Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Взаимопонимание понятие: Взаимопонимание | это… Что такое Взаимопонимание?

Содержание

Взаимопонимание — определение термина

социально-психологическое понятие, этоспособотношений между отдельными людьми, социальнымигруппами,коллективами, организациями, странами, при которых максимальноосмысливаются и учитываются на практике точки зрения, позиции, интересыобщающихся сторон.

Научные статьи на тему «Взаимопонимание»

конфликты, быть лидером; эмпатия, улавливание эмоциональных сигналов участников социальной группы, взаимопонимание

Статья от экспертов

Creative Commons

Научный журнал

Взаимопонимание как феномен общения Сущность взаимопонимания проявляется в согласовании каждым из партнеров…
Основными механизмами взаимопонимания являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.


Это представление того, каким видит меня партнер по общению Взаимопонимание в целом можно прогнозировать…
Критериями возможного взаимопонимания могут быть: предположения партнеров по общению об осведомленности…
Основными сложностями, препятствующими взаимопониманию являются: искажения в межличностном восприятии

Статья от экспертов

центральное место в статье отводится описанию взаимоотношения людей в процессе «столкновения» с другой культурой, во время путешествий в незнакомые историко-культурные места.

Creative Commons

Научный журнал

Еще термины по предмету «Этика»

Бережливость

моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам и противостоящее расточительности,неоправданной роскоши, бесхозяйственности.

Биомедэтика

интегральная область знаний, включающая науку и социальную практику, ценностные ориентации культуры по отношению к жизни человека, в которой перекрещиваются интересы медицины, биологии, философии, теологии, юридических наук;наука, рассматривающая проблемы современной медицины в контексте моральных норм и прав человека.

Категории педагогической этики

это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны морали и составляющие теоретический аппарат педагогической этики.

  • Наказание взаимно одобряемое (наказание на основе взаимопонимания)
  • Понятие «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению»
  • Адвокатская этика
  • Антропоцентризм (от гр. Anthropos — человек и лат. Centrum — средоточие)
  • Биомедэтика
  • Биоэтическая ситуация
  • Благодарность
  • Благодеяние
  • Виды этикета
  • Визит вежливости
  • Глобальная биоэтика (термин в. р. поттера)
  • Добродетель
  • Здоровый
  • Кинизм
  • Коллективизм (лат. Collectivus – собирательный)
  • Культура чувств
  • Материальные блага
  • Медицинская помощь
  • Покаяние
  • Профессиональный кодекс

Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек

Возможность создать свои термины в разработке

Еще чуть-чуть и ты сможешь писать определения на платформе Автор24. Укажи почту и мы пришлем уведомление с обновлением ☺️

Включи камеру на своем телефоне и наведи на qr-код. Edu24_bot откроется на устройстве

Привет! Рады, что термин оказался полезен 🤩

Для копирования текста подпишись на Telegram bot. Удобный поиск по учебным материалам в твоем телефоне

Подписаться и скачать термин

Включи камеру на своем телефоне и наведи на qr-код. Edu24_bot откроется на устройстве

Привет! Рады, что термин оказался полезен 🤩

Подписчики нашего бота Edu24_bot получают определение прямо в телеграмм! Просто перейди по ссылке ниже

Скачать термин

Включи камеру на своем телефоне и наведи на qr-код. Edu24_bot откроется на устройстве

Что такое взаимопонимание?

12.10.2015

Для психологии значимость изучения особенностей взаимопонимания определяется тем, что оно непосредственно связано с общением, пониманием, взаимоотношениями людей. Взаимопонимание является цементирующим фактором любой совместной деятельности, семейных и общественных отношений. Но точно так же, как в обыденной практике мы чаще обращаем внимание Me на наличие взаимопонимания, а на его отсутствие, так и психологию долгое время интересовало не взаимопонимание как некий позитивный процесс, а конфликты, расхождения, несовпадения точек зрения и их негативные последствия и для участников, и для самого общения. Именно поэтому взаимопонимание как психологическое явление по прежнему остается малоизученным.

Взаимопонимание как возможность и способность людей понимать друг друга давно интересует не только психологов, но и философов, историков, политологов и т. п., утверждающих, что феномен взаимопонимания является ключевой проблемой человеческого взаимодействия. Окружающий мир становится разнообразнее, внутренний мир человека постоянно индивидуализируется, и чем труднее человеку бывает выразить себя, тем важнее, жизненно необходимее ему быть понятым. Этим можно объяснить рост исследований проблемы взаимопонимания в современной науке. Наряду с этим интерес к феномену взаимопонимания возрос также в связи с признанием учеными проблемы одиночества как проблемы века. В современных исследованиях речь идет не только о вынужденном одиночестве (социальной изоляции, потере близких людей, проживании в новой социальнокультурной среде), но и о внутреннем одиночестве, т.е. отчуждении от самого себя и других людей, причиной которого является отсутствие взаимопонимания.

Традиционно в науке существовали и существуют две линии анализа взаимопонимания, связанные с вечным спором между «науками о духе» и «науками о природе». Первая линия анализа была задана В. Дильтеем; согласно ему, природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем. Понимание в его работах предстает как «вчувствование в духовный мир другого», эмпатическое сопереживание его мыслей и чувств. Короче говоря, понять — это значит постигнуть, усвоить смысл. Философ М. Хайдеггер придавал пониманию особое значение в жизни человека. С его точки зрения, понимание выступает условием существования человека, оно есть функция души, поэтому одних рациональных рассуждений, умозаключений недостаточно для достижения взаимопонимания. Необходимы и другие средства, в частности, используя терминологию К. ЛевиБрюля, «мистическое участие», то, что связано с внутренним субъективным миром и не поддается объективному изучению, внешней фиксации, но именно оно позволяет говорить о достижении или недостижении взаимопонимания. В «науках о природе» понимание рассматривается как функция разума, особого рода работа сознания, поэтому взаимопонимание отождествляется с познанием, интерпретацией, толкованием, убеждением, социальными и личностными смыслами.

На уровне мыследеятельности нельзя себя полностью выразить, поэтому взаимопонимание либо недостижимо, либо возможно лишь частично. Согласно так называемому информационному подходу, взаимопонимание и не нужно, достаточно лишь правильное понимание социальной информации.

Таким образом, в «науках о духе» взаимопонимание жизненно необходимо и возможно тогда, когда подключается интуиция при постижении духовного мира другого человека. Взаимопонимание в рамках этих наук выглядит как целостное явление, подчиняющееся закону герменевтического круга (элементы не существуют сами по себе, они определяются целым и их изучение возможно лишь из связи этого целого), оно не может быть завершено, т.е. постоянно развивается и совершенствуется. В «науках о природе» взаимопониманию не отводится такой важной роли, как в «науках о духе», а порой оно рассматривается в качестве нежелательного элемента человеческой жизни, ему приписываются свойства статичности и завершенности. В них взаимопонимание сводится к поиску причинно следственных связей, Имеющих экспериментальное подтверждение, поэтому его изучение носит пошаговый характер и заключается не в познании целого как такового, а в поисках его отдельных элементов.

Эти две философские линии в толковании природы взаимопонимания получили следующее преломление в психологии. Первая линия анализа во многом способствовала возникновению гуманистической психологии, которая «впитала» ее представления о взаимопонимании. Хотя работ по взаимопониманию в этом психологическом направлении крайне мало, само это понятие незримо присутствует у всех ученых этой ориентации как результат, цель и условие личностного развития. Сторонники движения «за человеческий потенциал» связывают взаимопонимание прежде всего с общением. Ученые гуманистической ориентации считают, что человеку не нужно вступать в общение, если он не хочет понять другого и быть понятым им. Представители экзистенционального крыла гуманистической психологии поднимают взаимопонимание на уровень человеческого бытия. Основными характеристиками взаимопонимания являются целостность, постоянное развитие, позитивность, индивидуальность, уникальность и неповторимость.

Вторая линия анализа — философское представление о взаимопонимании, отождествляемом с познанием, интерпретацией, толкованием — послужило основой для формирования психологического направления в изучении взаимопонимания, в рамках которого оно рассматривается в связи с конкретной деятельностью. В данном случае взаимопонимание изучается как явление, обслуживающее конкретную деятельность, исследование которой является приоритетным. В этой связи оно рассматривается с точки зрения того, насколько возможно — невозможно, обязательно — необязательно, желательно — нежелательно, так как интерпретируется как посягательство на внутренний мир человека. В контексте данного направления взаимопонимание исследуется в связи со стилем мышления, видами конфликтов, пониманием речи как главного средства общения, соотносится с социальными и индивидуальными смыслами в совместной деятельности. В отечественной психологии в большей степени представлено изучение взаимопонимания с позиций второго направления.

В целом существующие направления изучения взаимопонимания в отечественной психологии демонстрируют два уровня его анализа: 1) рассмотрение его с позиций полноты взаимопонимания (полное, собственно взаимопонимание), изучение его как одинаковое понимание информации, мыслей, чувств друг друга, как личностное образование. В.В. Знаков предлагает называть такое взаимопонимание «межличностное понимание»; 2) отношение к взаимопониманию, как к явлению функциональному, парциальному (частичное взаимопонимание), например понимание только мыслей или чувств Обоими партнерами. Взаимопонимание носит субъектсубъектный характер, но без глубокого проникновения во внутренний мир человек.

Несмотря на различные подходы к изучению взаимопонимания, на различные уровни его анализа, из существующих работ следует, что взаимопонимание — это сложный, целостный процесс понимания себя, другого и понимание другим. Процесс взаимопонимания состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

  1. понимания себя,
  2. понимания другого,
  3. понимания другим.

Взаимопонимание оказывается возможным при едином понимании информации и ситуации общения, так как понимание другого еще не означает, что он также понимает тебя. Взаимопонимание разворачивается не только между двумя людьми, в диаде, но, как думают некоторые ученые, оно возможно между личностью и коллективом, между членами коллектива, а также между группами. Поэтому взаимопонимание можно трактовать в широком смысле как взаимопонимание между коллективами, общностями, народами и в узком смысле как понимание субъектами друг друга в ситуации межличностного общения. И в первом, и во втором случае логика человеческого взаимопонимания остается одной и той же: понять себя, понять другого (субъекта или группу) и, наконец, быть понятым.

ЛИТЕРАТУРА
1.Ашрафьян ИБ. О взаимопонимании учителя и учащихся как внутренней предпосылке и результате педагогического общения // Психология педагогического общения. Ростов н/Д, 1978. С. 49—58.
2.ГоловахаЕИ,,ПанинаНР. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989. С. 58.
3.ЗнаковВБ. Понимание в познании и общении. М., 1997. С. 116—120.
4. Соколова ЕЕ. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997. С. 423—443.

Ключевые слова: Взаимопонимание

Источник: Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999

Материалы по теме

Понятие социальной перцепции. Механизмы взаимопонимания

Марковская И.М., Основы социально-психологических знаний

Механизмы взаимопонимания в процессе общения

Руденский Е.В., Социальная психология

Характеристики общения определяемые особенностями взаимопонимания

Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999

Взаимопонимание или крах – БЕСКОНЕЧНЫЙ СЕВЕР

Почти в каждых отношениях наступает момент, когда мы отчаянно нуждаемся в том, чтобы нас поняли. Это также моменты, когда может быть труднее всего общаться. Если мы немного изменим наше определение общения, мы можем увеличить наши шансы быть понятыми.

Вместо того, чтобы определять общение как то, как/что мы говорим, давайте определим эффективное общение как взаимодействие, завершающееся взаимопониманием. Используя это определение, «правильный способ» общения становится плавным и требует гибкости. Это также делает каждое взаимодействие командным усилием. Не существует единого способа гарантировать понимание. Подлинная коммуникация требует вложений в обе стороны диалога — речь и использование невербальных сигналов, а также активное прослушивание содержания и тона. Если все стороны работают над достижением взаимопонимания, они будут проявлять гибкость в отношении того, как они общаются, и они будут участвовать в качестве слушателей, чтобы прояснить смысл.

Стремясь к эффективному общению, мы начинаем с трех простых вопросов. Какие эмоции я испытываю? Какой конкретный опыт вызвал эту эмоцию? Что (если что-то) я надеюсь изменить благодаря этому общению?

Инициатор беседы может настроить команду на успех, подготовив команду к беседе. Подготовка может быть такой простой, как: «Я хочу кое-чем с вами поделиться, и мне бы очень хотелось, чтобы вы поняли, откуда я». Затем погрузитесь в использование этой структуры, чтобы передать ответы на три вопроса, перечисленных выше:

Я чувствую __________, когда ____________.

В будущем я был бы признателен __________________.

Если вам больно, когда я жду вас дома в 18:00, а вы не возвращаетесь домой до 20:00. В будущем я был бы очень признателен, если бы вы сообщили мне как можно скорее, когда ваше расписание изменится, и для меня было бы очень важно, если бы вы признали, как мне тяжело, когда я не знаю вашего графика.

Важно начать с «Я чувствую» и продолжить эмоциями. Распространенной ошибкой в ​​этой форме общения является сокрытие атак внутри этой структуры. «Я чувствую, что ты все делаешь неправильно» — неподходящее использование структуры. Первый бланк можно заполнить словом, обозначающим эмоцию, второй — конкретной жалобой, а третий — подробными и реалистичными ожиданиями или желаниями.

Человек слушает, а затем размышляет над тем, что он услышал:

Я слышал, что вы чувствуете __________, когда ___________.

Двигаясь вперед, вы хотели бы ________________________. Вы чувствуете, что вас услышали?

Я слышал, что тебе больно, когда ты ждешь меня дома в 18:00, а я не прихожу до 20:00. Для вас будет очень много значить, если я сообщу вам раньше, когда мой график изменится… и это будет много значить, если я признаю, как тяжело никогда не знать точно, когда я буду дома. Я слышу тебя?

Обратите внимание на отсутствие защиты. Это простое отражение.

В этот момент может возникнуть искушение вернуться к старым привычкам нездорового конфликта. Человек, подавший жалобу, может чувствовать, что наказание не отбыто, или уровень вины недостаточен. Они могут захотеть начать накапливать больше жалоб или перерасти в критику. Получатель жалобы может занять оборонительную позицию, оправдываясь или обвиняя. СОПРОТИВЛЯЙТЕ ПОТРЕБОВАНИЮ.

Когда достигнуто взаимопонимание – празднуйте.

Спасибо, что выслушали меня. Я рад, что ты только что выслушал.

Я очень ценю, что вы просто выслушали, не защищаясь.

Я понимаю, что это проблема, и я рад, что вы подняли ее. Это определенно то, над чем я хочу работать.

Я рад, что вы сказали мне, что вы думаете об этом. Это нормально. Это не значит, что он не работает. Если бы умение эффективного общения сравнить с ударом по бейсбольному мячу, эта конструкция стала бы ти-болом. Как только вы почувствуете это, вы можете начать качаться на медленных нотах. В конце концов, вы будете готовы к подачам на полной скорости, корректировке в середине замаха и постоянному контакту с мячом.

Чтобы узнать больше о стратегиях, направленных на поддержание цивилизованного и продуктивного общения, ознакомьтесь с ними: Как избежать драмы, Цикл сговора, а также следите за выходом блога о четырех всадниках коммуникативного апокалипсиса, основанного на работе доктора Джон Готтман.

 

Меморандум о взаимопонимании (MOU) Определение, что в нем, плюсы и минусы, MOU и MOA

Что такое меморандум о взаимопонимании (MOU)?

Меморандум о взаимопонимании — это соглашение между двумя или более сторонами, изложенное в официальном документе. Он не имеет обязательной юридической силы, но сигнализирует о готовности сторон продвинуться вперед с контрактом.

Меморандум о взаимопонимании можно рассматривать как отправную точку для переговоров, поскольку он определяет объем и цель переговоров. Такие меморандумы чаще всего встречаются в переговорах по международным договорам, но также могут использоваться в деловых отношениях с высокими ставками, таких как переговоры о слияниях.

Ключевые выводы

  • Меморандум о взаимопонимании (МОВ) — это документ, в котором в общих чертах описываются соглашения, достигнутые двумя или более сторонами.
  • Меморандумы о взаимопонимании сообщают о взаимно признанных ожиданиях всех сторон, участвующих в переговорах.
  • Хотя меморандум о взаимопонимании не имеет обязательной юридической силы, он сигнализирует о скором заключении обязывающего контракта.
  • Меморандум о взаимопонимании чаще всего встречается в международных отношениях.
Меморандум о взаимопонимании (MOU)

Как работает MOU

Меморандум о взаимопонимании является выражением согласия на дальнейшие действия. Это свидетельствует о том, что стороны достигли взаимопонимания и продвигаются вперед. Хотя это не имеет обязательной юридической силы, это серьезное заявление о том, что контракт неизбежен.

Согласно законодательству США, меморандум о взаимопонимании аналогичен письму о намерениях. На самом деле, возможно, меморандум о взаимопонимании, меморандум о соглашении и письмо о намерениях практически неотличимы. Все сообщают о соглашении о взаимовыгодной цели и желании довести ее до конца.

Меморандумы о взаимопонимании сообщают о взаимно признанных ожиданиях вовлеченных людей, организаций или правительств. Они чаще всего используются в международных отношениях, потому что, в отличие от договоров, их можно составить относительно быстро и тайно. Они также используются во многих государственных учреждениях США и штатов, особенно когда крупные контракты находятся на стадии планирования.

Хотя меморандум о взаимопонимании не является юридически обязывающим, он позволяет сторонам подготовиться к подписанию контракта, объясняя общие концепции и ожидания их соглашения. Четкое изложение того, что каждая сторона надеется получить от соглашения, может иметь важное значение для беспрепятственного подписания юридического контракта в будущем.

Содержание Меморандума о взаимопонимании

В меморандуме о взаимопонимании четко изложены конкретные моменты взаимопонимания. В нем называются стороны, описывается проект, по которому они договариваются, определяется его объем и детализируются роли и обязанности каждой стороны.

Хотя Меморандум о взаимопонимании не является юридически обязательным документом, он является важным шагом из-за времени и усилий, затраченных на согласование и составление действенного документа. Для заключения меморандума о взаимопонимании участвующие стороны должны достичь взаимопонимания. В процессе каждая сторона узнает, что наиболее важно для других, прежде чем двигаться вперед.

Процесс часто начинается с того, что каждая сторона эффективно разрабатывает собственный меморандум о взаимопонимании. Он рассматривает свой идеальный или предпочтительный результат, что, по его мнению, он может предложить другим сторонам, и какие пункты могут быть не подлежащими обсуждению с его стороны. Это исходная позиция каждой стороны в переговорах.

Меморандум о взаимопонимании сообщает о взаимно признанных ожиданиях вовлеченных людей, организаций или правительств.

Преимущества и недостатки Меморандума о взаимопонимании

Меморандум о взаимопонимании позволяет всем сторонам четко изложить все свои цели и задачи. Это снижает неопределенность и предотвращает возникновение неожиданных споров в будущем. Кроме того, благодаря четкому изложению того, что каждая сторона ожидает от другой, Меморандум о взаимопонимании обеспечивает основу для любого контракта, который обе стороны могут захотеть или не захотеть составить в будущем.

Однако самым большим недостатком меморандума о взаимопонимании, в зависимости от вашей точки зрения, является то, что он не имеет обязательной юридической силы. Хотя в некоторых случаях это может быть преимуществом, поскольку ни одна из сторон не обязана делать то, что они говорят в меморандуме о взаимопонимании, они могут просто уйти или изменить свои ожидания. Создание меморандума о взаимопонимании может занять значительное время и планирование, и если одна из сторон полностью изменит свои требования, создание меморандума о взаимопонимании будет большой тратой ресурсов.

Пример Меморандума о взаимопонимании

Во время торговых переговоров с представителем Китая в Вашингтоне в апреле 2019 года репортер спросил президента США Дональда Трампа, как долго, по его мнению, будут действовать меморандумы о взаимопонимании между США и Китаем. «Мне не нравятся меморандумы о взаимопонимании, потому что они ничего не значат», — ответил бывший президент. После некоторого обсуждения было решено, что любой документ, который появится в результате переговоров, будет называться торговым соглашением, а не меморандумом о взаимопонимании.

Имеет ли меморандум о взаимопонимании юридическую силу?

Меморандум о взаимопонимании (MOU) является юридическим документом, но он не имеет обязательной юридической силы, хотя обычно указывает на то, что контракт неизбежен.

В чем разница между меморандумом о взаимопонимании и меморандумом о намерениях?

Меморандум о взаимопонимании представляет собой документ, описывающий очень широкие концепции взаимопонимания, целей и планов, разделяемых сторонами. Напротив, MOA (меморандум о соглашении) представляет собой документ, подробно описывающий конкретные обязанности и действия, которые необходимо предпринять каждой из сторон для достижения своих целей.

Как составить меморандум о взаимопонимании?

Обычно протокол составляет юрист. В меморандуме о взаимопонимании должно быть четко указано следующее: какие стороны вовлечены, контекст соглашения, предполагаемая дата вступления соглашения в силу, контактные данные всех соответствующих сторон, общая цель соглашения и то, чем является каждая сторона. надеясь добиться, а также место для всех необходимых подписей.

Почему важен меморандум о взаимопонимании?

Меморандум о взаимопонимании важен, потому что он позволяет каждой стороне четко сформулировать свои цели и то, что они ожидают друг от друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *