Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Закрытие гельштата: Закрыть гештальт: что это такое, как закрывают?

Содержание

Закрыть гештальт: что это такое, как закрывают?

«Закрыть гештальт» — фраза настолько расхожая, что мы используем ее по поводу и без. Чаще — без: «Пойду закрою гештальт и домою полы». А что такое гештальт на самом деле? И зачем его закрывать? А что будет, если оставить открытым? Расспросили экспертов-психологов.

Наши эксперты:

  • Елена Соллогуб, гештальт-терапевт, семейный психолог.
  • Юлия Карачёва, врач-психиатр, психотерапевт медицинского центра «Атлас».
  • Ольга Василиадис, клинический психолог

Что такое гештальт?

Гештальт (от нем. gestalt — целый, полный образ) — образ, форма или структура, которая воспринимается как неделимая, но на самом деле состоит из многих компонентов. Возьмем для примера музыку: мы воспринимаем ее как нечто цельное, хотя это набор нот, громкость и скорость звучания, мастерство исполнителя и даже качество записи. И это все (а также настроение, воспоминания, ассоциации) влияет на ее восприятие.

Но какое отношение гештальт имеет к отчетам, глажке вещей и шопингу? Ну или к психологии?..

Откуда взялось это понятие?

Ольга Василиадис: Это понятие — основа гештальт-терапии (основатель — Фредерик Перлз). Специалисты этого направления считают, что вся наша жизнь — серия гештальтов: разнообразных потребностей, которые возникают и удовлетворяются вследствие контакта с окружающим миром. Удовлетворение потребности — закрытие гештальта. Мы проголодались — ищем возможность перекусить. Влюбились — хотим близости с объектом. Когда потребность не удовлетворяется, возникает тот самый незакрытый гештальт.

Юлия Карачёва: Говоря о незакрытом гештальте, мы имеем в виду то, что не получило логического завершения. У него есть еще одно название — эффект Зейгарник (эффект незавершенного действия). Блюма Вольфовна Зейгарник, выдающаяся отечественная специалистка в области психологии, еще в 1925 году заметила, что официанты, выполнившие заказ, тут же о нем забывают, а вот незавершенный сохраняется у них в памяти. Дальнейшие исследования помогли понять, что нерешенные задачи создают у человека эмоциональное напряжение. Именно поэтому мы так часто вспоминаем неудачи и незаконченные действия.

А можно конкретные примеры незакрытых гештальтов?

Ольга Василиадис: Нереализованные желания. Чувства, которые мы не смогли выразить: гнев, горе, печаль, возмущение. Неразрешенные ситуации в отношениях с семьей, любимыми, друзьями.

Елена Соллогуб: Классический пример в отношениях — развод. Часто, разводясь на бумаге, супруги эмоционально не завершают отношения и продолжают испытывать друг к другу разнообразную гамму чувств.

Юлия Карачёва: Когда эпизод любимого сериала обрывается на самом интересном месте. Вы запоминаете сюжет и ждете продолжения.

Чем опасен незавершенный гештальт?

Ольга Василиадис: Незавершенные гештальты заставляют возвращаться в определенную ситуацию, вести внутренней диалог с тем, кто нас не слышит. Это съедает энергию, которую мы могли направить на созидательные цели.

Незакрытый гештальт может повлиять не только на самого человека, но и на его детей. Классический пример – попытка реализовать свою детскую мечту через ребенка, не считаясь с его желаниями.

Елена Соллогуб: Мы не всегда осознаем, что вот это и есть тот самый незакрытый гештальт. А тем временем он влияет на нашу жизнь: заставляет вести себя непредсказуемо, бросать на полпути важные проекты, разрушает ценные отношения. Поэтому ситуацию нужно взять под контроль: выявить, осознать, закрыть.

Значит, любой гештальт надо закрывать?

Елена Соллогуб: Невозможно закрыть все гештальты. Но имеет смысл проработать те, что вызывают тяжелые переживания и ухудшают качество жизни. И кстати! Есть одна важная тонкость. Она касается творческих людей. Для них стресс и незакрытые гештальты могут быть источником вдохновения. Решили проблему — перекрыли источник творчества.

И как же закрыть гештальт?

Елена Соллогуб: В отношениях – попробуйте поговорить. Банальный совет, но он работает: озвучить проблему — сделать первый шаг к ее решению. Пока она крутится у вас голове, то как бы и не существует. Проговорить ее — значит сделать реальной.

Дальше — по ситуации. Если не получается разобраться самостоятельно, обратитесь к терапевту. Не обязательно именно к гештальт-терапевту — можно пойти к представителю любого направления. Не везде будут именно закрывать гештальт, способы работы у специалистов разные. Но в результате вам станет легче.

И, кстати, это касается не только отношений внутри пары. Незакрытым гештальтом, мешающим спокойно жить и развиваться, может быть проблема в семье, на работе, она может касаться карьеры и образа жизни в целом.

Ольга Василиадис: Если упростить, вам надо определить потребность, смоделировать вместе с психологом путь до удовлетворения этой потребности и пройти его — в безопасном формате отношений клиент-терапевт. Это поможет закрепить новую поведенческую и эмоциональную реакцию на ситуацию.

Можно ли сделать это самостоятельно?

Елена Соллогуб: Конечно. Люди могут закрыть большинство своих гештальтов сами. Специалист же может помочь пройти тот же путь чуть быстрее и с меньшим количеством затраченных ресурсов. Скажем, если вас мучает, что вы недоговорили с человеком, которого больше не увидите, терапевт может использовать «технику пустого стула». Вы ставите перед собой стул, мысленно сажаете на него собеседника и говорите ему все, что давно хотели высказать.

Юлия Карачёва: Есть гештальты, которые можно закрыть самостоятельно, а есть такие, где не обойтись без специалиста. Часто причина взрослых проблем — ранний детский опыт взаимодействия со значимыми людьми. И неспециалисту порой сложно понять, какие именно потребности не удовлетворялись, как научиться их замечать и удовлетворять сейчас.

А как будет помогать специалист?

Ольга Василиадис: Кроме «техники пустого стула», в арсенале гештальт-терапевта работа с заблокированным дыханием, телом и голосом, со снами, воображением, монодрама и психодрама (проигрывание пережитых эмоций по ролям). Один из ключевых моментов — налаживание контакта с собой, своими эмоциями. Самый частый вопрос, который задает гештальт-терапевт: «Что вы сейчас чувствуете?» Важно уметь осознавать и называть свои чувства.

Что, если отпустить давнюю обиду не получается: родители умерли, к бывшему мужу нет доступа?

Елена Соллогуб: Есть несколько вариантов:

  1. Обратиться к психотерапевту, у которого в арсенале различные способы разрешения внутренних конфликтов, в том числе в отношении умерших или не желающих общаться людей. В частности, техника «пустого стула», о которой говорилось выше.
  2. Использовать самостоятельные техники. Например, письменные: ведение дневников, написание неотправленных писем.
  3. Еще один способ – попытаться сублимировать энергию в творчество: рисование, танцы, вокал, написание стихов, занятия в театральной студии и т. д. Не факт, что это не поможет напрямую завершить ситуацию, но будет способствовать переработке сложных переживаний.

Поможет и сочетание этих методов.


Что мы об этом думаем?

Яна З: В детстве, ранней и не очень ранней юности я вела дневник. Классический дневник, общая тетрадка в клеточку, таких тетрадок у меня к моему тридцатнику накопилось — целый чемодан. Страшно боялась, что кто-то это все прочтет. Иногда — да, случалось, ни к чему хорошему не приводило, но я все равно писала. Не каждый божий день, конечно, — как получалось и когда хотелось. Двигали мной, как я сейчас понимаю, два обстоятельства. Во-первых, мне просто нравилось писать. Во-вторых, была потребность назвать все мои юные эмоции своими именами, а иначе б они меня просто накрыли и снесли. Но, ничего не зная про гештальт-терапию, я объяснялась со своими обидчиками и теми, кого обижала сама, брошенными парнями, родителями, которые в который раз не могли понять мою страсть не спать ночами и курить в форточку. И, черт возьми, это работало.

Короче, если что-то или кто-то вас не отпускает: «так возьми, досконально изложи на бумажной четвертушке — с кем в ладу, с кем немного не в ладу, чем допек утробный вой. Помнишь, в прошлом столетии писал Александр Сергеич Пушкин про такую забавную игру — бой Руслана с головой» (С). И, главное, не врите себе. Если страшно — ту самую бумажную четвертушку всегда можно порвать и сжечь, чтоб никто ни о чем не догадался. Но вот что интересно: нужна именно бумага и ручка. Компьютер и Word не годятся. Почему? Не знаю, но какой-нибудь гештальт-терапевт бы точно объяснил. А вы как думаете? Пробовали таким образом закрывать гештальты?:)


Наши эксперты:

Юлия Карачёва

Врач-психиатр, психотерапевт

Психотерапевт медицинского центра «Атлас». Специализируется на тревожных, депрессивных, психосоматических расстройствах, а также расстройствах приема пищи. Член Ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.

Елена Соллогуб

Гештальт-терапевт, семейный психолог

Практикующий гештальт-терапевт и супервизор, системный семейный психотерапевт. Ведет прием в психологическом центре «Практика». Специализация: межличностные отношения, в том числе супружеские и детско-родительские; работа с травматическим опытом, фобиями, психосоматическими расстройствами, с вопросами самооценки. Опыт практической работы более 12 лет.

Фокус научных интересов: взаимоотношения супругов на стадии «опустевшего гнезда», а также работа над проблемами взаимодействия «врач-пациент».

Ольга Василиадис

Клинический психолог

Специалист в области детской и семейной психологии.


Читайте также:

  • Культура отмены: что это такое и как с этим жить?
  • Как обойтись без паники и как паниковать с пользой?
  • Помоги себе сам: мифы и факты о холистический психологии

Гештальт – что это и как его закрыть

Что из себя представляет популярное направление в психологии гештальттерапия? О ее техниках, последствиях незавершенных гештальтов в отношениях и пользе от закрытых гештальтов — в материале Forbes Life

История вопроса

Гештальттерапия — модное психологическое направление, зачатки которого появились в 1912 году. Гештальт — это буквально «форма» или «фигура» в переводе с немецкого. Само понятие ввел австрийский философ и психолог Христиан Фон Эренфельс в 1890 году в статье «О качестве формы». В ней он настаивал, что человек не способен контактировать с материальными объектами напрямую: мы воспринимаем их при помощи органов чувств (прежде всего зрения) и дорабатываем в сознании. Дальнейшим развитием теории ученый не стал заниматься, а идею гештальта взяли трое немецких экспериментальных психологов — Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер и Курт Коффка. Они изучали особенности человеческого восприятия и задались вопросом: почему из всего многообразия событий и обстоятельств, человек выделяет что-то определенное, «свое»? Так родилось направление гештальтпсихологии, основным принципом которого психологи выдвигали целостность. 

Материал по теме

Несмотря на то, что новое направление всем пришлось по вкусу, в силу политического настроения, развития оно не получило. Двое из психологов-основателей — евреи по происхождению — в 1933 году были вынуждены эмигрировать из Германии в США. В Америке в то время царствовал бихевиоризм (изучение и изменение поведения человека и животных посредством стимулов: поощрений и наказаний. — Forbes Life), и гештальтпсихология не прижилась.

К идее гештальта вернулись другие психологи — Фредерик Перлз (также известный как Фриц Перлз), Пол Гудман и Ральф Хефферлин. В 1957 году они опубликовали труд «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности». Эта монументальная работа положила начало настоящему развитию направления.

Что такое гештальт

«Гештальт — это некоторая целостная структура, образ, состоящий из множества частей, признаков, объединенных в одну фигуру», — рассказывает психолог, гештальттерапевт и преподаватель Ольга Лесницкая. Она поясняет, что прекрасный пример гештальта — это музыкальное произведение, которое можно транспонировать в разные тональности из-за чего все ноты поменяются, но вы не перестанете его узнавать, — целостная структура останется прежней. Когда музыкальное произведение доигрывается, у слушателя появляется ощущение завершенности, целостности формы. А если музыкант же закончит свое выступление на предпоследнем, обычно доминантном аккорде, то у слушателя сформируется ощущение незавершенности, подвешенности и ожидания. «Это пример незавершенного, незакрытого гештальта», — подчеркивает специалист. 

Пример незавершенного гештальта — выступление, к которому человек долго готовился, но так и не рискнул выйти и показать себя

Если перенести эту музыкальную метафору на жизнь, гештальтами чаще всего называют события и ситуации: закрытые гештальты вызывают чувство удовлетворения, что в дальнейшем высвобождает внимание и энергию для нового; незакрытые — продолжают занимать место в сознании, затрачивая психическую энергию.  

Поэтому любой нереализованный процесс, желание, намерение, то, что не завершилось желаемым образом и не вызвало соответствующего переживания, психологи в гештальттехнике называют незакрытым гештальтом. «Если переживание было сильное, то со временем психические защиты человека его подавляют и вытесняют, острота переживаний снижается, человек может даже не помнить о ситуации», — объясняет Лесницкая. Пример незавершенного гештальта — выступление, к которому человек долго готовился, но так и не рискнул выйти и показать себя. Или неслучившиеся отношения, которые могли бы быть, если бы человек решился сказать слова любви. «Также, например, это может быть обида на родителей за какое-то событие, которая сейчас уже вроде бы забылось, но в тот момент стало отправной точкой для увеличения дистанции. В общем, незакрытым гештальтом могут быть события разной степени силы: от нереализованной детской мечты до не купленного в путешествии платья», — резюмирует Лесницкая.

 

Что значит закрыть гештальт

«Нам важно, чтобы образ был целым, законченным, — рассказывает психопрактик, гештальттерапевт Мария Крюкова. — Например, картинку, на которой у треугольника отсутствуют углы, или слово, написанное с пропуском гласных, мы все равно воспримем целым и поймем, что автор имел в виду, автоматически доведя его до законченного образа. Мы «дорисуем» недостающее. Именно этот принцип целостности, его еще называют холизмом, — центральный для гештальтпсихологии».

Именно поэтому мы слышим музыку как мелодию, а не набор звуков, видим картину в целом, а не набор цветов и предметов. Согласно гештальтподходу, чтобы восприятие было «правильным», важно его достроить, завершить, найти место недостающему пазлу и найти сам пазл. Иногда закрыть гештальт бывает жизненно необходимо. «Представьте себе ситуацию, в которой вы очень хотите пить.

И стакан воды — это то, что вам сейчас нужно, — приводит пример важности закрытия гештальтов Крюкова. — Вы будете искать этот стакан с водой, попутно на автомате воображая желаемый образ – стакан или бутылка, прохладная или теплая, с долькой лимона или уже любая, в конце концов, только бы вода. И если перед вами будет стол, уставленный вашими любимыми блюдами, глаза все равно будут искать воду. Еда не удовлетворит потребности в воде. Но когда вы попьете, потребность будет удовлетворена, гештальт будет считаться законченным, завершенным. Желание пить потеряет свою актуальность. И возникнет новое желание».

Материал по теме

Незавершенные гештальты в отношениях

Как часто бывает, в личных отношениях также возникают незакрытые гештальты. Один из ярких примеров этого явления — переживания при расставании или потере человека, когда что-то остается невыясненным,  невысказанным. «И тогда человеку довольно сложно отпустить образ любимого человека, пережить расставание, — объясняет Лесницкая. — Он раз за разом прокручивает ситуацию расставания, подбирает слова, которые не сказал, его внимание и энергия заняты этим процессом». По словам психолога, при потере, когда близкий человек уходит из жизни, длительное горевание в полтора-два года — это нормальный процесс, которому нужно время. Но если горевание растягивается на пять, семь, 10 лет — можно говорить о незавершенном цикле утраты, о застревании на нем. «Возникает трудность закрытия гештальта, ведь человека уже нет, а слова, которые ему хочется сказать — есть. Очень часто человеку необходима помощь специалиста, чтобы проработать утрату, справиться с ней и отпустить», — объясняет специалист.

При расставании с партнером тоже можно говорить о застревании и незакрытом гештальте, если годы идут, а человек продолжает вспоминать и переживать старые  чувства, прокручивать варианты расставания, которое уже свершилось, или сценарии возобновления отношений. «Расставание с кем-то на полуслове, без поставленной точки в отношениях, недосказанность — все это может оставаться с нами до конца жизни, застревать в памяти и становиться кровоточащей раной», — говорит психопрактик Крюкова.

Часто встречаются незавершенные гештальты в детско-родительских отношениях

Незакрытым гештальтом в семейных отношениях может быть, например, отложенное и нереализованное желание иметь детей, приводит еще один пример Лесницкая. Когда, допустим, один партнер не готов или не хочет заводить детей, а другой соглашается, хотя для него, на самом деле, важно стать родителем. Тогда тот, кто пошел на уступки, раз за разом встречается с обидой, раздражением и сомнениями в ценности отношений и правильности своего выбора. 

Часто встречаются незавершенные гештальты в детско-родительских отношениях. «Возникают ситуации, в которых взрослый человек не может найти общий язык с родителями как раз из-за незавершенных гештальтов», — рассказывает Крюкова. «Бывает, что в какой-то момент во взрослом человеке неожиданно активизируются переживания злости и обиды, он ощущает в себе какие-то негативные эмоции по отношению к родителями, — добавляет Лесницкая. — Например, в детстве клиента родители не приехали к нему на родительский день в лагерь или однажды не забрали из детского сада. И вот он, уже взрослый, резко ощущает обиду и даже злость. Хотя, казалось бы, ситуация случилась давно». 

Чем опасны незакрытые гештальты

Специалисты говорят об опасности незакрытых гештальтов.  «Допустим, человек испытал ярость, но он не сумел или не посмел эту ярость выразить адекватно и адресно. Не смог себя отстоять, защитить, проявить сильную эмоцию, — говорит Крюкова. — В итоге потребность выразить ее останется неудовлетворенной, а гештальт — незавершенным. Непрожитое до конца чувство ярости, принимая скрытые и коварные формы, будет преследовать человека». Внутри него будет сидеть раздражение, которое постоянно будет проситься наружу, человек будет искать ситуации (или даже провоцировать их), чтобы выразить агрессию, объясняет психопрактик. «И, скорее всего, он будет выражать агрессию по отношению к людям, которые совершенно не имеют к этому отношения», — добавляет Крюкова и приводит обратный пример — «капсуляцию» в себе эмоций, когда человек с незакрытым гештальтом понимает, что люди вокруг ни в чем не виноваты, и не хочет срываться на них. Но такая «консерва» будет отравлять человека изнутри. Более того, стойкое и длительное непринятие каких-то своих чувств, желаний и отношений, в конце концов, приводит к неврозу.

Материал по теме

Не менее пагубны последствия незавершенных гештальтов и в личных отношениях. «Если паре не удается разговаривать, обсуждать, искать способы реализации потребностей каждого, закрывать гештальты и переходить к новым, то со временем переживания неудовлетворенности, безысходности, бессмысленности, неуслышенности — а значит, ощущения собственной ненужности — накапливаются», — рассказывает гештальттерапевт Лесницкая. Она объясняет, что для кого-то это означает конец отношений — человек дистанцируется и выходит из них. Для других может быть несколько сценариев развития: например, физическое присутствие, но эмоциональное отстранение, сопровождаемое ростом психосоматических заболеваний. Еще один сценарий — ссоры, возникающие на ровном месте из-за накопленной боли, семейные войны, открытые или с оттенком пассивной агрессии и пр. Возможен и более позитивный сценарий, например поход на семейную терапию как попытка услышать друг друга и разобраться в том, что происходит.

Незавершенный гештальт будет сказываться на человеке, его здоровье, качестве жизни. Могут возникать неврозы, проблемы со сном, концентрацией внимания. «Но самое главное, чем опасны незавершенные процессы, — они не дают двигаться вперед», — резюмирует Крюкова.

Как закрыть гештальт

«Хорошая новость в том, что закрывать гештальт не обязательно со специалистом, — говорит Лесницкая, но добавляет, что со специалистом это можно сделать гораздо эффективнее, так как если гештальт не закрыт, значит, для его завершения чего-то было недостаточно. «Например, навыков, умений, ресурсов, поддержки. Обычно то, чего не хватило, лежит в зоне слепого пятна человека. И именно специалист может это увидеть и помочь восстановить ясность», — объясняет психолог.

Проработка гештальтов — дело небыстрое, оно требует определенных сил, знаний и воли, но результат того стоит

Итак, как же закрыть гештальт самостоятельно? Одна из техник — «пустой стул». Если остались невысказанные чувства к другому человеку — маме, папе, брату, бывшему партнеру, начальнику, ушедшим родственникам, — то их можно поработать с помощью этой техники. Выберите время и место, где никто не сможет вас потревожить, поставьте друг напротив друга два стула на расстоянии полутора-двух метров, сядьте на один из них и представьте, что напротив вас сидит человек, которому вы хотите что-то сказать. Когда будете готовы, начните высказывать все, что у вас есть: вы можете кричать, ругаться, плакать, задавать вопросы. Потом пересядьте на его стул и представьте себя в роли этого человека, ответьте на претензии и вопросы. После этого вернитесь на свой стул и опять станьте собой, послушайте что сказал вам собеседник и ответьте ему. Возможно, вы будете несколько раз пересаживаться, пока эмоции не улягутся и внутри вас не появится ощущение завершения. 

«Эта техника может привести к закрытию старого гештальта, а может стать первым шагом для вхождения в психотерапию — каждый случай индивидуален, важно отдавать себе в этом отчет, — комментирует технику Лесницкая. — Если поднимаются очень сильные травматические переживания, я бы рекомендовала обратиться к гештальттерапевту и уже с помощью специалиста продолжать работу»

По мнению Крюковой, проработка гештальтов — дело небыстрое, оно требует определенных сил, знаний и воли, но результат того стоит. «Работа с гештальтами разрушает автоматизмы, то есть привычку поступать определенным образом в однотипных ситуациях, не задумываясь, что, как и почему вы делаете. В итоге меняется ваше мышление, вы по-другому начинаете себя вести и иначе чувствовать», — подытоживает специалист.

7 гештальт-принципов визуального восприятия: когнитивная психология для UX

Человеческий мозг устроен так, чтобы видеть структуру, логику и закономерности. Это помогает нам понять мир. В 1920-х годах группа немецких психологов разработала теории о том, как люди воспринимают окружающий мир, называемые гештальт-принципами.

Например, что вы видите, когда смотрите на это изображение?


Источник: The Inspired Eye

Если вы похожи на большинство людей, вы, вероятно, видите треугольник. Но на самом деле все, что там есть, это три белых «пакмена». Мы видим треугольник, потому что наш мозг берет неоднозначную визуальную информацию и организует ее во что-то, что имеет для нас смысл — во что-то знакомое, упорядоченное, симметричное и понятное.

Когда начинается этот познавательный процесс, наш разум переходит от понимания всех элементов как отдельных и несвязанных компонентов к видению всей формы в целом. И в результате мы воспринимаем формы и объекты там, где они не были созданы.

Чтобы лучше проиллюстрировать этот процесс, посмотрите GIF ниже. Ваш мозг видит идущую собаку, но это не более чем ряд движущихся точек.

Источник: Gizmodo

Это простые примеры, но они демонстрируют способы, которыми наш мозг все время пользуется, чтобы быстро понять мир.

Что такое гештальт-принципы?

Эти сокращения известны как гештальт-принципы визуального восприятия, и они подробно описывают, как наш мозг создает структуру по умолчанию. Но почему понимание этого важно для веб-дизайна и мобильного дизайна?

Почему дизайнеры должны заботиться о принципах гештальта

Великие дизайнеры понимают огромную роль психологии в зрительном восприятии. Что происходит, когда чей-то взгляд встречается с вашими дизайнерскими творениями? Как их разум реагирует на сообщение, которым делится ваша статья? — Лора Буше, специалист по бренд-контенту в Autodesk

Подумайте об этой цитате на минуту. Когда люди впервые видят ваши проекты, как они их воспринимают? Чтобы понять, что заставляет дизайн пользовательского интерфейса работать, вам нужно понять психологию человеческого восприятия.

Фундаментальный закон, управляющий гештальт-принципом, заключается в том, что мы склонны упорядочивать свой опыт регулярным, упорядоченным и узнаваемым образом. Именно это позволяет нам создавать смысл в сложном и хаотичном мире. И твердое понимание того, как работают эти принципы, поможет вам тремя способами.

  1. Они помогут вам определить, какие элементы дизайна наиболее эффективны в той или иной ситуации. Например, когда использовать визуальную иерархию, затенение фона, градиенты и как группировать похожие элементы и различать разные.
  2. Эти психологические принципы обладают силой влиять на наше визуальное восприятие, что позволяет дизайнерам направлять наше внимание на определенные точки фокусировки, побуждать нас к определенным действиям и создавать изменения в поведении.
  3. И, наконец, на самом высоком уровне гештальт-принципы помогают разрабатывать продукты, которые решают проблемы клиентов или удовлетворяют потребности пользователей красивым, приятным и интуитивно понятным способом.

Гештальт-принципы и примеры

В этой статье мы обсудим семь гештальт-законов или принципов, которые напрямую применимы к современному дизайну, и поделимся некоторыми примерами их использования в дизайне пользовательского интерфейса. Это не исчерпывающий список, но вы быстро начнете замечать, что между многими принципами есть совпадения и что все они плавно работают вместе. А теперь приступим.

  • Фигурка-фон
  • Сходство
  • Близость
  • Общая область
  • Непрерывность
  • Закрытие
  • Координатор

Принцип № 1: фигура-фон

Принцип фигура-фон гласит, что люди инстинктивно воспринимают объекты как находящиеся на переднем или заднем плане. Они либо заметно выделяются спереди (рисунок), либо отступают на задний план (фон).

Источник: гном по имени Уоррен

Например, на изображении выше ваш глаз мгновенно видит белое яблоко на черном фоне.

В большинстве случаев это определение происходит быстро и подсознательно. Фигура/фон дает нам понять, на чем мы должны сосредоточиться, а что мы можем безопасно игнорировать в композиции. — Стивен Брэдли, веб-дизайнер

.

Когда люди используют ваш веб-сайт или мобильное приложение, первое, что они делают на каждом экране, — это определяют, где фигура, а где земля.

Примеры принципа фигура-фон

Домашняя страница Basecamp содержит кучу графики, текста, форм и другой информации. И из-за принципа фигуры-фона вы можете сразу сказать, что вам следует сосредоточиться на содержимом в белых областях переднего плана.

AngelList использует принцип фигура-фон двумя способами ниже. Во-первых, текст и логотип в левой части страницы явно располагаются поверх фонового изображения. Во-вторых, белый текст в меню справа находится поверх черного фона.

Принцип № 2: сходство

Принцип сходства гласит, что когда вещи кажутся похожими друг на друга, мы группируем их вместе. И мы также склонны думать, что у них одна и та же функция.

Например, на этом изображении кажутся две отдельные группы в зависимости от формы: круги и квадраты.

Источник: Creative Beacon

Для создания похожих групп можно использовать различные элементы дизайна, такие как цвет и организация. Например, на изображении ниже, несмотря на то, что все фигуры одинаковы, ясно, что каждый столбец представляет отдельную группу:

Источник: Энди Рутледж

Примеры принципа подобия

GitHub использует принцип подобия двумя способами на странице ниже. Во-первых, они используют его, чтобы различать разные разделы. Вы можете сразу сказать, что серая секция вверху служит другой цели, чем черная секция, которая также отделена от синей секции и отличается от нее.

Во-вторых, они также используют синий цвет, чтобы отличать ссылки от обычного текста и сообщать, что весь синий текст имеет общую функцию.

Принцип №3: близость

Принцип близости гласит, что объекты, расположенные близко друг к другу, кажутся более связанными, чем объекты, удаленные друг от друга.

Источник: Энди Рутледж

Близость настолько сильна, что перевешивает сходство цвета, формы и других факторов, которые могут различать группу объектов.

Источник: Стивен Брэдли

Обратите внимание на три группы черных и красных точек выше? Относительная близость предметов оказывает на группировку еще большее влияние, чем цвет.

Примеры принципа близости

Близость каждого изображения и соответствующего ему текста сообщает, что они связаны друг с другом.

И Vice использует этот принцип, чтобы различать изображения, заголовки, описания и другую информацию для каждой из своих историй.

Принцип № 4: общая область

Принцип общей области тесно связан с близостью. В нем говорится, что когда объекты расположены в одной и той же закрытой области, мы воспринимаем их как сгруппированные вместе.

Источник: Smashing Magazine

Добавление границ или других видимых барьеров — отличный способ создать ощущение разделения между группами объектов, даже если они имеют одинаковую близость, форму, размер, цвет и т. д.

Примеры принцип общей области

В приведенном ниже примере из Pinterest принцип общей области используется для отделения каждой булавки — включая ее фотографию, заголовок, описание, автора и другие сведения — от всех других булавок вокруг нее.

И он используется в приведенном ниже примере Facebook, чтобы сообщить, что комментарии, лайки и взаимодействия связаны с этим конкретным постом, а не с другими постами, окружающими его.

Принцип № 5: непрерывность

Принцип непрерывности гласит, что элементы, расположенные на линии или кривой, воспринимаются как более связанные, чем элементы, не расположенные на линии или кривой.

Источник: Smashing Magazine

Например, на изображении выше красные точки на изогнутой линии больше похожи на черные точки на кривой, чем на красные точки на прямой горизонтальной линии. Это потому, что ваш глаз естественным образом следует за линией или кривой, что делает продолжение более сильным сигналом родства, чем сходство цвета.

Примеры принципа непрерывности

Amazon использует непрерывность, чтобы сообщить, что каждый из продуктов, перечисленных ниже, похож и связан друг с другом (книги схожей тематики, доступные для покупки).

Sprig использует его, чтобы объяснить трехэтапный процесс использования своего приложения.

И Credit Karma использует его, чтобы проиллюстрировать преимущества, которые предоставляют их услуги.

Принцип № 6: замыкание

Принцип замыкания гласит, что когда мы смотрим на сложное расположение визуальных элементов, мы склонны искать единый узнаваемый узор.

Другими словами, когда вы видите изображение, в котором есть недостающие части, ваш мозг заполнит пробелы и создаст полное изображение, чтобы вы все еще могли распознать шаблон.

Источник: Эдуард Волянский

Например, когда вы смотрите на изображение выше, вы, скорее всего, видите зебру, хотя изображение представляет собой просто набор черных фигур. Ваш разум заполняет недостающую информацию, чтобы создать узнаваемый шаблон, основанный на вашем опыте.

Примеры принципа закрытия

Принцип замыкания часто используется в логотипах различных компаний, включая IBM, NBC, Zendesk и Funding Circle.

 

Принцип № 7: фокус

Принцип фокуса гласит, что все, что выделяется визуально, в первую очередь захватывает и удерживает внимание зрителя.

Источник: Smashing Magazine

Например, когда вы смотрите на изображение выше, первое, что вы замечаете, это красный квадрат, потому что он отличается от всех черных кругов вокруг него. Это первая точка интереса, которая привлекает ваше внимание, а оттуда ваше внимание перемещается на другие части изображения.

Примеры принципа фокуса

Twilio использует принцип фокуса, чтобы привлечь ваше внимание к своей кнопке призыва к действию.

А в приведенном ниже примере Instacart сочетает принцип фокусной точки с принципом фигуры-фона, чтобы привлечь внимание к белому переднему плану, а затем к зеленой кнопке «Найти магазины».

Как UserTesting может помочь вам протестировать дизайн пользовательского интерфейса

Разработчики пользовательского интерфейса и UX одинаково полагаются на UserTesting для тестирования прототипов, веб-сайтов или приложений.

Вот краткий обзор того, что вы можете сделать:

  1. UserTesting поддерживает несколько инструментов прототипирования, включая плагин Adobe XD, Figma, Marvel и другие. Важно отметить, что технические проблемы могут возникать и даже ожидаются, о чем следует сообщать участникам. Некоторых волнует первое знакомство с дизайном, и их отзывы используются для формирования конечного результата. Не бойтесь показывать участникам грубый набросок ранних идей — это гарантирует, что вы на правильном пути, прежде чем вкладывать больше времени, денег и усилий. Кроме того, попросите участников оценить определенные элементы или то, насколько хорошо они понимают, что вы продвигаете.
  2. Независимо от того, запущен ли ваш веб-сайт недавно или он давно нуждается в обновлении, UserTesting предлагает несколько вариантов тестирования, от сортировки карточек, древовидных тестов до тестов предпочтений. Веб-хостинговая компания GoDaddy использовала UserTesting для оценки того, как пользователи себя чувствовали после посещения их веб-сайта. Повторив свои первоначальные тесты для второго раунда тестирования, команда GoDaddy обнаружила повышенную привлекательность продукта среди клиентов и дополнительные сведения о следующих шагах.
  3. Наши клиенты протестировали как существующие приложения, так и еще не выпущенные приложения для iOS. Возможности безграничны: участники могут использовать фронтальную и заднюю камеры для записи себя или своего окружения (в зависимости от теста и его задач).

Заключительные мысли

Если вы понимаете, как работает человеческий разум, вам будет легче направить внимание людей в нужное место. И постоянное внимание к этим принципам поможет вам держать пользователя в центре процесса разработки вашего продукта.

Хотите узнать больше?

Получите копию книги «Проверено пользователями: как ведущие компании мира используют человеческий опыт для создания отличного опыта», написанной в соавторстве с директором по информационным технологиям UserTesting Джанель Эстес и генеральным директором Энди Макмилланом.

Заказать

Изображение

Принцип замыкания в визуальном дизайне

В начале 20 века гештальт-психологи разработали набор принципов, направленных на описание того, как люди визуально воспринимают и организуют мир. Эти принципы обычно называют законами гештальта или принципами гештальта. Некоторые из наиболее популярных принципов включают близость, сходство, общие регионы и замкнутость. Как дизайнеры, мы можем применять эти принципы для создания удобных интерфейсов.

Определение: принцип замыкания  утверждает, что люди будут заполнять пробелы, чтобы воспринимать полный объект всякий раз, когда внешний стимул частично соответствует этому объекту.

Даже когда нам не хватает информации, мы склонны осмысливать окружающую среду, заполняя пробелы, чтобы увидеть цельный объект. Это распознавание происходит автоматически.

Незавершенные объекты, такие как открытые круги и квадраты, воспринимаются как замкнутые формы, что описывается принципом замыкания.

Приложения

Принцип замкнутости описывает нашу склонность воспринимать сегментированные визуальные элементы как завершенные или целые объекты, даже когда нам не хватает информации. Этот принцип часто ассоциируется с дизайном логотипа, но он может влиять на другие решения визуального дизайна, связанные с иконками и различными элементами страницы.

Логотипы компаний

Этот принцип обычно используется в дизайне логотипов. Например, Служба общественного вещания (PBS) и Высшая бейсбольная лига применяют принцип закрытия в дизайне своих логотипов.

В каждом из этих примеров наш разум заполняет пробелы, чтобы воспринимать законченные формы. Изображенные формы и объекты узнаваемы (лица и бейсболист соответственно), и хотя каждый из них может быть изображен с большей визуальной сложностью, применение принципа замыкания создает простые, но интересные конструкции.

В логотипе Службы общественного вещания (PBS) применен принцип замыкания для передачи 3 голов (2 в положительном пространстве и 1 в отрицательном пространстве). Высшая бейсбольная лига применила принцип закрытия в дизайне своего логотипа. Дизайн напоминает бейсболиста, готового замахнуться на приближающийся мяч.

Значки интерфейса

Большинство практиков пользовательского опыта не имеют большого контроля над дизайном логотипа нашей компании. Однако иконы служат еще одним средством для принципа закрытия.

Например, Google Slides применил принцип замыкания к одной из своих иконок. Значок передает функцию через минималистский визуальный дизайн.

Значок формы Google Slides использует принцип замыкания. На значке изображен круг, наложенный на объект, который наш разум воспринимает как квадрат. Несмотря на незавершенную форму, мы можем легко заполнить пробелы.

Хотя использование принципа замыкания может упростить визуальную сложность ваших значков упростить визуальную сложность значков, вы должны проверить, понимают ли значки, что представляют значки, и дополнить значки четкими метками . Если пользователи не понимают, что означает значок, не имеет значения, минималистичный он или эстетически приятный.

Применение принципа замыкания к дополнительному содержимому сигнала

Дизайнеры могут использовать принцип замыкания, чтобы 1) указать, что существует дополнительный контент, и 2) поощрить взаимодействие с указанным контентом.

Многие проекты карусели используют принцип закрытия, когда они показывают только части элемента в карусели. Даже если пользователи не могут угадать точные детали частично отображаемого элемента, незавершенный элемент сигнализирует им о том, что есть еще элементы за пределами вертикальной складки и что они должны провести пальцем, чтобы добраться до них.

Сегментированные объекты Lucid указывали на наличие дополнительного контента за пределами вертикальной складки и предлагали пользователям обнаружить его, проводя по горизонтали.

  Если, с другой стороны, страница кажется пользователям завершенной, мы сталкиваемся с так называемой иллюзией полноты. Применение принципа замыкания для предотвращения иллюзии завершенности означает сегментирование элементов страницы в верхней части сгиба таким образом, чтобы они казались незавершенными и поощряли взаимодействие (прокрутку или смахивание). Этот метод хорошо работает для контекстов с предсказуемыми размерами окна просмотра, но его гораздо сложнее реализовать, когда существует широкий диапазон возможных размеров окна.

Например, страница Sleep в приложении для медитации Headspace выглядит завершенной, хотя внизу есть несколько других предложений для медитации. Этот дизайн можно улучшить, отобразив сегментированный элемент (например, половину последующей кнопки Просмотреть все последние ) для передачи дополнительного контента ниже.

Headspace столкнулся с иллюзией полноты, потому что информация над сгибом казалась полной.

Убедитесь, что сегментированные элементы взаимодействуют друг с другом

Не все применения принципа замыкания эффективны. Отрезая контент и элементы страницы, подумайте, какая часть этого элемента будет на экране и достаточно ли этого для передачи ценности и функции. Предоставление слишком малого количества информации затрудняет заполнение пробелов пользователями.

Какой из этих двух графиков легче понять? Большинство из нас, вероятно, скажет, что на рисунке слева легче увидеть полный круг.

Когда мы отсекаем элементы страницы и контент от наших интерфейсов, нам нужно предоставить достаточный контекст, чтобы сообщить, что есть больше контента, который можно увидеть. HelloFresh, служба подписки на еду, использовала принцип закрытия, чтобы сигнализировать своим пользователям о карусели. Однако сегментированный элемент был крошечным, и его было очень легко не заметить.

HelloFresh сообщил, что дополнительный контент был доступен после отключения элемента карусели. Однако дизайн был проблематичным, поскольку предоставленный сегмент был относительно небольшим.

Напротив, приложение Target успешно применило принцип замыкания для обозначения дополнительных элементов страницы. В дизайне представлено 3 варианта кнопок под Shop your store ; третий вариант был отрезан. Этот третий элемент имел примерно 40% размера двух других элементов и предоставлял достаточно контента для передачи информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *