Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Юнг коллективное бессознательное: Что такое коллективное бессознательное и как оно объясняет наши страхи

Что такое коллективное бессознательное и как оно объясняет наши страхи

Коллективное бессознательное присуще всем людям. Оно служит основанием, на котором строится индивидуальная психика. И эта концепция частично объясняет, откуда берутся наши иррациональные страхи еще в детстве. Рассказываем подробнее.

История концепции

Родившийся в Швейцарии в 1875 году, Карл Юнг основал школу аналитической психологии. Он предложил и разработал психологические концепции коллективного бессознательного, а также интровертных и экстравертных личностей.

Юнг работал с выдающимся психологом Зигмундом Фрейдом. В своих ранних исследованиях Юнг подтвердил многие его идеи. Но в конце концов эти двое разошлись в своих принципах. Основная разница между их объяснениями бессознательного заключается в том, что Фрейд считал его продуктом личного опыта, а Юнг предполагал, что бессознательное унаследовано от прошлого коллективного опыта человечества.

Согласно Юнгу, коллективное бессознательное состоит из совокупности знаний и образов, с которыми рождается каждый человек и которые разделяются всеми людьми благодаря опыту предков. Хотя люди могут не знать, какие мысли и образы находятся в их коллективном бессознательном, считается, что в моменты кризиса психика может подключиться к нему.

Итак, коллективное бессознательное, по Юнгу, — это одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемого опыта. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального — в том, что оно является общим. При этом само коллективное бессознательное — часть индивидуальной психики каждого человека. Это более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное.

Ключевые концепции коллективного бессознательного

Понимание представлений Юнга о коллективном бессознательном также требует понимания концепций, окружающих эти убеждения. Юнг считал, что коллективное бессознательное выражается через универсальные архетипы. Архетипы — это знаки, символы или модели мышления и/или поведения, унаследованные от наших предков.

Согласно Юнгу, эти мифологические образы или культурные символы не статичны и не фиксированы. Наоборот, множество разных архетипов могут перекрываться или комбинироваться в любой момент времени. Некоторые общие архетипы, предложенные Юнгом для объяснения бессознательного, включают:

  • Анима: символизируется идеализированной женщиной, которая заставляет мужчину вести себя женственно.

  • Анимус: женский источник смысла и силы, который вызывает враждебность по отношению к мужчине, но также увеличивает самопознание.

  • Герой: этот архетип можно отождествить с человеческим эго.

  • Персона: маска, которую мы используем, чтобы скрыть наше внутреннее «я» от внешнего мира.

  • Я: вся личность; ядро общей психики.

  • Тень: безнравственные и темные аспекты психики.

  • Трикстер: ребенок, стремящийся к удовольствию, иногда проявляющий жестокость и бесчувственность в процессе.

  • Мудрый старик: самость как образ мудрости или знания.

Юнг использовал свою теорию коллективного бессознательного, чтобы объяснить, как страхи и социальные фобии могут проявляться у детей и взрослых без видимой причины. Страх темноты, громких звуков, мостов или крови может корениться в коллективном бессознательном из-за унаследованной генетической черты. Так, некоторые дети боятся темноты не из-за негативного опыта, а потому что темнота активирует преувеличенную реакцию миндалевидного тела — части мозга, связанной с обработкой информации.

Любовь Карась

Теги

#саморазвитие

#эрудиция

Коллективное бессознательное — Психологос

01 октября 2022 г., 21:34

Фильм «Телеканал Культура. Программа Михаила Швыдкого Культурная революция»

​​​​​​​Коллективное бессознательное — понятие юнгианского психоанализа. Карл Юнг предложил его для обозначения особого класса психических явлений, которые в отличие от индивидуального (личного) бессознательного являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству через мозговые структуры. Содержанием коллективного бессознательного, по Юнгу, выступают архетипы — всеобщие априорные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием.

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.

Психологи научной ориентации этим представлением К. Юнга не пользуются, поскольку оно не проверяемо: экспериментально ни доказать, ни опровергнуть его невозможно. В него можно либо верить, либо нет — как в Бога или Деда Мороза, в связи с чем к области научной психологии это понятие не относится. По мнению психологов научной ориентации, коллективное бессознательное — скорее красивый миф, придумка. И есть опасение, что придумка скорее вредная, нежели полезная, поскольку практика его использования говорит о том, что с его помощью обычно снимают с людей ответственность за их антисоциальное поведение. Серьезные исследователи вместо коллективного бессознательного говорят о влиянии культуры, внутри которой мы рождаемся и пропитываемся которой каждый день.

История термина

Термин «коллективное бессознательное» был введен в психоаналитическую литературу швейцарским психотерапевтом К.Г. Юнгом, который в работе «Психология бессознательного процесса» уделил внимание рассмотрению не только личностно-человеческих характеристик, но и мифологических фигур, выражающих чувства пациентов. В разделе, названном им «Архетипы коллективного бессознательного», он подчеркнул, что некоторые атрибуты нельзя отнести целиком и полностью к человеческой личности, а следует рассматривать в качестве содержаний «сверхличностного или коллективного бессознательного». Поясняя свою точку зрения, Юнг отметил, что «коллективное бессознательное — нечто вроде осадка опыта и одновременно – образ мира как некая его априорность».

В этом образе содержатся определенные черты, так называемые доминанты, или архетипы. В другом разделе данного труда, озаглавленном «Личное, сверхличное, или коллективное бессознательное», он писал о том, что в глубинном слое коллективного бессознательного дремлют изначальные общечеловеческие образы, а само по себе оно представляет объективно-психическое, в отличие от субъективно-психического индивидуального бессознательного.

В понимании Юнга содержание коллективного бессознательного — это не только осадки архаических способов функционирования людей, но и осадки функционирования животного ряда предков. В отличие от индивидуального, личного бессознательного, состоящего из содержаний, которые некогда были сознательными, но в силу вытеснения исчезли из сознания, коллективное бессознательное характеризуется тем, что его содержания никогда не были в сознании, никогда не были приобретены индивидуально, а обязаны своему существованию всеобщему унаследованию.

В докладе «Понятие коллективного бессознательного», прочитанном Юнгом в Обществе Абернети (Англия) в 1936, и в ряде последующих его публикаций в той или иной степени изложены представления о коллективном бессознательном. Согласно этим представлениям, коллективное бессознательное можно охарактеризовать следующим образом:

  • оно развивается не индивидуально, а получено по наследству;
  • состоит из архетипов как неких предсуществующих форм, являющихся моделью и образцом инстинктивного поведения;
  • включает в себя продукты архаической природы, т.е. содержания и образы поведения, которые являются у всех индивидов одними и теми же;
  • идентично у всех людей и тем самым образует всеобщее основание душевной жизни каждого;
  • имеет мифологические по своему характеру содержания;
  • состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности, а принадлежащих к человечеству в целом;
  • является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом;
  • представляет собой единую для всех подоснову, на которой сохраняется нерасторжимая целостность и фундаментальная идентичность;
  • вбирает в себя такие содержания, которые не могут быть объектом произвольного намерения и не подвластны контролю со стороны воли;
  • может активизироваться в большой социальной группе, в результате чего возникает коллективное помешательство — духовная эпидемия, способная привести к революции, войне, катастрофе.

Вводя в концептуальный остов понятие «коллективное бессознательное», Юнг признавал, что на материале анализа сновидений З. Фрейд первым обратил внимание на факт наличия в сновидениях элементов, которые не являются индивидуальными и не выводятся из личного опыта сновидцев. Основатель психоанализа назвал их «прафантазиями», «архаическими остатками», тем самым подчеркнув их коллективную, а не индивидуальную природу. В более широком плане, выходящем за рамки сновидений, в работе «Тотем и табу» Фрейд говорил об «унаследовании психических предрасположений», а позднее — об «архаическом наследии прошлого» и «унаследованных схемах». В частности, в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» он обращал внимание на то, что «в душевной жизни индивида могут оказаться действенными не только лично пережитые, но и усвоенные при рождении содержания, элементы филогенетического происхождения, архаическое наследие». По его мнению, архаическое наследие человека охватывает как предрасположенности, так и «следы памяти о переживаниях прежних поколений».

Вместе с тем, в отличие от Юнга, Фрейд не использовал в своих работах понятие «коллективное бессознательное», считая, что подобное выражение является ни чем иным, как тавтологией. В связи с этим он подчеркивал, что «содержание бессознательного ведь вообще коллективно, оно общее достояние людей». Поэтому, не прибегая к понятию «коллективное бессознательное», Фрейд предпочитал говорить о филогенетическом происхождении бессознательного, об унаследованном, сокращенном повторении развития, пройденного всем человечеством в течение длительного времени, начиная с первобытных времен, о «психическом конденсате», ставшем неотъемлемым наследием, которое с каждым поколением нуждается только в пробуждении, а не в приобретении. Типичным примером подобного наследия является, по его мнению, «врожденная» символика, доставшаяся людям от эпохи развития языка и одинаковая по смыслу у всех народов, несмотря на различие языков.

  • Аналитическая психология
  • Автор К.Г. Юнг
  • Психологические теории
  • Бессознательное

Комментарии (6):

Гость, 12 декабря 2014 г. , 16:57

Существуют ли архетипы — такого вопроса нет. Вопрос в термине — коллективное бессознательное. История развития человека, как вида, его речи, языка — все говорит о том, что целый ряд параметров носит общий надличностный характер. Надо не мыслить в категориях Юнг-Фрейд и научно-непроверяемого, надо понять структуру используемых стереотипов и их корни. А это напрямую связано с праязыками. Вопрос в том, что есть нечто общее для всех человеческих существ, такое, что оно не зависит от воли и вызывает схожие реакции на схожие стимулы вне историй конкретного индивида. Достаточно чтобы это изучать и использовать. Разумеется, что нормативные акты общества не могут и не должны менять природу человека.

1

ответ

Гость, 09 декабря 2018 г., 21:58

А на основе чего вы это поймете? Фрейд и Юнг дали форму этим понятиям. И ничего мы с этим не поделаем. Это основа для дискурсов, полётов мысли, анализа в целом. Они определили бессознательное, как явление. Берем за основу.

1

ответ

Гость, 04 апреля 2019 г., 16:30

Да, точно, человек – это в первую очередь вид говорящий. Или точнее в первую очередь имеющий сознание, а во вторую говорящий. Но, тем не менее, если мы даже признаем, что коллективное бессознательное существует, и все люди с ним связаны, или его имеют, то все равно на самом деле не ясно, как тело связано с этим бессознательным. Потому что эта тема напрямую упирается в сам феномен восприятия реальности, а также эволюции этого восприятия, которая явно с людьми происходит в тысячелетиях. Интересные мысли на тему коллективного бессознательного высказаны здесь. http://svp-wiki.ru/wiki/Kollektivnoye_bessoznateljnoye

Гость, 08 января 2015 г., 02:37

Если этот феномен так можно назвать, а его так можно назвать, то я лично считаю, что он существует. Особенно яркое выражение он имеет в детстве. Это как видение, которое представляется восхищенному взгляду человека, которое он сам созерцает в качестве полученного откровения.

1

ответ

Гость, 09 декабря 2018 г., 22:05

Посмотрите на обезьян, муравьев, пчел. Любое социальное животное. Никакого феномена. Сознание имеют только люди. И безуспешно пытаются привести его к гармонии с бессознательным. А причина как раз в коллевтивности, социальности нас, как вида. Разум слишком молод, чтобы организаться в массе. Осознанно. Очень мало коллективного опыта у глобального социума. Коллективного осознанного.

Гость, 23 апреля 2016 г., 14:49

Да уж, если бы я прочитала это раньше.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Активное воображение

Активное воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер.

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Аналитическая психология

Аналитическая психология (англ. analytic psychology) — одно из направлений неофрейдизма, основанное швейцарским психологом и культурологом К. Г. Юнгом. В центре находится учение о бессознательном, которому Юнг отводит ведущее место при объяснении причин возникновения особенностей психики и поведения человека.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Аналитическая теория личности

Философскую основу теории Юнга составляет телеологическое допущение организменной целенаправленности, благодаря которой трансформационные процессы индивидуации разворачиваются в каждом человеке по путям, уже заложенным в уникальном потенциале психологического центра, названному Юнгом Самостью.

0Подробнее

01 янв. 2000 г.

Бессознательное

Бессознательное в широком смысле — область психического, которая не видится сознанием (неосознаваемая область психического) и в отношении которой отсутствует субъективный контроль. Неосознаваемые нами влияния одних элементов нашей психики на другие элементы и наше поведение. Если душевно здоровый, но немного уставший человек закроет глаза и представит себе высокое голубое небо, теплое солнышко, шелест листвы и журчание прозрачного ручья — его состояние обычно становится лучше.

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Личное бессознательное

Личное бессознательное — поверхностный слой психики — содержит личные содержания индивида, принадлежащие непосредственно самому индивиду, который может делать (и часто делает) их осознанными, а значит, интегрированными в сознание, в Эго. Сюда относятся бывшие содержания сознания, слабоэнергизированные восприятия, не доходящие до порога сознания, или подпороговые впечатления, различные комбинации слабых и неясных представлений, не соприкасающихся с сознательной установкой.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Трансцендентная функция

По К.Г. Юнгу — (Transcendent function; Transzendente Funktion) — психическая функция, возникающая в результате напряжения между сознанием и бессознательным и поддерживающая их объединение; функция связи между противоположоностями.

0Подробнее

Коллективное бессознательное | Определение и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Что такое коллективное бессознательное?

 

В психологии нет более спорной темы, чем коллективное бессознательное Карла Юнга. Эта идея предполагает, что все люди имеют общую психическую сферу, где хранятся инстинкты и воспоминания. Для многих эта концепция не более чем лженаука; другим она дает убедительное объяснение того, как люди думают и ведут себя. Так что же правда о коллективном бессознательном? И какое значение это имеет для нашего понимания человеческого поведения?

 

Что такое коллективное бессознательное и как оно работает?
Фотография Карла Юнга в молодости, автор неизвестен, взята с сайта Vision.org.

 

Большинство людей знакомы с понятием бессознательного — части разума, содержащей все мысли, воспоминания и импульсы, о которых мы не знаем. Однако мало кто знаком с коллективным бессознательным — концепцией, предложенной знаменитым психологом Карлом Юнгом.

 

Коллективное бессознательное якобы передается через структуры мозга и является самым глубоким слоем психики. Этот загадочный психологический феномен выражается через определенные архетипы — модели поведения, которые включаются в ответ на возникающие конкретные ситуации. В глубинном слое коллективного бессознательного находятся не только дремлющие архаичные формы человеческого существования, но и отложения функционирования наших животных предков.

 

Юнг считал, что коллективное бессознательное является источником всех мифов и легенд. Он думал, что эти истории были не просто плодом нашего воображения, а выражением коллективного бессознательного.

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Коллективное бессознательное похоже на гигантский бассейн знаний, к которому у всех нас есть доступ. Юнг считал, что все мы связаны с этим пулом и можем черпать из него всякий раз, когда это необходимо. Тем не менее, некоторые люди более созвучны коллективному бессознательному, чем другие. Этих людей называют «психически одаренными» и «творческими гениями». Они могут подключаться к коллективному бессознательному и использовать его силу для достижения великих целей.

 

Происхождение коллективного бессознательного
Зигмунд Фрейд, Автор неизвестен, через Музей Фрейда в Лондоне.

 

Автором концепции коллективного бессознательного является швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг, самый известный и неоднозначный ученик Зигмунда Фрейда. Этот термин был впервые использован в 1916 году в опубликованном Юнгом эссе «Структура бессознательного», где он подчеркивал, что Фрейд, анализируя сновидения пациентов, первым обнаружил элементы, не принадлежащие индивидуальному бессознательному, но подчеркивающие архаичность, коллективность. природа.

 

Юнг интересовался изучением мифологии и религии. Он заметил, что многие истории и легенды поразительно похожи, несмотря на то, что они возникли в разных культурах. Это привело его к предположению, что в игре было нечто большее, чем простое совпадение — он считал, что эти мифы были выражением единого коллективного бессознательного. Юнг считал, что коллективное бессознательное — это часть разума, разделяемая всеми людьми.

 

Коллективное бессознательное и концепция архетипов
Коллективное бессознательное, Автор неизвестен, через Medium.com.

 

Согласно Юнгу, коллективное бессознательное — это обширное духовное наследие, воскресшее в каждой отдельной структуре мозга. Сознание, напротив, явление эфемерное, осуществляющее сиюминутные приспособления и ориентировки, поэтому его работу можно сравнить с ориентированием в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, регулирующие все это, являются архетипами.

 

Юнг соотносит архетип с платоновскими идеальными формами — это как бы матрица, некая готовность, наша предрасположенность мыслить и чувствовать определенным образом. И архетипы относятся не только к нашим формам познания, но и к нашим формам чувств, реакций и поведения, охватывая все наши ментальные способы жизни, начиная от телесных, от инстинктивных основ, и заканчивая духовными проявлениями.

 

Внешние психологические условия, такие как опасные ситуации, порождают эмоции и аффективные фантазии. Поскольку такие ситуации распространены, они формируют архетипы, которые находят отражение в мифах и искусстве. Кроме того, обычные и постоянно повторяющиеся реалии человеческой жизни создают мощные архетипические фигуры: Мать, Отец, Герой и так далее.

 

Итак, архетип – это совокупность установок и сценариев, определяющих принцип мышления и поведения человека в определенных условиях.

 

Четыре основных юнгианских архетипа
Мадонна с младенцем, автор неизвестен, через Национальную художественную галерею

 

Архетипы отвечают за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира определенным образом через базовые идеи, одинаковые в разных культурах, но часто не связанные причинно. В результате люди одинаково реагируют на определенные ситуации. Например, это касается отношений между отцом и матерью, ребенка, концепции смерти и других вездесущих человеческих переживаний.

 

Количество архетипов, вообще говоря, должно быть равно количеству типичных ситуаций в нашей жизни, поэтому оно неограниченно. Однако Юнг выделил ряд наиболее важных из них: Персона, Анима или Анимус, Тень и Самость.

 

Персона — это та часть нашего сознания, через которую происходят взаимодействия с обществом. Юнг считал, что этот архетип является маской, и для каждой социальной ситуации у каждого человека есть уникальная маска. Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также скрывать то, что мы есть на самом деле.

 

Анима и Анимус — два архетипа, связанные с образами Отца и Матери, мужского и женского пола. Для мужчины Анима – это идеальный образ, связанный, с одной стороны, с матерью, с другой, несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской природы, а также представления об идеальной женщине, которые в немалой степени влияют на поиск партнер. Для женщины Анимус — это образ идеального мужчины, партнера, отца, а также подавленная мужская часть ее личности.

 

Анима и Анимус, Стефания Нисторяну, через StefaniaNistoreanu.com

 

Тень представляет наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые по разным причинам не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны подавлять его естественные проявления. Однако сам Юнг считал Тень двойственной по своей сути. С одной стороны, это создает очевидные проблемы для личности. Но с другой стороны, это мощный источник вселенской энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например, направить в творческое русло.

 

Непроявленный в нормальных условиях архетип Самости становится центром всей структуры личности после особого акта, который Юнг назвал индивидуацией. Индивидуация личности происходит, когда все ее внутренние структуры, в норме антагонистические, приходят в равновесие и объединяются в одну целостную гармонию.

 

Юнг считал, что самоактуализация архетипа Самости — очень редкое явление; тем не менее, это главная цель человеческого существования. По Юнгу, Самость является воплощением нашей природной религиозности и подсознательно подталкивает человека к развитию внутренней гармонии.

 

Критика теории Юнга
Коллективное бессознательное, Автор неизвестен, через Medium.com

 

Теория Юнга о коллективном бессознательном подвергалась критике по нескольким направлениям. Однако главной проблемой теории Юнга является использование биологических, а иногда и мистических объяснений человеческого существования.

 

Религия и мифы всегда представлялись Юнгу чем-то тесно связанным с психикой человека, частью коллективного бессознательного. Возможно, по этой причине теория не была принята коллегами ученого. По их мнению, это не более чем попытка оправдать антиобщественное поведение. Никакие эксперименты не доказали существование коллективного бессознательного, и все аргументы Юнга основаны на субъективных наблюдениях.

 

Кроме того, многие ученые считают представление о коллективном бессознательном слишком расплывчатым и противоречивым. Например, если содержимое коллективного бессознательного передается по наследству, то почему мы видим такое большое разнообразие религиозных верований и мифов по всему миру?

 

Критики также утверждают, что теория слишком детерминирована. Согласно Юнгу, наше поведение и мысли предопределены архетипами коллективного бессознательного, что сильно ограничивает нашу свободу выбора.

 

Есть ли доказательства существования коллективного бессознательного?
Коллективное бессознательное, Эйлин Агар, 1977–1978, через Королевскую академию

 

Нет никаких научных доказательств существования коллективного бессознательного. Однако несколько наблюдений и теорий подтверждают идею его существования.

 

Например, некоторые ученые считают, что люди склонны вести себя определенным образом из-за влияния коллективного бессознательного. Исследования показали, что люди склонны подчиняться социальным нормам и вести себя в соответствии с ожиданиями других. Это соответствие можно объяснить тем, что мы пытаемся вписаться в коллективное бессознательное, чтобы чувствовать себя принятыми и принадлежащими.

 

Кроме того, некоторые исследования показывают, что дети рождаются с определенными знаниями и навыками, которые их жизненный опыт не может объяснить. Это врожденное знание можно интерпретировать как свидетельство существования коллективного бессознательного.

 

Несмотря на отсутствие научных доказательств, теория коллективного бессознательного до сих пор остается популярной концепцией в психологии и продолжает изучаться исследователями.

 

Примеры коллективного бессознательного в нашей повседневной жизни
Gala Éluard, Max Ernst, 1924, через Метрополитен-музей

 

Хотя существование коллективного бессознательного до сих пор является предметом споров, существует несколько способов его использования для улучшения нашей жизни.

 

Например, понимание концепции коллективного бессознательного может помочь нам лучше понять наше собственное поведение и поведение других. Это также может помочь нам преодолеть конформизм и стать более независимыми мыслителями.

 

Теория коллективного бессознательного также может быть использована для объяснения некоторых явлений, происходящих в нашей жизни, таких как переживания дежавю, интуиция и творческое вдохновение.

 

В реальной жизни что-то подобное коллективное бессознательное проявляется в двух типах ситуаций:

 

  • Объединение людей. Благодаря одному и тому же эмоциональному состоянию или идеям разрозненная толпа может стать единым целым. Такая ситуация бывает, например, на митингах или религиозных собраниях.
  • Травматическое разъединение. В этом случае коллективное бессознательное заставляет вас паниковать и создавать хаос. Когда люди находятся в состоянии сильного стресса, они не могут принимать адекватные решения. Главное, чего они хотят, — это выжить, и для этого они полагаются на свои самые основные инстинкты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *