Я зол, сердит и агрессивен. Отрицательные эмоции.
Отрицательные эмоции, особенно такие, как гнев, агрессия и раздражение, отнимают очень много сил, и потому желательно как можно реже впадать в такое состояние, серьезно затрудняющее любой вид деятельности.
В этой связи имеет смысл рассмотреть технические приемы и методы их приостановки. Рассмотрим их в порядке перечисления.
- Всегда разделяйте человека и проблему. Сосредоточьтесь на ней. Ведь она важнее. Это переключит вас с эмоционального уровня на рациональный. Тогда проще и легче разрешить противоречие. К тому же, такое переключение освобождает от аффекта, бурной эмоциональной реакции, при которой сознание отключается и не контролируется процесс поведения.
- Представьте на своем месте другого человека. Как бы он повел себя в этой ситуации? Сыграйте роль этого человека. Это поможет забыть про себя и охладить гнев.
- Можно представить и такую картину. Между вами и вашим партнером стеклянная стена. Вы видите его раздраженные жесты, но не слышите, что он говорит. Отпадает нужда отвечать тоже «рычанием». Найдите деталь в его туалете (плохо пришитую пуговицу, сбившийся набок галстук и т. п.), посмотрите внимательно на нее и скажите задумчиво:
Вы закипели от гнева, готовы бросить партнеру тяжелое обвинение, но пересильте себя: спокойно, вы уверены в себе, вы владеете собой, улыбнитесь или изобразите улыбку мышечно. Представьте, какая смешная у вас улыбка.
Весьма полезны и следующие три метода самоуспокоения, рассмотренные в том же справочнике. Это рационализация, визуализация и релаксация.
Первый метод — рационализация гнева. Он требует прежде всего осмыслить причину, породившую гнев, и придать ей другое значение. Вами управляли эмоции, а разум спал. Разбудите его. Извлеките уроки.
Поищите что-либо положительное в том, что случилось.
Оно всегда есть. Найдите, и ситуация будет выглядеть несколько иначе.В гневе, как правило, человек почти ничего не добивается. И вы тоже ничего не достигли, дав волю своим эмоциям. Спросите себя: «Очень ли важно для меня то, чего я не достиг’» После таких вопросов вам должно стать смешно, если вы обладаете чувством юмора.
Проанализируйте, те ли мотивы и намерения имел ваш партнер, о которых вы подумали? И в самом ли деле он хотел унизить вас своими словами или действиями?
Проверьте себя еще раз и мысленно спросите, все ли вы сделали, чтобы ваш партнер не повел себя грубо и оскорбительно. Видимо, он был недоволен вашими действиями, если говорил откровенно. Скажите себе: «Да, этот тип должен обладать громадной выдержкой и большим уважением ко мне, чтобы не сорваться».
Второй метод самоуспокоения — визуализация гнева. Его техника направлена на то, чтобы пережить событие, которое охладит гнев. Например, вас обидел какой-то человек. Вы на него рассердились. Но вдруг вы представили этого человека в какой-либо унизительной ситуации.
Техника визуализации учит тому, чтобы вся конфликтная ситуация проигрывалась в воображении, как бы на внутреннем экране и тем самым гасила бы гнев. Для визуализации надо расслабиться, сосредоточиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание.
Можно рекомендовать следующие варианты визуализации гнева:
- уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев; пусть он будет карликом, гномом или букашкой;
- постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде;
- представьте гнев в виде пучка энергии, который входит в вас, а затем уходит через вас в землю;
- придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к вашему обидчику и насладитесь мщением (только в воображении, конечно).
Третий метод самоуспокоения — релаксация. Ее техника основана на расслаблении мышечной системы, вслед за которой расслабляется и нервная система. Используя эту технику, надо действовать в следующей последовательности.
- Вначале попытайтесь смягчить свой гнев и унять свою агрессивность. Дайте им выйти из вас. Это время займите какой-либо физической работой.
- Затем максимально расслабьтесь, проведите небольшой аутотренинг и мышечно изобразите на своем лице улыбку. Пусть она вначале будет похожа на гримасу. Посмотрите на себя в зеркало. Ваш вид действительно вызовет у вас улыбку, но уже не искусственную, а настоящую, но, правда, весьма ироничную.
- Чтобы быстрее успокоиться, не надо быстро ходить по комнате. Лучше остановитесь и сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях. Следите за своим дыханием. Старайтесь, чтобы оно было как можно более глубоким.
- Не спешите с ответом вашему, видимо, тоже разгоряченному партнеру. Держите паузу как можно дольше. Такая пауза позволит быстрее успокоиться, лучше сосредоточиться и подобрать достойный ответ. При этом не стремитесь отомстить партнеру или каким-либо словом задеть его самолюбие. Помните о необходимости «сохранить лицо» как для себя, так и для него.
Как известно, отрицательные эмоции более воздействуют на наш слух. Поэтому в напряженных ситуациях следует фиксировать внимание не на негативных слуховых ощущениях, а на зрительно воспринимаемых объектах.
Оппонент, раздражающий вас, продолжает говорить сто-то, вызывающее отрицательную эмоцию, и вы, чтобы отгородиться от воздействия его речи, постарайтесь увидеть его лицо — как можно отчетливее, во всех деталях, как если бы вы собирались затем по памяти нарисовать его портрет.
Следует смотреть молча, очень внимательно, но не «пялиться», а именно рассматривать, чтобы увидеть. Во время этой умышленной паузы постарайтесь увидеть как можно больше деталей обстановки рядом с вашим разгоряченным оппонентом.
Кто бы ни был ваш оппонент: начальник или подчиненный, старший или младший — ваше внезапное, неожиданное молчание непременно вызовет у него недоумение, его эмоциональная напряженность начнет ослабевать.
Сознательно сохраняемое спокойствие всегда является проявлением силы духа, и поэтому дает огромное преимущество. Вот почему оно обладает большой силой воздействия. Но для этого нужно, чтобы ваше молчание и рассматривание не были неприязненными и ироничными.
Старайтесь всегда быть выше конфликта, не тратить нервы на крики и ор.
9 практических советов от психолога
С детства нам родители постоянно говорят, что злиться – это плохо. Хорошие мальчики и девочки так себя не ведут. Потом мы вырастаем и сдерживаем, накапливаем в себе злость и агрессию, а в большинстве случаев травмируем себя. Как обходиться с такими чувствами, которые возникают чуть ли не каждый день?
Natatnik подробно узнал о злости, что на самом деле кроется под этой эмоцией и как себя вести, если испытываешь это чувство, у практикующего психолога и гештальт-терапевта Екатерины Грицанюк. За 7 лет профессиональной деятельности Екатерина успела поработать в средней школе № 28 с детьми с особенностями психофизического развития, в Брестском педагогическом университете А. С. Пушкина на кафедре психологии преподавателем-стажером, на телефоне доверия в Брестском областном психоневрологическом диспансере, а также психологом 2-го наркологического отделения в Брестском областном наркологическом диспансере. Сегодня девушка находится в декретном отпуске и активно занимается индивидуальным и семейным консультированием.
Психолог поясняет, что чувства – социальны, их у нас с рождения нет. Они появляются в процессе нашего воспитания, адаптации в обществе. Если мы говорим о злости, агрессии и агрессивности, то следует четко видеть различие этих трех понятий. Злость – чувство, когда ваша самая важная потребность не удовлетворена или, когда ваши границы нарушены. Т.е. вы сильно что-то хотите и это не получаете. Под злостью может быть скрыта потребность в любви, обида на человека, вина и страх. В свою очередь, агрессия – это действие. Вы что-то делаете, чтобы что-то получить (например, начинаете бить другого человека, оскорблять). Злость и агрессия в нас есть с рождения и несут защитную функцию. Например, для того, чтобы конкурировать с кем-то нужно обладать агрессией, хотя бы понимать про нее.
Зачем вообще человеку нужны чувства и каковы их функции?
- Сигнал другому человеку, в контакте с которым вы находитесь, что между вами что-то происходит не так. Например, если вам кто-то наступил на ногу, вы своей злостью показываете другому человеку, что вам больно и неприятно.
- Часто у людей так и остается только идентификация чувства, понимание, что я сейчас злюсь. А дальше очень редко осознаётся людьми, что возникшее чувство – это скрытая потребность в чём-то, которая не удовлетворена. И это касается абсолютно всех чувств. Например, если говорить о злости, то лучше её отреагировать: накричать на кого-то, к примеру. Точно не сдерживать в себе. С другой стороны, если человек постоянно будет выплескивать злость, в его жизни ничего меняться не будет, так как потребность не удовлетворяется все равно.
- Чувства – это инструмент переживаний. Когда вы встречаетесь с подругой, коллегой, психологом и в процессе контакта выражаете им свои чувства: плачете, злитесь, радуетесь. Важно, что вы с кем-то переживаете то, что с вами происходит, а не в пустоту, в одиночестве, в нос.
- Дышать. Несколько раз сделать глубокий вдох и глубокий выдох, чтобы кислород поступил к мозгу. Эти 10 секунд времени дают возможность собраться и не наговорить резких, агрессивных слов. Это действует только в том случае, если есть минимальные навыки самообладания. Например, когда вы плачете, хорошо продышаться, чтобы всё не ушло в плач, понять, про что ваши слезы.
- Пойти в спортзал позаниматься, побегать вокруг дома. Это хороший временный способ, чтобы отреагировать злость (агрессию), и вам точно станет лучше после
- Попробовать встать на место человека, который злится. Понять, что происходит с ним сейчас, что он испытывает интенсивные чувства. Если вы понимаете, что у вас тоже бывают разные состояния и чувства, тогда вы примете эти чувства в другом.
- Записывать в дневник ситуации за день, которые вызвали у вас злость или агрессию. Отвечать себе на вопросы: на что я реагирую, почему именно так реагирую? Таким образом происходит самоанализ ситуаций. Этот способ хорошо подходит тем людям, кто не обращается к психологу, не обсуждает это с друзьями.
- Рисовать гуашью и пальцами, ручкой, карандашом. Таким образом вы выплескиваете энергию на бумагу и точно она никому не навредит.
- Лепить из глины, пластилина, мять бумагу, ткань.
- Разговаривать с другим человеком о том, что вас злит, раздражает, выводит из себя, если есть такая возможность и желание говорить.
- Сдерживать злость, но понимать, почему вы в данный момент так делаете. Есть ситуации в жизни, когда следует промолчать, не лезть и уйти в сторону. Например, когда присутствует иерархия – начальник накричал на вас. В данной ситуации лучше не вступать в конфликтный разговор, необходимо выждать, сделать паузу и вернуться к этому разговору в более спокойном состоянии.
- В случае назревающего конфликта, когда эмоции зашкаливают, взять паузу и съесть что-то сладкое, успокоиться.
Важно понимать, что все эти способы – временное облегчение. Если их использовать постоянно, они перестают действовать.
Когда человек спрашивает, как справиться со злостью или агрессией, он чаще всего думает о том, как это не чувствовать вообще. Не злиться невозможно. Человек не может постоянно радоваться, испытывать нежность, любовь и т. д. Если злость заблокирована у человека, она все равно найдет выход: чаще всего через болезни. Например, частая ангина может быть свидетельством удержанных чувств. У человека так сдавливает горло и болит, что он не может другим людям говорить о своей эмоции: злости.
Также важно знать, что отрицательных или положительных чувств нет. Все чувства нейтральны, бывает только неуместная форма выражения, которой человек сообщает, что он сейчас злится. Повторим еще раз: под каждой эмоцией скрыта ваша неудовлетворенная потребность. Если вы поймете, какая потребность и уделите ей внимание, то и злиться не захочется.
Фото из личного архива Екатерины Грицанюк, Natatnik
Почему я так злюсь: причины, симптомы и методы лечения
Гнев возникает из разных источников и может сильно различаться. Личные проблемы, стрессовые ситуации и травмы могут быть причинами, но есть и другие причины.
Каждый испытал гнев. Интенсивность вашего гнева может варьироваться от глубокого раздражения до крайней ярости. Это нормально и здорово время от времени злиться в ответ на определенные ситуации.
Но иногда люди испытывают неконтролируемый гнев, который часто обостряется, особенно когда провокация незначительна. В этом случае гнев — не нормальная эмоция, а серьезная проблема.
Некоторые общие триггеры гнева включают:
- личные проблемы, такие как пропуск продвижения по службе или трудности в отношениях
- проблемы, вызванные другим человеком, такие как отмена планов
- событие, такое как пробки или автомобильная авария
- Воспоминания о травмирующем или приводящем в ярость событии
В других случаях проблема гнева может быть вызвана ранней травмой или событиями в жизни человека, которые сформировали его личность. В некоторых случаях гормональные изменения также могут вызывать гнев, как и некоторые психические расстройства.
Некоторые признаки того, что ваш гнев не является нормальным, включают:
- гнев, который влияет на ваши отношения и социальную жизнь
- чувство, что вы должны скрывать или сдерживать свой гнев
- постоянное негативное мышление и сосредоточение на негативном опыте
- постоянное чувство нетерпеливый, раздраженный и враждебный
- часто спорит с другими и злится в процессе
- проявляет физическое насилие, когда злится
- угрожает насилием людям или их имуществу
- неспособность контролировать свой гнев
- чувство принуждения или совершения насильственных или импульсивных действий из-за чувства гнева, например, безрассудное вождение или разрушение вещей вспышки гнева
Гнев сам по себе не является психическим расстройством, поэтому в новом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5) нет установленного диагноза проблем с гневом.
Однако в нем перечислены более 32 психических расстройств, таких как пограничное расстройство личности и перемежающееся взрывное расстройство, симптомом которых является гнев. Возможно, ваша проблема с гневом вызвана скрытым психическим расстройством.
Если вы не справитесь со своей проблемой гнева, однажды она может перерасти в точку, когда вы сделаете что-то экстремальное и достойное сожаления. Насилие — один из возможных исходов. Вы можете так разозлиться, что в конечном итоге причините вред себе или кому-то, кто вам небезразличен, даже не собираясь этого делать.
Если вы подозреваете, что у вас проблемы с гневом, важно обратиться за профессиональной помощью. Поговорите со своим врачом, чтобы получить направление к психиатру, который сможет вам помочь.
Есть несколько полезных способов контролировать свой гнев дома.
Техники релаксации
К ним относятся глубокое дыхание и мысленное представление расслабляющих сцен. Пытаясь расслабиться, дышите глубоко в легких, медленно вдыхая и выдыхая контролируемым образом. Повторяйте успокаивающее слово или фразу, например, «расслабьтесь» или «успокойтесь».
Вы также можете визуализировать расслабляющий опыт, либо по памяти, либо по воображению. Медленные упражнения, напоминающие йогу, также могут помочь расслабить тело и успокоить вас.
Когнитивная реструктуризация
Изменение образа мышления может изменить способ выражения гнева. Когда человек злится, ему часто легко мыслить драматично. Важно сосредоточиться на выражении рациональных, а не иррациональных мыслей.
Избегайте использования слов «всегда» и «никогда» в своих мыслях и речи. Такие термины неточны и могут заставить вас чувствовать, что ваш гнев оправдан, что только усугубляет ситуацию. Эти слова также могут ранить тех, кто пытается помочь вам найти решение вашей проблемы.
Решение проблем
Гнев может быть вызван вполне реальными проблемами. Хотя некоторый гнев оправдан, когда что-то идет не по плану, это не тот гнев, который поможет вам решить проблему. Лучший способ справиться с ситуацией, которая вас злит, — не сосредотачиваться на решении, а выяснить, как решить проблему.
Вы можете сделать это, составив план и часто сверяясь с ним, чтобы вы могли часто проверять свой прогресс. Не расстраивайтесь, если проблема в конечном итоге будет решена не совсем так, как вы планировали. Просто приложите все усилия.
Общение
Когда люди злятся, они склонны делать поспешные выводы, которые могут быть неточными. Когда у вас гневный спор, замедлитесь и обдумайте свои ответы, прежде чем набрасываться. Не забывайте слушать собеседника в разговоре. Хорошее общение может помочь вам решить проблемы до того, как ваш гнев усилится.
Медицинский работник, например, психиатр или психолог, может порекомендовать меры по контролю вашего гнева. Разговорная терапия может быть полезна, как и занятия по управлению гневом.
Сеансы управления гневом можно проводить лично или через Интернет. Их также можно изучить в книге. Управление гневом научит вас, как на ранней стадии определять свои разочарования, а затем разрешать их. Это может включать в себя сообщение другим или себе, что вам нужно, сохраняя при этом спокойствие и ответственность за ситуацию (в отличие от вспышки гнева).
Эти занятия можно проводить в одиночку с консультантом или с консультантом в сопровождении вашего партнера или группы. Тип, продолжительность и количество сеансов будут зависеть от программы и ваших индивидуальных потребностей. Этот тип консультирования может быть кратким или может длиться несколько недель или месяцев.
Когда вы начнете сеансы, ваш консультант поможет вам определить триггеры вашего гнева и прочитать ваше тело и эмоции на наличие признаков гнева. Замечать и проверять эти предупреждающие знаки — это один из первых шагов, необходимых для того, чтобы помочь контролировать свой гнев. Позже вы научитесь поведенческим навыкам и способам мышления, которые помогут вам справиться со своим гневом. Если у вас есть основные психические расстройства, ваш консультант также поможет вам справиться с ними, часто облегчая контроль над гневом.
Гнев не должен мешать вам жить счастливой и полной жизнью. Если вы испытываете сильную злость, обратитесь к врачу или психиатру. Они помогут вам определить, какие профессиональные методы лечения могут помочь вам справиться.
Более того, есть множество способов научиться контролировать свой гнев дома. Со временем и постоянными усилиями вы сможете легче контролировать свой гнев и улучшить качество своей жизни.
Почему я так злюсь: причины, симптомы и лечение
Гнев возникает из разных источников и может быть самым разным. Личные проблемы, стрессовые ситуации и травмы могут быть причинами, но есть и другие причины.
Каждый испытал гнев. Интенсивность вашего гнева может варьироваться от глубокого раздражения до крайней ярости. Это нормально и здорово время от времени злиться в ответ на определенные ситуации.
Но иногда люди испытывают неконтролируемый гнев, который часто обостряется, особенно когда провокация незначительна. В этом случае гнев — не нормальная эмоция, а серьезная проблема.
Некоторые общие триггеры гнева включают:
- личные проблемы, такие как пропуск продвижения по службе или трудности в отношениях
- проблемы, вызванные другим человеком, такие как отмена планов
- событие, такое как пробки или автомобильная авария
- Воспоминания о травмирующем или приводящем в ярость событии
В других случаях проблема гнева может быть вызвана ранней травмой или событиями в жизни человека, которые сформировали его личность. В некоторых случаях гормональные изменения также могут вызывать гнев, как и некоторые психические расстройства.
Некоторые признаки того, что ваш гнев не является нормальным, включают:
- гнев, который влияет на ваши отношения и социальную жизнь
- чувство, что вы должны скрывать или сдерживать свой гнев
- постоянное негативное мышление и сосредоточение на негативном опыте
- постоянное чувство нетерпеливый, раздраженный и враждебный
- часто спорит с другими и злится в процессе
- проявляет физическое насилие, когда злится
- угрожает насилием людям или их имуществу
- неспособность контролировать свой гнев
- чувство принуждения или совершения насильственных или импульсивных действий из-за чувства гнева, например, безрассудное вождение или разрушение вещей вспышки гнева
Гнев сам по себе не является психическим расстройством, поэтому в новом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5) нет установленного диагноза проблем с гневом.
Однако в нем перечислены более 32 психических расстройств, таких как пограничное расстройство личности и перемежающееся взрывное расстройство, симптомом которых является гнев. Возможно, ваша проблема с гневом вызвана скрытым психическим расстройством.
Если вы не справитесь со своей проблемой гнева, однажды она может перерасти в точку, когда вы сделаете что-то экстремальное и достойное сожаления. Насилие — один из возможных исходов. Вы можете так разозлиться, что в конечном итоге причините вред себе или кому-то, кто вам небезразличен, даже не собираясь этого делать.
Если вы подозреваете, что у вас проблемы с гневом, важно обратиться за профессиональной помощью. Поговорите со своим врачом, чтобы получить направление к психиатру, который сможет вам помочь.
Есть несколько полезных способов контролировать свой гнев дома.
Техники релаксации
К ним относятся глубокое дыхание и мысленное представление расслабляющих сцен. Пытаясь расслабиться, дышите глубоко в легких, медленно вдыхая и выдыхая контролируемым образом. Повторяйте успокаивающее слово или фразу, например, «расслабьтесь» или «успокойтесь».
Вы также можете визуализировать расслабляющий опыт, либо по памяти, либо по воображению. Медленные упражнения, напоминающие йогу, также могут помочь расслабить тело и успокоить вас.
Когнитивная реструктуризация
Изменение образа мышления может изменить способ выражения гнева. Когда человек злится, ему часто легко мыслить драматично. Важно сосредоточиться на выражении рациональных, а не иррациональных мыслей.
Избегайте использования слов «всегда» и «никогда» в своих мыслях и речи. Такие термины неточны и могут заставить вас чувствовать, что ваш гнев оправдан, что только усугубляет ситуацию. Эти слова также могут ранить тех, кто пытается помочь вам найти решение вашей проблемы.
Решение проблем
Гнев может быть вызван вполне реальными проблемами. Хотя некоторый гнев оправдан, когда что-то идет не по плану, это не тот гнев, который поможет вам решить проблему. Лучший способ справиться с ситуацией, которая вас злит, — не сосредотачиваться на решении, а выяснить, как решить проблему.
Вы можете сделать это, составив план и часто сверяясь с ним, чтобы вы могли часто проверять свой прогресс. Не расстраивайтесь, если проблема в конечном итоге будет решена не совсем так, как вы планировали. Просто приложите все усилия.
Общение
Когда люди злятся, они склонны делать поспешные выводы, которые могут быть неточными. Когда у вас гневный спор, замедлитесь и обдумайте свои ответы, прежде чем набрасываться. Не забывайте слушать собеседника в разговоре. Хорошее общение может помочь вам решить проблемы до того, как ваш гнев усилится.
Медицинский работник, например, психиатр или психолог, может порекомендовать меры по контролю вашего гнева. Разговорная терапия может быть полезна, как и занятия по управлению гневом.
Сеансы управления гневом можно проводить лично или через Интернет. Их также можно изучить в книге. Управление гневом научит вас, как на ранней стадии определять свои разочарования, а затем разрешать их. Это может включать в себя сообщение другим или себе, что вам нужно, сохраняя при этом спокойствие и ответственность за ситуацию (в отличие от вспышки гнева).
Эти занятия можно проводить в одиночку с консультантом или с консультантом в сопровождении вашего партнера или группы. Тип, продолжительность и количество сеансов будут зависеть от программы и ваших индивидуальных потребностей. Этот тип консультирования может быть кратким или может длиться несколько недель или месяцев.
Когда вы начнете сеансы, ваш консультант поможет вам определить триггеры вашего гнева и прочитать ваше тело и эмоции на наличие признаков гнева. Замечать и проверять эти предупреждающие знаки — это один из первых шагов, необходимых для того, чтобы помочь контролировать свой гнев. Позже вы научитесь поведенческим навыкам и способам мышления, которые помогут вам справиться со своим гневом. Если у вас есть основные психические расстройства, ваш консультант также поможет вам справиться с ними, часто облегчая контроль над гневом.