Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Закон детерминизма: Причинный детерминизм

ДЕТЕРМИНИЗМ • Большая российская энциклопедия

ДЕТЕРМИНИ́ЗМ, уче­ние об оп­ре­де­ляе­мости од­них со­бы­тий или со­стоя­ний дру­ги­ми, в бо­лее об­щем ви­де – о взаи­мо­свя­зи и взаи­мо­обу­слов­лен­но­сти всех яв­ле­ний и про­цес­сов ре­аль­но­сти. Про­ти­во­по­лож­ная по­зи­ция, от­ри­цаю­щая Д., по­лу­чи­ла назв. ин­де­тер­ми­низ­ма. Про­цес­су­аль­ная сто­ро­на Д. вы­ра­жа­ет­ся по­ня­ти­ем «де­тер­ми­на­ция», при этом кау­заль­ная (при­чин­ная – см. При­чин­ность) де­тер­ми­на­ция рас­смат­ри­ва­ет­ся как ча­ст­ный слу­чай де­тер­ми­ни­ро­ван­но­сти, а имен­но как оп­ре­де­ляе­мость со­бы­тий их при­чи­на­ми и след­ст­вия­ми.

Вре­мя де­тер­ми­на­ции и вре­мя на­сту­п­ле­ния со­бы­тия мо­гут сов­па­дать (од­но­вре­мен­ная де­тер­ми­на­ция) или раз­ли­чать­ся. Слу­чай, ко­гда вре­мя де­тер­ми­на­ции пред­ше­ст­ву­ет вре­ме­ни на­сту­п­ле­ния со­бы­тия, на­зы­ва­ет­ся пред­де­тер­ми­на­ци­ей. Ес­ли мо­мент де­тер­ми­на­ции осу­ще­ст­в­ля­ет­ся позд­нее мо­мен­та, в ко­то­ром про­ис­хо­дит де­тер­ми­ни­ро­ван­ное со­бы­тие, го­во­рят о по­стде­тер­ми­на­ции (те­лео­ло­ги­че­ская, или це­ле­вая, де­тер­ми­на­ция – см. Те­лео­ло­гия). Час­то де­тер­ми­ни­ро­ван­ность не­яв­но ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с пред­де­тер­ми­на­ци­ей. Д. мо­жет по­лу­чать он­то­ло­гич. ис­тол­ко­ва­ние (тео­ло­гич., фи­лос., ес­те­ст­вен­но-на­уч., со­ци­аль­ный Д.), рав­но как и эпи­сте­мо­ло­гич. ин­тер­пре­та­цию (ут­вер­жде­ния о разл. воз­мож­ных опи­са­ни­ях дей­ст­ви­тель­но­сти).

Ха­рак­тер­ный для мо­но­теи­стич. ре­ли­гий тео­ло­гич. Д., ис­хо­дя­щий из то­го, что всё су­ще­ст­вую­щее и про­ис­хо­дя­щее в ми­ре оп­ре­де­ля­ет­ся в ко­неч­ном счё­те во­лей все­мо­гу­ще­го Бо­га, вы­звал ост­рые дис­кус­сии о со­от­но­ше­нии Бо­же­ст­вен­но­го пре­до­пре­де­ле­ния и сво­бо­ды во­ли че­ло­ве­ка (по­ле­ми­ка ме­ж­ду Ав­гу­сти­ном и Пе­ла­ги­ем в хри­сти­ан­ст­ве, ме­ж­ду джа­ба­ри­та­ми и ка­да­ри­та­ми в ис­ла­ме и т. п.).

Разл. вер­сии фи­лос. Д., раз­ра­бо­тан­ные уже в Древ­ней Гре­ции, по­лу­чи­ли даль­ней­шее раз­ви­тие в Но­вое вре­мя. Ме­ха­ни­стич. Д., вос­хо­дя­щий к кон­цеп­ци­ям ан­тич­но­го ато­миз­ма (Де­мок­рит, Эпи­кур), за­нял до­ми­ни­рую­щее по­ло­же­ние в ес­те­ст­вен­но-на­уч. воз­зре­ни­ях 17–18 вв. Сло­жив­шее­ся на ос­но­ве соз­дан­ной И. Нью­то­ном клас­сич. ме­ха­ни­ки пред­став­ле­ние о ми­ре как о ги­гант­ской ма­ши­не, где все про­цес­сы со­вер­ша­ют­ся с не­пре­лож­ной за­ко­но­мер­но­стью, ис­клю­чаю­щей к.-л. слу­чай­ность, по­лу­чи­ло за­кон­чен­ное вы­ра­же­ние в зна­ме­ни­той фор­му­ле П. Ла­п­ла­са: «Ум, ко­то­ро­му бы­ли бы из­вест­ны для к.-л. дан­но­го мо­мен­та все си­лы, оду­шев­ляю­щие при­ро­ду, и от­но­си­тель­ное по­ло­же­ние всех её со­став­ных час­тей, ес­ли бы вдо­ба­вок ока­зал­ся дос­та­точ­но об­шир­ным, что­бы под­чи­нить эти дан­ные ана­ли­зу, об­нял бы в од­ной фор­му­ле дви­же­ния ве­ли­чай­ших тел все­лен­ной на­рав­не с дви­же­ния­ми лег­чай­ших ато­мов: не ос­та­лось бы ни­че­го, что бы­ло бы для не­го не­дос­то­вер­но, и бу­ду­щее, так же как и про­шед­шее, пред­ста­ло бы пе­ред его взо­ром» (Ла­п­лас П. С. Опыт фи­ло­со­фии тео­рии ве­ро­ят­но­стей. М., 1908. Гл. 1. С. 9).

Прин­ци­пы это­го ра­ди­каль­но­го Д. бы­ли рас­про­стра­не­ны во франц. ма­те­риа­лиз­ме 18 в. на по­ни­ма­ние че­ло­ве­ка (Ж. О. де Ла­мет­ри) и об­ще­ст­ва (П. А. Голь­бах). Воз­ник­шая в свя­зи с та­кой кон­цеп­ци­ей про­бле­ма сво­бо­ды и от­вет­ст­вен­но­сти че­ло­ве­ка в его дей­ст­ви­ях ре­ша­лась в нем. идеа­лиз­ме с по­мо­щью по­ня­тия внутр. де­тер­ми­на­ции. Так, мо­на­ды Г. В. Лейб­ни­ца, не под­вер­жен­ные к.-л. внеш­ним влия­ни­ям (у них нет «окон»), дей­ст­ву­ют со­глас­но внут­рен­не при­су­щим им за­ко­нам, так что че­ло­ве­че­ская во­ля за­ви­сит лишь от се­бя са­мой. Со­глас­но И. Кан­ту, сво­бо­да иден­тич­на с са­мо­де­тер­ми­на­ци­ей че­ло­ве­ка по­сред­ст­вом мо­раль­но­го за­ко­на как ко­неч­ной це­ли.

В от­ли­чие от «жё­ст­ко­го» ла­п­ла­сов­ско­го Д., ве­ро­ят­но­ст­ный Д. воз­ник в 19 в. в свя­зи с фор­ми­ро­ва­ни­ем тер­мо­ди­на­ми­ки и ста­ти­стич. фи­зи­ки: ус­той­чи­вость ста­ти­стич. сис­тем, вы­ра­жаю­щая­ся с по­мо­щью по­ня­тия ве­ро­ят­но­ст­но­го рас­пре­де­ле­ния, со­че­та­ет­ся с до­пу­ще­ни­ем слу­чай­но­сти в по­ве­де­нии их отд. эле­мен­тов. Во­прос о со­от­но­ше­нии Д. и ин­де­тер­ми­низ­ма стал пред­ме­том ост­рых дис­кус­сий в кван­то­вой ме­ха­ни­ке, обу­слов­лен­ных не­воз­мож­но­стью ис­чер­пы­ваю­ще­го опи­са­ния ис­ход­ных па­ра­мет­ров в мик­ро­фи­зич. сис­те­мах (не­оп­ре­де­лён­но­стей со­от­но­ше­ние В. Гей­зен­бер­га и др.).

Во 2-й пол. 20 в., осо­бен­но в свя­зи с раз­ви­ти­ем си­нер­ге­ти­ки, на пер­вый план вы­шла про­бле­ма са­мо­де­тер­ми­на­ции, ха­рак­те­ри­зую­щая по­ве­де­ние слож­ных сис­тем. Мо­де­ли жё­ст­кой де­тер­ми­на­ции и ве­ро­ят­но­ст­ные мо­де­ли рас­смат­ри­ва­лись как два пре­дель­ных ви­да ба­зо­вых мо­де­лей, ана­ли­зи­рую­щие со­от­вет­ст­вен­но внеш­ние или внут­рен­ние де­тер­ми­нан­ты (ср. «вне­кау­заль­ные» и «сверх­кау­заль­ные» де­тер­ми­нан­ты Н. Гарт­ма­на). Мо­де­ли са­мо­де­тер­ми­на­ции вы­сту­па­ли как свое­об­раз­ный син­тез этих двух клас­сов ба­зо­вых мо­де­лей.

Детерминизм в социальных науках

при­сут­ст­ву­ет в тео­ри­ях, ко­то­рые с боль­шей или мень­шей «жё­ст­ко­стью» опи­ра­ют­ся на прин­цип кау­заль­но­сти в объ­яс­не­нии со­ци­аль­ных про­цес­сов и яв­ле­ний. С 19 в. су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во вер­сий Д., от­ли­чаю­щих­ся вы­бо­ром то­го или ино­го до­ми­ни­рую­ще­го фак­то­ра, с не­об­хо­ди­мо­стью оп­ре­де­ляю­ще­го раз­ви­тие со­циу­ма. Все вер­сии Д. мож­но под­раз­де­лить на две груп­пы, вы­би­раю­щие в ка­че­ст­ве дос­та­точ­но­го для объ­яс­не­ния со­ци­аль­но­го раз­ви­тия ли­бо внеш­ние по от­но­ше­нию к об­ще­ст­ву про­цес­сы и яв­ле­ния, ли­бо внут­рен­ние, соб­ст­вен­но со­ци­аль­ные (объ­яс­не­ние об­ще­ст­ва из не­го са­мо­го). В этом смыс­ле, ес­ли при­ни­мать до­ми­ни­рую­щую сфе­ру в дан­ной объ­яс­ни­тель­ной схе­ме за один фак­тор, обе груп­пы Д. мож­но счи­тать од­но­фак­тор­ны­ми. Они ори­ен­ти­ру­ют­ся на мо­де­ли объ­яс­не­ния, при­ня­тые в ес­те­ст­вен­ных нау­ках, при­зна­ют «жё­ст­кую» обу­слов­лен­ность со­ци­аль­ных про­цес­сов, а про­яв­ле­ния слу­чай­но­сти и сво­бо­ды во­ли в об­ще­ст­ве от­но­сят на счёт ещё не по­знан­ных объ­ек­тив­ных за­ко­нов, ко­то­рые смо­гут точ­но вы­явить при­чи­ны и след­ст­вия всех яв­ле­ний.

Д. в рам­ках пер­вой груп­пы был ре­дук­цио­ни­ст­ским, т. е. сво­дил объ­яс­не­ние слож­ных со­ци­аль­ных яв­ле­ний к бо­лее про­стым яв­ле­ни­ям дру­го­го клас­са. Так, «био­ло­гич. Д.», сво­див­ший со­ци­аль­ное к при­род­но­му, рас­смат­ри­вал об­ще­ст­во по ана­ло­гии с жи­вым ор­га­низ­мом, а его раз­ви­тие – по за­ко­нам при­род­ной эво­лю­ции (см. Дар­ви­низм со­ци­аль­ный). «Гео­гра­фич. Д.» аб­со­лю­ти­зи­ро­вал влия­ние при­род­ной сре­ды на сте­пень эко­но­мич. и по­ли­тич. раз­ви­то­сти стра­ны, осо­бен­но­сти ха­рак­те­ра и мен­та­ли­те­та её на­се­ле­ния (см. Гео­гра­фи­че­ское на­прав­ле­ние в со­ци­аль­ной мыс­ли). «Де­мо­гра­фич. Д.», по­пу­ляр­ный в эт­но­гра­фич. и ан­тро­по­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ях, гл. де­тер­ми­нан­той со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и эко­но­мич. рос­та при­зна­вал рост на­се­ле­ния, оп­ре­де­ляв­ший в ко­неч­ном ито­ге по­ли­ти­ку в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния, вос­пи­та­ния, идео­ло­гии. «Пси­хо­ло­гич. Д.» при­зна­вал пер­вич­ность пси­хич. яв­ле­ний и объ­яс­нял со­ци­аль­ное по­ве­де­ние че­рез фак­то­ры ин­ди­ви­ду­аль­ной или кол­лек­тив­ной пси­хи­ки (З. Фрейд, Г. Тард). «По­ве­ден­че­ский Д.» был раз­ра­бо­тан в рам­ках би­хе­вио­риз­ма.

Тео­рии Д. вто­рой груп­пы ис­хо­ди­ли из ка­че­ст­вен­но­го свое­об­ра­зия со­циу­ма и не­сво­ди­мо­сти его объ­яс­не­ния к бо­лее про­стым уров­ням и внеш­ним фак­то­рам. «Куль­тур­ный Д.», раз­ра­бо­тан­ный в куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии (М. Мид), всё мно­го­об­ра­зие фе­но­ме­нов куль­ту­ры вы­во­дил из са­мой куль­ту­ры: куль­тур­ная сре­да, в ко­то­рой со­циа­ли­зи­ро­ван ин­ди­вид, пре­до­пре­де­ля­ет не толь­ко его мыс­ли, дей­ст­вия и лич­но­ст­ные ка­че­ст­ва, но и со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, и нор­мы. «Тех­но­ло­гич. Д.» объ­яс­нял всю ис­то­рию че­ло­ве­че­ст­ва по­сле­до­ва­тель­ной сме­ной соз­дан­ных об­ще­ст­вом тех­но­ло­гий – от руч­ных ору­дий тру­да древ­но­сти до ав­то­ма­ти­зир. ма­шин­но­го тру­да на элек­три­че­ской (атом­ной) тя­ге, ин­фор­мац. тех­но­ло­гий и спут­ни­ко­вой свя­зи (амер. учё­ные Т. Веб­лен, В. Фер­кисс, Л. Мам­форд, А. Тоф­лер, З. Бже­зин­ский, Г. Кан). Ва­ри­ан­том тех­но­ло­гич. Д. ста­ла кон­цеп­ция «ре­во­лю­ции управ­ляю­щих» (Дж. Бёрн­хем, А. Берл), объ­яв­ляв­шая ре­шаю­щим фак­то­ром со­ци­аль­но­го про­грес­са сфе­ру уп­рав­ле­ния. Тео­рия куль­тур­но­го от­ста­ва­ния У. Ф. Ог­бор­на ут­вер­жда­ла, что тех­ни­ка раз­ви­ва­ет­ся опе­ре­жаю­щи­ми куль­ту­ру тем­па­ми. В сер. 20 в. ши­ро­кой из­вест­но­стью поль­зо­ва­лась ещё од­на вер­сия тех­но­ло­гич. Д. – ме­диа-Д. (Г. М. Мак-­Лю­эн), со­глас­но ко­то­ро­му об­ще­ст­во соз­да­ёт­ся сред­ст­ва­ми ин­фор­ма­ции. К этой же груп­пе кон­цеп­ций от­но­сит­ся «эко­но­мич. Д.», ко­то­рый обу­слов­ли­вал со­ци­аль­ное раз­ви­тие и струк­ту­ру об­ще­ст­ва раз­ви­то­стью эко­но­мич. сфе­ры (средств про­из-ва).

К эко­но­мич. де­тер­ми­ни­стам час­то от­но­сят К. Мар­кса, од­на­ко это оп­ре­де­ле­ние ско­рее от­но­сит­ся к его ин­тер­пре­та­то­рам, чем к не­му: он да­ле­ко не все­гда счи­тал из­ме­не­ния в эко­но­мич. сфе­ре дос­та­точ­ным ос­но­ва­ни­ем для из­ме­не­ний в ду­хов­но-идео­ло­гич. сфе­ре, не­ко­то­рые объ­яс­не­ния но­си­ли у не­го функ­цио­наль­ный, а не при­чин­ный ха­рак­тер. Со­ци­аль­ная де­тер­ми­на­ция у Э. Дюрк­гей­ма рас­кры­ва­ет­ся че­рез мно­же­ст­вен­ные со­ци­аль­ные взаи­мо­свя­зи, а не че­рез вы­деле­ние отд. яв­ле­ния, оп­ре­де­ляю­ще­го фак­то­ра.

В 20 в. од­но­фак­тор­ный Д. те­ря­ет своё зна­че­ние в со­ци­аль­ных нау­ках (за ис­клю­че­ни­ем тех­но­ло­ги­че­ско­го, ко­то­рый скры­то или яв­но при­сут­ст­ву­ет в совр. тео­ри­ях раз­ви­тия). Прин­ци­пы мно­го­фак­тор­но­го со­ци­аль­но­го Д. при­ме­ня­ют­ся в кон­тек­сте сис­тем­но­го ана­ли­за, учи­ты­ваю­ще­го мно­го­об­раз­ные свя­зи и от­но­ше­ния со­циу­ма как це­ло­ст­ной сис­те­мы. Обо­зна­чи­лось раз­ли­че­ние струк­тур­но­го (при­чин­ные свя­зи эле­мен­тов струк­ту­ры) и субъ­ект­но-дей­ст­вен­но­го Д. (учёт разл. аген­тов дей­ст­вия), ана­ли­зи­ру­ют­ся не толь­ко при­чин­ный, но и сто­хас­ти­че­ский, и изо­ста­ти­че­ский ас­пек­ты. Так, со­глас­но функ­цио­наль­ной вер­сии Б. К. Ма­ли­нов­ско­го и А. Р. Рэдк­лифф-­Брау­на, об­ще­ст­во есть еди­ное це­лое, в ко­то­ром ка­ж­дый эле­мент вы­пол­ня­ет оп­ре­де­лён­ную функ­цию, под­дер­жи­ваю­щую ус­той­чи­вое су­ще­ст­во­ва­ние со­ци­аль­но­го це­ло­го.

Во 2-й пол. 20 в. за­мет­на тен­ден­ция от­хо­да от ка­те­го­рии со­ци­аль­но­го Д. в со­ци­аль­ных нау­ках. Тем не ме­нее есть при­ме­ры ис­поль­зо­ва­ния прин­ци­па де­тер­ми­на­ции в не­ко­то­рых тео­ри­ях в со­цио­ло­гии зна­ния (Д. Блур) или в ра­ди­каль­ных фе­ми­ни­ст­ских тео­ри­ях (К. Мил­летт). В со­цио­ло­гич. тео­ри­ях сред­не­го уров­ня не­об­хо­ди­мость учё­та «дос­та­точ­ных» для объ­яс­не­ния фак­то­ров при­ве­ла к раз­ра­бот­ке ана­ли­тич. кау­заль­ной мо­де­ли «со­ци­аль­но­го ме­ха­низ­ма», вклю­чаю­щей лишь су­ще­ст­вен­ные для объ­яс­не­ния эле­мен­ты (амер. учё­ные М. Гран­но­вет­тер, Дж. С. Ко­ул­мен, П. Хед­ст­рем). Что ка­са­ет­ся эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ний, то упо­ря­до­че­ние и объ­яс­не­ние по­лу­чен­ных дан­ных осу­ще­ст­в­ля­ет­ся, как пра­ви­ло, с по­мо­щью вве­де­ния сис­те­мы де­тер­ми­нант. Так, напр., из­ме­не­ния не­ко­то­рых ве­ли­чин, при­ня­тых за не­за­ви­си­мые пе­ре­мен­ные (пол, воз­раст), вле­кут за со­бой из­ме­не­ния дру­гих (за­ви­си­мых) пе­ре­мен­ных ве­ли­чин (элек­то­раль­ные пред­поч­те­ния, цен­но­ст­ные ори­ен­та­ции). Ана­лиз взаи­мо­свя­зи пе­ре­мен­ных осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью ста­ти­стич. ма­те­ма­тич. ме­то­дов.

Совр. по­ни­ма­ние со­ци­аль­но­го Д. опи­ра­ет­ся на тео­рию ве­ро­ят­но­сти (ре­гу­ляр­ность слу­чай­ных со­бы­тий до­ка­зы­ва­ет­ся на боль­шом ко­ли­че­ст­ве слу­ча­ев) и на идеи си­нер­ге­ти­ки. Со­ци­аль­ный Д. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вза­им­ной за­ме­няе­мо­стью мес­та субъ­ек­та и объ­ек­та в це­поч­ке их свя­зей, т. к. оба яв­ля­ют­ся дей­ст­вую­щи­ми аген­та­ми со свои­ми на­ме­ре­ния­ми и ин­те­ре­са­ми; по-раз­но­му про­яв­ля­ет­ся в той или иной сфе­ре дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка, в раз­ных со­ци­аль­ных струк­ту­рах, за­ви­сит от ис­то­рич. кон­тек­ста.

Детерминизм в психологии

Про­бле­ма взаи­мо­обу­слов­лен­но­сти соз­на­тель­но-­во­ле­во­го и те­лес­но­го, «ес­те­ст­вен­но­го» (по­ни­мае­мо­го в ду­хе «ме­ха­нистич. Д.»), в по­ве­де­нии че­ло­ве­ка ста­ла в 17–18 вв. од­ним из центр. во­про­сов пси­хо­ло­гии и фи­лос. ан­тро­по­ло­гии (см. Пси­хо­фи­зи­че­ская про­бле­ма). Ас­со­циа­тив­ная пси­хо­ло­гия, ори­ен­ти­ро­вав­шая­ся на стро­гий ме­ха­ни­стич. Д., стре­ми­лась вы­вес­ти все за­ко­ны ду­шев­ной жиз­ни из свя­зей (ас­со­циа­ций) про­стей­ших эле­мен­тов – ощу­ще­ний или пред­став­ле­ний («мен­таль­ная ме­ха­ни­ка» Дж. Мил­ля). В даль­ней­шем этот ме­ха­ни­стич. Д., гос­под­ство­вав­ший в экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии, ино­гда до­пол­нял­ся пред­став­ле­ния­ми о выс­ших, не­под­вла­ст­ных «ес­те­ст­вен­ным за­ко­нам» пси­хич. про­цес­сах (ап­пер­цеп­ция, лич­но­ст­ный вы­бор, во­ля и т. п.). В 19 в. пси­хо­ло­гия за­им­ст­во­ва­ла из био­ло­гии ряд прин­ци­пов, по­слу­жив­ших объ­яс­не­ни­ем де­тер­ми­на­ции пси­хи­ч. явлений (пред­став­ле­ния об ин­стинк­тах и реф­лек­сах, адап­та­ции к сре­де, го­мео­ста­зе и т. п.). В кон. 19–20 вв. по­лу­чил раз­ви­тие «функ­цио­наль­ный Д.» (объ­яс­не­ние пси­хич. фе­но­ме­на, ис­хо­дя из его функ­ции, адап­тив­ной ро­ли и т. п.) и «сис­тем­ный Д.» (ис­тол­ко­ва­ние пси­хич. фе­но­ме­нов с точ­ки зре­ния их мес­та и ро­ли в це­ло­ст­ной сис­те­ме). Экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии при­шлось ог­ра­ни­чить­ся ста­ти­стич., или ве­ро­ят­но­ст­ным, Д. в про­гно­зи­ро­ва­нии по­ве­де­ния кон­крет­но­го ин­ди­ви­да. Во 2-й пол. 20 в. в пси­хо­ло­гии ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чил «био­ло­гич. Д.», объ­яс­няю­щий фе­но­ме­ны пси­хи­ки и по­ве­де­ния пу­тём от­сыл­ки к их моз­го­вым, фи­зио­ло­гич. или ге­не­тич. кор­ре­ля­там, а так­же «лин­гвис­тич. Д.», рас­смат­ри­ваю­щий осо­бен­но­сти мыш­ле­ния и вос­при­ятия в раз­ных куль­ту­рах как обу­слов­лен­ные язы­ко­вы­ми раз­ли­чия­ми (см. Лин­гвис­ти­че­ской от­но­си­тель­но­сти ги­по­те­за).

Од­ной из цен­траль­ных в 20 в. ста­ла про­бле­ма внеш­них и внут­рен­них де­тер­ми­нант че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти: кон­цеп­ци­ям, при­знаю­щим лишь внеш­ний Д. и трак­тую­щим по­ве­де­ние че­ло­ве­ка как цепь ре­ак­ций на внеш­ние сти­му­лы (би­хе­вио­ризм), про­ти­во­сто­ят кон­цеп­ции, со­сре­до­то­чив­шие­ся на внутр. де­тер­ми­нан­тах че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти, та­ких как мо­тив, смысл, цель (тео­рия дея­тель­но­сти, гу­ма­ни­сти­че­ская пси­хо­ло­гия), а так­же на «по­гра­нич­ной» ме­ж­ду внеш­ним и внут­рен­ним об­лас­ти бес­соз­на­тель­но­го как осн. де­тер­ми­нан­ты че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния (глу­бин­ная пси­хо­ло­гия). В совр. пред­став­ле­ни­ях о де­тер­ми­нан­тах че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния центр. ме­сто за­ни­ма­ет про­бле­ма взаи­мо­дей­ст­вия фак­то­ров на­след­ст­вен­но­сти («ге­не­тич. Д.») и сре­ды («куль­тур­ный Д.»), важ­ней­шим эле­мен­том ко­то­рой вы­сту­па­ет об­ще­ние и пе­ре­да­ча с его по­мо­щью куль­тур­но­го опы­та (куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская пси­хо­ло­гия). В пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ке, на­ря­ду с пер­во­на­чаль­но до­ми­ни­ро­вав­шим при­чин­ным Д. (по­иск при­чин сим­пто­мов в ран­нем дет­ст­ве в пси­хо­ана­ли­зе и т. п.), по­лу­чил раз­ви­тие це­ле­вой Д. (ана­лиз смыс­ла сим­пто­ма, его ро­ли для на­стоя­ще­го и бу­ду­ще­го).

16. Принцип детерминизма.

Причина и следствие. Необходимость и случайность. Закон. Детерминизм и свобода. Индетерминизм.

Детерминизм-учение о причинной обусловленности любого явления другими предшествующими явлениями, отрицание существования беспричинных явлений.

Причинная обусловленность выражается с помощью категории причины и следствия.

Причина-явление которое при наличии определенного условия порождает др. явление- следствие. Она не просто предшествует следствию во времени, она порождает следствие. Причинная связь подчиняется закону.

Закон-это объективное всеобщее , необходимая связь явления.

Необходимость-это неизбежность, невозможность быть иначе.

Случайность-событие которое произошло, но могло бы и не происходить.

С точки зрения механического детерминизма случайные явления либо беспричинны и тогда мы нарушаем принцип детерминизма, или случайные события причинно обусловлены , но тогда они не случайны.

Т.О случайных явлений нет, есть явления которых мы не знаем.

Механический детерминизм приводит к отрицанию свободы и к фатализму. Фатализм- представление согласно которому того, что произошло , невозможно было избежать , и невозможно повлиять на то что произойдет в будущем. Будущее предопределено.

Индетерминизм- отрицание всеобщего характера причинной обусловленности , т.е есть явление, есть причина.к ним относились мыслители которые не смерились с тем что свобода то иллюзия.

17. Возможность и действительность. Вероятность. Динамические и статистические законы. Спор о детерминизме в современной науке.

Возможность- это потенциальное бытие, это будущее которое создается настоящим.

Действительность-это актуальное бытие, а всякое изменение есть переход возможности в действительность. Различают абстрактивную и реальную возможность.

Абстрактивная возможность-это событие которое не противоречит известным наукам, но для осущ-я кот-го нет соответ-их условий.

Реальная возможность- событие кот-е не противоречит научным законам, для осущ-я кот-ых вкладываются соответствующие усилия.

Механический детерминизм трактует изменения как реализацию одной единственной возможности , она задана законами механики.

Для количественной оценки возможности в науке выбрано понятие вероятности.

Динамический закон- связь системы при котором состояние системы определяет все ее последующие состояния. Он действует в автономных, закрытых системах.

Статистический закон- данное состояние системы определяет ее последующее состояние неоднозначно, с определенной вероятностью, это в открытых системах, обменивающихся с окруж-й средой энергией.

Невозможность точного предсказания трактуется по-разному, одни видят в этом крах принципа детерминизма, другие считают что неоднозначность говорит о неполноте наших знаний.

По Пригожину события имеют различную степень вероятности, одни неизбежно вероятны, другие невозможны.

18. Принцип развития. Понятие развития. Современная наука о глобальной эволюции как самоорганизации материи. Синергетика как новое миропонимание.

идея развития впервые утверждается в обществе. В 18 веке в эпоху просвещения , возникает новая идея исторического прогресса. В естествознании идея развития утверждается постепенно.

Развитие- это последовательность необратимых направленных качественных изменений системы.

необратимое- это то что делает невозможность возвращение системы в исходное состояние. Развитие имеет направленность, В результате необратимых изменений отклоняющихся от первоначального развития.

В широком смысле развитие- это весь жизненный цикл системы (восходящее и нисходящее), в узком смысле развитие- только восходящая линия, прогресс, а нисходящую линию- регрессом. Регресс и прогресс выражают оценку изменения системы относительно некоторой цели.

В 20 века развитие конкретизируется в концепции – глобальная эволюция.

В 19 века вселенная рассматривалась как изолированная система, ее развитие подчиняется 2-у закону термодинамики, выходом энергии, т.о. процесс развития вселенной это умирание.

В 20 года 19 века- идея тепловой смерти вселенной,но этому противоречит биологическая эволюция- непрерывное усложнение организации. Это противоречие используется криоциатистами для поддержки догмата.

Естественным путем система развивается в сторону понижения уровня. Для того чтобы система развивалась по восходящей нужен план.

В 20г. 20 века вселенная рассматривается как открытая система.

В 70 г. 20 века – феномен самоорганизующейся материи. Системы самопроизвольно образуют новые структуры.

Синергетика-новое научное направление, разрабатывает теории описания неравновесных систем.

Самоорганизующиеся системы удов-т следующие системы: они открыты, т.е направление энергии, система должна находиться в состоянии неустойчивости.

Детерминизм | Определение, философы и факты

Г.Э. Moore

Просмотреть все медиа

Похожие темы:
свобода воли и моральная ответственность биологический детерминизм компатибилизм экономический детерминизм индетерминизм

Посмотреть весь связанный контент →

детерминизм , в философии и науке тезис о том, что все события во Вселенной, включая человеческие решения и действия, причинно неизбежны. Детерминизм предполагает, что в ситуации, когда человек принимает определенное решение или совершает определенное действие, невозможно, чтобы он или она могли принять какое-либо другое решение или совершить какое-либо другое действие. Другими словами, никогда не бывает так, чтобы люди могли решить или действовать иначе, чем они действительно сделали.

Детерминизм в этом смысле обычно понимается как несовместимый со свободой воли или предполагаемой властью или способностью людей принимать решения или совершать действия независимо от любого предшествующего события или состояния вселенной. Философы и ученые, отрицающие существование свободы воли на этом основании, известны как «жесткие» детерминисты.

Дополнительные сведения по этой теме

свобода воли и моральная ответственность: детерминизм

Детерминизм — это точка зрения, согласно которой при наличии состояния Вселенной (полных физических свойств всех ее частей) в определенное время и…

Напротив, так называемые «мягкие» детерминисты, также называемые компатибилистами, считают, что детерминизм и свободная воля в конце концов совместимы. В большинстве случаев мягкие детерминисты пытаются достичь этого примирения, тонко пересматривая или ослабляя общепринятое понятие свободы воли. Современные мягкие детерминисты включают английского философа Г.Е. Мур (1873–1958), считавший, что действовать свободно означает лишь то, что человек действовал бы иначе, если бы решил поступить так (даже если на самом деле не мог решиться на это), и американский философ Гарри Франкфурт, который утверждал, что действовать свободно означает отождествлять себя со своими желаниями или одобрять их (даже если эти желания таковы, что нельзя не действовать в соответствии с ними).

Крайней альтернативой детерминизму является индетерминизм, представление о том, что по крайней мере некоторые события не имеют детерминированной причины, а происходят случайно или случайно. Индетерминизм в некоторой степени поддерживается исследованиями в области квантовой механики, которые предполагают, что некоторые события на квантовом уровне в принципе непредсказуемы (и, следовательно, случайны). Философы и ученые, которые верят, что Вселенная недетерминистична и что люди обладают свободой воли, известны как «либертарианцы» (либертарианство в этом смысле не следует путать со школой политической философии, называемой либертарианством). Хотя можно считать, что Вселенная недетерминистична и что человеческие действия, тем не менее, детерминированы, немногие современные философы защищают эту точку зрения.

Либертарианство уязвимо перед так называемым возражением «понятности», которое указывает на то, что люди не могут иметь больше контроля над чисто случайным действием, чем над действием, которое детерминистически неизбежно; ни в том, ни в другом случае свобода воли не входит в картину.

Следовательно, если человеческие действия недетерминированы, свободы воли не существует.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Детерминизм

Детерминизм

Детерминизм — это философская идея о том, что каждое событие или положение дел, включая каждое человеческое решение и действие, является неизбежным и необходимым следствием предшествующего положения дел.

В физике также существует идея, что законы природы, такие как законы движения Исаака Ньютона, являются причинными законами. Законы Ньютона — это математические уравнения, функции времени. Как только вы узнаете положения и скорости всех частиц во Вселенной, вы можете указать любое время в прошлом или будущем, и эти дифференциальные уравнения расскажут вам обо всем, что произошло и когда-либо может произойти.

В этой идее классической механики у Вселенной есть только одно прошлое, реальное прошлое, но также и только одно будущее, единственно возможное будущее. Он полностью определяется этими математическими уравнениями. Это механический взгляд, материалистический взгляд.

Вселенная — это машина. Наши тела — это машины. Наш разум — это компьютер.

Строго говоря, детерминизм включает преддетерминизм от начала, идею о том, что все прошлое (как и будущее) было полностью определено при происхождении вселенной.

С точки зрения информации информационное содержание вселенной является фиксированной величиной. Информация сохраняется, как и сохранение материи и энергии.

Если преддетерминизм звучит как концепция предопределения, то это потому, что они тесно связаны. Они оба являются убеждениями . неподтвержденный доказательствами., всеведение. всемогущество

Детерминизм не следует путать с детерминированностью, идеей о том, что события (включая действия человека) могут быть адекватно определены непосредственно предшествующими событиями (такими как причины, мотивы, желания агента), не будучи до — определяется до рождения агента или даже до происхождения вселенной.

Поскольку современная квантовая физика показывает, что Вселенная недетерминистична и оказывает сильное влияние на микроскопические процессы в атомном масштабе, нам будет полезно отличать -до--детерминизм от адекватного детерминизма, который мы имеем в реальном мире. Адекватный детерминизм лежит в основе классических физических законов, действующих в макрокосме.

Детерминизм — это современное название (придуманное в девятнадцатом веке) древней идеи Демокрита о том, что причинно-следственные детерминистические законы управляют движением атомов и что все, включая человеческий разум, состоит просто из атомов в пустоте.

Как выразился наставник Демокрита и коллега-материалист Левкипп, абсолютная необходимость не оставляет места в космосе для случая.

«Ничто не происходит случайно, но все происходит по причине и по необходимости». 1 οὐδὲν χρῆμα μάτην γίνεται, ἀλλὰ πάντα ἐκ λόγου τε καὶ ὑπ’ ἀνάγκης

Детерминизм, особенно разновидность «мягкого» детерминизма (см. Уильяма Джеймса) или компатибилизма, поддерживается как теория свободы воли большинством философов, каждый из которых имеет особые интересы в одном или нескольких из множества детерминизмов.

Компатибилисты принимают детерминизм, но утверждают, что человек свободен до тех пор, пока его собственная воля является одним из звеньев причинно-следственной цепи, даже если его выбор полностью предопределен физическими причинами или предопределен Богом.

А Фатализм — это особая форма детерминизма, где каждому событию в будущем суждено произойти. Фатализм обычно не требует участия каких-либо причинно-следственных законов или высших сил. Сыворотка, сыворотка .

Основная идея детерминизма тесно связана с идеей причинности. Но мы можем иметь причинность без детерминизма, особенно «мягкую» причинность, которая следует за «беспричинным» событием ( causa sui ), которое невозможно предсказать на основе предшествующих событий.

Аристотель называл такие события архаи (ἀρχαί) — отправными точками или «новыми стартами» в новых причинно-следственных цепях, разрывающих узы детерминизма.

Несмотря на критическую атаку Дэвида Юма на необходимость причин, многие философы твердо придерживаются причинности и детерминизма. Некоторые даже связывают это с самой возможностью логики и разума. И сам Юм твердо, хотя и непоследовательно, верил в необходимость. «Невозможно допустить посредника между случайностью и необходимостью, — сказал он.

Бертран Рассел сказал: «Закон причинности, согласно которому более поздние события теоретически могут быть предсказаны посредством более ранних событий, часто считался априорным , необходимостью мысли, категорией, без которой наука не могла бы существовать. быть невозможным». (Рассел, Внешний мир, стр. 179)

Идея индетерминизма, кажется, угрожает причинности и основной идее причинного закона. Но это не так.

Для некоторых индетерминизм — это просто случайное событие без причины. Мы можем иметь адекватную причинность без строгого детерминизма. Строгий детерминизм означает полную предсказуемость (в принципе, если не на практике) событий и только одно возможное будущее. Адекватный детерминизм обеспечивает статистическую предсказуемость, которая в обычных ситуациях для физических объектов приближается к статистической достоверности.

Примером события, которое строго не обусловлено, является событие, зависящее от случайности, например подбрасывание монеты. Если результат является только вероятным, а не определенным, то можно сказать, что событие было вызвано подбрасыванием монеты, но сам результат «орел» или «решка» нельзя было предсказать. Таким образом, эта причинность, признающая предшествующие события в качестве причин, не определена и является результатом только случая.

Мы называем это «мягкой» причинностью. События вызываются предшествующими (беспричинными) событиями, но не определяются событиями, предшествующими в причинной цепи, которая была прервана беспричинной причиной.

Детерминизм имеет решающее значение для вопроса о свободе воли. Строгий детерминизм предполагает только одно возможное будущее. Случай означает, что будущее непредсказуемо. Случай допускает альтернативные варианты будущего, и возникает вопрос, как из этих альтернативных возможностей реализуется единственное актуальное настоящее.

Требуемый отход от строгого детерминизма очень незначителен по сравнению с представлениями о чудесах, связанными с «causa sui» (самообусловленной причиной) древних.

Даже в мире, содержащем квантовую неопределенность, макроскопические объекты чрезвычайно детерминированы. Но макроскопические «законы природы» — это просто статистические законы, которые «возникают», когда большое количество атомов или молекул собирается вместе. Для достаточно больших чисел вероятностные законы приближаются к практической достоверности.

Детерминизм — это эмерджентное свойство.

Ньютоновские законы движения достаточно детерминистичны, чтобы отправлять людей на Луну и обратно. Наша Когито-модель Макроразума достаточно велика, чтобы игнорировать квантовую неопределенность в целях рассуждения. Нервная система достаточно надежна, чтобы гарантировать надежную передачу мысленных решений нашим конечностям.

мы видим мир
мягкой причинности и адекватного детерминизма

Мы называем этот детерминизм, неэффективный только для очень малых структур, «адекватным детерминизмом». Этого достаточно, чтобы предсказывать затмения на следующую тысячу или более лет с необычайной точностью.

Вера в строгий детерминизм, несмотря на физические доказательства индетерминизма, только сегодня является приемлемой для догматической философии. Мы рассматриваем десять современных догм детерминизма.

Филиппа Фут утверждала, что поскольку наши действия определяются нашими мотивами, нашим характером и ценностями, нашими чувствами и желаниями, это никоим образом не приводит к заключению, что они пред- -определены с самого начала вселенной.

Наличие квантовой неопределенности заставляет некоторых философов называть мир неопределенным. Но индетерминизм несколько вводит в заблуждение, имея сильный негативный оттенок, когда большинство событий в подавляющем большинстве случаев «адекватно детерминированы». Тем не менее, говоря логически, если одно событие не определено, то индетерминизм истинен, а детерминизм ложен. 1

Нетрудно представить, что три традиционные умственные способности разума — восприятие, представление и понимание — более или менее детерминистически осуществляются в физическом мозгу, где квантовые события не мешают нормальным операциям.

Также несложно представить себе роль случайности в мозге в виде шума квантового уровня. Шум может внести случайные ошибки в сохраненную память. Шум может создавать случайные ассоциации идей во время воспоминаний. Эта случайность может быть вызвана микроскопическими флуктуациями, которые усиливаются до макроскопического уровня.

Наш Макро-Разум нуждается в Микро-Разуме для свободных действий и мыслей в Повестке дня альтернативных возможностей, которые должны быть обдуманы волей. Случайный Микро-Разум является «свободным» в свободной воле и источником человеческого творчества. Адекватно определенный Макро-Разум — это «воля» в свободной воле, которая освобождает , выбирая действия, за которые мы можем нести моральную ответственность.

Детерминизм необходимо отделить от его близких родственников причинности, определенности, необходимости и предсказуемости.

Возникновение детерминизма

Поскольку физический мир неустранимо индетерминирован на базовом уровне атомов и молекул, строгого детерминизма на самом деле нет ни на одном «уровне» физического мира.

Что касается случайных движений на базовом уровне, то на более высоком уровне макроскопического физического мира и человеческого разума возникает адекватный детерминизм. Детерминизм — это абстрактная теоретическая идея, которая настолько упрощает физические системы, что позволяет использовать логические и математические методы для идеализированных абстрактных «объектов» и «событий». Кажущийся «детерминизм» классической физики является следствием усреднения чрезвычайно большого числа микроскопических частиц.

Адекватный детерминизм «появляется», когда у нас есть достаточно большие объекты, которые можно усреднить по огромному количеству атомов и молекул.

Детерминизм — это эмерджентное свойство.

Этимология детерминизма

Термин ( sic ) детерминизм впервые засвидетельствован в конце четырнадцатого века, «приходить к концу», также «решать, решать» от о.Фр. определитель (12с.), из л. определитель «установить пределы до», от de- «выключить» + terminare «отметить конец или границу», от endus «конец, предел.»

Значение «прийти к твердому решению» (что-то сделать) от 1450.

Решительность как «качество решительности» датируется 1822 годом.

До девятнадцатого века детерминистов называли нецессарианцами. Уильям Белшем противопоставил их (выгодно) непоследовательным либертарианцам в 1789 году., первое использование либертарианца. Либертарианцев считали непоследовательными, потому что свобода считалась непослушной, случайной, незаконной и, говоря родственным языком того времени, развратной.

Детерминизм появляется в 1846 году в издании сэра Уильяма Гамильтона работ Томаса Рида в виде примечания на стр. 87.

Есть две схемы Необходимости — Необходимость по действию — Необходимость по конечным причинам. Первая — грубая или слепая Судьба; последний рациональный детерминизм.

Примерно в то же время богословы используют его для описания отсутствия свободы воли.

В 1855 году Уильям Томсон (впоследствии лорд Кельвин) писал:

Теория детерминизма, в которой воля определяется или направляется в определенное русло внешними побуждениями и вынужденными привычками, так что сознание свободы покоится главным образом на забвении предпосылок нашего выбора.

Эрнст Кассирер утверждал (ошибочно?), что детерминизм в философском смысле «учения о том, что все, что происходит, определяется необходимой цепью причинно-следственных связей», восходит к работе Эмиля дю Буа-Реймона в 1876 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *