обязательно поможет вам сделать правильный выбор. Исследования показывают, что для этого первым требованием на самом деле является знакомство и опыт. Чем дольше вы работали и думали в какой-либо области и изучали вопрос — и, что важно, осмелились сделать много ошибок — тем лучше вы интуитивно придумываете идеи и аналитически выбираете правильную.

Эйнштейн считал, что воображение является ключом к его успеху. википедия, CC BY-SA

Таким образом, творческий успех заключается не столько в поиске музы. Как сказал микробиолог Луи Пастер: «Удача сопутствует подготовленному уму». Это также относится и к искусству. Пабло Пикассо советует: «Изучите правила как профессионал, чтобы вы могли нарушать их, как художник».

Фантастическое воображение

Для многих людей способность полностью погрузиться в идею является ключом к завершению успешного творческого проекта. Для этого вам нужно то, что ученые называют «фантастическим воображением», вероятно, лучше всего предсказуемое вашей склонностью к фантазированию и погружением в воображение. Они описывают вашу склонность к очень ярким и реалистичным фантазиям и степень погружения в воображаемые миры.

Однако, учитывая, что фантастическое воображение может усиливать мечтательность и отвлекать от повседневных обязанностей, на первый взгляд это может показаться нежелательной способностью. Есть даже темная сторона — фантастическое воображение имеет тенденцию усиливаться в ответ на травмирующие события, становясь бегством от реальности.

Но есть и преимущества. Вовлечение детей в фантазии связано с усилением творческого воображения, повествовательных способностей и взглядов. Взрослым это может помочь улучшить консолидацию памяти, творческое решение проблем и планирование.

Есть преимущества в мечтах. imtmphoto/Shutterstock

Эту способность также можно усилить. Исследования показывают, что дети, которых родители поощряли участвовать в притворных и ролевых играх, имеют более высокий уровень склонности к фантазиям в более позднем возрасте. А начать никогда не поздно – актеры-любители, как известно, тоже обладают более развитым фантастическим воображением.

Эпизодическое воображение

«Эпизодическое воображение» похоже на фантастическое воображение, но преимущественно использует реальные (эпизодические) детали памяти, а не воображаемые (смысловые) детали при визуализации событий мысленным взором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *