Высшие психические функции по Л.С. Выготскому
Оставьте комментарий
Всякая психическая функция на свет появляется дважды: вначале как функция интерпсихическая (существующая между людьми), а затем как функция интрапсихическая (внутрипсихическая). Каждый человек рождаясь на свет застает определенную историческую эпоху. Эта историческая эпоха характеризуется определенным общественно-историческим опытом. Этот опыт может быть представлен и миром человеческих отношений. Все предметы и все человеческие отношения непременно носят отпечаток культуры, опыта человечества, они несут способности, возможности, умения и навыки, то понимание мира, которое характерно для человека создавшего этот предмет.
1 Высшие психические функции человека
2 Развитие высших психических функций
3 Формирование высших психических функций:
4 Механизмы высших психических функций
5 Выготский Культурно-историческая теория развития высших психических функций
6 Высшие психические функции у детей
6. 1 Похожие темы:
Высшие психические функции человека
– это социально приобретенные образования, характеризующиеся опосредованностью, произвольностью и осознанностью. Самым главным признаком является опосредованность. Различия между высшими психическими функциями и примитивными можно проследить на примере памяти.
Развитие высших психических функций
Исторически возникновение и развитие высших психических функций связано с развитием трудовой деятельности – это продукт социальной истории. В слове и знаке фиксируется опыт человечества. Исследование значения слова (основного знака) привело к проблеме системного и смыслового строения сознания. Знак концентрирует в себе огромную информацию, указывает на то, как функционирует данный предмет или явление.
Знак – это искусственно созданный символ, имеющий условное обозначение. Знаки позволяют накапливать, сохранять и передавать другим поколениям опыт (алфавит, числа, формулы и так далее).
Формирование высших психических функций:
- Закон опосредования — это переход от примитивных к культурным или высшим психическим функциям.
- Закон социогенеза — переход от общественных форм к индивидуальным.
- Закон вращивания – переход от внешних форм к внутренним (счет на палочках, а затем в уме).
- Закон овладения — предполагает использование человеком знаков для организации своей психической деятельности (овладение арифметическими действиями, считаем сдачу, зарисовываем информацию, символы что-то сделать).
Механизмы высших психических функций
Основным механизмом развития высших психических функций в онтогенезе является интериоризация. Выготский различает элементарные, низшие процессы, называя их естественными психическими функциями, и высшие психические функции.
Развитие низших психических функций происходит в детском возрасте (важна роль общения и отношения между личностью и средой).
Высшие психические функции имеют своим источником сотрудничество и обучение, поэтому он пришел к выводу о ведущей роли обучения в психическом развитии.
Во всех исследованиях общение ребенка со взрослым выступает в качестве важнейшего условия психического развития.
Выготский Культурно-историческая теория развития высших психических функций
Выготский вводит понятие ведущего вида деятельности так как наибольшую активность ребенка проявляет именно в эти периоды Следовательно надо развивать средства осуществления деятельности и необходимо формировать средства передачи общественно-исторического опыта. Выготский приходит к выводу, что это совершается только с помощью взрослого через обучение и воспитание.
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т. е. функция, принадлежащая самому ребёнку)».
Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.
Высшие психические функции у детей
Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.
Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.
Высшие психические функции | это… Что такое Высшие психические функции?
Высшие психические функции (ВПФ) — специфические человеческие психические процессы. Считается, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями, например, знаками.[1]. К высшим психическим функциям относят: восприятие, память, мышление, речь. Понятие высших психических (психологических) функций было введёно в научный дискурс Вундтом в середине 19 века, а в русскоязычной психологической традиции ассоциируется в первую очередь с именем Л. С. Выготского. Тем не менее, у самого Выготского в его прижизненно опубликованных работах выражение «высшие психические функции» не встречается никогда. Вместо этого Выготский в своих текстах использовал фразу «высшие психологические функции» и сходные с ней выражения «высшие психологические процессы», «высшиe процессы поведения», «высшие формы поведения», «высшие интеллектуальные функции», «высшие характерологические образования» и т.п., а массовая редакторская замена слова
Тем не менее, в послевоенный период выражение «высшие психические функции» активно используется группой советских исследователей «круга Выготского (англ.)русск.»: А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным и П. Я. Гальпериным. Этими исследователями содержание понятия было несколько расширено и формализовано, в результате чего был выделен ряд основных признака ВПФ. В разных источниках упоминается от трех до пяти таких основных характеристик, таких как: социальность (интериоризация), опосредственность, произвольность по способу саморегуляции и системность.
Содержание
|
Структура
Высшие психические функции являются специфически человеческим приобретением. Тем не менее, они могут быть разложены на составляющие их естественные процессы.
А —> Б
При натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.
А —> X —> Б
Человеческая память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём. Необходимость использования такого «обходного пути» возникла в процессе филогенеза, когда естественные формы запоминания стали непригодны для решения задач, вставших перед человеком. При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы. Таким образом, специфически человеческой является именно структура психических процессов [7].
Развитие
По мнению ряда исследователей, формирование высших психических функций — процесс принципиально иной, нежели естественное, органическое развитие. Основным отличием является то, что поднятие психики на высшую ступень, заключается именно в её функциональном развитии, (то есть развитии самого приёма), а не в органическом развитии.
На развитие влияют 2 фактора:
- Биологический. Для развития человеческой психики необходим мозг человека, обладающий наибольшей пластичностью. Биологическое развитие является только условием для культурного развития, потому, что структура этого процесса задаётся извне.
- Cоциальный. Развитие человеческой психики невозможно без наличия культурной среды, в которой ребёнок усваивает специфические психические приёмы.
Интериоризация
Основная статья: Интериоризация
Изначально, любая высшая психическая функция является формой взаимодействия между людьми (между ребёнком и взрослым) и таким образом является интерпсихическим процессом. На этом этапе формирования, высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы. В дальнейшем (в процессе интериоризации), внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние. Таким образом, внешний процесс становится внутренним, то есть интрапсихическим. Внешние действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.
Экспериментальные исследования
Экспериментальная разработка проблем запоминания велась Леонтьевым, — уже в рамках деятельностного подхода. Основным результатом этих исследований стала разработка параллелограмма развития.
Мозговая организация
Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построение данной функции. [8]
Примечания
- ↑ Соколова Е. Е. Введение в психологию. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. — М.: Академия, 2006. — Т. 1.
- ↑ Keiler, P. (2012). „Cultural-Historical Theory“ and „Cultural-Historical School“: From Myth (Back) to Reality // PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 5 (1), 1-33 — http://www.psyanima.ru
- ↑ Кайлер, П. «Культурно-историческая теория» и «культурно-историческая школа»: От мифа (обратно) к реальности // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», там же, с. 34-46 — http://www.psyanima.ru
- ↑ Ср.: «Как несколько старомодно выражается Выготский, низшие центры служат в истории развития предпосылкой для развития высших центров». См. Бернштейн, Н.А. (1936/2003). Современные искания в физиологии нервного процесса. М.: Смысл, С. 235
- ↑ См., напр., Левин, Курт (1931). Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в биологии и психологии
- ↑ См. , например: «Высшие и низшие функции не строятся в 2 этажа: их число и названия не совпадают. Но и не наше прежнее понимание: высшая функция есть овладение низшей (произвольное внимание есть подчинение себе непроизвольного внимания), ибо это и значит — в 2 этажа». Выготский, запись “Symposium 4 декабря 1932 г.” (семейный архив Л.С. Выготского). Цит. по Завершнева (2007). «Путь к свободе» (К публикации материалов из семейного архива Л.С. Выготского) // «НЛО» 2007, №85
- ↑ Хрестоматия по курсу «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ» / Ред.-сост. Е. Е. Соколова. — М.: Москва, 2005.
- ↑ Психологический словарь: Высшие психические функции.
См. также
- Центральная нервная система
- Мозг человека
- Сознание
- Кора головного мозга
Ссылки
К вопросу развития ВПФ
Что такое высшие психологические функции?
Обзор
. 2016 март; 50(1):91-121.
doi: 10.1007/s12124-015-9328-0.
Ааро Тоомела 1
принадлежность
- 1 Факультет естественных наук и здоровья Таллиннского университета, Narva mnt. 29, 10120, Таллинн, Эстония. [email protected].
- PMID: 26403987
- DOI: 10.1007/с12124-015-9328-0
Обзор
Ааро Тоомела. Integr Psychol Behav Sci. 2016 март
. 2016 март; 50(1):91-121.
doi: 10. 1007/s12124-015-9328-0.
Автор
Ааро Тоомела 1
принадлежность
- 1 Факультет естественных наук и здоровья Таллиннского университета, Narva mnt. 29, 10120, Таллинн, Эстония. [email protected].
- PMID: 26403987
- DOI: 10.1007/с12124-015-9328-0
Абстрактный
Может показаться, что сегодня в психологии хорошо известна концепция высших психологических функций (ВПФ). При более внимательном анализе выясняется, что ОФП либо вообще не определены, либо если и определены, то по набору характеристик, не обоснованных теоретически.
Невозможно определить, существуют ли HPF, если они не определены. Чаще всего идея ФВЧ связана с теорией Выготского. По его мнению, ФПФ — это: (1) психологические системы, (2) развивающиеся из природных процессов, (3) опосредованные символами, (4) формы психологического сотрудничества, которые (5) интериоризуются в ходе развития, (6) ) продукты исторического развития, (7) сознательные и (8) добровольные (9) активные формы приспособления к окружающей среде, (10) динамично изменяющиеся в развитии и (11) онтогенез ОПО резюмирует культурную историю. В данной статье эти характеристики обсуждаются вместе с отношениями между ними. Делается вывод о том, что ФПФ являются реальными психологическими феноменами.Ключевые слова: культурно-исторический; Высшие психологические функции; Структурно-системный подход; Выготский.
Похожие статьи
Выготский кружок как личная сеть ученых: восстановление связей между людьми и идеями.
Ясницкий А. Ясницкий А. Integr Psychol Behav Sci. 2011 декабрь; 45 (4): 422-57. doi: 10.1007/s12124-011-9168-5. Integr Psychol Behav Sci. 2011. PMID: 21667127
До «бума»: Чтения и употребления Выготского в Аргентине (1935-1974).
Гарсия Л.Н. Гарсия ЛН. Историк психол. 2016 ноябрь;19(4):298-313. дои: 10.1037/hop0000046. Историк психол. 2016. PMID: 27808532
Кризис Выготского: Аргумент, контекст, актуальность.
Хайман Л. Хайман Л. Stud Hist Philos Biol Biomed Sci. 2012 июнь;43(2):473-82. doi: 10.1016/j.shpsc.2011.11.007. Epub 2011 23 ноября. Stud Hist Philos Biol Biomed Sci. 2012. PMID: 22520196
(Повторно) представляя мысль Выготского: от исторического обзора до современной психологии.
Васильева О, Балясникова Н. Васильева О и др. Фронт Псих. 2019 7 августа; 10:1515. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01515. Электронная коллекция 2019. Фронт Псих. 2019. PMID: 31447717 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Примат социального и социогенез.
Рот ВМ. Рот ВМ. Integr Psychol Behav Sci. 2016 март; 50(1):122-41. doi: 10.1007/s12124-015-9331-5. Integr Psychol Behav Sci. 2016. PMID: 26428225 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Наследие Выготского под вопросом: обзор его «аналитиков» и вызов его «эмуляторам».
Булле Н. Буль Н. Integr Psychol Behav Sci. 2023 г., 16 февраля. doi: 10.1007/s12124-023-09754-3. Онлайн перед печатью. Integr Psychol Behav Sci. 2023. PMID: 36795260
Библиометрический анализ научных публикаций по культурно-исторической психологии с 2010 по 2020 год: динамика, география и ключевые идеи.
Мещеряков Б.Г., Пономарева В.В., Шведовская А.А. Мещеряков Б.Г. и соавт. Психол Расс. 2022 г., 30 декабря; 15(4):188-214. doi: 10.11621/pir.2022.0412. Электронная коллекция 2022. Психол Расс. 2022. PMID: 36761709Бесплатная статья ЧВК.
Культурно-исторические (деятельностные) теории Выготского, Леонтьева и Энгестрема: обзор, разъяснения и выводы.
Конг-Лем Н. Конг-Лем Н. Integr Psychol Behav Sci. 2022 декабрь; 56 (4): 1091-1112. doi: 10.1007/s12124-022-09703-6. Epub 2022 10 июня. Integr Psychol Behav Sci. 2022. PMID: 35680721 Бесплатная статья ЧВК.
Вспомним точность у детей: возраст против концептуального мышления.
Мурников В, Каск К. Мурников В, и др. Фронт Псих. 2021 10 авг;12:686904. doi: 10.3389/fpsyg.2021.686904. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34447332 Бесплатная статья ЧВК.
За пределами чувств: как самостоятельная речь и структура значений слов влияют на исполнительное функционирование и теорию разума у людей с проблемами слуха и языка.
Camminga TF, Hermans D, Segers E, Vissers CTWM. Камминга ТФ и др. Фронт Псих. 2021 30 марта; 12:646181. doi: 10.3389/fpsyg.2021.646181. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 33868119 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Рекомендации
- Integr Psychol Behav Sci. 2011 март; 45 (1): 21-47 — пабмед
- Integr Psychol Behav Sci. 2007 март; 41(1):6-20 — пабмед
- Integr Psychol Behav Sci. 2008 сен; 42 (3): 245-65 — пабмед
- Integr Psychol Behav Sci. 2010 июнь;44(2):97-125 — пабмед
- Фронт Псих. 2010 30 июл;1:29 — пабмед
Типы публикаций
термины MeSH
Лев Выготский — Теория когнитивного развития
4 минуты
Лев Выготский и его социокультурная теория когнитивного развития получили всемирное признание. Он был сторонником социокультурной перспективы развития.
Последнее обновление: 03 мая 2020 г.
В своей социокультурной теории когнитивного развития Лев Выготский сосредоточил внимание на важном вкладе общества в индивидуальное развитие. Таким образом, эта теория подчеркивает взаимосвязь между развитием людей и их культурой . Кроме того, социокультурная теория когнитивного развития Выготского также предполагает, что человеческое обучение в значительной степени является социальным процессом.
Социокультурная теория когнитивного развития Выготского фокусировалась не только на том, как взрослые и сверстники влияют на индивидуальное обучение. Кроме того, в нем основное внимание уделяется тому, как культурные убеждения и взгляды влияют на то, как происходит обучение и обучение.
Таким образом, обратите внимание, что социокультурная теория Выготского является одной из основ конструктивизма. В той мере, в какой в нем говорится, что дети, далекие от того, чтобы быть простыми пассивными получателями, строят свои собственные знания и свои собственные схемы из информации, которую они получают.
Ключи к социокультурной теории когнитивного развития Льва Выготского
Лид Выготский утверждал, что сообщество играет центральную роль в процессе «осмысления». Поэтому именно поэтому его социокультурная теория когнитивного развития подчеркивает фундаментальную роль социального взаимодействия в развитии познания .
Таким образом, по Выготскому, у детей впереди еще длительный период развития мозга. Кроме того, каждая культура будет предоставлять то, что он назвал инструментами интеллектуальной адаптации. Это связано с тем, что эти инструменты позволяют детям использовать свои основные умственные навыки способами, чувствительными к культуре, в которой они растут.
Выготский утверждал, что обучение является необходимым и универсальным аспектом культурно организованного процесса развития. В частности, о психологической функции человека. Другими словами, социальное обучение имеет тенденцию предшествовать развитию.
Like Piaget, Led Выготский утверждал, что младенцы обладают врожденными базовыми навыками интеллектуального развития . По его мнению, элементарными психическими функциями являются внимание, ощущение, восприятие и память. Благодаря взаимодействию в социокультурной среде эти функции развиваются в более сложные и эффективные психические процессы и стратегии. Они также известны как высшие психические функции.
В этом смысле Выготский считает, что когнитивные функции, даже осуществляемые самостоятельно, находятся под влиянием убеждений, ценностей и инструментов интеллектуальной адаптации той культуры, в которой развивается человек. Следовательно, они социокультурно детерминированы. Как видите, инструменты интеллектуальной адаптации варьируются от культуры к культуре.
Выготский считал, что каждая культура обладает уникальными отличиями и что культуры сильно различаются. Вот почему социокультурная теория Выготского предполагает, что и ход, и содержание интеллектуального развития не столь универсальны, как считал Пиаже.
Зона ближайшего развития
Одним из важнейших понятий социокультурной теории когнитивного развития Выготского является зона ближайшего развития . По Выготскому, зона ближайшего развития — это дистанция между фактическим уровнем развития, определяемым самостоятельным решением задач, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения задач под руководством взрослого или в сотрудничестве с более способными сверстниками.
По сути, зона ближайшего развития включает в себя все знания и навыки, которые человек еще не может понять или развить самостоятельно, но может освоить под руководством. По мере того как дети совершенствуют свои навыки и знания, они постепенно расширяют свою зону ближайшего развития.
Выготский считает, что зона ближайшего развития — это область, где помощь в процессе обучения от более опытного человека может быть более ценной. Другими словами, это место, где студент может извлечь наибольшую пользу, с точки зрения обучения, от обучения у эксперта.
Заключительные заметки
Теория Льва Выготского также подчеркивает важность игры в обучении. Родители и учителя могут использовать этот контекст, чтобы узнать, где находится зона ближайшего развития ребенка, и привести к ней .