ДЕТЕРМИНИЗМ • Большая российская энциклопедия
ДЕТЕРМИНИ́ЗМ, учение об определяемости одних событий или состояний другими, в более общем виде – о взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений и процессов реальности. Противоположная позиция, отрицающая Д., получила назв. индетерминизма. Процессуальная сторона Д. выражается понятием «детерминация», при этом каузальная (причинная – см. Причинность) детерминация рассматривается как частный случай детерминированности, а именно как определяемость событий их причинами и следствиями.
Время детерминации и время наступления события могут совпадать (одновременная детерминация) или различаться. Случай, когда время детерминации предшествует времени наступления события, называется преддетерминацией. Если момент детерминации осуществляется позднее момента, в котором происходит детерминированное событие, говорят о постдетерминации (телеологическая, или целевая, детерминация – см. Телеология). Часто детерминированность неявно отождествляется с преддетерминацией. Д. может получать онтологич. истолкование (теологич., филос., естественно-науч., социальный Д.), равно как и эпистемологич. интерпретацию (утверждения о разл. возможных описаниях действительности).
Характерный для монотеистич. религий теологич. Д., исходящий из того, что всё существующее и происходящее в мире определяется в конечном счёте волей всемогущего Бога, вызвал острые дискуссии о соотношении Божественного предопределения и свободы воли человека (полемика между Августином и Пелагием в христианстве, между джабаритами и кадаритами в исламе и т. п.).
Разл. версии филос. Д., разработанные уже в Древней Греции, получили дальнейшее развитие в Новое время. Механистич. Д., восходящий к концепциям античного атомизма (Демокрит, Эпикур), занял доминирующее положение в естественно-науч. воззрениях 17–18 вв. Сложившееся на основе созданной И. Ньютоном классич. механики представление о мире как о гигантской машине, где все процессы совершаются с непреложной закономерностью, исключающей к.-л. случайность, получило законченное выражение в знаменитой формуле П. Лапласа: «Ум, которому были бы известны для к.-л. данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех её составных частей, если бы вдобавок оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел вселенной наравне с движениями легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором» (Лаплас П. С. Опыт философии теории вероятностей. М., 1908. Гл. 1. С. 9).
Принципы этого радикального Д. были распространены во франц. материализме 18 в. на понимание человека (Ж. О. де Ламетри) и общества (П. А. Гольбах). Возникшая в связи с такой концепцией проблема свободы и ответственности человека в его действиях решалась в нем. идеализме с помощью понятия внутр. детерминации. Так, монады Г. В. Лейбница, не подверженные к.-л. внешним влияниям (у них нет «окон»), действуют согласно внутренне присущим им законам, так что человеческая воля зависит лишь от себя самой. Согласно И. Канту, свобода идентична с самодетерминацией человека посредством морального закона как конечной цели.
В отличие от «жёсткого» лапласовского Д., вероятностный Д. возник в 19 в. в связи с формированием термодинамики и статистич. физики: устойчивость статистич. систем, выражающаяся с помощью понятия вероятностного распределения, сочетается с допущением случайности в поведении их отд. элементов. Вопрос о соотношении Д. и индетерминизма стал предметом острых дискуссий в квантовой механике, обусловленных невозможностью исчерпывающего описания исходных параметров в микрофизич. системах (неопределённостей соотношение В. Гейзенберга и др.).
Во 2-й пол. 20 в., особенно в связи с развитием синергетики, на первый план вышла проблема самодетерминации, характеризующая поведение сложных систем. Модели жёсткой детерминации и вероятностные модели рассматривались как два предельных вида базовых моделей, анализирующие соответственно внешние или внутренние детерминанты (ср. «внекаузальные» и «сверхкаузальные» детерминанты Н. Гартмана). Модели самодетерминации выступали как своеобразный синтез этих двух классов базовых моделей.
Детерминизм в социальных науках
присутствует в теориях, которые с большей или меньшей «жёсткостью» опираются на принцип каузальности в объяснении социальных процессов и явлений. С 19 в. существует множество версий Д., отличающихся выбором того или иного доминирующего фактора, с необходимостью определяющего развитие социума. Все версии Д. можно подразделить на две группы, выбирающие в качестве достаточного для объяснения социального развития либо внешние по отношению к обществу процессы и явления, либо внутренние, собственно социальные (объяснение общества из него самого). В этом смысле, если принимать доминирующую сферу в данной объяснительной схеме за один фактор, обе группы Д. можно считать однофакторными. Они ориентируются на модели объяснения, принятые в естественных науках, признают «жёсткую» обусловленность социальных процессов, а проявления случайности и свободы воли в обществе относят на счёт ещё не познанных объективных законов, которые смогут точно выявить причины и следствия всех явлений.
Д. в рамках первой группы был редукционистским, т. е. сводил объяснение сложных социальных явлений к более простым явлениям другого класса. Так, «биологич. Д.», сводивший социальное к природному, рассматривал общество по аналогии с живым организмом, а его развитие – по законам природной эволюции (см. Дарвинизм социальный). «Географич. Д.» абсолютизировал влияние природной среды на степень экономич. и политич. развитости страны, особенности характера и менталитета её населения (см. Географическое направление в социальной мысли). «Демографич. Д.», популярный в этнографич. и антропологич. исследованиях, гл. детерминантой социальной стратификации и экономич. роста признавал рост населения, определявший в конечном итоге политику в сфере образования, воспитания, идеологии. «Психологич. Д.» признавал первичность психич. явлений и объяснял социальное поведение через факторы индивидуальной или коллективной психики (З. Фрейд, Г. Тард). «Поведенческий Д.» был разработан в рамках бихевиоризма.
Теории Д. второй группы исходили из качественного своеобразия социума и несводимости его объяснения к более простым уровням и внешним факторам. «Культурный Д.», разработанный в культурной антропологии (М. Мид), всё многообразие феноменов культуры выводил из самой культуры: культурная среда, в которой социализирован индивид, предопределяет не только его мысли, действия и личностные качества, но и социальные институты, и нормы. «Технологич. Д.» объяснял всю историю человечества последовательной сменой созданных обществом технологий – от ручных орудий труда древности до автоматизир. машинного труда на электрической (атомной) тяге, информац. технологий и спутниковой связи (амер. учёные Т. Веблен, В. Феркисс, Л. Мамфорд, А. Тофлер, З. Бжезинский, Г. Кан). Вариантом технологич. Д. стала концепция «революции управляющих» (Дж. Бёрнхем, А. Берл), объявлявшая решающим фактором социального прогресса сферу управления. Теория культурного отставания У. Ф. Огборна утверждала, что техника развивается опережающими культуру темпами. В сер. 20 в. широкой известностью пользовалась ещё одна версия технологич. Д. – медиа-Д. (Г. М. Мак-Люэн), согласно которому общество создаётся средствами информации. К этой же группе концепций относится «экономич. Д.», который обусловливал социальное развитие и структуру общества развитостью экономич. сферы (средств произ-ва).
К экономич. детерминистам часто относят К. Маркса, однако это определение скорее относится к его интерпретаторам, чем к нему: он далеко не всегда считал изменения в экономич. сфере достаточным основанием для изменений в духовно-идеологич. сфере, некоторые объяснения носили у него функциональный, а не причинный характер. Социальная детерминация у Э. Дюркгейма раскрывается через множественные социальные взаимосвязи, а не через выделение отд. явления, определяющего фактора.
В 20 в. однофакторный Д. теряет своё значение в социальных науках (за исключением технологического, который скрыто или явно присутствует в совр. теориях развития). Принципы многофакторного социального Д. применяются в контексте системного анализа, учитывающего многообразные связи и отношения социума как целостной системы. Обозначилось различение структурного (причинные связи элементов структуры) и субъектно-действенного Д. (учёт разл. агентов действия), анализируются не только причинный, но и стохастический, и изостатический аспекты. Так, согласно функциональной версии Б. К. Малиновского и А. Р. Рэдклифф-Брауна, общество есть единое целое, в котором каждый элемент выполняет определённую функцию, поддерживающую устойчивое существование социального целого.
Во 2-й пол. 20 в. заметна тенденция отхода от категории социального Д. в социальных науках. Тем не менее есть примеры использования принципа детерминации в некоторых теориях в социологии знания (Д. Блур) или в радикальных феминистских теориях (К. Миллетт). В социологич. теориях среднего уровня необходимость учёта «достаточных» для объяснения факторов привела к разработке аналитич. каузальной модели «социального механизма», включающей лишь существенные для объяснения элементы (амер. учёные М. Гранноветтер, Дж. С. Коулмен, П. Хедстрем). Что касается эмпирич. исследований, то упорядочение и объяснение полученных данных осуществляется, как правило, с помощью введения системы детерминант. Так, напр., изменения некоторых величин, принятых за независимые переменные (пол, возраст), влекут за собой изменения других (зависимых) переменных величин (электоральные предпочтения, ценностные ориентации). Анализ взаимосвязи переменных осуществляется с помощью статистич. математич. методов.
Совр. понимание социального Д. опирается на теорию вероятности (регулярность случайных событий доказывается на большом количестве случаев) и на идеи синергетики. Социальный Д. характеризуется взаимной заменяемостью места субъекта и объекта в цепочке их связей, т. к. оба являются действующими агентами со своими намерениями и интересами; по-разному проявляется в той или иной сфере деятельности человека, в разных социальных структурах, зависит от историч. контекста.
Детерминизм в психологии
Проблема взаимообусловленности сознательно-волевого и телесного, «естественного» (понимаемого в духе «механистич. Д.»), в поведении человека стала в 17–18 вв. одним из центр. вопросов психологии и филос. антропологии (см. Психофизическая проблема). Ассоциативная психология, ориентировавшаяся на строгий механистич. Д., стремилась вывести все законы душевной жизни из связей (ассоциаций) простейших элементов – ощущений или представлений («ментальная механика» Дж. Милля). В дальнейшем этот механистич. Д., господствовавший в эксперим. психологии, иногда дополнялся представлениями о высших, неподвластных «естественным законам» психич. процессах (апперцепция, личностный выбор, воля и т. п.). В 19 в. психология заимствовала из биологии ряд принципов, послуживших объяснением детерминации психич. явлений (представления об инстинктах и рефлексах, адаптации к среде, гомеостазе и т. п.). В кон. 19–20 вв. получил развитие «функциональный Д.» (объяснение психич. феномена, исходя из его функции, адаптивной роли и т. п.) и «системный Д.» (истолкование психич. феноменов с точки зрения их места и роли в целостной системе). Эксперим. психологии пришлось ограничиться статистич., или вероятностным, Д. в прогнозировании поведения конкретного индивида. Во 2-й пол. 20 в. в психологии широкое распространение получил «биологич. Д.», объясняющий феномены психики и поведения путём отсылки к их мозговым, физиологич. или генетич. коррелятам, а также «лингвистич. Д.», рассматривающий особенности мышления и восприятия в разных культурах как обусловленные языковыми различиями (см. Лингвистической относительности гипотеза).
Одной из центральных в 20 в. стала проблема внешних и внутренних детерминант человеческой активности: концепциям, признающим лишь внешний Д. и трактующим поведение человека как цепь реакций на внешние стимулы (бихевиоризм), противостоят концепции, сосредоточившиеся на внутр. детерминантах человеческой активности, таких как мотив, смысл, цель (теория деятельности, гуманистическая психология), а также на «пограничной» между внешним и внутренним области бессознательного как осн. детерминанты человеческого поведения (глубинная психология). В совр. представлениях о детерминантах человеческого поведения центр. место занимает проблема взаимодействия факторов наследственности («генетич. Д.») и среды («культурный Д.»), важнейшим элементом которой выступает общение и передача с его помощью культурного опыта (культурно-историческая психология). В психотерапевтич. практике, наряду с первоначально доминировавшим причинным Д. (поиск причин симптомов в раннем детстве в психоанализе и т. п.), получил развитие целевой Д. (анализ смысла симптома, его роли для настоящего и будущего).
16. Принцип детерминизма.
Причина и следствие. Необходимость и случайность. Закон. Детерминизм и свобода. Индетерминизм.Детерминизм-учение о причинной обусловленности любого явления другими предшествующими явлениями, отрицание существования беспричинных явлений.
Причинная обусловленность выражается с помощью категории причины и следствия.
Причина-явление которое при наличии определенного условия порождает др. явление- следствие. Она не просто предшествует следствию во времени, она порождает следствие. Причинная связь подчиняется закону.
Закон-это объективное всеобщее , необходимая связь явления.
Необходимость-это неизбежность, невозможность быть иначе.
Случайность-событие которое произошло, но могло бы и не происходить.
С точки зрения механического детерминизма случайные явления либо беспричинны и тогда мы нарушаем принцип детерминизма, или случайные события причинно обусловлены , но тогда они не случайны.
Механический детерминизм приводит к отрицанию свободы и к фатализму. Фатализм- представление согласно которому того, что произошло , невозможно было избежать , и невозможно повлиять на то что произойдет в будущем. Будущее предопределено.
Индетерминизм- отрицание всеобщего характера причинной обусловленности , т.е есть явление, есть причина.к ним относились мыслители которые не смерились с тем что свобода то иллюзия.
17. Возможность и действительность. Вероятность. Динамические и статистические законы. Спор о детерминизме в современной науке.
Возможность- это потенциальное бытие, это будущее которое создается настоящим.
Действительность-это актуальное бытие, а всякое изменение есть переход возможности в действительность. Различают абстрактивную и реальную возможность.
Абстрактивная возможность-это событие которое не противоречит известным наукам, но для осущ-я кот-го нет соответ-их условий.
Реальная возможность- событие кот-е не противоречит научным законам, для осущ-я кот-ых вкладываются соответствующие усилия.
Механический детерминизм трактует изменения как реализацию одной единственной возможности , она задана законами механики.
Для количественной оценки возможности в науке выбрано понятие вероятности.
Динамический закон- связь системы при котором состояние системы определяет все ее последующие состояния. Он действует в автономных, закрытых системах.
Статистический закон- данное состояние системы определяет ее последующее состояние неоднозначно, с определенной вероятностью, это в открытых системах, обменивающихся с окруж-й средой энергией.
Невозможность точного предсказания трактуется по-разному, одни видят в этом крах принципа детерминизма, другие считают что неоднозначность говорит о неполноте наших знаний.
По Пригожину события имеют различную степень вероятности, одни неизбежно вероятны, другие невозможны.
18. Принцип развития. Понятие развития. Современная наука о глобальной эволюции как самоорганизации материи. Синергетика как новое миропонимание.
идея развития впервые утверждается в обществе. В 18 веке в эпоху просвещения , возникает новая идея исторического прогресса. В естествознании идея развития утверждается постепенно.
Развитие- это последовательность необратимых направленных качественных изменений системы.
необратимое- это то что делает невозможность возвращение системы в исходное состояние. Развитие имеет направленность, В результате необратимых изменений отклоняющихся от первоначального развития.
В широком смысле развитие- это весь жизненный цикл системы (восходящее и нисходящее), в узком смысле развитие- только восходящая линия, прогресс, а нисходящую линию- регрессом. Регресс и прогресс выражают оценку изменения системы относительно некоторой цели.
В 20 века развитие конкретизируется в концепции – глобальная эволюция.
В 19 века вселенная рассматривалась как изолированная система, ее развитие подчиняется 2-у закону термодинамики, выходом энергии, т.о. процесс развития вселенной это умирание.
В 20 года 19 века- идея тепловой смерти вселенной,но этому противоречит биологическая эволюция- непрерывное усложнение организации. Это противоречие используется криоциатистами для поддержки догмата.
Естественным путем система развивается в сторону понижения уровня. Для того чтобы система развивалась по восходящей нужен план.
В 70 г. 20 века – феномен самоорганизующейся материи. Системы самопроизвольно образуют новые структуры.
Синергетика-новое научное направление, разрабатывает теории описания неравновесных систем.
Самоорганизующиеся системы удов-т следующие системы: они открыты, т.е направление энергии, система должна находиться в состоянии неустойчивости.
Детерминизм | Определение, философы и факты
Г.Э. Moore
Просмотреть все медиа
- Похожие темы:
- свобода воли и моральная ответственность биологический детерминизм компатибилизм экономический детерминизм индетерминизм
Посмотреть весь связанный контент →
детерминизм , в философии и науке тезис о том, что все события во Вселенной, включая человеческие решения и действия, причинно неизбежны. Детерминизм предполагает, что в ситуации, когда человек принимает определенное решение или совершает определенное действие, невозможно, чтобы он или она могли принять какое-либо другое решение или совершить какое-либо другое действие. Другими словами, никогда не бывает так, чтобы люди могли решить или действовать иначе, чем они действительно сделали.
Детерминизм в этом смысле обычно понимается как несовместимый со свободой воли или предполагаемой властью или способностью людей принимать решения или совершать действия независимо от любого предшествующего события или состояния вселенной. Философы и ученые, отрицающие существование свободы воли на этом основании, известны как «жесткие» детерминисты.
Дополнительные сведения по этой теме
свобода воли и моральная ответственность: детерминизм
Детерминизм — это точка зрения, согласно которой при наличии состояния Вселенной (полных физических свойств всех ее частей) в определенное время и…
Напротив, так называемые «мягкие» детерминисты, также называемые компатибилистами, считают, что детерминизм и свободная воля в конце концов совместимы. В большинстве случаев мягкие детерминисты пытаются достичь этого примирения, тонко пересматривая или ослабляя общепринятое понятие свободы воли. Современные мягкие детерминисты включают английского философа Г.Е. Мур (1873–1958), считавший, что действовать свободно означает лишь то, что человек действовал бы иначе, если бы решил поступить так (даже если на самом деле не мог решиться на это), и американский философ Гарри Франкфурт, который утверждал, что действовать свободно означает отождествлять себя со своими желаниями или одобрять их (даже если эти желания таковы, что нельзя не действовать в соответствии с ними).
Крайней альтернативой детерминизму является индетерминизм, представление о том, что по крайней мере некоторые события не имеют детерминированной причины, а происходят случайно или случайно. Индетерминизм в некоторой степени поддерживается исследованиями в области квантовой механики, которые предполагают, что некоторые события на квантовом уровне в принципе непредсказуемы (и, следовательно, случайны). Философы и ученые, которые верят, что Вселенная недетерминистична и что люди обладают свободой воли, известны как «либертарианцы» (либертарианство в этом смысле не следует путать со школой политической философии, называемой либертарианством). Хотя можно считать, что Вселенная недетерминистична и что человеческие действия, тем не менее, детерминированы, немногие современные философы защищают эту точку зрения.
Либертарианство уязвимо перед так называемым возражением «понятности», которое указывает на то, что люди не могут иметь больше контроля над чисто случайным действием, чем над действием, которое детерминистически неизбежно; ни в том, ни в другом случае свобода воли не входит в картину.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Брайаном Дуиньяном.
Детерминизм
Детерминизм
Детерминизм — это философская идея о том, что каждое событие или положение дел, включая каждое человеческое решение и действие, является неизбежным и необходимым следствием предшествующего положения дел.
В физике также существует идея, что законы природы, такие как законы движения Исаака Ньютона, являются причинными законами. Законы Ньютона — это математические уравнения, функции времени. Как только вы узнаете положения и скорости всех частиц во Вселенной, вы можете указать любое время в прошлом или будущем, и эти дифференциальные уравнения расскажут вам обо всем, что произошло и когда-либо может произойти.
В этой идее классической механики у Вселенной есть только одно прошлое, реальное прошлое, но также и только одно будущее, единственно возможное будущее. Он полностью определяется этими математическими уравнениями. Это механический взгляд, материалистический взгляд.
Вселенная — это машина. Наши тела — это машины. Наш разум — это компьютер.
Строго говоря, детерминизм включает преддетерминизм от начала, идею о том, что все прошлое (как и будущее) было полностью определено при происхождении вселенной.
С точки зрения информации информационное содержание вселенной является фиксированной величиной. Информация сохраняется, как и сохранение материи и энергии.
Если преддетерминизм звучит как концепция предопределения, то это потому, что они тесно связаны. Они оба являются убеждениями . неподтвержденный доказательствами., всеведение. всемогущество
Детерминизм не следует путать с детерминированностью, идеей о том, что события (включая действия человека) могут быть адекватно определены непосредственно предшествующими событиями (такими как причины, мотивы, желания агента), не будучи до — определяется до рождения агента или даже до происхождения вселенной.
Поскольку современная квантовая физика показывает, что Вселенная недетерминистична и оказывает сильное влияние на микроскопические процессы в атомном масштабе, нам будет полезно отличать -до--детерминизм от адекватного детерминизма, который мы имеем в реальном мире. Адекватный детерминизм лежит в основе классических физических законов, действующих в макрокосме.
Детерминизм — это современное название (придуманное в девятнадцатом веке) древней идеи Демокрита о том, что причинно-следственные детерминистические законы управляют движением атомов и что все, включая человеческий разум, состоит просто из атомов в пустоте.
Как выразился наставник Демокрита и коллега-материалист Левкипп, абсолютная необходимость не оставляет места в космосе для случая.
«Ничто не происходит случайно, но все происходит по причине и по необходимости». 1 οὐδὲν χρῆμα μάτην γίνεται, ἀλλὰ πάντα ἐκ λόγου τε καὶ ὑπ’ ἀνάγκης
Детерминизм, особенно разновидность «мягкого» детерминизма (см. Уильяма Джеймса) или компатибилизма, поддерживается как теория свободы воли большинством философов, каждый из которых имеет особые интересы в одном или нескольких из множества детерминизмов.
Компатибилисты принимают детерминизм, но утверждают, что человек свободен до тех пор, пока его собственная воля является одним из звеньев причинно-следственной цепи, даже если его выбор полностью предопределен физическими причинами или предопределен Богом.
А Фатализм — это особая форма детерминизма, где каждому событию в будущем суждено произойти. Фатализм обычно не требует участия каких-либо причинно-следственных законов или высших сил. Сыворотка, сыворотка .
Основная идея детерминизма тесно связана с идеей причинности. Но мы можем иметь причинность без детерминизма, особенно «мягкую» причинность, которая следует за «беспричинным» событием ( causa sui ), которое невозможно предсказать на основе предшествующих событий.
Аристотель называл такие события архаи (ἀρχαί) — отправными точками или «новыми стартами» в новых причинно-следственных цепях, разрывающих узы детерминизма.
Несмотря на критическую атаку Дэвида Юма на необходимость причин, многие философы твердо придерживаются причинности и детерминизма. Некоторые даже связывают это с самой возможностью логики и разума. И сам Юм твердо, хотя и непоследовательно, верил в необходимость. «Невозможно допустить посредника между случайностью и необходимостью, — сказал он.
Бертран Рассел сказал: «Закон причинности, согласно которому более поздние события теоретически могут быть предсказаны посредством более ранних событий, часто считался априорным , необходимостью мысли, категорией, без которой наука не могла бы существовать. быть невозможным». (Рассел, Внешний мир, стр. 179)
Идея индетерминизма, кажется, угрожает причинности и основной идее причинного закона. Но это не так.
Для некоторых индетерминизм — это просто случайное событие без причины. Мы можем иметь адекватную причинность без строгого детерминизма. Строгий детерминизм означает полную предсказуемость (в принципе, если не на практике) событий и только одно возможное будущее. Адекватный детерминизм обеспечивает статистическую предсказуемость, которая в обычных ситуациях для физических объектов приближается к статистической достоверности.
Примером события, которое строго не обусловлено, является событие, зависящее от случайности, например подбрасывание монеты. Если результат является только вероятным, а не определенным, то можно сказать, что событие было вызвано подбрасыванием монеты, но сам результат «орел» или «решка» нельзя было предсказать. Таким образом, эта причинность, признающая предшествующие события в качестве причин, не определена и является результатом только случая.
Мы называем это «мягкой» причинностью. События вызываются предшествующими (беспричинными) событиями, но не определяются событиями, предшествующими в причинной цепи, которая была прервана беспричинной причиной.
Детерминизм имеет решающее значение для вопроса о свободе воли. Строгий детерминизм предполагает только одно возможное будущее. Случай означает, что будущее непредсказуемо. Случай допускает альтернативные варианты будущего, и возникает вопрос, как из этих альтернативных возможностей реализуется единственное актуальное настоящее.
Требуемый отход от строгого детерминизма очень незначителен по сравнению с представлениями о чудесах, связанными с «causa sui» (самообусловленной причиной) древних.
Даже в мире, содержащем квантовую неопределенность, макроскопические объекты чрезвычайно детерминированы. Но макроскопические «законы природы» — это просто статистические законы, которые «возникают», когда большое количество атомов или молекул собирается вместе. Для достаточно больших чисел вероятностные законы приближаются к практической достоверности.
Детерминизм — это эмерджентное свойство.
Ньютоновские законы движения достаточно детерминистичны, чтобы отправлять людей на Луну и обратно. Наша Когито-модель Макроразума достаточно велика, чтобы игнорировать квантовую неопределенность в целях рассуждения. Нервная система достаточно надежна, чтобы гарантировать надежную передачу мысленных решений нашим конечностям.
мы видим мир
мягкой причинности и адекватного детерминизма
Мы называем этот детерминизм, неэффективный только для очень малых структур, «адекватным детерминизмом». Этого достаточно, чтобы предсказывать затмения на следующую тысячу или более лет с необычайной точностью.
Вера в строгий детерминизм, несмотря на физические доказательства индетерминизма, только сегодня является приемлемой для догматической философии. Мы рассматриваем десять современных догм детерминизма.
Филиппа Фут утверждала, что поскольку наши действия определяются нашими мотивами, нашим характером и ценностями, нашими чувствами и желаниями, это никоим образом не приводит к заключению, что они пред- -определены с самого начала вселенной.
Наличие квантовой неопределенности заставляет некоторых философов называть мир неопределенным. Но индетерминизм несколько вводит в заблуждение, имея сильный негативный оттенок, когда большинство событий в подавляющем большинстве случаев «адекватно детерминированы». Тем не менее, говоря логически, если одно событие не определено, то индетерминизм истинен, а детерминизм ложен. 1
Нетрудно представить, что три традиционные умственные способности разума — восприятие, представление и понимание — более или менее детерминистически осуществляются в физическом мозгу, где квантовые события не мешают нормальным операциям.
Также несложно представить себе роль случайности в мозге в виде шума квантового уровня. Шум может внести случайные ошибки в сохраненную память. Шум может создавать случайные ассоциации идей во время воспоминаний. Эта случайность может быть вызвана микроскопическими флуктуациями, которые усиливаются до макроскопического уровня.
Наш Макро-Разум нуждается в Микро-Разуме для свободных действий и мыслей в Повестке дня альтернативных возможностей, которые должны быть обдуманы волей. Случайный Микро-Разум является «свободным» в свободной воле и источником человеческого творчества. Адекватно определенный Макро-Разум — это «воля» в свободной воле, которая освобождает , выбирая действия, за которые мы можем нести моральную ответственность.
Детерминизм необходимо отделить от его близких родственников причинности, определенности, необходимости и предсказуемости.
Возникновение детерминизма
Поскольку физический мир неустранимо индетерминирован на базовом уровне атомов и молекул, строгого детерминизма на самом деле нет ни на одном «уровне» физического мира.
Что касается случайных движений на базовом уровне, то на более высоком уровне макроскопического физического мира и человеческого разума возникает адекватный детерминизм. Детерминизм — это абстрактная теоретическая идея, которая настолько упрощает физические системы, что позволяет использовать логические и математические методы для идеализированных абстрактных «объектов» и «событий». Кажущийся «детерминизм» классической физики является следствием усреднения чрезвычайно большого числа микроскопических частиц.
Адекватный детерминизм «появляется», когда у нас есть достаточно большие объекты, которые можно усреднить по огромному количеству атомов и молекул.
Детерминизм — это эмерджентное свойство.
Этимология детерминизма
Термин ( sic ) детерминизм впервые засвидетельствован в конце четырнадцатого века, «приходить к концу», также «решать, решать» от о.Фр. определитель (12с.), из л. определитель «установить пределы до», от de- «выключить» + terminare «отметить конец или границу», от endus «конец, предел.»
Значение «прийти к твердому решению» (что-то сделать) от 1450.
Решительность как «качество решительности» датируется 1822 годом.
До девятнадцатого века детерминистов называли нецессарианцами. Уильям Белшем противопоставил их (выгодно) непоследовательным либертарианцам в 1789 году., первое использование либертарианца. Либертарианцев считали непоследовательными, потому что свобода считалась непослушной, случайной, незаконной и, говоря родственным языком того времени, развратной.
Детерминизм появляется в 1846 году в издании сэра Уильяма Гамильтона работ Томаса Рида в виде примечания на стр. 87.
Есть две схемы Необходимости — Необходимость по действию — Необходимость по конечным причинам. Первая — грубая или слепая Судьба; последний рациональный детерминизм.
Примерно в то же время богословы используют его для описания отсутствия свободы воли.
В 1855 году Уильям Томсон (впоследствии лорд Кельвин) писал:
Теория детерминизма, в которой воля определяется или направляется в определенное русло внешними побуждениями и вынужденными привычками, так что сознание свободы покоится главным образом на забвении предпосылок нашего выбора.
Эрнст Кассирер утверждал (ошибочно?), что детерминизм в философском смысле «учения о том, что все, что происходит, определяется необходимой цепью причинно-следственных связей», восходит к работе Эмиля дю Буа-Реймона в 1876 году.