Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Женское движение это: ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ | это… Что такое ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

История женского движения в России — МФТИ

ПечатьDOCPDF

Емельянова Елена Дмитриевна, профессор

             Место, роль, деятельность женщин в обществе и отношение к ним самого общества – всегда вызывали живой интерес. Данный курс и посвящен анализу женского движения в России в разные исторические периоды.

            В последние десятилетия особенно оживился интерес к этой проблеме. В целом ряде стран проведено много научных конференций, опубликовано большое количество работ, защищено не мало диссертаций о роли женщин в различных сферах общества, В российских университетах (Московском, Петербургском, Тверском, Ивановском и др.) созданы и успешно функционируют специальные центры женской истории и гендерных исследований, ведущих научную и педагогическую работу.

             Современные гуманитарные науки, акцентируясь на экономических, социальных и культурных процессах, все большее внимание уделяют женщинам, женскому движению.

Многие ученые стараются «вернуть женщин в историю», а «историю женщинам», чтобы представить объективную картину прошлого, как совместную деятельность обоих полов. И это не случайно. Ведь женщины составляют более половины человечества, они вместе с мужчинами участвовали в создании цивилизаций, вместе с ними сохраняли коллективную память, которая превращала прошлое в культурные традиции, обеспечивали связь поколений, прошлого с будущим.

            Женщин во все времена, независимо от их образованности и социальных интересов, объединяли определенные ценностные установки. Это, в первую очередь, неприятие войны, сохранение жизни детей и семьи в целом, желание жить в стабильном обществе, недовольство общим падением нравов в те или иные исторические периоды и, наконец, ощущение своей социальной значимости. Поэтому в истории феминизма, женских организаций , массовых движений можно увидеть ключ к пониманию острых вопросов современности. 

Цели и задачи:

Цель курса – сформировать у студентов комплексное представление о сущности гендерного подхода в исторической науке, ориентированного на утверждение политики равных, независящих от пола, возможностей самореализации личности в различных сферах социальной жизни. Способствовать выработке навыков анализа и обобщения полученной исторической информации.

Задачами данного курса являются:

Дать студентам базовые знания в области истории женского движения, ознакомление  с разработками отечественных и частично зарубежных специалистов по проблеме.

Способствовать развитию гендерного сознания, свободного от поло-ролевых стереотипов, затрудняющих личностную самореализацию.      

Понимание места и роли женщины в историческом процессе, политической организации общества и их влияние на развитие отечественной истории и культуры.

Воспитание нравственности, морали, толерантности.   

Понимание роли женщины в семье и ее влияние на формирование нравственного климата в семье.

Понимание роли матери в воспитании патриотизма, преданности своему Отечеству, гражданственности.

Овладение научной методологией, многомерным подходом к изучению истории женского движения и его оценке.

Развитие творческого мышления, самостоятельности суждений в освоении еще одной страницы Истории.

Темы:             

1. Введение. Актуальность проблемы, характеристика источников. Методология познания общественных явлений. Суть и значение гендерного подхода

2. Феминизм, его сущность и теоретические посылки. Идеи в защиту прав женщин в истории европейской социальной мысли:   

а) Ранние до – феминистки (ХУ-ХУШ вв). Кристина де Пизан и ее «Книга о граде женском». Феминистские идеи в творчестве Мари де Гурне, Мари Астелл и др. Споры о женщинах в женских салонах Европы.

б) Феминизм и Великая Французская революция. Олимпия де Гуж и ее «Декларация прав женщины и гражданки». Идеолог либерального феминизма (начального) Мэри Уоллстоункрафт и ее книга «В защиту прав женщин».

Влияние революций 1848-1849 гг. в Европе на развитие женского движения. Борьба за избирательные права женщин. Возникновение организованного женского движения (Национальная ассоциация в Англии, Всеобщий немецкий женский союз, Французская лига равноправия женщин, Национальная американская ассоциация).

Феминизм ХХ века. Книга Б.Фриден «Мистика женственности» и работы К. Миллет, М.Розальдо и др

Первые международные женские организации: Международный Совет женщин, Международный альянс за избирательные права женщин

3. Классическая марксистская теория и женская эмансипация. Книга Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Современная критика концепции Энгельса. Вклад Августа Бебеля в развитие марксистской теории женской эмансипации. Книга А. Бебеля «Женщина и социализм» (1896 г.). Возникновение женского рабочего движения. Клара Цеткин и критика ограниченности буржуазного феминизма.

4. Женский вопрос в до- и после реформенной России.

Женщины декабристки, шестидесятницы, нигилистки, революционерки.

Благотворительная деятельность женщин в дореволюционной России. Проблема женского образования в конце Х1Х – начале ХХ вв..

Первые женские организации в России. Всероссийский Союз равноправия женщин – 1905 г. .  Женские журналы.

5. Женщина и революционные события 1917 г в России. Борьба политических партий за женские массы.  Женский вопрос в Государственной Думе и в Программах российских политических партий. Женщины-лидеры: А. Тыркова (в кадетской партии), М. Спиридонова (в эсеровской ) , А.Аксельрод ( в меньшевистской) и их взгляды на женский вопрос.

6. Женское движение в Советской России. Социальная сущность женского вопроса. Ленинские принципы решения женского вопроса и их критика в современных исследованиях. Первый Всероссийский съезд работниц (1918 г.),  определение форм и методов организации женщин. Создание женотделов, их структура и деятельность (1919-1934 гг.). Делегатские собрания как важнейшая форма активизации женщин и результаты их работы. Стремление создать идеал советской женщины, как свободной полноправной гражданки общества. Ранние  работы А.М.Коллонтай. Эволюция взглядов на идеал советской женщины с 30-х до 90-х гг.  ХХ в.

Реальность положения.  

Женская печать в Советской России и ее роль в просвещении женщин.     

Социальный портрет лидеров социал-демократического женского движения в   России (А. Коллонтай, И. Арманд, К. Самойловой и др.) и их бескомпромиссная борьба против патриархального фундаментализма и бюрократического подхода к работе среди женщин

Современный взгляд и оценка советского опыта в решении женского вопроса.

7. Международное женское демократическое движение в ХХ в и его роль в борьбе против фашизма. Всемирный Конгресс женщин против войны и фашизма (Париж, 1934 г). Возникновение Международной демократической Федерации женщин (МДФЖ)- 1945 г и ее деятельность. Комитет Советских женщин во главе с космонавтом В.В.Терешковой (1956-1992 гг.)

8. Социальная детерминация женщин в условиях общественных изменений в России.   Активность российских женщин в конце ХХ – начале ХХ1 вв, как реакция на социальные процессы в стране.

Союз российских женщин (с 1992 г ). Женские  организации в стране,  их деятельность и реальный вклад в политику и практику  государства (особенно на местном уровне): женсоветы, советы многодетных матерей, детей-инвалидов, союзы и комитеты солдатских матерей, женские клубы по интересам, творческие объединения. ассоциации деловых женщин и др.

9. Возникновение  в России Центров женской истории и гендерных исследований. Их научная и педагогическая деятельность. Краткий анализ исторических исследований по проблеме, изданнных этими центрами:

«Пути и перспективы интеграции гендерных методов в преподавание социально-гуманитарных дисциплин». Материалы научной конференции. Тверь 2000.

«Женщиы. История. Общество». Вып.1, 2000, Вып. 2, Тверь, 2002.

«Женские миры…» Западный опыт и гендерные исследования в России. Иваново. 2000. «Марксистский феминизм» Коллекция текстов А.М.Коллонтай. Тверь,2003.

«Женщины в социальной истории Твери». Тверь, 2006. «Женщины в судьбах Костромского края Х1Х-ХХ вв». Кострома, 2008 и др..

10. Деятельность женских организаций по просвещению современной женщины.

11. Поло-ролевая жизнь женщины. Штрихи женской психологии.Любовьженщины .

12.  Роль женщины в семье, воспитании детей. Культура брачно-семейных отношений.

13. Женщина в условиях рынка. Стремление женщин к равноправному положению.  Деловая женщина.        

14. Женщина и проблема власти.

Контрольные вопросы

  1. Что такое феминизм?  Понятие и происхождение термина.
  2. Основатели западного феминизма.
  3. Разновидности феминизма: либеральный, социалистический, радикальный.
  4. Возникновение  женского движения в России, его первые представители.
  5. Женское образование в России в дореволюционный период.
  6. Формы и методы развития социальной активности женщин в советской России.
  7. А.М.Коллонтай и ее первые работы по женской проблематике.
  8. Женский вопрос в программах российских политических партий( отдельно в каждой)
  9.   Социальный портрет лидеров женского движения в России.
  10.   Женщины – борцы против фашизма. Возникновение МДФЖ и ее роль в сохранении мира.
  11.   Деятельность Комитета советских женщин во главе с В.В.Терешковой во второй половине ХХ в.
  12.   Роль российских женщин в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг).
  13.   Краткий обзор исторической литературы по женской проблематике (конкретно по одной из монографий).
  14.   Влияние женщины на формирование нравственного климата в семье и обществе.
  15.   Роль матери в патриотическом воспитании детей.

Темы рефератов

  1.   Создание центров женской истории и гендерных исследований в нынешней России, их цель и направление работы.
  2.   Гендерный подход к изучению курса Истории России. Ваше понимание.
  3.   Основные вопросы, поднятые в книге А.Бебеля «Женщина и социализм».
  4.   Образ русской женщины в литературе и искусстве (по выбору).
  5.   Советский опыт решения женского вопроса, его издержки и уроки.
  6.   Сравнительный анализ разных поколений женщин (к примеру ХХ-ХХ1 вв)
  7.   Социальный портрет лидеров женского движения в России (по выбору)
  8.   Вклад российских женщин в развитие науки.
  9.   А.М.Коллонтай – борец за женское равноправие
  10.   Происходит ли увядание семьи?
  11.   Женские организации в современной России и острота проблем, поставленных ими.    

Литература                                                                                          

Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия. – М., 1998.

Арманд И. Статьи, речи, письма. – М.,1975.

Бебель А. Женщина и социализм. – М. , 1959

Бовуар Симона. Второй пол. – М., 1999.

Браун Л. Женский вопрос. – М.,1906. Серия «Феминистская коллекция» Тверь,2003.

Васецкий К. Женщины российской короны. – М., 1994.

Васильева Л. Кремлевские жены. – М.,1993.

Вендт Ф. «Душа женщины. Опыт женской психологии». – СПБ., 1892.

Гусев К. Эсеровская богородица. – М., 1992.

Дашкова Е. Записки 1743-1810. – Л., 1985.

Домострой. – М., 1994.

Думова К. Московские меценаты. – М., 1992.

Женщины террористки в России. – Ростов, 1996.

Женщина в российском обществе. ХХ в.: история и современность. – М.,1996.

Женщины. История. Общество. Сб.научных трудов. Вып.1. – Тверь, 1999. Вып. 2. – Тверь, 2002.

Женские миры… Западный опыт и гендерные исследования в России. – Иваново, 2000.

Женщины в социальной истории. Хрестоматия. – Тверь, 2006.

Женщины в судьбах Костромского края. Коллектив авторов. – Кострома, 2008.

Журавлева Л. Княжна Мария Тенешева. – Смоленск,1994.

Записки и воспоминания русских женщин ХУШ-Х1Х вв. – М., 1990.

Иконникова А. Царицы и царевны из дома Романовых. – М.,1991.

Казакова А.А. Роль женских общественных объединений в формировании гражданского общества в современной России. – М., 2007.

Каталог информационных ресурсов «Интернет — женщинам!», об особенностях поиска материалов по общественно-значимым проблемам женщин в Интернет.

Ковалевская С. Избр. пр. – М., 1982.

Коллонтай А. Избр. статьи и речи. – М., 1972.

Кулик В. Женщины Руси Х-ХУ вв. – Тверь, 1998.

Лошакова Ю. Региональные особенности гендерного неравенства. // Социс.2013, № 6.

Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. О женском вопросе. – М.,1972.

Марксистский феминизм. Коллекция текстов А.М.Коллонтай. – Тверь, 2003.

Носкова А. Семья перед лицом вызова глобализирующего мира. // Социс. 2013, № 5.

Олимпия де Гуж. Декларация прав женщины и гражданки (1791). Серия Феминистская коллекция. — Тверь, 2003

Павлюченко Э. Женщины в русском освободительном движении. – М., 1988.

Пизанска Крестина. Из «Книги о граде женском». – М., 1991.

Пути и перспективы интеграции гендерных методов в преподавание социально-гуманитарных дисциплин. Материалы научной конф. – Тверь, 2000.

Поликарпов В. История нравов России. Восток или Запад?  – Ростов, 1995.

Пол и гендер в науках о человеке и обществе. Материалы конф. – Тверь, 2003.

Ржаницина Л., Рыбальченко С. Состоянии семейной политики и предложения по ее совершенствованию. // Социс. 2013, № 6.

Тимшина Е. Л. Женские неправительственные объединения в современной России: новые методы исследования.  // «NB: Вопросы права и политики» № 4, 2013.

Тишкин Г. Чернышевский и раскрепощение женщин. – Л.,1979.

Тишкин Г. Женский вопрос в России в 50-60-е гг Х1Х в. – Л., 1964.

Тютчева А. При дворе двух императоров. – Тула, 1990.

Успенская В. Феминизм: идея прав женщин в истории европейской социальной мысли (ХУ-ХУШ вв). – Тверь, 2000.

Федосова С. Бестужевские курсы – первый женский университет в России. – М., 1980.

Фриден Б. Загадка женственности. – М.,1995.

Хасбулатова О. Опыт и традиции женского движения в России. – Иваново, 1994.

Клещина И. Гендерная социализация. СПБ.,1996.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1978.

Якушкина Е.И. Деятельность региональных женских организаций в контексте современного российского женского движения. / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. Номер выпуска: 11. Том: 9. 2009.

«Мы — не феминистки, мы — за сохранение семьи». Анжелика Андреева о женском движении в Якутии — ЯСИА

Какие проблемы есть у современных женщин и как их решают, рассказывает председатель Союза женских организаций Якутии

Женскому движению в Якутии уже 97 лет, за это время изменилось многое – представительницы прекрасной половины находят себя  в разных профессиях, работают наравне с мужчинами, воплощают казалось бы нереальные мечты в собственное дело, становятся учеными, ставят проблемы развития республики на российском уровне. И все же женщины, матери остаются главными хранительницами семейного очага. О том, как изменилось женское движение в республике за последние несколько лет, какие проблемы есть у современных женщин и как их решают, не губят ли современные тенденции преемственность поколений и семейные традиции, корреспонденту ЯСИА в преддверии XV Съезда женщин Якутии рассказала председатель Союза женских организаций в республике Анжелика Андреева. 

— Анжелика Егоровна, расскажите, как изменилось женское движение в Якутии за последние несколько лет и что повлияло на это?

История женского движения имеет началась с 1925 года, и в этом году отмечает 97-летие. Конечно, за это время произошла большая трансформация. Если раньше наши женщины были необразованными, им не позволяли работать по некоторым профессиям, то сегодня современная женщина и высокообразованная, и может работать наравне с мужчинами, есть женщины кандидаты наук, ученые – сферы, где может сейчас реализовать себя женщина, практически безграничны.

Всеякутский съезд трудящихся женщин в 1925 году

Именно в нашей республике можно сказать, что женщина очень ответственна и не равнодушна ко всему, что происходит в обществе, несмотря на то, что она является мамой, бабушкой, дочерью и женой. Кроме своей основной работы, учебы, она всегда интересуется общественными делами, поэтому в наших улусах и городах республики очень много женщин с активной жизненной позицией. Это доказывает то, что за последние 6 лет, с последнего Съезда женщин в 2016 году, стало больше общественных организаций. Например, активно начали работать крупные общественные организации, как Открытый форум «Подруги», общественное движение «Матери России», молодежное крыло союза женских организаций. Все они полностью идут в ногу со временем. И буквально в последние два года, в период пандемии, мы выиграли уже два гранта по цифровой трансформации женских советов Якутии, 5 лет назад мы об этом не то, что не говорили, но и не думали даже. А объединяющим звеном между всеми организациями является исторически сложенный Союз женских организаций.

Недавно мы встречались с главой республики Айсеном Сергеевичем Николаевым. Он полностью согласился с нами и сказал, что женщина сегодня должна обучаться профессионально и не так, чтобы просто один раз диплом получить и одну профессию. Ведь современный мир диктует нам непрерывное обучение, в том числе цифровой трансформации, получать новые навыки или профессии. И в этом процессе гибче всех должна адаптироваться женщина. Конечно, молодому поколению сделать это намного легче, а вот женщинам среднего и старшего поколений будет сложно. Поэтому за последние 5 лет наши женские общественные организации и в целом институт общественных организаций научились правильно участвовать и выигрывают гранты именно на социально значимые проекты. А ведь раньше они все проекты, мероприятия, конкурсы для мамочек и отцов делали сами, своими силами искали спонсоров и так далее. И это резкий  скачок.

Если пять лет тому назад просто давали субсидию на организацию мероприятий, сейчас уже каждая общественная организация, каждая женщина, которая возглавляет женский клуб в селе или, например, общественную организацию по работе с детишками с ограниченными возможностями, сегодня как бы обязана пройти обучение, научиться оформлять проекты для гранта, соответствовать современным реалиям, чему наши ресурсные центры «Созидание», «Акфа» обучают.  К слову, сейчас тоже идет конкурс на грант главы республики, куда ежегодно поступает очень много заявок. И я точно могу сказать, что где то 30-50% участников — это общественные организации, которые возглавляют женщины нашей республики.

— Все-таки вы отметили, что современное время диктует свои тенденции. И женщины сейчас активно реализуют свои интересы, занимают различные профессиональные ниши. Бывает, что карьерный рост некоторые ставят на первое место. Как все это влияет на преемственность поколений, не отражается ли это на сохранение семейных традиций, ведь испокон веков женщина была хранительницей семейного очага?

Действительно, некоторые мужчины говорят о Союзе: «А, понятно, значит вы феминистки». Я говорю, мы — не феминистки, мы — за сохранение семьи, материнства, отцовства и сохранение именно семейных традиций – это наша главная цель

Вот даже выигранные гранты мы связываем с этими устоями. Например, мы реализовали грант «Сделано руками мамы» и для мамочек, которые сидят по уходу за ребенком проводили тренинги по психологии, рассказывали, как ухаживать за ребенком, куда обращаться. Ладно мы раньше родили и обращались к мамам, бабушкам, спрашивали от беспокойства иногда даже кажется нелепые вопросы. А у современной мамочки возможностей узнавать о правильном уходе за малышом от профессионалов намного больше.

Еще мы рассказывали, как получить дополнительные профессии онлайн. Допустим, пока ребенок спит, можно послушать какие-то лекции. И по итогам нашего проекта можно открыть свое дело в инстаграм. Очень многие мамочки ведь шьют, вяжут, делают поделки разные. А мы обучали их, как превратить хобби в собственное дело, не оставляя при этом ребенка. Представляете, из 100 прошедших обучение где-то около 10% мамочек открыли свое дело, стали самозанятыми, получают дополнительный доход в свою семью.

Когда я встречаюсь с молодыми девушками-лидерами, всегда говорю: «Девочки, конечно, вы молодцы, вы все умницы, но самое главное для девушки и первая цель — выйти замуж и родить ребенка, получить профессию, и уже потом, когда состоится семья, вы можете делать свою карьеру». Человек уже в старшем возрасте знает, что самое главное в жизни — это семья, это дети. Но бывает, задумываешься  об этом слишком поздно, вот, ты – кандидат наук – все это прекрасно. Но с возрастом думаешь, почему же я родила двоих детей, а не троих или четверых. Мы проводили много онлайн тренингов и что все состоявшиеся женщины говорили, что самое главное в жизни — это семья, только потом карьера и профессиональные качества.

— Все с энтузиазмом приняли новость об объявлении главой Якутии в республике 2022 год Годом матери.  Какие мероприятия вы планируете провести в этот год?

— Мы очень благодарны решению главы, потому что, оказывается, в истории ни один субъект Российской Федерации никогда не объявлял Год матери, отмечали только День матери в России. Но и День матери впервые был введен у нас в Якутии, когда первый президент республики Михаил Ефимович Николаев в 1993 году учредил его. Я тогда работала в Якутском государственном университете, с 2003 года в министерстве по молодежной политике заместителем министра, затем с 2006 года в комитете по делам семьи и детства заместителем председателя, все эти годы мы проводили День матери и конкурсы молодых семей. У истоков семейной политики стояли Анастасия Николаевна Божедонова, Валентина Ивановна Кириллина, Светлана Ефимовна Николаева. Тогда был план по улучшению положения женщин-матерей, в том числе государственная поддержка многодетных семей,  и вся эта политика получит в Год матери новый толчок. Также за эти годы наши женщины депутаты Феодосия Габышева, Елена Голомарева, общественницы Лена Иванова, Ольга Старостина ставили вопросы разработки целой программы «Дети Арктики».

Айсен Сергеевич очень хорошо связал Год матери со 100-летием республики. Он сказал: «Что важно для каждого человека – это, конечно же, семья и мать». Когда вышел указ, все были приятно удивлены, сразу начали звонить женщины из наших районов, говорили, как это приятно. «Это же про нас! Это очень важное событие!», — восклицали они. И самая главная наша задача — помочь молодым мамочкам.

Если честно сказать, сегодня разрушается институт семьи. Очень много гражданских браков, и то, что раньше казалось нам таким далеким, а именно различная западная пропаганда, обесценивание семейных традиций – все уже становится на слуху. Но в отдельно взятой России и в отдельно взятой республике мы должны сохранить наши национальные традиции, сохранить российскую семью. Хотя и говорят, что «женщина коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», а на самом деле всегда-всегда и в русской, и в якутской философии самое главное – это мужчина-добытчик и семья.

Мы разработали вместе с министерством труда и социального развития ряд мероприятий. Так, в конце года состоится Форум матерей Якутии. Мы предлагали, чтобы в школах все-таки два часа в неделю выделяли на этику и психологию семейной жизни, предметы о том, как молодых девочек подготовить к семейной жизни. Конечно, во многом через школы воспитывать детей обязательно надо. Но опять же это зависит от семьи и от самой женщины. Я всегда, когда встречаюсь с молодыми девушками, говорю: «Я понимаю, что молодым людям на то, чтобы развестись сейчас надо всего лишь 5 минут, пошлину заплатить и все. Но самый большой труд — это сохранить свою семью, сохранить теплые добрые отношения с мужем, парнем, отцом своих детей. Во многом же всегда инициатором выходит женщина, считая, что мужчина не уделяет ей внимания и так далее. Только самая мудрая женщина может сохранить брак, и только самая мудрая женщина может  возвысить своего мужчину, передать ему свои мысли и идеи и преподнести это так, чтобы он сам принимал решения». Этому же нас не учили, это жизненная мудрость. И хочется, чтобы как раз именно в Год матери больше внимания было уделено старшему поколению мамочек, нашим многодетным матерям, матерям-героиням, отдать им дань уважения. И, чтобы молодые отцы почувствовали ответственность за свою жену, за своих детей, и цель в Год матери поднять статус и престиж отцовства. Когда я выступала с этой речью по районам республики, мужчины в залах аплодировали, это говорит, что мы должны охватить своим вниманием всех: и мам и отцов.

В этом году, я думаю, государству надо уделить внимание семейной экономике – это подсобное хозяйство. Мы во время пандемии поняли, что очень важно сохранить здоровье семьи и ее благополучие. А кушаем мы каждый день на завтрак, обед, ужин, а кто об этом думает? Конечно, женщина, мать. Поэтому сегодня женщины остро ставят вопрос поддержки семейной экономики. Или вот, как пример, наши женщины объединились во время лесных пожаров, помогали мужчинам, круглосуточно готовили еду на местах, организовывали сбор продуктов. Женщина всегда на страже и помогает мужчинам, отцам сохранить благополучие в нашем обществе. И, конечно нам хотелось бы, чтобы больше говорили об идеологии семейных ценностей, отношений мужчины и женщины, материнства и отцовства, чтобы больше было конкурсов именно для матерей, чтобы они почувствовали к себе внимание, уделить внимание женщинам, попавшим в трудную ситуацию.

Матерям, особенно молодым, попавшим в трудную жизненную ситуацию, очень важна моральная поддержка. Иногда стоит просто поговорить, дать надежду, которая переломит внутреннее состояние женщины. Если женщине это дать, она воспрянет духом, расцветет и будет готова на невероятные свершения.

— Расскажите и о работе в арктических, отдаленных районах республики, ведь там зачастую необходим отдельный подход к решению проблем.

— Действительно, у нас в каждом районе есть женсовет. У нас есть очень трудные северные районы, именно там надо проводить качественные медицинские обследования, ведь оттуда очень редко могут выехать в районные центры или столицу. Необходимо обеспечить их узкими специалистами. Надо возобновить санаторно-курортное лечение, как было раньше – «Мать и дитя», когда полностью оплачивали путевку, проезд на работе. Конечно, на это требуется много средств, но жители северных территорий – особенная категория.

— Одно из самых масштабных мероприятий в Год матери – Съезд женщин Якутии. Расскажите, как идет подготовка к этому событию?

— Съезд проводится один раз в пять лет. Основными организаторами являются Союз женских организаций и министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям республики. Председатель оргкомитета – Ольга Балабкина. И, конечно, готовят Съезд легендарные в истории женского движения люди – Анастасия Божедонова, Евгения Михайлова, Феодосия Габышева, Валентина Кириллина, Антонина Григорьева, Лилия Винокурова, Лена Иванова, Галина Васильева, Альбина Черепанова, Оксана Новгородова и многие другие. По уставу мы должны были провести его в прошлом году, но в связи с пандемией перенесли его на 2022 год. Мы очень рады этому, потому что в год 100-летия нашей республики пройдет такое важное событие. В основном стратегические площадки пройдут в онлайн-формате. Будет 13 переговорных площадок, начиная от образования, культуры, здравоохранения. Женщины будут поднимать социальные вопросы и проблемы. Нам бы хотелось, чтобы наравне с общественниками, учеными выступили женщины со всех уголков республики. В Союзе женских организаций мы много обсуждали на эту тему, по итогам разработали концепцию, куда включили цели Съезда, объяснили в каком направлении мы идем в последующие пять лет.

В истории Якутии женщины всегда были движущей силой и всегда помогали в трудные минуты для республики, чтобы не происходило. В этом плане мы должны отдать дань уважения избранным делегатам Съезда, всего со всех улусов их будет 500. Делегатов избирают на местах, именно они в течение 5 лет на общественных началах вносили лепту в жизнь своего района и республики. Пленарное заседание пройдет очно, в связи с ограничениями примут участие всего 200 человек. Мы примем резолюцию на будущие пять лет – что мы берем на себя, что мы просим от руководства республики и страны, и какой курс мы будем поддерживать дальше.

Также пройдут выборы нового состава руководящего органа пленума Союза женских организаций Якутии. Сейчас идет исторически сложившаяся преемственность поколений, и у меня девиз по жизни: «Помнить прошлое, творить настоящее и думать о будущем». И мы как раз будем передавать молодому поколению наши взгляды, чтобы они уже взяли наше дело в свои руки и привнесли в дальнейшее развитие женского движения собственные идеи. Но, конечно, в своем докладе я обязательно скажу, каким мы видим будущее через пять лет, как будет развиваться материнство, наука, какую ответственность женщины должны на себя взять и чем мы будем заниматься.

В рамках Съезда пройдет Дальневосточный женский форум. В онлайн формате будут участвовать женщины из Амурской области, Хабаровского, Приморского краев, Еврейской автономной области, Сахалина, Камчатки, Магадана и так далее. Мы обсудим очень хороший совершенно новый в России проект «Национальная социальная инициатива». Он касается именно адресной помощи и новых механизмов, позволяющих улучшить качество услуг и сервисов в социальной сфере. На пленарном заседании мы примем итоговый документ, где обозначим, что сегодня необходимо женщинам Дальнего востока, какие стоят проблемы и как их решить в ближайшие несколько лет.

— Приглашены ли эксперты и спикеры на Съезд и форум из-за пределов региона?

— На стратегические сессии приедут гости из Монголии, Москвы, Санкт-Петербурга, Бурятии, Еврейского автономного округа в онлайн формате будут участники из Нижнего Новгорода, Ненецкого автономного округа и даже из арктических стран. Спикеров будет много как на российском, так и на международном уровне. У нас есть отдельная стратегическая сессия, посвященная международному сотрудничеству с зарубежными спикерами, а также сессия «Женщина в науке» со спикерами из России. Таким образом мероприятие получается у нас уже практически российско-международным. Всю информацию мы разместим на сайте мероприятияякутии.рф.

— Анжелика Егоровна, назовите самые острые проблемы, которые ставят якутянки в последние несколько лет?

— В социально-экономическом плане существует хорошая динамика роста и адаптации социальной политики в нашей республике, выделяются республиканские и федеральные средства именно на поддержку материнства и семей с детьми. Но все равно в топ проблем в последние пять лет женщины относят здоровье. Самое главное в пандемию – сохранение здоровья семьи, женщин, детей и мужчин. Это вообще отдельная тема. Вторая проблема — занятость, то есть переобучение, переквалификация и так далее. Здесь мы проводим курсы бесплатные по цифровизации для всех желающих. И в-третьих, работа с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации – это и алкоголизация женщин, безответственное родительство, правонарушения несовершеннолетних. У нас также была крайне насущная проблема онлайн образования. Родительское сообщество выходило на нас, возмущалось, сейчас понемногу все приходит в норму. Я также являюсь председателем комиссии по социальной политике, демографии, защите семьи и детства Общественной палаты Якутии. И когда в обществе возникают проблемные вопросы, мы рассматриваем их со всех сторон при взаимодействии с ответственными органами.

— И в завершении ваши пожелания всем женщинам Якутии в преддверии весеннего праздника.

— Конечно, в первую очередь, в наше непростое время я хочу пожелать крепкого здоровья не только всем женщинам и матерям, но и чтобы они сохранили здоровье своим детям и мужчинам. Совсем скоро наступит весна, и в связи с этим желаю всем счастья, любви, удачи, семейного благополучия и чтобы никакие трудности не смогли испортить весеннего настроения.

Движение за права женщин | Определение, лидеры, обзор, история и факты

День женской забастовки, 1970 г.

Смотреть все СМИ

Дата:
в. 1960 — г.р. 1980
Основные события:
Декларация чувств Женщина-гражданин
Ключевые люди:
Симона де Бовуар Бетти Фридан Шарлотта Перкинс Гилман Кэтрин А. Маккиннон Варис Дири

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

движение за права женщин , также называемое женским освободительным движением , разнообразное общественное движение, в основном базирующееся в Соединенных Штатах, которое в 1960-х и 1970-х годах добивалось равных прав и возможностей и большей личной свободы для женщин. Это совпало и признано частью «второй волны» феминизма. В то время как феминизм первой волны 19го и начала 20 века были сосредоточены на законных правах женщин, особенно на праве голоса ( см. избирательное право женщин), феминизм второй волны движения за права женщин затронул все области женского опыта, включая политику, работу, семью, и сексуальность. Организованная активность женщин и от их имени продолжалась в течение третьей и четвертой волн феминизма с середины 1990-х и начала 2010-х годов соответственно. Для более подробного обсуждения исторических и современных феминисток и женских движений, которые они вдохновили, см. феминизм.

Пролог к ​​общественному движению

После Второй мировой войны жизнь женщин в развитых странах резко изменилась. Бытовая техника облегчила бремя ведения домашнего хозяйства, продолжительность жизни резко увеличилась, а рост сферы услуг открыл тысячи рабочих мест, не зависящих от физической силы. Несмотря на эти социально-экономические преобразования, культурные установки (особенно в отношении женского труда) и правовые прецеденты по-прежнему усиливали сексуальное неравенство. Четкий отчет о угнетающем влиянии господствующих представлений о женственности появился в Le Deuxième Sexe (1949; Второй пол ) французского писателя и философа Симоны де Бовуар. Он стал мировым бестселлером и поднял феминистское сознание, подчеркнув, что освобождение женщин было освобождением и мужчин.

Первым публичным признаком того, что перемены неизбежны, стала реакция женщин на публикацию в 1963 году книги Бетти Фридан « Загадка женственности» . Фридан говорил о проблеме, которая «похоронена, невысказана» в уме домохозяйки из пригорода: крайняя скука и отсутствие удовлетворения. Женщины, которым говорили, что у них есть все — хорошие дома, прекрасные дети, ответственные мужья, — были притуплены домашним хозяйством, говорила она, и были слишком социально обусловлены, чтобы осознавать собственное отчаяние. Загадка женственности сразу же стала бестселлером. Фридан задел за живое.

Реформаторы и революционеры

Первоначально женщины, воодушевленные книгой Фридан, присоединились к лидерам правительства и представителям профсоюзов, которые лоббировали федеральное правительство за равную оплату труда и защиту от дискриминации при приеме на работу. К июню 1966 года они пришли к выводу, что вежливых просьб недостаточно. Им понадобится собственная национальная группа давления — женский аналог Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP). Так родилась Национальная организация женщин (СЕЙЧАС).

Организация не сразу увенчалась успехом. К концу второго года существования NOW насчитывала всего 1035 членов и раздиралась идеологическими разногласиями. Когда группа попыталась написать Билль о правах женщин, она пришла к консенсусу по шести мерам, необходимым для обеспечения равенства женщин: обеспечение соблюдения законов, запрещающих дискриминацию при приеме на работу; права на отпуск по беременности и родам; центры по уходу за детьми, которые могли бы позволить матерям работать; налоговые вычеты на расходы по уходу за ребенком; равное и неразделенное образование; и равные возможности профессионального обучения для бедных женщин.

Две другие меры вызвали огромные споры: одна требовала немедленного принятия Поправки о равных правах (ERA) к Конституции США (для обеспечения равенства прав независимо от пола), а другая требовала более широкого доступа к контрацепции и абортам. Когда NOW поддержал принятие ERA, профсоюз United Auto Workers, который предоставлял NOW офисные помещения, отказался от своей поддержки, потому что ERA фактически запретило бы трудовое законодательство о защите женщин. Когда некоторые члены СЕЙЧАС призвали к отмене всех законов об абортах, другие члены покинули молодую организацию, убежденные, что это последнее действие подорвет их борьбу против экономической и правовой дискриминации.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Членство NOW также было перекачано слева. Активисты из Нью-Йорка, где проживала половина членов СЕЙЧАС, вышли из себя. В течение следующих двух лет, пока СЕЙЧАС изо всех сил пыталась зарекомендовать себя как национальная организация, более радикальные женские группы были сформированы женщинами, выступающими против войны, за гражданские права и левыми активистками, которые испытали отвращение к отказу «новых левых» решать проблемы женщин. По иронии судьбы, сексистские настроения проникли в 19Радикальная политика 60-х годов, когда некоторые женщины подвергались эксплуатации или неравному обращению в рамках этих движений. Например, в 1964 году, когда на конференции Студенческого координационного комитета ненасильственных действий (SNCC) была поднята резолюция женщины, Стоукли Кармайкл легкомысленно оборвал все дебаты: «Единственная позиция для женщин в SNCC — лежать».

В то время как СЕЙЧАС сосредоточился на вопросах прав женщин, более радикальные группы преследовали более широкие темы освобождения женщин. Хотя им не хватало согласованной национальной структуры, сформированной СЕЙЧАС, освободительные группы возникли в Чикаго, Торонто, Сиэтле, Детройте и других местах. Внезапно женское освободительное движение оказалось повсюду — и нигде. У него не было ни офицеров, ни почтового адреса, ни распечатанной повестки дня. Что у него было, так это отношение. 19 сентября68 активистов собрались в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси, в знак протеста против образа женственности, созданного на конкурсе «Мисс Америка». В феврале 1969 года одна из самых радикальных освободительных групп «Красные чулки» опубликовала свои принципы под названием «Манифест стервы». Базируясь в Нью-Йорке, Redstockings написали первый для движения анализ политики работы по дому, провели первое публичное выступление по поводу абортов и помогли разработать концепцию групп «повышающих самосознание» — рэп-сессий, чтобы понять, как сексизм может раскрасили их жизнь. Redstockings также выступали с заявлениями об изнасиловании, чтобы привлечь внимание страны к проблеме насилия в отношении женщин, включая насилие в семье.

В ответ на эти разнообразные интересы СЕЙЧАС созвал Конгресс за объединение женщин, который собрал более 500 феминисток в Нью-Йорке в ноябре 1969 года. Встреча должна была установить точки соприкосновения между радикальным и умеренным крылом движения за права женщин, но это была невыполнимая задача. Хорошо одетые профессионалы были убеждены, что женщины должны урезонить мужчин, не могут объединиться с радикалами с растрепанными волосами, чей опыт Новых левых испортил им вежливые беседы с «врагом». Руководство NOW казалось более удобным лоббировать политиков в Вашингтоне или вести переписку с НАСА по поводу исключения женщин из программы космонавтов, в то время как молодые выскочки предпочли сорвать слушания в законодательном комитете. СЕЙЧАС лидеры искали реформы. Более радикальные женщины замышляли революцию.

Движение за права женщин | Определение, лидеры, обзор, история и факты

День женской забастовки, 1970 г.

Смотреть все СМИ

Дата:
в. 1960 — г.р. 1980
Основные события:
Декларация чувств Женщина-гражданин
Ключевые люди:
Симона де Бовуар Бетти Фридан Шарлотта Перкинс Гилман Кэтрин А. Маккиннон Варис Дири

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

движение за права женщин , также называемое женским освободительным движением , разнообразное общественное движение, в основном базирующееся в Соединенных Штатах, которое в 1960-х и 1970-х годах добивалось равных прав и возможностей и большей личной свободы для женщин. Это совпало и признано частью «второй волны» феминизма. В то время как феминизм первой волны 19го и начала 20 века были сосредоточены на законных правах женщин, особенно на праве голоса ( см. избирательное право женщин), феминизм второй волны движения за права женщин затронул все области женского опыта, включая политику, работу, семью, и сексуальность. Организованная активность женщин и от их имени продолжалась в течение третьей и четвертой волн феминизма с середины 1990-х и начала 2010-х годов соответственно. Для более подробного обсуждения исторических и современных феминисток и женских движений, которые они вдохновили, см. феминизм.

Пролог к ​​общественному движению

После Второй мировой войны жизнь женщин в развитых странах резко изменилась. Бытовая техника облегчила бремя ведения домашнего хозяйства, продолжительность жизни резко увеличилась, а рост сферы услуг открыл тысячи рабочих мест, не зависящих от физической силы. Несмотря на эти социально-экономические преобразования, культурные установки (особенно в отношении женского труда) и правовые прецеденты по-прежнему усиливали сексуальное неравенство. Четкий отчет о угнетающем влиянии господствующих представлений о женственности появился в Le Deuxième Sexe (1949; Второй пол ) французского писателя и философа Симоны де Бовуар. Он стал мировым бестселлером и поднял феминистское сознание, подчеркнув, что освобождение женщин было освобождением и мужчин.

Первым публичным признаком того, что перемены неизбежны, стала реакция женщин на публикацию в 1963 году книги Бетти Фридан « Загадка женственности» . Фридан говорил о проблеме, которая «похоронена, невысказана» в уме домохозяйки из пригорода: крайняя скука и отсутствие удовлетворения. Женщины, которым говорили, что у них есть все — хорошие дома, прекрасные дети, ответственные мужья, — были притуплены домашним хозяйством, говорила она, и были слишком социально обусловлены, чтобы осознавать собственное отчаяние. Загадка женственности сразу же стала бестселлером. Фридан задел за живое.

Реформаторы и революционеры

Первоначально женщины, воодушевленные книгой Фридан, присоединились к лидерам правительства и представителям профсоюзов, которые лоббировали федеральное правительство за равную оплату труда и защиту от дискриминации при приеме на работу. К июню 1966 года они пришли к выводу, что вежливых просьб недостаточно. Им понадобится собственная национальная группа давления — женский аналог Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP). Так родилась Национальная организация женщин (СЕЙЧАС).

Организация не сразу увенчалась успехом. К концу второго года существования NOW насчитывала всего 1035 членов и раздиралась идеологическими разногласиями. Когда группа попыталась написать Билль о правах женщин, она пришла к консенсусу по шести мерам, необходимым для обеспечения равенства женщин: обеспечение соблюдения законов, запрещающих дискриминацию при приеме на работу; права на отпуск по беременности и родам; центры по уходу за детьми, которые могли бы позволить матерям работать; налоговые вычеты на расходы по уходу за ребенком; равное и неразделенное образование; и равные возможности профессионального обучения для бедных женщин.

Две другие меры вызвали огромные споры: одна требовала немедленного принятия Поправки о равных правах (ERA) к Конституции США (для обеспечения равенства прав независимо от пола), а другая требовала более широкого доступа к контрацепции и абортам. Когда NOW поддержал принятие ERA, профсоюз United Auto Workers, который предоставлял NOW офисные помещения, отказался от своей поддержки, потому что ERA фактически запретило бы трудовое законодательство о защите женщин. Когда некоторые члены СЕЙЧАС призвали к отмене всех законов об абортах, другие члены покинули молодую организацию, убежденные, что это последнее действие подорвет их борьбу против экономической и правовой дискриминации.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Членство NOW также было перекачано слева. Активисты из Нью-Йорка, где проживала половина членов СЕЙЧАС, вышли из себя. В течение следующих двух лет, пока СЕЙЧАС изо всех сил пыталась зарекомендовать себя как национальная организация, более радикальные женские группы были сформированы женщинами, выступающими против войны, за гражданские права и левыми активистками, которые испытали отвращение к отказу «новых левых» решать проблемы женщин. По иронии судьбы, сексистские настроения проникли в 19Радикальная политика 60-х годов, когда некоторые женщины подвергались эксплуатации или неравному обращению в рамках этих движений. Например, в 1964 году, когда на конференции Студенческого координационного комитета ненасильственных действий (SNCC) была поднята резолюция женщины, Стоукли Кармайкл легкомысленно оборвал все дебаты: «Единственная позиция для женщин в SNCC — лежать».

В то время как СЕЙЧАС сосредоточился на вопросах прав женщин, более радикальные группы преследовали более широкие темы освобождения женщин. Хотя им не хватало согласованной национальной структуры, сформированной СЕЙЧАС, освободительные группы возникли в Чикаго, Торонто, Сиэтле, Детройте и других местах. Внезапно женское освободительное движение оказалось повсюду — и нигде. У него не было ни офицеров, ни почтового адреса, ни распечатанной повестки дня. Что у него было, так это отношение. 19 сентября68 активистов собрались в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси, в знак протеста против образа женственности, созданного на конкурсе «Мисс Америка». В феврале 1969 года одна из самых радикальных освободительных групп «Красные чулки» опубликовала свои принципы под названием «Манифест стервы». Базируясь в Нью-Йорке, Redstockings написали первый для движения анализ политики работы по дому, провели первое публичное выступление по поводу абортов и помогли разработать концепцию групп «повышающих самосознание» — рэп-сессий, чтобы понять, как сексизм может раскрасили их жизнь. Redstockings также выступали с заявлениями об изнасиловании, чтобы привлечь внимание страны к проблеме насилия в отношении женщин, включая насилие в семье.

В ответ на эти разнообразные интересы СЕЙЧАС созвал Конгресс за объединение женщин, который собрал более 500 феминисток в Нью-Йорке в ноябре 1969 года. Встреча должна была установить точки соприкосновения между радикальным и умеренным крылом движения за права женщин, но это была невыполнимая задача. Хорошо одетые профессионалы были убеждены, что женщины должны урезонить мужчин, не могут объединиться с радикалами с растрепанными волосами, чей опыт Новых левых испортил им вежливые беседы с «врагом». Руководство NOW казалось более удобным лоббировать политиков в Вашингтоне или вести переписку с НАСА по поводу исключения женщин из программы космонавтов, в то время как молодые выскочки предпочли сорвать слушания в законодательном комитете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *