«Почему мне так трудно проявить сострадание и сочувствие?»
Вопрос к экспертуПознать себяЧеловек среди людей
Когда мне было 13, умерла бабушка. Я ее очень любила, но не проронила ни слезинки, будто не почувствовала утраты. Хотя до этого думала, буду очень плакать, если она умрет. Сейчас тяжело болеет мама, пытаюсь ее поддержать, но чувствую, что слова идут не от сердца. Сестра плачет, сочувствует, а во мне ничего не меняется. Часто представляю жизнь после смерти матери, думаю о том, какие проблемы появятся, какие исчезнут, но факт ее ухода не пугает. Сестра меня не понимает, называет хладнокровной и бесчувственной. Но не притворяться же мне! Я сама очень хочу что-нибудь почувствовать, пусть даже боль. Не трогают чужие несчастья, а нытье и беспомощность вызывают только раздражение, которое трудно скрыть. Сама не ною, стараюсь самостоятельно решать проблемы. Перечитала много книг по психологии, многое поняла и осознала. Но по-прежнему не могу испытывать те чувства, которые так легко даются другим.
Елена, 26 лет
Елена, вы переживаете, что не испытываете определенных эмоций, признаете, что отличаетесь этим от окружающих. В случае тяжелых патологических расстройств люди не замечают своего отличия. Возможно, ваше состояние — результат травматичного детского опыта, когда, чтобы «выжить», было необходимо отключить чувства. В дальнейшем бывает крайне сложно вернуть способность переживать, даже когда опасности миновали. И если раньше было страшно испытывать чувства, теперь пугает их отсутствие.
Вас настораживает безэмоциональность в случае смерти бабушки. Но ребенок воспринимает смерть не так, как взрослые. Он пока не осознает, что человек ушел навсегда. В этом случае не важно, испытывал ли ребенок любовь к умершему родственнику или нет.
Вы сильный человек, умеете справляться с трудностями, не ноете и не любите беспомощных нытиков. Вам легче действовать, чем чувствовать. Иногда это связано с недостаточной поддержкой взрослых в детском возрасте. Если ребенку приходилось часто преодолевать трудности самостоятельно, то, повзрослев, он использует ту же стратегию. Вместе с этим могла остаться обида на окружающих, которые умеют вызывать жалость.
Как развить собственную чувствительность? Чаще спрашивайте себя, какие эмоции испытываете в конкретной ситуации. Не торопитесь, дайте себе время уловить те чувства, которые скрывает холодность или отрешенность. Попытайтесь понять, что испытываете, когда смотрите на небо, море, закат, когда идете по лесу или вдыхаете аромат цветов.
Не пытайтесь заглушить раздражение, когда приходится выслушивать чье-то нытье. Лучше спросите себя, что именно вызывает у вас такую реакцию, на какие чувства ее можно разложить. Постепенно вы натренируете собственную чувствительность, и, возможно, ваше отношение к окружающим изменится.
Источник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Что изменилось в вашей жизни, когда вы стали психологом?»: честные истории 16 экспертов Psychologies
Выпить, поговорить с другом и побыть одному: как решает психологические проблемы большинство россиян
Что такое ценности: 7 самых важных примеров из жизни
«Не могу довериться мужчинам. Все вокруг выходят замуж, а я до сих пор одна»
«Бывший муж ушел добровольцем на спецоперацию, и я поняла, что не готова его терять»
«Охотничьи угодья для маньяков и насильников»: что не так с приложениями для знакомств
Ревность, подозрительность и гиперопека: 8 признаков паранойи — проверьте себя
Неосторожный пост в соцсетях может погубить вашу репутацию. Вот несколько правил безопасности
Правда ли, что мы сопереживаем животным больше, чем людям
2 октябряЖизнь
Исследования доказывают, что страдания животных могут вызывать у нас больше сочувствия, чем человеческие. Но всё не так однозначно.
Поделиться
0Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Что говорит наука о нашей эмпатии к животным
В 2017 году американские социологи Джек Левин и Арнольд Арлюк провели эксперимент в Северо‑Восточном университете США. 256 студентам предложили прочитать один из нескольких вариантов статьи о жестоком избиении. Всего разновидностей текста было четыре.
В первом варианте пострадавшим был взрослый человек, во втором — ребёнок, в третьем — взрослая собака, а в четвёртом — щенок. После прочтения студентам предлагали оценить свой уровень сочувствия, ответив на вопросы анкеты. Результаты в среднем показали такой порядок распределения сострадания (от большего к меньшему):
- Ребёнок.
- Щенок.
- Собака.
- Взрослый человек.
При этом сочувствие ко взрослому человеку было значительно ниже, чем к остальным, а уровни сопереживания ребёнку и щенку (и взрослой собаке в чуть меньшей мере) оказались почти одинаковыми.
Также в своём исследовании Левин и Арлюк ссылаются на другие известные прецеденты, когда животные вызывали больше сочувствия, чем люди. Так, в 2015 году в Великобритании запустили два варианта одной социальной рекламы: «Вы бы отдали 5 фунтов, чтобы спасти Харрисона от долгой и мучительной смерти?» На первом баннере была фотография страдающего миодистрофией Дюшенна восьмилетнего Харрисона Смита, а на другом — собаки. Второе изображение набрало в два раза больше кликов.
Также социологи приводят в качестве примера историю, случившуюся годом раньше. Тогда пользователи интернета собирали деньги на услуги юристов, чтобы спасти от усыпления питбуля, искалечившего четырёхлетнего ребёнка из Аризоны. Через пару недель страница в Facebook*, посвящённая защите собаки, набрала 40 000 лайков — в отличие от 500 лайков на странице с поддержкой мальчика.
Почему так происходит
Специалист в области антрозоологии и предотвращения насилия над животными Ариан Матамонаса, комментируя вышеперечисленные случаи, отметила разный подход к освещению этих событий. По её мнению, в СМИ акцент чаще делается на виновниках преступления, а не на личных историях жертв.
Это, считает Ариан, делает нас менее восприимчивыми к человеческим трагедиям. Также большую роль играет то, осознаём ли мы уязвимость и невиновность пострадавшего. Кроме того, чем больше количество жертв, тем меньше человек испытывает к ним сострадания.
Член кафедры социологии Калифорнийского университета Кэти Пинто добавляет к этому факт, что мы до сих пор считаем, что жертвы (люди) виноваты в том, что с ними произошло, и осуждаем их за это. То есть если у нас нет сомнений в том, что ребёнок или животное не заслужили насилия, то в отношении взрослых мы часто считаем, что они сами нарываются на неприятности. Всё это делает нашу реакцию на жестокое обращение с животными более острой.
Почему мы любим животных
Мы действительно любим животных — в некоторых случаях даже больше, чем людей.
Особая роль в этом принадлежит процессу разведения животных‑компаньонов — домашних питомцев. Лучшие условия жизни, чем в дикой среде, и многолетняя селекция привели к проявлению у них неотении — сохранению детских черт во внешности и в характере у взрослых особей. К неотеническим признакам можно отнести висячие уши, большие глаза, округлый лоб, игривость и меньшую агрессивность.
Сравнение черепов серого волка и чихуа‑хуа. Фото: Dmccabe / Wikimedia CommonsПри этом одна из теорий утверждает, что неотения сыграла весомую роль в эволюции человека как биологического вида. Поэтому питомцы пробуждают в нас те же материнские и отеческие чувства, что и дети. Это подтверждено, например, МРТ‑исследованиями.
Также большое влияние на нашу привязанность к питомцам оказывает их модель поведения. Животные гораздо охотнее и нагляднее, чем люди, демонстрируют свои реакции и ожидания. Это создаёт у нас уверенность в их преданности — хотя кошки и собаки могут так же дружелюбно и ласково вести себя с совершенно посторонними людьми.
Почему наша эмпатия к животным избирательна
Новости о насилии над животными быстро распространяются по Сети, привлекая много внимания и рождая бурную реакцию.
Громкая история произошла в 2015 году в национальном парке Хванге в Зимбабве. Тогда был убит лев Сесил — настоящая гордость и живая достопримечательность парка. Его застрелил любитель трофеев, стоматолог Уолтер Палмер, заплативший 50 тысяч долларов профессиональному охотнику Тео Бронкорсту за возможность убить зверя.
Животное сначала ранили из лука, а спустя 40 часов добили из ружья. Затем льву отрезали голову и сняли с него шкуру. Никаких последствий по закону для Палмера и Бронкорста не было, так как собиратель трофеев имел лицензию на охоту.
Лев Сесил в 2010 году. Фото: Daughter#3 / Wikimedia CommonsЧуть раньше общественность всполошили новости о том, что в датских зоопарках жирафов, не способных размножаться, убивают и скармливают львам.
Но это лишь отдельные случаи. За бортом человеческого внимания остаётся множество проявлений каждодневного насилия над животными: цирки, дельфинарии, детский садизм. По сути, как считает редактор журнала Society and Animals Кеннет Шапиро, мы испытываем сострадание только к домашним питомцам и отдельным жертвам: убитому браконьерами тигру, выброшенному на берег киту и так далее. А огромной массе животных, выращенных на мясных фермах, или тем, на которых тестируют косметические средства, большинство из нас редко сопереживает. Всё это говорит о том, что наша любовь и эмпатия к животным проявляются избирательно.
Что такое спесишизм и почему он даёт повод усомниться в нашем сочувствии животным
Кэти Пинто заявляет, что в обществе существует множество сложных вопросов об отношении людей к животным, по которым до сих пор нет консенсуса. Можно ли, не убивая диких зверей, при этом заставлять их выступать в цирках? Этично ли выращивать животных лишь для того, чтобы их съесть? На каких зверей можно охотиться, а на каких — нет и почему так? Можно ли заводить, дарить и продавать домашних животных, не заботясь об их дальнейшей судьбе?
Признание неравенства отношений между животными и людьми послужило основой для теории спесишизма, или видовой дискриминации. Согласно ей, человек как биологический вид ущемляет интересы и права других биологических видов — животных и растений.
Спесишисты считают, что никакого превосходства человека над другими биологическими видами нет и не должно быть, а также критикуют антропоцентризм — представление о том, что только человек обладает свободой воли и способностью мыслить и чувствовать.
Концепция спесишизма появилась в 70‑х годах XX века в трудах Питера Сингера и Ричарда Райдера, выступивших с критикой антропоцентризма. Они утверждают, что принцип равенства должен распространяться не только на людей, но и на всех живых существ. И соответственно, наличие прав только у людей приравнивает спесишизм, по мнению его сторонников, к расизму, сексизму и другим формам дискриминации.
Проявлениями такого угнетения спесишисты считают эксперименты на животных, промышленное животноводство и забой скота, садистские виды спорта (например, корриду или родео), добычу меха и кожи зверей.
Спесишизм, несмотря на то что его критикуют как с научных, так и с философских позиций, ставит перед человечеством важный вопрос: «Почему мы с любовью и сочувствием относимся, например, к собакам, но не испытываем подобных чувств к коровам, которых едим? В чём принципиальная разница между ними?»
Фото: Whoistheroach / Wikimedia CommonsКаково наше отношение к животным на самом деле
Говорить, что страдания животных волнуют нас больше, чем человеческие, — неверно, считает Кеннет Шапиро.
В качестве примера можно привести случай с миллионами датских норок, уничтоженных совсем недавно. Виноваты ли они в том, что заразились коронавирусом? Нет. Но какое это имеет значение, если их всё равно должны были пустить на мех? Вся эта история не получила бы такой огласки, если бы их просто продолжали планомерно использовать для шуб и шапок. Если взглянуть на ситуацию в целом, то говорить о большем сострадании к животным, чем к людям, не приходится.
И независимо от нашего отношения к животным у нас всё ещё нет убедительного ответа на вопрос: «А чем же мы от них так существенно отличаемся?» В конце концов, осознание того, что животные тоже разумные существа и они могут испытывать страдания, делает нас самих более человечными.
Читайте также 🐶🐮🌿
- Смеющаяся крыса, хихикающий дельфин: есть ли у животных чувство юмора
- Что делать, если вы подобрали животное на улице
- Почему цирки и дельфинарии — издевательство над животными
- Чем человеческий мозг отличается от мозга животного
- 10 заблуждений про животных, в которые вы верите совершенно напрасно
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
что такое эмпатия и зачем она нам нужна?
Это вводное эссе в нашей серии о понимании чувств других людей. В нем мы рассмотрим эмпатию, в том числе то, что это такое, нужно ли нашим врачам больше и когда слишком много может быть нехорошо.
Эмпатия — это способность разделять и понимать эмоции других. Это конструкция из нескольких компонентов, каждый из которых связан со своей собственной мозговой сетью. Есть три взгляда на эмпатию.
Во-первых, это аффективная эмпатия. Это способность делиться эмоциями других. Люди с высокими показателями аффективной эмпатии — это те, кто, например, демонстрирует сильную внутреннюю реакцию при просмотре фильма ужасов.
Они испытывают страх или сильно чувствуют боль других внутри себя , когда видят, что другие напуганы или испытывают боль.
Когнитивная эмпатия, с другой стороны, это способность понимать эмоции других.
Наконец, эмоциональная регуляция. Это относится к способности регулировать свои эмоции. Например, хирургам необходимо контролировать свои эмоции при работе с пациентом.
Те, кто проявляет сильную внутреннюю реакцию при просмотре фильма ужасов, имеют высокие показатели аффективной эмпатии. dogberryjr/Flickr, CC BYЕще один способ понять эмпатию — отличить ее от других родственных конструкций. Например, эмпатия включает в себя самосознание, а также различие между собой и другим. В этом смысле оно отличается от мимикрии или подражания.
Многие животные могут проявлять признаки мимикрии или эмоционального заражения по отношению к другому животному, испытывающему боль. Но без некоторого уровня самосознания и различия между собой и другим это не эмпатия в строгом смысле.
Эмпатия также отличается от сочувствия, которое включает в себя чувство беспокойства о страданиях другого человека и желание помочь.Тем не менее, эмпатия не является уникальным человеческим опытом. Это наблюдалось у многих нечеловеческих приматов и даже у крыс.
Люди часто говорят, что у психопатов отсутствует эмпатия, но это не всегда так. На самом деле, психопатия обеспечивается хорошими когнитивными эмпатическими способностями — вам нужно понять, что чувствует ваша жертва, когда вы пытаете ее. Чего обычно не хватает психопатам, так это сочувствия. Они знают, что другой человек страдает, но им все равно.
Исследования также показали, что люди с психопатическими чертами часто очень хорошо контролируют свои эмоции.
Чтобы быть хорошим психопатом, вам нужно понимать, что чувствуют ваши жертвы. Пимки/Flickr, CC BYЗачем нам это нужно?
Однако это не всегда так. Эмпатия также может препятствовать социальным действиям или даже приводить к аморальному поведению. Например, кто-то, кто видит автомобильную аварию и переполнен эмоциями, видя сильную боль жертвы, может с меньшей вероятностью помочь этому человеку.
Точно так же сильные чуткие чувства к членам нашей семьи или нашей собственной социальной или расовой группы могут привести к ненависти или агрессии по отношению к тем, кого мы воспринимаем как угрозу. Подумайте о матери или отце, защищающем своего ребенка, или о националисте, защищающем свою страну.
Люди, умеющие читать эмоции других, такие как манипуляторы, гадатели или экстрасенсы, могут также использовать свои превосходные эмпатические способности для собственной выгоды, обманывая других.
Эмпатия связана с социальным поведением. Джесси Оррико/UnsplashИнтересно, что люди с более выраженными психопатическими чертами обычно проявляют более утилитарную реакцию на такие моральные дилеммы, как проблема с пешеходным мостом. В этом мысленном эксперименте люди должны решить, столкнуть ли человека с моста, чтобы остановить поезд, который собирается убить пятерых других, лежащих на пути.
Психопат чаще всего столкнул человека с моста. Это следует утилитарной философии, согласно которой спасение жизни пяти человек за счет убийства одного человека — это хорошо. Таким образом, можно утверждать, что люди с психопатическими наклонностями более нравственны, чем нормальные люди — которые, вероятно, не столкнули бы человека с моста — поскольку они меньше подвержены влиянию эмоций при принятии моральных решений.
Как измеряется эмпатия?
Эмпатия часто измеряется с помощью опросников для самоотчетов, таких как индекс межличностной реактивности (IRI) или опросник для когнитивной и аффективной эмпатии (QCAE).
Обычно людей просят указать, насколько они согласны с утверждениями, измеряющими различные типы эмпатии.
В QCAE, например, есть такие утверждения, как «Меня очень сильно задевает, когда один из моих друзей расстроен», что является мерой аффективной эмпатии.
Если на кого-то влияет расстроенный друг, он получает более высокий балл по аффективной эмпатии. эрен {море+прерия}/Flickr, CC BYКогнитивная эмпатия определяется QCAE, придавая значение такому утверждению, как: «Я стараюсь рассмотреть точку зрения каждого в разногласии, прежде чем принять решение».
Используя QCAE, мы недавно обнаружили, что у людей с более высокими показателями аффективной эмпатии больше серого вещества, представляющего собой совокупность различных типов нервных клеток, в области мозга, называемой передней островковой долей.
Эта область часто участвует в регулировании положительных и отрицательных эмоций путем интеграции стимуляторов окружающей среды, таких как автомобильная авария, с висцеральными и автоматическими телесными ощущениями.
Мы также обнаружили, что люди с более высокими показателями когнитивной эмпатии имели больше серого вещества в дорсомедиальной префронтальной коре.
Эта область обычно активируется во время более когнитивных процессов, таких как теория разума, которая представляет собой способность приписывать ментальные убеждения себе и другому человеку. Это также включает в себя понимание того, что у других есть убеждения, желания, намерения и взгляды, отличные от ваших собственных.
Может ли эмпатия быть избирательной?
Исследования показывают, что мы обычно чувствуем больше сочувствия к членам нашей собственной группы, например, к представителям нашей этнической группы. Например, в одном исследовании мозг участников из Китая и европеоидной расы сканировался, когда они смотрели видеоролики о членах своей этнической группы, страдающих от боли. Они также наблюдали за болью людей из другой этнической группы.
Мы чувствуем больше сочувствия от людей из нашей собственной группы. Bahai.us/Flickr, CC BYИсследователи обнаружили, что область мозга, называемая передней поясной корой, которая часто активизируется, когда мы видим, что другие испытывают боль, была менее активной, когда участники видели членов этнических групп, отличных от их собственных, страдающих от боли.
Другие исследования показали, что участки мозга, отвечающие за эмпатию, менее активны, когда наблюдают за людьми, страдающими от боли, которые действуют несправедливо. Мы даже видим активацию в областях мозга, отвечающих за субъективное удовольствие, таких как вентральное полосатое тело, когда наблюдаем за поражением соперничающей спортивной команды.
Тем не менее, мы не всегда чувствуем меньше сочувствия к тем, кто не является членом нашей группы. В нашем недавнем исследовании студенты должны были давать денежные вознаграждения или болезненные удары электрическим током студентам из того же или другого университета. Мы просканировали реакцию их мозга, когда это произошло.
Области мозга, отвечающие за вознаграждение других, были более активны, когда люди вознаграждали членов своей собственной группы, но области, ответственные за причинение вреда другим, были одинаково активны в обеих группах.
Эти результаты соответствуют наблюдениям в повседневной жизни. Обычно мы чувствуем себя счастливее, если члены нашей группы что-то выигрывают, но мы вряд ли причиним вред другим только потому, что они принадлежат к другой группе, культуре или расе. В целом предубеждение внутри группы больше связано с любовью внутри группы, чем с ненавистью чужой группы.
На войне может быть полезно испытывать меньше сочувствия к людям, которых вы пытаетесь убить, особенно если они также пытаются причинить вам вред. DVIDSHUB/Flickr, CC BYТем не менее, в некоторых ситуациях может быть полезно испытывать меньше сочувствия к определенной группе людей. Например, на войне может быть полезно испытывать меньше сочувствия к людям, которых вы пытаетесь убить, особенно если они также пытаются причинить вам вред.
Чтобы провести расследование, мы провели еще одно исследование изображений мозга. Мы попросили людей посмотреть видео из жестокой видеоигры, в которой человек стреляет в мирных жителей (неоправданное насилие) или в солдат противника (оправданное насилие).
Во время просмотра видео людям приходилось делать вид, что они убивают реальных людей. Мы обнаружили, что латеральная орбитофронтальная кора, обычно активная, когда люди причиняют вред другим, была активна, когда люди стреляли в мирных жителей. Чем большую вину чувствовали участники по поводу стрельбы по мирным жителям, тем больше отклика в этом регионе.
Однако та же область не активировалась, когда люди застрелили солдата, который пытался их убить.
Результаты дают представление о том, как люди регулируют свои эмоции. Они также показывают, что мозговые механизмы, обычно задействованные при причинении вреда другим, становятся менее активными, когда насилие в отношении определенной группы рассматривается как оправданное.
Это может помочь в будущем понять, как люди теряют чувствительность к насилию или почему некоторые люди чувствуют себя более или менее виноватыми за причинение вреда другим.
Наш чуткий мозг развился так, чтобы быть очень адаптивным к различным типам ситуаций. Иметь сочувствие очень полезно, так как оно часто помогает понять других, чтобы мы могли помочь или обмануть их, но иногда нам нужно уметь отключать наши чуткие чувства, чтобы защитить свою жизнь и жизнь других.
В завтрашней статье будет рассмотрено, может ли искусство взращивать эмпатию.
Эмпатия и сочувствие — разница и сравнение
Сравнительная таблица
Сочувствие | Сочувствие | |
---|---|---|
Определение | Понимание того, что чувствуют другие, потому что вы испытали это на себе или можете поставить себя на их место. | Признание эмоциональных трудностей другого человека и обеспечение комфорта и уверенности. |
Пример | «Я знаю, что похудеть нелегко, потому что я сам столкнулся с теми же проблемами». | «Попытка похудеть часто кажется тяжелой битвой.» |
Отношения | Личное понимание | Понимание опыта других |
Сестринское дело | Врач, общающийся с пациентом, потому что он или она были в похожей ситуации или переживали | Врачи утешают пациентов или членов их семей |
Объем | Персональный; это может быть один ко многим в некоторых обстоятельствах | От одного к другому человеку или от одного ко многим (или от одного к группе). |
Эмоциональные различия
Чувство симпатии возникает из признания того, что другой человек страдает, в отличие от сопереживания, когда боль или страдание другого человека ощущаются . Человек выражает симпатию, но разделяет эмпатию. Эмпатическое чувство может быть кратким, и говорят, что человек, испытывающий его, «ставит себя на место другого человека».
Сопереживание — более глубокое чувство, но сочувствие может быть таким же искренним и искренним. Однако эмпатия может создать более глубокую и значимую связь, таким образом, служа мостом для более тесного общения между людьми или между лидером и его или ее последователями.
Взаимосвязь между эмпатией и сочувствием
Основой как сочувствия, так и сочувствия является сострадание, сочетание понимания и принятия других, которое можно рассматривать как производное или усиленное знанием и мудростью.
Сострадание признает «я» в «тебе», общую общность чувств между людьми. И симпатия, и эмпатия подразумевают заботу о другом человеке, но при эмпатии забота усиливается или расширяется за счет способности чувствовать эмоции другого человека.
Это видео предлагает четкий и краткий обзор различий между сочувствием и эмпатией:
Примеры
Эмпатия и симпатия не исключают друг друга и не всегда ощущаются в тандеме. Например, люди, потерявшие близкого человека, могут получить сочувствие от многих, но только те, кто пережил подобную потерю, способны по-настоящему сопереживать.
Дело, в котором может быть сочувствие, но не сочувствие, может включать в себя кого-то, кто подает заявление о банкротстве. Большинство людей, которые заботятся об этом человеке, сочувствовали бы его положению — и, возможно, жалели бы его, чувство, иногда тесно связанное с сочувствием, — но относительно немногие были бы способны сопереживать, поскольку только меньшинство людей когда-либо проходило через опыт подачи заявления в суд. себя банкротом.
Исследования показывают, что социальные навыки развиваются в результате сочетания эмпатии и понимания перспективы (также известной как Теория разума):
Благодаря своему анализу исследователи также обнаружили, что особенно сложные социальные проблемы требуют сочетания эмпатии и изменения точки зрения. Люди, особенно социально компетентные, по-видимому, рассматривают другого человека двояко — на основе чувств и на основе мыслей. По их мнению, они затем находят правильный баланс между ними.
Эмпатия, сочувствие и человечность
Способность сочувствовать и сопереживать считается жизненно важной для чувства человечности, т. е. способности понимать своих собратьев и их проблемы. Людей, которым не хватает этой способности, часто классифицируют как нарциссов, социопатов или, в крайних случаях, психопатов. Однако эти условия применимы только в том случае, если лицо последовательно не хватает способности сочувствовать или сопереживать другим.
В общем, во многих случаях люди могут не чувствовать сочувствия или эмпатии из-за недостатка знаний или из-за того, что их опыт отличается; это не означает ненормального поведения. С другой стороны, некоторые люди чрезмерно чутки и в конечном итоге могут быть подавлены негативными чувствами, которые они получают от своих отношений и встреч с другими людьми.
Происхождение слов
Слово «сочувствие» происходит от древнегреческого sunpathos , что означает «вместе с/вместе» и «страдание». Слово было изменено в поздней латыни на симпатия , а затем в среднефранцузском на симпатия .
Термин «Эмпатия» был придуман в 1909 году британским психологом Эдвардом Б. Титченером. Хотя написание этого слова заимствовано из древнегреческого слова empátheia , что означало «страсть», Титченер использовал «эмпатию» для перевода немецкого слова (9).0158 einfühlungsvermögen ) и его концепция разделяла чувство.
Интересно, что в современном греческом языке empátheia больше не имеет положительных коннотаций. Вместо этого это относится к негативным чувствам или предубеждениям против другого человека.
Эмпатия против сострадания
Пол Блум, психолог из Университета Торонто, написал книгу под названием Против сочувствия: аргументы в пользу рационального сострадания . В книге Блум утверждает, что [1][2]
сопереживание «может привести к иррациональным и несправедливым политическим решениям». Например, политики могут требовать от людей разных стандартов, потому что они связаны с некоторыми личными проблемами и испытаниями, но не с другими. Блум даже говорит, что эмпатия может «ухудшить наши отношения с друзьями, родителями, мужьями и женами», потому что иногда акт любви предполагает действие, которое причиняет боль, а не облегчает ее, например, осознание ужасной правды.
Блум выступает за дальнейшее развитие эмпатии в сострадание , эмоция, которая не только распознает и понимает страдание, терпит возникающие в результате неприятные чувства, но и побуждает к действиям, направленным на облегчение этого страдания.