Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Задачи психологии общения: Лекция №1 Предмет, цели, задачи психологии общения

Лекция №1 Предмет, цели, задачи психологии общения


Скачать 30,62 Kb.

страница1/11
Дата05.01.2021
Размер30,62 Kb.
#84048
ТипЛекция

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Навигация по данной странице:
  • Предметом
  • Коммуникативные действия

Лекция №1

Предмет, цели, задачи психологии общения.

Цель изучения учебной дисциплины «Психология общения» — раскрыть цели, функции и виды общения.

Задачи «Психологии общения»:

— научить технике и приемам эффективного общения в профессиональной деятельности;

— научить приемам саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Предметом «Психологии общения» являются проблемы культуры коммуникаций.

Термин коммуникация имеет латинское происхождение и означает «общее», «объединяющее», «совместное». В широком смысле термин «коммуникация» обозначают любую связь между людьми, способы социальных связей и взаимосвязей. Коммуникативные действия — действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей. В общении они:


  • передают друг другу разнообразную информацию:

  • обмениваются мнениями, суждениями, знаниями, убеждениями, идеями, результатами своей деятельности;

  • заявляют о своих потребностях, интересах, целях; приобретают практические умения и навыки;

  • усваивают нравственные принципы и правила этикета, обычаи, обряды, традиции;

  • ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей и проблем;

  • принимают коллективные решения.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. Общение бывает непосредственным, когда взаимодействие людей осуществляется лицом к лицу и опосредованным, реализуемым через деловые письма, приказы, распоряжения, отчеты, телефонную, радио- и телевизионную связь.

         В процессе непосредственного общения его участники (субъекты) имеют возможность не только передавать информацию друг другу, обмениваться мнениями, суждениями и планами, но и следить за реакцией собеседника, видеть, как информация воздействует на поведение и поступки людей. Иными словами, между участниками общения при непосредственном контакте устанавливается

постоянная обратная связь.

При опосредованном общении постоянная обратная связь отсутствует. Например, при переписке она ограничена, а в процессе телефонного разговора собеседники имеют возможность обмениваться информацией в форме диалога, но при этом не могут видеть выражения лица и других телодвижений, которые иногда говорят больше, чем слова. Однако в опосредованном общении есть свои преимущества. Это, прежде всего, возможность общаться, находясь далеко друг от друга, что обеспечивает большой выигрыш во времени и средствах.

В общении устанавливаются контакты между отдельными личностями, группами людей, а также между личностью и группой (организацией, фирмой).

Группу в общении представляют, ее руководители или лидеры. Как между личностями, так и между группами формируются и развиваются определенные психологические и этические отношения, которые в значительной степени определяют культуру делового взаимодействия.

Каталог: sites -> default -> files -> 2019
2019 -> Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе и факторы ее определяющие
2019 -> Методика формирования нравственно-экологического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе
2019 -> Слайд 1развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
2019 -> Семинар-практикум для родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
2019 -> Дипломная работа Игры-головоломки как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
2019 -> «Речевое развитие детей раннего возраста.

Проблемы и пути их решения»
2019 -> Конспект лекций Санкт-Петербург, 000 г. Содержание Тема Предмет, задачи и методы возрастной психологии Понятие «возрастная психология» 5


Скачать 30,62 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Лекция №1 Предмет, цели, задачи психологии общения


Лекция №1

Предмет, цели, задачи психологии общения.

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей. В общении они передают друг другу разнообразную информацию; обмениваются мнениями, суждениями, знаниями, убеждениями, идеями, результатами своей деятельности; заявляют о своих потребностях, интересах, целях; приобретают практические умения и навыки; усваивают нравственные принципы и правила этикета, обычаи, обряды, традиции; ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей и проблем; принимают коллективные решения.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. Общение бывает непосредственным, когда взаимодействие людей осуществляется лицом к лицу, и опосредованным, реализуемым через деловые письма, приказы, распоряжения, отчеты, телефонную, радио- и телевизионную связь.

            В процессе непосредственного общения его участники (субъекты) имеют возможность не только передавать информацию друг другу, обмениваться мнениями, суждениями и планами, но и следить за реакцией собеседника, видеть, как информация воздействует на поведение и поступки людей. Иными словами, между участниками общения при непосредственном контакте устанавливается постоянная обратная связь.

При опосредованном общении постоянная обратная связь отсутствует. Например, при переписке она ограничена, а в процессе телефонного разговора собеседники имеют возможность обмениваться информацией в форме диалога, но при этом не могут видеть выражения лица и других телодвижений, которые иногда говорят больше, чем слова. Однако в опосредованном общении есть свои преимущества. Это, прежде всего, возможность общаться, находясь далеко друг от друга, что обеспечивает большой выигрыш во времени и средствах.

В общении устанавливаются контакты между отдельными личностями, группами людей, а также между личностью и группой (организацией, фирмой). Группу в общении представляют, как правило, ее руководители или лидеры. Как между личностями, так и между группами формируются и развиваются определенные психологические и этические отношения, которые в значительной степени определяют культуру делового взаимодействия.

Общение бывает деловым (официальным) и неофициальным (неформальным, светским). Деловое общение связано с трудовой, хозяйственной деятельностью, неофициальное – с досугом. В настоящем конспекте внимание концентрируется преимущественно на деловом общении. Неофициальное взаимодействие людей рассматривается постольку, поскольку оно связано с тем или иным бизнесом. Деловое общение включает также служебное общение.

Служебное общение – это взаимодействие людей, находящихся на службе, как правило, государственной. Оно осуществляется в рабочее время в стенах предприятия, фирмы, магазина и других служебных помещений. Деловое общение шире служебного, так как включает в себя взаимодействие и работников, находящихся на службе у кого-то, и бизнесменов-работодателей. Деловое общение происходит не только на предприятиях и в офисах, но и на деловых приемах, семинарах, выставках и т. д.

Есть различия и у понятий “деловое общение” и “деловые (служебные) отношения”. Отношения – это устойчивые связи и состояния взаимодействия людей. Они бывают хорошими или плохими, производственными, политическими, семейными, дружескими. Общение, в отличие от отношений, включает в себя не только процесс взаимодействия, но и различные виды коммуникаций: деловую переписку, беседы и переговоры, общение по телефону, электронной почте, интернету и т. д.

Понятие

культура употребляется в разных значениях. В самом общем значении это совокупность созданных человечеством (народом или группой народов) материальных и духовных ценностей (именно людьми, а не природой). В зависимости от характера этих ценностей культуру делят на материальную и духовную. Однако нередко бывает, что между творениями ума и рук человеческих трудно провести четкую грань с позиции материального и духовного. Книга, идея, воплощенная в компьютер или станок, письмо, скульптура и многие другие предметы и результаты умственной деятельности можно отнести одновременно к материальной и духовной культуре [1].

            В обиходе под культурой часто понимают явления духовной жизни людей: образование, науку, мораль, искусство. Безусловно, все они имеют прямое отношение и к деловому общению. Чтобы умело организовать и вести его, необходимы научные знания и обучение людей.

Деловое общение строится на основе совокупности нравственных принципов, этических правил и норм. Оно требует также творческого подхода и высокой степени умений, мастерства, т. е. искусства. Деловая культура предполагает эстетичность в одежде, в оформлении рабочих помещений, деловых приемов (застолья) и т. д.

У понятия “культура” есть еще один важный аспект. Им обозначают уровень развития общества, характерный для того или иного исторического этапа, а также уровень развития личностных качеств людей. При всем многообразии смыслов и значений, которые могут быть применены к понятию “культура”, относительно общения рассмотрим основные [2].

Культура общения как альтернатива варварству. В этом качестве культура общения может трактоваться как первый опыт нормативной регуляции человеческих отношений и общения в условиях первобытной общины. На смену сексуально неупорядоченным отношениям пришла система нравственных запретов “табу”, пресекавшая кровно-родственную сексуальную связь, чреватую вырождением рода. В роли инструмента нормативной регуляции человеческих отношений культура общения сохранилась и до наших дней, закрепившись в этике и этикете коммуникативного поведения.

Культура как исторический тип человеческого общения. Это подтверждают различия коммуникативной практики в эпоху варварства и цивилизации, матриархата и патриархата, в процессе смены общественно-экономических формаций и в период переходных состояний от одной эпохи к другой.

Культура как уровневая характеристика общения. Определение уровня адекватности всех коммуникативных функций индивида в ситуации взаимодействия с другими: восприятия и понимания друг друга партнерами по общению, их отношения и обращения друг к другу, способов реагирования и воздействия друг на друга и др. В зависимости от степени реализованности этих характеристик можно весьма условно говорить, например, о трех уровнях культуры общения – высоком, среднем и низком. Высокий уровень культуры общения предполагает максимальную обращенность субъектов общения к несиловым средствам достижения согласия и взаимопонимания в отличие от практики грубого психологического давления друг на друга или манипуляции; богатство средств вербальной и невербальной выразительности коммуникативного поведения; формирование и развитие атмосферы взаимной симпатии, расположенности к взаимопомощи и сотрудничеству. По мере снижения уровня общения происходит “вычитание” из коммуникативного взаимодействия партнеров тех или иных качественных характеристик, названных выше.

Культура общения как видовая характеристика тех или иных элементов в структуре общения или областей его проявления. Культура восприятия партнерами друг друга или культура взаимного обращения друг к другу, культура речевого контакта или культура их невербального поведения, культура психического состояния (психологическая включенность, взаимное внимание или, наоборот, безразличие, индифферентность) и реагирования. Здесь же уместно говорить о культуре политического или экономического, научного или духовного, религиозного или эстетического общения и т. д. Сюда могут быть отнесены и типологические характеристики делового или межличностного, делового или игрового, личностного или безличного общения и т. д.

Культура общения как способ регуляции человеческих отношений, отличный от науки и искусства. Культура общения носит нормативный характер, ее предписания, адресованные коммуникативному поведению людей, определенны и однозначны, носят стабильный характер, отвечающий стандартам и требованиям своего времени.

Применительно к современному деловому общению культура характеризует, прежде всего, соответствие делового взаимодействия требованиям цивилизованных рыночных отношений, которые обеспечивают высокий уровень производства и бытовых услуг, торговли и других отраслей хозяйственной деятельности, социальную направленность экономики, развитие личностных качеств субъектов рынка (бизнесмены, предприниматели, коммерсанты, потребители).

            Культура делового общения – это уровень речевого, письменного и неречевого взаимодействия, который позволяет устанавливать точное межличностное восприятие, понимание и взаимодействие людей в процессе трудовой деятельности. Главными показателями культуры делового общения являются уровень его мастерства, искусства (технология), соответствие его общечеловеческим и профессиональным этическим требованиям, учет в общении личностных и групповых психологических характеристик. Проблемы, связанные с данными культурными показателями, изучаются в курсе “Коммуникативная культура”. Поскольку понятия “этика” и “психология” являются основными для культуры общения, рассмотрим их содержание.

Этика в научной литературе рассматривается как наука, изучающая мораль. Мораль (нравственность) – это способ регуляции поведения людей в обществе с помощью принятых в нем норм и правил. Нравственность упорядочивает действия человека во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и хозяйственной. В отличие от права, призванного регламентировать человеческие взаимоотношения посредством государственных законов, выполнение моральных норм контролируется общественным мнением и таким свойством человека, как совесть. Главным критерием этичности (нравственности) поведения людей является причинение ими добра и зла [8].

            Психология в самом общем смысле – это наука о психике человека или групп людей. Психика представляет собой особую форму активного отражения субъектом объективного мира. Ее образуют различные виды психической деятельности, состояний и свойств человека: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, мотивы, желания, стремления, воля, эмоции, чувства и др.

Определяя предмет психологии делового общения, на первый план выдвигают следующие проблемы:

1) психологические функции общения;

2) формирование и функционирование механизмов и средств общения в зависимости от функций общения, от особенностей личности и других психологических факторов;

3) взаимоотношение общения с другими аспектами психической жизни человека и особенностями личности.

            Выделяя личность как субъекта делового общения в контексте категории “культура”, следует определить понятие “культурный деловой человек”. В основе этого понятия лежат качества, характерные для человека как существа разумного, общественного, сознание и поведение которого определяются общечеловеческими духовными ценностями и культурными требованиями, предъявляемыми ему теми общественными группами, в системе которых осуществляется его жизнедеятельность. Еще древними мыслителями, в частности греческими, выделены такие основные критерии культурного делового человека, как образованность, нравственность, внутренняя собранность и организованность. Позднее, в капиталистическую эпоху, к ним стали добавлять такое качество, как гуманизм (человеколюбие). В последнее время понятие “культурный деловой человек” обогатилось за счет конкретных деловых свойств: высокого профессионализма, предприимчивости, умения общаться с равными себе, подчиненными и др. Безусловно, в определении уровня культуры человека важнейшим критерием является его нравственность.
Вопросы для повторения:

1. Какое из понятий является более общим: “коммуникация” или “общение”?

2. Какое общение называют опосредованным?

3. Назовите различия между деловым и служебным общением.

4. Какие качества присущи культурному деловому человеку?

Структура и функции общения. Стратегии, тактики, виды общения. Коммуникативная компетентность.

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

Основные компоненты общения:

— субъекты;

— средства;

— потребности, мотивация и цели;

— способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;

— результаты.

Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.

Субъект и объект общения

Элементарным условием общения является наличие индивидов, которые оказываются в состоянии наладить между собой какой-то контакт. Каждый из них может быть объектом или субъектом общения. Человек может одновременно выступать и в той и в другой роли, в таком случае фиксируются не личностные качества индивида и не характер его отношения к партнеру, а различие срезов в общении с точки зрения наблюдателя и исследователя этого процесса. Как субъект индивид познает своего партнера и при этом сам является объектом познания для другого. Но можно рассматривать понятия “субъект” и “объект” в другой плоскости: в плоскости отношения друг к другу общающихся. В широком смысле слова под субъектом понимают индивидов, активно участвующих в общении и относящихся к другому участнику общения как к интересному и значимому, равноправному партнеру, а не средству удовлетворения своих потребностей и интересов. Тогда общение носит функционально-ролевой характер. Объектом общения может быть человек, природа, животный мир, предметно-вещная среда. Но эти объекты могут выступать и в качестве субъектов, если отношение к ним эмоционально окрашено.

Средства общения

Чтобы общение между индивидами стало возможным, необходимы определенные средства, с помощью которых налаживается и поддерживается связь. Особая роль принадлежит речи, которой присущи содержательность и богатство языковых средств, культура и выразительность.

Большое внимание изучению “речевого общения” уделял А.А. Леонтьев [7]. Психологическая структура процесса речевого общения (по А. А. Леонтьеву) такова:

— ориентировка

— планирование

— исполнение

— контроль

Также он исследовал функционально-целевые, групповые и ролевые факторы, характеризующие особенности ориентировки в ситуации и собеседнике.

Но все общение не может сводиться к деятельности (в том числе и речевой), речь всего лишь инструмент или средство человеческого общения, хотя и очень значимый в виде устного и печатного слова. Это вербальное средство общения.

            Весьма важны и невербальные средства общения: мимика, выражение глаз, пантомимика (поза, жесты, движения, походка), манера держаться, дистанция между общающимися. Особенно выразительна человеческая мимика. Например, в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого исследователями найдено 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки. Очень весомыми являются психотерапевтические возможности невербальных средств общения (группы телесной, танцевальной терапии и др.).

Однако восприятие и понимание человека человеком – это результат комплексного воздействия вербальных и невербальных факторов; кроме этого, необходимо учитывать физический облик человека, поведение, внешность.

            Любая форма вербальной связи содержит элемент эмоционального значения (подтекст и т. п.). В условиях непосредственного контакта огромное значение приобретает невербальное сопровождение информации (например психосоматические движения). Язык всегда взаимодействует с неязыковыми средствами общения: с экспрессивными реакциями, семантикой поведения (смысл и значение поступков) в процессе совместной деятельности.

Функции коммуникации

Обмен информацией в предельно широком смысле. В человеке информативно все – от содержания речи до позы, жеста, мимики и звучания голоса. Но информацией для другого это становится тогда, когда он готов к ее восприятию и адекватной интерпретации.

Глубинная психологическая связь – передача элементов уникальности личности, психических состояний общающихся. К.С. Станиславский: “Для того чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, т. е. прежде всего свои собственные переживания, чувства и мысли”.

Общение не просто информационное, а энергоинформационное поле. Основным механизмом энергоинформационного или эмоционально-энергетического обмена партнеров в процессе коммуникации является психическое заражение (творческое, например дирижер с оркестром и со зрителем).

Мы неоднократно говорим, что каждый человек уникален, он обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться; и все-таки наших собеседников можно условно объединить в группы. Какие же они, наши собеседники? В учебном пособии «Психология управления»* (* Самыгин СИ., Столяренко Л.Д. Психология управления. — Ростов-на-Дону, 1997.-С. 363-367) приводится описание девяти «абстрактных типов» собеседников.
1. Вздорный человек, «нигилист». Не придерживается темы беседы, нетерпелив, не сдержан. Своей позицией смущает собеседников и провоцирует на то, чтобы они не соглашались с его аргументами.

2. Позитивный человек. Является самым приятным собеседником. Он доброжелателен, трудолюбив, всегда стремится к сотрудничеству.

3. Всезнайка. Всегда уверен в том, что все знает лучше всех; он постоянно включается в любой разговор.

4. Болтун. Любит высказываться пространно, бестактно прерывает беседу.

5. Трусишка. Такой собеседник недостаточно уверен в себе; он лучше промолчит, чем выскажет свое мнение из-за боязни показаться смешным или глупым.

6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Замкнут, держится отчужденно, не включается в деловую беседу, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

7. Незаинтересованный собеседник. Деловой разговор, тема беседы его не интересуют.

8. Важная птица. Такой собеседник не выносит никакой критики. Он чувствует себя выше всех и ведет себя соответствующим образом.

9. Почемучка. Постоянно задает вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто «сгорает» от желания спрашивать.

Как известно, люди ведут себя не одинаково во всех жизненных ситуациях. Человек может меняться в зависимости от значимости темы разговора, хода беседы и типа собеседников.

Для обеспечения высокого уровня делового общения мы должны уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Нужно учитывать, что в процессе общения между коллегами, руководством, клиентами может возникнуть конфликтная ситуация, напряженность, а неумелое пользование словом может привести к сбоям в общении, к информационным потерям.

По своему назначению общение многофункционально. В психологии выделяется пять основных функций.

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.

3. Функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в деловом общении и накладывают на деловые отношения особый отпечаток.

5. Внутриличностная функция общения — это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения и совершает значимые поступки.

Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие.

1. «Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т.п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т.е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, если не нужен, мешает — «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль — это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т.д.

4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

5. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий — основа данного вида общения.

Общение осуществляется при помощи вербальных (словесных) и невербальных средств. Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление и позволило выделить структуру общения, состоящую из трех взаимосвязанных сторон:

1) коммуникативной, которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

2) интерактивной, заключающейся в организации межличностного взаимодействия, т.е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями;

3) перцептивной, которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Чтобы лучше понять, что представляет собой общение, надо подробно рассмотреть все его стороны, особенности, проблемы и препятствия.
Вопросы для повторения:

1. Что вы знаете об основных подходах к структуре общения?

2. Каковы основные компоненты общения?

3. В чем сущность дифференциации общения на форму и содержание?

4. Как соотносятся вербальные и невербальные средства общения?

5. Перечислите функции коммуникации в общении.

Почему общение имеет значение | Psychology Today

Источник: изображение edsavi30 с сайта Pixabay

Помню, я видел плакат на стене своего класса: «Общение — это начало понимания». Это говорило со мной в то время. Тем не менее, как и многие люди, я никогда особо не задумывался об общении. Я бы описал общение как отправку и получение сообщений.

Общение — это больше, чем отправка и получение сообщений

На самом деле общение часто связано с передачей информации. Мы отправляем и получаем сообщения с людьми в нашей жизни. Ежедневно большая часть нашего общения состоит из согласования расписаний: «Во сколько ты приходишь домой к ужину?» и договариваться, чья очередь мыть посуду, оплачивать счета или приносить ужин больному другу. Мы отправляем сообщения типа «Твоя очередь выпустить собаку» и получаем сообщения типа «Не забудь купить собачий корм в магазине» (если вы не догадались, многие сообщения в моем доме о собаке).

Мы также можем винить в проблемах общение, говоря о «нарушениях общения» или «отсутствии общения». Если мы думаем об общении таким образом, мы упускаем так много важного в общении. Мы пренебрегли тем, как и почему общение имеет значение.

Общение имеет значение для создания и изменения отношений

Мы осознаем важность общения, когда

  • Мы сталкиваемся с проблемами баланса между работой и личной жизнью.
  • Мы переживаем положительные события, такие как рождение ребенка или получение награды.
  • У нас есть друг, который делает или говорит не то, что мы ожидаем.
  • У нас есть разногласия по религиозным убеждениям или политическим ценностям.

Как позитивные, так и сложные события влияют, отражают и изменяют нашу идентичность, а также идентичность наших личных и семейных отношений. Что я имею в виду? Как возникли эти отношения? Что ж, подумайте о том, когда вы в последний раз заводили новую дружбу или к вам присоединялся новый член семьи. Через то, что вы и другой человек говорили и делали, то, что мы бы назвали вербальным и невербальным общением, формировались эти отношения.

Иногда отношения складываются легко и ясно. Они здоровы и приятны. В других случаях отношения развиваются в условиях стресса и бури и могут быть здоровыми или нет. То, как мы общаемся, помогает отношениям встать на правильный путь, справиться с проблемами и со временем измениться.

Важно понять, что отношения создаются (и прекращаются) разговором. В общении мы развиваем, создаем, поддерживаем и изменяем наши отношения. Когда мы общаемся, мы становимся и меняемся теми, кто мы есть. Подумайте о том, как вы выросли и изменились, общаясь дома, на работе, с друзьями и в своем сообществе.

Общение имеет значение для отношений и семейной идентичности

Общаясь, мы совместно создаем отношения и нашу собственную идентичность. Когда вы думаете о своих близких отношениях и своей семье, вы, вероятно, можете вспомнить важные события, как положительные, так и отрицательные, которые повлияли на то, как вы понимаете свои отношения и себя как личность.

Рассмотрим следующий пример: один из моих студентов колледжа описал детский семейный ритуал выхода на лужайку перед домом в канун Рождества. Семья пела рождественские гимны и бросала морковь на крышу для северных оленей Санты. Семья до сих пор проводит этот ежегодный ритуал бросания моркови во взрослом возрасте. Вы можете представить себе, как они выводят на снег своих иногда сбитых с толку новых партнеров и супругов, бросают морковь на крышу и поют.

Почему эта семья до сих пор кидается морковкой и поет? С помощью этого, казалось бы, глупого ритуала семья празднует то, кем они являются как семья, и единение, которое для них важно. Семья создает пространство для новых людей, чтобы присоединиться к семье. Своими словами и действиями члены семьи учат своих новых партнеров тому, как быть членами семьи, бросая пряник и используя другой жизненный опыт.

Я уверен, что вы можете указать на опыт, который сыграл ключевую роль в создании ваших отношений и вашей личности.

Общение имеет значение, когда мы сталкиваемся с переменами и проблемами

Мы также общаемся, чтобы справиться с семейными изменениями и проблемами. Члены семьи или другие люди могут иметь разные ожидания относительно того, какой должна быть наша семья и личность. Это особенно верно, когда семья не соответствует доминирующим культурным моделям, таким как семьи с одним родителем, многоэтнические семьи, сводные семьи, семьи ЛГБТК или приемные семьи.

Для меня стать сводной семьей было очень сложно. Мы стали сводной семьей, когда мне было 12 лет. Моя мать недавно умерла, и мой папа удивил нас, детей, познакомив с женщиной, на которой он хотел жениться. Мы больше не соответствовали другим семьям по соседству, где прожили большую часть своей жизни. Мы, конечно, не чувствовали себя семьей в одночасье.

Моей приемной семье потребовалось несколько лет, чтобы понять, что значит быть семьей. По мере нашего взаимодействия, со многими ошибками и некоторыми успехами, мы постепенно пришли к пониманию того, что нам нужно и что мы ожидаем друг от друга, чтобы быть семьей.

Для всех нас отношения и семейная идентичность постоянно развиваются и меняются. В моем случае, я помню, как моя мачеха напоминала мне надевать куртку, выходя вечером, даже в мои 40, и давала мне советы по поводу моего здоровья. В какой-то момент наши роли поменялись, и сейчас, когда ей уже за 80, чаще всего я спрашиваю о ее здоровье и помогаю ей принимать важные решения. Что значит быть матерью или дочерью и чего мы ожидаем друг от друга и от самих себя, меняется по мере нашего взаимодействия.

Вопросы связи . Обсуждаем ли мы, чья очередь кормить собаку, как стать родителем, как взаимодействовать с трудным коллегой или как отпраздновать с другом, который получил главную награду, именно в общении мы узнаем, что делать и говорить. Это то, о чем я буду писать в этом блоге, размышляя о том, чему я научился как профессор и исследователь межличностного и семейного общения. Я приглашаю вас отправиться в это путешествие со мной. Я надеюсь дать вам представление о вашем общении.

Вопросы связи. Общение — это начало понимания . Это захватывающее и постоянно меняющееся путешествие.

Как сделать общение более эффективным с помощью когнитивной психологии

Общение между людьми существует столько же, сколько и они. Оно принимало разные формы, поскольку люди по-разному выражали свои идеи и мысли на протяжении всей истории. На сегодняшний день наиболее популярными формами общения являются устная и письменная коммуникация.

Несмотря на то, что мы усовершенствовали использование языка и научились выражать себя, используя эту сложную многоуровневую систему слов и языковых структур, мы все еще можем сделать наше общение еще лучше. Когнитивная психология — одна из областей исследования, которая может быть применена к общению. Давайте посмотрим, как когнитивная психология может улучшить общение и сделать его более привлекательным.

Что такое когнитивная психология?

Когнитивная психология  «раздел психологии, который исследует работу психических процессов, связанных с восприятием, вниманием, мышлением, языком и памятью, в основном на основе выводов из поведения»,  согласно определению Американской психологической ассоциации.

Это означает, что когнитивная психология изучает так, как мы:

  • Думай
  • Воспринимать
  • Запомни
  • Понять

Поэтому неудивительно, что мы можем использовать когнитивную психологию, чтобы улучшить наше общение и извлечь из него максимальную пользу.

Давайте подробнее рассмотрим, как когнитивная психология может сделать общение более эффективным.

Первые впечатления

Когда мы встречаем кого-то впервые, мы склонны делать «суждение по первому впечатлению» об этом человеке. Мы анализируем то немногое, что знаем о них, и каким-то образом формируем мнение, которое, как правило, сохраняется надолго.

То же самое происходит и в общении.

Выражая свои идеи, делясь своими мыслями или убеждая кого-то в чем-то, человек, который слушает, вероятно, запомнит информацию, которую вы разместили в начале.

Вы можете использовать этот принцип, чтобы сделать вашу презентацию, выступления или интервью более успешными:

  • Откройте самую важную информацию.
  • Поделитесь своим мнением в начале, а затем объясните его.
  • В конце повторите самое важное.

Это обеспечит более успешное общение, поскольку ваша аудитория запомнит именно то, что вы хотели, чтобы они запомнили.

Концентрация внимания

Внимание определяется как  – «компонент высших когнитивных функций коры головного мозга и относится к способности человека обнаруживать общие стимулы и сосредотачиваться на них, а также выбирать важные стимулы из окружающей среды».

Проще говоря, внимание — это наша способность:

  • Обнаружение вещей в нашей среде
  • Выберите, на чем сосредоточиться
  • Суметь игнорировать то, что мы считаем бесполезным в данный момент

В общении очень важно отслеживать  объем внимания  человека, с которым вы разговариваете, и используйте его, чтобы донести свое сообщение.

Продолжительность концентрации – 90 053 – «продолжительность времени, в течение которого кто-то может удерживать свои мысли и интерес на чем-либо».

Итак, как долго человек, с которым вы разговариваете, может не отставать от вас? Смогут ли они обнаружить все важные моменты вашего разговора? Будет ли ваша презентация успешной?

Чтобы убедиться, что вы правильно передаете свое сообщение:

  • Открой большой, вызывающий интерес
  • Дайте им знать, что вы собираетесь им сказать, но пока не говорите этого
  • Прокладывайте свой путь к главному, используя предвкушение
  • Подчеркните главное, используя свой голос и язык тела

Вы должны поддерживать интерес и развлекать свою аудиторию, привлекая их внимание и помогая им оставаться сосредоточенными.

Когнитивная беглость

Эффективная коммуникация — это не то, чего мы добиваемся за одну ночь. Это требует стратегического планирования, практики и понимания еще одного принципа когнитивной психологии:  когнитивная беглость .

Когнитивная беглость касается  легкости,  с которой мы воспринимаем информацию, понимаем ее и определяем, что она для нас значит.

Так что же это означает с точки зрения устного и письменного общения и как мы можем это применить? Давайте посмотрим поближе.

1.  Применение когнитивной беглости для улучшения письменного общения  означает:

  • Структурирование информации в ясной, легкой для понимания форме
  • Использование легко читаемых шрифтов
  • Написание в разговорной манере

Исследования показали, что если текст легко читать, то его также легко понять. Кроме того, люди склонны считать сообщение истинным, если они могут легко его воспринять.

2. Применение когнитивной беглости для улучшения устной коммуникации  означает:

  • Говорите бегло и спокойно, без перебиваний
  • Сделайте информацию легко усваиваемой
  • Будьте убедительны с точки зрения уверенности в себе
  • Сделайте информацию знакомой

Используя этот принцип когнитивной психологии, вы незаметно убеждаете своего слушателя или читателя в том, что они должны верить в то, что вы говорите.

Убеждение

Когда цель вашего общения с кем-то состоит в том, чтобы убедить его совершить желаемые действия, вам нужно пройти лишнюю милю, чтобы достичь этой цели.

Это непростая задача, и убедить людей сделать то, что вы говорите, может быть непросто. Тем не менее, с небольшой помощью когнитивной психологии, вы все равно можете это сделать. Вот что делать:

  • Используйте мотивацию
  • Объясните, зачем им это нужно
  • Дайте вескую причину
  • Попросите их сделать это

Людям нужен мотив, причина и триггер для совершения определенного действия.

Дайте им то, что им нужно, и вы успешно донесете свое сообщение.

Это может применяться к различным отношениям, таким как учитель-ученик, работодатель-работник, родитель-ребенок и т. д.

Заключительные мысли

Понимание того, как люди воспринимают информацию или как оставаться сфокусированными и сконцентрированными, может помочь вам лучше общаться с ними и легче достигать ваших коммуникативных целей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *