Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Жесты людей и их значение психология: О чем говорят жесты и телодвижения собеседника

Как жесты и мимика выдают характер человека

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА

Общество

Фото: pexels.com/wildlittlethingsphoto

День языка тела отмечается в первую пятницу октября. Как узнать характер человека по мимике, движениям и другим невербальным сигналам, «Вечерке» рассказал психолог-физиогномист Артем Павлов.

Физиогномика — это диагностическое направление, которое исследует связи лица, психики и поведения. При помощи этого инструмента можно исследовать характер человека и определить его индивидуальный психотип. Важно сразу отбросить в сторону доводы восточных практик, эзотерики и прочих сфер. В последние десять лет к физиогномике подходят исключительно с научной точки зрения, а все выводы основаны на эволюционных процессах.

Наше лицо формировалось вместе с мозгом, во время образования вида homo sapiens. Те характерологические особенности личности, которые влияют на поведение, связаны с антропометрическими свойствами. Лицо делится на три блока. Индивидный — нижняя челюсть, рот. Репрезентативный — средняя часть.

Глаза, нос, уши, губы. Верхняя часть — проекция фронтальных теменных и лобных зон мозга, которые дали нам самосознание. Они появились позже остальных отделов. Внешность говорит о том, какие участки мозга работают активнее других.

Психотип личности

При помощи физиогномики можно составить психотип человека. Это индивидуальная характеристика личности. Не нужно детально разбирать каждую черту лица. Нужно подходить комплексно. Достаточно определить от пяти до семи доминирующих качеств. Они и формируют индивидуальность личности. По психотипу можно понять основную его предрасположенности и слабые стороны.

Эксперты подчеркивают, что плохих черт личности не бывает. Например, высокая чувствительность необходима в семье, но может помешать на ответственной работе. Важно знать свои слабые и сильные стороны, чтобы легче справляться с жизненными трудностями.

Волевой подбородок

Люди с большой нижней челюстью более уверены в себе. Это связано с тем, как мы на подсознательном уровне оцениваем собеседника. В животном мире для нападения и защиты используются челюсти и зубы. Те же правила перекочевали в подсознание человека. Если у мужчины крупный подбородок, то его воспринимают иначе. Неосознанно он это считывает и чувствует себя более уверенно.

Губы

Прежде чем положить что-то в рот, человек касается предмета губами, там находится огромное количество рецепторов. Это оперативный отдел, или разведка. Поэтому большой размер губ показывает, насколько человек раним и чувствителен. Отсюда и популярность процедур по их увеличению. Девушки, «надувая губки», создают эффект чувствительности.

Рот

Размер рта может подсказать, насколько у человека доминирует мотивация достижения. Это его желание больше зарабатывать, участвовать в крупных проектах. Люди с большим ртом амбициозны. Таких можно часто встретить среди менеджеров высокого ранга. Люди с маленьким ртом, напротив, нередко довольствуются тем, что имеют. Порой им нужна внешняя мотивация, чтобы двигаться вперед. Такие чаще работают по найму.

Круглое лицо

Есть более общий признак — соотношение сторон средней части лица. Если параметры один к одному или менее, то человек чаще опирается на интуитивное мышление. Решения принимаются быстро. В новых условиях такие люди адаптируются лучше других. Среди звезд эти качества присущи актерам Эштону Кутчеру, Леонардо Ди Каприо и Кэмерон Диас.

С вами интересно

Люди, которые вас искренне слушают, не будут активно жестикулировать. Они не отвлекаются на что-то постороннее, а внимательно смотрят на вас. Распознать интерес можно и по небольшому наклону корпуса к вам. В большой компании легко заметить тех, кто привлекает больше всего внимания. Люди инстинктивно направляют носки ног в сторону собеседника, с которым им интересно общаться.

Я вас перебью

Если собеседник нервно теребит себя за ухо или прижимает пальцы к губам, то он, скорее всего, не согласен с тем, что вы говорите, и хочет вас перебить. Этот жест — аналог поднятой на уроке руки. Во взрослом возрасте так прерывать кого-то в разговоре уже не принято, но закрепившееся в школьные годы машинальное движение остается. Если человек захотел выразить свое несогласие, но передумал, то его рука поднимется на несколько сантиметров и снова опустится.

Идите мимо

Не так сложно понять, когда с вами не хотят разговаривать. Все уже знают о «закрытых» позах, скрещенных руках и ногах. Есть менее заметные признаки того, что человек желает уйти от разговора. Он может начать отгораживаться предметами, например надевать очки, расправлять длинные волосы или натягивать на глаза шапку. Если ваш партнер спрятал руки в карманы или принялся вытирать нос платком под предлогом насморка, то стоит задуматься о прекращении диалога.

Неуверенность

Обратите внимание на ваших коллег и партнеров, которые пришли на переговоры. Когда человек проводит ладонью по спинке стула, прежде чем сесть, это признак неуверенности в своих силах. Еще один типичный жест в такой ситуации — руки переплетены, большие пальцы нервно потирают друг друга. Почесывание шеи или скрещенные ноги тоже намекают на отсутствие уверенности в себе.

Логический склад

Если проанализировать стороны средней части лица, то можно определить, насколько человек доверяет логическому мышлению. Соотношение сторон должно быть больше, чем один к одному. Такие люди делают выводы, опираясь преимущественно на факты и уже известные закономерности. Их называют логиками. Очень ярко данная черта характера и внешности выражена, к примеру, у физика Альберта Эйнштейна. Среди наших современников логическим складом ума также отличаются британский актер Бенедикт Камбербэтч и министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Нос

Длина носа отвечает за мотивацию интереса, насколько важны для человека новая информация и опыт. Длинный нос выдает личность любознательную. Такие люди получают удовольствие в процессе исследования всего нового. Тупой кончик носа говорит об обратном. Такая внешность соответствует консервативному мышлению. Человек любит выбирать уже известный путь и не горит желанием приобретать какой-то новый опыт.

Мне стыдно

Если ваше присутствие или действия вызвали чувство неловкости у собеседника или даже смущение, то он незамедлительно отведет от вас взгляд. В такой ситуации люди становятся суетливыми. Меняют позу несколько раз, что-то ищут в сумке или даже нарочно роняют предметы.

Уверенность

Человек, который уверен в своих силах, будет демонстрировать это и через язык тела. Таких людей можно распознать по высоко поднятому подбородку, заложенным за голову рукам. Весьма характерный (особенно для руководителей) жест, показывающий уверенность в себе, своей позиции и своем праве отдавать приказы, — сложенные «домиком» пальцы.

Врите с улыбкой

Иногда возникают ситуации, когда требуется убедительно солгать. Для достижения успеха нужно смотреть визави точно в переносицу: так создается эффект «честного взгляда в глаза». Брошенный вверх-влево взгляд — признак, что человек придумывает или фантазирует. И обязательно улыбайтесь, причем максимально искренне.

Когда мы улыбаемся от всего сердца, то в уголках глаз собираются морщинки, задействованы все мышцы лица, а не только губы.

Наклонитесь поближе к собеседнику, создавая ощущение большей доверительности. Следите за руками собеседника: неопытный врун непроизвольно почесывает нос, теребит ухо или подбородок. Лжецов выдают дрожание или неровность голоса.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена Виноградова, кандидат психологических наук:

— Более 90 процентов информации во время общения мы передаем собеседнику невербальными сигналами. Наш мозг неосознанно считывает мимику, положение рук и ног, интонации, направление взгляда. Если к процессу подойти осознанно, то, несомненно, можно «прочитать» человека по внешним признакам. Жаль, что многие не пользуются в быту этими знаниями. Тогда было бы гораздо проще понять друг друга.

Читайте также: Звезда «Битвы экстрасенсов» рассказала, как распознать знаки судьбы

характер бойцовский характер жесты язык жестов

10+ примеров, 5 интересных фактов!

Как научиться понимать людей, опираясь на их жестикуляцию и мимику? Психология мимики и жестов даёт ответ на этот вопрос.

Изучив и поняв эту тему, можно обеспечить отсутствие тайн и скрытых смыслов в разговорах с окружающими и научиться читать людей, как открытую книгу.

Согласитесь, способность весьма полезная?

Содержание

Что такое

психология мимики и жестов?

Мимика и жесты в общении с окружающими играют огромную роль. Они помогают усилить, в полной мере раскрыть чувства. С помощью мимики мы выражаем эмоции, о которых не говорим. Наше тело весьма коварно, мы можем не замечать, как говорим одно, а язык тела показывает совсем другое.


Читайте также на нашем сайте:


Сами того не замечая, мы выдаем свои скрытые замыслы и недосказанные слова. Наше тело красноречивее любых речей и тирад.

Неопытному человеку будет тяжело разобраться, где и как слукавил его собеседник. Но тому, кому знакома тема мимики и жестов, обеспечены понимание ситуации и возможность взять ее под контроль.

Мимика и жесты очень сильно переплетены между собой, поэтому их всегда рассматривают в одной связке.

“Тот, кто лжет на языке слов, выдает себя на языке жестов, на которые он не обращает внимания”.

Освальд Шпенглер

Мы поступим также и в этой статье ответим на самые распространенные вопросы по теме мимики и жестов.

Мимика и жесты человека, психология влияния! Читайте, будет интересно 😉

Термины и понятия раздела мимики и жестов

Жестикуляционный рефрен, словарь символики психоанатомии, эргономика жестов. Что это такое?

Эти словосочетания тяжелы к восприятию для людей, впервые столкнувшихся с темой жестикуляции и мимики. Проще говоря, это составляющие данного раздела психологии, позволяющие понять мимику и жесты на более подробном уровне, чем «у него горят уши, значит он врет». Все куда более глубоко и серьезно, чем может показаться на первый взгляд.

Жестикуляционный рефрен это повторяющийся жест, который всегда имеет один и тот же смысл.

Вот пример. Скрещенные руки. Если правая лежит поверх левой – обида. Если наоборот – защитная позиция.

Словарь символики психоанатомии – это своего рода расшифровка языка жестов. Исходя из него, можно узнать, что означают определенные жесты в сложившейся ситуации. Данный раздел рассматривают сугубо на конкретных примерах, так как в разных ситуациях, один и тот же жест может трактоваться по-разному.Эргономика мимики и жестов – это раздел, описывающий способность приспособить язык тела для решения конкретных задач. Например, оказывать влияние на психику человека с помощью позитивных убеждений, передаваемых через жесты.

Изучение эргономики жестов – прекрасный способ научиться общаться продуктивнее и эффективнее. Он даёт возможность влиять на человека жестами и мимикой, которые подсознательно вызывают у того позитивные эмоции.

Этим хорошо пользуются мошенники. Например, для того, чтоб расположить человека к себе, мошенник может во время рассказа анекдота или какой-то приятной и смешной истории коснуться его руки. Таким образом мозг человека начинает позитивно реагировать на данный жест.

Затем, когда дело подходит к «провороту» самой аферы, мошенник невзначай опять касается руки человека, пробуждая в его сознании расслабленность и позитив. Так легче совершить махинацию, ведь расслабленный человек не начнёт что-то подозревать. Его мозг обманут психологией.

Что даёт понимание мимики и жестов?

Краткий список преимуществ:

  • Активная работа мозга.

Нужно запомнить кучу жестов и движений, которые обозначают какой-то конкретный смысл. К примеру, если во время диалога собеседник чешет затылок, это означает, что он не уверен в Ваших словах и поддает их сомнению. Можно привести массу таких примеров, и большинство из них нужно постоянно держать в памяти.

  • Умение подстраиваться и изменять ситуацию.

Когда вы знаете больше, чем вам говорят, вы можете чаще находить правильные решения в различных ситуациях, подводить собеседника к чему-то или получать ответы там, где он их даже не произносит.

  • Понимание негативных побуждений человека.

Знание этой темы даст вам возможность оградить себя от вранья, зависти, недружелюбия и т.д.

  • Понимание внутреннего мира собеседника.

Правильная интерпретация мимики и жестов не только даёт возможность заглянуть в душу, выведав все тайны собеседника, но и понять, что ему нужна помощь, хоть он и пытается это скрыть. В этом случае можно попытаться найти нужные слова и попытаться вместе разобраться с проблемой.

  • Развитие способности замечать мельчайшие детали.

Без этой способности невозможно трактовать сложившуюся картину из мимики и жестов. Один незамеченный жест может кардинально изменить весь смысл сигналов, подаваемых телом. Поэтому, если мы хотим правильно интерпретировать язык тела другого человека, нам необходимо быть более внимательными и восприимчивыми к мелочам.

  • Саморазвитие.

Саморазвитие – это дополнительный бонус при изучении психологии мимики и жестов. Человек учиться познавать как себя, так и окружающих, изучает что-то глубокое, черпает для себя что-то полезное.

С чего начать обучение языку мимики и жестов?

Рассмотрим все источники знаний по психологии мимики и жестов:

  • Литература.

Первый помощник в изучении данной темы. Кроме печатных книг многие специалисты в этом разделе психологии выпускают журналы, открывают сайты и ведут блоги в интернете.

  • Курсы по изучению психологии мимики и жестов.

Человек, разбирающийся в теме, сможет лично показать и объяснить, как всё работает и как применять полученные знания в жизни.

  • Просмотр сериалов или документальных фильмов на эту тему.

Как ни странно, оттуда можно почерпнуть весьма большой объем информации. Плюс ко всему, там всё показано на практике, что значительно упрощает понимание и усвоение «уроков» в голове.

  • Практика.

Читать и смотреть – это, конечно, хорошо, но необходимо применять полученные знания в реальных условиях. Это единственный способ усвоить информацию и изменить что-то в своей жизни.

Значение жестов и мимики на конкретных примерах

Теоретические знания нужно рассматривать на конкретных, смоделированных ситуациях. Только так можно правильно понять, о чем «молчит» собеседник. Разберём, как связаны чувства собеседника с движениями различных частей его тела.

Губы

Чаще всего с подвижностью губ связывают самоуверенность.

Пример 1.

Собеседник, опершись локтем о подлокотник кресла, теребит указательным пальцем губы, при этом не издавая ни единого звука.

Это означает, что человек растерян и не знает, какое решение принять. Собеседник думает, что им пытаются манипулировать, а его жест равносилен неуверенности. Данный пример является не частым, но зато очень красноречивым.

Пример 2.

Герметично сжавшиеся губы собеседника совсем перестали быть видны.

Здесь два варианта:

  • Это показывает человека как добродетеля, довольно опытного, мудрого.
  • Отвращение. Причем близкое к полному отторжению. Это более частый вариант.

В данном случае важен контекст беседы. Если во время разговора Вы обмолвились о чем-то неприятном или задели какую-то болезненную для собеседника тему, то это можно заметить по его сжатым губам. В этом случае стоит увести разговор в сторону и сменить тему на нейтральную.

Пример 3.

Собеседник закусывает верхнюю или нижнюю губу.

Это означает недовольство человека. Возможно, ваш собеседник измотан и эмоционально перегружен. Если верхнюю губу закусывает женщина, она, как правило, чего-то опасается.

Также этот жест может рассматриваться как соблазнение, тогда он свидетельствует о любовном возбуждении.

Спина

Спина – это центр чувственности, также отвечающий за способность вкладывать максимум сил в какое-то дело.

Пример 1.

Собеседник дружески хлопнул товарища по спине.

Это прямое выражение симпатии или просто хорошего настроения. Говорят, это сокращенная версия объятий.

Стоит отметить, что не всегда данный жест означает что-то хорошее. Читайте часть статьи про эргономику жестов.

Пример 2.

Собеседник общается с Вами, повернувшись спиной.

Если данную позу принимают мужчины, это говорит об их неспособности принимать решения. Также это указывает на отсутствие лидерских качеств, ведь тот, кому они присущи будет открыто встречать любой поворот ситуации и решать вопросы, находясь к собеседникам лицом.

Кисти

Кисти – самая активная и подвижная часть тела, она может рассказать о многом.

Пример 1.

Если Ваш собеседник держит кисти в позе «молитвы», то это означает скорее непримиримый жест, нежели снисходительный. Стоит быть готовым к тому, что собеседник будет возражать по поводу сказанного Вами.

Пример 2.

Собеседник закрывает руку, как бы держа в ней что-то маленькое.

Данный жест означает, что человек только забирает, а не отдает. Это символ эгоизма.   

Челюсть

Челюсть ассоциируется со злостью во всех ее негативных проявлениях.

Пример 1.

Бывает такое, что человек среди ночи начинает скрипеть зубами? Так вот, это вовсе не привычка или особенность организма, это ничто иное, как гнев. Чаще всего человек, переживший весьма злобную и мрачную ситуацию днем, невольно проявляет это ночью сквозь сон.

Пример 2.

Челюсти собеседника постоянно находятся в скрытом жевательном процессе. Это свидетельствует о весьма переменчивой личности.

Пример 3.

Желваки будто пульсируют под кожей, а из глаз вот-вот брызнут слезы. Это знак того, что собеседник явно теряет самообладание, он чем-то сильно потрясен и держит эмоции в себе из последних сил.

В статье мы рассматриваем только основные примеры, помимо них психология мимики и жестов разбирает множество ситуаций и контекстов.

Благодаря этим знаниям, каждый имеет возможность почувствовать суть поведения своего собеседника, понять, что на самом деле он испытывает и чувствует.

Как не прискорбно, людям свойственно врать, что-то скрывать или недоговаривать. Психология мимики и жестов, поможет пролить свет и ясность на многие ситуации, такие серьезные знания могут уберечь от  неприятностей.

Как использовать знания о мимике и жестах?

Пользоваться такими знаниями можно очень активно.

  • Если было замечено по определенным жестам или мимике, что собеседник не желает продолжать разговор, можно тактично завершить беседу и удалиться.
  • Наблюдая, как новый знакомый лукавит или скрывает правду, можно удалить такого человека из круга общения, лишив себя вечных тайн и недомолвок.
  • Можно спастись от обманщиков.

Профессиональные лжецы и манипуляторы отлично разбираются в психологии. Для того, чтоб скрыть тайные проявления мимики или жестов, они учатся контролировать самые мельчайшие движения.
Их тяжело, но всё же возможно раскусить. Достаточно понаблюдать за их поведением некоторое время, где-то их тело даст сбой и тогда всё станет явным.

Совет: если вы не уверены в правдивости речей человека, задавайте ему больше вопросов и наблюдайте за движениями его тела.

Такое глубокое знание дает возможность видеть истинное лицо людей. Не все являются теми, за кого себя выдают. Так почему бы не “расколоть” человека до того, как он смог предпринять в Вашу сторону что-то не очень приятное.

  • С позитивной стороны умение пользоваться жестами и мимикой может подсознательно расположить к вам человека, расслабить его и сделать очень сговорчивым.

Вы сможете позитивно влиять на него, на его самочувствие. Так почему бы не наделить эмоции человека позитивом, используя мимику и жесты?

Психология мимики и жестов в обществе

Знания и мимике и жестах широко используют при расследованиях и следствиях.

При допросе подозреваемого или свидетеля, специалист может отследить определенные мимические характеристики, по которым легко вычисляется врёт человек или говорит правду. Наше тело не даст себя обмануть. Человек может сам того не подозревая, выдать себя через жесты и мимику.

Также психология мимики и жестов находит своё применение в политике. Известно, почти все политики что-то недоговаривают. Узнать, что конкретно поможет данный раздел психологии.

Интересные факты
  • Есть интересный способ узнать врёт ли человек: нужно пожать ему руку. Если врёт – она будет холодной, так как когда человек лжёт, организм это понимает и предпринимает меры. Кровь спускается в ноги, чтобы в случае чего – бежать со всех ног.
  • Искренняя улыбка длится не больше четырех секунд. Мало того, дополнительным фактором искренности являются морщинки вокруг глаз. Если человек «натягивает» улыбку, то мимика глаз не будет затронута.
  • Если мужчина во время разговора с женщиной повернул ногу носком в ее сторону, это означает, что он испытывает симпатию. Это отличный способ для девушек проверять молодых людей на наличие интереса в их сторону.
  • Зуд. Как ни странно, зуд может вам многое рассказать, стоит лишь обратить внимание, в каком месте он возникает. Чешется затылок? Это свидетельствует о неуверенности в себе. Если же это подбородок, то подсознание подталкивает человека на то, чтоб он бросил вызов. Если зуд начался в районе тыльной стороны левой руки – нужно «закрыться». Правая кисть (также тыльная сторона) – подсознание говорит, что нужно схитрить.
  • В некоторых случаях мимика, жесты мужчин имеют совершенно другое значение, чем те же самые мимика и жесты женщин.

Заключение

Психология мимики и жестов – нелегкая тема для изучения и освоения. Но насколько же она интересна и увлекательна! Подумать только, толкование простых элементов поведения помогают в буквальном смысле читать человека, как книгу. Это очень ценная способность.

В первую очередь она приходит с умением наблюдать. Не обязательно быть дипломированным специалистом или иметь большой стаж работы в этой сфере. Достаточно просто учиться видеть, замечать все мелочи и анализировать их, прокручивать в голове факты, сопоставлять информацию и делать выводы.

Психология мимики и жестов может научить вас видеть людей насквозь. Это настоящая суперсила, обладать которой может лишь человек с большим упорством и желанием постигать тайны человеческой психологии.

Под конец, видео про жесты и мимику! Смотрим;)

Жесты ваших рук говорят за вас

Все хоть иногда «разговаривают» руками. Разговор руками или жесты некоторых людей хорошо соответствуют их сообщению. Другие люди склонны делать слишком большие жесты, которые могут отвлекать. А третьи вообще мало используют руки. К какому бы лагерю вы ни относились, важно обращать внимание на жесты рук во время общения или выступления. Возможно, вы бессознательно общаетесь способами, о которых не подозреваете. Многие жесты универсальны для разных культур и регионов. Вот несколько примеров.

Без жестов рук: Если вы вообще не пользуетесь руками, это может быть воспринято как равнодушие. Ваша аудитория может подумать, что вам все равно, о чем вы говорите.

Руки скрыты: Если ваша аудитория не может видеть ваши руки, им будет трудно вам доверять.

Руки открыты, ладони согнуты под углом 45 градусов: Сообщает, что вы честны и открыты.

Руки раскрыты ладонями вниз: Сообщает, что вы уверены в том, о чем говорите.

Ладони обращены друг к другу, пальцы вместе: Сообщает, что у вас есть опыт в том, о чем вы говорите.

Руки, сжатые перед собой: Сообщает, что вы нервничаете или нерешительны, а также прикосновение к лицу, волосам или шее.

Жесты рук, которые превышают очертания вашего тела: Сообщает большую идею или концепцию. Но если все ваши жесты рук будут крупными, вы покажете, что вы хаотичны или вышли из-под контроля.

Жесты рук могут иметь культурное значение: несколько лет назад я выступал на конференции в Лиссабоне, Португалия. Это был мой первый визит в Португалию, и я сразу же влюбился в особую выпечку с заварным кремом, которой славятся Лиссабон и Португалия. Однажды утром я зашел в пекарню и заказал два пирожных. Я сделал это, подняв два пальца, подобно жесту «победа» или «мир» в Соединенных Штатах. Продавщица за прилавком положила в коробку три пирожных. Позже я узнал, что жестом для двоих было бы поднятие большого и указательного пальцев. Несмотря на то, что мой большой палец не показывался, человек за прилавком подумал, что я сигнализирую о трех.

Мне повезло, что у меня не было больше неприятностей, чем лишняя выпечка. Многие жесты рук не являются универсальными. Прежде чем выступать в стране или с культурой, с которой вы не знакомы, проведите небольшое исследование, чтобы выяснить, какие жесты в вашей презентации могут быть неправильно поняты, вообще не поняты или оскорбительны.

Что вы думаете? Вы экспериментировали с использованием жестов для передачи уверенности и опыта?

Вот моя любимая книга о языке тела: Безмолвный язык лидеров: как язык тела может помочь или навредить тому, как вы руководите Кэрол Кинси Гоман (2011).

Еще больше замечательных советов по презентации и выступлению см. в моей книге: 100 вещей, которые должен знать каждый докладчик о людях (2012).

Мышление жестами – Ассоциация психологических наук – APS

Могут ли жесты говорить громче слов? Избранный президент APS Сьюзан Голдин-Медоу определенно так думает. Во время своего обращения к стипендиатам Уильяма Джеймса Голдин-Медоу поделилась основными моментами своего основополагающего исследования силы жестов, начиная с важной роли, которую жесты играют в человеческом обучении и познании.

«Вы должны быть осторожны с движениями рук, потому что, двигая руками, вы можете изменить способ своего мышления», — предупредил ученый-психолог из Чикагского университета аудиторию на ежегодном съезде APS 2015 года. в Нью-Йорке.

Исследование Голдин-Медоу показало, что жесты, которые мы производим, когда говорим, — это не просто случайные движения, используемые для акцента, — эти жесты взаимно связаны с нашими мыслями и даже с нашей способностью учиться. Голдин-Медоу определяет жест как телесное действие, которое представляет информацию и, таким образом, оказывает косвенное влияние на мир — в отличие от действий, которые воздействуют на мир напрямую (например, жестикулирование при открытии банки по сравнению с открыванием самой банки).

«Жесты, которые мы производим, открывают окно в наши мысли, и это окно часто дает представление, отличное от окна, которое дает нам речь», — объяснила она. «Важно, что жесты не только отражают то, что мы знаем, но и жесты, которые мы производим, могут изменить то, что мы знаем».

Жесты отражают знания

С помощью серии влиятельных экспериментов Голдин-Медоу и его коллеги продемонстрировали неотъемлемую роль жестов в обучении. Наблюдая за жестами, которые дети делали, объясняя, как они (неправильно) решили задачу, Голдин-Медоу и ее коллеги смогли предсказать способность конкретного ребенка успешно научиться решать задачу.

Используя задание, первоначально разработанное Жаном Пиаже, Голдин-Медоу показал детям в возрасте от 5 до 8 лет два ряда по шесть шашек, тщательно выстроенных так, чтобы каждая шашка в одном ряду соответствовала шашке в парном ряду. Затем исследователь разложил шашки в один ряд так, чтобы между ними было больше места, в результате чего один ряд оказался длиннее другого.

Затем Голдин-Медоу спросил детей, в каком из двух рядов больше шашек. Дети не всегда понимали, что два ряда, несмотря на разную длину, имели одинаковое количество шашек, то есть они не понимали сохранения числа (т. е. это количество не обязательно меняется, когда его форма или контейнер удерживая его меняется).

Голдин-Мидоу смог предсказать, какие дети будут учиться сохранению, основываясь на жестах, которые дети производили, когда объясняли, почему, по их мнению, в рядах было разное количество шашек. Когда их попросили дать объяснение, некоторые дети сказали: «Это другое, потому что вы их двигали», используя свои руки, чтобы имитировать жест распространения, который использовал исследователь. Эти дети были классифицированы как «сопоставители жестов и речи»; жесты, которые они делали руками, соответствовали рассуждениям, которые они формулировали своими словами.

Однако другие дети жестикулировали так, что это не соответствовало их речи. Эти дети давали одно и то же словесное объяснение того, почему два ряда были разными — исследователь раздвигал один ряд, чтобы сделать его длиннее, — но вместо того, чтобы использовать раздвигающее движение, дети указывали на шашку в одном ряду, затем на шашку в другом. другой ряд, затем обратно к первому ряду и так далее.

«Ребенок использует свои жесты, чтобы соединить шашки в одном ряду с шашками в другом ряду, что является первым шагом к взаимному соответствию», — объяснил Голдин-Медоу. «Когда мы нашли таких детей, мы подумали, может быть, они находятся в другом когнитивном состоянии, чем те, кто сопоставляет жесты и речь».

И действительно, эти дети, названные жестикуляционно-речевыми «несовпадающими», с гораздо большей вероятностью преуспевали в выполнении задания (то есть узнавали, что количество шашек в двух рядах одинаково, даже если один ряд был разложенными) после инструкции по сохранению чисел, чем дети, которые соответствовали их жестам и речи.

«Это говорит о том, что жесты действительно являются эффективным инструментом обучения — учителя могут использовать его, чтобы определить, кто из их учеников готов к выполнению той или иной задачи», — сказал Голдин-Медоу. «Жест передает содержательную информацию о мыслях говорящего. Идеи, выраженные жестами, не всегда выражаются речью, и здесь все становится интереснее».

В ходе одного эксперимента исследователи обучали группы учащихся третьего и четвертого классов стратегии решения простой математической задачи. Им дали уравнение (например, 7 + 8 + 5 = _ + 5) и попросили заполнить пробел, чтобы сбалансировать уравнение. Эти типы уравнений могут быть сложными для новичков в математике; они склонны либо складывать все числа во всем уравнении (и получать ответ 25 для этой задачи), либо складывать все числа в левой части уравнения (и получать ответ 20).

Одна группа детей получила только устные инструкции. Две другие группы обучались с использованием совпадающей или несовпадающей речи и жестов. Взаимосвязь между речью и жестами оказала глубокое влияние на то, насколько хорошо дети учились: дети, которые получали от инструктора несоответствующие жесты, учились больше, чем дети, которые получали совпадающие жесты, и больше, чем дети, которые получали только словесные инструкции.

Дополнительные исследования показали, что жесты могут даже помочь учащимся расширить свои знания для решения незнакомых типов задач, что лежит в основе обучения.

Жесты, которые вводят нас в заблуждение

Хотя жесты, безусловно, являются мощным инструментом для улучшения обучения, информация, передаваемая жестами, также может ввести людей в заблуждение. Дети улавливают информацию по жестам взрослых, даже если эта информация не соответствует действительности — явление, которое распространяется и на показания очевидцев.

«Я не хочу спорить о том, что жесты — это безусловное благо с точки зрения обучения, — объяснил Голдин-Медоу. «Я хочу доказать, что жест — это мощный инструмент для обучения. Его можно использовать во благо, но можно и во зло».

Свидетельские показания, которые иногда называют золотым стандартом доказательств в юридическом мире, часто ненадежны. В серии экспериментов Голдин-Медоу и его коллеги продемонстрировали, что жесты могут быть одним из способов неправомерного воздействия на свидетелей, особенно детей.

В одном примере Голдин-Медоу показывает видео ребенка, сидящего за столом с исследователем. Ребенок только что посмотрел выступление музыканта. Когда исследователь задает ребенку идеально сформированный открытый вопрос о музыканте — «Что еще он был одет?» — ребенок перечисляет ряд головных уборов разного типа. Однако на музыканте не было шляпы — так как же этот открытый вопрос привел к серии ответов в шляпе?

Внимательно посмотрев видео, вы увидите, что исследователь делает тонкий жест, когда задает вопрос, натягивая поля воображаемой шляпы на глаза.

«Это невероятно мощное явление, но оно полностью игнорируется юридическим миром, — говорит Голдин-Медоу. «Поэтому мы не обязательно знаем, когда интервьюеры вводят в заблуждение очевидцев».

Извлечение смысла из жестов

Используются ли жесты для достижения добрых, злых или нейтральных целей, жесты имеют силу, потому что люди извлекают из них значимую информацию, даже не осознавая этого.

Эта тенденция проявилась в другом эксперименте по обучению, в котором детей просили решить уравнение того же вида: 7 + 8 + 5 = _ + 5. Всех детей учили произносить слова: «Я хочу сделать одну сторону равной другой стороне». Некоторых детей также учили указывать двумя пальцами на два числа, сумма которых отсутствовала в пропуске (7 + 8), но другую группу детей учили указывать на два неправильных числа (8 + 5). Третью группу научили решать уравнение, используя только слова.

Интуитивно казалось, что условие неправильного числа было бы катастрофой, но удивительно, что даже вводящий в заблуждение жест приводил к лучшему обучению, чем отсутствие жестов вообще. Чем правильнее были жесты ребенка, тем лучше его успеваемость, но даже жесты, передающие лишь частично правильную информацию, были более полезны для обучения, чем слова сами по себе. Концепция группировки — метафорически группировка наборов чисел вместе — по-видимому, возникла из жестов, которые ребенка учили производить, даже если жесты выделяли не те два числа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *