Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Выготский о развитии высших психических функций: Теория развития Л.С.Выготского | Диплом по психологии

Теория развития Л.С.Выготского | Диплом по психологии

Лев Семенович Выготский разработал фундаментальную теорию становления и развития высших, специфически человеческих психических функций у ребенка. Основная идея Выготского – о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

Его концепция называется «культурно-исторической» потому, что, согласно этой концепции, сознание ребенка, специфические особенности его высших психических функций (произвольная память, произвольное внимание) формируются у ребенка в общении со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков, выработанных в процессе общественно-исторического развития. Эти знаки опосредствуют его «низшие» (непроизвольные) психические функции и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка.

Основные положения теории Выготского о развитии высших психических функций (ВПФ)

В развитии человека выделяются две линии развития:

  1. Натуральная линия развития – это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.
  2. Культурная (историческая) линия развития – возникает при появлении общения с окружающим миром.

В условиях онтогенетического развития обе эти линии — биологическая и культурная — находятся в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хотя и сложный процесс.

Классификация психических функций

  • Низшие (элементарные) психические функции (НПФ) – натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.
  • Высшие психические функции (ВПФ) – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность. К ним относятся абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями, или, как писал Л. С.Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Процесс формирования высшей психической функции растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности.

Роль среды в развитии ребенка

Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию знаков – искусственно созданных человеком стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением. ВПФ возникли при помощи знака.

Знаки — это психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. Знак — это любой условный символ, имеющий определенное значение. Универсальным знаком является слово. Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, — это механизм интериоризации (присвоения) знаков как средств регуляции психической деятельности.

Знаки, будучи продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких высших психических функций, как логическое мышление, воля, речь. Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными.

Соотношение обучения и развития

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики, личности. Обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.

Выготский выделил и обобщил следующие наиболее широко распространенные точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития:

  1. Обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса. Развитие рассматривается как процесс, протекающий по типу созревания, а обучение — как чисто внешнее использование возможностей развития. Обучение надстраивается над развитием и ничего не меняет в нем по существу. При анализе умственного развития стараются разделить то, что идет от развития, и то, что идет от обучения.
  2. Обучение и развитие – два тождественных процесса. Шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Ребенок развит настолько, насколько обучен.
  3. Обучение и развитие – тесно связанные между собой процессы. Развитие понимается дуалистически: есть развитие как созревание и есть развитие как обучение. С одной стороны, развитие мыслится как процесс, не зависимый от обучения. С другой стороны, обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, отождествляется с развитием. Развитие (созревание) подготавливает и делает возможным процесс обучения, а обучение как бы стимулирует процесс развития (созревания). Процессы обучения и развития разводятся, и одновременно устанавливается их взаимосвязь.

Этим теориям Выготский противопоставляет свою, согласно которой обучение и развитие — не два независимых процесса или один и тот же процесс; существует «единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития «. По мнению Выготского, неверно ни отождествлять процессы обучения и развития, ни предполагать, что процесс развития совершается независимо от процесса обучения. Он утверждает, что между обучением и развитием существуют сложные отношения.

Зона ближайшего развития (ЗБР)

Для объяснения вопроса о влиянии обучения на развитие Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка:

  1. Зона актуального развития – уже достигнутый ребенком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Уровень актуального развития ребенка показывает нам, какие психические процессы у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному развитию мы можем судить об уже завершенных циклах развития.
  2. Зона ближайшего развития (ЗБР). Обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого, так как при помощи взрослого ребенок способен решать более сложные задачи. Это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. ЗБР – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

Выготский сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития. И потому Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться  не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т.е. на зону ближайшего развития ребенка). То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно. Таким образом, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка.

Как развиваются высшие психические функции

Известный психолог Л.С.Выготский рассматривал развитие психики не как внутренний процесс, а как взаимодействие с обществом. В ходе этого взаимодействия ребенок присваивает выработанные на протяжении исторического развития и находящиеся в социуме формы психической деятельности. Идет не просто социализация, усвоение социальных обязательств, система общественных отношений именно присваивается ребенком. Ребенок рождается как социальное существо, взрослый организует ситуацию, способствующую развитию. При проживании социальной ситуации развития у ребенка формируются высшие психические функции.

Свойства высших психических функций

Два главных свойства присущи ВПФ: произвольность и осознанность. Высшие психические функции могут быть сформированы только в процессе овладения средствами психической деятельности. Средствами являются знаки.

Определение 1

Знак — это орудие, которое организует поведенческую линию человека. Существует две стороны знака: материальная оболочка и значение.

Общий ход развития заключается в следующем: знак помещается взрослым в поле взаимодействия ребенка с миром. Знак является элементом этого поля. Логика оперирования знаком не естественна, ненатуральна, как само поле. Знак определяет взаимодействие по законам культуры, в итоге психические функции ребенка обретают произвольность и осознанность. Наиболее важный знак по мнению Л. С.Выготского — слово.

Стадии развития психики при использовании знаков

Развитие психики, опираясь на знаки, проходит разные стадии. Первая стадия называется примитивной. Ребенок воспринимает знак натурально. Если рассматривать развитие речи, то здесь можно говорить только о доинтеллектуальном развитии речи и о доречевом мышлении. Вторая стадия называется «стадией наивной психологии». Ребенок использует знак, но неадекватно. В речевом развитии это проявляется, как использование форм придаточных предложений, но освоение логических операций, которые соответствуют этим формам произойдет значительно позднее. Третья стадия носит название «стадии внешнего знака» и примечательна тем, что ребенок использует знак внешне: счет на пальцах, эгоцентрическая речь, когда ребенок разговаривает сам с собой, тем самым планируя свое поведение. Четвертая стадия называется «стадией вращивания», когда внешние операции приобретают внутренний характер: счет в уме, логическая память, внутренняя речь.

Замечание 1

Развитие высших психических функций у человека определяет развитие сознания. На каждом возрастном этапе определенная психическая функция становится лидирующей и организует смысловую систему всего сознания ребенка, особенности значений слов очень хорошо демонстрируют это.

Принципы Л.С.Выготского

Подход Выготского — это не только преобразование теории ассоциаций, но и расширение пространства психологического знания за счет объединенных подходов социологического и психологического. Принцип дискретности, который характерен для ассоциативной психологии, проявляется при анализе слова и образа.

Сама проблема исследования мышления и речи присуща ассоциативной психологии, и Выготским заимствуется. Ученый утверждает, что психика и есть сознание, которое определено системой высших психологических функций, в этом выражается принцип сознательности.

На основе объединения социологии и ассоциативной психологии Л.С.Выготский формулирует новые принципы. Прежде всего, это принцип структурности, противоположный принципу дискретности.

Принцип опосредования, то есть представления развития психики при помощи знаков. Этот принцип позволил выдвинуть идею интериоризации — развитие по типу присвоения культурных средств. Принцип опосредования рождает такие понятия как социальная ситуация развития и зона ближайшего развития.

Определение 2

Развитие — это саморазвитие и внешне обусловленное развитие.

Исходя из подхода Л.С.Выготского все теории детского развития можно разделить на две группы: натуралистические теории и теории опосредованного развития. Во втором случае взрослый является организатором социальной ситуации, ведет развитие формой которого является обучение.

Подход Выготского более выигрышный в сравнении с натуралистическим подходом. Взрослый находится в новой позиции, он не наблюдатель, а организатор детского развития. Используя подход Выготского, можно разрабатывать эффективные образовательные системы.

Перечислим еще раз ключевые понятия, связанные с теорией Л.С.Выготского.

Определение 3

Высшая психическая функция — обладает произвольностью и осознанностью, вырабатывается при освоении ребенком психических средств.

Определение 4

Закон детского развития — в каждом возрастном периоде доминирует конкретная психическая функция.

Определение 5

Закон ближайшего развития — психические процессы, которые формируются. Когда ребенок способен решить задачу при помощи взрослого.

Определение 6

Кризис развития — несоответствие психических возможностей социальной ситуации развития.

Определение 7

Новообразование — новое в психическом личностном строении, впервые возникшее на данном возрастном этапе.

Определение 8

Психическое средство — орудие для овладения собственным поведением. Орудием являются знаки.

Определение 9

Системное строение сознания — все психические функции подчиняются доминирующей на конкретном этапе развития.

Определение 10

Социальная ситуация развития — отношения между ребенком и окружающим миром, характерные для данного периода развития.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Фундаментальная теория возникновения и развития высших психических функций Льва Семеновича Выготского

Фундаментальная теория возникновения и развития высших психических функций была разработана Львом Семеновичем Выготским (1896-1934). Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свои исследования там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимыми для нее вопросами: она не могла объяснить феномен человеческого сознания. Фундаментальная идея Выготского заключается в социальном опосредовании психической деятельности человека. Инструментом этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

Первый вариант своих теоретических обобщений о закономерностях развития психики в онтогенезе Выготский изложил в работе «Развитие ВПФ». В данной работе была представлена ​​схема формирования психики человека в процессе использования знаков как средства регуляции психической деятельности.

В механизмах мозговой деятельности ЛС. Выготский видел динамические функциональные комплексы («Развитие высших психических функций», 1931).

«Человек в процессе своего исторического развития поднимался к созданию новых движущих сил своего поведения: так, в процессе общественной жизни человека возникали и развивались его новые потребности и его естественные потребности претерпевали глубокие изменения в ходе его исторического развития».

У человека есть 2 линии развития: 1) естественная; 2) культурный (исторический).

Естественная линия развития – физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.

При общении с внешним миром возникает культурная линия развития.

1. НПФ – естественные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.

2. ВРД – культурный, социальный; – результат исторического развития: абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

ВФФ – сложные жизнеобразующие психические процессы социального происхождения. Отличительными чертами ВПФ являются их косвенный характер и случайность.

Использование знака, слова как специфически человеческого психического регулятора реорганизует все высшие психические функции человека. Механическая память становится логическим, ассоциативным потоком представлений – продуктивного мышления и творческого воображения, импульсивных действий – действиями произвольными.

VFT возникла с помощью знака. Знак есть орудие мыслительной деятельности. Это искусственно созданный стимул человека, средство управления своим поведением и поведением окружающих.

Знак, как чисто культурное средство, возник и используется в культуре.

История развития человечества есть история развития знака. Чем мощнее развитие признаков в поколениях, тем сильнее развит ПВП.

Живопись имеет знаковую систему, поскольку она, как знак, отражает видение мира (например, наскальный рисунок, пиктографическое письмо – условное изображение слова).

Знаки могут называться жестами, речью, заметками или рисунками. Слово, сказанное и написанное, также является знаком. Маленькие дети уже начинают усваивать знаки, которые выражены в рисунке. Ребенок присваивает себе все, что выработано человеком (психика). История развития ребенка напоминает историю развития человека. Назначение психики идет через посредника.

Выготский пытается совместить естественные и исторические черты.

Историческое исследование означает применение категории развития к изучению явления. Все современные теории рассматривали развитие детей с биологической точки зрения (переход от социального к индивидуальному).

РПФ возможна вначале как форма сотрудничества с другими людьми, а впоследствии становится индивидуальной (пример: речь является средством общения между людьми, но в процессе развития становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию)

У человека нет врожденной формы поведения в окружающей среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Выготский постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней психической деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься в отечественной психологии как активно осваиваемый внешний мир.

Выготский впервые перешел от утверждения о значении среды для развития к выявлению специфического механизма влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к возникновению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию знаков – рукотворных стимулов-инструментов, призванных управлять своим и чужим поведением.

Говоря о существовании естественных и высших психических функций, Выготский заключает, что основное различие между ними заключается в уровне произвольности. Другими словами, в отличие от естественных психических процессов, которые человек не может регулировать, люди могут сознательно управлять высшими психическими функциями.

Схема психических процессов в представлении Выготского выглядит так

В отличие от стимулирующих средств, которые может изобретать сам ребенок (палочка вместо градусника), знаки дети не изобретают, а усваивают в общении со взрослыми. Таким образом, знак появляется сначала на внешнем плане, в плане общения, а затем переходит на внутренний план, план сознания. Выготский писал, что всякая высшая психическая функция выступает на сцене дважды: один раз как внешняя – интерпсихическая, а второй – как внутренняя – интрапсихическая.

При этом знаки, являясь продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры общества, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит формирование таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь. Иными словами, интериоризация знаков — это механизм, формирующий психику детей.

Сознание необходимо изучать экспериментальным путем, поэтому необходимо сближать ВПФ, культурное развитие поведения и овладение собственными поведенческими процессами.

Одной из важнейших их характеристик является посредничество, то есть доступность средств, с помощью которых они организованы.

Для высших психических функций наличие внутренних средств принципиально. Основным путем возникновения высших психических функций является интериоризация (перевод на внутренний план, «поворот») социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. Этот процесс не является механическим.

Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения – и они также развиваются из первобытных корней на основе низших.

Социогенез высших психических функций есть их естественная история.

Центральным моментом является возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Именно он выступает средством, которое, становясь внутренним, коренным образом преображает психическую жизнь. Знак сначала выступает как внешний, вспомогательный раздражитель.

Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии. Первоначально оно существует как форма взаимодействия между людьми, а уже потом – как вполне внутренний процесс. Это называется переходом от интерпсихического к интрапсихическому.

При этом процесс формирования высшей психической функции растянут на десятилетие, возникая в речевом общении и заканчиваясь полноценной символической деятельностью. Через общение человек овладевает ценностями культуры. Овладевая знаками, человек приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего мира являются ценности (когнитивные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты).

Выготский утверждал, что психическое развитие не следует за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием личности с окружающей средой в зоне его ближайшего психического развития. На этих основах формировалась отечественная психологическая школа.

Движущей силой умственного развития является обучение. Развитие и обучение — разные процессы. Развитие – это процесс формирования человека или личности, совершающийся путем появления новых качеств на каждом уровне. Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе освоения ребенком исторических особенностей человечества.

Считает, что обучение должно «вести» развитие, этот взгляд был развит им при разработке концепции «зоны ближайшего развития». Общение ребенка со взрослым отнюдь не формальный момент в концепции Выготского. Более того, путь через другого оказывается центральным в развитии.

Обучение, по сути, представляет собой специально организованное общение. Общение со взрослым, овладение приемами интеллектуальной деятельности под его руководством задают ближайшие перспективы развития ребенка: ее называют зоной ближайшего развития, в отличие от текущего уровня развития. Эффективным является обучение, «опережающее» развитие.

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и медико-биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *