Альтруизм: что это, виды, примеры
Помогая коллеге, мы надеемся на взаимную помощь в будущем, а заботясь о детях — на выживание рода. Разбираемся, что такое альтруизм, как он связан с эгоизмом и почему многие люди совершают добрые дела небескорыстно
Содержание:
- Что это
- Виды
- Примеры
- Альтруизм и эгоизм
- Вред альтруизма
Что такое альтруизм
Альтруизм (с лат. Alter — другой) — это бескорыстное побуждение человека, влекущее за собой поступки во благо других людей. В научный оборот термин ввел французский философ Огюст Конт, который считал альтруизм движущей силой изменения человеческого общества и воплощением моральной нормы «жить ради других».
Наблюдения за животными показывают, что альтруизм присущ не только людям. Например, летучие мыши делятся едой со слабыми особями, а буйволы защищают раненых сородичей от хищников.
Вера Илькевич, зоолог, специалист по поведению животных:
«Альтруизм среди животных немного отличается от идеи бескорыстного альтруизма в человеческом понимании.
Эволюционно в группах примерно в равных количествах присутствуют как эгоисты, так и альтруисты. Если в стае есть только эгоисты или только альтруисты, у нее нет шансов на выживание. Но из современных исследований понятно, что некоторые животные помогают из-за способности к эмпатии. Ведь есть множество иррациональных примеров, где необычное поведение не приносит пользы ни индивиду, ни его группе».
Слоны заботятся о слонятах всем племенем. Например, во время опасной ситуации взрослые особи окружают молодняк, чтобы ему не причинили вред (Фото: Depositphotos)
Четыре вида альтруизма
Оказывая помощь, одни руководствуются нормами морали, другие — получением выгоды или генетическим сходством. В социальной и поведенческой науках в зависимости от мотивов участников выделяют четыре вида альтруизма.
Родственный альтруизм
Родственный альтруизм — альтруистическое поведение, которое объясняется наличием общих генов между оказывающим и принимающим помощь. Согласно теории общей приспособленности, выдвинутой биологом У. Д. Гамильтоном, такое поведение является способом выживания всего рода. Человек всегда помогает в первую очередь родственникам, потому что это увеличивает шансы на выживание его генотипа.
Реципрокный (взаимный) альтруизм
Взаимным альтруизмом называют оказание помощи, направленное на ответные альтруистические действия в будущем. Иными словами, это взаимовыгодный обмен между двумя и более людьми.
Американский эволюционный биолог и социолог Роберт Триверс ввел понятие «взаимная помощь», чтобы объяснить, почему альтруисты помогают не только близким людям, но и посторонним. Согласно этому термину, обе стороны получают выгоду, потому что наша культура обязывает возместить помощь, которая была оказана ранее. Даже если альтруист совершает добрые дела безвозмездно, вторая сторона чувствует себя должником.
Альтруисты получают больше преимуществ в будущем, потому что окружающие относятся к ним позитивно. Люди охотнее идут навстречу тому, кто всем помогает, чем человеку, которого считают эгоистом. Кроме того, общество вознаграждает альтруистов одобрением: им вручают медали, о них пишут статьи, им улыбаются на улице. Поэтому люди, которые зависимы от мнения окружающих и нуждаются в социальном одобрении, могут совершать добрые дела только ради похвалы.
Майя Колонтаевская, клинический психолог:
«Действительно, есть люди, которые совершают добрые дела, чтобы получить одобрение общества. Чаще всего они преследуют эти мотивы неосознанно, и, как правило, за таким поведением стоят потребности быть принятым обществом, стать частью какого-либо коллектива. Одна из основных причин такого поведения — воспитание. Потребность в социальном одобрении есть у людей, которые еще в детстве поняли, что для того, чтобы получить чью-то любовь, нужно быть хорошим».
Правило работает и в бизнесе. Люди относятся намного лояльнее к брендам, которые проявляют социальную инициативу. В 2017 году компания по связям с общественностью Porter Novelli провела опрос среди американцев, который показал, что 67% респондентов готовы отказаться от продукции компании, если она не помогает в решении социальных проблем общества или, наоборот, их усугубляет.
Истинный альтруизм
Истинный альтруизм — просоциальное поведение, не основанное на непосредственной внешней выгоде. Наука до сих пор точно не определила причины истинного альтруизма и лишь предполагает, что это могут быть социальные нормы, отдельные черты характера и неявная выгода человека, оказывающего помощь.
Так, норвежский политолог и социолог Юн Эльстер выдвинул мнение, что моральные нормы являются одной из основных причин, по которым мы помогаем друг другу. Например, такой нормой является принятое обществом правило «помогать людям, попавшим в беду, даже если вы их не знаете».
Эмпатийный альтруизм
Эмпатия — это способность понимать и чувствовать переживания другого человека, а также сопереживать ему. Согласно исследованию Дэниела Бэтсона, Дэвида А. Лишнера и Эрика Стокса, люди с высоким уровнем эмпатии помогают страдающему человеку, потому что склонны ставить себя на его место и испытывать те же эмоции, что и он. Совершая доброе дело, они не только уменьшают переживания другого человека, но и избавляются от своих.
Примеры альтруизма в жизни и литературе
Жизнь: японский дипломат Тиунэ Сугихара
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, из-за чего жившим там евреям пришлось бежать в соседнюю Литву. Год спустя Литва вошла в состав СССР.
Незадолго до присоединения страны к Советскому Союзу дипломат Тиуне Сугихара, представлявший Японскую империю в Литве, уже паковал чемоданы, когда к нему пришли представители еврейской диаспоры с просьбой выдать тысячи транзитных виз, чтобы пересечь СССР и осесть на Дальнем Востоке, подальше от границ Германии. После недолгого колебания консул решил помочь беженцам.
Несмотря на указание Токио выдавать визы только людям, соответствующим определенным критериям, дипломат выдавал их всем.
Транзитная виза, выданная консулом Тиуне Сугихарой (Фото: Wikimedia Commons)
Литература: Данко из рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького
Враги выгнали племя Данко вглубь леса на ядовитые болота, где каждый день погибало много людей. Чтобы спасти свой народ, герой решил вывести всех из леса. Но путь оказался сложным: сильные грозы, темнота и густые деревья не давали найти верную дорогу, и уже через несколько часов люди поняли, что никогда отсюда не выберутся. Члены племени начали плакать, злиться и обвинять главного героя, но он нашел решение. Данко вырвал из груди сердце и, освещая им дорогу, вывел народ из гиблого леса на плодородные земли. Как только племя добралось до безопасного места, он погиб.
Жизнь: врач и правозащитница Доктор Лиза
Елизавета Глинка — российский общественный деятель и правозащитник, больше известная как Доктор Лиза. Всю жизнь она посвятила помощи другим людям. В 2007 году Глинка основала общественную организацию «Справедливая помощь». Сотрудники этой организации помогают онкологическим больным, малообеспеченным людям и бездомным: покупают лекарства, кормят, дают юридические консультации и лечат.
Когда в 2014 году начался конфликт на Украине, Елизавета Глинка поехала на Донбасс и вывезла из боевой зоны на реабилитацию в Москву 495 раненых и больных детей. А когда началась война в Сирии, неоднократно ездила туда с гуманитарными миссиями, отправляла в госпитали лекарства и продовольственные товары и оказывала медицинскую помощь пострадавшим. 25 декабря 2016 года, в очередной раз направляясь в Сирию, Елизавета Глинка погибла в авиакатастрофе.
Елизавета Глинка на вручении государственной премии за выдающиеся достижения в области благотворительной и правозащитной деятельности (Фото: Wikimedia Commons)
Литература: профессор Пирогов из рассказа «Чудесный доктор» Александра Куприна
Прогуливаясь по парку в сочельник, профессор Пирогов встретил Емельяна Мерцалова, который жил с семьей в подвале и волновался из-за недавнего увольнения и серьезной болезни жены и дочери. Выслушав проблемы Мерцалова, профессор дал ему денег и отправил в магазин за продуктами, а сам пошел к нему домой осмотреть больных. Он оказал им первую медицинскую помощь, выписал рецепт на лекарства, дал номер хорошего врача и денег на жизнь. Все это произошло в канун Рождества: вместо того чтобы провести праздничный вечер с семьей, как все, Пирогов посвятил время нуждающимся.
Жизнь: актер Константин Хабенский
Константин Хабенский в «Доме Роналда Макдоналда» в Казани для детей, проходящих длительное лечение (Фото: Известия Татарстана)
Сегодня фонд Константина Хабенского оплачивает лечение и диагностику детей с онкологическими заболеваниями, поставляет необходимое оборудование в больницы и дома, спонсирует повышение квалификации врачей. Только в 2021 году фондом было собрано ₽500 млн, которые пошли на помощь другим людям.
Есть ли связь между альтруизмом и эгоизмом
Обычно люди противопоставляют альтруизм и эгоизм, используя эти термины как антонимы. На самом деле существуют исследования, доказывающие, что эти явления связаны. Например, научная работа доктора психологических наук Л. З. Левита и кандидата филологических наук Е. З. Шевалдышевой. В ходе опроса исследователи выяснили, что большая часть респондентов, оказывая помощь окружающим, руководствовалась собственной выгодой. А значит, предпосылкой для совершения альтруистического акта чаще всего является эгоизм.
Путем экспериментов и наблюдений к такому же выводу пришли ученые Джон Дарли и Бибб Латане. Они разделили на пять стадий процесс, в ходе которого человек принимает решение при оказании помощи. По мнению исследователей, на первой стадии, когда человек только узнал о необходимости помочь, он рассчитывает соотношение затрат и будущей награды в случае совершения доброго поступка.
Когда альтруизм вредит
Постоянная забота о других людях может нанести вред всем сторонам альтруистического акта. В психиатрии есть понятие патологический альтруизм, согласно которому человек иногда может оказывать помощь «в болезненной форме», даже тогда, когда в ней не нуждаются. И с этой формой альтруизма нужно бороться.
Виктор Лебедев, психиатр, научный журналист, член экспертного совета фонда помощи пациентам с деменцией «Альцрус»:
«В случае патологического альтруизма основным благополучателем становится тот, кто помогает: «Я помог — я молодец». Человек отрабатывает сценарий, не ориентируясь на реальные потребности того, кому требуется помощь. Он лучше знает, как и кому помочь, и это делает помощь неэффективной или вообще вредит другому. Обычно такие люди испытывают трудности с пониманием эмоций других людей и с выстраиванием глубоких эмоциональных связей.
Другая ситуация — помощь всем подряд без разбора и отдыха. Эти «спасатели» — люди, решающие за других их проблемы, часто без запроса на это, и руководствующиеся собственным видением ситуации. Часто такая помощь малоэффективна, потому что в какой-то момент «спасатель» устает от груза ответственности за жизнь другого человека и бросает его, прекращая любую помощь и оставляя того порой в еще более тяжелом положении».
Когда альтруизм становится патологическим, человек начинает «причинять» добро, а не совершать его. Самый яркий пример этого явления — чрезмерная материнская опека. Доцент кафедры глубинной психологии и психотерапии Валерий Дорожкин в книге «Альтруизм: так называется добро» пишет, что поведение матерей, при котором они отдают все ради детей и забывают о себе, формирует у последних чувство вины. Ребенок, выросший в такой обстановке, иногда чувствует себя настолько обязанным, что всю жизнь живет рядом с родителями и делает только то, что им нужно. Автор считает, что такая стратегия поведения портит жизнь и самой женщине, потому что она полностью посвящает себя ребенку, забывая о своих интересах, а когда он вырастает и отстраняется, остается ни с чем.
Помимо психологического вреда от избыточного родительского альтруизма Дорожкин пишет и о физическом вреде. Например, когда родители дают выросшему ребенку деньги, а он зависим и тратит их на алкоголь, наркотические вещества и азартные игры.
О физическом вреде избыточного альтруизма пишет и американская исследовательница Барбара Окли. В качестве примера она приводит ситуацию, когда родственники человека, который зависит от обезболивающих и пытается с этим бороться, продолжают покупать ему медикаменты. Они хотят помочь, но делают только хуже.
Избыточный альтруизм вредит и в других ситуациях. Например, если человек сутками работает в общественных организациях и игнорирует личную жизнь, здоровье и уход за собой, он может столкнуться с тем, что за пределами волонтерства жизни как таковой у него нет.
Отличается ли альтруизм людей от бескорыстных поступков животных
- Джош Габбатисс
- BBC Earth
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Anup Shah/naturepl.com
Подпись к фото,Как отмечают ученые, шимпанзе так же способны к проявлению альтруизма, как и маленькие дети
В мире животных есть место доброте и помощи собратьям, однако, если разобраться, эти благие дела обычно совершаются небескорыстно. Обозреватель BBC Earth рассказывает, почему так происходит и что думают ученые об истинном альтруизме.
Очередной безмятежный день в саванне. Стада жующих буйволов мирно пасутся в траве, время от времени прядая ушами, чтобы отогнать мух.
Над ними порхают буйволовые скворцы, выискивая крошечных кожных паразитов, которых буйволы даже не замечают.
Однако не все так идиллически прекрасно. Ученые обнаружили, что буйволовые скворцы не просто чистят кожу крупных копытных.
Некоторые из них расклевывают шкуру буйволов в тех местах, где она уже повреждена, чтобы напиться крови.
- Воздастся ли нам за помощь незнакомцам?
- Как обычные люди становятся героями
- Ice Bucket Challenge: облейся ледяной водой и гордись?
- Кошки — неисправимые эгоисты. Или это клевета?
По-видимому, даже эти широко известные симбиотические отношения между травоядными гигантами и птицами-чистильщиками омрачены склонностью к эгоизму, присущей всем живым организмам.
Вероятно, это можно рассматривать даже как общее правило. Взаимовыгодные отношения в природе зачастую считают нестабильными именно потому, что один из их участников, как правило, при малейшей возможности начинает ими злоупотреблять.
Из этого можно сделать вывод, что эгоизм является доминирующей силой в природе, неизбежным следствием теории выживания наиболее приспособленных особей.
Так бывают ли действительно бескорыстные поступки? И почему тогда люди занимаются благотворительностью?
Автор фото, Richard Du Toit/naturepl.com
Подпись к фото,Красноклювые буйволовые скворцы на жирафе
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Дарвин очень серьезно подходил к своим исследованиям. Если ему встречался пример поведения, идущего вразрез с его теорией эволюции путем естественного отбора, он очень долго обдумывал его, чтобы найти разумное объяснение.
Вскоре он признал альтруизм «одной особой трудностью, которая сначала казалась мне […] и действительно роковою для всей теории».
В своей книге «Происхождение человека» (The Descent of Man) он отмечает: «Тот, кто охотно жертвовал своею жизнью, часто вовсе не оставлял потомства, способного унаследовать его благородную натуру».
Так как же гены, отвечающие за самопожертвование, могли распространиться, если их героические носители больше времени тратили на благие поступки, а не на обеспечение своего выживания?
По-видимому, на добрые поступки способны различные виды животных. Приматы чистят шерсть своим собратьям, птицы предупреждают друг друга о приближении хищника, а гиеновидные собаки из одной стаи помогают друг другу присматривать за щенками.
Подобное альтруистическое поведение не всегда связано с риском для выживания особи, однако бывают разные случаи.
В качестве примера можно привести суслика Белдинга. Эти грызуны обитают в горах в северо-западной части США и живут колониями. Ими не прочь полакомиться различные хищные птицы и млекопитающие.
Если к стайке таких грызунов приближается хищник, первый суслик, обнаруживший опасность, не спешит убегать, а издает различные звуки, предупреждая своих сородичей о надвигающейся угрозе.
Именно это и волновало Дарвина. Эти животные не только ставят безопасность других превыше своей, но и очень сильно рискуют.
Исследования показали, что, издавая определенные звуки, животное подвергается большей опасности быть съеденным.
Автор фото, David Kjaer/naturepl.com
Подпись к фото,Суслик Белдинга (Spermophilus beldingi)
Лишь через 100 лет после того, как теория Дарвина впервые увидела свет, биологам удалось сформулировать гипотезу, которая могла бы объяснить это удивительное поведение.
Объяснить сущность этой гипотезы можно при помощи одной — возможно, выдуманной — истории.
Когда Дж. Б. С. Холдейна, соавтора синтетической теории эволюции, спросили, бросится ли он в реку, чтобы спасти своего брата, он якобы ответил: «Нет, но я бы пожертвовал своей жизнью ради двух братьев или восьмерых кузенов».
В этом и заключается суть концепции родственного отбора, сформулированной авторитетным биологом У. Д. Гамильтоном в 1963 году.
Согласно Гамильтону, альтруистическое поведение каждого отдельного суслика можно объяснить, если рассмотреть акт самопожертвования в правильном контексте.
Животное может пожертвовать своей жизнью и возможностью оставить потомство ради выживания и размножения своих сородичей.
Автор фото, Markus Varesvuo/naturepl.com
Подпись к фото,Кукши (Perisoreus infaustus) предупреждают друг друга об опасности
Родственники имеют схожий набор генов и могут служить друг другу заменой с точки зрения успешного эволюционного процесса.
Ответ Холдейна подтверждает: чем ближе родственник, тем лучше.
Как оказалось, поведение сусликов является образцовым примером родственного отбора.
Пол Шерман, исследователь из Корнелльского университета, в 1970-х годах в течение трех лет следил за жизнью популяций сусликов, обращая особое внимание на их семейные отношения.
В итоге он пришел к выводу, что тревожные крики представляют собой проявление семейственности в сообществах сусликов, так как особи чаще предупреждают об опасности именно родственников.
Гамильтон также предположил, что родственный отбор может объяснять самую крайнюю форму самопожертвования в природе: эусоциальность.
У обычной медоносной пчелы, муравья или термита выбор в жизни весьма ограничен. В их колониях очень развита кооперация, и все особи, кроме матки, должны заплатить самую высокую эволюционную цену: отказаться от возможности оставить потомство.
Эти насекомые образуют сообщества, которые биологи называют эусоциальными.
Автор фото, Chris Gomersall/2020vision/naturepl. com
Подпись к фото,Рабочие пчелы (Apis mellifera) всю свою жизнь посвящают служению своей матке
Со времен Гамильтона теория родственного отбора стала наиболее распространенным объяснением этого парадоксального явления, хотя его изначальная гипотеза претерпела ряд изменений.
Тот факт, что все женские особи в колонии муравьев являются сестрами, объясняет, почему одна из них способна пожертвовать способностью к размножению и даже собственной жизнью на благо колонии.
Ученые до сих пор спорят о том, является ли родственный отбор единственной причиной эусоциальности, а также о том, насколько это явление важно в целом.
Независимо от того, каким будет окончательный вывод, идея о том, что в основе бескорыстного поведения лежат генетические связи, стала одной из важнейших доктрин эволюционной биологии.
Тем не менее существует еще одна ключевая теория альтруизма, вызвавшая немало споров.
В 1984 году Джералд Уилкинсон из Мэрилендского университета опубликовал работу о том, как летучие мыши-вампиры кормят друг друга. Во время этого довольно неаппетитного с нашей точки зрения, но в то же время необходимого для этих животных процесса один вампир срыгивает кровь в пасть другого.
Вампиры могут обходиться без еды не более 36 часов, поэтому подобное поведение помогает им не умереть от голода.
Наблюдения Уилкинсона заслуживают внимания, потому что, несмотря на то, что вампиры живут семейными группами, они в первую очередь помогали самым голодным особям, а не только тем, с которыми у них были общие гены.
Автор фото, Dietmar Nill/naturepl.com
Подпись к фото,Обыкновенный вампир (Desmodus rotundus)
Открытие Уилкинсона на данный момент является лучшей иллюстрацией концепции взаимного альтруизма, ранее предложенной выдающимся эволюционным биологом Робертом Триверсом.
Взаимный альтруизм — это модель отношений, при которой животные помогают не родственным им особям и готовы мириться с кратковременными неудобствами, если в долгосрочной перспективе это даст им преимущества.
Так, например, если сытый вампир помогает голодному, он делает это потому, что какой-то глубокий неосознанный инстинкт подсказывает ему, что в будущем ситуация может измениться, и завтра он может оказаться голодным, а его товарищ — сытым.
«Можно считать это «социальным капиталом» — когда вампир голодает, он зависит от членов своей семьи и друзей», — говорит Джералд Картер, исследователь из Смитсоновского института тропических исследований Университета Торонто.
Картер получил степень доктора философии под началом Уилкинсона и с тех пор работал над поиском доказательств наличия взаимного альтруизма у вампиров, чтобы опровергнуть заявления, что даже это поведение можно объяснить родственным отбором.
В то время как теория родственного отбора получила широкое обоснование как в теоретическом, так и в эмпирическом плане, теорию взаимного альтруизма доказать сложнее.
Для того чтобы определить соотношение издержек и выгод, за животными нужно следить на протяжении очень долгого периода времени — возможно, на протяжении всей их жизни.
Однако важным моментом как в родственном отборе, так и во взаимном альтруизме является то, что по нашим стандартам ни тот, ни другой вид поведения не являются подлинно бескорыстными.
По-видимому, они существуют только потому, что «альтруист» получает косвенную выгоду.
Автор фото, Tommy Trenchard / Alamy Stock Photo
Подпись к фото,Во время стихийных бедствий люди часто помогают незнакомцам
Это дает основание полагать, что все формы альтруизма у животных имеют эгоистическое происхождение, по крайней мере, с точки зрения выживания генов.
Триверс признает этот факт, заявляя, что модели альтруистического поведения в контексте естественного отбора «лишают альтруизм самой его сущности».
Что же это значит для нас, людей? Способны ли мы — в отличие от животных — совершать совершенно бескорыстные поступки без какой-либо задней мысли?
Джонатан Берч, философ науки из Лондонской школы экономики и политических наук, считает, что да. Он считает, что следует отличать биологический альтруизм от психологического альтруизма.
«Биологический альтруизм всегда имеет последствия для размножения — он приводит к тому, что альтруист оставляет меньше потомства, а получатель помощи — больше. А мотивом для психологического альтруизма служит забота о других, свойственная многим людям».
Вопрос заключается в том, характерен ли психологический, или истинный альтруизм, только для людей, или он имеет более глубокие эволюционные связи с альтруизмом, наблюдаемым у животных.
Автор фото, Shattil & Rozinski/naturepl.com
Подпись к фото,Степные полевки (Microtus ochrogaster) способны утешать друг друга
Майкл Платт, нейробиолог из Университета Дьюка, США, который в течение многих лет занимался исследованием неврологических механизмов у животных, отвечающих за принятие решений, утверждает, что у животных и людей больше общего, чем мы предполагаем.
«Лично я считаю понятие «истинный альтруизм» слегка неуместным, — говорит Платт. — В том, что касается мотивированного поведения, приносящего пользу другим, в человеческом мозге нет ничего особенного, что отличало бы его от мозга обезьян и даже крыс».
Платт и его коллеги провели бихевиоральные эксперименты с участием макак-резусов, чтобы выяснить, насколько им свойственно бескорыстное поведение по отношению к своим собратьям.
Обезьяны, как и мы, являются социальными животными, и подобное поведение может представлять собой адаптивную стратегию, благодаря которой мы все можем строить и поддерживать социальные связи.
Просканировав мозг обезьян, ученые определили мозговые клетки, отвечающие за помощь другим особям.
Важность этого открытия состоит в том, что те же клетки находятся в области мозга человека, которая активизируется в моменты сопереживания другим людям.
Автор фото, Bernard Castelein/naturepl.com
Подпись к фото,Макаки-резус (Macaca mulatta) часто делятся друг с другом пищей
Это позволяет предположить, что факторы, влияющие на проявление психологического альтруизма, характерны, как минимум, и для приматов, и, возможно, для других животных.
«Мотивы, побуждающие человека помочь беженцу из Сирии или сделать пожертвование в пользу [благотворительной организации] Оксфам, заложены в нашем мозгу», — говорит Платт.
Дарвин писал: «Из всех различий между человеком и низшими животными нравственное чувство, или совесть, является самым важным».
Обесценивают ли выводы Платта, связывающие наш «истинный» альтруизм с явно эгоистичными инстинктами животных, это «нравственное чувство» и бескорыстные поступки, вызванные им?
«Некоторые люди считают, что эволюционные объяснения морали превращают ее в своего рода иллюзию. В конце концов, для эволюции нет добра и зла», — говорит Берч.
«Но мне кажется, что в данном случае роль естественного отбора переоценена, а роль культурной эволюции, напротив, недооценена».
Культура оказывает на нас огромное влияние, в отличие от животных, и с учетом фактора культурной эволюции понять наше поведение становится еще сложнее.
«Вряд ли можно с уверенностью утверждать, что культурная эволюция представляет собой аморальный по своей сути процесс», — говорит Берч.
«Поэтому в теории человеческого альтруизма как продукта культурной эволюции есть место и для морали, в отличие от теории, полностью основанной на генетической эволюции».
Однако если оставить культуру в стороне, то возникает еще один риск. Если мы попытаемся полностью отмежеваться от животных и отвергнуть идею о том, что альтруизм стал результатом естественного отбора, то тогда придется признать, что истинного альтруизма не бывает.
В поиске ответа ученые обнаружили, что шимпанзе так же способны к проявлению альтруизма, как и маленькие дети.
А исследование, опубликованное в январе 2016 г., показало, что даже мыши-полевки утешают друг друга в трудных ситуациях.
Ученые связали подобное поведение с нейрохимическими процессами, характерными и для людей, склонных к эмпатии.
«Научные факты опровергают предположение о том, что обезьянами и другими животными, кроме человека, движут лишь инстинкты», — говорит Платт.
Если мы считаем себя видом, способным на бескорыстные поступки, тогда нам придется признать, что, по крайней мере, некоторые животные также обладают этой способностью.
«Жестко разделяя людей и животных, мы лишаем себя возможности понять, как и почему у нас возникает желание помогать другим», — заключает он.
«Надеюсь, что, исследовав этот предмет глубже, мы узнаем, как разбудить в себе этих «добрых ангелов природы». Мне кажется, что если мы сможем выяснить, почему люди так поступают, наше общество станет немного лучше».
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Earth.
Социальная семантика: альтруизм, сотрудничество, мутуализм, сильная взаимность и групповой отбор
Обзор
. 2007 март; 20(2):415-32.
doi: 10.1111/j.1420-9101.2006.01258.x.
Ю А Запад 1 , A S Griffin, A Gardner
принадлежность
- 1 Институт эволюционной биологии, Школа биологических наук, Эдинбургский университет, King’s Buildings, Эдинбург, Великобритания. [email protected]
- PMID: 17305808
- DOI: 10.1111/j.1420-9101.2006.01258.x
Бесплатная статья
Обзор
S A West et al. Дж. Эвол Биол. 2007 март
Бесплатная статья
. 2007 март; 20(2):415-32.
doi: 10.1111/j.1420-9101.2006.01258.x.
Авторы
Ю А Запад 1 , А. С. Гриффин, А. Гарднер
принадлежность
- 1 Институт эволюционной биологии, Школа биологических наук, Эдинбургский университет, King’s Buildings, Эдинбург, Великобритания. [email protected]
- PMID: 17305808
- DOI: 10.1111/j.1420-9101. 2006.01258.x
Абстрактный
С эволюционной точки зрения социальное поведение — это такое поведение, которое имеет последствия для пригодности как для человека, который выполняет такое поведение, так и для другого человека. За последние 43 года по этой теме появилось огромное количество теоретической и эмпирической литературы. Однако прогрессу часто препятствует плохое общение между учеными, когда разные люди используют один и тот же термин для обозначения разных вещей или разные термины для обозначения одного и того же. Это может скрыть, что является биологически важным, а что нет. Потенциал такой семантической путаницы больше всего связан с междисциплинарными исследованиями. Наша цель здесь состоит в том, чтобы обратиться к проблемам семантической путаницы, возникшей при исследовании проблемы сотрудничества. В частности, мы: (i) обсуждаем путаницу в терминах «родственный отбор», «мутуализм», «взаимная выгода», «сотрудничество», «альтруизм», «взаимный альтруизм», «слабый альтруизм», «альтруистическое наказание», «сильная реципрокность», «групповой отбор» и «прямая приспособленность»; (ii) подчеркнуть необходимость проводить различие между ближайшими (механизм) и окончательными (ценность выживания) объяснениями поведения.
Похожие статьи
Эволюция косвенной взаимности путем оценки изображений.
Новак М.А., Зигмунд К. Новак М.А. и соавт. Природа. 1998 11 июня; 393 (6685): 573-7. дои: 10.1038/31225. Природа. 1998. PMID: 9634232
Альтруистическое наказание у людей.
Фер Э., Гехтер С. Фер Э. и др. Природа. 2002 г., 10 января; 415 (6868): 137-40. doi: 10.1038/415137a. Природа. 2002. PMID: 11805825
Интеграция кооперативного разведения в теоретические концепции сотрудничества.
Бергмюллер Р., Джонстон Р.А., Рассел А.Ф., Бшари Р. Бергмюллер Р. и соавт. Поведенческие процессы. 2007 г., октябрь; 76 (2): 61–72. doi: 10.1016/j.beproc.2007.07.001. Epub 2007 10 июля. Поведенческие процессы. 2007. PMID: 17703898 Обзор.
О дальнейшей интеграции кооперативной селекции и теории кооперации.
Бергмюллер Р., Рассел А.Ф., Джонстон Р.А., Бшари Р. Бергмюллер Р. и соавт. Поведенческие процессы. 2007 г., октябрь; 76 (2): 170-81. doi: 10.1016/j.beproc.2007.06.013. Epub 2007 14 июля. Поведенческие процессы. 2007. PMID: 17719184 Обзор.
Эволюция сотрудничества и альтруизма — общие рамки и классификация моделей.
Леманн Л. , Келлер Л. Леманн Л. и др. Дж. Эвол Биол. 2006 Сентябрь; 19 (5): 1365-76. doi: 10.1111/j.1420-9101.2006.01119.x. Дж. Эвол Биол. 2006. PMID: 16910958 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Кооперативные и конформистские поведенческие предпочтения предсказывают двойственность политической идеологии.
Классенс С., Сибли К.Г., Чаудхури А., Аткинсон К.Д. Классенс С. и др. Научный представитель 2023 г., 25 марта; 13 (1): 4886. doi: 10.1038/s41598-023-31721-6. Научный представитель 2023. PMID: 36966181 Бесплатная статья ЧВК.
Совместная устойчивость к антибиотикам облегчает горизонтальный перенос генов.
Ван К., Вэй С., Сильва А.Ф., Мэдсен Дж.С. Ван Кью и др. ISME J. 22 марта 2023 г. doi: 10.1038/s41396-023-01393-1. Онлайн перед печатью. ИСМЕ Дж. 2023. PMID: 36949153
Анализ эволюционно стабильной стратегии и его связь с демографией и генетикой через приспособленность к вторжению.
Ван Клив Дж. Ван Клив Дж. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023 8 мая; 378 (1876): 20210496. doi: 10.1098/rstb.2021.0496. Epub 2023 20 марта. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023. PMID: 36934754 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Теория родственного отбора и разработка кооперативных культур.
Бернаски Дж.М. Бернаски Дж. М. Приложение Эвол. 2022 14 июня; 15 (10): 1555-1564. doi: 10.1111/eva.13418. Электронная коллекция 2022 окт. Приложение Эвол. 2022. PMID: 36330299 Бесплатная статья ЧВК.
Межвидовое и внутриштаммовое взаимодействие между Leishmania spp. Паразиты.
дас Шагас Б.Д., Перейра ТМ, Кантанхеде Л.М., да Силва Г.П., Буте М.С., Перейра Л.О.Р., Куполилло Э. дас Шагас Б.Д. и соавт. Микроорганизмы. 2022 21 сентября; 10 (10): 1883. doi: 10.3390/microorganisms10101883. Микроорганизмы. 2022. PMID: 36296160 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
Взаимный альтруизм — Лаборатория принятия решений
Основная идея
Теория и практика
TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Давайте будем честными. Вы, вероятно, прикрывали друга или брата или сестру, когда они улизнули на вечеринку после комендантского часа. Когда вы согласились на эту схему, что первое пришло вам в голову? Возможно, вы подумали: «Это глупая идея, у меня могут быть проблемы». Но, возможно, шестеренки начали вращаться: «Если я сделаю это прямо сейчас, они помогут мне в будущем».
Эта идея принести жертву, чтобы получить более позднюю оплату, известна как взаимный альтруизм . В то время как альтруистическое поведение характеризуется жертвованием ради других из-за нашей заботы об их благополучии, взаимный альтруизм возникает, когда человек действует альтруистически в надежде на равноценное вознаграждение в будущем. 1 , 2
»Возможно, самое удручающее во взаимном альтруизме то, что это неправильное название. В то время как при родственном отборе «цель» наших генов состоит в том, чтобы на самом деле помочь другому организму, при реципрокном альтруизме цель состоит в том, чтобы у организма осталось впечатление, что мы ему помогли; одного впечатления достаточно, чтобы вызвать взаимность.
– Роберт Райт
Теория и практика
TDL – это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Ключевые термины
Альтруизм: Действия таким образом, что несут затраты для себя и приносят пользу другим. 1
Взаимный альтруизм: Стратегия поведения, при которой агент жертвует в пользу получателя, который не является близким родственником, при этом обратная выгода для агента может быть взаимной в будущем. 3 , 4
Мошенник: В контексте взаимного альтруизма мошенник — это тот, кто всегда подвергается альтруистическому поведению со стороны других, но никогда не отвечает взаимностью.
История
Хотя теория эволюции британского натуралиста Чарльза Дарвина была впервые представлена публике в 1859 году, до 1950-х годов она сохраняла весьма противоречивый имидж. В то время предметом споров было необъяснимое наблюдение альтруистического поведения в природе. Согласно эволюционной логике Дарвина, люди совершают поступки, которые увеличивают их собственную выживаемость и вероятность существования и выживания их потомства. Таким образом, теория не могла объяснить наблюдения за неродственными людьми, участвующими в поведении, когда действующее лицо несет затраты, а получатель получает выгоду в отношении репродуктивного успеха.
Взаимный альтруизм зародился в 1964 году благодаря рожденному в Египте британскому биологу-эволюционисту У. Д. Гамильтону, который разработал математические модели для объяснения эволюции альтруистического поведения в популяциях на основе степени родства. 3 , 5
В 1971 году американский биолог-эволюционист Роберт Трайверс выступил против проблемы противоречивого альтруистического поведения в серии статей, которые стали основой современной эволюционной психологии. В этих статьях Триверс представил экологические условия, в которых альтруистическое поведение более вероятно, как адаптивную стратегию для повышения выживания и репродуктивного успеха. Эти условия требовали, чтобы люди были долгожителями, имели низкую скорость расселения и жили в небольшой, взаимозависимой и стабильной среде с родительской заботой. Это позволит оптимизировать количество возможностей для демонстрации взаимности. 3 , 4
В этой модели было два важных условия: стоимость актора должна быть меньше выгоды получателя с точки зрения репродуктивного успеха, и все участники должны постоянно контролировать эти взаимодействия. Благодаря последовательному мониторингу можно поймать мошенников или тех, кто не отвечает взаимностью на альтруистические действия. Триверс считает, что однажды пойманные мошенники будут наказаны и больше не будут подвергаться альтруистическим действиям. В конце концов, мошенники будут страдать больше, чем если бы они изначально ответили взаимностью. 3 , 4
Люди
Роберт Трайверс
Роберт Трайверс — биолог-эволюционист, прежде всего известный своей работой с взаимным альтруизмом. Он также опубликовал статьи на темы: родительские инвестиции и половой отбор, соотношение полов, конфликт между родителями и потомками, родство и соотношение полов у общественных насекомых и, конечно же, взаимный альтруизм в своей статье под названием . Эволюция взаимного альтруизма. . Триверс получил степень бакалавра и доктора философии в Гарварде в 1965 и 1972 соответственно, а затем перешел в Калифорнийский университет в Санта-Круз, чтобы работать профессором биологии до 1994 года. Его недавняя работа сместилась в область генетики, в частности теории эгоистичных генов. 6
W. D. Hamilton
Теория родственного отбора одного из самых выдающихся биологов-эволюционистов нашего времени Уильяма Дональда Гамильтона оказала большое влияние на изучение социального поведения, продемонстрировав, что альтруистическое поведение с большей вероятностью наблюдается по отношению к родственникам. по сравнению с неродственными людьми. Он получил степень бакалавра генетики в Кембриджском университете и продолжил обучение в аспирантуре Лондонского университета и Лондонской школы экономики, где разработал свою знаменитую инклюзивную теорию приспособленности. Гамильтон также известен за разработку математической модели, получившей соответствующее название правила Гамильтона, которая предсказывает вероятность альтруистического поведения на основе степени родства между людьми. 7
Последствия
Взаимодействия, связанные с взаимным альтруизмом, могут быть отображены в рамках традиционной матрицы дилеммы заключенного. Первоначально задуманная математиками Мерриллом Фладом и Мелвином Дрешером в 1950 году, эта модель была изобретена для представления различных результатов в зависимости от того, сотрудничали ли два человека или действовали исключительно в своих интересах.
В дилемме заключенного у обоих участников есть два выбора: сотрудничать или не сотрудничать. Это создает три возможных сценария: если один сотрудничает, а другой нет, то первый получает большую выгоду, а второй страдает. Если ни один из них не будет сотрудничать, то ни один из них не столкнется с крайними последствиями. Однако обоим было бы намного лучше, если бы они оба сотрудничали, что в целом является наиболее оптимальным результатом. Традиционно дилемма заключенного исходит из предположения, что каждый участник действует только для собственной выгоды, таким образом приходя к выводу, что оба участника будут действовать против сотрудничества. Это приводит к тому, что оба участника не получают столько пользы, сколько могли бы, если бы они просто оба сотрудничали.
Дилемма заключенного вписывается во взаимный альтруизм, если предположить, что участникам предстоит пройти бесконечное количество раундов. Это известно как повторяющаяся дилемма заключенного. Израильский математик Роберт Дж. Ауманн обнаружил, что при этом новом предположении возможен совместный результат. До тех пор, пока оба участника начинают с выбора кооперативного движения (взаимного альтруизма) и продолжают это делать, это кооперативное поведение будет присутствовать в динамике участников. Это известно как «око за око»: участники будут продолжать отвечать взаимностью на то, что другой участник сделал на их последнем ходу, решив не сотрудничать только после того, как участник был предан сам. С точки зрения взаимного альтруизма повторяющаяся дилемма заключенного говорит нам, что человек будет продолжать демонстрировать альтруистическое поведение до тех пор, пока получатель не проявит такое же поведение в ответ. 8 , 9
Как можно понять из истории взаимного альтруизма, он имеет множество применений в области эволюционной биологии. Теория эгоистичных генов является примером такого рода. Созданная британским биологом-эволюционистом Ричардом Докинзом теория эгоистичных генов утверждает, что в основе эволюции лежит индивидуальный ген. Это означает, что каждый ген действует таким образом, что имеет наилучшие шансы на репликацию и передачу следующему поколению. Здесь проявляется альтруистическое поведение. Теория эгоистичных генов утверждает, что человек будет совершать жертвоприношения на благо своего потомства, чтобы их гены передавались по наследству.
Взаимный альтруизм не уникален для людей, он встречается и у других видов в природе. Пчелы, например, перелетают с цветка на цветок, собирая нектар, из которого делают мед. Во время этого процесса пыльца собирается в телах пчел на одном цветке и стирается с другого, опыляя цветы. Это взаимовыгодно, так как пчелы едят, а цветы опыляются. Это также известно как мутуалистический симбиоз или просто мутуализм. 10
Противоречия
Если мы внимательнее посмотрим на определение альтруизма, обязательным условием является то, что демонстрируемое жертвенное поведение совершается бескорыстно, то есть благодетель не ожидает ничего взамен. Это противоречит определению взаимного альтруизма, которое подразумевает, что благодетель ожидает, что получатель ответит взаимностью на равноценное действие в будущем. Так какой же альтруизм правильный: истинный альтруизм или ответная форма?
Согласно психологическому эгоизму, возможен только взаимный альтруизм. Этот философский взгляд предполагает, что источником всей человеческой мотивации является исключительно личный интерес. Однако это не означает, что мы не совершаем действий, приносящих пользу другим. Психологический эгоист сказал бы, что мы занимаемся поведением, которое приносит пользу другим, но только потому, что мы думаем, что помощь другим увеличивает наше собственное благополучие, а не ради другого человека. Таким образом, согласно воззрениям психологического эгоизма, истинного альтруизма нет и быть не может. 11
Практический пример
Туризм и взаимный альтруизм
На первый взгляд кажется, что единственными отношениями сотрудничества между туристом и принимающей страной являются экономические отношения. Однако исследователи в этом исследовании утверждают, что сотрудничество, определяемое как долгосрочные отношения, основанные на взаимности и альтруизме, не должно происходить в туризме из-за краткосрочного характера туризма. Они проходят серию сценариев взаимодействия между туристами и хозяевами, чтобы продемонстрировать, почему с социобиологической точки зрения совместная реакция не идеальна.
Сценарий одноразовой взаимности выглядит следующим образом: турист платит хозяину, который является поставщиком услуг. Они получают эту выплату как пособие. Однако для того, чтобы принимающая сторона предоставила эту услугу туристу, они должны сами нести расходы за свое время, оборудование и т. д. Хотя обе стороны несут расходы и выгоды, разовый характер этого мероприятия допускает мошенничество. Учитывая, что хозяин, скорее всего, никогда больше не увидит туриста в своей жизни, ничто не мешает ему отказаться от предоставления услуг высшего качества за счет туриста.
Представьте, что вы отдыхаете в Риме и присоединились к туристической группе под руководством местного жителя. Вы внесли предоплату за этот опыт, поэтому у гида нет стимула фактически предоставлять вам тот опыт, о котором он заявил, поскольку он заранее получил полную оплату. Таким образом, вместо того, чтобы вести вашу туристическую группу в местный бар, где подают лучшие напитки в городе по низкой цене, они приводят вас в дорогой бар с посредственными напитками, так как он не такой уж и необычный, или заключают сделку с барменом. , или другая скрытая причина — так как туристам лучше не знать.
Исследователи предполагают, что устойчивый эгоизм вместо сотрудничества может стать решением этой проблемы. Туристы будут не только помогать другим туристам, вступившим в контакт с тем же хозяином, но они также будут помогать себе, исходя из предположения и ожидания, что другой турист ранее действовал альтруистически в их интересах.
Например, туристы, которые получили тур от определенной компании, могут размещать в Интернете отзывы о своем опыте и обсуждать с другими туристами, которые также получили такой же тур от той же компании, о том, что они думают об этом опыте, и делиться своими оценками. чтобы другие видели. 12
Сопутствующий контент TDL
Альтруизм
Хотите узнать больше об истинном альтруистическом поведении без ожидания взаимности? Прочитайте это справочное руководство, чтобы узнать больше о жертвах исключительно ради благополучия других.
Дилемма заключенного
Основополагающая концепция поведенческой экономики, дилемма заключенного является простой для понимания и очень применимой к нашему пониманию предсказания человеческого поведения. Прочитайте это справочное руководство, чтобы узнать, как экономика предсказывает, решат ли люди сотрудничать или действовать эгоистично.
Источники
- Альтруизм . Лаборатория решений. (н.д.). https://thedecisionlab.com/reference-guide/philosophy/altruism/.
- Segerstrale, U. (2016, 21 апреля). Социобиология, история . Энциклопедия эволюционной биологии. https://www.sciencedirect. com/science/article/pii/B9780128000496000184#bib76.
- Якобсон, А. (2016). Взаимный альтруизм. Энциклопедия эволюционной психологии , 1–2. https://doi.org/10.1007/978-3-319-16999-6_1868-1
- Триверс, Р. Л. (1971). Эволюция взаимного альтруизма. Ежеквартальный обзор биологии, 46 (1), 35-57.
- Гамильтон, У. Д. (1964). «Генетическая эволюция социального поведения II». Журнал теоретической биологии. 7 (1): 17–52. дои: 10.1016/0022-5193(64)-6. PMID 5875340.
- Триверс, Р. (без даты). Обо мне . Роберт Триверс. http://roberttrivers.com/Robert_Trivers/About_Me.html.
- Моран, Н., Пирс, Н. и Сегер, Дж. В. Д. Гамильтон, 19 лет36–2000. Nat Med 6, 367 (2000). https://doi.org/10.1038/7460
- Дилемма заключенного . Лаборатория решений. (н.д.). https://thedecisionlab.com/reference-guide/psychology/prisoners-dilemma/.
- Крамс, И. (2016). Взаимный альтруизм (теория среднего уровня в эволюционной психологии). Энциклопедия эволюционной психологии , 1–10.