Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Высшая форма направленности личности это: 13. Направленность личности. Формы направленности.

13. Направленность личности. Формы направленности.

Направленностью личности называется совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленностьэто установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных между собой форм: влечение, желание, интерес, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:

  • влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;

  • установка – готовность, предрасположенность субъекта к появлению определенного объекта.

  • желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному;

  • интерес — познавательная форма направленности на предметы. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей потребности к познанию. Но когда наступает удовлетворение интереса, он не исчезает, не угасает, а углубляется, внутренне перестраивается и вызывает возникновение новых интересов. Интересы различают по содержанию, по широте, степени их устойчивости;

  • мировоззрение — система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

  • убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Убеждения формируются на основании знаний об окружающем мире, понимания природы и общества.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

Определение направленности личности

28.09.2011

В трудах различных авторов направленность личности обозначается по разному: как динамическая тенденция (Рубинштейн), смыслообразующий мотив (Леонтьев), доминирующее отношение (Мясищев), основная жизненная направленность (Ананьев).

Чаще всего в научной литературе под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Направленность личности выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. В направленности выражаются цели личности, её мотивы, её субъективны отношения к различным сторонам действительности. В широком плане направленность — это отношение того, что личность получает и берет от общества (материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает и вносит в его развитие.

Направленность личности формируется в процессе её развития в системе общественных отношений. От направленности личности зависит, как личность участвует в социальных процессах (содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется).

Направленность личности частично характеризуется потребностно-мотивационной сферой личности, которая является исходным звеном направленности. На основе направленности личности формируются её жизненные цели, которые выступают в роли общего генератора всех частных целей личности, связанных с отдельными деятельностями.

Направленность личности — это уже сложившаяся система её важнейших целевых программ, определяющее смысловое единство её инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия.

Следует отметить, что направленности личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Направленность — это установки, ставшие свойством личности и проявляющиеся в таких различных формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеалы, мировоззрение, убеждение.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке иерархии.

Влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному. Желание, будучи осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет сознание будущей цели и построение плана.

Следущая форма направленности — стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включен волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности её интересы. Интересы — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т.е. интерес к определенному виду деятельности. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

Следующая форма проявления направленности личности — это идеал. Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Убеждения — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих его поступать в соответствии со взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют её мотивацию к деятельности.

Направленность является ведущим, системообразующим компонентом психологического склада личности, потому как всё другие, так или иначе, работают на неё. В своей доличностной форме направленность в виде совокупности врожденных биологических потребностей начинает определять внешнюю и внутреннюю активность ребенка ещё тогда, когда у него нет даже намека на общее понимание мира, но и взрослого человека потребности в гораздо большей степени определяют его постижение действительности, чем это постижение — его потребности.

Направленность личности наряду с характером представляют регуляторы поведения человека с готовым информационным содержанием. Личность же нуждается в постоянном притоки новой информации, в её анализе, перекодировки и использовании в качестве управляющих организмом сигналов. Одним из сложных элементов структуры личности, который служит этой цели, являются способности.

Ключевые слова: Личность

Источник: Мельник С.Н., Психология личности

Материалы по теме

Потребность стать личностью

Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. — Москва : Проспект. 2011.-432с.

Развитие и воспитание личности

Максименко С.Д., Общая психология

Пассивно-агрессивное расстройство личности

Попов Ю. В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия

Биологические мотивации в формировании личности

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004

Диспозициональная теория личности

Тертель А.Л., Психология. Курс лекций

Подходы к пониманию внутриличностного конфликта

Анцупов А.Я., Конфликтология

Развитие личности человека

Занковский А.Н., Психология деловых отношений

Тип личности и ориентация во времени: прошлое, настоящее или будущее?

Доктор А.Дж. Дрент

Само собой разумеется, что время играет центральную роль в человеческом опыте. Одна вещь, которая отличает наш вид, — это наши знания о смерти и старении. Это знание служит линзой для приблизительного понимания того, где мы находимся на жизненном пути.

Тем не менее, я думаю, справедливо будет сказать, что молодые люди обычно меньше обращают внимание на время. В детстве один день может казаться бесконечно длинным, и редко возникает ощущение, что время ограничено. И если день может казаться вечностью, только представьте, какой длинной должна быть жизнь для ума ребенка!

У детей также есть ощущение, что большая часть их жизни впереди, а не позади. Таким образом, они воспринимают жизнь как полную возможностей. Поскольку никакой конкретный путь еще не выбран, небо — это действительно предел. Многим это неизведанное будущее придает ощущение тайны и предвкушения того, что может быть в запасе у жизни.

По мере того, как мы переходим во взрослую жизнь и продвигаемся по ней, жизненные возможности постепенно сокращаются, поскольку то, что когда-то было набором потенциальных путей, заменяется единственным. Наш курс начинает казаться более необычным, потому что прошло больше времени, что позволяет нам проследить более длинную линию наших шагов. Не только это, но и будущее внезапно поражает нас, как тонна кирпичей, как конечное . Таким образом, время становится более постоянным и влиятельным присутствием в сознании взрослых, побуждая нас к большей осторожности и обдумыванию нашего жизненного выбора.

В значительной степени именно эта суровая конфронтация со временем и его конечностью формирует, усиливает и отличает человеческий опыт. Внезапно возникает вопрос: кто я? и Что мне делать со своей жизнью? — стать более требовательным. Если жизнь коротка, и у нас есть только один шанс прожить ее, то нам лучше сделать ее значимой. Эта чувствительность усиливается от подросткового возраста к среднему возрасту, по мере того как некоторые пути выбираются, а другие оставляются. На протяжении всего этого процесса мы пытаемся взвесить прошлое, настоящее и будущее одновременно: доволен ли я тем, где я нахожусь, и тем, что я сделал в своей жизни? Чего я еще хочу добиться? Как я могу соблюдать и примирить эти многочисленные проблемы в будущем?

Как интуитивный (N) и сенсорный (S) типы подходят ко времени

Философская область, которую мы рассмотрели до сих пор, может показаться более знакомой некоторым типам личности, чем другим. Правда в том, что не все тратят много времени на размышления о важности жизни и смерти, по крайней мере, открыто. Вместо этого эти глубокие экзистенциальные заботы остаются в основном подсознательными; хотя их можно косвенно ощущать или переживать, они не занимают центральное место в сознательном внимании. Конечно, это не означает, что они не имеют никакого эффекта или последствий, а только то, что человек не включен в них.

Наиболее рефлексивными и интроспективными типами личности являются Интуитивы (N). Они заботятся об идеях и о том, как все взаимосвязано с точки зрения более широкой картины. Следовательно, стремление к самопознанию и общему взгляду на жизненную шкалу определенно находится в их рулевой рубке. В то время как представители чувствительного (S) типа также заботятся о ходе и качестве своей жизни, они тратят меньше времени на борьбу с философскими вопросами, чем представители интуитивного типа. Предполагая, что это работает для них нормально, Сенсоры обычно принимают мировоззрение семьи, религии или культуры, в которой они выросли. Отказ от любых философских (N) проблем позволяет им двигаться вперед в своем S-бизнесе, не увязая в абстракциях. . Напротив, жизненные дела для интуитивных людей часто означают проведение достаточного количества времени в размышлениях. Небрежное или некритическое импортирование мировоззрения, особенно оптом, для них неприемлемо.

Интуитивы также склонны быть неудовлетворенными существующим положением вещей и, таким образом, склонны придумывать и разрабатывать альтернативы. Их мысль часто принимает форму: «Если бы мы могли изменить только X, все было бы лучше». Другими словами, они мотивированы перспективой лучшего будущего и с удовольствием участвуют в его обновлении. Об этом свидетельствует тот факт, что интуитивы (как и те, у кого высокие показатели открытости Большой пятерки) часто склонны к политическому либерализму, который, как правило, ориентирован на изменения (подробнее об этом см. мой пост «Личность и политика»).

В свете вышеизложенного кажется разумным предположить, что интуитивные люди ориентированы на будущее. Но частью видения более широкой картины является понимание прошлого, то есть отслеживание цепочки событий, которые привели нас к нашей нынешней ситуации. Как мы уже упоминали ранее, интерпретация временной шкалы нашей жизни влечет за собой непрерывный диалог между прошлым, настоящим и будущим. Чтобы достичь согласованной идентичности, мы должны примирить наше прошлое с нашей нынешней и будущей жизнью. Таким образом, хотя интуитивы, несомненно, настроены на перемены и ориентированы на будущее, они не могут этого сделать, не поговорив также с прошлым.

Как Суждение (J) и Восприятие (P) приближаются к времени

Майерс-Бриггс Суждение (J) умеренно хорошо коррелирует с сферой Добросовестности Большой Пятерки. Совестливые люди придерживаются своего рода управленческого подхода к жизни. Это включает в себя наличие набора стандартов или целей, стремление соответствовать этим стандартам и постоянный мониторинг своего прогресса. Если типы Сознательного Суждения более целеустремленные, их также можно рассматривать как принимающих ориентацию на будущее.

Воспринимающие (P) типы, особенно те, у кого уровень Сознательности ниже, как правило, менее привередливы, активны и управленчески, чем их коллеги J. Они более открыты ко всему, что преподносит им жизнь, и менее склонны навязывать свою волю миру. Поскольку они «живут настоящим», эти типы можно рассматривать как более ориентированные на настоящее в их временной перспективе.

Возникает интересный вопрос о типах «NP» (т. е. INFP, INTP, ENFP, ENTP). Мы установили, что интуитивы ориентированы на будущие возможности, а персиверы — на спонтанные события в настоящем. Итак, что представляет собой более заметную ориентацию типов NP? Трудно сказать, что какой-то из них неизменно более распространен. Вместо этого НП часто колеблются между двумя временными перспективами. Пока они наслаждаются настоящим, нет причин прыгать с корабля и заниматься чем-то другим. То же самое верно, когда они поглощены творческим проектом, нацеленным на будущее. А поскольку у многих НП уровень Сознательности ниже, они часто полагаются на вдохновение или энтузиазм, чтобы компенсировать недостаток самодисциплины или силы воли.

В свете вышеизложенного, мы могли бы в целом представить NJ как наиболее последовательно целеустремленный и ориентированный на будущее тип. С другой стороны, ПЛ, ориентированные на действия и ощущения, наиболее последовательно погружены в настоящее. В то время как SJ могут быть настоящими или ориентированными на будущее при выполнении задач или стремлении к достижению целей, они склонны в значительной степени полагаться на прошлое — распорядок, убеждения и традиции, которыми они дорожат, — для вдохновения и руководства.

Несмотря на личностные различия, важно помнить о том, что мы обсуждали в самом начале, а именно о влиянии возраста и жизненного опыта на нашу ориентацию во времени. Осмелюсь сказать, что почти все, независимо от типа, ориентированы на будущее в раннем взрослом возрасте. Точно так же, по мере того как жизнь приближается к своему завершению, мы все больше склоняемся к ретроспекции. Следовательно, как и многие другие вещи, ориентация во времени — довольно сложное явление, на которое влияет множество переменных, из которых тип личности — только одна.

Узнайте больше из наших четырех книг и онлайн-курса: «Как найти свой путь в качестве INFP, INTP, ENFP или ENTP».

Подробнее:

Как интуиты полагаются на будущие цели и возможности

Самопознание в современной жизни: как наш выбор раскрывает нашу идентичность

Креативность и тип личности

512 Акции

Все о типе личности INTP

Тип личности INTP

INTP — философы-новаторы, увлеченные логическим анализом, системами и дизайном. Они озабочены теорией и ищут универсальный закон за всем, что видят. Они хотят понять объединяющие темы жизни во всей их сложности.

INTP — отстраненные, аналитические наблюдатели, которые могут казаться не обращающими внимания на окружающий их мир, потому что они так глубоко поглощены мыслями. Они проводят большую часть своего времени в своих собственных головах: изучают концепции, устанавливают связи и ищут понимание того, как все работает. Для Архитектора жизнь — это постоянное исследование тайн вселенной.

Что означает INTP?

INTP — один из шестнадцати типов личности, созданных Кэтрин Бриггс и Изабель Майерс, создателями индикатора типов Майерс-Бриггс (MBTI®). INTP расшифровывается как интроверт, интуитивный, мыслящий, воспринимающий, которые являются четырьмя основными чертами личности, основанными на работе психолога К.Г. Юнг.

Тип INTP описывает человека, который заряжается энергией только от времени (интроверт), который сосредотачивается на идеях и концепциях, а не на фактах и ​​деталях (интуитив), который принимает решения, основанные на логике и разуме (мышление), и который предпочитает действовать спонтанно. и гибкий, а не запланированный и организованный (Восприятие).

INTP иногда называют личностями-архитекторами из-за их интуитивного понимания сложных систем. Другие псевдонимы для INTP включают:

  • Объективный аналитик (MBTI)
  • Логик (16 личностей)

Ценности и мотивация INTP

INTP выглядят круто, но в глубине души увлечены разумом, анализом и инновациями. Они стремятся создать сложные системы понимания, чтобы объединить принципы, которые они наблюдали в своей среде. У них сложный и активный ум, и они пойдут на многое, пытаясь найти остроумные решения интересных проблем.

INTP, как правило, нетрадиционны и скорее придумывают свой индивидуальный способ действий, чем следуют за толпой. INTP с подозрением относятся к предположениям и условностям и стремятся разрушить идеи, которые другие считают само собой разумеющимися. INTP беспощадны при анализе концепций и убеждений и не чтят ничего святого. Их часто сбивают с толку другие люди, которые остаются верными идеологии, не имеющей логического смысла.

Как другие видят INTP

INTP часто полностью заняты своими мыслями и обычно кажутся окружающим необычными и нетрадиционными. Ум INTP — самое активное место, и их внутренняя ориентация может означать, что они пренебрегают поверхностными вещами, такими как домашний декор или подходящая одежда. Они не склонны утруждать себя светскими беседами, но могут стать откровенно страстными, говоря о науке, математике, компьютерах или более крупных теоретических проблемах Вселенной. Реальность часто представляет лишь мимолетный интерес для Архитектора, поскольку их больше интересует теория, стоящая за всем этим.

INTP обычно точны в своей речи и передают сложные идеи с помощью тщательно подобранных слов. Они настаивают на интеллектуальной строгости даже в самых непринужденных разговорах и с готовностью указывают на несоответствия мыслей или рассуждений. Социальные тонкости могут отойти на второй план для INTP, которые больше заинтересованы в анализе логики, и они могут оскорбить других, подвергая свои дорогие ценности и убеждения логической проверке.

Подпишитесь на информационный бюллетень, предназначенный только для INTP

Наш список рассылки только для INTP снабдит вас статьями, обновлениями и ресурсами, которые помогут вам понять свои сильные стороны и максимально использовать свой потенциал.

Насколько редок тип личности INTP?

INTP является одним из менее распространенных типов среди населения, особенно среди женщин. Среди женщин INTP является четвертым по редкости типом (после INTJ, ENTJ и INFJ). INTP составляют:

  • 3% от общей численности населения
  • 5% мужчин
  • 2% женщин

Известные INTP

Известные INTP включают Альберта Эйнштейна, Томаса Джефферсона, Кристен Стюарт, Рене Декарта, Чарльза Дарвина, Марию Кюри, Сократа и Авраама Линкольна.

INTP Quotes

«INTP, пожалуй, наиболее интеллектуально глубоки из всех типов».

— Изабель Бриггс Майерс, Отличные Дары

«Важно, чтобы основные структуры вселенной были раскрыты и сформулированы, и чтобы все, что говорится о вселенной, было сформулировано правильно, последовательно и без избыточности.»

— Дэвид Кейрси, «Пожалуйста, поймите меня II»

«INTP — это свободные духом мельницы идей и рассеянные профессора, что делает их веселыми, легко отвлекаемыми и обладающими множеством бесконечных творческих способностей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *