Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Время по составу разобрать слово: «Время» корень слова и разбор по составу

Содержание

Как разобрать слово по составу?

Существует чёткое правило, которое надо выполнять, чтобы сделать разбор слова по составу без ошибок. Для этого надо строго следовать порядку разбора, не пропуская ни одного шага, и помнить об указанных ниже особых и трудных случаях.

АЛГОРИТМ РАЗБОРА СЛОВА ПО СОСТАВУ

Алгоритм разбора слова по составу — пошаговая последовательность. Она помогает правильно выполнить работу. Используемый приём сравнения развивает логическое мышление.

Обязательная поэтапность разбора любого слова по составу:

  1. Выделение окончания
  2. Определение основы
  3. Подбор однокоренных слов, выделение корня.
  4. В последнюю очередь выделение приставок и суффиксов

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКОНЧАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Разбор по составу существительного

Например, слово «пеналом». Образуя форму слова, изменяем падеж: «пеналу». Изменилась часть –ом. Значит, это окончание.

Образовывать форму слова необходимо, чтобы не ошибиться в трудных случаях: сравним слова «коров» и «столов».  В первом слове окончание нулевое, а –ов — часть корня («корова»), во втором — -ов окончание.

Важно помнить о наречии «домой», где — ой — суффикс: у существительных 2 склонения («дом — 2 склонение») нет окончания –ой. Наречия не изменяются, значит, у него вообще нет окончания. Всё слово — основа.

Имя прилагательное

Слово «волшебными» поставим в форму женского рода единственного числа: «волшебная». Сравниваем формы слова, изменяется часть –ыми. Это окончание.

Примеры

Бесполезный — то, в чём нет никакой пользы

полезный
польза

Общая часть — корень — польз- . Приставка бес- стоит перед корнем, после него — суффикс –н.

Парашютист — человек, спускающийся с парашютом

парашют

Состав слова: корень, суффикс -ист и нулевое окончание.

Глагол «повторяете» настоящего времени. Попробуем изменить лицо: «повторяют». Вывод: окончание –ете.

«Заставили» — «заставила»: в первом глаголе окончание –и.

ПРИМЕРЫ РАЗБОРА СЛОВ ПО СОСТАВУ

Разбор слова Настенный

  1. Изменяем форму слова: настенная. Окончание –ый.
  2. Основа настенн-.
  3. Подбираем однокоренные слова: стена, пристенок. Находим корень: -стен-
  4. Сопоставляем все родственные слова: видим приставку на-, суффикс –н-.
  5. Доказываем наличие этих морфем в других словах: на-поль-н-ый, на-столь-н-ый.

Разбор слова Сползает

  1. Изменяем форму слова: сползают. Окончание –ет.
  2. Основа сполза-.
  3. Подбираем однокоренные слова: ползёт, заползал, ползание. Находим корень: -полз-
  4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку с-, суффикс –а-.
  5. Доказываем наличие этих морфем в других словах: с-бивают, с-пис-а-ть, прочит-а-ть.

Разбор слова Запевает

  1. Изменяем форму слова: запеваю. Окончание –ет.
  2. Основа запева-.
  3. Подбираем однокоренные слова: петь, пение, запевала. Находим корень: -пе-
  4. Сопоставляем все родственные слова: видим приставку за-, суффикс –ва-.

Разбор слова Повторяла

  1. Изменяем форму слова: повторяли. Окончание –а.
  2. Основа повторя-.
  3. Подбираем однокоренные слова: вторить, второй. Находим корень: -втор-
  4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку по-, суффикс –я-.

Разбор слова Преподаватель

  1. Изменяем форму слова: преподавателю. Окончание нулевое.
  2. Основа преподаватель.
  3. Подбираем однокоренные слова: преподавать, подавать, давать (знания), дать. Находим корень: -да-.
  4. Сопоставляем все родственные слова: видим приставки пре-, по-, суффикс –ва-.

Разбор слова Вверху

  1. Это наречие. Неизменяемое слово. У неизменяемых слов вообще нет окончания.
  2. Основа всё слово вверху.
  3. Подбираем однокоренные слова: наверху, верховный, верх. Находим корень: -верх-.
  4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку в-, суффикс –у.

Разбор слова Разноцветный

  1. Изменяем форму слова: разноцветное. Окончание -ый.
  2. Основа разноцветн-.
  3. Подбираем однокоренные слова: разный, разница, различие, цветной, цвет. Находим два корня: разн-, -цвет-. Это сложное прилагательное.
  4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим соединительную гласную –о-, суффикс –н-.

Изучение состава слова играет значительную роль при формировании орфографической зоркости.
Дети начинают понимать и запоминают: все части слова неизменны в написании и не зависят от произношения.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРИ РАЗБОРЕ СЛОВА ПО СОСТАВУ

Проводя анализ слов, школьники не всегда обращают внимание на лексическое значение разбираемого слова. Это часто приводит к ошибкам, особенно при выделении суффиксов.

  • слова оканчиваются на  -чик-, –щик-, -ист, -ушк.

В словах с такими суффиксами подбор однокоренных слов обязателен. (Мяч-ик — мяч, ключ-ик— ключ, рез-чик — резать, ящик, хрящ-ик — хрящ, камен-щик — камень; аист, лист; ушко, нес-ушк-а).

Анализируя состав слова «каменщик», находим существительное, от которого оно образовано: камень; «плащик» — это небольшой плащ. Соответственно видим в словах суффиксы –щик, -ик.

Необходимо обучить детей разграничению понятий «оканчивается на…» и «окончание». Слово «автобус» оканчивается на –бус (-ус, -с), но окончание нулевое.

Непонимание разницы в значениях приводит к частым ошибкам при морфемном анализе глаголов в неопределённой форме.

  • элемент –ть (читать, считать)

в учебных пособиях разных авторов рассматриваются или как суффикс, или как окончание. В любом случае предшествующий гласный в эту часть слова не входит.

Рассмотрим –ть как окончание неопределённой формы. Слово «ускорять» оканчивается на –ять (это важно при определении спряжения глагола), здесь –я- — суффикс и окончание –ть. «Побороть» оканчивается на –оть: -о- — суффикс, окончание –ть.

Умение разбирать последовательно слово по составу приобретается при постоянной работе по алгоритму.  Нарушение последовательности или игнорирование приводит к ошибкам. Внимание к слову — основа успеха.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

4 класс. Русский язык. Разбор глагола по составу — Разбор глагола по составу

Комментарии преподавателя

§1. Разбор слова по составу. Порядок разбора.

На уроке мы познакомимся с порядком выполнения разбора глагола по составу.

Что значит «разобрать глагол по составу»?

Для этого необходимо обозначить в глаголе части слова (корень, суффикс, приставку, окончание, основу), т. е. выделить морфемы.

 
 

 

Разбор слова по составу называют ещё морфемным разбором и обозначают цифрой 2.

Например, увидела2.

Морфемный разбор выполняется в определенном порядке. Давайте познакомимся с алгоритмом разбора глагола по составу.

  1. Во-первых, необходимо определить форму глагола.

Глагол имеет две формы: начальную или неопределенную форму глагола и личную. Глаголы начальной формы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? В начальной форме глаголы имеют суффиксы –ть,-ти, -чь.

  • (что делать?) беречь, стеречь, везти; (что сделать?) подарить.

Глаголы в личной форме согласуются с личными местоимениями  и указывают на тот объект, который совершает действия.

  1. Затем необходимо выделить части слова, которые не входят в основу
    .

У глаголов такими морфемами являются:

  • Суффиксы начальной или неопределенной формы глагола –ть, -ти, -чь.

Данные суффиксы не образуют новых слов, не изменяют лексического значения слова, а лишь изменяют форму глагола, то есть образуют начальную форму. Поэтому суффиксы –ть, -ти, -чь в основу не включаются. Если глагол стоит в неопределенной форме, то эти суффиксы необходимо выделить в первую очередь.

  • Суффикс глаголов прошедшего времени –л, так как он не образует нового слова, а образует форму глагола прошедшего времени.
 
 


Например:

  • Личные окончания глаголов
    . Для того чтобы найти и выделить личное окончание глагола, необходимо проспрягать глагол, то есть изменить его по лицам и числам. Изменяемая часть слова и будет являться окончанием.

Например, найдем окончание у глагола работает.

Проспрягаем данный глагол:

  • –ет будет являться личным окончанием глагола. Личное окончание глагола заключается в прямоугольник.

Эти морфемы не входят в основу у глаголов, поскольку не участвуют в образовании новых слов.

  1. Далее выделяем основу слова.

Основа слова – это часть слова без окончания. Именно в основе заключается лексическое значение слова.

 
 


Суффикс глаголов 

–ся (-сь) входит в основу слова. При разборе основа выделяется квадратной скобкой под словом, она может быть прерывистой.

  1. Следующий пункт разбора —  определение корня слова.

Любое слово имеет корень, без этой морфемы не существует ни одного слова, именно в корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Для того чтобы определить корень, необходимо подобрать несколько родственных слов.

Общая часть этих слов, в которой заключено основное  лексическое значение, и будет являться корнем.

Например, найдем корень у глагола проверитьРодственными словами к этому глаголу будут: проверка, заверить, поверить, доверять, вера, поверенный. Одинаковая часть этих слов, в которой заключено их основное лексическое значение

 
 


– вер. Это и будет корень слова проверить.

При определении корня не следует подбирать разные формы одного слова. Например, для того, чтобы определить корень слова проверить, не следует подбирать слова: проверил, проверила, проверять.

На письме корень слова выделяется дугой (над словом).

  1. Вслед за корнем выделяют приставку (если она есть в слове) – морфему, которая участвует в словообразовании однокоренных слов и стоит перед корнем.
 
 


Наиболее употребляемые  приставки:

На письме приставка выделяется перевёрнутой буквой г (над словом).

  1. Вслед за приставкой необходимо выделить суффикс.

Обычно он стоит после корня и служит для образования новых слов. На письме его обозначают специальным значком в виде угла с направленной вверх вершиной (над словом).

 
 

 

У возвратных глаголов необходимо выделить суффиксы -сь и -ся-.

 

Например, в слове возвращаться –ся — это суффикс, и он входит в основу слова.

У глаголов также могут быть суффиксы:

§2. Примеры разбора глаголов по составу

Давайте в качестве примера разберем по составу глагол выходить.

Определим форму глагола. Для этого поставим к нему вопрос (что делать?) выходить. Это глагол неопределенной формы.

 
 


Выделяем морфемы, не входящие в основу слова. У глагола выходить — это суффикс 
–ть-, который образует начальную (неопределенную) форму слова.

Выделим основу слова – выходи.

 
 

 

  1.  
 
 


Для того чтобы определить корень, подберем родственные слова: заходить, переходить, поход, ходить и т.д. 
Одинаковой частью этих слов является корень – ход

 
 


Вслед за корнем выделим приставку, которая стоит перед ним. Это приставка –вы.

Часть слова, стоящая после корня перед формообразующим суффиксом –ть-, будет являться суффиксом глагола. И это будет суффикс –и.

 
 


Запись разбора глагола в тетради будет такой:              

Давайте выполним разбор еще одного глагола — переглядываются.

Определим форму глагола. Поставим вопрос (что делают?) переглядываются.

Глагол указывает на действие нескольких лиц и согласуется с личным местоимением они. Следовательно, данный глагол стоит в личной форме — 3 лица, множественного числа, настоящего времени.

Выделим части слова, которые не входят в основу.

В нашем случае это будет личное окончание глагола. Для того чтобы его определить, проспрягаем глагол: переглядывается, переглядываемся, переглядываешься.

 
 


Личное окончание – ют.

Выделим основу слова – переглядыва___ся. Основа прерывистая.

 
 

 

  1. Найдем корень слова.

 

 
 


Подбираем родственные слова: поглядывают, заглядываются, взгляд, глядеть. Корень слова –гляд.

Часть слова перед корнем – пере – будет являться приставкой.

 
 


У глагола переглядываются два суффикса. Суффикс глагола –ыва- стоит после корня перед личным окончанием глагола.

Входит в основу и суффикс глагола возвратной формы –ся.

Запись в тетради будет иметь такой вид:

 
 

 

Итак, подведём итог урока.

При разборе глагола по составу необходимо найти и выделить все формообразующие и словообразующие морфемы. Производить разбор глагола по составу следует по следующему алгоритму:

  1. Определяем форму глагола.
  2. Выделяем морфемы, которые не входят в основу слова: личное окончание глагола, суффиксы –ть, -ти, -чь, -л.
  3. Выделяем основу слова.
  4. Подбираем родственные слова и выделяем корень слова.
  5. Перед корнем находим и выделяем приставку (если она имеется в слове).
  6. Следующим шагом находим и выделяем суффикс или суффиксы глагола (если они существуют).

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/4-klass/russian/Razbor-glagola-po-sostavu

https://vimeo.com/113580176

неоднозначность — Как разобрать «У вас есть время?» правильно

спросил

Изменено 7 лет, 7 месяцев назад

Просмотрено 400 раз

Когда кто-то спрашивает: «У тебя есть время?», мой первый инстинктивный ответ: «Время на что?»
Мне нужно подумать еще несколько секунд, чтобы понять, что на самом деле вопрос был «Который час?»

Меня это сбивает с толку, потому что в остальном я бегло говорю по-английски; по какой-то причине, однако, я всегда нахожу этот вопрос инстинктивно раздражающим и сбивающим с толку.

Мне было интересно, может ли кто-нибудь указать мне информацию, которая могла бы помочь мне лучше понять это явление и/или понять, как научиться правильно разбирать эти предложения с первого раза. У меня возникают некоторые вопросы: есть ли какое-то название для такого рода «неправильного разбора» такого предложения? Известны ли подобные примеры? Является ли моя реакция нормальной с лингвистической/грамматической точки зрения (например, является ли предполагаемое значение полностью грамматически правильным)? Распространена ли эта путаница среди учащихся? А среди носителей языка?

  • неоднозначность

Я не думаю, что проблема в синтаксическом анализе. Я полагаю, вы понимаете, что это вопросительное утверждение с подлежащим в третьем лице единственного числа, с вспомогательным do , стоящим перед подлежащим, за которым следует глагол в настоящем времени и в действительном залоге, затем прямое дополнение и так далее.

К чему вы не привыкли, так это к идиомам. Первым соображением является ассоциация иметь и знать . Мы говорим

У меня есть идея. (Я знаю что-то.)
У меня есть ответ. (Я знать решение.)

Вторым соображением является [многоточие], то есть пропущенные слова:

У вас есть время [на часах]?
У вас есть время [из день]?

Третье соображение заключается в том, что время выполняет двойную идиоматическую функцию как момент времени (как в приведенных выше примерах) и как неопределенное интервал времени, как в примерах ниже:

У вас есть время , чтобы помочь мне?
В время которое вам потребовалось пожаловаться на задание, вы могли бы его выполнить.

Это означает, что запрос «время» автоматически имеет два идиоматических значения, и носители языка будут использовать контекст, чтобы определить, какое использовать. Они могут быть серьезными и выбирать момент, означающий:

Q: У вас есть время ?
А: Конечно, сейчас 16:56.

или они могут быть шутливыми и делать вид, что выбирают интервал, означающий:

В: У вас есть время ?
A: Конечно, если есть желание.

Как показывает второй шутливый пример, ваше понимание двух грамматических употреблений совершенно нормально. Сопоставление правильного использования с правильной ситуацией — вопрос практики.

16

Зарегистрируйтесь или войдите в систему

Зарегистрируйтесь с помощью Google

Зарегистрироваться через Facebook

Зарегистрируйтесь, используя адрес электронной почты и пароль

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания и подтверждаете, что прочитали и поняли нашу политику конфиденциальности и кодекс поведения.

ПЕРЕФРАЗИРУЙТЕ СЛОВО И РАЗБИРАЙТЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Поделиться этой статьей бесплатно.

Слово «разбор» покрыло много тем с тех пор, как в августе прошлого года я заметил, что этот грамматический термин проникает в повседневное употребление.

В то время технически подкованные читатели объяснили, что парсингом теперь занимаются компьютеры, а не только преподаватели английского языка, объясняющие грамматику, и они предположили, что кибериспользование стало источником все большего знакомства с ним среди обычных людей. Но синтаксический анализ нашел более быстрый способ распространять себя: с тех пор, как оно вошло в лексикон президентских скандалов, оно за одну ночь превратилось из загадочного в чрезмерно используемое. Люди, которые никогда не слышали это слово две недели назад, уже говорят, что им надоело синтаксический анализ.

Все началось с того, что пресс-секретарь Клинтона Майк Маккарри ответил – или нет – на вопросы о первом опровержении президентом истории Моники Левински. На просьбу уточнить, МакКарри только повторял: «Я не буду разбирать это утверждение». И прежде, чем вы успели сказать «косвенный объект», Сэм, Коки, Тед и их гости начали анализировать, как профессионалы.

Люди также читают…

Если вас огорчил блиц-анализ, подумайте о возможной серебряной подкладке. По мере того, как слово возрождалось, оно использовалось не только в собственном смысле — для тщательного анализа, как бы описания структуры предложения, — но и как замена части. По мере того, как насыщение СМИ распространяет информацию об истинном значении синтаксического анализа, возможно, этот выскочка синтаксического анализа завянет и умрет.

Очередное злоупотребление синтаксическим разбором пытается пустить корни на благодатной почве скандала. «Я не понимаю, почему президент так разбирает свои слова, — говорит гость CNN. — Есть подозрения, что Клинтон разбирает свои слова», — сообщает канадская газета. А один обозреватель ссылается на то, что президент «притворяется, и анализирует, и ласкает формулировки».

Все эти примеры приписывают синтаксический анализ не тому человеку. Говорит президент, слушатели разбирают его высказывания. Он может взвешивать свои слова, или перемалывать их, или даже ласкаться, но он не анализирует. Если вы не можете заменить анализ в предложении, вы, вероятно, не говорите о синтаксическом анализе.

Получайте местные новости на свой почтовый ящик!

* Я понимаю и соглашаюсь с тем, что регистрация или использование этого сайта означает согласие с его пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности.

Связанные с этой новостью

Самые популярные

Власти заявляют, что мужчину обвиняют в том, что он застрелил свою мать в ее доме в Гринсборо.

Jet It приостанавливает свой флот HondaJet после огненной аварии в SC

Сообщений о пострадавших в аварии не поступало, но это побудило основателя и генерального директора Jet It из Гринсборо Гленна Гонсалеса остановить 20 HondaJet своей компании.

Ненастоящие новости: вот что не произошло на этой неделе

На этой неделе пользователи социальных сетей поделились целым рядом ложных утверждений. Вот факты.

Новый арендатор в торговом центре Winston-Salem вызывает ажиотаж — только никто не может там делать покупки

Новый якорный арендатор в торговом центре Hanes уже взбудоражил экономические волны, хотя ни один розничный покупатель никогда не войдет в его двери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *