Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Гласные звуки в русском языке 2: Конспект урока по русского языка на тему «Гласные звуки» (2 класс))

Урок русского языка « Как определить гласные звуки?» 2 класс. | План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему:

Тема: « Как определить гласные звуки?»

Тип урока: повторение и закрепление изученного в 1 классе, углубление знаний о гласных звуках и буквах.

Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.

Задачи урока:

Образовательные: 

1. Углубление знаний о гласных звуках. Совершенствование навыков правописания слов с изученными орфограммами.

2. Способствовать развитию самостоятельности мышления, расширять кругозор учащихся; развивать творческие способности учащихся, их исследовательские умения.

3. Воспитывать  культуру общения.

Развивающие: развивать зрительное восприятие, речевую деятельность детей, устойчивое внимание, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к труду,  к учебной деятельности, усидчивость, любознательность.

Планируемые результаты.

Предметные: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать. 

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое  высказывание в устной форме; формирование умения поиска нужной информации.

Регулятивные: целеполагание, планирование и оценивание полученных результатов с поставленной задачей; умение оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: умение договариваться о распределении работы между собой и соседом, умение слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Личностные: формирование позитивной самооценки,  развитие творческого воображения.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная,  групповая.

Оборудование: классная доска, интерактивная доска, компьютер, учебник, электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной, музыкальное сопровождение для физминутки.

План урока.

  1. Организационный момент.

— Я вижу у вас все готово к уроку, тогда улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок.

— Откроем тетради и запишем число, классная работа.

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, какие слова в предложении вы написали с заглавной буквы? Почему

(Стр. 87, упр. 131).

3. Актуализация знаний.

1)Чистописание.

— На доске я записала буквы и соединения букв. Вам нужно красиво и правильно списать с образца в тетрадь.

Аа Ее Ёё Ии Оо Уу ы Ээ Юю Яя

— Какие буквы я записала?

— Сколько их?

— А сколько гласных звуков?

— Почему их меньше, чем букв?

2) Словарная работа (Работа в тетрадях и у доски.)

— Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Косолапый он и бурый.
Если мёда нет – понурый.
Любит сызмала реветь,
Потому что он …
                                          (Медведь)

Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!

                                              (Коньки)

Бродит одиноко 
Огненное око. 
Всюду, где бывает, 
Взглядом согревает.

                                                      (Солнце)

В поле родился, на заводе варился, на столе растворился.    

                                                                                             (Сахар)

— Поставьте ударение и подчеркните безударные гласные. Можно ли их проверить?

— Составьте с одним из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в нём главные члены предложения.

— Проверим.

4.Самоопределение к деятельности. Формулирование темы и цели  урока.

— Ребята, послушайте четверостишие.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

— О чём это стихотворение?

— Предположите о чём мы будем говорить на уроке.

Прочитайте тему урока на с. 89.

На какие вопросы нам предстоит ответить? Прочитайте.

-Новый ли это материал?

Вывод.

Какую задачу мы поставим перед собой?

Правильно. Повторить изученное в 1 классе и углубить наши знания о гласных звуках и буквах.

5.Работа по теме урока.

— Какие признаки гласных звуков мы с вами знаем? Назовите. (Образуют слог).

-Чем отличается гласный звук от согласного? (Образует слог, воздух, выходящей изо рта не встречает преграды)

Сделаем вывод.

— А теперь давайте прослушаем правило. Всё ли мы сказали о гласных звуках?

— Произнесите любой гласный звук.  Действительно ли он имеет такие признаки?

— Как вы думаете, почему их так назвали? (Произносятся с помощью голоса.)

Прочитайте в учебнике на с. 89 запись «Обратите внимание».

— Слово гласный образовано от устаревшего слова глас (Голос). Поэтому можно сказать, что гласный звук значит «голосовой».

1) Организация фронтальной работы по учебнику.

Упр. 136.

— Прочитайте задание.

— Что изображено в первом круге?

— Что изображено во втором круге?

Сделаем вывод. Сколько в русском языке гласных звуков? Назовите их. (А,О,У,Ы,Э,И), (6)

-А сколько гласных букв? (10)  Назовите.

-Почему гласных букв больше? ( 4 буквы обозначают 2 звука – е, ё, ю, я).

— В каких позициях?

-Молодцы.

2) Организация фронтальной работы по учебнику.

Стр. 90, упр. 137.

-Посмотрите на рисунок и скажите: о каких буквах мы сейчас будем говорить?

 -Что вы о них знаете?

— Назовите слова, которые  начинаются с этих букв.(Енот, юбка, ёж, яблоко)

— Запишите в тетради по 1 своему примеру на каждую из этих букв..

— Какую «работу» выполняют в них эти буквы? (Ими обозначают два звука).

3)Фронтальная работа в тетрадях и 1 ученик у доски.

Фонетический разбор слова ёж

Ёж /й, о ш/

6. Физ. минутка.

Учитель называет слова, начинающиеся на гласные и согласные звуки,  дети разделились на 2 группы. Первая — хлопает, когда называют гласный, вторая – согласный.

7. Рефлексия.

— Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

— Как определить гласный звук?

— Как отличить гласный звук от согласного?

8. Домашняя работа.

Упр. 138. Правило с.89.

Русский язык Гласные звуки

Тема: Гласные звуки

Ход урока

  1. Организационный момент.

 

Введение.

 

Отгадайте загадку и узнайте, кто будет гостем на нашем уроке.

 

Девочка хорошая по лесу идёт

Пирожки и горшочек масла

В корзиночке несёт.

Кто-то страшный девочке

Встретится потом

Кто расспросит девочку о её пути?

Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка?

Кто же этот зверь?

На загадку можешь отвечать теперь… (Красная шапочка и волк)

 

Вспомните, какую песню пела Красная Шапочка.

 

Кто автор этой сказки? Шарль Перро

Какой звук Красная Шапочка повторяет несколько раз, напевая песенку?

Гласный звук [а].

Неслучайно наш урок мы начали с этой песни.

Наша гостья, Красная Шапочка, очень хочет поподробнее узнать обо всех гласных звуках и буквах. Поможем ей в этом.

Объяснение материала

 

Слово гласный образовано от устаревшего слова глас ~ (голос).

Поэтому можно сказать, что гласный звук значит ~ «голосовой».

 

Как отличить гласный звук от согласного?

Гласный звук состоит только из голоса.

При произнесении гласного звука ~ воздух проходит через рот свободно, ~

без преград.

Гласный звук образует слог.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Например: Волк – один гласный звук о, ~ значит 1 слог;

бабушка~ 3 гласных звука а, у , а. ~ Соответственно 3 слога: ба-буш-ка.

 

Гласных звуков – 6:

[а]  [о]  [у]  [э]  [и]  [ы]

 

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …
~  (гласный)

 

Для обозначения гласных звуков служат буквы.

Букв, обозначающих гласные звуки  – 10:

А  О  У  Э  И  Ы

Я     Ю     Е      Ё

 

Чистописание.

 

Красная Шапочка просит помочь ей выполнить задания. 

Из ряда букв выпишите буквы, обозначающие

гласные звуки.

 

 

 

Проверьте себя. Надо было выписать:

У, ~ ю, ~ о, ~ ё, ~ а, ~ я, ~ э, ~ и, ~ ы.

Какой буквы не хватает?

Не хватает десятой буквы е.  Допишите её.

 

 

Вспомните!

Буквы  ~ А  ~ О  ~ У  ~ Ы  ~ Э ~   показывают твёрдость согласных звуков.

Буквы ~ Я ~ Е ~ Ё ~ И ~  Ю ~  показывают мягкость согласных звуков. ~ 

 

Буквы ~ Я ~ Е ~ Ё ~  Ю ~  называют «хитрыми» буквами.

Они играют двойную роль .

Могут обозначать не только один,

но и два звука: согласный звук [й’ ] и последующий гласный звук.

[й’ а], ~ [й’ э], ~ [й’ о], ~ [й’ у] .       

Это бывает, ~ когда «хитрые» буквы стоят ~

в начале слова, ~ после гласного ~

и после разделительного мягкого или твёрдого знаков.

 

Рассмотрим примеры.

Хитрые буквы ~ я ~ е ~ ё ~  ю ~  стоят в начале слова:

Яблоня, ~  ель,  ~ ёжик, ~ юла.

Я ~ е ~ ё ~  ю ~  стоят после гласных.

Например,  ~

лилия, ~ Мария.

Хитрые буквы  стоят после мягкого и твёрдого разделительных знаков.

Например, ~ семья,  ~ жильё, ~  объезд,  ~ подъём.

 

Запишите эти слова.

Подчеркните буквы, которые обозначают по два звука.

 

Физминутка

 

Игра «Красная Шапочка»

 

Шапочку надень, дружок,

И иди скорей в кружок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *