Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Восприятие это отражение отдельных свойств предметов и явлений: с течением времени они приобретают более абстрактный, обобщённый характер. (Т.С. Назарова, К.М. Тихомирова, И.Ю. Кудина и др.) Какой самостоятельный психический процесс авторы называют простейшим? Почему он является простейшим? В чём проявляется субъективный характер образов восприятия?

Ощущение, восприятие и их нарушения

Ощущением называется простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при непосредственном воздействии в данный момент материальных раздражителей на органы чувств.

При помощи ощущений мы узнаем о вкусе, цвете, тяжести, температуре окружающих нас предметов, о свойствах их поверхности (шероховатость, гладкость), о звуках, которые они издают. Мы ощущаем также изменение в нашем собственном теле: положение и движение отдельных его частей, состояние внутренних органов (боль, неприятные ощущения и т. д).

Ощущения — начальный источник, первая ступень познания, всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле. «Ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания». На основе ощущений формируется восприятие.

Но если ощущение есть отражение только отдельных свойств предметов и явлений материального мира, то восприятие всегда имеет целостный характер и отражает различные свойства в их совокупности.

Восприятие — это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов, а не отдельных их свойств и признаков. При восприятии, например, легкового автомобиля, едущего по улице, мы получаем не отдельные изолированные ощущения, а целостные зрительные и слуховые образы автомобиля с присущими ему признаками: формой, величиной, цветом, особенностями движения, характерным звучанием и т. д.

Важную роль в процессе восприятия играет прошлый опыт человека. На основании своего жизненного опыта человек может узнать ряд предметов и явлений: животных, предметы домашнего обихода, орудия производства, явления природы и др. При этом целостный характер восприятия, опора на выделение существенных признаков позволяют человеку узнавать такие предметы и явления, которые несколько отличаются от образцов, воспринимавшихся им ранее.

Если человеку показать, например, изображение собаки неизвестной для него породы, он, тем не менее, легко узнает, что это собака, хотя и необычной формы или окраски.

Зависимость восприятия от жизненного опыта человека, его образования, воспитания, профессии, потребностей и мотивов приводит к тому, что полнота и точность восприятия одних и тех же предметов и явлений могут отличаться у разных людей.

Восприятие, будучи, как и всякий процесс познания, отражением материального мира, зависит и от особенностей личности воспринимающего субъекта, его прошлого опыта, знаний, интересов. Особенности личности и организма, потребности и мотивы восприятия, побуждения оказывают влияние на процесс восприятия, выделяя наиболее важные для воспринимающего человека стороны, качества и особенности объекта восприятия.

Так же, как и ощущение, возникающее восприятие есть вместе с тем отражение того, что существует объективно, независимо от субъекта. Ощущение и восприятие являются субъективным образом объективного мира.

Признание влияния особенностей воспринимающего субъекта на ощущения и восприятия не означает, однако, что может быть принято субъективно-идеалистическое учение, утверждающее, будто бы реально существуют лишь ощущения и весь мир есть только совокупность ощущений. Диалектический материализм отвергает эту точку зрения. Согласно теории познания, разработанной В. И. Лениным, критерием правильности ощущений и восприятий, как и всякого процесса познания, является практическая деятельность человека, в ходе которой проверяется соответствие ощущений и восприятий реальной действительности. Критерием истинности ощущений и восприятий является практика.

При проверке результатов своей практической деятельности, ощущений и восприятий человек руководствуется не только своим личным практическим опытом, но и общественной практикой, опытом других людей, с которыми он общается с помощью языка. Поэтому восприятие тесно связано с языком, со словесно выраженными понятиями и мышлением.

Важной особенностью восприятий и особенно ощущений человека является их связь с эмоциями. Одним из наиболее ярких примеров связи ощущений и эмоций является боль. Эмоциональный момент резко выступает в ощущениях, относимых к так называемому общему чувству, широко охватывающему раздражения, идущие от организма.

В некоторых случаях восприятия и ощущения отличаются особенно сильной эмоциональной окрашенностью. Некоторые люди, например, не переносят вида крови, даже на рисунке. Хорошо освещенная комната нередко улучшает настроение, но в некоторых случаях яркий свет вызывает неприятное чувство, беспокойство.

Воспринимаемое событие или явление в ряде случаев оставляет после себя впечатление, обычно отличающееся эмоциональной окраской. Сила впечатления зависит как от характера объекта восприятия, так и от особенностей личности. Особенно выраженная склонность личности к образованию глубоко эмоциональных впечатлений называется впечатлительностью. Впечатлительность обнаруживает себя, конечно, не только при чувственно-образном восприятии, но и при восприятии речи.

Неделя психологии

Психология — удивительная наука: она постоянно развивается и продолжает поражать нас все новыми и новыми фактами о поведении людей. Когда вникаешь, то понимаешь, что мы не так уж умны, как о себе думаем. Однажды, сын богини Афродиты, Эрот, влюбился в очень красивую молодую девушку Психею и сделал ее своей супругой. Но она была простой смертной, и Афродита разгневалась, злобно преследовала Психею, заставляла пройти множество испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее желание вновь встретится с Эротом так велико, что силы природы пришли ей на помощь. Психея выполнила все требования Афродиты. Эрот умолил Зевса — верховное божество греков — помочь, и Зевс даровал Психее бессмертие, соединил влюбленных.

Психея в греческой мифологии стала олицетворением души, ищущей свой идеал. Слово «психология» образовано из греческих слов «психе» — душа, «логос» — наука.
Наука о душе — такое определение впервые было дано более 2 тысяч лет назад. Людей, занимающихся психологией, стали называть психологами.
Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования.
Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.
Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:
Познавательные:
• восприятие;
• память;
• мышление;
• ощущение;
• воображение;
• представление;
• речь;
• внимание.
Эмоциональные:
• чувства;
• эмоции;
• стресс;
• аффекты.
Волевые:
• воля;
• постановка цели;
• принятие решения.
Также существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее. Поэтому если вы хотите улучшать деятельность своих психических процессов, достаточно будет заниматься развитием нескольких из них. К примеру, памяти, воображения, эмоций и воли. Впрочем, ваш список может принципиально отличаться. Во всяком случае, вас не должно удивлять, что, развивая свое внимание, тут же «подтягиваются» и все остальные процессы.

Психические познавательные процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
1. Восприятие
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.
К свойствам восприятия относятся:
• Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
• Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
• Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
• Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
• Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).
2. Память
Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.
Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.
К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.
Существуют различные типологии памяти:
• По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
• По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
• По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
• По организации запоминания: декларативная и процедурная.
• По наличию цели: произвольная и непроизвольная.
3. Мышление
Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.
При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.
Основные характеристики мышления:
1. Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
2. Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.
4. Ощущения
Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.
Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.
Свойства ощущений:
• Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
• Модальность: качественная характеристика ощущений.
• Длительность: временная характеристика ощущений.
• Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.
5. Воображение
Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.
Свойства воображения:
• Мечта: эмоциональный образ желаемого будущего, который характеризуется слабым знанием того, как его воплотить в реальность.
• Творчество: создание новых духовных и материальных ценностей.
• Агглютинация: создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.
• Галлюцинация: нереальные образы, которые возникают у человека во время болезни.
• Акцентирование: создание новых образов путем выделения и подчеркивания тех или иных черт.
6. Представление
Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.
Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.
Свойства представления:
• Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
• Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
• Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
• Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.
7. Речь
Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.
Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.
Свойства речи:
• Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, умение правильно поставить паузу или логическое ударение на нужное слово.
• Содержательность. Процентное соотношение выраженных ценных слов по отношению к тем, что не представляют ценности (так называемая «вода»).
• Действенность. Влияние речи на мысли, волю и чувства других людей.
• Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство и разнообразие языковых средств.
8. Внимание
Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.
При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.
Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.
Психические эмоциональные процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
1. Чувства
Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.
Свойства чувств:
• Содержание: отражение различных аспектов, особенностей значения вызывающих их объектов.
• Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависть, любовь). Астенические парализуют и расслабляют (презрение и страх).
• Интенсивность: сила чувств.
• Валентность: приятные, неприятные и амбивалентные чувства.
2. Эмоции
Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.
Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.
3. Стресс
Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.
Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.
4. Аффекты
Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.
Психические волевые процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
1. Постановка цели
Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.
2. Воля
Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.
Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.
3. Принятие решений
Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.

Удивительные факты о ПСИХОЛОГИИ
1.Люди чувствуют себя счастливее, когда чем-то заняты. Занятость сама по себе дает положительный психологический настрой.
2. Счастье, гнев, печаль, страх, отвращение и удивление — это шесть самых важных эмоций. Эмоций, которые мы проявляем чаще всего, и которые оказывают на нас наибольшее влияние.
3. Шоколад заставляет наше тело выделять те же гормоны, что и чувство любви.
4. Люди становятся более честными, когда испытывают усталость.
5. Исследования показывают, что потеря телефона вызывает настолько сильную панику у современных людей, что это сравнимо с опытом переживания клинической смерти.
6. Вы становитесь логичнее, а ваш ум — более упорядоченным, когда вы говорите или думаете на чужом для вас языке.
7. Неприятие вас кем-то из людей заставляет вас чувствовать себя так, будто у вас что-то болит.
8. Ваш ум блуждает примерно 30% времени.
9. Ваши самые яркие воспоминания, скорее всего, не настоящие. Вам кажется, что в прошлом все было лучше, чем на самом деле.
10. Интернет-зависимость в ряде стран признана психическим расстройством.
11. Ваше подсознание уже знает все ответы на ваши вопросы. Нужно лишь хорошенько в нем покопаться.
12. Каким бы общительным человеком вы ни были, даже самые яркие люди из нас способны поддерживать связь не более чем со 150 людьми из своего окружения.
13. Когда вы вспоминаете события прошлого, мозг каждый раз их перезаписывает. Т. е. чем чаще вы вспоминаете о чем-то, тем менее точны ваши «записи».
14. Малые куски информации запоминаются лучше. Вот почему так хорошо работают статьи-списки!.
15. 80% всех разговоров — это жалобы.
16. Свободные, пусть даже в то же время бедные люди более удовлетворены своей жизнью, чем богатые, но зависимые.
17. Ваш мозг способен лучше мыслить творчески, если он устал.

А какие факты из области психологии, вас удивили?
Или быть может, у вас есть чем дополнить список?

Эпистемология | Определение, история, типы, примеры, философы и факты

оптическая иллюзия: преломление света

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Аристотель Платон Джон Локк Святой Августин Иммануил Кант
Похожие темы:
врожденная идея чистая доска сенсационность когерентизм фундаментализм

См. весь связанный контент →

эпистемология , философское исследование природы, происхождения и пределов человеческого знания. Термин происходит от греческого epistēmē («знание») и logos («причина»), и соответственно эту область иногда называют теорией познания. Эпистемология имеет долгую историю в западной философии, начиная с древних греков и продолжаясь до наших дней. Наряду с метафизикой, логикой и этикой это одна из четырех основных ветвей философии, и почти каждый великий философ внес свой вклад в нее.

Природа эпистемологии

Эпистемология как дисциплина

Почему должна существовать такая дисциплина, как эпистемология? Аристотель (384–322 гг. до н. э.) дал ответ, сказав, что философия начинается с удивления или замешательства. Почти все люди хотят понять мир, в котором они живут, и многие из них строят различные теории, чтобы помочь себе понять его. Однако, поскольку многие аспекты мира не поддаются простому объяснению, большинство людей, вероятно, в какой-то момент прекратят свои усилия и удовольствуются той степенью понимания, которой им удалось достичь.

В отличие от большинства людей, философы увлечены — некоторые сказали бы одержимы — идеей понимания мира в самых общих чертах. Соответственно, они пытаются построить теории, которые были бы синоптическими, дескриптивно точными, объяснительно сильными и во всех других отношениях рационально обоснованными. Поступая таким образом, они продвигают процесс исследования дальше, чем обычно делают другие люди, и именно это подразумевается, когда они говорят, что развивают философию по таким вопросам.

Как и большинство людей, эпистемологи часто начинают свои рассуждения с предположения, что они обладают огромным знанием. Однако, размышляя над тем, что они предположительно знают, они обнаруживают, что это гораздо менее надежно, чем они думали, и действительно приходят к выводу, что многие из их самых твердых убеждений сомнительны или даже ложны. Такие сомнения возникают из-за определенных аномалий в восприятии мира людьми. Две из этих аномалий будут подробно описаны здесь, чтобы проиллюстрировать, как они ставят под сомнение общепринятые притязания на знания о мире.

Две эпистемологические проблемы

Большинство людей заметили, что зрение может играть злые шутки. Прямая палка, погруженная в воду, выглядит согнутой, хотя это не так; железнодорожные пути как бы сходятся вдали, но это не так; и страницу англоязычной печати, отраженную в зеркале, нельзя читать слева направо, хотя во всех других обстоятельствах это возможно. Каждое из этих явлений каким-то образом вводит в заблуждение. Тот, кто думает, что палка согнута, что железнодорожные пути сходятся и т. д., ошибается относительно того, каков мир на самом деле.

Хотя на первый взгляд такие аномалии могут показаться простыми и не вызывающими проблем, более глубокое их рассмотрение показывает, что верно как раз обратное. Откуда известно, что палка на самом деле не согнута и что дорожки на самом деле не сходятся? Предположим, кто-то говорит, что знает, что палка на самом деле не согнута, потому что, когда ее вынимают из воды, можно увидеть, что она прямая. Но дает ли вид прямой палки, вытащенной из воды, серьезное основание думать, что, когда она находится в воде, она не согнута? Предположим, кто-то говорит, что пути на самом деле не сходятся, потому что поезд проезжает по ним в точке, где они, кажется, сходятся. Но откуда знать, что колеса поезда не сходятся и в этой точке? Что оправдывает предпочтение одних из этих верований другим, особенно когда все они основаны на том, что видно? Видишь, что палка в воде согнута, а палка вне воды прямая. Почему же тогда палка объявлена ​​действительно прямой? Почему, в сущности, предпочтение отдается одному восприятию над другим?

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Один из возможных ответов — сказать, что видения недостаточно, чтобы дать знание того, как обстоят дела. Зрение необходимо «исправлять» с помощью информации, полученной от других органов чувств. Итак, предположим, что человек утверждает, что веская причина полагать, что палка в воде прямая, состоит в том, что, когда палка находится в воде, можно почувствовать руками, что она прямая. Но что оправдывает веру в то, что осязание более надежно, чем зрение? В конце концов, осязание порождает неправильные восприятия так же, как и зрение. Например, если человек охлаждает одну руку и согревает другую, а затем опускает обе в ванну с чуть теплой водой, вода будет казаться теплой для холодной руки и холодной для теплой. Таким образом, трудность не может быть решена путем обращения к другим органам чувств.

Другой возможный ответ может начаться с утверждения, что ни одно из чувств не может гарантировать представление вещей такими, какие они есть на самом деле. Вера в то, что палка действительно прямая, поэтому должна быть оправдана какой-либо другой формой осознания, возможно, разумом. Но почему разум должен считаться непогрешимым? Он часто используется несовершенно, например, когда кто-то забывает, просчитывает или делает поспешные выводы. Более того, зачем доверять разуму, если его выводы противоречат выводам, полученным из ощущений, если, конечно, чувственный опыт лежит в основе большей части того, что известно о мире?

Ясно, что здесь есть целый ряд трудностей, и придется хорошенько подумать, чтобы прийти к убедительной защите кажущегося простым утверждения о том, что палка действительно прямая. Человек, принявший этот вызов, по сути, будет решать более крупную философскую проблему познания внешнего мира. Эта проблема состоит из двух вопросов: как можно узнать, существует ли реальность, которая существует независимо от чувственного опыта, учитывая, что чувственный опыт, в конечном счете, является единственным имеющимся свидетельством существования чего-либо; и как можно узнать, каково что-либо на самом деле, учитывая, что различные виды сенсорных свидетельств часто противоречат друг другу.

Естественный реализм и контактная теория восприятия. Часть III

Прочтите часть I и часть II.

Индийская философия восприятия – теория контакта или прямой реализм тесно связана с принципами воплощения и освобождения, которые составляют неотъемлемую часть индийской традиции. Едва ли это тема в западной традиции философии. Основная проблема теории восприятия «стимул-реакция» — это, по сути, проблема сознания. Невозможно воспринимать объект без сознания этого объекта. Все проблемы репрезентационализма и теории восприятия «стимул-реакция» переходят в проблему сознания. В качестве логического следствия принятия модели восприятия «стимул-реакция» сознание логически принадлежит сфере ноумена , который является бредовым несуществующим царством, как мы видели ранее. Контактная теория преодолевает логические загадки репрезентативных систем.

Принципы контактной теории или прямого реализма

Первый принцип заключается в том, что самость является первичной субстанцией, а сознание является ее неотъемлемым атрибутом. Этот первичный субъект имеет субъективное понятие «самосознания». Эмпирический критерий не может подтвердить существование субстанции, непознаваемой по своей природе. В индийской традиции знание о существовании себя происходит от Шабда-прамана ; так что нет необходимости искать другое доказательство. Шабда прамана — это знание, переданное словесным авторитетом. В индийской традиции Веда считается высшим источником знания, и любое знание, вытекающее из Веды, рассматривается как бесспорная и безличная истина.

Как только самость, обладающая атрибутом сознания, становится отчетливой субстанцией, она прокладывает путь к разрешению двух сложных проблем установления связной онтологии (реальности) мира. Во-первых, она объясняет, как можно воспринимать реальные объекты, признавая, что сознание — это «открыватель» объектов, то есть, что самость лучезарна и имеет природу сознательного света; и что так же, как свет выявляет объекты одним своим присутствием, то же самое делает и сознание. В индийской традиции это самосияние называется « джняна-шакти ». Видит не глаз, а Сознание за глазом — самость, которая видит. Во-вторых, она объясняет корреляции между мозговыми процессами и нашим восприятием мира без логических загадок, когда Сознание проявляется в нас как воплотил сознание.

Второй принцип прямого реализма индийской философии заключается в том, что среди различных причин, действующих для производства следствия, только одна из них является первопричиной. Таким образом, в восприятии задействованы два вида сущностей — самость и физические органы тела в их соответствующих ролях первопричины и порождающей причины . Физические процессы тела не вызывают преобразований в восприятии. При таком рассмотрении это решает сбивающую с толку проблему со времен Аристотеля: как было бы возможно для нас воспринимать объекты в их истинной природе, когда должна присутствовать промежуточная физическая среда в форме тела вместе с его органами чувств, мозгом и т. д.? между объектами и нашим сенсориумом?

Третий принцип, ясный во всех индийских традициях, заключается в том, что все объекты можно назвать и познать. Это ведет к растворению искусственного разделения реальности в виде разделения между первичными и вторичными качествами или между феноменальным и ноуменальным.

Сущности в основном бывают двух видов: разумные пуруши и инертные пракрити. Этот четвертый принцип устраняет путаницу в отношении значений трех терминов, используемых в философском дискурсе: «душа», «разум» и «материя». разумный пуруша — душа; пракрити имеет две формы — ум и материю.

Пятый принцип заключается в том, что разум и материя — это одно и то же, появляющееся в двух разных состояниях или двух разных способах представления. Это объясняет соответствия между понятиями, возникающими в уме, и объектами, появляющимися в физическом мире осознанным образом, не прибегая к редукции одного к другому.

Шестой принцип заключается в том, что объект , который появляется в уме, является универсальным, в то время как объект, появляющийся в мире, является индивидуальным объектом . Самое главное, что существует неотличие индивидуального объекта от всеобщего. Это поддерживает ссылку слова при любых условиях. Слово вечно связано со своим объектом как в проявленном, так и в непроявленном состоянии. Ибо, когда мы ссылаемся, например, на Девадатту , то, что существует в уме как референт имени «Девадатта» , является универсальной Девадаттой ; и именно по этой причине, хотя Девадатта со временем меняется от ребенка к юноше и беззубому старику, это имя не может не относиться к одному и тому же человеку.

Объекты мира не зависят от разума, потому что их существование не определяется индивидуальностью и потому что они являются общественными, а не частными . Самостоятельный объект проявляется в мире независимо от способностей определения индивидуального существа и должен быть доступен для восприятия и взаимодействия другими индивидуальными существами. Критерий обеспечивает условие для отличия достоверного восприятия от иллюзии или галлюцинации.

Процесс восприятия

На самом первичном уровне восприятие осуществляется путем снятия покрова майи с индивидуального «я». В адвайта-веданте покров майи над собой — это авидья или неведение. Устранение неведения, позволяющее сознательному свету самости открывать внешние объекты, составляет восприятие. В индийской традиции восприятие представляет собой активный процесс, в котором Самость, как Внутренний Регулятор, направляет чувства к их объектам в соответствии с адршта физического лица . При устранении неведения сознательный свет самости изливается на объект и окутывает его.

В этом процессе разум принимает форму целевого объекта познания во время концептуального акта. Форма, которую принимает ум, представляя объект познанию, есть vrtti . Ум образует вритти как тогда, когда он конструирует объект исключительно как ментальное явление, так и когда он контактирует с внешним объектом, окутывает его и принимает форму объекта. Таким образом, восприятие представляет собой сложный процесс, в котором самость, разум и органы чувств вместе участвуют в установлении контакта с объектом. Текст ньяя Тарка Самграха объясняет это следующим образом: Самость ( атман ) контактирует с умом ( манас ), ум с органом ( индрийа ), а орган с объектом ( вишайя). ), и тогда имеет место перцептивное знание . Это непосредственное восприятие объекта и его качества тоже.

В индийской традиции воспринимаемые атрибуты объектов, такие как цвет, вкус, являются не субъективными качествами, а объективными качествами, присущими самим объектам . Это резко контрастирует с точкой зрения современной западной традиции, согласно которой они являются субъективными феноменальными качествами. В индийской теории восприятия отсутствует трансформация объекта в процессе предъявления. Как только разум и органы чувств входят в контакт с объектом и принимают форму объекта, формируя vrtti , будет соединение ума, органа чувств и объекта в самом местоположении объекта . Между «я» и объектом не было бы ничего, что мешало бы сознательной светимости «я» раскрыть объект в его истинной форме.

Случайность ума и органов чувств как искажающих фильтров возникает только тогда, когда они имеют дефект, мешающий им принять форму объекта. Когда такие дефекты органов чувств или ума отсутствуют, между «я» и объектом не будет ничего, что могло бы помешать восприятию раскрыть объект прозрачным и истинным образом. Восприятие объекта происходит в реальном пространственном положении, в котором он существует.

В случае осязания, вкуса и обоняния (тонкие) органы не выходят за пределы тела, поэтому восприятие происходит в месте расположения самих физических органов чувств, когда объекты вступают в контакт с физическими органами чувств грубого тела; тогда как в случае зрительного и слухового восприятия индрии выходят из физического тела, чтобы вступить в контакт с объектом во внешнем пространстве.

Несмотря на то, что между даршанами существуют небольшие различия в технических особенностях восприятия, все даршаны считают, что восприятие происходит благодаря контакту (тонких) органов чувств с объектом. Существует единообразие в том, что восприятие является непосредственным и раскрывает объект в его актуальной форме через контакт сознания с объектом через орудие органов чувств и разума. Такой контакт является мгновенным, поскольку сознание, появляющееся внутри тела, есть то же самое Сознание, которое существует без ограничивающих придатков тела и которое находится в соединении со всеми объектами. Следовательно, восприятие есть не что иное, как снятие покрова майи с индивидуального сознания, чтобы выявить уже существующую связь с объектом.

Физическое тело

Грубое физическое тело не фигурирует в контактной теории восприятия, по крайней мере, когда восприятие свободно от дефектов. Исключение грубого тела из процесса восприятия может показаться упущением, но на самом деле это величайшая сила теории; ибо именно благодаря отсутствию участия физического тела восприятие способно выявить объект в его истинной форме.

Воплощение себя происходит не через физический процесс, а через когнитивное состояние. Когнитивное состояние, вызывающее устойчивое представление о воплощении, также представляет в когнитивной сфере причинную связь между телесными функциями. Это создает видимость самости, затронутой телесными процессами. Однако Самость неизменна и неизменна; ибо это чистый свидетель. Аффекции самости, возникающие в результате телесных функций, являются симулякром ; это не причинно-следственные связи между собой и телом, а когнитивная обусловленность, которая видит параллелизм между телесными функциями и привязанностями воплощенной самости. То, что кажется привязанностями к себе, есть привязанности внутренних слоев тела, то есть составляющих тонкого тела. Последние в силу своей близости к сознательному я проявляют свойства сознания. Это точно так же, как свет, отраженный от объекта, заставляет его разделять свойства света и казаться освещенным.

Неверное восприятие в первую очередь связано с неблагоприятным состоянием индивидуального существа адршта. Это отражается либо в дефекте инструментов восприятия, либо в порождении ситуации, препятствующей беспрепятственному восприятию. Первый проявляется как внутренний дефект перцептивного инструмента, а второй как внешний дефект в виде неподходящих условий среды.

Недостаток физического органа, таким образом, не является непосредственной причиной дефектного восприятия, но является симулякром, просто дарованной причиной. Тело — это вместилище опыта, посредством которого индивидуальное существо переживает плоды своего прошлого.0062 карма . Существует корреляция между процессами в физическом теле и нашим восприятием мира, но эти корреляции не являются прямыми причинно-следственными связями. Они являются отражением невидимой причины и сами по себе не являются первопричиной.

Роль физического тела состоит в том, чтобы служить местопребыванием опыта, позволяющего самости занять свое место в театре вселенной в качестве актера. Это также испытать плоды своей прошлой кармы , а также совершить карма с окном свободы воли. Состояние равновесия — это состояние, в котором тело прозрачно для восприятия. Таким образом, возвращение тела в состояние равновесия хирургическим путем и т. д. также означало бы восстановление прозрачности. Те философы и ученые, которые придерживаются физикалистского взгляда на вселенную, склонны рассматривать эти корреляции как составляющие причинно-следственную цепь в процессе восприятия и, таким образом, поддаются ловушке в трясине репрезентативизма со всеми сопутствующими проблемами. Индийская философия ясна тем, что корреляции не являются частью прямой причинной цепи процесса восприятия; они являются симулякрами , демонстрирующими параллелизм со следствием вследствие действия более глубокой причины.

Но Адвайта говорит, что ничто не реально

Некоторые сторонники Адвайта Веданты выступают против прямого реализма. Читтаранджан Наик говорит, что формулировка джаган-митхйа , возникающая в Адвайта-веданте, всегда согласуется с формулировкой брахма-сатья , так что полное выражение будет брахма-сатья джаган митхйа 9. 0063 . Адвайта Веданта — это Пара Видья ; его предметом является Брахман, а не мир. Таким образом, в Адвайте джаган-митхйа не является изолированным предложением, но всегда согласуется с брахма-сатья .

Но когда мир имеет дискуссию в определенном контексте, исключающем Брахмана, тогда в таком контексте мир является сатья . Это потому, что мир есть не что иное, как Брахман, и отрицание сатьи мира, когда контекст обсуждения исключил Брахмана из обсуждения, сводится к своего рода Нигилизм . Только по этой причине, когда Шанкарачарья опровергает Виджнянаваду и другие идеалистические школы буддизма, отрицающие существование Брахмана, он занимает позицию, согласно которой мир реален. Это жизненно важный момент, который часто упускается из виду современными сторонниками Адвайта Веданты, поэтому это пояснение не только необходимо, но и важно. Упомянутые выше принципы адвайта-веданты являются ответом идеалистическим философиям в том же смысле, в каком Шанкарачарья ответил буддистам.

Ответы на возражения против прямого восприятия

Теперь автор перечисляет возражения против прямого восприятия и логически излагает свои ответы. Учитывая длинную и сложную причинно-следственную связь от объекта к мозгу, физические объекты или события не могут быть непосредственными или непосредственными объектами восприятия. Это важное возражение против прямого восприятия. Автор говорит, что физическое тело в действительности не участвует в процессе восприятия, а принадлежит к сфере воспринимаемого мира. Что касается наблюдаемых процессов, таких как сложные серии физиологических процессов в глазах и мозге, то это процессы, которые могут отображать корреляции с нашим восприятием объектов. Более того, описания физических процессов представляют собой нагруженные теорией описания, возникающие из символических рамок науки. У нас нет навязчивой причины полагать, что описания, предлагаемые наукой, точно соответствуют реальным происходящим физическим процессам. И, наконец, «наблюдаемые» процессы — это симулякры, являющиеся внешним отражением адришты индивидуального существа. адршта является основным определяющим фактором, определяющим, как индивидуальное существо воспринимает объекты внешнего мира.

Второй аргумент исходит из наиболее важного феномена задержки во времени . Мы воспринимаем физические объекты, когда свет, отраженный или излучаемый ими, попадает в нашу зрительную систему. Свет распространяется с конечной скоростью, поэтому всегда существует некоторый временной интервал между отражением или испусканием света от физического объекта или события и попаданием света в наши глаза. В случае далекой звезды временной интервал может быть настолько значительным, что к тому времени, когда свет достигает наших глаз, звезда может уже не существовать. Если чего-то больше не существует, мы не можем теперь это воспринимать, не говоря уже о непосредственном восприятии. Поскольку мы что-то воспринимаем, объект восприятия должен быть чем-то иным, чем физические объекты или события. Следовательно, вывод состоит в том, что прямой реализм ложен. Мы не воспринимаем напрямую физические объекты и события.

В ответ автор говорит, что все предпосылки нагружены теорией предположениями теоретической основы науки, а именно, что (i) свет движется относительно наблюдателя, и (ii) мы воспринимаем объекты благодаря процесс стимул-реакция. Аргументы, таким образом, страдают из-за того, что формулируют предложения, содержащиеся в вопросе. Предполагаемый временной лаг между возникновением события в космосе и его наблюдением наблюдателем-человеком — это миф. Такой временной задержки не существует. Временные задержки, которые наблюдались в проведенных до сих пор научных экспериментах, представляют собой интервалы времени, за которые свет проходит от одного наблюдаемого объекта, а именно источника света, к другому наблюдаемому объекту, а именно объекту, освещенному источником света, а не для того, чтобы свет шел от объекта к наблюдателю. Автор предлагает эксперимент под названием «Эксперимент одновременности» для более детального анализа явления. В документе «Эксперимент одновременности» предлагается новый эксперимент для проверки того, действительно ли существует временной интервал для света для путешествия относительно человека-наблюдателя.

Другой аргумент против непосредственного восприятия заключается в частичном характере восприятия . Чтобы воспринимать физический объект, мы должны иметь возможность воспринимать все его части сразу. Но мы не в состоянии воспринимать все части физического объекта сразу. В лучшем случае мы можем воспринимать его пространственную часть. Автор говорит, что посылка ложна, потому что целое не есть сумма частей, а есть отдельный объект, отличный от суммы частей. Таким образом, не восприятие совокупности всех частей будет равно восприятию объекта. Во-вторых, человек воспринимает объект, когда универсальное (из которых объект является частным) приходит к восприятию. Чтобы воспринимать корову-объект, важно джати или универсальная «коровость». Предположение о восприятии всех частей объекта привело бы к бесконечному регрессу. Каждая часть будет иметь больше частей для восприятия и так далее до бесконечности .

В большинстве аргументов против прямого восприятия оппонент или пурва-пакшин не понимает, что без универсалий не будет распознавания объектов, будь то атрибуты или субстанции. Если бы не было признания универсалий, потребовалось бы другое имя для каждого отдельного объекта. В результате язык будет нефункциональным. Универсалии являются необходимым структурным элементом объектов. Только тогда он решает проблему правильной идентификации как атрибута, появляющегося в непосредственном сознании, так и атрибутов, не находящихся в непосредственном сознании.

Иллюзия восприятия Аргумент против прямого восприятия использует пример палки, погруженной в воду, которая кажется согнутой. Прямую палку мы не воспринимаем напрямую; но мы осознаем это посредством предварительного осознания согнутой палки. Наик называет этот аргумент ошибочным, поскольку вывод не следует из посылок. Единственный правильный вывод, сделанный из предпосылок, состоит в том, что мы не воспринимаем объекты напрямую в иллюзии восприятия. Знание разогнутой палки получается не из восприятия, а из умозаключения, основанного на выпати на основе прошлых восприятий таких случаев. Знание о том, что согнутая палка не такова, есть знание логического вывода, а не знание восприятия.

Галлюцинации снова аргумент против прямого реализма. Автор отвечает, что неправильно говорить, что объекты, воспринимаемые в галлюцинациях, неотличимы от реальных объектов, потому что реальность или нереальность этих объектов можно проверить, не прибегая к сложным аргументам. Объекты, увиденные в галлюцинациях, кажутся неотличимыми от реальных объектов только тому, кто видит галлюцинацию. Но, будучи нереальными объектами, они не обладают всеми атрибутами, которыми обладают реальные объекты. Это было бы похоже на человека, который утверждает, что можно утолить жажду, выпив воду, увиденную в мираже.

Аргумент сомнительности утверждает, что при восприятии физического объекта можно во многом сомневаться. Например, увидев помидор, можно усомниться, помидор это или искусно нарисованный кусок воска, отражение это или голограмма, галлюцинация ли это. Если нечто несомненно присутствует в сознании, оно не может быть тождественно чему-либо, что не несомненно присутствует в сознании. В прямом реализме никогда не возникает сомнений в природе объекта. Поскольку этого не происходит, прямой реализм ложен. Наик говорит, что это не позволяет провести различие между достоверным (истинным) восприятием и недостоверным восприятием и считает все восприятия недостоверными. Следовательно, сделанный вывод применим только к объектам, увиденным в неправдоподобном восприятии, а не к объектам, увиденным в достоверном восприятии.

Достоверное восприятие помидора, например, будет только после того, как рассеются все сомнения относительно идентичности объекта; следовательно, не было бы никаких оснований сомневаться в том, что воспринимаемый объект является помидором. Этот вывод неверен для объекта, увиденного в достоверном восприятии, и поэтому его нельзя использовать против прямого реализма, который утверждает, что только те объекты, которые верно представлены нашему чувственному восприятию посредством достоверных восприятий, должны рассматриваться как объекты, реально существующие во внешнем мире. мир.

Наконец, Аргумент Объективных Признаков говорит, что не существует объективных свойств физических объектов или событий, о которых мы могли бы знать напрямую; и если Прямой Реализм верен, мы можем непосредственно осознавать по крайней мере одну объективную особенность физических объектов или событий. Следовательно, прямой реализм ложен. Посылка страдает недостатком представления пропозиции для доказательства в качестве посылки. Мы можем без дальнейших церемоний отвергнуть этот аргумент, — говорит Найк.

Эксперименты, подтверждающие традиционное индийское мышление

Автор во второй части книги предлагает остроумный эксперимент, названный «Эксперимент одновременности» , чтобы устранить одно важное возражение временной задержки против прямого восприятия. Автор говорит, что конечная скорость света приводит к определенным парадоксам, таким как максимальная скорость, достижимая для любого объекта, уменьшение размера объекта и растяжение времени при скоростях, приближающихся к скорости света. Бесконечности возникают, когда объект достигает скорости света, даже если его старение замедляется. Это огромный парадокс, чтобы понять, что, хотя свету требуются миллиарды лет, чтобы добраться от далекой звезды до измерительного телескопа; для частицы света путешествие было мгновенным . Если Сознание подобно самому свету, то и непосредственное восприятие может стать более понятным.

Автор говорит, что скорость света всегда была от источника света до другого объекта, но он никогда не измерял скорость от источника света до разумного наблюдателя . Разумный наблюдатель заметил бы свет мгновенно. Ядерный взрыв примерно в 44 000 миль от Земли, приборы для измерения скорости света от места происшествия до космической станции над Землей и разумные наблюдатели, записывающие событие на свои часы на той же станции, — все это атрибуты эксперимента. Автор говорит, что если индийское мышление правильное, разумный наблюдатель обнаружит ядерный взрыв намного раньше, чем инструменты, используемые для обнаружения события. Современной науке может быть трудно поставить такой эксперимент, но автор бросает вызов любым будущим экспериментам, бросающим вызов существующим научным и философским парадигмам.

В заключительном разделе автор также обращается к феномену молнии, когда существует задержка между визуальным и слуховым восприятием события с индийской точки зрения.

Заключение

Таким образом, все восприятие является прямым и реальным. Все, что мы видим или слышим, это то, что существует во внешнем мире в его истинной и реальной форме. В нашем мозгу нет преобразования данных и нет представлений или конструкций. Восприятие включает в себя прозрачность между собой и объектом и контакт между ними. Отставания во времени в восприятии нет четко. Физические органы должны только обеспечивать эту прозрачность и также работать в качестве очагов опыта. Таким образом, индийская философия помещает Я или Сознание в качестве Первичной разумной сущности (9).0062 пуруша ) и Природа как бесчувственная ( пракрити ). И ум, и материя принадлежат царству пракрити с индивидуальными качествами. Самость всегда свободна, но только кажется воплощенной ошибочным ментальным познанием. Стирание этого познания ведет к Самореализации и свободе. Свобода, которая всегда была здесь, но скрыта в слоях тела из-за невежества или майи или авидьи. Потенциал свободы существует в каждом человеке независимо от времени и места. Он доступен любому человеку, независимо от пола, религии, касты, вероисповедания, этнической принадлежности, культуры или какой-либо личной идентичности. Слова реализованной души кажутся настолько удивительно похожими, несмотря на большие расстояния во времени и месте, что приходится признать, что Единство, достигнутое Нисаргадаттой, ничем не отличается от Единства Рамакришны. И средства только собственные усилия. У Вселенной есть цель; и это должно помочь индивидууму достичь освобождения. Таким образом, легко увидеть, что парадигма индийской философии прямо бросает вызов западной мысли и связанной с ней современной науке.

Самым удивительным аспектом индийского искусства, науки, культуры и философии является интенсивное «одухотворение» их деятельности. Каждый путь, будь то музыка, поэзия, наука или философия, может стать средством к освобождению. Философия никогда не бывает простым интеллектуальным упражнением, но, как мы видели, глубоко укоренена в принципах воплощения и освобождения. Этого явно не хватает в западной мысли. Как было показано ранее, даже грамматика может стать путем к свободе! Автор сожалеет (в личном общении), что большинство традиционных индийских ученых просто равнодушны к чужим философиям. Несмотря на глубокие знания, они либо не признают западные системы, либо не понимают их из-за несвязной терминологии. Многие концепции западной философии не имеют смысла для индийских философов, и тем не менее последние предпочитают хранить молчание. И это досадно, считает автор, потому что индийская философия может серьезно бросить вызов и дать ответы на многие вопросы, мучающие западную философию. В жизненно важных конституционных дебатах санскрит как средство обучения по всей стране проиграл английскому языку с одним голосом при равенстве 50-50. Сейчас приятно размышлять о том, как иначе могла бы развиваться наша страна, если бы победил санскрит. Колонисты ушли, но «колониальное сознание» сохранилось на всех наших факультетах, особенно гуманитарных, как говорит д-р С. Н. Балагангадхара. Английский язык, несомненно, сыграл здесь свою главную роль, поскольку мы думаем, говорим и пишем по-английски. Западные нарративы в философии остаются неоспоримыми, поскольку мы автоматически принимаем последние за истину. Возможно, если Запад не может выучить санскрит, чтобы понять нас, наши традиционные ученые могут изучить западную философию, чтобы бросить им вызов и противостоять им, говорит автор.

Целью этой книги является восстановление восприятия как надежного средства получения знаний об объектах чувств . В индийской традиции восприятие — это Джйешта прамана , старшая из праман . Наик говорит, что до сих пор ни один философ или ученый не пытался восстановить контактную теорию восприятия в современном мире, за исключением мимолетной попытки Свами Сатпракашананды в его книге «Методы познания». Есть надежда, что индийские ученые приложат больше усилий, чтобы вовлечь сиддхантов индийской традиции в идеи и теории современного мира. Этот автор твердо убежден, что такое предприятие будет не только предвестником изменения мышления в науке, но и послужит оживлению индийской традиции. Это также позволит ей занять свое законное место в современном мире. Что еще более важно, это послужит шагом к восстановлению знания дхармы в контексте сегодняшнего мира. Наши философии стояли безмолвно, безмятежно и сильно превосходили все другие философии на протяжении столетий, пока последние боролись и боролись, запутавшись в лабиринте несоответствий и путаницы. Возможно, им пора посмотреть вверх и, в качестве первого шага, осознать, что существует альтернативное повествование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *